ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

В предложении прилагательное не может выполнять роль. Значение имени прилагательного, морфологические признаки и синтаксические функции

Предмет:Русский язык

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имен прилагательных; способствовать формированию каллиграфических навыков, орфографической грамотности, умению находить определение в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету, бережного отношения к природе.

Тип урока: нестандартный.

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Формы урока: Индивидуальные, групповые, коллективные.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, задач урока. Мотивация:

«Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая.

Тебя моя грамматика,

Осилю понемногу я »

В каком значении употребили слово «осилю».

Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)

А вы хотите этому научиться?

Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.

Как вы думаете, с чем они нас познакомят сегодня?

Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках, Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи и с многозначностью слов, а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении. Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.

3. Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з - дайте характеристику букве.

Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.

4. Орфографическая минутка.

По овражкам заиграли говорливые ручьи.

Что значит заиграли? Подберите синонимы? (зажурчали, зазвенели, побежали, потекли)

Что значит говорливые? (звонкие, весёлые, шумные)

Как вы думаете, когда это могло быть? (Весной)

Почему? (Снег тает, бегут ручьи, природа пробуждается с приходом весны).

Какие стихотворения вы знаете о весне?

Вешний снег

Оседает и тает,

Аромат его невыразим,

и медленно отцветают

Меховые цветы наших зим.

Л.Мартынов

5. Самостоятельная работа по вариантам: 1-2 ряды.

1 вариант: Образуйте родственные слова от глагола "заиграли". Произведите разбор слов по составу.

2 вариант: Образуйте родственные слова от прилагательного "говорливые". Разберите слова по составу. (Фронтальная проверка).

Индивидуальная работа по карточкам: 3 ряд (деформированный текст в конвертах).

Составить предложения из разрозненных слов, вставить орфограммы, указать части речи, падежи сущ. + прил., разобрать по членам предложения.

6. Фронтальный опрос. 1-2 ряды

Назовите части слова?

Как пишутся корни однокоренных слов?

Что такое окончание?

Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?

Что надо знать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?

Какие части речи вы знаете?

Какую часть речи изучаем сейчас?

7. Инсценирование сказки «Скромные просители».

Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?

Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Можете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

Все: Вместе служим - вместе дружим.

Учитель: Итак, кого и сказке называют Скромными просителями?

* Почему?

* Как изменяется имя прилагательное?

* От чего зависит род, число, падеж прилагательных?

Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.

8. Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».

(Указать род, число прилагательного с помощью сигнальных карточек)

* Солнечный, весёлый день (м.р.)

* Ясная, холодная погода (ж. р.)

* Серое, хмурое утро (ср.р.)

* Школьные, весенние каникулы (мн.ч.)

* Устное упражнение с сигнальными карточками в подборе прилагательных к существительных по иллюстративным карточкам.

* Грачи (какие?) белоносые, чёрные, (мн.ч.)

* Тетерев - глухарь (какой?) лесной, (м.р.)

* Птицы кайры (какие?) северные, (мн. ч.)

* Суслик (какой?) степной, (м.р.)

* Журавли (какие?) перелётные, (мн. ч.)

* Ласточки (какие?) юркие, острокрылые, быстрые, (мн. ч.)

9. Словарная работа по перфокартам. Сн-гирь, в-рона, п-тух, с-ница, скв-рец, с-ловей, в-р-бей.

Проверка:

Назовите «лишнее» слово?

Назовите слова с проверяемой безударной гласной, проверьте их?

Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? Назовите существительные первого склонения? Составьте предложения, употребив имена прилагательные?

10. Письменная работа.

Коллективное составление предложений из разрозненных слов с изменением числа прилагательных.

Птичий, на, стаи, родину, летят.

Птицы, уютный, гнёзда, вьют.

Много, уничтожают, наши, гусениц, друзья, пернатый.

Запись предложений с объяснением учащихся у доски. Разбор по членам предложения.

Вывод: Имена прилагательные в предложении являются определением.

11. Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова «Птицы».

Выборочное письмо.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Самопроверка с комментированием учащихся.

12. Физкультминутка. Солнце спит. Небо спит, даже ветер не шумит... Рано утром солнце встало, вам лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам, солнце клонится всё ниже. Ваг и спряталось за тучи. Ни один не видно лучик.

13. Работа с учебником. Страница 180. Чтение правила учащимися об определении.

Что такое имя прилагательное?

Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

Что такое определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Как обозначаем на письме определение?

Упр. 678. Самостоятельная работа. Спишите. Разберите по членам предложения: Прошли сильные дожди. Журчат быстрые ручьи. Дружные ребята бегут к оврагу.

Самопроверка.

Назовите определение? Упр. 683. Устно.

Признак предмета или явления обозначает определение.

Чей и какой? - ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.

Вывод: Определением может быть признак предмета и явления.

14. Кроссворд «Погода».

По горизонтали:

1.Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

2. Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

3. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

4. Старику ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз)

2. По вертикали:

Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

Подберите к отгадкам прилагательные?

Составьте предложения с ними.

15. Письмо под диктовку.

Земля - наш дом родной.

Берегите мир природы. Что значит беречь природу?

Назовите словосочетание прилагательного с существительным.

Определите род, число, падеж.

16. Итог урока.

В какую страну мы совершили путешествие?

С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис? Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

17. Домашнее задание. Страница 181 упр. 682. Указать падежи прилагательных. Разобрать по членам предложения.

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только

Синтаксическая роль существительного

Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Цели урока:

    Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.

    Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.

    Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.

Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.

Ход урока

    Организационный момент.

    Эмоциональный настрой.

Посмотри, дружок, в оконце,

до чего же день хороший!

Словно летом, светит солнце,

Ветер - ласковый прохожий.

А ко мне в класс сегодня

тоже лучики вбежали,

И смеются, и играют,

и нисколько не устали!

Пусть такое настроение

будет длиться весь урок.

Скажем нет , друзья безделью,

пусть урок нам будет в прок!

«Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»

Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.

    Проверка домашнего задания.

Определение имени прилагательного.

Отгадай часть речи:

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов легко определю я!

- что вы знаете об имени прилагательном?

(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:

на какие вопросы отвечает, что обозначает,

какой речью является, как изменяется.

С чем согласуется, какую роль играет в речи).

План ответа (слайд 6)

Что называется именем прилагательным?

Как изменяются имена прилагательные?

В речи употребляются…. (прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)

Определение.

Обобщение: (слайд 7)

    Самостоятельная часть речи.

    Обозначает признак предмета.

    Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

    Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:

м. р., ж. р. с. р.

белый зелёная холодное

пушистый нежная жёлтое

первый маленькая яркое

мн. число: высокие, мягкие

2 группа Весна» - подбери антонимы

Белый – чёрный

Кривой – прямой

Длинный – короткий

Горячий – холодный

Толстый – худой (тонкий)

Мягкий – твёрдый

Сытый – голодный

3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами

4 группа «Осень» - «собери» предложение, нарисуй рисунок.

На крыше избушки лежало много пушистого снега.

Физминутка

«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

Закройте глазки и представьте себе,что нос стал длинным.

Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?

(цвет тепла, радости, спокойствия..)

« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).

Быстро глазками отыскать предмет.

(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта,потолок,ручка)

Дыхательная гимнастика.

На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох,

на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,

1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.

    Работа по теме урока.

    Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16)

    Минутка чистописания

    Словарная работа « Загадки»

Ответы записываем в тетрадь (запись на доске)

*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)

*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый . (огурец)

*В сенокос горька,а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. (земляника)

*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (берёза)

*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)

*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. (корова)

*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)

*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза)

*Пушистая вата плывет куда-то. (облако)

*Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

Проверь себя: (слайд 30)

4. Знакомство с новой темой урока:

Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)

Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!

Вставь пропущенные имена прилагательные;

Определи падеж прилагательных;

- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)

Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!

Как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

Определим, каким членом предложения являются прилагательные.

Какие у вас есть предположения?

- нам известно:

(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,

сказуемое – это глагол – что делает?)

Прилагательные являются второстепенными членами предложения.

Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.

5.Чтение правила на стр. 132

    Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.

- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;

знак - , если с утверждением не согласны;)

1. имя прилагательное – это часть слова;

2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;

3. имя прилагательное обозначает признак предмета;

4. имя прилагательное изменяется по родам;

5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;

6. имя прилагательное не изменяется по числам;

7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;

8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;

9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;

10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;

Взаимопроверка

VI . Подведение итогов урока.

О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?

Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Как имя прилагательное обозначается в предложении?

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. (хлопаем)

Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)

Я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!

VII . Оценки за урок с комментированием.

VIII. Домашнее задание.

Слова, которые обозначают постоянный признак предметов, называются именами прилагательными.

Семантической основой имени прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предметов как относительно постоянное свойство. Их семантика весьма разнообразна и охватывает различные тематические ряды. Имя прилагательное - это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности. Ср., например, у А.С. Пушкина первоначальный вариант предложений и окончательный: Вдруг раздалась музыка, и лодка причалила к самой беседке . - Вдруг раздалась музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке («Дубровский») . Или: Строгая экономия царствовала за его трапезою. - Строгая немецкая экономия царствовала за его столом («Капитанская дочка») и др.

Морфологическим признаком имен прилагательных служит их изменяемость по родам, числам и падежам. В отличие от существительных формы рода, числа и падежа прилагательных не являются самостоятельным средством выражения лексических и грамматических значений, так как они полностью зависят от рода, числа и падежа тех существительных, с которыми данные прилагательные согласованы.

Окончания имен прилагательных указывают на синтаксическую связь прилагатель-ных с именами существительными, т.е. выполняют функции грамматических форм согла-сования с именами существительными.

В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определением или имен-ной частью сказуемого, например: Отец работает в небольшой комнате за письменным столом у окна... (Марш.); Она так молода, так невинна, а он такой ветреный, такой безнравственный (П.) .

Разряды имен прилагательных

Признак предмета обозначается именем прилагательным или непосредственно лекси-ческим значением его основы (желтый, пунцовый, бодрый ), или через отношение предме-та к другим предметам (кирпичный дом, годовой отчет, газовая плита, газетные сведения и т.д.). Кроме того, прилагательные могут указывать на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (дядин велосипед, кошкин дом и др.).

В зависимости от того, как и какой признак обозначается прилагательным, а также от того, какими грамматическими свойствами обладает прилагательное, все прилагательные делятся на следующие основные группы: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные

Качественными прилагательными называются такие прилагательные, которые обо-значают признаки, свойства и качества предметов, воспринимаемые нами по преиму-ществу непосредственно, т.е. являются прямыми наименованиями признаков. Лексиче-ские значения качественных прилагательных разнообразны. Они обозначают цвета (белый, пунцовый, русый, карий, седой ), пространственные понятия (прямой, левый, широкий ), качества (кислый, соленый, горячий, тяжелый, крепкий ), черты характера (отзывчивый, скупой, радушный ), внешние, физические или телесные, качества людей и животных (курчавый, толстый ) и другие признаки.

Качественным прилагательным присущи следующие лексико-грамматические особенности:

1) наличие полной и краткой формы: белый, -ая, -ое, -ые; крепкий, -ая, -ое, -ие и бел, -а, -о, -ы; крепок, -а, -о, -и ;

2) возможность образования степеней сравнения: дорогой, дороже, более дорогой, самый дорогой; умный, умнее, умнейший и т.д.;

3) наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и других суффиксов ): светлый - светленький, светловатый, светлехонек, светлешенек и др.;

4) возможность образования от большинства качественных прилагательных наре-чий на -о, -е: красивый - красиво, красочный - красочно, волнующий - волнующе, излишний - излишне и др.;

5) возможность входить в антонимические пары слов: яркий - тусклый, светлый - темный, добрый - злой, высокий - низкий и др.;

6) возможность образования отвлеченных имен существительных при помощи суффиксов -от-, -изн-, -ость, -есть, -ин-, -ств-о и других: пустота, крутизна, скупость, сыпучесть, величина, богатство и др.;

7) возможность быть и корневыми (первообразными), например: синий, юный, рыжий, русый и др., и производными, образованными при помощи специальных суффиксов, например -ост-, -ист-, -ое-, -к и др.: глазастый, душистый, моложавый, верткий и др..

Перечисленные лексико-грамматические признаки отличают качественные прилага-тельные от притяжательных и относительных. Однако не каждое качественное прилага-тельное обладает всеми указанными особенностями. Наличие отдельных признаков нахо-дится в прямой зависимости от времени появления того или иного прилагательного в языке, от его семантики, морфологической структуры и стилевой принадлежности.

Так, качественные прилагательные классный (классный пловец ), ударный (ударная бригада ) и другие, первоначально бывшие прилагательными относительными, а также прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-, -ск- и др. (деловой, беловой, комический, товари-щеский ) не образуют кратких форм и форм субъективной оценки.

Качественные прилагательные, называющие признак, который не проявляется в боль-шей или меньшей степени (больной, хромой, слепой, босой, голый, косой, лысый, немой и др.), не имеют степеней сравнения.

Таким образом, отмеченные лексические и грамматические особенности качеcтвен-ных прилагательных в известной мере условны. Тем не менее наличие хотя бы некоторых из указанных признаков позволяет отличать качественные прилагательные от притяжате-льных и относительных, которым все эти признаки не свойственны.

Относительные прилагательные

Относительными прилагательными называются такие прилагательные, которые обоз-начают признак не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению или дейст-вию, т.е. опосредствованно. Они обозначают отношение к лицу (человеческие слабо-сти, детские забавы ), к действию (дробильный станок, моечный аппарат ), ко времени и месту (утренний час, городской транспорт, местный житель ), к числу (тройное сальто-мортале ), к отвлеченному понятию (религиозные воззрения, идеалистические заблужде-ния ) и т.д.

Общее лексическое значение относительных прилагательных неизменяемо и может быть определено как ""относящийся к данному предмету"", ""характерный для данного предмета"". Это обстоятельство делает возможным замену относительных прилагательных предложно-именными сочетаниями со словами, от которых образованы данные прилага-тельные (чаще всего существительными). Например: серебряная чаша - чаша из серебра; овощное рагу - рагу из овощей и т.д.

Морфологически относительные прилагательные отличаются от качественных. Они, как правило, не образуют степеней сравнения, кратких форм и форм субъективной оценки, не имеют антонимов, не образуют наречий на -о, -е и т.д.

В отличие от качественных прилагательных, которые в основе своей являются корне-выми (первообразными), относительные прилагательные в подавляющем большинстве имеют производную основу, причем для них характерны особые словообразовательные суффиксы (например, -ан-, -ян-, -ск-, -ов-, -ев- и др.: песчаный, серебряный, заводской, лавровый, ситцевый ).

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу или (реже) животному: отцов, сестрин, Лизин, кошкин и др. Семантической основой притяжательных прилагательных является указание на облада-теля - индивидуума.

Как правило, притяжательные прилагательные образуются от существительных, обо-значающих одушевленные предметы, при помощи суффиксов -ин, -нин, -н-ий, -ов, -ев, -ск-ий . Например: Лиза - Лизин; брат - братнин; дочь - дочернин, дочерний; отец - отцов; Владислав - Владиславов; Пушкин - пушкинский (пушкинская квартира) .

Притяжательные прилагательные, образованные от существительных, обозначающих неодушевленные предметы, очень редки. Их употребление характерно для индивидуаль-ного стиля отдельных авторов, например у В.В. Маяковского: ребровы дуги, стеганье одеялово; у Н.С. Тихонова: черемухины скаты .

Употребление притяжательных прилагательных с суффиксами -ин, -нин, -ов (-ев) в составе свободных словосочетаний ограничено разговорными стилями языка.

В других стилях языка притяжательные прилагательные употребляются обычно как элементы отдельных фразеологических оборотов (прокрустово ложе, геркулесовы столпы, танталовы муки, крокодиловы слезы и т.д.) или элементы сложных научных терминов (вольтова дуга, кесарево сечение, антонов огонь, архимедов винт, базедова болезнь и т.д.).

В истории русского литературного языка притяжательные прилагательные явились основой образования многих фамилий, имен, географических наименований (Петров, Царицын, Киев, Александров, Иваново и т.п.).

Притяжательными являются и прилагательные на -ий, -ья, -ье : олений, лисья, козье (с суффиксом -j- ). В отличие от притяжательных прилагательных на -ин, -нин, -ов (-ев ) они обозначают общую родовую принадлежность, а не принадлежность одному лицу или животному.

К этой же группе прилагательных относятся и прилагательные на -иный (куриный, утиный, ослиный и т.п.). Прилагательные на -ий, -иный в современном русском языке обозначают обычно свойство, присущее тому или иному живому существу. Эта семанти-ческая особенность позволяет данным прилагательным сравнительно легко переходить в разряд относительных и даже качественных прилагательных. Например: медвежья берло-га, волчий хвост - притяжательные прилагательные; медвежья услуга, волчий аппетит - качественные прилагательные и т.д.

Переход относительных прилагательных в качественные

Качественные и относительные прилагательные в современном русском языке не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между ними подвижна, так как семантические признаки, позволяющие отличать один разряд прилагательных от другого, подвергаются изменениям.

Почти все относительные прилагательные имеют в значении оттенок качественности, который в результате определенных причин иногда развивается в самостоятельное значение. Например, относительные прилагательные золотой, железный, каменный, стальной, деревянный, братский, классный, театральный, концертный и многие другие могут употребляться и в своем основном значении относительных прилагательных (золотой браслет, железная решетка, каменный дом, стальной трос, деревянный забор, братская могила, классная доска, театральные декорации) и в значении качественных прилагательных (золотой характер, железная воля, каменное лицо, стальные нервы, деревянный голос, братский союз, театральный жест).

Относительные прилагательные, переходя в разряд качественных прилагательных, иногда (как явление индивидуального авторского стиля) приобретают и морфологические особенности последних, например краткую форму: Пишем мы, что день был золот (М.); степени сравнения: Походка его становилась все деревяннее (Кор.); И у самого полковника, который, чем больше пил, становился все стеклянней, и у других офицеров было отчаянное настроение (Фад.); способность образовывать абстрактные существительные и наречия на -о, -е: И вот мы подошли к поэме «За далью даль», где как бы слиты воедино и державный масштаб времени и пространства, и советскость поэтической мысли, где Твардовский предстает перед читателем тем, кем он был в жизни и в литературе (В. Росляков); Ролей не знали, играли деревянно, нерешительно (Ч.).

Некоторые относительные прилагательные в результате употребления в значении качественных окончательно утратили свое первоначальное значение и перешли в разряд прилагательных качественных. Такой путь развития прошли, например, прилагательные возмутительный, соблазнительный, внимательный, бурный и мн. др.

К этой же группе прилагательных относятся и прилагательные на -иный (куриный, утиный, ослиный и т.п.). Прилагательные на -ий, -иный в современном русском языке обозначают обычно свойство, присущее тому или иному живому существу. Эта семантическая особенность позволяет данным прилагательным сравнительно легко переходить в разряд относительных и даже качественных прилагательных. Например: медвежья берлога, волчий хвост - притяжательные прилагательные; медвежья услуга, волчий аппетит - качественные прилагательные и т.д.

Урок русского языка в 4 классе «Роль прилагательного в предложении».Составила: Глухарева Н.А. УМК: «Планета знаний». Предмет: русский язык Тип урока: урок открытия нового знания. Технология построения урока:проблемно-диалогическая, групповая. Тема: Роль прилагательного в предложении. Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении. Задачи: 1.Формирование предметных умений: -находить имена прилагательные в предложении, -различать полную и краткую формы имен прилагательных, -определять синтаксическую роль имен прилагательных-определение и сказуемое, -использовать имена прилагательные в речи. 2.Формирование метапредметных умений: ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ: -принимать и осваивать социальную роль ученика, -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, -осознавать роль языка и речи в жизни человека. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УМЕНИЯ: -готовить рабочее место, -высказывать свое предположение на основе учебного материала, -совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, -проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, -определять и формулировать цель деятельности на уроке. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: -находить ответы на вопросы, исходя их своего опыта, -ориентироваться в системе знаний(находить границы знания и незнания), -ориентироваться в раздаточном материале. ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: -делать выводы о совместной работе учителя и класса. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ: -слушать и понимать речь других, -учиться работать в группе, -оформлять свои мысли в устной форме, -донести свою позицию до других. ОБОРУДОВАНИЕ: -презентация в POWER POINT -карточка «Я знаю, я могу»(приложение №1) -части предложения (приложение №2) -части схемы(приложение №3) -раздаточный материал(приложение «4) -части текста, прилагательные-подсказки(приложение «5) ХОД УРОКА. 1Оргмомент.Решение дидактических задач: 1.Подготовка уч-ся к работе. 2.Создание условий для включения в деятельность. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все на месте, все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно гладят? _Итак, мы начинаем свой урок. «Вы-талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!» Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Ж._Жака Руссо.(слайд со словами философа№1) Ученики приветствуют учителя, гостей и настраиваются на работу и сотрудничество. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений. Мы живем с вами на Урале, сейчас зима_прекрасное время года, выпало много снега, расскажите, какой он, снег?(слайд №2) -при помощи какой части речи вы описали снег? -что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь своими знаниями с нами! (уч-ся вспоминают все. Что знают о прилагательном: что обозначает, какой речью является, на какие вопросы отвечает, как изменяется. С чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении чем является). ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия уч-ся цели учебно-познавательной деятельности. -предлагаю заполнить карточку «Я знаю. Я могу».Если вы согласны с утверждением, поставьте +, если нет,-(приложение №1 слайд№3) Каждый ученик работает с карточкой и таким образом определяет свое знание и незнание. -у кого не все плюсы? Что вы не знаете? (уч-ся формулируют ответ, начиная словами:«Я не знаю, я не умею». ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЛАНИРОВАНИЕ. Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Выслушиваются ответы детей после работы с карточкой, обобщаются и подводятся к выводу.Уч-ся делают вывод о том, что не знают, что такое краткие и полные прилагательные, не все могут определить роль прилагательного в предложении, кроме того, уточняется, что прилагательное является в предложении второстепенным членом. -что вы узнаете на уроке?(что такое краткие и полные прилагательные. Каким членом предложения может быть имя прилагательное) -какова тема урока?(роль прилагательного в предложении слайд №4) -я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши минусы стали плюсами! ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. -из рассыпанных слов составьте два предложения (приложение №2) В, расцвел, лесу, цветок, красивый. В, красив, лесу, цветок. Красивый цветок расцвел в лесу. Красив цветок в лесу! -найдите прилагательные.Докажите это.(красив, красивый, так, как они отвечают на вопросы каков? Какой? и обозначают признак цветка. -что заметили интересного?(прилагательные-это разные формы одного и того же слова, т.к. основы одинаковые, а окончания разные.Прилагательное «красив» короче. В русском языке есть две формы прилагательного: полная и краткая.(уч-ся делают вывод о том, что прилагательное, отвечающее на вопрос «какой?»полное, «каков?»-краткое. Открывается кластер(приложение №3) Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое -определим, каким членом предложения являются наши прилагательные. Какие у вас есть предположения? -прилагательные являются второстепенными членами предложения-это нам известно. Выполните разбор предложения В лесу расцвел красивый цветок. Уч-ся убеждаются в том, что прилагательное второстепенный член предложения. -найдите грамматическую основу в предложении Красив цветок в лесу! -уч-ся убеждаются, что в этом предложении прилагательное-главный членсказуемое. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.(полное прилагательное является второстепенным членом, а краткое-главным-сказуемым). Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое Второстепенный член главный член? -какой остался вопрос? сказуемое -как называется этот второстепенный член предложения? -чтобы это выяснить, узнайте предмет по признакам, которые я назову: красное, круглое, сочное, ароматное, сладкое. -это яблоко.(открыть слайд №5) -какой признак яблока определяет прилагательное КРАСНОЕ? КРУГЛОЕ? СОЧНОЕ? АРОМАТНОЕ? СЛАДКОЕ? Цвет Форму Сочность Запах Вкус -Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета! -как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета? ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Имя прилагательное Какой? каков? Полное краткое Второстепенный член главный член Определение сказуемое ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Решение дидактических задач: 1.Установление правильности и осознанности усовения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. 2.Выявление качества и уровня овладения знаниями. -Вы узнали, каким членами предложения являются прилагательные? (с опорой на кластер уч-ся проговаривают новое знание). -что нужно, чтобы закрепить новое знание? Упражняться в определении прилагательных как членов предложения.(слайды №6-8). УПРАЖНЕНИЕ №1 (приложение №4) -найдите в предложении имена прилагательные. Определите, каким членом предложения они являются. Работаем в группах. Солнце льет на землю теплые лучи. Воздух прозрачен и свеж. В лесу звучат птичьи голоса. Уч-ся выполняют задания по шагам с самопроверкой по образцу. Кластер дополняется вопросом чей? Имя прилагательное Какой? чей? Полное Второстепенный член Определение Каков? краткое главный член сказуемое -вы узнали, какими членами предложения могут быть имена прилагательные, умеете находить их и определять. Зная и умея, можно что делать? -ПРИМЕНЯТЬ! УПРАЖНЕНИЕ №2.(приложение №4) Вставьте недостающие члены предложения. Скользят по небу(какие?)……….облака. Чуть колышет ветви деревьев (какой?)…..ветерок. Березы распустили свои(какие?)……листочки. На земле видны(чьи?)…следы. (сказуемое) …….первые цветы. Уч-ся выполняют задание самостоятельно, пользуясь активным словарем.Затем делают взаимопроверку в группах.Если есть ошибки, исправляют их, объясняя друг другу. -предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я могу» во второй графе-в конце урока(слайд№10) Каждый ребенок работает со своей карточкой и таким образом, определяет свое новое знание и умение. -надеюсь, все вопросы или минусы стали плюсами? ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Решение дидактической задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. -я предлагаю вам прочитать рассказ о нашем родном крае-Урале. Наш край красив и необычен!(слайд №12)Здесь с вершин уральских гор текут реки.На многие дали раскинулись просторы лесов и тайги. Зима на Урале холодная.Здесь можно увидеть деревья и кустарники, которые переливаются серебром инея.В лесах и тайге водятся звери и птицы.Это лоси, волки, глухари. На болотах краснеет клюква. В лесах можно собрать корзину грибов. На Урале живут люди. Они знают, что такое терпение, дружба и сдержанность.Наша уральская земля-хорошая! -уч-ся знакомятся с текстом и приходят к выводу, что текст неудачен потому, что в нем очень мало прилагательных, которые могли бы более полно раскрыть красоты нашего края. -что надо сделать? (вставить в текст необходимые определения, вы их можете найти в подсказках, если будете затрудняться). Дети работают в группах. -давайте прочитаем, что у нас получилось(от каждой группы представитель зачитывает коллективную работу, на экране появляется весь текст, можно его озаглавить, если время позволит) РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Решение дидактических задач: 1.Анализ и оценка успешности достижения цели. 2.Выявление качества и уровня овладения знаниями. -удалось ли вам описать красоту и необычность Уральского края? -что вам помогло в работе?(слайд №17) ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ,что имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой помогают лучше представить предметы и явления! ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ: Итак, вы убедились, что имена прилагательные бывают: полной и краткой формы, в предложении являются второстепенным и главным членом предложения –сказуемым и определением. -я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети.Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок! (слайд №18)