ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Верит ли Ваш ребёнок в Деда Мороза? Почему детям важно верить в Деда Мороза? Верят ли дети в деда мороза статистика

«Вы меня обманывали, Деда Мороза не существует!» Что нужно отвечать ребенку на такие вопросы? Medialeaks поговорил с практикующим детским психологом Максимом Прохоровым из Психологического центра на Волхонке о том, как вера в чудо важна и взрослым, и детям.

Как важна для ребенка вера в Деда Мороза? В чудеса? На что эта детская вера влияет в будущем?

Вера в чудеса крайне важна, даже взрослым людям иногда очень полезно поверить в чудо. Кто-то верит в сверхъестественные вещи, кто-то в Бога. Но суть не в этом. Суть в том, что иногда важно верить, что чудо есть, так как это помогает двигаться дальше. А ребенок вообще живет немножко в другой реальности. У него еще нет границ между реальностью и выдуманным миром, они размыты. И это абсолютно нормально до какого-то возраста. Ребенок еще только учится тестировать реальность, понимать, где что. Поэтому Дед Мороз - это важно и здорово, вера в него - это вера в чудо. Вера в то, что есть кто-то, кто думает о тебе целый год, кому интересно, что ты любишь, чего ты желаешь.

До какого возраста лучше эту веру поддерживать? Именно в Деда Мороза, а не в чудо.

А пока ребенок однажды к вам не придет и не заявит безапелляционно, что Деда Мороза нет. Это вообще индивидуально, и где-то до средней школы верить в Деда Мороза абсолютно нормально. Есть вещи, о которых лучше поговорить родителям с ребенком, - например, секс или насилие, агрессия. А есть вещи, о которых лучше ему узнать от других. Вот пусть ему о том, что Деда Мороза нет, расскажут одноклассники, он вступит с ними в какую-то дискуссию, сделает какие-то выводы.

А стоит ли приглашать малышам актеров-Дедов Морозов? С какого возраста они начинают воспринимать Деда Мороза как того самого дедушку из сказки, а не просто чужого, вызывающего страх человека?

Ну, думаю года в три уже ребенок осознает, что это тот самый дедушка. Конечно, лучше нарядиться Морозом самому папе или какому-то знакомому мужчине. Я помню по своему детству, у нас наряжался сосед. Конечно, тогда нельзя было в магазине купить хороший костюм. Он наряжялся так, в какой-то халат, борода из ваты, но это было очень здорово…

Сердечно?

Да, это было сердечно! Мы думали - вот он, наш Дед Мороз!

Насколько сильно для детей разочарование, когда они понимают, что Деда Мороза не существует. С чем его можно сравнить? Это настоящее горе, стресс?

Очень индивидуально. Я знаю такую страшную историю, когда учительница в первом классе на уроке детям заявила, что вообще-то Деда Мороза нет.

Ужас. Чего это она?

Не знаю, старой закалки, может быть. И она прямо им сказала: его нет. И это была травма, потому что часть детей к этому нормально отнеслась, часть просто не поверила учительнице, а часть была реально травмирована. Потому что, ну как же так? Родители говорят, что есть, а она - что нет. Поэтому все очень индивидуально. Но бояться, что ребенок однажды узнает правду и как-то разрушится из-за этого, не стоит. Потому что если это может так подействовать, то тут встает вопрос о том, что нужно проработать какие-то другие психологические проблемы ребенка.

А как вообще можно сгладить эффект? Подготовить ребенка к этому никак нельзя? Что отвечать ему, когда он спросит: «Вы меня обманывали?»

Надо постараться, чтобы уход от этой веры был плавный. Мне кажется, в норме все должно происходить как-то само собой… Если же ребенок приходит и говорит вам: как же так, вы что, меня обманывали, то тут тоже есть вариант. Например, у нас ведь есть официальный Дед Мороз, он проживает в Великом Устюге. Так можно и объяснить: вообще-то Дед Мороз есть, показать фотографии или видео с ним. Но объяснить, что он один, а детей очень много, и он просто не может ко всем прийти. Тем не менее ему можно писать письма, он передаст все родителям, а родители уже подарят подарки.

То есть, отвечая на прямой вопрос, лучше использовать такую полуправду? Он есть, но на санях не летает и в камин через трубу не падает…

Ну, примерно так. Но это зависит от того, насколько ребенок готов к этому. Если вы видите, что ребенок готов принять идею, что Деда Мороза нет, то можно сказать, что это красивая легенда. А если ребенок уходит в ту сторону, что, ну как же так… Тогда лучше приукрасить историю.

А что вы скажете о методах шантажа Дедом Морозом, которые родители нередко используют против своих детей. Не съешь кашу - дедушка не придет и подарков не жди. Насколько это правильно?

Плохо, когда Дед Мороз становится средством управления ребенком. Знаете, вот, например, говорят, что Санта Клаус детям, которые себя плохо ведут, дарит не подарки, а угольки. И дело в том, что это может сильно повысить тревогу ребенка. Один ребенок к этому отнесется нормально, скажет, ну вот, да, я хорошо себя вел и я заслужил подарок. А другие дети могут подумать: я вроде бы себя хорошо вел, но вдруг я все-таки где-то согрешил и ничего не получу, вот я недавно о чем-то плохом подумал, а Дед Мороз об этом узнает… То есть хорошо, когда Дед Мороз не вызывает тревоги у ребенка.

Как думаете, должны ли «Деды Морозы» дарить детям дорогие подарки? Новомодные гаджеты, iPad. Не портит ли это детей?

Ну, это тоже большая проблема, потому что, с одной стороны, важно не то, какой крутой подарок, а с какими чувствами он подарен. С другой стороны, это всегда большой облом, когда ты вообще-то просил у Деда Мороза огромный компьютер, а он тебе дарит плюшевую игрушку.

Ну, это можно обяснить: Дед Мороз один, детей много, денег на все подарки не хватает.

Ну, можно и так. Но еще, если вы считаете, что вы можете этот iPad купить, но еще вашему ребенку рановато, то можно с ним договориться, сказать, давай-ка попозже. Тут желательно предложить конкретную дату. Давай, ты будешь полгода трудиться, а взамен получишь iPad.

А это как раз не тот шантах, про который вы говорили?

Ну, есть шантаж, а есть ответственность. Ребенок должен учиться быть ответственным, должен учиться взаимопомощи. Но это уже для тех, кто ходит в школу. До школы этого делать не нужно.

Вот когда детям платят деньги за пятерки, это плохо. Это уже не детско-родительские отношения, а…

Товарно-денежные?

Да, как у начальника и подчиненного, как будто мы выплачиваем зарплату. И тут уже не понятно, кто кого играет. С другой стороны, поощрить ребенка за успехи - всегда хорошо. Но нужен адекватный способ.

Максим, а есть ли у вас вообще ощущение, понимание того, как изменились дети за последние годы? Некоторые говорят, что дети уже не такие наивные, им уже сложнее верить в Деда Мороза.

Я против утверждения, что дети изменились. Изменилось общество в целом.

Да, но это же как-то влияет на детей, на детство?

Да, но просто когда говорят, дети изменились, в этой фразе всегда звучит какое-то осуждение. Постоянно учителя так говорят: вот были раньше, а теперь! Все меняется, безусловно, но дети не стали хуже или злее.

А если конкретно про наивность говорить, про веру в чудо.

Но тут нужно проводить научное исследование, чтобы ответить на этот вопрос. Маленький ребенок, в любом случае, даже если у него родители физики или математики, все равно будет верить в сказку до какого-то возраста. Конечно, всегда есть дети, которые уже в перовом классе всем рассказывают о том, что нет никакого Деда Мороза. Но все же такие дети, скорее, исключение.

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов , настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые…

Отец Алексей Агапов: «Да, у меня был такой случай: “И этот не настоящий…” — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно».

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: «Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал “спасибо”, а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних».

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: «Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: “Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет”, а они: “Как, а к нам не придет?” — “А надо, что ли?” — “Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!” И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!»

Так что на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»

Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

— Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.

Верит ли ваш ребенок в Деда Мороза?

Не все родители поддерживают веру своих малышей в Деда Мороза. Одни считают, что не следует лгать ребенку - в любом случае он когда-нибудь узнает правду и сильно разочаруется. Такие родители не хотят, чтобы потом, когда ребенок вырастет, он сомневался во всех вещах, которым они его учили. Другие считают, что дети должны ценить усилия своих родителей, которые стараются подарить к Новому году что-то приятное и обрадовать своего ребенка. Верит ли ваш ребенок в Деда Мороза? Если верит - не стоит разрушать его детскую веру в сказку.

Ребенок живет сказочным мироощущением. Весь мир для него - чудо. До определенного возраста он не понимает законов, по которым существует этот мир, и в его представлении все происходит волшебным образом. Разрушение веры в Деда Мороза - это одно из первых столкновений с миром взрослых, с суровой реальностью, где сказке нет места. Но именно детская вера в чудо, в то, что все возможно, что все желания могут исполниться, будет защищать вашего малыша, когда он уже вырастет. Она будет давать ему надежду в трудных ситуациях. Если говорить с точки зрения психологии, то не имеет значения, существует ли Дед Мороз на самом деле. Важно то эмоциональное переживание, которое испытывает ребенок, получая волшебный подарок от доброго старика. А, согласитесь, получить подарок от сказочного Деда Мороза - это совершенно не то, что от папы с мамой! Именно эти волшебные переживания формируют подсознательную программу будущей жизни вашего любимого чада, сценарии исполнения заветных желаний.

Возможно, он забудет многое из того, как встречал Деда Мороза в детстве, как ждал его прихода, как с восторгом разворачивал свой подарок, но в подсознании останется та радость и счастье, которое он испытывал в эти минуты своего детства. Это будет подспудно влиять на его жизнь, эти чувства превратятся в согревающую его энергию, которая и будет питать его волю к жизни. Радостное ожидание чуда и исполненные заветные детские желания станут положительным ресурсом его личности. Новый год символизирует смерть и возрождение. Этот праздник наступает в самый неблагоприятный период - когда природа «умирает», в середине самого холодного времени года. И он приносит радость, новые подарки и сюрпризы. Он готовит малыша принимать неожиданности и перемены судьбы, учит, что даже трудные времена могут превратиться в чудесные возможности.

Не бойся, я с тобой

Познакомить с Дедом Морозом можно уже и годовалого малыша. Но, вероятнее всего, ребенка до двух лет такое «чудо» испугает. Если вы собрались на праздничное представление, то придите пораньше, чтобы он немного освоился в зале перед началом.

Если малыш все же испугался, возьмите его на руки, успокойте, выйдите с ним за пределы зала и через дверь понаблюдайте за Дедом Морозом. Если же малыш пугается Деда Мороза, приглашенного в дом, сделайте то же самое, выйдя в соседнюю комнату. Комментируйте действия сказочного гостя (это поможет ребенку понять, что тот делает) успокаивающим голосом: «Видишь, Дедушка Мороз принес тебе подарок. Он держит его в руках. Дедушка хочет познакомиться с тобой». Постепенно, шаг за шагом подойдите поближе к Деду Морозу и предложите малышу познакомиться с ним. Если ребенок, несмотря на эти ухищрения, продолжает пугаться и плакать, оставайтесь на прежнем месте и наблюдайте вместе с малышом, как «дедушка» положит подарок под елку и уйдет. После его ухода подойдите к елке и позвольте малышу взять свой подарок.

Вера в сказку

Заранее договоритесь с Дедом Морозом, чтобы тот загадал малышу загадки, на которые он знает ответ, и попросил спеть песню, которую карапуз специально выучил к Новому году. Когда Дед Мороз придет, подыграйте ему. Удивитесь, что он пришел, что он действительно существует, покажите, что для вас это тоже сюрприз и вы не ожидали его прихода.

Не обязательно приглашать Деда Мороза именно 31 декабря. Это самое пиковое время, поэтому не всегда для родителей это возможно. Малышу будет интересно встретиться со сказочным дедом и за 1-2 дня до Нового года или 1 января. Не забудьте подыграть малышу, когда он станет хвастаться и показывать вам свой подарок от Деда Мороза, который вы сами же и купили. Рассмотрите его, как будто видите его в первый раз, восхититесь, какой он хороший и красивый.

А мне не нравится...

Если после детского утренника ребенок расстроен, что подарок не тот, который он хотел получить, пообещайте, что Дедушка Мороз обязательно придет еще раз в волшебную новогоднюю ночь и оставит «настоящий подарок», именно тот, о котором он мечтал.

Ребенку может показаться, что его приятель получил гораздо лучший подарок, чем он. Помогите ему увидеть достоинства его подарка, придумайте, например, интересные игры, в которые можно играть с новой игрушкой. Если ваш малыш получил в подарок пушистого мишку, а его друг - радиоэлектронного робота, расскажите, что мишку можно положить с собою в кроватку, а с роботом спать неудобно, мишка будет радовать малыша очень долго, а робот может сломаться через месяц и т.д. Малыш может заказать Деду Морозу волшебную палочку или настоящий вертолет и сильно разочароваться от того, что не получил его на Новый год. Но так не хочется огорчать чадо в такой чудесный праздник! Заранее обсудите с крохой, что бы он хотел получить от Деда Мороза. Если мечту его невозможно реализовать, осторожно перенаправьте желания ребенка в другое русло: «А разве ты не хотел бы получить тот красивый конструктор, который мы видели с тобой в магазине игрушек? Мы будем играть в него с тобою вместе и построим большой замок. Попроси Деда Мороза принести его тебе в подарок!»

Готовимся к Новому году

1-3 года

Очень важно подготовить к встрече с Дедом Морозом детей до трех лет, чтобы они его не испугались, особенно если тот к ним еще ни разу не приходил. Маленьких детей не готовьте к Новому году задолго. Время для них тянется медленно. Нетерпеливый ребенок измучается от долгого ожидания. Для детей постарше подготовка к празднику усиливает те счастливые чувства от получения подарка, новогодних хороводов и семейного торжества.

Рассказывайте малышу о Деде Морозе. Кто он такой? Как он выглядит? Как он разговаривает? Он добрый, дарит подарки и любит маленьких детей. Объясните, что нужно делать, когда придет Дед Мороз, как его встречать - подойти и поздороваться, рассказать стихотворение или спеть песенку, а Дед Мороз обязательно подарит подарок, а вот какой - это сюрприз.

Разучите стихи и новогодние песенки с ребенком.

Купите книжку со сказками про Деда Мороза, новогодними песнями и рисунками новогодней елки, посмотрите вместе мультфильм, где присутствует Дед Мороз.

Купите ребенку игрушечного деда-мороза и вместе поиграйте с ним.

В начале декабря Деда Мороза можно встретить во многих супермаркетах и других общественных местах. Подведите к нему ребенка и предложите познакомиться. Малыш убедится, что Дед Мороз совсем не страшный.

Объясните, что вы скоро вместе пойдете на новогодний праздник. Там будет много детей, и придет Дед Мороз со Снегурочкой. Дети будут водить хороводы и петь песни, а Дед Мороз будет дарить подарки.

3-6 лет

В этом возрасте ребенок уже знаком с Дедом Морозом и не боится его. Но он ожидает получить какой-то желанный подарок.

Объясните ему перед праздником в детском саду, что Дед Мороз подарит всем детям одинаковые подарки, а потом придет еще раз домой и тогда подарит именно то, что малыш ему заказывал.

В этом возрасте для ребенка очень важно поучаствовать в хороводе на детском празднике, спеть песенку и получить за это подарок. Не забудьте похвалить малыша за это. Если он стесняется, то подведите его к другим детям.

В декабре выходите на прогулки по празднично украшенному городу, позвольте выбирать ребенку украшения для елки, хлопушки, ракеты, серпантин и бенгальские огни, украшайте дом вместе и обсуждайте с малышом праздничное меню.

Напишите письмо Деду Морозу. После этого организуйте тайком от малыша «ответ» Деда Мороза

6-10 лет

Не забудьте предупредить ребенка о том, что игры с петардами, ракетами и бенгальскими огнями могут быть опасны. Объясните, почему запускать фейерверки, ракеты, бенгальские огни и остальную пиротехнику нужно только в присутствии взрослых, что при запуске их нельзя держать в руках и необходимо отойти на безопасное расстояние, почему ракеты нельзя пускать в помещении и т.д. Приведите ему примеры, почерпнутые из газет и других источников, когда неблагоразумное поведение детей приводило к беде.

Этот возраст, когда ребенок уже сомневается в том, что Дед Мороз существует. Для ребенка лучше продлить тот период, когда он верит в сказку. Вам решать, стоит ли поддерживать всеми доступными средствами веру малыша в Деда Мороза или лучше рассказать ему всю правду.

В любом случае постарайтесь, чтобы столкновение ребенка с реальностью не было слишком для него болезненным. Включите свою интуицию, побеседуйте с ребенком - готов ли он именно сейчас услышать о том, что Дед Мороз - ненастоящий? Если вы решили «открыть истину», то не делайте этого в преддверии Нового года. Лучше подождать до весны или лета. Иначе вы рискуете тем, что праздник для ребенка будет безнадежно испорчен.

Если же ваш малыш уже не верит в Деда Мороза, значит, наступило время учить его дарить радость своим близким - выбирать подарки в магазине или мастерить их своими руками.

Пусть он примет участие в подготовке прихода сказочного дедушки к младшему братишке или сестренке и постарается как можно больше их обрадовать.


Давным-давно в старой доброй Англии жил великий сказочник и ревностный католик Джон Роналд Руэл Толкиен. Нашим читателям он известен как творец «Хоббита» и «Властелина колец», но Профессор был еще и замечательным отцом. Долгие годы он писал рождественскую сказку для своих детей - и эта сказка называется «Письма Рождественского деда». Или, с поправкой на переводческую адаптацию - письма Санта Клауса. Письма Деда Мороза. Дед Мороз (с вашего разрешения, я адаптирую перевод для русского читателя) пишет детям Толкиена о своем житье-бытье, трудностях и комичных ситуациях, которые случаются с ним и его помощником - полярным белым медведем… И дети верят в то, что Дед Мороз существует, пишут письма ему в ответ, и сказка не кончается.

Зачем ревностному католику, настоящему христианину, каковым был Толкиен, было придумывать для детей живущего на Северном полюсе старика, который дарит подарки детям по всему миру? Почему нельзя было сказать: главное чудо - это Рождество Христово, и мы дарим подарки в память о тех дарах, которые принесли Младенцу Христу волхвы? И почему снова и снова верующие родители стесняются того, что к их верующим детям приходит Дед Мороз? Да еще и (у православных русских) рождественским постом!

Когда мы с братьями были маленькие, мы всегда очень ждали отдельно - Нового года, и отдельно - Рождества. Семья у нас верующая, и поэтому особого размаха в праздновании Нового года не было - это праздник семейный, уютный и главное - сказочный. Утром мы вскакивали и бежали к елке. А там уже ждали подарки, на которых лежали записки: «Шуре от Деда Мороза», «Степе от Деда Мороза», «Дане от Деда Мороза». Однажды я задала коварный вопрос: почему записки написаны папиным почерком? Брат мигом ответил: Дед Мороз передал папе подарки, а папа уже подписал, кому что. Сомнений у меня не возникло.

Зачем моим родителям, верующим, с детства водившим нас в храм, понадобился Дед Мороз? Мы ведь очень ждали Рождества, со слезами (признаюсь, в моем случае) добивались права пойти на ночную службу… Помню, только начали служить в большом соборе Донского монастыря, было страшно холодно и мы во время службы бегали в придел - погреться. Так зачем был нужен Дед Мороз?

Мне кажется, ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях. Первая, самая простая - ребенок живет в обществе. Как говорил классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. И если ко всем друзьям пришел Дед Мороз и подарил подарки, а к тебе нет - справится ли детская душа с внутренней обидой, с тщательно подавляемым разочарованием? Или не впадет ли в другую крайность - в гордыню не по возрасту, мол, сверстники-то в Деда Мороза верят, а я-то знаю, что верить можно только в Бога?

Другая причина - более сложная и, мне кажется, более весомая. Ребенку необходимо чудо… Помните, в «Алых парусах»? «Если человек хочет чуда, сделай ему это чудо»… Душа ребенка жаждет чуда везде и во всем, поэтому даже совсем маленькие дети способны замирать перед бабочкой, криком выражать радость при виде белочки или дятла, или с тревогой в голосе допрашивать: «Бабушка, радуга - это откуда? Зачем? Как?». Чудо Рождества Христова - божественное, и вместить его величие и значение для человечества вряд ли способен в полной мере и взрослый человек. Недаром из года в год, из века в век поэты вновь и вновь переживают и пересоздают события в Вифлееме, и снова, кажется, остается неуловимой еще одна грань непостижимого. Как вместить: воплотился Бог для того, чтобы своими страданиями спасти человека? А ведь без всей этой логической цепочки чудо Рождества не будет полным. Именно для этого Рождается Спаситель - пострадать за всех (не потому ли многие колядки исполнены проникновенной печали?). А стоит рассказать впечатлительному ребенку о том, что Господь рождается, чтобы спасти человека - как? - пострадать, и ребенок может и в слезах Рождество Христово встретить (случай реальный!). Так почему бы не быть доброму сказочному Деду Морозу, который в преддверии Рождества дарит волшебную ночь с подарками, и уже в день Рождества ничто не отвлекает от самого праздника?

Впрочем, и это не самое главное. А главное, думается, таится в вопросе, который стоит задать более широко. Зачем ребенку сказка?

Зачем ребенку сказка и вера в чудеса (не христианские) вообще? Зачем эльфы, Дюймовочка, фея-крестная, деревья, которые говорят, путешествие в волшебную страну, волшебная палочка и прочее, и прочее, и прочее?

В старой советской книге «Личное счастье» есть очень трогательный эпизод. Девочка Изюмка ищет эльфов, и заведующая детским садом оказывается в сложной ситуации: «Она медлила. Она не знала, как быть. Сказать, что эльфов вообще нет на свете?.. Нужно ли это? Разве так долго длятся годы раннего детства, когда человека окружает сказка, когда сказка встречается ему на каждом шагу и ежедневно вмешивается в его жизнь?.. Надо ли торопиться с разоблачениями?». Поразительно, что советская воспитательница не торопится с разоблачением - она понимает, что сказка нужна человеку - чтобы расти, мечтать, творить, крепнуть. Чтобы преодолевать себя, чтобы помогать другим, чтобы дарить радость. Чтобы примирять в себе радость от шоколадки и радость от праздника Рождества Христова, и не стыдиться радостей повседневных, идя к радостям божественным…

Дед Мороз как-то подарил нам на новый год шоколадки для украшения елки. Мы повесили их и ждали Рождества, чтобы полакомиться. 7 января я поднялась в 8 утра (после ночной службы мы пришли домой около 4!), чтобы посмотреть сказку «Морозко», которую почему-то решили в дни школьных каникул показать в 8.10. Елка, «Морозко», вкусно пахнет шоколадом… И как-то незаметно шоколадок стало значительно меньше… Пришлось, когда встала вся семья, признаться, куда они делись. И тут выяснилось, что к Рождеству Дед Мороз прислал нам еще один пакет шоколадных игрушек, которые тут же украсили елку.

Знаете, а я до сих пор верю, что добрый волшебник Дед Мороз существует.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Всем жуткого и ужасного денёчка, мои дорогие соплеменники! Весь год мы ждали этого события, и вот он, настал этот день….ДЕНЬ, когда мы наконец-то сможем вырваться на свободу в мир людей и полакомиться свежими, невинными душами! *звучит зловещий смех
В разных странах и на разных континентах эта ночь называется по-разному. У преемников древних славян - это Велесова ночь, у потомков древних кельтов, которые отныне живут по всей Европе и даже на континенте Северной Америки это канун дня всех святых, которые современные жители прозвали Хэллоуином, в Китае - это праздник Дэн Цзе - день поминания предков, а в Мексике «Эль Диа де лос Муэртос», что переводится как дни мёртвых. Заканчиваются эти дни пикниками на могилах почивших родственников. Так что 2 ноября, закончим наше пиршество, пожалуй в Мексике

Тут все присутсвующие начинают заинтересованно и неспешно выбираться из своих тёмных укрытий и издавать одобрительные звуки, а кто-то даже пытается апплодировать своими разглагающимися конечностями.

Позвольте представиться! Я - Суккуб. Многие считают меня женщиной, но спешу разочаровать - на самом деле я бесполое создание, и лишь принимаю образ сексуальной обольстительницы, и так как я умело считываю людские мысли и желания, я абсолютно точно угадываю предпочтения своей жертвы и являюсь к нему именно в том образе, от которого он не сможет устоять. Люди зовут меня сущим дьяволом в женском обличии Мои самые лакомые кусочки - это честные и добропорядочные христиане, католики, протестанты и иудеи. О, Властелин Тьмы! Вы просто не представляете какое мне доставляет удовольствие склонять этих воздерживающихся к такому сладкому греху прелюбодеяния! Благодаря смятению и страху жертвы я способна удачно парализовать его, исказить его восприятие реальности и получить то, что мне необходимо. Ведь результатом нашего еротического акта может стать не только моё наполнение одной из мощнейших сексуальных энергий, но и оплодотворение, в результате которого появляются на свет маги, колдуны и ведьмы.

Кто же ещё отправится с нами на Землю, дабы воцарился хаос и ужас во имя нашей братии?!

199

Жаба Джабба

Здравствуйте! Я Ящер, и я - аноним (ваша реплика - здравствуйте, Ящер! - и аплодисменты)
Пришла я к вам с повинной головой по такому поводу. Вчерашняя анонимная тема "Сестра увела парня" - моя. Задумано это было давненько, группа поддержки анонимов с 1 по 10 номер была собрана заранее. Какая будет тема, они не знали, но были готовы по сигналу броситься в бой. Ура вам, дорогие сообщницы! А так же ура вам, стихийно присоединившиеся как грибочки после дождя Анонимы с №11 и далее)
Что касается темы. Дамы, я была уверена на 100, что в истории уведенного жениха с кривым органом и "мне же из него не стрелять" хоть кто-нибудь опознает старый анекдот. Мне его папа рассказал. Моточки из носочков и манера нырять мокрым в постель добыты из гугла по запросу "дурацкие привычки мужчин". Мои только Вильгельмы.
Чего мы этим добились? Да ничего. Повеселились, отвели душу, я удостоилась наконец звания тупого зеленого создания (не Ящера, а другого) Я считаю, что получилось довольно весело и массово.
Еще раз ура всем вовлеченным и присоединившимся!

191

Аноним

Ну вот не смейтесь)
Ребенок 3 года. 17 кг, рост 100. Пуза нет, она крепкая, мы оба с мужем не тонкокостные. Всегда ела хорошо. Ест с общего стола.

Но последние пару недель... Всегда голодная. Обед дома когда - тарелка супа (причем суп это не водичка с картошечкой, а густой, с мясом), потом говорит что хочет еще бутерброд. Съедает 2 бутерброда с мясом. Просит еще...

Ужин котлета, гарнир, немного овощей свежих. Через пару часов кефир и еще просит есть... Даю или сырники, или творог.
Да, она не кусачничает. У нас завтра, обед, полдник и ужин. Между приемами пищи только пьет воду.

Сразу скажу, что глистов нет, только на днях брали справку в бассейн, все сдавали.
Вот что это? Какой-то скачок роста?

154

Просто Единорог зомби

история не моя-подружкина
она развелась года 2 назад, причины были, на мой взгляд-серьезные
потом, мы около года не виделись
когда встретились, рассказала она, что БМ купил квартиру в ипотеку в одном подъезде с ней (она на 4-м. он-на 10-м). общая квартира осталась ей и ребенку по брачному договору.
если честно, я дико смеялась))
вопрос, вот зачем?
П.С. она и ребенок видели его поутру с новой......пассией......

139

Лошадка

Сегодня или вчера была тема как тетя застала племянника 16 лет с девочкой с прямыми намекали что было. А у меня вот такая ситуация.... Пишет мне на днях племянник что забыл сделать ин. яз. нужно срочно 2 задания. а мама (бабушка у нас учитель) мне было неудобно я попросила мужа. ему скинула задания. они с мамой моей сделали, ему все скинули.

Суть не в этом, а в том что 40 лет приколист пошутил над 14 лет подростком и написал ему с тебя Пивас...-и упорно говорит это была шутка. это подросток понял буквально или... я не знаю. и привез ему банку пива.... я говорю как купил (ну деньги мелкие есть) но до 18 же не продают. он смеется. ладно.. он ночевал у нас (так как на утро к репетитору.от нас ближе) утром идет ставит открытую банку в холодильник.... я....не поняла.... ну а что... я вот.. зато спал хорошо... подожди это как...... короче... я ничего не смогла ответить. и я до сих пор в каком -то легком шоке......

Думаю. говорить брату..... пусть "секет" каким домой приходит. . но он может меня выдать..... и просто наорать на него. наказать.... а нужно то другое.....тогда подросток перестанет мне доверять (мы с ним не плохо контачим..... и сейчас упорно пытаемся донести до него что пора браться за ум и подтягивать учебу.. но мотивации нет. - хотя хорошист.) а тут пиво... вроде же не на улице. а дома. а если бы плохо стало.... что делать.. с братом разговаривать?

136