ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Презентация в мире сюжетно ролевой игры. Презентация "сюжетно-ролевые игры в доу"

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников

Есть не в пример наукам хитрым

Совсем не хитрая одна:

Распознавать по детским играм,

Чем озабочена страна.

«Вернитесь в своё детство,

Побудьте с нами в нём,

И лучшими друзьями

мы взрослых назовём»


« Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д.В. Меджеринская

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.


ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

Л. С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец Д.В. Менджерицкая и др.


  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
  • игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Особенности развития игровой деятельности ребенка :

  • в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год ) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
  • в раннем возрасте (1 год - 3 года ) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).


Человеческая игра –

это такая деятельность,

в которой воссоздаются

социальные отношения между

людьми вне условий

непосредственно

утилитарной деятельности

(Д.Б. Эльконин )

В ней развиваются:

  • способности к воображению;
  • произвольной регуляции действий и чувств;
  • приобретается опыт взаимодействия и

взаимопонимания с другими.

Значение игры


Сюжетно-ролевая игра дошкольников

роль (правила воображаемая игровые

поведения) ситуация действия

игровое употребление реальные отношения

предметов между играющими


«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский

Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу А.С. Макаренко


Методы и формы системного обогащения сюжетов

игр и игровых методов.

В соответствии с ФГОС ДО решается вопрос социального развития в рамках образовательных областей:

«социально-коммуникативное»;

«познавательное развитие»;

«речевое развитие»;

«художественно-эстетическое развитие»;

«физическое развитие».

Виды деятельности по ФГОС ДО

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Самообслуживание.

Конструирование.

Музыкальная.

Двигательная.

  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдение.
  • Экскурсии.
  • Составление рассказов.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Пальчиковые игры.
  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Изобразительная деятельность.
  • Конструирование.
  • Музыкальная деятельность.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Подвижные игры.

Игровые технологии

Технология - (в переводе с греческого языка «Наука о мастерстве» .

Игровые технологии-обширная группа приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .


Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.



Этапы педагогической технологии

1 этап

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.

2 этап

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.



Характерные особенности

Активизация свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.

Общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства: приёмы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет).

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология формирование игры как деятельности (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова)

Принципы:

1.Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

Сюжет игры:

На этапе формирования условных игровых действий - однотемные, одноперсонажные сюжеты.

На этапе формирования ролевого поведения - многоперсонажный сюжет.

На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры - многотемные сюжеты.

Педагогический процесс организации игры двучастный: 1.моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми;

2. создание условий для самостоятельной детской игры.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Игры в адаптационный период:

Задачи: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у детей положительное отношение к детскому саду

Формы и методы проведения:

  • фронтальные игры;
  • использование в играх копий реальных предметов, а не их заместителей. Предложение всем одинаковых предметов.

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра младших дошкольников (2-3 года).

Знакомить детей с разнообразием игровых целей.

Побуждать детей самостоятельно ставить игровые цели и проявлять инициативу.

Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения цели.

Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра детей 3-5 лет.

Направления работы:

1.Продолжение работы по подготовке детей к принятию роли.

Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых.

Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей.

2.Обогащение индивидуальной ролевой игры ребёнка.

  • Принятие взрослым параллельной роли.
  • Введение в игру ребёнка новых атрибутов.
  • Расширение диапазона принимаемых ребёнком ролей.

Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно.

4.Подготовка ребёнка к ролевому взаимодействию.

Совместная игра взрослого с детьми. Основная цель взрослого – удержать ролевой диалог в процессе игры, а игровые действия свести до минимума или исключить.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра детей 5-7 лет.

1.Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

Воспитатель осуществляет скрытое управление игрой, взяв на себя особую, постоянную для всех игр роль – диспетчера или волшебницы.

2. Обогащение событийной стороны содержания игры.

  • Принятие воспитателем роли «диспетчера» или «волшебницы».
  • Создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события: совместная деятельность взрослых и детей по созданию тематических книжек для игр («библиотека» игр).

3. Рассказы воспитателя из личного опыта о том, как играли в детстве.

3. Создание игровой среды.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология комплексного руководства игрой дошкольников С.Л. Новосёловой (80-ые годы)

Комплексный метод включает следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Д.В. Менджерицкой (70-80-е годы 20 века)

Основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на её содержание, т.е на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Работа педагога по обогащению эмоционально-чувственного опыта детей в процессе непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.

Педагог - партнёр по игре. Он берёт на себя роль (преимущественно второстепенную).


Принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3.Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику


Из этого следует

  • Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
  • Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
  • Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей

  • Не заменять игру другими видами деятельности
  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА, СПОСОБСТВУЮТЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ИГРОВОГО ОТОБРАЖЕНИЯ

Рассказы о профессиях знакомят детей с трудовой деятельностью людей.

Рассказ с использованием иллюстраций побуждает детей к применению инструментов, используемых в профессии, произвести действия с ними.

Рассказы взрослого, которые специально нацелены на воспроизведение какой-либо ситуации («Как я ходила в парикмахерскую», «Как я покупала игрушки в магазине» и др.), обеспечивают натуральность восприятия и веру в подлинность события.

Целевые экскурсии и прогулки способствуют близкому знакомству детей с представителями определенной профессии, дают возможность понаблюдать за деятельностью взрослых.

Беседы проясняют представления детей о жизненных ситуациях, выявляют мнение детей о развитии сюжета. Вовлечение детей в диалог и использование наводящих вопросов развивает речевую активность детей. Беседы по определенным сюжетам развивают замыслы игры и их сюжетную линию.

Дидактические игры способствуют освоению игровых действий и ролевому поведению. Дидактические игры и упражнения воспитывают у детей способность соблюдать правила, быть организованными, проявлять лидерские качества.

Драматизации и театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, способствуют развитию артистических способностей, умению быть выразительным в различных ролях. Дети учатся воплощению определенного игрового плана, который предусмотрен заранее.

Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить всё ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, вызывают у детей желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.

Чтение художественной литературы прививает любовь к чтению. Слушая стихотворные тексты, рассказы, сказки воспитывается умение различать хорошие и плохие поступки.

Изобразительная деятельность и конструирование формирует творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Отгадывание загадок позволяет детям образно воспринимать стихотворные тексты, выделять основные признаки предметов.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА – НАЦЕЛИТЬ ДЕТЕЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕНОСА ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА В ИГРУ.


В пособии представлено ежемесячное карточное планирование как модель совместной деятельности педагога и детей 4-5 лет в рамках освоения сюжетно-ролевой игры, включающее предварительную работу по обогащению игрового и жизненного опыта дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Магазин", " Детский сад ", "Шоферы", "Строители". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно распределить и эффективно спланировать систему игровой деятельности детей на весь учебный год . Карты-планы разработаны на основе содержания образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: " Социально-коммуникативное развитие ", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", " Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие"; позволяют воспитателю обеспечить социальное развитие дошкольников .


"Больница", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская", "Шоферы". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно и эффективно спланировать работу по обогащению игрового и жизненного опыта воспитанников, последовательно и целесообразно распределить предложенные формы и виды деятельности в течение учебного года.


«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В. А. Сухомлинский


Дайте детству состояться!

Дайте детству наиграться!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУ Вахтанская начальная школа - детский сад СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА Презентацию выполнила: старший воспитатель Синявина Е.Г.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Игра – Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. (Л.С.Выготский)

Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре.

Влияние игры на становление личности ребёнка. Умственное развитие детей; Воображение; Коммуникативные умения

Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ» Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера; знакомить с правилами поведения в парикмахерской. Формировать умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Ножницы возьмем у мамы - подстригаться будем сами. Срежем волосы с макушки, оголим немножко ушки.

Парикмахер непременно подстрижёт вас современно. Дайте ножницы, расчёску - он вам сделает причёску.

Здесь и ногти ярким лаком вам покрасят без труда

Сюжетно-ролевая игра «Школа». Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

Нам, учитель дорогой, Ваш характер нравится! Кроме Вас, никто другой с нами не управится!

Сколько ушей у трёх мышей? - Сколько лап у двух медвежат?

Сюжетно-ролевая игра «МАГАЗИН» Задачи: Формировать умение детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

В магазине возле касс продавец встречает нас. То пакетами шуршит, то бумагой шелестит

Я продаю книжки, подходите, детишки! Кому букварь, кому словарь?

Сюжетно-ролевая игра «КАФЕ» Задачи: Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимую среду, закреплять навыки доброжелательного, вежливого общения. Побуждать детей более широко использовать знания об окружающей жизни.

В небе звёздочка искрится, спит клубком усатый кот, Только повару не спится –повар затемно встаёт. Каша булькает легонько, И яичница шипит, И под вкусный шум и гомон к детям входит аппетит.

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные, Салаты, винегреты, все завтраки, обеды?

Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель... И тогда ждёт вас вкусная еда.

Сюжетно-ролевая игра «БОЛЬНИЦА» Задачи: формировать умение детей отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Поднимите-ка рубашки, я послушаю живот. Ой-ой-ой! Урчит там что-то, срочно выпейте компот.

Зайка сильно заболел, простудил он уши. Маму слушать не хотел, измеряя лужи.

Я врачом, наверно, буду, стану я лечить людей! Буду ездить я повсюду и спасать больных детей!

Заболела детка корью? Это вовсе и не горе – Врач поможет, поспешит, нашу детку излечит.

Подлый вирус этот грипп, голова сейчас болит, Поднялась температура и нужна теперь микстура.

У меня теперь простуда, и она не от верблюда. Целый день ходил без шапки, и теперь не все в порядке.

Посторонитесь! Дорогу! Дорогу! Скорая помощь летит на подмогу. Приказ постового: "Стоять! Хода нет! Только для "Скорой" Зеленый свет!" Где-то случилась большая беда, Скорая помощь мчится туда.

Сюжетно-ролевая игра «АВТОСАЛОН» Задачи: формировать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, а всего нужней –сноровка!

Сюжетно-ролевая игра «СТРОИТЕЛИ» Задачи: Закреплять в игре знания о труде строителя, формировать умение действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Знает каждый в доме житель - этот дом возвёл... (строитель)

Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем. И она зовется… (дом)

Пусть не сердятся родители, что измажутся строители, Потому что тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит!

Сюжетно-ролевая игра «ШОФЁРЫ» Задачи: создать условия для закрепления знаний детей о профессии шофера. Формировать умение детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Весь день - домой и на работу возить людей его забота! Точно, вовремя и ловко подъезжаю к остановке. Все вошли, закрылась дверь, - пассажиры вы теперь. Всё! Приехали! Ура! Выходите, вам пора! Пассажирка юных лет, предъявите ваш билет!

Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ» Задачи: формировать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

В детсаду решили дети в дочки- матери играть: Саша будет в роли папы, Настя - мамочка опять.

Кушай, дочка, не спеша, каша очень хороша.

ОЧЕНЬ РАДЫ МЫ ДРУЗЬЯМ- ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ К НАМ!

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе… А.С.Макаренко

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи

Игры-путешествия:1. «В гостях у Лесовичка». Цель:Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.Ход игры:В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительнос...

подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"

Развивающие дидактические игры...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...









Методика овладения игрой в раннем возрасте (1,5 – 3 лет)

  • 1 момент
  • Воспитатель разворачивает показательные сюжетные действия с игрушками (Кормит куклу кашей)

2 момент

  • Начатая игра может продолжаться уже с вовлечением в нее ребенка (Давай играть. Вот мишка и ты садись. Я буду вас кормить)

3 момент

  • Переход к игре, включающей не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом (варит кашу на игрушечной плите, а затем кормит ею кукол)

4 момент

  • Формирование игровых действий с предметами-заместителями (палочка вместо ложки, кубик вместо мыла). Для этого воспитатель не только осуществляет игровые действия с предметом-заместителем, но и словесно обозначает условный предмет (Это у нас мыло. Это как будто ложка.

5 момент

  • Постепенно наряду с предметом-заместителем включать воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (причесывать расческой, которой нет)

Методика руководства игрой во 2 младшей группе(3–4 лет)

  • Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью – более сложным смысловым и структурным компонентом игры
  • Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия , направленные на партнера-игрушку, развертывая парное ролевое взаимодействие, элементарный диалог с партнером-сверстником.
  • В основе формирования этих умений лежит совместное взаимодействие взрослого с ребенком
  • Воспитатель первоначально берет на себя основную роль, разворачивает игровые действия с партнером-игрушкой, втягивает в игру ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает её другому ребенку, связывая детей в ролевое взаимодействие
  • В этом возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер, (после игры воспитателя параллельно несколько детей выполняют роль доктора или мамы одновременно)
  • Нужно создавать условия для включения детей в ролевое взаимодействие. Воспитатель поручает одному ребенку главную роль, а вместе с другим выполняет дополнительные роли. (При игре в магазин воспитатель развертывает игровой диалог с ребенком, выполняющим роль продавца. Потом уступает место второму ребенку-покупателю: Все, я купила. Теперь ты, Катя, покупай)

Методика руководства игрой в средней группе (4–5лет)

  • Ребенок должен научиться изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль на новую в процессе игры.
  • Два условия решения этой задачи: 1) использование многоперсонажных сюжетов; 2) превышение числа ролей количества участников.
  • На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый последовательно меняет свои дополнительные роли. Ребенок изменяет свое ролевое поведение в зависимости от роли воспитателя (шофер-пассажир, шофер- полицейский, шофер-автозаправщик)
  • На втором этапе происходит формирование умения менять первоначально принятую на себя роль. Используя те же схемы сюжетов, взрослый берет на себя основную роль, а ребенку предлагает дополнительную.
  • Воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых действий: «Я - врач, а ты – больная, ты пришла ко мне на прием. Как будто больная ушла, а ко мне пришла медсестра помочь. Ты теперь медсестра»

Методика руководства игрой в старшем возрасте (5 - 7лет)

  • Процесс развития игры, также, как и на предыдущих этапах имеет двухчастную структуру: формирование игровых действий в совместной игре взрослого с детьми, и самостоятельной игры
  • По сравнению с предыдущим этапом изменяются и усложняются сюжетные темы, наращивается количество участников. При этом сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками (ребенок переключается от действия с игрушками на ролевые отношения с партнерами)
  • Новый способ построения игры на данном этапе – совместное сюжетосложение. Оно включает умение выстраивать новые последовательности событий, уметь комбинировать придуманные им самим и другими участниками события в общем сюжете.
  • В развитии сюжетосложения ведущую роль играет игра-придумывание. Она позволяет ненавязчиво стимулировать детей к комбинированию разных сюжетов. Основой этого служит изменение сюжетов знакомых сказок, придумывание историй
  • Накопленный опыт в придумывании сюжетов воспитатель использует в подготовке к игре. «Во что вы собираетесь играть? Давайте придумаем, как можно играть по-новому». Дети высказываются, а воспитатель говорит: «Вот видите, как можно играть по-новому интересно» - и предлагает играть самостоятельно

Особенности развития игровых действий

В 1,5 - 3 года

  • ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая простейшую смысловую цепочку.
  • реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывая парное ролевое взаимодействие, элементарный диалог с партнером-сверстником.
  • Выстраивает ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль на новую в процессе игры.
  • развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам партнеров

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

«Сюжетно-ролевые игры современных детей»

Выполнила:

Блохина Н.В.

воспитатель старшей группы


Вас приветствует старшая группа «КАПЕЛЬКА»


Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Развитие игровой деятельности; Приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Сюжетно-ролевые игры

Совершенствуют и расширяют игровые замыслы и умения;

Формируют умения согласовывать свои действия

с действиями партнеров;

Способствуют укреплению устойчивых детских игровых объединений;

Учат развивать сюжет игры на основе знаний;

Развивают умения согласовывать тему игры, распределяют роли, подготавливают необходимые условия, договариваются о

последовательности совместных действий.


«В нашем салоне красоты стилисты сделают вам самые модные прически»

Сюжетно-ролевая игра

«Парикмахерская»

Расширяет знания

детей о профессии

парикмахера,

стилиста, воспитывает

доброжелательное

отношение

друг к другу


«Если мастер берётся за дело, значит дело спорится»

Сюжетно-ролевая игра

«Автосервис»

Знакомит детей с профессией

автослесаря, воспитывает уважение

к мужскому труду, желание

доводить начатое до конца


«Дружно весело живем, все невзгоды – нипочем!»

Сюжетно-ролевая игра

«Дочки-матери», «Дом», «Семья»

Формирует представление о содер-

жании социальных ролей мужчин и

женщин,помогает осознать значе-

ние труда родителей по дому,

усваивать навыки хозяйственного

труда


«Если милиционер стоит – помни путь закрыт»

Сюжетно-ролевая игра

«Пост ДПС»

Закрепляет знания детей о

правилах дорожного движения,

дорожных знаках, сигналах

светофора, дети знакомятся

с работой сотрудников

дорожно-постовой

службы


«Славный доктор есть у нас, всех полечит – просто класс!»

Сюжетно-ролевая игра

«Больница»

Уточняет представления детей о труде

врача, его обязанностях, оборудовании

необходимым для работы, воспитывает

уважение к людям данной профессии


«Капитан, капитан улыбнись, ведь улыбка – это друг корабля!»

Сюжетно-ролевая игра

«Мы – моряки»

Расширяет знания детей о

мужских профессиях: капитан,

моряк, юнга, воспитывает

храбрость, мужественность,

ответственность за порученное

дело


«В нашем супермагазине, за прилавком наконец, Всюду, где б не побывали, вас встречает продавец!»

Сюжетно-ролевая игра

«Супермаркет»

Формирует представления о

трудовых действиях продавца,

развивает навыки общения с

покупателями, воспитывает

уважение к труду взрослых


«Дело мастера боится!»

Сюжетно-ролевая игра

«Столярная мастерская»

Знакомит детей с мужской

профессией столяра, различными

столярными инструментами,

прививает трудолюбие,

ответственное отношение

к мужским обязанностям


«В центре «Юного читателя» ждет вас радость и мечта: строчки азбуки волшебной, сказок дивных красота!»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Способствует установлению ролевого взаимодействия и усвоения ролевых взаимоотношений: библиотекарь-читатель, воспитывает уважение к труду библиотекаря, формирует осознание важности данной профессии


«Паровоз по рельсам мчится…»

Сюжетно-ролевая игра

«Машинист»

о работе машиниста. Развивает

нравственно-волевые качества,

характерные для мальчиков,

формирует адекватную полу

модель поведения


«Я люблю свой детский сад, в нём полным-полно ребят»

Сюжетно-ролевая игра

«Детский сад»

Расширяет представления детей

о педагогических профессиях

сотрудников детского сада. Знакомит

с условиями работы и трудовыми

обязанностями, воспитывает доброже-

лательное отношение друг к другу


«Наш самолёт летит как птица, и преграды не боится!»

Сюжетно-ролевая игра

«Мы– пилоты»

Знакомит детей с профессией

пилота, воспитывает

уважение к людям этой

профессии, развивает

мужественность,

храбрость и ответственность


Таким образом, длительная творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития детского мышления. В таких играх ребёнок проявляет больше самостоятельности, фантазии и творчества в выборе действий при распределении ролей и использовании предметов-заместителей. А активное участие детей в распределении ролей способствует формированию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением сверстников, учитывая возможности и желания друг друга.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» Подготовила педагог-психолог Носкова Евгения Валерьевна

Сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность дошкольного возраста. сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Отечественные психологи (А.В. Запорожц, Д.Б. Эльконин)

1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и взрослого и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли.

2. Присвоение социального мотива игр Это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться в системе их отношений.

3. Эмоциональное развитие Игра ребенка очень богата эмоциями, причем часто теми, которые в жизни ему еще недоступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют слова «как будто», «понарошку», «по правде», но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.

«Ребенок, создавая в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, испытывает самые настоящие чувства». Л.С. Выготский

По мере усложнения игры и игрового замысла чувства детей становятся все более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир ребенка.

4. Развитие интеллекта Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, формированием его интересов. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникнуть в смысл того, что он изображает.

5. Развитие воображения и творчества Во время игры у них возникают новые идеи и образы. Развитие игрового творчества проявляется и в комбинировании различных жизненных впечатлений в содержании игры.

Для осуществления своего замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки. Способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского периода

6. Развитие речи В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить собственные мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.

Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети, задержанные в речевом развитии, оказываются отсталыми и в развитии воображения. Л.С. Выготский

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, в игре развивается и активизируется речь, а с другой - под влиянием развития речи получает свое развитие и сама игра. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова

7.Развитие самостоятельности «В игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями ». К.Д. Ушинский

Они сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Виды игр 1. Игры на бытовые сюжеты 2. Игры на производственные и общественные темы 3. Игры на героико-патриотические темы 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач 5. «Режиссерские» игры

Виды игр Содержание 1. Игры на бытовые сюжеты Игры в дом, семью, праздники, дни рождения и т. п. Большое место среди них занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых и их отношениях 2. Игры на производственные и общественные темы В этих играх отражается труд людей, темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) 3. Игры на героико-патриотические темы Эти игры отражают героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач Игры в моряков и летчиков, в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех танкистов и собаку (по содержанию кинофильма) и пр. В них дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение 5.Режиссерские игры В таких играх ребенок заставляет кукол говорить и выполнять разнообразные действия. При этом он сам действует в двух планах: и за куклу, и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или из собственной жизни. Дети учат кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек действовать в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 3–4 года Отдельные игровые действия игрового характера Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет - цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый 4года - 5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется. Дети по ходу игры могут ее менять Цепочка из трех-четырех взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 5–6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры. Каждый ребенок придерживается своей роли до конца игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, который соответствует реальной логике действий взрослых 6–7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации. Действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Игры для разных возрастов

С малышами до трёх лет: Уютное местечко с подушками и мягкие игрушками Прятки или кошки-мышки с участием мягких игрушек или домашних животных. Водяные игрушки (ситечками, воронками, чашками и лодочками) Почитайте вместе с ребенком его любимые книжки.

С детьми от трёх до семи лет: Сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Песенки Считалочки. Имитируйте вместе «танцы» животных Постройте вместе домики из песка или конструктора. Аудиозаписи детских произведений. Настольные игры. Передачи о природе, животных или путешествиях. Загадки. Прочитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей из книг. Мяч. Пантомимы.

С детьми от шести до семи лет Важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе: В игре дети: - учатся применять имеющиеся у них знания; -ставятся перед необходимостью поиска новых знаний; -получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

С детьми от шести до семи лет внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай также»); -развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет»(по цвету, величине, форме); -развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов») .

Играйте вместе с детьми-это улучшает взаимопонимание