ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Обман курдов повязал турцию и россию. Курды и турки

Турки пришли на Ближний Восток относительно недавно, в 11-ом веке. На территории Ближнего Востока тюрки появились вследствие миграции из Средней Азии племен тюрок-огузов, южная ветвь которы - сельджуки - создала Сельджукскую державу.
Сельджуки - это тюркские племена, вожди которых числили себя потомками Сельджука, личности по всей видимости мифической. Турки-сельджуки происходили из Центральной Азии, в XI веке они, под началом Тогрула, вторглись в Персию.
А к середине столетия продвинулись и на Ближний Восток. В 1055 г. сельджуки захватили Багдад, богатейший город Ближнего Востока, а к 1064 году потеснили Грузию и завоевали Армению и Азербайджан.
Спустя четыре года, в 1068-м, под руководством султана Арслана, они приступили к завоеванию территории Византийской империи. В 1077 году на захваченных землях турки основали Конийский (или Румский, Ромейский) султанат – государство со столицей в Конье, и постепенно расширили свои границы почти на всю Малую Азию.
А до них здесь жили и живут другие народы. Но сам факт существования в Турции коренных национальных меньшинств Турцией отрицается. А вот существование переселенцев - албанцев, болгар-мусульман, убыхов, черкессов, лезгин, абхазов, чеченцев - как раз признается.
Представители этих народов признаются в качестве беженцев типа палестинских. А «палестинские беженцы», как известно, в отличие от всех остальных беженцев, обладают неотъемлемым правом на создание собственного государства.
Но добрая и миролюбивая Турция согласна на разумный компромисс - вместо появления независимого государства к примеру черкесов, Турция удовлетворилась бы освобождением исконных черкесских земель от захватчиков и воссоединить их с Турцией. Мол, мы свободолюбивые дети мусульманских предместий, люди мирные и богобоязливые, живем от намаза до намаза. Но своего мы не отдадим.
В XVI веке в Европе не существовало никаких полноценных государств, кроме Османской империи. Прекрасно обученные, дисциплинированные, отважные османские воины шаг за шагом теснили разрозненные, плохо вооруженные формирования христианских европейских правителей, осваивая для империи все новые и новые «дикие» европейские земли.
В результате концу пятнадцатого века на европейском континенте им принадлежала Болгария, к началу XVI века - Греция и Сербия, к середине века граница отодвинулась до Вены. Турки покорили Венгрию, Молдавию, Трансильванию, захватили Мальту, опустошили побережья Испании и Италии.
К началу XVI века существование христианского мира как такового стояло под вопросом. В то время Османская империя, относительно погружающей в мракобесие средневековой Европы, была государством относительно веротерпимым и, несомненно, более передовым.
К примеру, 100 000 евреев, изгнанных инквизицией из Испании в 1492 году, были охотно принятых в подданство султаном Баязидом. Кроме того турки обладали наиболее передовой для своего времени регулярной профессиональной армией.
Ее костяк составлял так называемый «янычарский корпус». В XVI веке он практически полностью формировался из купленных или захваченных в плен мальчиков, юридически являвшихся рабами султана.
Все они проходили качественное воинское обучение, получали хорошее вооружение и превращались в лучшую пехоту, какая только существовала в Европе и средиземноморском регионе. Численность корпуса достигала 100 000 человек.
Но, потом, постепенно в империи нарастала общая деградация, что не могло не привести к поражениям на поле брани. В результате ее христианские недруги отвоевывали у Турции один регион за другим. Появившаяся на ее западных границах Австро-Венгрия медленно, но верно теснила ее на Балканах.
А Россия с севера. При Абдул-Азизе I-ом (1861-76 гг.) Турция приняла из России 600.000 беженцев с западной части северного Кавказа. На этом кавказские войны Россия закончила, так как на западе северного Кавказа лиц кавказской национальности не осталось. Тех, которые не убежали в Турцию были вырезаны под корень. А снабжение оружием беспокойных горцев шла из Турции именно через западную часть северного Кавказа.
В Турецкой энциклопедии сказано, что, по данным турецкого переселенческого комитета, с 1816 по 1910 год в Турцию различных кавказских племен (аварцы, черкесы, чеченцы и др.) переселилось 3,1 млн человек.
Если бы эти горцы остались на своей родине, то к концу ХХ века численность коренных народов на Северном Кавказе должна была составлять не менее 20 млн человек (вместо 5 млн человек в реальности). Освобожденные от мусульман земли Крыма, Причерноморья и Северного Кавказа щедро раздавались переселенцам, исповедовавшим христианство.
Сюда были переселены немцы, болгары, сербы, армяне, гагаузы и т. д. Даже евреям перепало, там был создан еврейский автономный район. Но самой многочисленной этнической группой, воспользовавшейся эмиграцией татар и горцев, были казаки и украинцы. В общей сложности их сюда переселилось до 2 млн человек.
В результате такой имперской истории национальный состав Турции очень пестрый. Премьер Давутоглу, к примеру - этнически крымский татарин. А президент Эрдоган - аджарец. А основатель турецкого государства, Кемаль Ататюрк, как вы уже догадались, родился в простой еврейской семье. Правда принявшей ислам еще до его рождения.
А на языке зазаки, принадлежащему к иранской группе языков, говорит и поныне население проживающее на Армянском нагорье в верховьях Тигра и Евфрата. Всего 1,6 млн. человек (2,2%. от общей численности населения Турции). Турция их тоже считает турками, но в силу общей деградации перешедшими с высокого тюрского языка на убогий ираноподобный жаргон.
А вот существование народов, которые жили на территории современной Турции, Турция признавать отказывается. А отказывать признавать Турции есть что. В 1915-1923 годах в Турции был осуществлен геноцид христианского населения. Тогда было убито более 3 (трех) млн. христиан. В том числе не менее 1,5 млн. армян, 0.5 миллиона ассирийцев, остальные греки.
Но их уже нет. А на нет и суда нет. Поэтому факт геноцида армян, ассирийцев и греков в Османской империи во время Первой мировой войны Турция категорически отрицает.
Но курды то существуют. От геноцида их спасло тогда то, что они сунниты, как и турки. А геноциду тогда подверглись исключительно христиане. Даже живших в Турции евреев, а уж принято резать всегда, турки не тронули.
Упоминания о мидийцах (мидянах) относятся году так к 2500 до нашей эры. Так вот, мидийцы - это предки курдов. Кстати, жизнь этих горцев не всегда была пасторальной. Первая резня армян была осуществлена именно курдами (1894-96 годы). Да и в геноциде армян и, в особенности, ассирийцев в 1915-16 годы, курды принимали посильное участие.
Курды, по официальной версии турецких властей - это вовсе не придуманные предателями врагами турецкого народ «курды», а «горные турки», которые в условиях горного климата, бедолаги, «одичали и забыли свой язык». Практически одичали и опустились, в результате чего превратились в маугли.
Хотя курды живут там, где они живут, более 5 тысяч лет. А турки пришли в Переднюю Азию из Средней Азии в XI веке. Более того, курды никакие не впавшие в дикость турецкие маугли. Курды по своему происхождению к тюркам вообще никакого отношения не имеют. Это ираноязычный, а не тюркоязычный народ.
Сегодня Курдистан состоит из следующих регионов - автономии в Ираке - Южный Курдистан, в Сирии - Западный Курдистан, Турецкий Курдистан, где проживает основная масса курдского народа - Северный Курдистан, регион заселенный курдами в Иране (есть курдская автономия) - Восточный Курдистан. Курды составляют до 10% населения Ирана и проживают на западе страны, в провинциях Курдистан, Западный Азербайджан и Керманшах.
Все вместе это образует единую страну заселенную курдами - Курдистан. Сегодня это примерно 45 миллионов человек.
Курдов с независимостью великие державы стабильно обманывают. После первой Мировой войны, в качестве мировых держав, это сделали Англия и Франция. Курдам тогда было обещано независимое государство по Севрскому мирному договору 1920 года, решавшему судьбу Османской империи, проигравшей в Первой мировой войне.
То есть с курдами собирались поступить так же, как в том же 1920 году, по тому же Севрскому мирному договору, из распавшейся Османской империи была образована подмандатная территория «Ирак», что в переводе с арабского означает «Междуречье». Мандат на управлении этой территорией был предан тогда Великобритании.
Но с Курдистаном, в конечном счете, этого не произошло. Потому что решили сохранить Турцию, пусть и в усеченном варианте.
А вообще в Курдистане исторически проживают следующие этно-конфессиональные группы:
1) Курды - мусульмане, исповедующие суннизм (но есть и группа курдов-шиитов в районе Ханекин).
2) Езиды - населяют районы Синджара и Дахука. Здесь же находится и их главная святыня - храм Лалеш. Езиды говорят на курманджийском языке курдской группы арийской ветви индоевропейской семьи. Когда-то все курды были езидами по вероисповеданию, но постепенно большинству из них постепенно навязали ислам (суннизм).
Общая численность езидов 1,5-2 миллионов человек. Из них не менее 500 тысяч проживают в Ираке (прежде всего, на севере страны, в горах Синджар, где их сейчас режут арабы Исламского халифата, и в районах Айн-Сифни и Дохук).
В других странах: Германия – 60 тысяч (сейчас, в связи с потоком беженцев, их в Германии гораздо больше), Россия – 40 тысяч, Армения – 35 тысяч, Грузия – 20 тысяч, Сирия – 14 тысяч, Швеция – 4 тысячи (цифра до потока беженцев), Украина – 2 тысячи. Кроме того, небольшие общины езидов есть в США, Канаде, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швейцарии, Австралии, а также в Турции.
3) Ассирийцы - древний народ, являющийся паствой Ассирийской церкви Востока.
4) Халдеи - арабы и ассирийцы, являющиеся верующими Халдейской католической церкви.
5) Туркоманы, или иракские туркмены. Тюрки, которые практически стали турками.
6) Арабы, среди которых также есть и сунниты, и шииты, и христиане;
7) Армяне, проживающие в Дахуке и Захо.
8). Евреи курдские, или «лахлухи». Поголовно перебрались в Израиль еще в 20 веке. Интересны тем, что в быту говорят на арамейском языке.
К началу XIX столетия правители Оттоманской империи уже осознавали, что мусульманский мир безнадежно отстает от христианского Запада, и чем дальше, тем больше. Начались лихорадочные попытки догнать «неверных» путем слепого копирования западных образцов.
Султан даже завел у себя военный оркестр (может, оттого западные армии так хорошо воюют, что они вдохновляются победными маршами?). И пригласил на роль капельмейстера Луиджи Доницетти, брата великого композитора. Луиджи много лет прослужил в должности придворного музыканта, отуречился, принял ислам и в конце своей долгой жизни руководил женским оркестром императорского гарема.
Но даже эти драматические перемены в культурной жизни султанского гарема не спасло Оттоманскую империю от поругания…
Чуть позже с курдами заигрывал Сталин. В 20-е годы в Закавказье был создан Красный Курдистан (Курдский национальный уезд с центром в городе Лачин). Но в 30-е годы Красный Курдистан был ликвидирован, а значительная часть его населения позже была депортирована в Среднюю Азию и Казахстан.
После войны, в 1946 году в зоне контроля советских войск, куда попал иранский Курдистан, была создана курдская Мехабадская республика. Но потом и Иран решили не разрушать. Поэтому в 1947-м, после вывода советских войск из Ирана, шахский режим потопил Мехабадскую республику в крови.
На входе в синагогу неизвестные повесили свиную ногу. Через 15 минут они за ней вернулись - но ее и след простыл. На Ближнем Востоке всегда так - верить никому нельзя.
Вот и США, воюя с Саддамом Хусейном после захвата им Кувейта, обещали иракским курдам независимость. И вновь обманули.
Но теперь, когда это грязная пена схлынула, курдов, может быть, не обманут. И, я вовсе не призываю Путина ввести куда-нибудь войска, но свое государство курды все-таки получат.
Впрочем, и не одни курды. К примеру, идея объединения Северного (который был в СССР) и Южного (иранского) Азербайджанов живет и побеждает. Турки, азербайджанцы и туркмены - это примерно русские, украинцы и белорусы. Согласно доктрине пантюркизма это вообще одна нация. Здесь тоже процесс пошел и зашел достаточно далеко.
А вообще, попытка внедрить демократию в тоталитарных государствах Ближнего и Среднего Востока – неизбежно приведет к кровавой анархии, и Сомали в конечном итоге.
И главное тут запустить процесс - и в какой-то точке он станет необратимым. Как кусок мяса может убить дистрофика, как свежий воздух может убить водолаза - так демократия может убить любой народ и любое общество, стоящий на родоплеменном уровне и обладающий родоплеменным сознанием.
И главное тут, чтобы это общее одичание не замыкалось ближневосточными пустынями, а выбрасывало миллионы беженцев в Германию. Пока страна этих нелюдей не будет затоплена беженцами как старый унитаз, подключенный к засорившейся канализации.
Европа нынче вступает в период перемещений, переселения, выселения, бегства населения от войн и т. д. Этот процесс называется «Великое переселение народов». Последний раз в Европе это событие произошло в конце первого-начале второго тысячелетий нашей эры. После его окончанию этническая картина Европы изменилась до неузнаваемости.
Сегодня в Европе, после тысячелетнего перерыва, вновь происходит Великое Переселение Народов. Которое, естественно, закончится тем же, что и первое - по его окончанию этническая картина Европы изменилась до неузнаваемости.

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

2 октября в Иракском Курдистане про­шли парламентские выборы. В этот же день в иранской тюрьме казнили пятерых курдов. Эти события оживили дискуссию о создании независимого курдского государства. Своим мнением поделился иностранный корреспондент «Нашей Версии» Сергей Поживилко.

30-миллионный курдский народ – самый крупный этнос, лишённый своего государства по произволу колонизаторов. Почему эта историческая несправедливость не исправляется в век политкорректности и прав человека?

Народ разделяют не только границы. Он разломан изнутри. Иранские и иракские курды более консервативные, у них сильны родоплеменные отношения. Сирийские и турецкие – прогрессивнее. Разнообразнее их политическая палитра. В ней заметны коммунисты и анархисты. Лидер иракских курдов Барзани сказал, что для него сирийские соплеменники хуже врагов-игиловцев.

Углубляется раскол между светскими и религиозными кругами. На последних выборах 56% турецких курдов проголосовали за Эрдогана как за брата по исламу. А светская курдская партия заняла третье место, потому что её поддержали прогрессивно настроенные турки. В Иракском Курдистане открыто действуют «Братья-мусульмане»** и другие исламистские группировки.

Казалось бы, курды могут получить независимость сначала от государств, где они проживают, а потом уже думать о единой стране. Иракские курды были близки к этому. Де-факто курды после вторжения поддерживаемых ими американцев не оглядывались на крайне слабое центральное правительство. Они заняли примыкающие к их территории нефтеносные районы. Но из столицы шли деньги на зарплату учителям, врачам, силам безопасности и военным, развитие инфраструктуры. Лишаться их было не резон. Референдум о независимости с результатом 93% за провели в конце прошлого года. Но время было упущено. Центральное правительство укрепило свои позиции. Оно не только не признало итогов референдума, но тут же вытеснило курдов из нефтеносных районов. Не оказал поддержки и «верный» союзник США.

После смерти лидера умеренных курдов Талабани его сторонники раскололись и их влияние ослабло. Но Багдад может опираться на них. Перестали считать себя курдами и изиды, община которых есть и в России. Руководитель Курдистана Барзани обещал защитить их от ИГИЛ*, но обманул. Они стали беженцами.

В оккупированном союзниками Иране во Вторую мировую возникло курдское государство. Но как только союзники ушли, оно было разгромлено, а руководство во главе с Барзани-отцом бежало в Азербайджан. Партия Барзани и сегодня доминирующая политическая сила в Иракском Курдистане. Но речь не идёт не только о его независимости, но и даже об автономии.

Вроде бы есть шанс у сирийских курдов в случае раздела страны. Однако шанс этот достаточно призрачный плюс его сразу же уничтожили вторгшиеся турецкие войска. На поддержку американцев, которым, как и в Ираке, курды служат верой и правдой, рассчитывать не приходится. Уйдут и забудут. О ситуации в Турции говорить не стоит. Она ещё более безнадёжна…

В 2007 году тогдашний президент Ирака Талабани назвал независимый Курдистан поэмой. Да, пока это красивая и справедливая мечта, которая может никогда не осуществиться.

* «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») - официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») - официально запрещенная в России международная организация. ** Верховный Суд Российской Федерации признал Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Братья-мусульмане и Партию исламского освобождения экстремистскими организациями, запрещенными на территории России - 14.02.2003 № ГКПИ 03 116, вступило в силу 04.03.2003

Месут поднял серьёзный вопрос расизма, но его национальность тоже загадка.

РАСИЗМ В ГЕРМАНИИ

Сразу после чемпионата мира в России Месут Озил объявил, что завершает выступление в сборной Германии. Всё началось с того, что за месяц до старта турнира в сети появились фото Озила с прилетевшим в Лондон президентом Турции Реджепом Эрдоганом . Это в разгар предвыборной компании. Через месяц Эрдоган победил в первых выборах после референдума, по итогам которого в Турции была узаконена президентская форма правления. Сам же референдум был вынужденной мерой, после предпринятой в стране попытки военного переворота в июле 2016 года. Вполне вероятно, что фотографии с Озилом, еще одним игроком бундестим Илкаем Гюндоганом , а также Дженком Тосуном , выбравшим сборную Турции, но родившемся и получившем футбольное образование в ФРГ, повлияло на количество голосов в Германии – 65%. Даже в самой Турции Эрдоган получил меньше поддержки.

Озил и Гюндоган получили серьезную порцию критики от немецких футбольных чиновников и политиков «за агитацию за диктатора Эрдогана». Якобы, они, таким образом, пропагандируют ценности, не близкие современной политике бундестага. При этом сам Месут даже не публиковал фото в своих личных аккаунтах. Это сделал аккаунт партии. Разве могли игроки вести себя невежливо и оскорбительно по отношению к президенту родной страны их семей, о чём и написал позже Гюндоган? К тому же, есть фото Озила и Эрдогана ещё 8-летней давности, но шквал обрушился именно сейчас. За последние годы отношения между Турцией и Германией сильно обострились. Всё из-за того же референдума и запрете агитации на территории Германии, а также осуждения либеральными странами ЕС «авторитарных» режимов.

Гюндоган опубликовал заявление, проясняющую ситуацию, практически сразу, а позже, во время товарищеcких матчей, его освистывали собственные болельщики. Озил ждал, молчал и терпел. Из-за этого уже на ЧМ именно он стал самым критикуемым футболистом сборной. Его постоянно донимали вопросами о фотографиях. Необоснованно называли худшим игроком и чуть ли не на единственного спихнули вину за провал сборной на ЧМ. Нашли козла отпущения. И – что самое главное – делал это, по большей степени, немецкий футбольный союз, а не журналисты. Те, кто должен всеми силами оберегать своих игроков от нападок, сами же стали стервятниками. Генеральный менеджер сборной Оливер Бирхофф заявил, что руководство задумается над отказом от услуг игрока. Лицемерно прикрыв их спортивными причинами, а не политическими. От Озила требовали объяснений.

И дождались. Спустя две недели после вылета сборной Германии, Озил выложил огромное письмо, в котором раскритиковал немецкий футбольный союз, медиа, спонсоров, обнажил проблему расизма и эмигрантов, и объявил о том, что покидает бундестим. Озил сказал, что встреча с президентом Турции не имела никакого политического контекста, и это лишь дань уважения. Футболист обвинил газеты в том, что против него собираются настроить всю Германию только за турецкое происхождение и это расизм. А также в лицемерии, потому что почётный капитан и легенда сборной Лотар Маттеус в то же время встречался с Владимиром Путиным – в либеральной повестке столь же авторитарным лидером – но с него за это никаких объяснений не требовали. Признался, что от него отвернулась даже родная школа в Гельзенхиркене, которую он долгое время спонсировал. Что его кинули многие спонсоры, в том числе и такие крупные, как Mercedes.

Озил заявил о том, что руководству немецкого футбольного союза и особенно президенту Райнхарду Гринделю были совсем неважны объяснения Озила. Ему было важно задвинуть конкретно свои политические взгляды, лицемерно и пропагандистски сместив акценты. «В глазах Гринделя и его союзников я немец, когда мы побеждаем, и мигрант, когда мы проигрываем», ­– сказал Озил, явно обвиняя президента в двуличии и расизме. Месут сделал акцент на вопросах дискриминации: «Теперь получается, что я не немец? Есть какие-то критерии, которым я не соответствую? Моих друзей Лукаса Подольски и Мирослава Клозе не называют польскими немцами, так почему я турецкий немец? Дело в том, что это Турция? Дело в том, что я мусульманин? Называя кого-то турецким немцем, вы уже обособляете людей, у которых есть родственники больше, чем из одной страны. Почему люди не хотят признать, что я немец?».

Он чётко дал понять, что пока Гриндель и ему подобные сидят в руководстве НФС, надевать майку сборной он не намерен. К тому же, не так уж и много людей поддержало футболиста. Йоахим Лёв и его бывшие партнёры выразили понимание и попрощались с ним. Но поддержка? Большинство только и говорило, что об отсутствии расизма конкретно в команде. Скорее всего, так оно и было. Но руководство и в целом проблемы общества не затрагивал никто, чтобы не сказать ничего лишнего. Разумеется, этого не было достаточно, чтобы он не принимал столь категоричного решения, тем более многие немецкие политики, критиковавшие игрока ранее, продолжили гнуть свою линию. После письма Озила НФС тут же вышел с обращением, в котором отрицал все обвинения в расизме и сказал, что от каждого игрока требуется соблюдение определённых ценностей. Видимо, по их мнению, даже такая мелочь, как фотография с Эрдоганом, тоже нарушает устои.

Поэтому, вероятность возвращения Озила в сборную в ближайшее время крайне мала. Репутация Гринделя подпорчена, но он вряд ли уйдёт в ближайшее время, так как ведёт переговоры о проведении в Германии Евро-2024 и входит в состав исполнительного комитета УЕФА. Да и Лёв сказал, что о возвращении игрока речи не идёт. А с Йоахимом – тренером, который всё время доверял Месуту – он мог бы обойтись помягче. Но Озил даже не предупредил его о своём решении, не шёл на контакт и не брал трубку первые две недели. Вряд ли теперь и самого игрока примут с распростёртыми объятиями. Его случай – политический, а, значит, более сложный. Это не ситуация с уходом Лео Месси в 2016 году чисто по футбольным причинам и от отчаяния.

Прав ли Озил, в своём заявлении сделавший виноватыми всех, кроме себя? Наверное, нет. Но правы ли остальные, так накинувшиеся на Месута? Тоже нет. Это лишь защитная реакция. Истина же где-то по середине. В любом случае, письмо Озила взорвало настоящую бомбу. Герой нации показал турецким мигрантам, что им могут быть не так уж и рады. Да и турецкая футбольная федерация теперь может легче выигрывать борьбу за игроков. Копаем глубже и получаем контекст в виде провала политики интеграции и мультикультурализма. Такой пласт проблем быстро не решается.

ОЗИЛ БОЛЬШЕ НЕ ТОП-ИГРОК?

Но и помимо проблем в сборной, у Озила большие проблемы в карьере. В первую очередь, чисто игрового толка. Это уже даже не сравнится с 2013 годом, когда от него отказался «Реал». Карло Анчелотти просто не видел, как использовать игрока в новой схеме – Анхель ди Мария был предпочтительнее. Многие болельщики были против. Месут был любимчиком, лучшим ассистентом в мире. Но история расставила всё на места. Вскоре «Реал» выиграл Лигу чемпионов, а ди Мария стал лучшим игроком финала против «Атлетико». И вот уже все забыли про некогда ценного немецкого турка. Потому что без него стало лучше. А если тебя выгнали из «Реала» – это фиаско.

Переход в «Арсенал» – объективное понижение в классе. С другой стороны, можно сказать, что Озил просто пошёл другим путём. К тому же, за него выплатили 43 млн фунтов – он стал самым дорогим игроком «канониров» в истории, до прошлого сезона, когда те купили Александра Ляказета за 48 млн и зимой Пьера-Эрика Обамеянга за 57 млн. Но Месут пришёл в клуб, который в нём нуждался. В атакующую модель Арсена Венгера , которая позволила бы полностью использовать его потенциал. Озил стал новым лидером, по крайней мере, номинальным главным игроком «Арсенала». Но был ли он тем, кого так ждали? Стал ли тем, кого в нём хотели видеть?

Всю карьеру Озила в «Арсенале» – да и не только там – можно охарактеризовать как очень противоречивую эпоху. В своём первом сезоне Месут в среднем создавал 2.9 момента за матч в АПЛ. Лучше было только у Давида Сильвы . Затем выиграл чемпионат мира, где не был даже одним из лучших игроков, но всё же укрепил свой статус. Дальше его показатели только улучшались. Правда, лидером по ассистам он смог стать только единожды, когда в сезоне 2015/16 выдал феноменальные 19 передач – его уровень в «Реале». Но дело даже не в этом.

Основная критика, которой продолжил подвергаться Озил, была за его нестабильность. Гениальные матчи он регулярно чередовал с провальными. Известный мем – Озил растворился на поле, стал невидимкой. Вряд ли стоит ставить под сомнение то, что Месут – умнейший игрок. Он очень редко ошибается в принятии решений. Пересматривать его хайлайты – эстетическое удовольствие. Озил стабильно гениально находит и отдаёт на свободное пространство, и так же создаёт его, за счёт разрывов между линиями. Проблема в том, что это единственное, что он может делать истинно гениально. Но даже это у него не всегда получалось выдавать против топ-клубов – в этом главная претензия.

Здесь проблема с уровнем ожиданий. Он не лидер ровно настолько, насколько можно себе это представить. А от него ждали подвигов, учитывая уровень потенциала. Озил показал, что не может давать больших результатов ни в роли второй, ни уж тем более в роли первой скрипки. Да, после прихода Алексиса Санчеса «Арсенал» взял два Кубка Англии подряд, прервав беcтрофейную серию. Но это потолок. Месут очень редко берёт игру на себя. Не решает эпизоды. Выглядит инфантильным. На чемпионате мира он создал 5.5 момента в среднем за матч – рекорд турнира. Понятно, что страдает выборка. Неймар, создавший 4.6 момента или Кевин де Брюйне , создавший 3.8 момента, сыграли на 3 и 4 матча больше соответственно.

Но всё же. В матче с Южной Кореей Озил создал 7 моментов – недосягаемый показатель. Германия не забила ни одного. Но оправдывает ли эта статистика Озила? Нет. Безотносительно статистики, кошмарна была вся команда, и Месут в том числе, потому что как от лидера и человека, до этого 5 раз становившимся лучшим игроком года в Германии, от него ждали подвигов. Вот что сказал уже после турнира Тони Кроос: «Я много лет играл с Месутом и знаю, что он хороший парень. Но то, каким образом он завершил международную карьеру – неправильно. Соотношение его удачных действий к неудачным, к сожалению, говорит само за себя. В последнее время Озил гораздо больше допускал глупостей, чем приносил пользы команде».

Фото: Джалиль Губайдуллин, БИЗНЕС Online

Хотя отсутствие у него той же работоспособности – тоже миф. Он достаточно старателен. Проблема в его ментальности. Ему просто больше нравится заниматься другим. Очень узкопрофильными вещами. Проблема в том, что Озил, по большей части, заложник своей позиции. Он исключителен только в роли чистой десятки, и только там может показывать свой лучший футбол. Убирать его на фланг – преступление против его таланта. Глубже в полузащиту – не справляется. Озил – не лидер, никогда не был лучшим игроком своих команд после «Вердера», но под него нужно подстраивать игру, если хочешь извлечь максимум. И остался бы в «Арсенале» Арсен Венгер , то он бы так и пытался продолжать это делать. Но француз ушёл, а с Унаи Эмери у немца большие проблемы.

Во-первых, футбол Эмери предполагает огромный объём работ в обороне. Постоянные прессинг и движения, доведённые до автоматизма. Озил старателен, но недостаточно хорош для такой модели. Ему нужна определённая свобода, которую Эмери предоставить не может. Месут – звезда, но не такая, как Неймар , с которым у Эмери были схожие проблемы. Бразилец делает в атаке куда больше, за счёт чего его ещё можно освободить от каких-то обязанностей. Во-вторых, в любимых 4-3-3 Эмери совсем не предусмотрена роль Озила. А подстраиваться под игроком испанец очень не любит. Озил просто рушит всю систему. Предположительно из-за этого и Месута и Унаи случился конфликт с переходом на крик на одной из тренировок, после которой Озил не был включён в заявку на матч с «Вэст Хэмом». Эмери сказал, что игрок заболел, правда затем, почти сразу, сказал, что тот здоров и намекнул, что Месут недостаточно выкладывается.

Готов Эмери вновь идти на компромисс? В «ПСЖ» с этим не вышло и все его идеи посыпались. Вряд ли тренер хочет наступать на те же грабли. К тому же, Озил уже давно не главная звезда команды и в последние годы несколько сдал. Поэтому вряд ли стоит ждать от него чудес на новых позициях. Месут уже не видится абсолютно топ-игроком, которым был несколько лет назад. Игроком, за которого нужно держаться. А через месяц ему будет уже 30 лет. К тому же, в таких реалиях, огромная зарплата немца – проблема. Поэтому так усилились слухе об его трансфере. Вероятность этого велика. Карьера Месута идёт под откос.

ТУРЦИЯ СПАСЁТ МЕСУТА?

Но проблема ещё в том, что Озил сейчас не особо нужен ни одному топ-клубу. В чемпионат Германии ему дорога вовсе закрыта. Да и вряд ли он захочет вновь выдерживать шквал критики. Возможно, разве что в Италии он может быть нужен условному «Милану» или «Интеру». Но даже тут возникает вопрос – а готовы ли они так резко менять свою игру под одного игрока? Футбол очень сильно изменился и нынешнего Месута в него очень сложно вписать. А пойдёт ли он в условный середняк – тоже вопрос непростой. Но есть один отличный вариант, который может спасти карьеру Озила – чемпионат Турции. Не просто так ведь в последние дни появились слухи об интересе со стороны «Фенербахче».

Конечно, уже давно устоялось, что звёзды едут доигрывать в Турцию. Отчасти, так может быть и с Месутом. Но, с другой стороны, если взять чисто футбольную составляющую. Да он же будет там королём и разорвёт лигу. Озил всегда отлично играл против средних и слабых команд. Уничтожал условный «Сток», «Сандерленд», «Леванте» или «Эспаньол». В Турции таких команд весь чемпионат. Он вновь почувствует себя настоящей звездой, будет главным игроком лиги. К тому же в том же «Фенербахче» под него точно подстроят всю игру. Ему нужно будет только творить. Там боготворили Дидье Дрогба и Уэсли Снэйдера . А представьте, что будет с Озилом – возможно, лучшим игроком турецкого происхождения в истории. Да и доля вызова есть. «Фенербахче» не выигрывал чемпионат с 2014 года. Вернуть клуб в Лигу чемпионов и попылить там. Чем плохо?

Во-вторых, приехав в Турцию Озил снова сможет поиграть за сборную. Но уже Турции. Двухлетний карантин, новое гражданство и, пожалуйста, – Месут главная звезда сборной Турции в истории. Почему бы не пойти до конца в своём противостоянии с НФС? Подобный ход добавит статуса турецкому футболу, а также добавит желания у других игроков выбрать именно свою родную сборную, а не ту же Германию. Это очень красивая история. Болельщики его примут. Если в 2010 году его гнобили за то, что он выбрал Германию, то теперь уважают за то, что не побоялся высказать всё напрямую. Опять же, это не просто приезд какой-то там очередной звезды. Это настоящая миссия. В родном городе Месута Зонгулдаке даже есть улица, названная в его честь. И огромный баннер, указывающий, как до неё добраться. Да и девушка Озила – экс-мисс Турции Амине Гюльше – тоже вряд ли будет против.

«Такое расистское отношение из-за религиозных воззрений к молодому парню, который всегда выкладывался на 100 процентов в матчах за сборную Германии, просто неприемлемо. Целую его глаза. Полностью поддерживаю заявление Месута», – сказал Эрдоган, после публикации того письма. Как думаете, он одобрит его переход?

Сам президент раньше играл в футбол, хотя и на любительском уровне. А в 2003 году, во время выборов в премьер-министры, он запустил слух, что в своё время его хотел купить знаете кто? «Фенербахче», которому он всегда симпатизировал. А когда он получил должность, то на ближайшем домашнем матче клуба фанаты вывесили огромный баннер: «Турция заслуживает премьер-министра, связанного с «Фенербахче». Эрдоган даже принимал попытки подмять клуб под себя, но сорвалось. Но сходится слишком многое. После триумфа сборной Турции на ЧМ-2002 Эрдоган только и мечтает о повторном успехе и величии турецкого футбола. Вот он шанс.

Правда, есть одна серьёзная проблема. Летнее трансферное окно в Турции было самым бедным за последние 11 лет. Клубы суммарно потратили лишь 49 млн. За последние 10 лет отметка не опускалась ниже 60 млн. Практически всё звёзды разъехались. Дело в кризисе турецкой экономики. С начала года лира рухнула на 45%, инфляция составляет кошмарные 20%, а акции подешевели вдвое. Помимо внутренних причин, в виде повышенных ставок и скудности ресурсов, есть и внешние – например, введение Дональдом Трампом огромных пошлин на металлы. Эрдоган уверен, что США пошла против страны экономической войной. Мало кто сейчас хочет вкладываться в экономику Турции. Конечно, в этом есть и вина Эрдогана, который лишь обостряет конфликт, да и некоторые его действия привели к кризису.

Из-за этого страдает и футбол, потому что зарплаты звёзд привязаны к валюте. Да и выручка клубов падает. Рецессия не за горами – первое падение экономики после 8 лет роста. В связи с этим, трансфер Озила видится куда менее реальным. Многое зависит от того, какую зарплату потребует игрок, и какую цену заломит «Арсенал». Готов ли клуб устроить пир во время чумы. С одной стороны, это поднимет турецкий футбол. С другой, не все болельщики смогут это принять. В массовых беспорядках в Турции что в 2013, что в 2016 годах участвовали и фанаты «Фенербахче». Станут ли они лояльнее относиться к президенту, если в их клуб придёт такая звезда, которую Эрдоган поддерживает? Может быть. В любом случае, всё очень сложно. В этом контексте история с переходом Озила похожа на сказку из «Тысяча и одной ночи». Но это жизнь. А она, порой, подбрасывает невероятные сценарии.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОЗИЛА – ЗАГАДКА

Но есть ещё одна проблема. Никто не знает настоящей национальности Озила. Он её скрывает и никогда не говорил об этом. Дело в том, что есть предположение, что Месут может быть курдом. По крайней мере, у него могут быть курдские корни. А в Турции очень не любят курдов даже на государственном уровне. Турецко-курдский конфликт продолжается с 1984 года по сей день. Хотя его корни ещё более глубокие. 40-миллионный курдский народ не имеет своей государственности, но активно за неё борется. Курдистан поделён между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Только в Турции курдов 18% от общего населения – огромная цифра.

Дениз Наки

В Турции уже давно проводится политика мононационального государства. У курдов нет права разговаривать на собственном языке и проповедовать свою культуру. Можно сказать, что в Турции происходит полноценное гонение курдов, они подвергаются репрессиям. Во всех бедах турок, по их мнению, виноваты курды. Национальная неприязнь. В 1984 году Рабочая партия Курдистана объявила войну официальным властям Турции. И сейчас Эрдоган ведёт активную борьбу против курдов. Обстреливает Сирию и обвиняет США в поддержке курдского ополчения.

Однако происхождение Озила так и останется на уровне слухов. Можно точно сказать, что он не чистокровный курд. В его генах может быть намешано несколько разных национальностей. Однако, до того, как Месут стал известен, на его странице в Википедии говорилось, что он турок курдского происхождения. Хотя его родители родом из северного региона Турции, а большинство курдов живёт на востоке и юго-востоке страны.

Есть видео, где арабский комментатор называет Озила курдом из Германии. А ещё, когда Месут выбрал бундестим, за что его возненавидели турецкие болельщики и когда он играл против Турции, то с трибун на него сыпались обвинения, что он курд. Конечно, это можно интерпретировать, как просто попытку оскорбить. Турка назвать курдом – это чистое оскорбление.

Но тогда не стоит ли обвинить Озила в лицемерии, хоть перейдёт он в Турцию, хоть нет. Он обвинил немецкий футбольный союз в расизме, и ушёл именно под этим предлогом. Но разве в Турции, к которой он относится максимально лояльно, нет подобных проблем, на примере гонения курдов? А почему он тогда не говорит об этом?

В лицемерии Озила обвинил Дениз Наки , изгнанный из Турции за поддержку прав курдов. После публикации Месутом письма, он выступил со своим. «В вашем заявлении ты обвиняешь расизм, с которым столкнулся, и видишь в этом причину покинуть сборную, – написал Наки в инстаграме. – Но почему ты не говоришь о том, что в Турции всё больше и больше расистских и фашистских нападок на курдские меньшинства? Ты говоришь, что заявления НФС ужасны. Но в Турции мою карьеру просто закончили и заклеймили террористом. Что скажешь?». Наки объяснил, что понимает, что Озил защищал свои турецкие корни. Но не понимает, почему другим нельзя защищать свои курдские.

«Люди умирают. Я постоянно говорю об этом. Курдские дети, матери, юноши, разрушенные курдские города. Я хочу, чтобы они жили. Те, кто встретит тебя с распростертыми объятиями в вашей следующей поездке в Турцию – это те же самые люди, которые проводили нападения расистов на меня. Фашисты одни и те же в каждой стране. Я призываю тебя не только бороться с фашизмом и расизмом в Германии, но и расизмом любого рода в мире. Я призываю тебя бороться с расизмом против курдов в Турции», – призвал игрока Наки.

Ответа от Озила так и не поступило. Выходит, не всё так однозначно. Теперь уже не так важно – курд Озил или нет. Если всё-таки да, то понятно, почему в своё время он выбрал именно сборную Германии. Потому что побоялся гонений, в случае если раскроет свою истинную национальность или даже причастность к ней. Но тогда это тоже лицемерие по отношению к собственному народу.

А теперь можно пофантазировать. Представьте, что Озил всё-таки будет заигран за сборную Турции, а затем признается, что он курд. Как на это отреагирует болельщики и правительство, в лице того же Эрдогана? Заклеймят? Но фигура Озила слишком велика и значима. Это создаст выдающийся прецедент. Месут может выступить с попыткой примирить народы. Только представьте. Надежда нации берёт и объявляет, что является тем, кого должны ненавидеть. Огромный удар по мировосприятию. Если же он не курд, то представьте, что он продолжит идти до конца и так же обвинит турецкое правительство. И, опять же, учитывая его влияние, к нему могут прислушаться и теоретически это так же может привести к приглушению конфликта.

Подобные случаи уже бывали. В 2005 году Дрогба остановил гражданскую войну в Кот-д’Ивуаре, когда выступил с обращением, после того как вывел сборную на ЧМ-2006. Из-за него военные действия пошли на убыль, а само обращение еще месяцами крутили по национальному ТВ. История должна повторяться. Футболисты никогда не были только спортсменами. Они должны нести посыл, идею. Может быть, и у Озила получится.

Хотелось бы, чтобы это было не только фантазией.