Сад без цветника – что небо без солнца. Сложно преувеличить роль цветов в проектировании ландшафтного дизайна, поскольку именно они подчеркивают природную красоту пейзажа. Также сложно представить себе сад без розы – царицы среди цветов. Буйство красок и жгучее сочетание нежного бархата с остротой шипов не оставляет равнодушным ни одно сердце.
Если вы хотите, чтобы эти благородные цветы стали украшением на вашем приусадебном участке, не поленитесь создать эскизы будущего розария. Проект на бумаге (или в электронном виде) поможет визуально представить, как будет выглядеть цветочная композиция и впишется ли она в общий проект сада. После этого можно смело переходить от теории к реализации идеи.
Выбор идеального места для розария
При создании эскиза будущего питомника важно правильно выбрать для него место. Розы – очень прихотливы и приживаются только в идеальных условиях. Место, отведенное под розарий, должно быть хорошо освещенным, защищенным от ветра и подтопления. Цветы нужно обеспечить достаточной инсоляцией (не менее шести часов в день под прямыми солнечными лучами) и оградить их от неподходящих «соседей» - деревьев и высоких кустарников. Оптимальный тип грунта под рассадник – слабокислые, супесчаные и суглинистые почвы.
Что касается расположения на участке, то цветник рационально организовывать в самом приглядном месте. Это может быть въезд во двор, парадная часть дома, аллея либо терраса, а также зона отдыха (например, возле водоема, беседки или скамейки).
Планировка розовых питомников в ландшафтном дизайне
Существует два основных типа планировки розариев: регулярный (партерный) и пейзажный.
Регулярный проект предполагает четкое планирование композиций и высаживание роз, согласно существующим границам участка. Здесь не допускается никаких фривольностей, а в конечном результате вы получаете питомник четкой геометрической формы, с четким рисунком и обрамлением. В качестве обрамления выступают мощеные дорожки из тротуарной плитки, каменные и растительные бордюры. Такой тип планировки приемлем при оформлении участков в классическом стиле.
Розарий в пейзажном стиле выглядит менее официально. Цветочные композиции зачастую имеют произвольную форму и допускают использование самых разнообразных сортов роз. Такие питомники создают впечатление естественного произрастания, добавляя гармонии садам в стиле кантри и модерн.
Принципы создания цветочных композиций
Многообразие сортов роз позволяет создавать любые мыслимые и немыслимые цветочные композиции. В этом можно убедиться, взглянув на примеры ландшафтных эскизов. Главное – руководствоваться двумя принципами: в одном ансамбле не должно быть роз одинаковой (или близкой по тону) расцветки, а высокие сорта цветов не должны затенять более низкие.
В одном рассаднике контрастные по цвету сорта всегда смотрятся гармонично; очень удачные сочетания красных и белых, розовых и желтых роз. Цветы с двухцветной окраской необходимо высаживать отдельным ансамблем, иначе – они просто потеряются на фоне однотонных собратьев. Большое значение в создании красивого цветника играет и длина ножки роз. Высокие цветы рационально высаживать на заднем по отношению к зрителю плане либо в центре группы, если питомник хорошо просматривается со всех сторон.
Очень необычно и изящно смотрятся розовые рассадники на опорах. В качестве опоры часто используются обычные деревянные столбы, обелиски или арки; на них «вяжут» стебли роз, которые по мере роста создают причудливые изгибы и становятся изюминкой ландшафтного дизайна.
Для создания неповторимой композиции нередко используют несколько сортов роз. Дабы определить, какие именно цветы подойдут для вашего розария, следует просмотреть готовые эскизы и разработать свой проект. Все сорта роз можно условно поделить на шесть групп: дикие, плетистые (вьющиеся), полиантовые, почвопокровные, парковые и чайно-гибридные.
Дикие розы быстро разрастаются практически на любом грунте. Они характеризуются выносливостью и стойкостью к погодным капризам. Их уместно высаживать у подножия арок и других опор.
Плетистые сорта можно использовать как живое украшение фасада дома, забора либо беседки.
Полиантовые розы чаще всего используют в групповых посадках и в создании цветочных бордюров. Они отлично переносят холод и морозы, но, к сожалению, не могут порадовать хозяев тонким ароматом.
Почвопокровные сорта могут стать отличной альтернативой традиционному газону. Их основные достоинства – декоративность, неприхотливость в уходе и устойчивость к болезням.
Парковые розы отличаются от других сортов своими размерами. Самые большие кусты могут достигать двух метров в высоту. Их принято использовать при посадке живых ограждений и бордюров.
Чайно-гибридные розы привлекают внимание богатством окраски и утонченным сложением соцветий. В данном классе цветов можно встретить не только одноцветных, но и двухцветных представителей, которые меняют окраску по мере цветения.
Все объекты ландшафтного дизайна характеризуются определенной территорией, имеющей разнообразную конфигурацию в плане и разные физические размеры. Все эти территории обычно представляют собой совокупность растительности, водных устройств, малых архитектурных форм, площадок различного функционального назначения. Главная задача в их формировании - это выявление художественного образа данной среды, что достигается с использованием приемов архитектурной композиции.
Композиция (от латинского compositio - сочинение, построение, структура) - это средство раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление творческого замысла.
Архитектурная композиция - это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную систему, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:
Организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом;
Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональным воздействием на человека.
Ландшафтная композиция - это искусство располагать на данной территории различные элементы для создания комфортной среды по функциональным, экологическим и эстетическим требованиям. Она выражается в размещении сооружений, малых архитектурных форм, растительности, водных устройств, площадок, в организации движения, членении территории на части, в пропорциях отдельных частей, размерах всех элементов, входящих в состав данной территории и их взаимосвязи. Ландшафтная композиция предопределяет использование всех средств ландшафтного дизайна (Рис. 11).
К средствам ландшафтного дизайна относятся естественные природные элементы среды - растительность, рельеф, водные устройства и искусственные элементы среды - малые архитектурные формы, декоративное покрытие, визуальные коммуникации, декоративная скульптура. Создание любого ландшафтного объекта осуществляется, в основном, с использованием перечисленных выше средств ландшафтного дизайна в определенной взаимосвязи и взаимозависимости для достижения единства композиции и ее яркого образного воздействия. Пространственная среда ландшафтных объектов включает плоскости - поверхность земли (с газоном, цветником, покрытием), а также элементы рельефа, водные устройства и объемы - растительные группировки, малые архитектурные формы, скульптуру, визуальные коммуникации.
Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией. При решении композиционных задач в формировании архитектурно-ландшафтных объектов учитывается геометрический вид формы, величина, масса, фактура, цвет, освещенность, положение в пространстве. Ландшафтный архитектор должен понимать основные свойства пространства: характеристику глубины, протяженность, прерывистость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчлененность пространства.
Создавая пространство с использованием средств ландшафтного дизайна, необходимо понимать его эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения человека к пространству:
Объективный - зависящий от таких характеристик пространства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометрические очертания;
Психо-физиологический - связанный со способностью пространства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;
Ассоциативный - обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;
Семантический - связан с функциональным назначением объекта.
Одни пространства могут быть выразительными, другие - невыразительными. При формировании любого пространства, фронтального или глубинного, необходимо решать следующие композиционные задачи:
Определение стиля планировки и масштабных характеристик формирующих элементов (малых архитектурных форм, декоративной скульптуры, растительности и др.);
Пропорционирование территории;
Выявление центра композиции и главных и второстепенных осей;
Определение ландшафтных акцентов и точек их обзора;
Использование контраста, нюанса и тождества, ряда (метрического и ритмического);
Неожиданное раскрытие акцентов;
Выявление фона и использование особенностей линейной перспективы (рис. 12).
Масштаб - важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительности ландшафтных объектов. К сожалению, в ландшафтной архитектуре воздействие масштаба на человека недостаточно разработано. По мнению многих специалистов, масштаб способствует выявлению композиционной целостности и художественной выразительности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:
Отношение элементов к целому и друг к другу;
Отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;
Отношение величины объекта и его элементов к человеку.
В ландшафтном дизайне существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:
Первый масштаб (основной) - масштаб элементов, соразмерный антропометрическим данным взрослого человека;
Второй масштаб (индивидуальный) - соразмерный антропометрическим данным той или иной возрастной группы детей (в зависимости от функционального назначения объекта);
Третий масштаб (миниатюрный) - масштаб элементов небольших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;
Четвертый масштаб (монументальный) - масштаб элементов, подчеркивающий символику в ландшафтном пространстве, наиболее ярко выявляющий его художественный образ.
Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функционального назначения, могут иметь все изложенные масштабные характеристики построения пространств. Эмоциональное воздействие пространств с названными масштабными характеристиками достаточно велико. Основными параметрами, характеризующими композиционное построение пространства, являются: стиль композиции, асимметрия или симметрия, физические размеры, длина и ширина, площадь, определяющие фронтальное или глубинное пространство.
Для решения характера размещения и выявления взаимосвязи природных и искусственных элементов среды следует определить прием планировки. Он может быть регулярным, ландшафтным и смешанным. Регулярный прием планировки характеризует геометрическая сетка, включающая прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиций оси, подчеркнутое доминирование здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев. В отличие от регулярного, пейзажный прием планировки отображает и подчеркивает красоту естественной природы. Характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, свободнорастущими деревьями. Смешанный прием характеризует сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки. Регулярный прием планировки, как правило, характеризует симметричный план, а пейзажный - асимметричный. Формы симметричного плана, если они мастерски выполнены и размещены, могут выражать идею и возбуждать в человеке ощущение дисциплины высшего порядка, великолепия, силы, монументальности и высокого совершенства. Геометрический план, ясный и явный, быстро постигается. В этом его преимущество. Но он имеет также недостаток - монотонность. Асимметричный план более выразителен, но пространственная ориентация в нем сложна.
В формировании любого ландшафтного объекта большое внимание уделяется выявлению композиционных осей. Различают главные и второстепенные оси композиции. Осью композиции является направленное развитие ландшафтного построения пространства. Главная ось обычно совпадает с основным потоком движения по территории и приводит к композиционному центру. Второстепенные оси могут пересекать главную ось под различными углами или проходить параллельно ей. Главная ось - аллея - может отличаться от второстепенных аллей большей шириной, оригинальной аллейной посадкой деревьев и более богатым цветочным оформлением. На территории любого ландшафтного объекта не должно быть много дорожек и основные дорожки должны обязательно вести к какой-нибудь цели - павильону, беседке, площадке отдыха, фонтану, цветнику и др. Дорожки должны иметь плавные изгибы, обусловленные рельефом, размещением растительности или водных устройств. Следует избегать пересечения дорожек под прямым углом.
В формировании любых объектов ландшафтного дизайна необходимо выявить центр композиции, т. е. определить главное и второстепенное. Центр композиции - главное в каждом ландшафтном объекте. Он может иметь различное конкретное выражение. В одних случаях композиционным центром территории будет площадь с фонтаном или цветником, в других - декоративный водоем или малая архитектурная форма. Все прочие элементы композиции подчиняются композиционному центру и поэтому считаются второстепенными. Они бывают меньших размеров и более скромно оформлены. Композиционный центр, в зависимости от принятой планировочной структуры и творческого замысла, может быть размещен у входа, в геометрическом центре территории или в глубине. Композиционный центр, по сути, является основным ландшафтным акцентом любого пространства. На больших территориях сложной конфигурации должно быть несколько второстепенных ландшафтных акцентов. Все они должны иметь продуманные точки обзора. Точка обзора - это место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Любой ландшафтный объект должен включать несколько точек обзора.
В объектах ландшафтного дизайна на основе гармоничной связи природных и искусственных (антропогенных) элементов используются такие закономерности построения пространственных форм, как нюанс, контраст и тождество. В ландшафтных объектах они воспринимаются как степень сходства и различия отношений между однородными качествами и свойствами входящих в них элементов и пространств. Наиболее широко в построении ландшафтных композиций используется принцип контраста. Например, малое противопоставляется большому, низкое - высокому, гладкое - шероховатому, темное - светлому.
Особенно эффектны контрасты, возникающие от сопоставления деревьев с противоположными свойствами крон. Например, плакучая форма кроны березы выгодно оттеняется от пирамидальной формы кроны пихты или ели. Наиболее часто используемым видом контраста является внезапное изменение характера планировки. Например, темные коридоры аллей и солнечные поляны, светлая окраска листьев с темной листвой и т. д., а также внезапное восприятие предмета.
Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, заставляет зрителя сконцентрировать внимание в определенном направлении, но этот предмет обязательно должен быть интересен в эстетическом отношении.
Для достижения художественной выразительности любой территории большое значение имеет применение метра и ритма. Ритмом в ландшафтном проектировании называется закономерное чередование декоративных элементов, какой-либо законченной композиции. Чередоваться могут высоты, зеленые объемы, окраска и т. д. Ритм подчеркивает особенность и характер зонирования пространства, разнообразное положение в пространстве элементов, является средством организации движения. Наряду с ритмом в формировании ландшафтных объектов большое значение имеет правильное использование законов линейной перспективы, с помощью которых можно изменить (улучшить) некоторые пространственные характеристики. Так, например, какой либо из ландшафтных акцентов можно «приблизить» или «удалить» если аллею, ведущую к нему, сделать короче изменением ее ширины на переднем или заднем плане. Можно также создать иллюзию усиления рельефа. Так, например, холм с подсадкой пирамидальных тополей на вершине будет казаться выше.
Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо использование фона. Фоном называется задний план пейзажа, на котором воспринимаются те или иные элементы ландшафта, расположенные на переднем плане. Для ландшафтных композиций фоном могут служить высокие древесные насаждения, живые изгороди, трельяжи, здания и др.
Композиционное построение ландшафтных объектов невозможно без учета цвета. Создание ландшафтной среды осуществляется с активным включением цвета как важного средства художественной выразительности композиций и фактором, оказывающим эмоциональное воздействие на состояние человека. Построение цветовой гаммы ландшафтных объектов осуществляется по принципу контраста или нюанса. В восприятии цвета большое значение оказывают условия освещенности ландшафтных объектов в зависимости от их ориентации по сторонам света, а также удаленности точек обзора. С большого расстояния лучше воспринимаются яркие цвета в контрастных сочетаниях, собранные в крупные цветовые пятна.
В ландшафтных композициях очень важно и освещение. Правильно подобранные и установленные светильники позволяют и в темное время суток наслаждаться красотой природы. Мягкий ненавязчивый свет еще больше подчеркивает декоративность композиций, выделяя наиболее выразительные акценты. Планируя установку осветительных приборов, необходимо тщательно продумать, чего добьемся, устанавливая светильник именно в этом месте. Неплохой результат можно получить опытным путем, устанавливая светильники в различных местах и оценивая полученный эффект. При этом необходимо учитывать изменения, которые могут произойти через несколько лет в связи с ростом растений. Этот путь наиболее простой, так как намного легче сделать временную проводку, опробовав несколько, и выбрать лучший вариант.
К освещению предъявляется несколько требований. Светильники устанавливаются в таких местах, чтобы подчеркнуть самые привлекательные элементы декоративного оформления. Свет не должен быть ярким, слепящим, раздражающим, он призван действовать успокаивающе, как вспомогательное средство восприятия прекрасного. Количество светильников обусловливается понятием разумности, чрезмерное количество обесценит эффект применения. Выбирая светильники, надо учитывать их возможности и умело использовать разные виды.
Подсветку водоемов можно осуществлять только специально предназначенными для этого светильниками. Как правило, все они рассчитаны на низкое напряжение и подключаются через понижающие трансформаторы. Нет смысла останавливаться на характеристиках светильников. Ассортимент их велик, и лучшую помощь в выборе окажут специалисты. Учитывая, что электрические приборы являются приборами повышенной опасности, все работы, связанные с ними, должны выполнять только специалисты-электрики.
Выбрав места установки светильников, приступают к прокладке электрического кабеля. При этом учитывают места установки автоматов защиты, необходимых розеток и выключателей. Они должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользоваться и в то же время они были недоступны для детей. Электрический кабель прокладывается под землей, чаще вдоль дорожек, укрытый в трубы, чтобы исключить случайные повреждения при проведении земляных работ. На план участка наносятся все проложенные кабели, и оформляется схема подключения электрических приборов.
И, наконец, немаловажным композиционным фактором, особенно при проектировании частных усадеб, является зонирование территории. Исходя из месторасположения дома, участок, как правило, можно разделить на две части: парадную, которая находится от входа во двор и до фасада дома, и остальную, на которой планируются место для отдыха, детская площадка, сад и огород, хозяйственные постройки. Наряду с ними могут быть выделены участки и под другие площадки. Например, для занятий спортом. Деление на такие зоны является условным и не имеет четких границ. Удачей дизайнера, воплощением его творческого подхода будет плавный переход одной зоны в другую. Наличие между ними отдельных композиций как бы зрительно сглаживает контрасты, вызванные их предназначением.
Зону отдыха размещают в стороне от хозяйственных построек, как правило, ближе к дому. Хозяйственную располагают как можно дальше от жилого дома и обязательно с учетом господствующих ветров. Особое внимание уделяется выбору места для детской площадки. Лучшим для нее является светлое, но в то же время защищенное от прямых солнечных лучей место. Легкая тень, южная сторона - самый лучший вариант.
Вторым критерием является направление господствующих ветров. Место должно быть ровным не иметь застоя воды. Обязательным условием считается, при наличии маленьких детей, удаление от природных и искусственных водоемов. Как правило, площадка должна просматриваться из помещений, чтобы ребенок постоянно был на виду у мамы и членов семьи. Сад и oгород, если они создаются, лучше располагать вблизи хозяйственной зоны, за местом отдыха и детской площадкой.
Тщательно продуманный дизайн придает даже небольшому саду стильный вид в любое время года. Познакомившись с основными принципами ландшафтного и архитектурного проектирования, вы легко справитесь с разработкой собственного дизайна.
Прямые линии, геометрические формы и симметрия гармоничны уже сами по себе. Лучше остановиться на какой-либо одной форме, так как завершенность ландшафтной композиции чаще всего достигается за счет легкости восприятия основного рисунка. Разнообразие же достигается различной величиной формы, которую вы выберете для благоустройства места отдыха, газона, клумб и прочих уголков сада.
Например, площадку для отдыха с плавными линиями границ можно разместить в центре газона аналогичной формы, куда «вливается» остальная часть зеленой композиции. Последняя может иметь, например, форму овала, концы которого должны точно вписаться в полукруг.
Однако разнообразие геометрических форм в ландшафтном дизайне приобретает нужную декоративность только в том случае, если очертания этих форм четко определены – в дорожках сада, живых изгородях, бордюрах, подпорных стенках, малых архитектурных формах. Проще всего это сделать с помощью мощения или обрамления дорожек и клумб низкими бордюрами из подходящих для стрижки декоративных многолетников.
Композиция в ландшафтном дизайне должна иметь эффектный центр. Деревья с фигурной стрижкой, оригинальные растения в кадках, солнечные часы, терракотовые вазы, скульптура любого вида или бьющий фонтанчик позволяют красиво заполнить центр круглой композиции.
Для обрамления входа в дом, крыльца или скамьи идеальны фигурно подстриженные деревья-солисты, растущие в земле или в кадках. Хороши они и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм. Поскольку большинство древесных растений, используемых для озеленения сада, относится к вечнозеленым породам, они украшают сад и зимой.
В основе композиционного решения для ландшафтного дизайна сада может быть овал, образуемый полукруглой скамьей и рабаткой с розами. Наиболее живописная его часть — обрамленный розами водоем с фонтаном. Вторая половина благоустроена скромнее: пара горшков с цветущими растениями и два пирамидальных тополя, симметрично расположенные по обе стороны скамьи. Деревья перекликаются по форме с узкой струей воды из фонтана, отвлекая взгляд от живой изгороди, за которой, возможно, уже начинается соседний участок.
Бордюры подчеркивают линии и границы. Границы дорожек и клумб могут быть плавными, размытыми, а можно сделать и так, что их дизайн будет контрастировать с окружающими элементами, за счет бордюров из ровно подстриженных растений. Уголок под увитой виноградом перголой и газон перед ней с маленькой мощеной площадкой образуют правильные треугольники. А вымощенный кирпичом круг внутри перголы, солнечные часы и самшитовые шары в обрамлении дорожек вносят в композицию мягкие линии. Повторение этих геометрических форм позволяет создать гармоничный ансамбль.
Художнику для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.
Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас нет рамки, то можно просто сложить ладони так, как показано на рисунке (ил. 73а).
73. Поиски композиции пейзажа с помощью:
а – ладоней,
б, в – рамки-видоискателя
Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.
Итак, вы, переполненные жизненными впечатлениями или от прочитанной книги, садитесь рисовать. В вашем сознании начинает складываться образ, и сразу же встает проблема композиции. С чего же начать работу?
Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.
Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.
Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности (ил. 74). Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия (ил. 75). Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток (ил. 76), а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции (ил. 77). При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции – по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета – слева направо, в глубину картины или как-то иначе.
74. К. БРЮЛЛОВ. Всадница
75. П. УЧЕЛЛО. Битва при Сан Романо
76. ВАТАНАБА КАЗАН. Весна и осень. Часть диптиха
Формат в виде квадрата (ил. 80) лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.
Композиция произведения в овале (ил. 79) и круге (ил. 82) строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.
77. А. ИВАНОВ. Понтийские болота
78. Схема картины А. Иванова «Понтийские болота»
79. Д. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет Урсулы Мнишек
80. Э. ДЕГА. Голубые танцовщицы
Художники могут использовать форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух перечисленных геометрических фигур, например полукруга и прямоугольника (ил. 81).
В эскизе прорисовывается общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки (ил. 83). Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее обычно выполняется рисунок композиции, затем живописное или графическое ее воплощение.
81. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Мадонна с цветком
82. МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. Святое семейство
83. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна и младенец с котом. Эскиз композиции
Один из интересных этапов работы – сбор натурного материала, который включает наблюдения окружающей жизни, выполнение набросков и зарисовок дома, на улице в связи с выбранным сюжетом. Можно заняться сбором натурного материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту работу после первого эскиза композиции. Если что-то не получается в рисунке композиции, можно еще раз отправиться на этюды, зарисовать неполучающиеся детали, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Можно даже выполнить новый композиционный эскиз с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел.
Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа. Все они работают по-разному. Одни выполняют детально разработанный эскиз, а другие пишут сразу начисто или выполняют композицию на цветном фоне мелками, без предварительного рисунка карандашом. Кто-то настойчиво ищет в натуре все детали для картины, делает этюды при различных состояниях природы, рисует натурщиков в соответствующих костюмах и позах, изучает необходимый исторический или искусствоведческий материал. Другой художник больше доверяет своей зрительной памяти и воображению и вообще отказывается от изучения натуры.
Все, что здесь сказано о работе над композицией, не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, ведет к вершинам мастерства.
Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта.
Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника.
84. Примеры построения композиции рисунка
85. Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте
Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.
Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, обеденный стол остался неприбранным, художник разложил для работы свои кисти и краски, актриса забыла убрать парфюмерию после гримирования и т. п. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.
86. П. КОНЧАЛОВСКИЙ- Сухие краски
87. Красота и многообразие форм предметного мира. Панорама
88. Фрагмент панорамы, обрамленный рамой
А теперь попробуем сами составить натюрморт. Для этого возьмем тарелку с двумя яблоками, банан, грушу, нож (ил. 89). Вариантов построения композиции может быть много. Можно разложить перечисленные предметы на столе так, чтобы они не загораживали друг друга (ил. 89а), но такая композиция выглядит однообразно и скучно. Попытаемся сгруппировать предметы (ил. 896). Получился более выразительный вариант, однако банан, груша и нож слишком одинаково направлены к центру. На следующей композиции (ил. 89в) все предметы опять собраны в центре, а банан и нож одинаково параллельны краю стола, что тоже мало выразительно. На наш взгляд, наиболее удачной является композиция, в которой достигается ритмическое разнообразие линий и объемов (ил. 89г). Предметы красиво расположены на плоскости стола, составляют очень живописную группу, уравновешивают друг друга.
89. Варианты композиций натюрморта
Но даже и в одной композиции можно подчеркнуть разные моменты (ил. 90), каждый раз добиваясь новой образной выразительности.
90. Схемы выделения акцентов композиции
Если взглянуть на один и тот же натюрморт с разных точек зрения в поисках наиболее интересной и выразительной композиции, то можно заметить, что изменение ракурса помогает создать образ натюрморта (ил. 91).
91. Натюрморт с разных точек зрения
Еще один совет. В композиции натюрморта постарайтесь научиться видеть общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет правильно разместить натюрморт на листе, точнее передать абрис всей композиции, добиться ее цельности (ил. 92).
92. Натюрморт с лампой
Композиционная игра « Зашифрованные кубики»
Вспомните, как вы в детстве складывали из отдельных кубиков целую картинку. Создание композиции можно сравнить с этим процессом и представить, что каждый кубик – это одно из средств выразительности композиции.
93. Условные обозначения для рисунка «Кот в сапогах»
Давайте поиграем и сочиним условные обозначения для этих средств. Попробуем зашифровать рисунок с помощью придуманных знаков. Вот что у нас получится (ил. 94).
94. Работа учащегося. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах»
95. Средства композиции.
Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы для передачи художественной выразительности картины.
Понятно, что мы придумали специальные знаки для обозначения элементов композиции не только ради игры, а еще и для того, чтобы научиться их выделять при анализе произведений изобразительного искусства и своих собственных рисунков.
Композиция из разнообразных материалов и природных форм
Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы (скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п.), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.
96. Разнообразные материалы и природные формы
Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов.
Во время самостоятельной работы можно негромко включить соответствующую музыку.
Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать художник для создания своей композиции. Попробуйте сделать подобную работу. Обдумайте замысел. Составьте несколько композиций. Не забудьте о разных выразительных возможностях симметричной и асимметричной композиций, о способах выделения композиционного центра, о том, как с помощью ритма добиться необходимого впечатления.
Понравившийся вариант композиционного расположения предметов закрепите специальным клеем (ПВА, «Момент», «Суперцемент» и т. п.) на жесткой основе (картон, холст на картоне, оргалит, фанера и т. п.).
Такой коллаж может успешно украсить интерьер и в школе, и дома, а также быть хорошим подарком для близких и друзей.
97. Коллаж Практические задания
Моя семья (гуашь)
1. Выполнение многофигурной композиции карандашом. Следите за тем, чтобы части композиции были уравновешены.
2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен фигур и фона.
3. Продолжение работы, уточнение тоновых и цветовых отношений.
4. Проработка деталей, обобщение и завершение работы. Постарайтесь передать взаимосвязь* персонажей и их характеры.
На спортивных соревнованиях (акварель)
1. Выполнение рисунка карандашом тонкими линиями. Композиционное размещение персонажей, передача движения.
2. Нанесение основных цветовых пятен фона и персонажей. Соблюдение тональных и цветовых отношений.
3. Проработка деталей тонкой кисточкой по сухому слою краски и завершение работы.
Иллюстрация к сказке Аксакова «Аленький цветочек» (гуашь)
1. Выполнение рисунка композиции карандашом.
2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен персонажей и фона в холодном колорите.
3. Продолжение работы, уточнение тональных и цветовых отношений, выделение сюжетно-композиционного центра – аленького цветочка.
4. Проработка деталей с помощью белил, обобщение и завершение работы.
Ритмы города Эскиз панно (декоративная композиция) (гуашь)
1. Выполнение рисунка карандашом, прорисовка общего композиционного расположения объектов четкими линиями.
2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен фона в холодных тонах.
3. Обобщение, уточнение деталей и завершение работы.
Пряхи за работой (гуашь)
1. Выполнение детального рисунка карандашом, нанесение светотени.
2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен композиции.
3. Продолжение работы, выявление тональных отношений.
4. Завершение работы, проработка деталей, обобщение.
Лето Эскиз витража (гуашь)
1. Выполнение рисунка карандашом четкими линиями. Форма объектов для композиции витража должна быть ясной и обобщенной, без лишних деталей. Поскольку уже в эскизе необходимо учитывать особенности создания витража, то рисунок общей формы разбивается на небольшие кусочки, как бы для подбора цветовых стеклышек.
2. Прокрытие основных цветовых пятен фона. Используйте яркие тона, цветовые контрасты для достижения гармонии цветов и опасайтесь пестроты. Найти правильное решение вам поможет цветовой круг.
3. Завершение работы. Нанесение черного контура тушью пером или кистью. Можно использовать для этого гуашь или толстый фломастер, поскольку в эскизе витража только создается общее впечатление о его композиции и цветовом решении, а не имитируется техника его создания.
Фольклорный праздник (гуашь)
1. Выполнение рисунка карандашом.
2. Первоначальное прокрытие основных цветовых пятен персонажей и фона.
3. Проработка деталей, обобщение и завершение работы.
Дисциплины: «Ландшафтное проектирование» (СД.07), «Комплексное формирование объектов и систем ландшафта» (ДС.04.06) (только для специализации «Ландшафтное проектирование»):
1.Понятие и особенности ландшафтной композиции. Виды композиции. Ритмические и метрические закономерности, симметрия и асимметрия. Составить эскиз симметричной и асимметричной композиции.
Слово композиция с греч. Переводится как гармоничное соотношение частей. В ЛД композиция должна быть не просто красивой, но и решать сугубо практические задачи.
Создать ландшафтную композицию – значит создать для человека не только красивую, но и удобную среду обитания.
Особенности ландшафтной композиции:
- непрерывное изменение сада под воздействием различных природных факторов и человеческой деятельности. От сезона к сезону меняется внешний вид растений, заиливаются водоёмы, осыпаются склоны, увеличиваются овраги и тд.
Необходимость гармонично объединять природные и искусственные объекты, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: неизменяемые и поддающиеся изменению. Природные условия, климат – климат, водный режим местности, тип ландшафта, освещённость – изменить нельзя, поэтому они берутся за основу композиции. Из искусственных объектов неизменяемыми можно считать крупные здания, планировку населённого пункта, общие требования к застройке (отсутствие глухих оград вдоль улицы), стиль и расположение домов на соседних участках.
Виды композиций.
Плоскостная композиция – видна целиком с одной неподвижной точки или с направленной на эту точку оси движения. Так, центральная клумба парадного двора просматривается из окон здания, от главного входа. Такую композицию можно обойти вокруг и осмотреть с разных сторон, но для понимания ее рисунка и цветовых соотношений это не даст ничего нового.
Фронтальная композиция - та же плоскостная, только расположенная в вертикальной плоскости. Примеры таких композиций ~ цветочное оформление фасадов зданий и скульптур, многоярусные миксбордеры вдоль стен оград. Время осмотра плоскостных и фронтальных композиций зависит в основном от их сложности и разнообразия.
Объемная композиция рассчитана на круговой обход, то есть с разных точек она смотрится по-разному. Примером объемной композиции является миксбордер или альпинарий на фоне газона, группа кустарников в центре сада. Несколько декоративных деревьев, отличающиеся по высоте, окраске и форме кроны, высажены на поляне так, что при осмотре из разных уголков сада вид группы меняется. Садовая скульптура также может быть рассчитана как на фронтальное восприятие (скульптурный портрет, бюст), так и на объемное (многофигурные группы, абстрактные композиции).
Пространственная композиция
предполагает обязательное движение вглубь нее. В такой композиции разнообразные зрительные впечатления последовательно сменяют друг друга: чередуются контрасты по степени замкнутости пространства, освещенности, цвету. Отдельные детали сада можно решить как плоскостные или объемные, но сад в целом все же будет пространственной композицией. Ее замысел и самые выигрышные виды должны открываться при движении по заранее проложенным маршрутам. При этом эмоционально насыщенные фрагменты должны чередоваться с нейтральными.
Плоскостная и фронтальная композиции возможны в пределах вида или висты. Пространственная предполагает смену видовых точек и различные углы обзора.
Один из важных приемов построения пейзажа - метрическое и ритмическое чередование элементов. Метрическое состоит в повторении одинаковых элементов (однотипных дорожек, деревьев одного вида или размера, фрагментов цветника) через одинаковые интервалы между ними. Ритмическое предполагает повторение элементов через неодинаковые интервалы, причем размер интервалов меняется по какому-либо заранее продуманному принципу. Ритмически чередуют вдоль дорожек деревья, кустарники, скамьи, скульптуры. Ритм может быть не только горизонтальный, но и вертикальный - в многоярусных насаждениях, в композиции миксбордеров, в вертикальном озеленении. Чтобы обогатить и разнообразить ритмический рисунок, вводите в него новые элементы повтора, изменяйте направление движения. Выделяя повторяющиеся элементы (например, в рисунке регулярного цветника), помните, что слишком дробное членение или слишком многочисленные повторы утомительны для глаз.
Симметрия и ассиметрия:
Еще один прием организации ландшафта - выбор главной пространственной оси. При планировке участка определите для себя такую ось - своеобразный «зрительный коридор», который свяжет самые выразительные места вашего сада. В большом саду это может быть центральная аллея, в малом -прогулочная дорожка, вид с веранды или из окна гостиной. Существуют два принципиально различных типа композиций: симметричные и асимметричные относительно зрительной оси.
При симметрии равные по размеру объекты располагаются на одинаковом расстоянии относительно пространственной оси или какой-либо центральной точки. В ландшафтной композиции мы чаще всего сталкиваемся с симметрией элементов сада относительно оси: цветочные рабатки симметрично расположены вдоль дорожки, деревья и скамейки - вдоль аллеи, палисадники - вдоль улицы поселка. Красота симметричных композиций - в равенстве частей, статичности и законченности. Они уместны там, где требуется особая представительность, торжественность (например, на парадном дворе дома). Симметричные композиции помогут добиться ощущения солидности, надежности.
Парадный сад с большим прямоугольным зданием-доминантой создается, как правило, на основе симметричной композиции (примеры таких решений - небольшие садики и скверы при официальных зданиях).
При проектировании садов часто встречается некоторое отклонение от симметрии - дисимметрия. Она обычно вызвана практической необходимостью (например, неодинаковым использованием площадок по сторонам центральной дорожки) или неодинаковыми условиями (разлиразличная освещенность и влажность южной и северной сторон участка).
Для малых садов, примыкающих к зданиям сложного плана, используйте асимметрию - это позволит наиболее органично связать дом с садом.
Асимметрия предполагает размещение отличающихся по размеру элементов на разном расстоянии относительно главной оси. Красота таких композиций - в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Например, в японском саду группы камней зрительно уравновешивают засыпанную гравием плоскость земли. План и фасад асимметричных композиций строятся на основе неравностороннего треугольника. Асимметричный план сада подчеркивает особенности ландшафта и сооружений, обеспечивает наилучший обзор малых форм, позволяет создать интересный прогулочный маршрут.