ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Чертежи деталей и сборочный чертеж. Эскизы и рабочие чертежи деталей

1 Выполнение эскизов деталей Эскиз – это чертеж, выполненный без применения чертежных инструментов (от руки) и точного соблюдения стандартного масштаба (в глазомерном масштабе), но с соблюдением пропорций между отдельными элементами детали. Эскизы предназначены для разового использования. По содержанию к ним предъявляются такие же требования, как и к рабочим чертежам.






4 Подготовительный этап Необходимо внимательно осмотреть деталь, ознакомиться с ее конструкцией, т. е. определить имеющиеся в ней отверстия, проточки, приливы, выступы, фаски и др. элементы. Ознакомившись с конструкцией, мысленно расчленить деталь на простейшие геометрические формы (цилиндр, конус, призма и др.) и выявить, как эти формы связаны между собой. Затем установить материал, из которого деталь изготовлена, и основные технологические операции (резание, штамповка, литье и т. д.), которые использовались при изготовлении детали.




6


7 Размещение и вычерчивание изображений Выполнение этого этапа начинают с выбора главного изображения детали, учитывая некоторые требования конструктивного и технологического порядка. Главное изображение должно давать наиболее полное представление о форме и размерах детали. Определяют, какие целесообразно выполнить разрезы или другие изображения, дополняющие главное изображение.


8 Учитывая сложность детали, ее размеры и размеры листа бумаги, решают вопрос о выборе масштаба изображения, чтобы удачно скомпоновать рабочую площадь эскиза. При этом необходимо учитывать возможность применения выносных элементов. Выносной элемент может выявить подробности, не указанные на соответствующем изображении, и может отличаться от него по содержанию. Например, на рис. главное изображение – разрез, а выносной элемент – вид. Выносной элемент на чертеже обозначают по типу А (5:1), а на эскизе – А (увеличено).


9 Затем приступают к вычерчиванию изображений. Для этого, прежде всего, намечают осевые и центровые линии каждого изображения. Осевые и центровые линии проводят с целью выявления или геометрических осей центров, или проекций плоскостей симметрии детали. Наносят внешние контуры каждого изображения с конструктивными элементами (фаски, проточки и т. д.). Затем тонкими линиями отмечают контуры необходимых разрезов и сечений. Проверив выполненные изображения, убирают лишние линии, наносят штриховку в разрезах и сечениях, обводят видимый контур изображения сплошной основной линией.


10 Нанесение размеров Этап включает следующие операции: намечают размерные базы и проводят выносные и размерные линии для габаритных размеров, межосевых и межцентровых размеров и их расстояний до баз и для размеров отдельных элементов детали; обмеряют деталь, сопоставляют размеры, полученные обмером, с размерами, рекомендуемыми таблицами размерных рядов, и наносят на эскиз скорректированные, но близкие к измеренным размерам. При этом нужно помнить о сопрягаемых размерах.





В этом году замечательной мультипликационной студии «Союзмультфильм» исполнилось 80 лет. Персонажи, которые подарила нам эта студия знакомы нам с пеленок. Мы все выросли на этих мультфильмах. Ждали их каждый день в "Спокойных ночах", подчеркивали в программках чтобы не пропустить на каникулах или выходных. А хотите увидеть как выглядели эскизы к популярнейшим мультфильмам тех лет? Тогда добро пожаловать под кат

"Трое из Простоквашино"

Полюбившийся мультфильм, который по популярности превзошёл литературную основу. Героев первой серии придумал студийный художник Николай Ерыкалов, вторым художником фильма был Левон Хачатрян, иллюстрировавший журналы «Пионер», «Работница», «Огонек», а также создававший политические карикатуры в «Советской России» и «Известиях». Вот как изначально выглядели полюбившиеся персонажи

А вот как выглядела раскадровка к фильму

Во второй и третьей частях дядю Федора и его друзей рисовал Аркадий Шер - художник, работавший с Владимиром Поповым над лучшими его фильмами. Шер рассказывал, что он хотел бы сделать персонажей совсем другими, но далеко от первого мультфильма уйти не мог

Ну, погоди!

Лохматый парень с гитарой за спиной, в клешеных штанах и рубашке навыпуск и маленький, но хитрый пакостник. Волк и Заяц. Лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма»

"Заяц у меня сразу получился, - рассказывал В. Котёночкин, - с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный"

"А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк"

Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой. Но не вышло. В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг…») - когда лезет по канату к Зайцу

"Никто из создателей "Ну, погоди!" не думал, что мультфильм станет таким популярным, - рассказывал Александр Курляндский. - Мы, авторы первого выпуска - Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в "Союзмультфильм" стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать "Ну, погоди!" бесконечно"

38 попугаев

Режиссера Ивана Уфимцева в сказке «38 попугаев», которую на студию «Союзмультфильм» принес писатель Григорий Остер, зацепил диалог Мартышки и Удава: «А куда ты ползешь?» - «Сюда, сюда ползу».

Персонажей разрабатывал художник Леонид Шварцман, который потом признался, что дольше всего работал над Удавом: ходил в зоопарк, рисовал неприятных ему змей и часами пытался придать им человеческие черты. Ключом к успеху стали веснушки, приподнятые брови и удлиненная голова. Ромашки на чешую Удаву добавили, чтобы его не так боялись дети

Бременские музыканты

Идея создать этот мультфильм пришла создателям внезапно и совершенно спонтанно. Молодые, никому не известные композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин и режиссёр Инесса Ковалевская решили сделать мультипликационный мюзикл для детей. Сценарий написали быстро и тут же понесли на студию «Союзмультфильм». Принесли его в пятницу, а уже в понедельник мультфильм запустили в производство. С таких неказистых зарисовок рождался фильм. Художник Макс Жеребчевский предложил такой вариант главных героев - Трубадура

и Принцессы

В черновом варианте все герои мультфильма выглядели более чем прилично. Принцесса в пышных кружевах, Трубадур в шутовском колпаке, вычурные дворцовые палаты. Но это не устраивало режиссёра. По её мнению, они были совершенно не созвучны ни музыке, ни жанру фильма. Члены художественного совета были также удивительно единодушны во мнении, что данные персонажи не соответствуют сценарию, а особенно музыке

В итоге образ Трубадура взяли из какого-то зарубежного журнала

В этом же журнале режиссёр подглядела и девочку в коротком красном платьице, решили из нее сделать Принцессу. Хотя Ю. Энтин утверждает, что Прототипом образа принцессы стала его супруга, Марина, и ее красное платье. "То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я купил Марине за 40 рублей. В нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями"

Более подробно о создании любимого мультфильма и его продолжения читайте в хорошо иллюстрированном эксклюзивными эскизами посте

Винни Пух

Режиссер Федор Хитрук до создания своего «Винни-Пуха» в 1969 году не видел знаменитой диснеевской версии, вышедшей тремя годами раньше и в качестве материала использовал только книгу Алана Милна. Хитрук сознательно отказался от владельца медвежонка Кристофера Робина. Присутствие мальчика подчеркивало игрушечность других обитателей леса

А вот характерная походка медвежонка, иноходь (куда движется левая нога, туда движется и левая рука) - это случайность, результат мультипликационной ошибки, которая придала персонажу дополнительного шарма

Советские чиновники отказались покупать права на экранизацию книги Милна, что сделало советского Винни-Пуха невыездным. Он не мог попасть ни на один фестиваль мира

Чебурашка и крокодил Гена

Однажды режиссёр Роман Качанов в гостях у сценариста Аджубея увидел, что дети увлеченно читают книжку. Это был "Крокодил Гена и его друзья" Успенского. На следующий день он купил в магазине такую же книжку, принес ее на "Союзмультфильм" и сказал: "Все, делаем по ней фильм"

Вот как рассказывает о процессе создания Леонид Шварцман:"Крокодил у меня получился довольно быстро. В сценарии было написано: "Крокодил работал в зоопарке крокодилом. И когда кончался рабочий день и звонил звонок, он надевал свой пиджак, шляпу, брал трубку и уходил домой". Этого было достаточно, чтобы у меня сложился образ джентльмена с бабочкой и белой манишкой"

С Шапокляк тоже все вышло просто. Шапокляк - это, как известно, название складного цилиндра. Это XIX век, и отсюда пошло все остальное: черное строгое платье, жабо, белые кружевные манжеты, туфельки-лодочки на каблучках. Поскольку она - шкодливая такая бабка, Шварцман сделал ей длинный нос, розовенькие щечки и выдающийся подбородок. А седые волосы и пучок позаимствовал у своей тещи

"Пять месяцев - подготовительный период на фильм, и половину всего этого времени я провозился с Чебурашкой. - Продолжает Леонид Шварцман. - Глаза ему сразу сделал детские, удивленные, человеческие. Хоть и большие, но не "как у филина". У Успенского же в "предисловии, которое не обязательно читать", сказано: "Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя". Все. О больших ушах ни слова.
Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью"

Малыш и Карлсон

В 1968 году вышли два первых мультфильма о Карлсоне: один в Чехословакии, а другой - в СССР. Мужчине в самом расцвете сил повезло больше, чем Винни-Пуху: права на экранизацию были приобретены официально. Астрид Линдгрен, кстати, была в восторге от картины, особенно от голоса Карлсона. Во время визита в Москву она настояла на встрече с озвучивавшим его Василием Ливановым

После просмотра эскизов Ливанов заметил, что его герой похож на режиссера Григория Рошаля, поэтому он не просто озвучивал персонажа, а создавал пародию на конкретного человека. А вот в роли Фрекен Бок режиссер Борис Степанцев видел только Фаину Раневскую, но актриса долго не соглашалась. Ее обижало внешнее сходство с героиней. В итоге она взялась за роль, но выгнала режиссера из студии во время озвучания, заявив, что лучше знает, как все делать. Впрочем, последнюю фразу Фрекен Бок «Милый, милый!» пришлось произносить редактору, потому что Раневской не понравилась пародийная перекличка с фильмом «Весна»

Приключения кота Леопольда

Этот мультфильм родился на другой мультстудии - "Творческое объединение Экран". Создан он был на волне успеха "Ну, погоди!"

Резников рассказал Хайту свою идею про интеллигентного кота, который рисует, слушает "Полонез Огинского" и которому досаждают мыши

"Мы сразу уцепились за идею перевертыша - не кот за мышами бегает, а наоборот, - вспоминает Резников. - Впервые в мультипликации появился интеллигентный кот, который может расправиться с мышами, но не хочет, как бы они ему ни пакостили. Но одного этого было недостаточно, нужна была идея. И я придумал ее: нет альтернативы миру. Мы очень долго размышляли над тем, как ее показать, и наконец появилась фраза "Ребята, давайте жить дружно!". Она родилась из необходимости, а стала репризой фильма"

Маугли

«Маугли» Романа Давыдова вышел в 1967 году, практически одновременно с диснеевской версией книги Редьярда Киплинга, однако кардинально отличался от американского собрата

Во время создания фильма Давыдов заставлял мультипликаторов вживаться в образы животных, «влезать в их шкуру и ощущать те мышцы, которые должны шевелить хвост». «У вас есть дома кошка? Смотрите, изучайте ее», - говорил режиссер аниматорам, создававшим движения Багиры

Для некоторых сцен фильма мультипликаторы вдохновлялись эпизодами программы «В мире животных». Благодаря этой подготовительной работе звери в «Маугли» получились очень реалистичными по манере и движениям, но при этом создателям удалось наделить их человеческими чертами

Каникулы Бонифация

«Каникулы Бонифация» своим появлением обязаны случаю. Проводя уборку на студии, режиссер Федор Хитрук нашел в одном из ящиков пару листков машинописного текста и, прежде чем выкинуть их, увидел фразу «Подумать только, - удивился директор цирка, - я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» Так Хитрук заразился идеей нового фильма о льве-циркаче

Особенным Бонифаций стал благодаря художнику Сергею Алимову. Тот наградил персонажа живой гривой, у которой не было жесткого замкнутого контура. Эту гриву целая группа специалистов в каждой сцене создавала с помощью губок

Ежик в тумане

Мультфильм про заблудившегося в тумане ежика, получивший более 35 наград, сделали девять человек, причем трое из них были актерами озвучания. Образ Ежика появился не за один день. Жена Норштейна художница Франческа Ярбусова сделала большое количество эскизов, но ни один из них не нравился режиссеру. «Франческа перерисовала множество Ежиков, и однажды все дошло до такого раскаления! Я кричал: „Он должен появиться на 1/12 секунды и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!“ И вот после всех этих страшных криков, сердечных капель она вдруг села и нарисовала», - так Норштейн описывает историю появления своего героя. Франческа Ярбусова рассказывала, что в какой-то момент она сложила отдельные части тела, нарисованные на целлулоиде, и Ежик ожил. Самым важным в этом момент было не сдуть получившийся образ

Возвращение блудного попугая

Хорошо известного и полюбившегося зрителям попугая придумал писатель Александр Курляндский. Графическому исполнению Кеша обязан художнику-аниматору Анатолию Савченко, из-под пера которого вышел и живущий на крыше Карлсон

Изначально образ попугая Кеши был несколько другим

Режиссером стал Валентин Караваев, который и начал мультипликационный сериал «Возвращение блудного попугая». Именно Караваеву Кеша во многом обязан свалившейся на него популярностью. Вторую серию эпопеи о приключениях Кеши снимал уже Александр Давыдов. Даром, что именно она завоевала «Нику»: Курляндский спорил с режиссером до хрипоты, упоминая в интервью, что таких человеческих отношений, какие были с Валентином Караваевым, у него не будет уже, видимо, никогда

Приключения домовёнка

Котёнок по имени Гав

Фильм! Фильм! Фильм!

Снежная королева

Приключения Чиполлино

"Шайбу! Шайбу!

Баба-Яга против

Первый автограф

Салют, Олимпиада

Про историю создания мультфильмов к Олимпиаде-80 можно прочитать в посте

Источники

www.m.moe-online.ru/news/view/257123.htm l
www.2danimator.ru/showthread.php?p=63076
www.rg.ru/2006/09/15/a124356.html
www.kinoflux.net/24274-kanikuly-bonifaci ya-1965.html
www.museikino.ru/funds/
www.t7-inform.ru/s/interestingly/2016073 0102401
www.moslenta.ru/article/2015/05/13/chebu rashka/
www.kinopoisk.ru/article/2779842/
www.nashfilm.ru/multfilms/1114.html
www.sobytiya.net.ua/archive,date-2009_02 _02,article-aleksandr_kyrlyandskiiy_mnog im_rejis/article.html

Можно выполнять на любой бумаге стандартного формата в соответствие с требованиями ГОСТ 2.125-2008 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эскизных конструкторских документов. Общие положения».

2. Эскиз каждой детали выполняется на отдельном формате без указания масштаба мягким карандашом (М или 2М; НВ, В или 2В). 3. Рамка, форма основной надписи и порядок ее заполнения , начертание и толщина линий, все надписи, т. е. буквы и цифры, правила нанесения размеров должны отвечать требованиям соответствующих стандартов ЕСКД на оформление чертежей :

ГОСТ 2.104-2006 Единая система конструкторской документации. Основные надписи.

ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы.

ГОСТ 2.302-68 Единая система конструкторской документации. Масштабы.

ГОСТ 2.303-68 Единая система конструкторской документации. Линии.

ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные.

ГОСТ 2.307-2011 Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений.

ГОСТ 2.316-2008 Единая система конструкторской документации. Правила нанесения надписей, технических требований и таблиц на графических документах. Общие положения.

4. Изображения детали на эскизе должны выполняться методом прямоугольного проецирования. Расположение на эскизе изображений на основных плоскостях проекций должно выполняться

в проекционной связи и соответствовать требованиям ГОСТ 2.305- 2008 ЕСКД. Изображения: виды, разрезы, сечения.

Помимо графической части чертеж содержит текстовую часть. На поле чертежа, ограниченном рамкой, в общем случае помимо изображений с нанесенными на них размерами располагаются:
- основная надпись в правом нижнем углу чертежа;
- технические требования непосредственно над основной надписью;
- условные знаки, характеризующие шероховатость поверхности, в правом верхнем углу;
- повернутое на 1808 обозначение чертежа, помещаемое в левом верхнем углу чертежа;
- таблица параметров, характеризующих изображенное изделие, например, на чертежах зубчатых колес, червяков и звездочек цепных передач.

5. Компоновка- это рациональное использование поля чертежа с учетом всех графических и текстовых данных. На рис. 2.9 показано расположение трех изображений с нанесенными на них размерами на поле чертежа, выполняемого на листе формата А3. В порядке напоминания - на листе формата А4 основная надпись располагается только по короткой стороне листа.

Технические требования записывают в определенном порядке, установленном ГОСТ 2.316-2008.

6. Количество изображений (видов, разрезов, сечений, выносных элементов) на чертеже или эскизе должно быть минимальным и достаточным, т. е. обеспечивающим полное представление о форме наружных и внутренних поверхностей детали. В табл. 2.1 приведены примеры выбора количества изображений, необходимых для выявления формы деталей.

Использование дополнительных и местных видов, местных разрезов, наложенных сечений дает возможность уменьшить число видов и полных разрезов и тем самым уменьшить трудоемкость выполнения чертежа. Как правило, деталь изображается не менее чем в двух видах. Исключение составляют детали, полное представление о форме которых достигается применением специальных знаков и надписей (знаков диаметра, квадрата и т. п.). Для изображения таких деталей достаточно одного вида. Сюда относятся простые втулки, валы, винты и т. п.


В стандартах на определенные детали и изделия регламентируются их характеристики, качество, форма и размеры, а, следовательно, стандартизированы их изображения и нанесение размеров. В технике находят широкое применение детали, похожие по форме, но отличающиеся по размерам, а также детали, форма которых частично или полностью отличается от формы стандартных деталей. Поэтому все детали можно разделить на три группы:

Стандартные;
- со стандартными изображениями;
- оригинальные.

Стандартные детали - это детали с отработанными, рациональными формами и большим диапазоном размеров. Такие детали широко распространены в технике и строительстве. Стандартами регламентированы их формы, размеры, изображения, а также нанесение размеров и обозначений на чертежах. К таким деталям относятся болты, винты, гайки, шплинты, шпонки, заклепки; соединительные детали (различные фитинги: муфты, угольники, тройники, крестовины; штуцеры и др.), детали затворов арматуры пневмо и гидропроводов общего назначения и т. п.

Детали со стандартным изображением похожи по форме, но их размерные ряды не регламентированы. К деталям со стандартным изображением относятся:
- детали, изображения которых полностью регламентированы (пружины);
- детали, форма и расположение всех элементов которых сов-падает со стандартными, но есть отличие в одном или нескольких размерах;
- детали, у которых стандартными являются изображения и размеры основных элементов (зубчатые колеса, рейки, червяки, звездочки цепных передач; трубопроводы, независимо от их материала; детали с поверхностями двойной кривизны, такие как гребные винты, лопатки турбин и компрессоров, кузовные детали автомобилей и т. д.).

Оригинальные детали - это детали, форма и размеры которых не регламентируются, а определяются назначением образуемой ими конструкции. В общем случае, оригинальные детали разделяют на конструкторский и технологический типы.

Оригинальные детали содержат различные стандартные конструктивные элементы, имеющие, соответственно, стандартные изображения, правила нанесения размеров и обозначений. К ним относятся:
- элементы формы и конструкции деталей (фаски, конусы, плоские грани «под ключ», накатки);
- элементы, служащие для соединения с другими деталями (резьбы, шлицы, выемки под головки винтов, сквозные отверстия и опорные поверхности под крепежные детали, канавки под кольца, шпоночные пазы);
- технологические элементы (сбеги, недорезы, проточки резьб, канавки для выхода шлифовального круга, центровые отверстия).


7. Главным изображением детали называется ее фронтальная проекция . Для получения главного изображения деталь располагается относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы получаемое изображение давало наиболее полное и ясное представление о формах и размерах детали с учетом рационального использования поля чертежа (рис. 2.10).




При изготовлении деталей, ограниченно преимущественно поверхностями вращения, основной технологической операцией является обработка на токарных и аналогичных им станках. В этом случае при обработке детали ее ось занимает, как правило, горизонтальное положение, а резец перемещается справа налево (рис. 2.11, а ).


Количество изображений должно быть наименьшим, но достаточным для однозначного выявления формы и размеров детали. Как правило, деталь изображается не менее чем в двух видах. Исключение представляют детали, полное представление о форме которых может быть достигнуто применением специальных знаков и надписей (знаков: диаметра - Æ, квадрата - ?, сферы - ? и т. п.). Для изображения таких деталей достаточно одного вида - рис. 2.11: б - чертеж фиксатора - главный вид; в - чертеж втулки - фронтальный разрез на месте главного вида. Для удобства пользования чертежом при изготовлении такого типа деталей главное изображение обычно располагают на чертеже так, чтобы ось детали была параллельна основной надписи (рис. 2.11, 2.12). Чертеж втулки (рис. 2.11, в ) соответствует форме детали, приведенной в табл. 2.1. Боковые поверхности втулки являются исключительно поверхностями вращения, поэтому, применяя знаки диаметра, на главном изображении получаем полное представление о форме детали, следовательно, отпадает необходимость в каких либо дополнительных изображениях, например виде слева. Для другой детали (ниже), приведенной в табл. 2.1, несмотря на то, что это тоже точеная деталь, ограниченная поверхностями вращения, второе изображение - вид слева - необходимо для нанесения размера, определяющего ширину лыски, так как данные участки детали ограничены плоскостями (рис. 2.12).


Расположение главного изображения относительно базы (основной надписи) эскиза или чертежа выбирают так, чтобы было удобно читать его при разметке заготовки детали, обработке на станке или при контроле. Поэтому детали, представляющие собой тела вращения, преимущественно изображаются на чертеже с горизонтальным положением оси относительно основной надписи (рис. 2.13: а - правильное расположение детали относительно основной надписи; б - неправильное расположение детали относительно основной надписи).


Детали, ограниченные поверхностями вращения разного диаметра, обычно располагают на станке так, что участки с большими диаметрами находятся левее участков с меньшими диаметрами. Аналогично на чертеже располагают и главное изображение (рис. 2.12; 2.13, а ). Главное изображение детали, частично или полностью ограниченной конической поверхностью вращения, обычно располагают так, чтобы вершина конической поверхности находилась справа (рис. 2.14, а ). Главное изображение детали, имеющее отверстие конической формы (рис. 2.14, б ), располагают так, чтобы вершина конической поверхности находилась слева.


Если деталь помимо наружных поверхностей вращения имеет соосными с ними внутренние поверхности вращения, то в качестве главного изображения, обычно, принимают фронтальный разрез (рис. 2.15), что дает более полное представление о детали и облегчает нанесение размеров. Здесь следует еще отметить, что размеры двух симметрично расположенных элементов детали (кроме отверстий) наносятся один раз без указания их количества. В этом случае все размеры, как правило, группируют в одном месте, например, слева, как приведено на рис. 2.15.


В тех случаях, когда деталь имеет ступенчатое отверстие, главное изображение располагают так, чтобы ступени большего диаметра располагались правее ступеней меньшего диаметра (рис. 2.16). Если чертеж детали должен дать информацию, как о наружной поверхности детали (рис. 2.17, а ), так и об ее внутренней поверхности, то это может быть достигнуто путем совмещения части вида и части фронтального разреза (рис. 2.17, б ).


Если помимо поверхностей вращения деталь ограничена какими-либо другими поверхностями, то чертеж детали должен достаточно ясно отражать форму и положение всех ее поверхностей. На чертеже таких деталей могут широко применяться местные и дополнительные виды, различные разрезы и сечения, а также выносные элементы (рис. 2.18). При наличии в детали глухих отверстий или полостей их форму выявляют с помощью местного разреза (рис. 2.18).

Чертеж, приведенный на рис. 2.18 соответствует изображению третьей детали в табл. 2.1. Здесь добавлены, кроме главного вида с местным разрезом, вида слева и вынесенного сечения, дополнительно выносные элементы (А1; А2) для более полного преставления о форме канавок, чтобы показать размеры радиусов скруглений. Размеры канавок (проточек) в зависимости от диаметра выбираются в справочниках по машиностроительному черчению.

Размеры диаметров деталей, имеющих форму поверхностей вращения, рекомендуется наносить на изображениях, получаемых проецированием на плоскости, параллельные осям поверхностей, т. е. между образующими цилиндра. При совмещении части вида и части разреза допускается размерные линии ограничивать одной стрелкой, если со стороны разреза показана только одна очерковая образующая цилиндра. Другой конец размерной линии обрывается за осью симметрии детали (рис. 2.17, 2.18).

Изображения фланцев, крышек, корпусов, и других деталей, изготовляемых обычно литьем, располагают так, чтобы основная обработанная плоскость детали получила на чертеже горизонтальное положение. Такая плоскость обычно служит базой для отсчета размеров. При таком расположении изображений детали чертеж или эскиз будет удобен для модельщика, литейщика, контролера (рис. 2.19: а - рациональное расположение детали; б - нерациональное рас- положение детали). В первом примере, приведенном на рис. 2.19, а - расположение детали удобно для чтения чертежа; во втором примере - на рис. 2.19, б - расположение детали неудобно для чтения чертежа.

Нельзя упрощать конструкцию деталей и опускать литейные уклоны, конусности, галтели, зенковки (зенкование - это расточка в цилиндрических отверстиях конического углубления под головку винта или под заклепку), смазочные канавки и, в особенности, фаски (рис. 2.20). Все это имеет большое значение для прочности детали, ее правильной работы, удобства сборки и т. д.



Не допускаются общие размерные цепочки внутренних и наружных поверхностей детали, т. е. размеры, определяющие внешнюю форму детали, наносятся со стороны вида, а размеры, определяющие внутреннюю форму, наносятся со стороны разреза (рис. 2.21: а - неправильное нанесение размеров, так как размерные цепочки нанесены вперемешку на наружные и внутренние поверхности детали; б - правильное нанесение размеров - размеры наружных поверхностей нанесены слева, со стороны вида, а размеры для внутренних поверхностей нанесены со стороны разреза).

7. Эскизы должны быть выполнены аккуратно, с соблюдением всех правил проекционного черчения и, особенно, проекционной связи между изображениями. Неаккуратное выполнение эскиза приведет к ошибкам при выполнении рабочего чертежа. Эскизы рекомендуется выполнять приблизительно в натуральную величину, так как в этом случае легче соблюдать пропорциональность отдельных частей детали, изображенных на эскизе.

Если деталь достаточно большая и несложной формы, то на эскизе ее изображение можно выполнить в уменьшенном виде в глазомерном масштабе. Если деталь маленькая и сравнительно сложной формы, ее изображение можно выполнить в произвольно увеличенном виде.

Во всех случаях, особенно при выполнении эскизов в уменьшенном или увеличенном виде, особое внимание должно быть об- ращено на пропорциональность частей детали. Для этого, прежде чем выполнить эскиз, необходимо проанализировать соотношение размеров частей детали.

Например, приняв за основу длину детали, определить (можно «на глаз», можно с помощью измерений) во сколько раз высота детали больше (или меньше) длины, во сколько раз ширина детали меньше (или больше) длины, во сколько раз нижняя часть детали меньше всей высоты, во сколько раз диаметр отверстия меньше ширины детали и т. д. Правильное определение соотношения размеров позволит точнее изобразить форму детали на эскизе.

От рабочего чертежа эскиз в основном отличается тем, что его выполняют от руки в глазомерном масштабе без помощи чертежных инструментов, без соблюдения точных размеров, придерживаясь приблизительной пропорциональности отдельных частей детали. Эскиз можно выполнить также и на компьютере в любом графическом редакторе, так как и в этом случае, можно выполнить изображение в произвольной форме.


К атегория:

Технические чертежи

Назначение рабочего эскиза и последовательность его выполнения

Эскизом называется чертеж временного характера, выполненный от руки, без точного соблюдения масштаба, содержащий все необходимые данные для изготовления изображенной на нем детали с обязательным сохранением пропорций всех элементов детали. Эскизы подразделяются на:

а) эскизные разработки новых конструкций, по которым изготавливаются опытные образцы деталей или рабочие чертежи;

б) эскизы, выполненные с.готовых деталей, т. е. процесс съемки с натуры при ремонте изделий, изготовлении деталей временных приспособлений и в других случаях.

Удобнее всего выполнять эскизы на бумаге в клетку или миллиметровой, так как использование линий сетки бумаги в качестве основных линий изображения, осевых, выносных размерных и т. д. значительно облегчает процесс выполнения эскиза и при этом упрощается сохранение пропорций элементов детали.

Всякий эскиз должен отвечать следующим основным требованиям:
1) быть аккуратно выполненным;
2) содержать необходимое число проекций, дающих полное представление о геометрических формах детали;
3) содержать необходимые виды, разрезы, сечения;
4) иметь необходимые для изготовления детали размеры и предельные отклонения (см. главу V), знаки, показывающие чистоту обработки ее поверхности, покрытие поверхностей, термическую обработку;
5) содержать сведения о материале, из которого должна быть изготовлена деталь;
6) иметь все дополнительные сведения, которые не могут быть показаны изображением, но необходимы для изготовления детали.

Прежде чем приступить к выполнению эскиза, необходимо внимательно изучить конструктивные формы детали, мысленно расчленить деталь на отдельные геометрические элементы (формы детали); установить рабочее положение детали или положение, наиболее выгодное для изображения; определить главный вид и необходимое число проекций; выбрать подходящий формат (размер) бумаги и нанести рамку чертежа (эскиза), отвести место для основной надписи (углового штампа).

Выбирая величину изображений (видов), необходимо учитывать возможное размещение размерных линий и размеров непосредственно у изображений и достаточно ясную наглядность конструктивных форм детали.

Удобнее начинать эскиз детали с центрального тела (элемента), изображая его одновременно во всех проекциях, а затем к нему постепенно достраивать остальные составные части детали, по возможности точнее соблюдая пропорциональность этих частей.

Рис. 1. Эскиз детали (а) и ее чертеж (б).

Иногда легче начинать вычерчивать деталь с поверхности, которой она опирается при работе (опорная поверхность) или посредством которой присоединяется к другой поверхности (привальная поверхность).

Чтобы поверхности детали проецировались в виде линий, опорная поверхность ее должна быть параллельна плоскости проекций. Боковые поверхности также располагают по возможности параллельно другим плоскостям проекций. На это следует обращать особое внимание и изображать деталь на эскизе не в аксонометрической (как мы ее видим), а в прямоугольных проекциях.

Изображение на эскизе наружных и внутренних форм детали дает возможность получить представление о взаимном расположении отверстий, пазов, канавок, о толщине стенок детали, а также наметить необходимые разрезы.

После того как форма детали полностью изображена на эскизе, необходимо приступать к нанесению размерных линий и простановке знаков, обозначающих шероховатость поверхностей. Отсчет размеров производится от намеченной базы (увязывая их с технологическим процессом изготовления детали). При проведении размерных линий используются линии сетки бумаги. Нанесение размеров является самым ответственным этапом работы при изображении деталей. Отсутствие какого-либо одного размера не дает возможности изготовить деталь. Размеры одной и той же части детали не должны повторяться.

Целесообразен следующий порядок нанесения размеров на эскизы:
1. Вначале наносят габаритные размеры. Длина, ширина и высота детали используются как проверочные размеры, составляющие сумму мелких размеров в данном направлении размерной цепи. Габаритные размеры располагают по возможности дальше от проекций, оставляя место для меньших размеров, которые должны наноситься между контуром проекции и габаритными размерами.
2. При наличии отверстий в детали необходимо указать расстояние между их центрами.
3. Указывают диаметры и глубину (длину) отверстий, радиусы закруглений.
4. Наносят размеры, характеризующие величину и форму всех частей деталей по трем взаимно перпендикулярным направлениям - длина, высота, ширина, обращая внимание на их достаточность.
5. Наносят обозначение резьб, уклонов, конусностей, углов и других размеров. Наносят знаки шероховатости поверхностей.

После нанесения всех размерных линий приступают к обмеру детали и простановке размерных чисел. Обмер деталей производится тем же мерительным инструментом, которым обмеряют детали на производстве при их изготовлении и контроле. Метод обмера деталей и мерительный инструмент рассматриваются ниже.

После нанесения размеров, знаков, изображающих шероховатость, и других обозначений выполняется штриховка разрезов и сечений. Цифры, значки радиусов, диаметров, знаки шероховатости поверхности заштриховывать нельзя. На размерные, выносные, штриховые, а также линии, изображающие резьбу, штриховка наносится, если они попадают под нее.

Эскиз оформляется надписями и различными техническими указаниями, требованиями и пояснениями, которые размещаются в правой части чертежа. Надписи на эскизах выполняются чертежным шрифтом произвольного размера.

Эскизы деталей следует выполнять в определенной последовательности графических операций.

Для примера рассмотрим выполнение эскиза корпуса подшипника, изображенного в аксонометрической проекции.

Устанавливаем, что необходимым и достаточным числом проекций будет три, а именно: главный вид, вид слева и вид сверху.

Рис. 2. Наглядное изображение корпуса подшипника.

За главный вид принимаем вид спереди. За рабочее положение корпуса подшипника принимаем положение, изображенное на рис. 2.

Последовательность выполнения графических операций при составлении эскиза корпуса подшипника показана на рис. 3.

Мысленно расчленяем деталь на определенные геометрические элементы. Данная деталь состоит из двух полуцилиндров в нижнем основании и прямоугольной четырехгранной призмы. В полуцилиндрах имеется два цилиндрических гладких отверстия. Верхняя часть детали состоит из верхнего полуцилиндра и прямоугольной четырехгранной призмы. Справа и слева на призме размещены приливы. В верхнем полуцилиндре имеется гладкое цилиндрическое отверстие.

Рис. 3, а, б, в, г, д, е, ж, в. Последовательность выполнения эскиза корпуса подшипника.

Первая операция. Устанавливаем рабочее положение детали, главный вид и число проекций. Выбираем формат бумаги.

Вторая операция. Тонкими линиями наносим границы каждого вида (в виде прямоугольников), сохраняя соотношение габаритных размеров видов (рис. 3, а).

Третья операция. Определяем наличие симметрии. На всех видах наносим штрих-пунктирными линиями оси симметрии, центровые и линии тел вращения (рис. 3, б).

Четвертая операция. Вычерчиваем тонкими линиями видимые контуры детали на всех проекциях одновременно (рис. 3, в).

Пятая операция. Изображаем внутренние невидимые формы детали штриховыми линиями (рис. 3, г).

Шестая операция. Выполняем необходимые разрезы детали для выявления внутренних форм (рис. 3, д). На главном виде (рис. 3, г) горизонтальное сквозное отверстие и вертикальные отверстия изображены штриховыми линиями. Целесообразно изображение корпуса мысленно рассечь фронтальной секущей плоскостью по оси симметрии, т. е. по отверстиям. Мысленно отбросив переднюю правую четверть детали, увидим отверстия, которые ранее были закрыты толщиной стенки детали (рис. 3, д). Оставшиеся штриховые линии на левой части вида, симметричные открытым, должны быть вытерты.

На виде сверху оба горизонтальные отверстия изображены штриховыми линиями (рис. 3, г). Если деталь рассечь двумя параллельными горизонтальными плоскостями и мысленно отбросить верхнюю часть корпуса, то эти отверстия станут видимыми (рис. 3, д). Штриховые линии, симметричные открытым, изображать не следует.

На виде слева мысленно удаляем правую четверть детали. В результате получаем ясное представление о виде (внешнем очертании детали, левая часть проекции) и отверстии, которое без применения разреза оказалось бы закрытым (сравните рис. 3, гид, вид слева).

После внимательной проверки выполненных видов и разрезов можно обводить их мягким карандашом, соблюдая характер и толщину линий согласно ГОСТ 2.303-68.

Седьмая операция. Наносим размерные линии и проставляем знаки, обозначающие шероховатость поверхностей (рис. 3, е).

Восьмая операция. Выполняем штриховку (условное графическое обозначение материалов) в разрезах и сечениях (рис. 3, ж).

Девятая операция. Оформляем эскиз надписями, [различными указаниями, требованиями и пояснениями (рис. 3, з).

После выполнения нескольких эскизов простых деталей и усвоения метода работы можно перейти к изображению более сложных деталей.

В процессе выполнения эскизов некоторые этапы можно объединить, а число их сократить.


Прежде, чем изготовить различные предметы, необходимо сделать эскизы и рабочие чертежи.
Эскизом детали называют ее чертеж, который старательно сделан без использования специальных инструментов, «от руки» и «на глаз», обязательно соблюдая пропорции будущей детали. Удобнее всего работать на бумаге в клетку, но подойдет любая.
Чертеж этот, будучи выполненным на отдельном для каждой детали листе, не является постоянным. Эскиз не отображает изгибы, вмятины, смещения, которые находятся на детали. Если имеется идея новой детали, то эскиз будет первым черновым ее изображением.

Для того, чтобы правильно выполнить эскиз, необходимо изучить деталь, разобраться в ее строении, способах изготовления. Удобно мысленно разделить деталь на составляющие части, которые являются знакомыми геометрическими фигурами.

На форматном листе чертят рамку и делают надпись. Уровень сложности детали и ее размеры определяют, каким будет размер листа. Ориентироваться нужно на то, чтобы задействовать не менее ¾ всего листа. Располагать эскиз следует так, чтобы не мешать прочтению информации и выполнению записей.

На листе должны быть нанесены все необходимые линии, знаки, указатели. В конце работы необходимо все тщательно проверить и откорректировать.

Выполнение эскизов помогает успешно освоить умение строить изображения и проставлять размеры, ориентируясь на реально существующие детали. Прибегают к выполнению эскизов, когда:

  1. Ремонтируется оборудование.
  2. Выдается паспорт на оборудование.
  3. Создается проект нового оборудования.

Умение выполнять эскизы от руки и на глаз дает возможность развивать руку и глазомер, не используя измерительные приборы. Эскизы выполняют с помощью бумаги, карандаша, линейки, резинки, штангенциркуля.

Эскиз имеет важное значение . Если он выполнен неправильно или неточно, то последствиями могут быть неправильное выполнение рабочего чертежа и изготовление бракованных деталей. Поэтому к выполнению эскизов следует подойти с максимальным усердием. В особо сложных случаях есть смысл воспользоваться миллиметровой бумагой, которая добавит точности исполнения даже без применения чертежных инструментов.

Рабочий чертеж детали представляет собой определенный тип документации, содержащий информацию о будущей детали. К оформлению рабочего чертежа предъявляют высокие требования. Без указания размеров чертеж выполнить невозможно. Важной является информация о материале, из которого будет изготовлена деталь.

Выполнение чертежа может происходить по следующей схеме: определение формы детали, рациональных действий, с помощью которых деталь будет выполнена.

Технические требования могут быть такими:

  • Материал детали и его заменитель.
  • Физические свойства материала.
  • Границы предельных отклонений размеров.
  • Качество и точность работы.
  • Маркировка.
  • Условия хранения.

Качественное выполнение детали предполагает наличие достаточного количества изображений и разрезов, дающих полное и правильное представление о детали и способах ее изготовления.

Рабочий чертеж состоит из двух частей:

  1. Графической.
  2. Текстовой.

Таким образом, имеется возможность получить о внешнем виде детали. Информация, которую не удается показать графически, приводится в текстовой части рабочего чертежа. Вся текстовая информация должна быть лаконичной, понятной, точной. Технологические указания менять местами нельзя, чтобы процесс производства детали не был нарушен. Исключения оговариваются отдельно.

Сходство эскиза и рабочего чертежа

  • Имеют изображения, определяющие, какой будет деталь.
  • Содержат размеры детали.
  • Информация о поверхности детали.
  • Основная надпись.
  • Эскизы и чертежи выполняют с увеличением или уменьшением по сравнению с реальной деталью.
  • Указывают допустимые погрешности.

Для качественного выполнения эскиза или чертежа необходимо придерживаться определенной последовательности. Наносят основные линии, определяют формы детали. Чертят мелкие части детали и все недостающие линии.

Отличие эскиза от чертежа

  1. Разная точность исполнения.
  2. Если эскиз по сути своей является наброском, то рабочий чертеж уже документ, который предполагает точную подачу данных
  3. В эскизе выдерживаются только пропорции, чертеж – это условный вид детали.
  4. Рабочий чертеж детали может быть выполнен с помощью программы компьютера или с использованием инструментов.
  5. От рабочего чертежа эскиз отличается оформлением.

Знание основных правил выполнения и чтения чертежей и эскизов, умение его применять при выполнении заданий является главной задачей каждого специалиста в процессе изготовления деталей и их конструкций.