ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Иконы андрея рублева. Биография андрея рублева

Рублев Андрей - (ок. 1360 — 1428-1430), преподобный, наиболее известный из художников русского Средневековья, чье имя стало олицетворением древнерусского искусства.

О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Неизвестно, где и когда он родился. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405; сообщается, что в это время он «подписывает» (т.е. украшает иконами и фресками) Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца.

А разве вера не одна у нас, не одна земля?

Рублев Андрей

Имя Андрея стоит на последнем месте в списке мастеров, как имя самого младшего и по иноческому чину (просто чернец), и по возрасту. Летописные источники свидетельствуют, что в 1408 он расписал (вместе с Даниилом Черным) Успенский собор во Владимире (наиболее ценные иконы, восходящие к этому времени, - три иконы из деисуса и одна из праздничного ряда, - хранятся ныне в Третьяковской галерее), а в 1425-1427 - храм Святой Троицы в Троицком монастыре. После смерти Даниила Андрей прибыл в московский Андроников монастырь, где ок. 1428 исполнил свою последнюю работу - росписи церкви Спаса (от них сохранились лишь малые фрагменты орнамента).

Большинство из этих документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло. Исключения составляют две иконы из деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора (в том числе композиция с шествием праведников в рай); знаменитая икона Троица из Троицкого храма одноименного монастыря (которая могла быть создана либо в 1425-1427, либо значительно раньше, в 1411, для первоначальной деревянной церкви; ныне - в Третьяковской галерее); изначально стоявшая над гробницей Сергия Радонежского, она явилась лучшим памятником великому святителю, с традициями которого искусство Рублева органически связано.

Рублеву приписываются также (на основании уже не исторических свидетельств, а стилистического анализа) миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409, ныне во владимирском Музее-заповеднике); т.н. Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы (с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом; ок. 1410-1420, Третьяковская галерея); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Большое число икон принято относить к «кругу Рублева», поскольку нет возможности подтвердить их авторство.

В искусстве Рублева органически соединились две традиции - возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи 14 в. Именно мягкая, отнюдь не суровая внутренняя сосредоточенность, определенного рода благородное радушие, - эти черты выделяют его произведения на фоне современных им византийских, обычно гораздо более «аристократически»-строгих.

Персонажи Рублева (за исключением патетических фигур во фресках Успенского собора, посвященных Страшному суду) всегда пребывают в состоянии умиленного покоя или молитвенного созерцания; зрителя покоряют не перипетии действия и сюжета, но атмосфера тихой благости. Этому впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская красота ликов (типологически русских, а не греческих), и скругленность фигурных форм, лишенных резкой анатомической четкости, и гармония линий, тонко соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии, и, наконец, нежная, чуждая резким диссонансам колористическая стихия, пронизанная светом.

Феноменом не только русской, но и мировой живописи можно назвать творчество Андрея Рублева — иконописца, мастера монументальной росписи и книжной миниатюры, жившего и творившего на рубеже XIV-XV вв. Его возвышенная живопись воплотила в себе духовную красоту человека и его нравственную силу, какою ее понимали на Руси тех времен.

Сошествие во Ад

Суд в интерпретации А.Рублева имеет надежду на справедливость и милость, а поэтому и фреска излучает бодрость, радость и оптимизм. Фигуры апостолов, святых и прочих легки и невесомы, ибо они верят в милость Божью и свое спасение. Умело используя распределение цвета, плавность линий и форм, художник буквально оживляет древнюю библейскую легенду.

И она живет и служит людям и по сей день. Ведь в работах этого великого мастера звучат мудрость, душевная чистота, благость и любовь. С икон смотрит не строгий Бог-судья, а добрый Небесный Отец («Спас»), готовый все простить и утешить. По иконам можно судить о духовном идеале и нравственности человека ХIV века. В наше время это становится все более актуальным.

Его творчество имело огромное значение и для дальнейшего расцвета русской школы живописи. Рублевская традиция существенно отошла от византийской, дала старт внедрению нового и оригинального (а именно – русского) в искусстве. Еще при жизни великого иконописца его работы очень ценились и были признаны чудотворными.

Крещение Господне

Они считались образцом для многих живописцев, тем более, что об этом в 1551 году постановил церковно-земский собор с участием самого царя Ивана Грозного. После Рублева Троица уже изображалась исключительно в его стиле, что стало своеобразным и признанным «каноном».

В русской и мировой культуре иконопись стала непревзойденным образцом воплощения огромного художественного таланта и не менее впечатляющей силы человеческого духа.

Новаторство творчества Рублева по своему лаконично-глубоко определил А.Кураев, сказав как-то, что если до этого иконописца главным в иконе было — «Господи, помилуй», то с Рублева в иконе основным становится — «Слава тебе, Господи»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Сведений о жизни Андрея Рублёва сохранилось очень мало.

Известно, что в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и иконописцем Прохором с Городца он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле и создавал для него иконостас. Семь сохранившихся икон Рублёва отличаются от работ старых мастеров нежным сочетанием цветов и редкой гармоничностью композиции.

В 1408 г. Рублёв вместе с Даниилом Чёрным трудился над росписью Успенского собора во Владимире. С дошедших до нас фрагментов сцены Страшного суда вместо традиционных византийских ликов смотрят русские лица. День Страшного суда представлен как момент единения, согласия людей, воодушевляемых любовью, а не как возмездие за грехи. На иконах огромного Успенского иконостаса мягкость и душевность сочетаются с ясностью внутреннего мира Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов и отцов Церкви.

До нас дошли лишь три иконы из рублёвского иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Одна из них - «Спас» - знаменует собой появление нового русского канона облика Христа Спасителя, в котором мудрость и доброта вытеснили византийскую суровость.

Самую известную свою икону - «Троицу» - Рублёв создал в память Сергия Радонежского для церкви, построенной на месте погребения святого в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде. Сергий особенно почитал Троицу, желая, чтобы «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». Андрей воплотил эту идею в несравненном образе, излучающем светлую мудрость, нежность и душевную чистоту.

В 1425-1427 гг. Рублёв и Чёрный работали над росписью и иконостасом Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (20-е гг. XV в.).

Иконописец умер в Москве в Андрониковом монастыре. Рублёв оказал огромное влияние на современников и потомков, изменив зрительный образ Царства Небесного. Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва как святого.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (? -около 1430, Андроников монастырь в Москве), древнерусский живописец; преподобный (канонизирован в 1988). Исторических сведений об Андрее Рублеве и его искусстве сохранилось мало; ничего не известно о времени и месте его рождения (предположительно родился не позднее 1370 года). Первое упоминание о нём содержится в Троицкой летописи (1412-16) и относится к 1405 году: Андрей Рублев расписывал (в это понятие могли входить и настенная живопись, и иконы) Благовещенский собор Московского Кремля вместе со старцем Прохором с Городца и Феофаном Греком. Андрей Рублев назван «чернецом» (монахом), последним в перечне имён (т. е. он был младшим). Вероятно, пострижен в Андрониковом монастыре в Москве незадолго до 1405 года. В 1408 году (по той же летописи) расписывал вместе с Даниилом Чёрным Успенский собор 12 века во Владимире; Андрей Рублев назван вторым после Даниила, что может означать отношение мастера и ученика [в «Отвещании...» Иосифа Волоцкого (конец 15 века) учителем Андрея Рублева также назван Даниил]. Между 1425 и 1428 годами оба мастера расписывали (фрески и иконостас, по заказу игумена Никона) построенную в 1423-24 Троицкую церковь в Троицком монастырь (ныне - Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры; свидетельство об этих работах - «Житие Никона» и «Житие Сергия Радонежского» Пахомия Серба, 1440-50-е годы; здесь Андрей Рублев опять назван вторым). После этого художники возвращаются в Андроников монастырь, где Андрей Рублев (уже без Даниила) исполняет свою последнюю работу - роспись церкви Спаса Нерукотворного (построена в 1420-е годы). Сведения о кончине Андрея Рублева в Андрониковом монастыре содержатся в 3-й редакции «Жития Сергия Радонежского» Пахомия Серба (около 1442 года); здесь же он был погребён (подтверждается источником начала 19 века).

Сохранившихся произведений Андрея Рублева, известных по источникам, мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ныне в ГТГ), которая могла быть создана либо около 1410 года для первоначально деревянной Троицкой церкви, либо в 1425-28 годах. Более вероятной представляется последняя дата: стиль «Троицы» адекватен стилю византийской живописи 2-й четверти 15 века; в деревянной церкви около 1410 года была предположительно другая икона «Троицы» (возможно, та, что сейчас находится в Музее Сергиева Посада); наконец, столь драгоценная икона, скорее всего, была создана для нового большого белокаменного храма, чем для скромного деревянного.

Другие произведения, упоминаемые источниками, не дошли до нас либо принадлежат не самому Андрею Рублеву, а, вероятно, ученикам или членам артели, возглавляемой Даниилом и Андреем Рублевым. Не сохранились фрески и иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405), фрески исчезли с перестройкой собора в 1416 году; иконостас сгорел во время пожара 1547 года. Семь икон существующего ныне иконостаса (левая группа праздничного ряда) ранее считали, а некоторые исследователи и сейчас считают написанными Андреем Рублевым. В 1635 году были сбиты также фрески в Троицком соборе Троицкого монастыря; от росписей церкви Спаса Нерукотворного в Андрониковом монастыре остались лишь фрагменты орнамента.

Андрею Рублеву приписывают ряд произведений, об авторстве которых нет исторических свидетельств: обнаруженный в 1918 году так называемый Звенигородский чин (три иконы - «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» из деисусного ряда, состоявшего по меньшей мере из семи икон, около 1400, все в ГТГ); миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 века, РГБ); икона «Богоматерь Умиление» из Успенского собора во Владимире (около 1408, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник); несколько икон из деисусного ряда (ГТГ, ГРМ) и одна икона («Вознесение», около 1408, ГТГ) из праздничного ряда иконостаса этого собора; фрагменты фресок на алтарных столпах Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400; из 4 композиций работами Андрея Рублева считаются изображения Флора и Лавра); фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода (1415-20?; авторство Андрея Рублева считается проблематичным); несколько икон из деисусного и праздничного рядов Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (около 1425-28).

Многие работы Андрей Рублев осуществлял совместно с другими мастерами (как это было принято в Средневековье), поэтому встаёт проблема выделения творений Андрея Рублева из коллективного ансамбля. Во фресках Успенского собора во Владимире обычно различают работы Андрея Рублева и Даниила. Сохранившиеся росписи - это остатки огромной композиции «Страшного суда» на сводах нефов и на прилегающих к ним столпах, а также фрагменты фресок под сводами на алтарных столпах и в жертвеннике. Принято считать, что «Страшный суд» создали оба мастера: росписи западных сводов центрального нефа выполнил Андрей Рублев, а южного нефа - Даниил; однако такое разделение работ Андрея Рублева и Даниила не бесспорно — сходство типов, стиля и всех приёмов письма во фресках гораздо сильнее, чем небольшие различия между ними, которые могут зависеть от неодинаковой их сохранности. Кроме того, сохранившиеся росписи это фрагменты единой сцены, и естественно предположить, что всю композицию целиком исполнил один мастер. Возможно, что фрагменты фресок в жертвеннике, несколько отличающиеся по художественным приёмам от композиции «Страшного суда», принадлежат Даниилу; ему, как старшему мастеру, могла быть поручена и роспись алтаря.

Андрей Рублев, с его безупречным чувством композиции, ритма, отдельной формы, пластики и пропорций, воспринял классические традиции византийского искусства, которое он мог знать по работам греческих мастеров, привезённым или исполненным в Москве, а также по творениям Феофана Грека московского периода. Другой столь же важный исток формирования искусства Андрея Рублева — иконы 2-й половины 14 - начала 15 века, создававшиеся в Москве, Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле. Образы Андрея Рублева в целом адекватны произведениям византийского искусства на рубеже 14-15 века, но отличаются от них оттенком большей просветлённости, кротости и смирения. Лица - русского типа, с некрупными чертами, без подчёркнутой красоты, но всегда благообразные; иногда они близки греческому типу (архангел Михаил, апостол Павел из Звенигородского чина), но отличаются при этом большей мягкостью. Персонажи Андрея Рублева пребывают в полном покое, лишённом эмоций, ибо Андрей Рублев передаёт состояние не душевное, но духовное безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». В «Отвещании...» Иосифа Волоцкого говорится, что Андрей Рублев мог «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». Иногда Андрей Рублев сообщает своим образам духовный восторг, отчего взгляд и весь облик кажутся внутренне светящимися (один из трубящих ангелов во владимирской фреске «Страшный суд»; лик второго ангела плохо сохранился). Всякая форма предстаёт у Андрея Рублева одухотворённой божественными энергиями, что достигается приёмами, общими для всего византийского искусства этого периода: лаконизмом контуров и силуэтов, делающим фигуры невесомыми; замкнутостью параболических линий, сосредоточивающей мысль и настраивающей на созерцание; тонкостью очертаний складок одежд, сообщающей тканям невещественность; световой насыщенностью каждого цвета, придающей колориту своеобразное сияние.

Вместе с тем стиль Андрея Рублева обладает рядом особенностей, характерных именно для русского искусства конца 14 - начала 15 века, отличающих его от византийского. Выпуклость формы не подчёркивается, иллюзионистические моменты в её структуре отсутствуют, благодаря чему объёмы и поверхности кажутся преображёнными; повороты фигур и наклоны голов становятся более мягкими, одеяния - более воздушными, в красочной гамме преобладают светлые и мажорные тона, линии становятся более скруглёнными, цельными и текучими. Такие специфические русские черты образов Андрея Рублева, как проникновенная душевность, расположенность к человеку, доброта, сходны с образами в иконах, создававшихся в различных центрах Северо-Восточной Руси во 2-й половине 14 - начале 15 века. Истоки такой образности и присущей Андрею Рублеву созерцательной глубины восприятия - в духовной атмосфере эпохи Сергия Радонежского и его учеников. Это было время большого подъёма духовной жизни в русских монастырях, связанного с византийским исихазмом 14 века и основанного на проповедуемом в монашеской среде внутреннем возрастании человека и его нравственном совершенствовании.

Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублева, характерна для религиозного искусства христианского мира 1-й половины 15 века - Византии (фрески Пантанассы в Мистре, около 1428), Сербии (фрески Каленича, около 1413, и Манассии, до 1418), Западной Европы (творчество Я. ван Эйка, Фра Анджелико). Просветлённость образов и понимание классических художественных форм как наиболее достойных для воплощения божественно прекрасного, свойственные всему византийскому искусству этого времени, именно в творчестве Андрея Рублева выражены с наибольшей полнотой и совершенством. Искусство Андрея Рублева определило в 15 веке развитие русский школы живописи и особенно большое влияние оказало на мастеров московского круга, вплоть до Дионисия. Почитание, которым Андрей Рублев был окружён при жизни (как «муж, превосходящий всех в мудрости» и «иконописец преизрядный»), было подтверждено постановлением Стоглавого собора (1551, глава 41, 1-й вопрос): рублёвская икона «Троица» рекомендуется всем мастерам как образец для подражания. Память Андрея Рублева отмечается 4(17) июля; 6(19) июля - в Соборе Радонежских святых.

Лит.: Грабарь И. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годы // Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966; Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Андрей Рублев и его эпоха /Под редакцией М. В. Алпатова. М., 1971; Алпатов М. В. Андрей Рублев, около 1370-1430. М., 1972; Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972; Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева: (Некоторые проблемы): Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974; Щенникова Л.А. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле // Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 21; Троица Андрея Рублева. Антология/Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1989; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000; Попов Г. В. Андрей Рублев. М., 2002.

Андрей Рублев - монах, иконописец, величайший художник не только России, но и в мире. Без него невозможно представить русскую национальную культуру.

Эпоха Рублева – это эпоха Русского Возрождения. Возрождение веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию.

Жизненный путь художника

Нет никаких достоверных источников о точной дате рождения Андрея Рублева. Считается, что он появился на свет в Средней полосе России, то есть сегодняшнем Подмосковье где-то около 1360 года.

Даже имя, данное ему при рождении, тоже не известно. Андрей - его второе, монашеское имя. Но вот дату ухода из жизни этого великого сына Руси мы можем назвать точно. Это произошло 29 января 1430 года.

Именно в этот морозный день несколько иноков подмосковного монастыря святого Спаса опустили в могилу - долбленую дубовую колоду, гроб с телом своего собрата Андрея по прозвищу Рублев, а по послушанию иконник.

Детство

Неизвестна дата рождения Андрея Рублева, как и нет никаких сведений из каких он мест и из какого сословия. Если судить по прозвищу, которую теперь мы считаем за фамилию – Рублев, он принадлежал к ремесленному сословию. Отсюда и умение создавать руками, которое в талантливом человеке заложено на уровне сознания и помножено на вековой опыт рода.

Владимирский Успенский собор. Фрески Андрея РУблева фото

Впоследствии это родовое наследие рукомесла проявится в таинстве владения кисти. Десятилетие, в которое предположительно родился Рублев отмечено многими бедами для Московского княжества – нашествие Орды, чума, кровопролитные междоусобицы между русскими княжествами, интервенция литовского князя Ольгерда.

Андрей Рублев Благовещенский Московский собор икона Преображение 1406 год фото

Как отмечает летописец, некоторые дворы стояли совсем пустые, а в других оставалось по одному человеку – женщина, мужчина, ребенок. Очевидно, такая же участь постигла и родных Рублева. Отрок попал в монастырь, принял постриг и стал монахом. Проявившуюся способность к живописи ему вменили в послушание.

Святое ремесло

Нет никаких исторических документов до начала 15 века, где бы упоминался Андрей Рублев. Поэтому, говоря о том, что он был учеником известного на Руси иконописца Феофана Грека, искусствоведы опираются на схожесть их стилей письма. И только в 1405 году впервые летописец упоминает имя Андрея Рублева среди тех, кому было поручено расписывать Благовещенский собор во вновь отстроенном Московском Кремле.

Андрей Рублев икона Святая Троица конец XIVв фото

К этому времени Рублев был уже зрелый мастер. В 1408 году вместе с художником Даниилом Черным расписывает фрески и пишет канонические иконы для Владимирского Успенского собора. В эту же пору Рублевым были написаны иконы, получившие в последствии название "Звенигородский чин”.

Между 1422 и 1427 годами он совместно с Даниилом Черным руководил работами по созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В это же время была написана знаменитая икона "Троица”. Это одна из самых прекрасных и светлых икон, когда-либо написанных. И до самой своей кончины он занимался росписью Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Почти шесть веков прошло от эпохи, в которой творил художник, но интерес к его работам не исчезает. Он по праву наша народная гордость и слава. Немеркнущий свет чистого и доброго сердца художника светит уже не одному поколению с икон и фресок, дошедших до нас через все испытания временем.

Икона Андрея Рублева "Троица” – божественное провидение художника Очевидно, правы те, кто считает, что в этой иконе таится душа русского народа. Трудно остаться равнодушным, стоя перед ней в Третьяковской галерее. Материалисты уверены, что душа это выдуманная субстанция, но что же тогда ширится и разрастается в человеческой груди, а в ушах начинает звучать божественная музыка, если долго смотреть на эту икону?