Методические указания к практическим занятиям
Структура практического занятия:
1. Проверка готовности к работе;
2. Выполнение практической работы (составление рубрикатора методики, ведение протокола);
3. Оформление отчета по практической работе.
Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению практической работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:
1) Название практической работы и дату ее выполнения;
2) Цель работы;
3) Перечень использованных методик и условия проведения обследования;
4) Информация об обследуемом (фамилия, имя, отчество (или инициалы), возраст, пол, социальный статус);
Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и психодиагностики (эмоциональное и соматическое состояние, уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах);
Описание результатов обследования:
Достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий
(в контексте цели исследования!);
Показатели, по которым получены менее высокие результаты;
Показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.
6) Выводы:
Уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.
Рекомендации могут быть адресованы либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.
1) Название методики;
2) Сокращенное название методики;
4) Цель исследования;
5) Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);
6) Исследуемые (возраст);
7) Структура методики;
8) Время проведения;
9) Информация о стандартизации (издатель);
10) Год издания.
Отчет отдается преподавателю на проверку после занятия, либо перед началом следующего и хранится на кафедре до окончания всего курса, для чего каждым обучающимся заводится папка.
В зависимости от содержания занятия обучающиеся готовят стимульный материал к методикам, осваивают процедуру проведения психодиагностических методик, обрабатывают данные, составляют заключения по результатам исследования.
Практическое занятие № 1
Тема. Диагностика темперамента
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия: знакомство с методами диагностики индивидуально-типологических особенностей личности; диагностика индивидуально-типологических особенностей студентов.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия «темперамент»;
2. Дайте характеристику свойств нервной системы;
3. Назовите известные Вам методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности.
Задание № 1. Провести диагностику темперамента студента с помощью методики «Тест-опросник Я. Стреляу».
Оборудование:
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику Я. Стреляу;
3) Обработка результатов:
Сравнение сырых баллов с диагностическими статистическими границами;
Интерпретация результатов.
Задание № 2. Провести диагностику структуры темперамента студента с помощью методики «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)».
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
Интерпретация результатов.
Задание № 3. Проведение диагностики формально-динамических свойств индивидуальности студента с помощью опросника В.М. Русалова (ОФДСИ).
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
Перекодирование ответов согласно ключу;
Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;
Интерпретация результатов.
Задание № 4. Провести диагностику темперамента студента с помощью теста-опросника Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И.Шмелевым).
Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г. И. Шмелевым);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;
Графическое отображение полученных результатов;
Интерпретация результатов.
1. Моисеева, О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О. Ю. Моисеева. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.
2. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.
3. Русалов, В. И. Опросник структуры темперамента / В. И. Русалов. – М., 1992.
4. Русалов, В. М. Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) / В. М. Русалов. - М. : ИП РАН, 2004. – 136 с.
5. Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. - М. : Смысл, 2009. – 104 с.
6. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 336 с.
7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.
Практическое занятие № 2
Тема. Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия: знакомство с методами диагностики черт личности;диагностика черт личности студента.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте основные подходы к понятию «свойства личности»;
2. Дайте представление об основных стратегиях составления личностных опросников;
3. Приведите примеры известных Вам методов диагностики черт и типов личности;
4. В чем основные недостатки личностных опросников?
5. Чем опросники личностных черт отличаются от типологических опросников?
Задание № 1. Провести диагностику черт личности студента с помощью методики 16 PF Кеттелла (форма С).
Оборудование: текст опросника 16 PF Кеттелла (форма С), лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стены, интерпретации полученных результатов, графическое отображение полученных результатов.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к опроснику 16 PF Кеттелла (форма С);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в лист ответов;
Определение достоверности полученных результатов по шкале Md;
Графическое изображение собственного профиля личности;
Интерпретация результатов; выявление первичных и вторичных факторов.
Задание № 2. Провести диагностику индивидуально-типологических свойств (ведущих тенденций) личности с помощью методики Л. Н. Собчик (ИТО).
Оборудование: текст опросника Л.Н. Собчик (ИТО), лист ответов, ключ для подсчета результатов, шкалы измерения индивидуально-типологических тенденций.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к методике Л.Н. Собчик (ИТО);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
Графическое изображение индивидуально-типологических тенденций личности;
Интерпретация результатов.
Задания по итогам практической работы:
3. Самостоятельно провести диагностику исследования личности с помощью стандартизированной методики исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик; составить рубрикатор и протокол к методике.
1. Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынина, А. М. Эткинд. – М., 1993.
2. Капустин, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустин. - СПб. : Речь, 2001. - 112 с.
3. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.
4. Рукавишников, А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.
5. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.
6. Собчик, Л. Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности [Текст] / А. Н. Собчак. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.
7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2003. – 40 с.
Практическое занятие № 3
Тема. Исследование особенностей личности путем диагностики рисунка
Продолжительность – 2 часа
Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с рисуночными проективными методиками.
Контрольные вопросы:
1. В чем главные достоинства и недостатки графических проективных методик?
2. Раскройте основные принципы интерпретации рисуночных проективных методик;
3. Назовите известные Вам рисуночные проективные методики.
Оборудование: белые листы бумаги размером А4, карандаш, ластик, схемы для обработки данных.
Ход работы:
1) Знакомство с графическими проективными методиками:
Тест «Свободный рисунок»;
Тест «Картина мира»;
Тест «Автопортрет»;
Тест «Дом-дерево-человек»;
Тест «Рисунок семьи»;
Тест «Несуществующее животное»;
Тест «Дерево» (К. Кох);
Тест «Человек под дождем»;
2) Выполнение двух (трех) графических проективных методик (на выбор);
3) Обработка и интерпретация результатов с помощью схем для обработки данных, используя рекомендуемые литературные источники (5).
Задания по итогам практической работы:
1. Составить протокол к проведенным на практическом занятии рисуночным методикам;
2. Самостоятельно провести диагностику личности с помощью 2 (3) графических проективных методик у членов Вашей семьи или знакомых;
3. Обработать и дать интерпретацию результатов проведенных самостоятельно рисуночных методик, используя схемы для обработки данных и рекомендуемые литературные источники; составить протокол к проведенным методикам.
1. Беллак, Л. Проективная психология / Л. Беллак. – Издательство Института Психотерапии, 2010.
2. Бук, Дж. Тест «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) / Дж. Бук // Проективная психология. – М. : Апрель, ПРЕСС, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 260-344.
3. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
4. Дукаревич, М. З. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) / М. З. Дукаревич, П. В. Яньшин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М. : Издательство МГУ, 1990. – С. 54-73.
5. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии: учебное пособие / Е. С. Романова. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 400 с.
6. Семенова, З. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом-Дерево-Человек» / З. Ф. Семенова, С. В. Семенова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 190 с.
Практическое занятие № 4
Тема. Проективные методы диагностики личности
Продолжительность – 8 часов
Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с проективными методами диагностики личности.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия «проекция»;
2. Охарактеризуйте основные проблемы разработки проективных методик;
3. Раскройте проблему стимула в проективных методах;
4. Какая существует классификация проективных методов?
5. Какие проективные методики Вы знаете? Охарактеризуйте их.
Оборудование: стимульный материал к методике«Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, стимульный материал к методике «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), стимульный материал к методике «Восьмицветовой тест М. Люшера», стимульный материал к методике «Тест Л. Сонди».
Ход работы:
1) Знакомство с проективными методами диагностики личности («Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Тест детской апперцепции» (САТ) Л.Беллака, «Восьмицветовой тест М. Люшера», «Методика чернильных пятен Г. Роршаха», «Тест Л. Сонди»);
2) Проведение диагностики личности с помощью проективной методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга; обработка и интерпретация результатов;
3) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ); обработка и интерпретация результатов;
4) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Восьмицветовой тест М. Люшера»; обработка и интерпретация результатов;
5) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тест Л. Сонди»; обработка и интерпретация результатов.
Задания по итогам практической работы:
5. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Тест детской апперцепции (САТ) Л. Беллака; составить рубрикатор к методике;
6. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Фрустрационный тест С. Розенцвейга» (детский вариант); составить рубрикатор к методике.
1. Беллак, Л. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство / Беллак Л., Беллак С.С. – СПб. : ИМАТОН, 2001.
2. Дубовская, О. Ф. Восьмицветовой тест Люшера / О. Ф. Дубовская. – М. : Когито-Центр, 2003.
3. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1998.
4. Собчик, Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера / Л.Н. Собчик. – СПб. : Речь, 2002.
5. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – СПб. : ИМАТОН, 2001.
Практическое занятие № 5
Тема. Диагностика сознания и самосознания
Продолжительность – 6 часов
Цель занятия: знакомство с методами диагностики сознания и самосознания; диагностика сознания и самосознания студента.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям «сознание», «самосознание», «самооценка»;
2. Охарактеризуйте уровневое строение самосознания;
3. Какие методики диагностики сознания и самосознания Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.
Задание № 1. Провести диагностику самоотношения как компонента самосознания у студентов с помощью теста-опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (МИС).
Оборудование: текст опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к методике В.В. Столина и С.Р.Пантелеева (МИС);
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
Подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов;
Перевод сырых баллов в накопленные частоты;
Графическое изображение выраженности уровней самоотношения;
Интерпретация результатов.
Задание № 2. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Техники репертуарных решеток Дж. Келли».
Оборудование: матрица репертуарной решетки
Ход работы:
1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании техники репертуарных решеток
2) Заполнение репертуарной решетки:
Формирование списка элементов;
Выявление конструктов;
Заполнение решетки;
Обработка и анализ полученной решетки.
Задание № 3. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Личностный дифференциал».
Оборудование: бланк-анкета личностного дифференциала.
Ход работы:
1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании методики «Личностный дифференциал»;
2) Самостоятельная работа с бланком-анкетой личностного дифференциала;
3) Обработка и анализ полученных результатов.
Задания по итогам практической работы:
4. Самостоятельно провести диагностику уровня субъективного контроля личности с помощью теста-опросника Дж. Роттера (УСК); составить рубрикатор и протокол к методике.
5. Самостоятельно провести диагностику уровня самоактуализации личности с помощью методики «Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» (А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина); составить рубрикатор и протокол к методике.
1. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 426-433.
2. Пантилеев, Р. С. Практикум по психодиагностике личности: Руководство по интерпретации / Р. С. Пантилеев // Куб - электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/books/psychodiagnostic_systems/praktikum_po_psihodiagnostike_pantileev.zip. – Дата доступа: 10.02.2012.
3. Похилько, В. И. Психодиагностика индивидуального сознания / В. И. Похилько // Общая психодиагностика; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : МГУ, 1987.
4. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н. К. Ракович. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.
5. Соломин, И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое пособие / И. Л.Соломин. – СПб. : Санктпетербургский гос. Университет путей сообщения, 2013. – 96 с.
6. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер. – М. : Прогресс, 1987. – 236 с.
7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003. – 40 с.
Практическое занятие № 6
Тема. Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики мотивационной и эмоциональной сферы личности; диагностика мотивации достижений и эмоциональных состояний студентов.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «мотивация»;
2. Какие типы мотивов Вы знаете?
3. Перечислите известные Вам методики диагностики мотивационной сферы личности;
4. Дайте определение понятиям «эмоции», «эмоциональная направленность»;
5. Перечислите известные Вам методики диагностики эмоциональной сферы личности.
Задание № 1. Провести диагностику мотивации достижения и избегания неудач с помощью теста-опросника А. Мехрабиана.
Оборудование: текст опросника (форма А, Б), лист ответов, ключи, интерпретация полученных данных.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику А. Мехрабиана;
2) Самостоятельная работа с текстом опросника;
3) Обработка результатов:
Перевод данных по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключа;
Подсчет суммарных баллов;
Интерпретация результатов.
Задание № 2. Провести диагностику мотивационной сферы личности с помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича.
Оборудование: стимульный материал (набор из 18 карточек), бланк для ответов.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к методике ценностных ориентаций М. Рокича;
2) Самостоятельная работа с методикой;
3) Заполнение бланка для ответов;
4) Обработка результатов;
5) Интерпретация результатов.
Задание № 3. Провести диагностику эмоциональной направленности личности с помощью методики «Эмоциональная направленность (Б. И. Додонов)».
Оборудование: текст опросника, лист ответов (ключ).
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к методике Б. И. Додонова «Эмоциональная направленность»;
2) Самостоятельная работа с текстом анкеты и регистрация ответов;
3) Ранжирование перечня переживаний в порядке убывания;
4) Обработка и интерпретация результатов.
Задания по итогам практической работы:
3. Самостоятельно провести диагностику эмоциональной сферы личности с помощью двух методик на выбор; составить рубрикатор и протокол к методикам.
1. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
2. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.
3. Прохоров, А. О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
Практическое занятие № 7
Тема. Диагностика общих интеллектуальных способностей
Продолжительность – 6 часов
Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики общих интеллектуальных способностей; диагностика общих интеллектуальных способностей студента.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «интеллект». Кратко охарактеризуйте основные подходы к определению интеллекта;
2. Охарактеризуйте основные свойства интеллекта;
3. Назовите существующие методы диагностики интеллекта.
Задание № 1. провести диагностику общеинтеллектуальных способностей студента с помощью адаптированной версии теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС).
Оборудование: экспериментальная серия заданий, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к тесту структуры интеллекта Р.Амтхауэра (ТУС);
2) Самостоятельная работа с текстом теста;
3) Обработка результатов:
С помощью нормативных таблиц перевести сырые баллы в стандартные;
Графически представить индивидуальный профиль структуры интеллекта;
Проинтерпретировать полученные результаты.
Задание № 2. Провести диагностику интеллекта студента с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена (ПМР)».
Оборудование: стимульный материал (таблицы из 5 серий по 12 штук), бланк ответов, ключ.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к тесту Равена (ПМР);
3) Обработка результатов:
Подсчет количества баллов по всем таблицам и по отдельным сериям;
Сравнение показателей по отдельным сериям со среднестатистическими показателями;
Определение уровня развития интеллекта;
Интерпретация результатов, качественный анализ результатов теста.
Задание № 3. Провести диагностику интеллекта с помощью методики «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла.
Оборудование: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ключ, нормативные таблицы.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к культурно-свободному тесту интеллекта Р. Кеттелла;
2) Самостоятельная работа с тестом;
3) Обработка результатов:
Подсчет количества баллов с помощью специальных ключей;
Перевод «сырых» баллов в шкальные IQ-баллы с помощью нормативных таблиц;
Вычисление общего коэффициента интеллекта (IQ);
Интерпретация результатов.
Задания по итогам практической работы:
4. Самостоятельно провести диагностику интеллекта с помощью методики «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда; составить рубрикатор и протокол к методике.
1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М., 2000.
2. Денисов, А. Ф. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию) / А. Ф. Денисов, Е. Д. Дорофеев. – СПб. : ИМАТОН, 1996. – 17 с.
3. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.
4. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.
5. Прогрессивные матрицы Равенна: методические рекомендации / сост. и общая редакция О. Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 70 с.
6. Тест умственных способностей: Руководство / Под ред. В. И.Чиркова. – Ярославль, 1993.
7. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.
8. Ясюкова, Л. А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра / Л. А. Ясюкова. – СПб., 2002.
Практическое занятие № 8
Тема. Диагностика креативности
Продолжительность – 6 часов
Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики креативности; диагностика креативности студента.
Контрольные вопросы:
1. Дайте общее представление о проблеме креативности и ее измерении в психологии;
2. Как соотносятся показатели тестов креативности и интеллекта?
3. В чем достоинства и недостатки тестов креативности?
4. Приведите примеры методик изучения креативности.
Оборудование: стимульный материал к методике «Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», стимульный материал к методике «Тест креативности Е. П. Торранса», стимульный материал к методике «Тест Медника», карандаш, ластик.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкциями к методикам («Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», «Тест креативности Е. П. Торранса», «Тест Медника»);
2) Проведение диагностики креативности (студенты, работая в парах, выполняют роль испытуемого и экспериментатора);
3) Обработка и интерпретация результатов.
Задания по итогам практической работы:
1. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности / Д. Б. Богоявленская // Психологическая диагностика. –2004.- № 3.- с.3-19.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.
3. Туник, Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Туник // Школьный психолог. - 2001.- № 45. (специальная вкладка).
4. Туник Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник. - 2000.- № 47.- С. 8-9.
5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.
Практическое занятие № 9
Тема. Диагностика стилевой сферы личности
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия: знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности; диагностика стилевой сферы личности студента.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «стиль» в психологии;
2. Дайте определение понятию «когнитивный стиль»;
3. Охарактеризуйте понятие индивидуального стиля деятельности в психологии;
4. Какие Вы знаете методы диагностики стилевой сферы личности? Кратко охарактеризуйте их.
Ход работы:
1) Знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности («Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру», Опросник «Стили мышления» (А. А. Алексеев), «Мельбурнский опросник принятия решений (Т. В. Корниловой)»);
2) Проведение диагностики когнитивного стиля с помощью методики «Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру»; обработка и интерпретация результатов;
3) Проведение диагностики стиля мышления с помощью методики «Стили мышления» (А. А. Алексеев); обработка и интерпретация результатов;
4) Проведение диагностики стиля принятия решений с помощью методики «Мельбурнский опросник принятия решений» Т. В.Корниловой; обработка и интерпретация результатов теста;
Задания по итогам практической работы:
1. Алексеев, А. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. - СПб., Экономическая школа, 1993. - С. 29-41, 316-328.
2. Егоров, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Егоров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - C. 159-170.
3. Корнилова, Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация / Т. В. Корнилова // Психологические исследования, 2013, 6(31), 4. http://psystudy.ru
4. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М. : ПЕР СЭ, 2002
Практическое занятие № 10
Тема. Психологическое тестирование в образовании
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики, использующимися в сфере образования.
Ход работы:
1) Знакомство с методиками диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе (тест умственного развития (ШТУР, АСТУР), методика оценки уровня социального развития дезадаптированных подростков С. А. Беличевой);
2) Знакомство с методиками диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности («Карта интересов» А. Е. Голомштока, опросник Дж. Холланда, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, опросник «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) Б. А. Федоршина).
Задания по итогам практической работы:
1. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе; составить рубрикатор и протокол к методикам;
2. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности; составить рубрикатор и протокол к методикам.
1. Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т. Ю. Андрущенко. – М. : Академия, 2004.
2. Воробьев А. Н. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: Руководство / Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. - Ярославль, 1993.
3. Гуревич, К. М. Тест АСТУР / Гуревич К. М. Аким М. К., Борисова Е. М., Логинова Г. П., Раевский А. М., Ференс Н. А // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
4. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред. сост. Г. В. Бурменская. – М. : УМК «Психология», 2003.
5 Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в нач. школе. Методическое руководство / Ясюкова Л. А. – СПб. : ИМАТОН, 1999.
Практическое занятие № 11
Тема. Диагностика межличностных отношений
Продолжительность – 4 часа
Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте; диагностика межличностных отношений студента.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «межличностных отношений». Охарактеризуйте главные компоненты межличностных отношений;
2. Назовите известные Вам методы диагностики межличностных отношений;
3. Назовите известные Вам проективные методы диагностики межличностных отношений.
Задание № 1. Провести диагностику типа межличностных отношений с помощью методики Т. Лири (ДМО).
Оборудование: текст опросника, лист ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных результатов.
Ход работы:
1) Знакомство с инструкцией к тесту Т. Лири (ДМО);
2) Проведение теста Т. Лири (ДМО);
3) Подсчет баллов с помощью ключа к опроснику;
4) Построение круговой психодиаграммы;
5) Интерпретация результатов.
Задание № 2. Провести диагностику эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям с помощью «Цветового теста отношений (ЦТО) А. М. Эткинда».
Оборудование: 8-цветовой стимульный материал из восьми цветового теста М. Люшера.
Ход работы:
1) Составление списка значимых лиц, представляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих с
35. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
36. Руководство по использованию восьмицветового теста М. Люшера. Сост. О.Ф. Дубровская. – М., 2005.
37. Собчик Л.Н. Модификационный (модифицированный) восьмицветовой тест М. Люшера. Практическое руководство. – СПб., 2001.
38. Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). – СПб., 2002.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.
40. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003.
41. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 1998.
42. Шмелёв А.Г. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990.
43. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – М.; Ростов-на-Дону, 1996.
44. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002.
45. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Том 2. Психодиагностика взрослых. Том 3. Психодиагностика семьи. Том 4. Психодиагностика персонала. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2009.
Дополнительная литература по дисциплинам:
1. Айзенк Х., Эванс Д. Проверьте способности вашего ребёнка / Пер. с англ. Л.К. Клюкина. – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1998.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудность в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство "Ось-89", 1999.
4. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М.: Институт психотерапии, 2004.
5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М, 1986.
6. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – М.; Рига: ПЦ Эксперимент, 2000.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб., 2006.
8. Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учебное методическое пособие. ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида. – М.: Изд-во Человек, 2010.
9. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В Общая психология. Учеб. – метод. пособие по дисциплине "Общая психология". Специальность 030301.65 "Психология". ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида. – М.: Изд-во Человек, 2012.
10. Ежова Н.Н. Справочник практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.
11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2007.
12. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. – М., 1994.
13. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.
14. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2012.
15. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007.
17. Кризисная психология. Справочник практического психолога. Составитель С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.
18. Крылов А.А., Юрьев А.И. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1997.
19. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Под ред. В.Н. Дружинина и Т.В. Галкиной. – М.: ИП РАН, 1993.
20. Методы психологической диагностики. Вып. 2. Под ред. А.Н. Воронина. – М.: ИП РАН, 1994.
21. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.
22. Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.
23. Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004.
24. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревича, И.В.Дубровиной. – М, 1990.
25. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. / В.Д. Далин, В.К. Гайда, B. К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, C. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
27. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие. Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006.
28. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
31. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: Талант, 1996.
32. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и професссиограммы. – СПб.: Питер, 2008.
33. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Приложение. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
34. Сильвер Р. Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребёнке / Роули Сильвер. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009.
35. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Вып. 1. – М., 1990.
36. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. Вып. 3. – М., 1990.
37. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1994.
38. Тарабрина И.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.
39. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2001.
40. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. – М.: Медицина, 2003.
41. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.
42. Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога / В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2007.
43. Шмелёв А.Г. Общая психодиагностика. Учебное пособие. – М., 1988.
44. Шмелёва И.А. Этические принципы работы психолога // Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
45. Экспериментальная психология. Практикум. Под общ. ред. Е.С. Романовой. – СПб.: Питер, 2007.
Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука и А.Е. Видренко. 2-е изд. Здоров"я, 1980. С. 124.
Бажин Е.Ф. Галынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. №3. С.152-161.
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. С.103.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С.200.
Витт Н.В. Эмоциональный фактор в обучении иностранному языку // Психология и методика устной речи в языковом вузе. 1979. Вып. 142. С.16-24.
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер с англ. М.: Прогресс, 1976. С.495.
Головань Н.О. Ми готовi до школи? Кiровоград: Держ. Центрально-Українське вид-во, 1994. С.72.
Гончаров B.C. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии. 1981. №4. С.132-136.
Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов / Сост. Т.И. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1989. С.20.
Диагностика педагогических способностей учащихся: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и классных руководителей / Сост. Н.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1987. С.20.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии 1980. №2. С.107-114.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991. С.223.
Изучение психологии личности "трудного" младшего школьника: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и учителей 1-3-х классов общеобразовательной школы / Сост. И.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1988. С.48.
Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1981. С.83.
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев: Малое научн. внедр. предприятия "ПАН ЛТД". 1994. С.283.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1991. С. 143.
Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. С.75.
Колга В.А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости. Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1976.
Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.32.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М.: Педагогика, 1988. С. 128.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. С.318.
Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие: В.А. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. 2-е изд. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. С.256.
Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. М.: ИКА "Москва". 1990. С.64.
Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии: для студентов педагогических институтов: В 3 ч. / Сост. Т.Ф. Цыгульская. Кировоград: КГПИ, 1988. С.40.
Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.104.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности, М.: Педагогика, 1986. С.256.
Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 1992. С.88.
Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: Учеб.-методическое пособие. М.: изд-во Моск. ун-та, 1988.С.80.
Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.304.
Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент: Метод. указания. Часть III / Под ред. М.Б.Михалевской, Т.В.Корниловой. М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.50.
Окунь Ян. Факторный анализ: Пер. с польск. М.: Статистика.1974. С.200.
Органiзацiя психологiчного консультування у середнiй школi: Методичнi рекомендацiї для шкiльних психологiв и вихователiв / Укл.: П.В. Лушин, Н.О. Головань, Т.Ф. Цигульска. та iн. Кiровоград: КДПI, 1991. С.40.
Павлютенков Е.М. Кем быть? Киев: Изд-во ЦК ЛКСМУ "Молодь", 1988. С. 198.
Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2. С.45-48.
Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. С.86-92.
Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великородн. Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 1979. С.302.
Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А,И. Щербакова. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. С.288.
Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда, В.А. Ганзен и др.; Под обшей ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С. 255.
Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 176.
Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред.колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.160.
Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карпинской, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.141.
Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. С.248.
Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. С. 141.
Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1972. С. 167.
Профконсультационная работа со старшеклассниками/ Под ред. Б.А. Федоришина. Киев.: Радянська школа. 1980. С.160.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1991. С.144.
Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Отв. ред. А.А. Бодалев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С.248.
Психологическая диагностика индивидуально-психологических свойств личности будущего педагога: Методические рекомендации для учителей, осуществляющих профессиональную ориентацию на педагогические профессии / Сост. Н.В. Ильчукова, Е.А. Ильчукова, Д.Т. Кропоткин. Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-тут, 1992. С.41.
Психологическая служба в педагогическом институте / П.В.Лушин, Н.А. Головань, Т.И. Пашукова, Т.Ф. Цы-гульская, Н.Н. Дроботун; Под ред. П.В. Лушина. Кировоград: КГПИ, 1993.С.155.
Психология познавательных процессов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской психологии / Сост.: В.А. Мадорский, Н.И. Мельченко, Р.Ф. Ихсанов, Л.И. Мостовая. Самара: СМИ, 1992. С.78.
Розен И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Изд-во ВГУ, 1977.С.312.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с анг. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской. М.: Прогресс, 1990. С.368.
Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т. 10 №1. С.10-21.
Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. М.: ИКА "Москва", 1990. С.48.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. С.207.
Grundlagen der Statistik fur Psuchologen, Padagogen und Soziologen. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1978. S.530.
Kerr W.D., Speroff B.J. Validation and evaluation of Empathv test // Journal of genetic Psychologv. 1954. V.50. p.269-276.
Luchins A.S., Luchins E.H. Rigidity of Behavior. Oregon, 1959.
Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional Empathy // 1972. V. 40 №4. p.525-544.
Szustrowa Th. Test of Egocentric Associations (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V.7. №4. p.263-267.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.