ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Основные формы общественного сознания. Общественное сознание, его структура и формы

Структура общественного сознания, его основные уровни и формы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура общественного сознания, его основные уровни и формы
Рубрика (тематическая категория) История

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повсœедневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней (ʼʼбытовойʼʼ) стороны жизнедеятельности людей и не нацелœено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повсœедневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всœего об их эмоциональной жизни, определœенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе (ʼʼсоциально-психологическая атмосфераʼʼ), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определœенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всœегда связана с потребностями всœего общества, является выражением его целœей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всœегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, ʼʼоткрытогоʼʼ, ʼʼзакрытогоʼʼ и т.п. Она всœегда была, есть и будет. Ибо всœегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии (ʼʼдоидеологизацияʼʼ). Это связывается ими или с ʼʼприродной ложностьюʼʼ идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.

Формы общественного сознания представляют из себяспособы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3. По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познавательные, мораль - нравственные и т.п.

4. По общественной роли. Наука - ʼʼлокомотивʼʼ прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство - в прекрасное, мораль возводит человека к ʼʼценности добраʼʼ и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. При этом общественное сознание и каждая из его форм имеют определœенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Лекция 9: Сознание и язык. Проблема бессознательного

1. Язык как способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки.

3. Роль языка в обществе и его основные функции.

4. Сознание и бессознательное.

Структура общественного сознания, его основные уровни и формы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура общественного сознания, его основные уровни и формы" 2017, 2018.

До сих пор в философии доминирует общее абстрактное определение сознания. Сознания вообще не бывает, оно всегда кому-то принадлежит, не может быть без субъекта. В нашем сознании есть какие-то формы, которые нам не принадлежат. В отличии от психики, сознание имеет выход за пределы данного индивида. Этот выход – не уход от себя, а способ осознания самого себя. Сознание позволяет выйти к другим культурам, мышлениям и пр. границы сознания лежат не в плоскости физиологии, а в плоскости, скорее, социальной. Социальная граница сознания может превратиться в психологическую структуру. Важно ставить вопрос: чье сознание кто создает? Единого ответа на этот вопрос нет. В разных типах общества можно получить разные ответы.

Гносеологическая и онтологическая трактовка сознания. Для классического понимания сознания (от Аристотеля до Гегеля): сознание всегда связано с познанием; сознание как отражение мира. Возникает проблема, как человек познает мир? Сознание существует, чтобы правильно отобразить объект. Для развития сознания нужно развивать познавательную деятельность. Уровень развития сознания зависит от уровня образования.

В конце 19 века гносеологическое понимание сознания разрушается. Философия вообще оказалась под ударом. Появляется тяга к вещам. Вещи дают власть над остальными людьми. Научное знание- средство конкуренции, кооперации, власти. Главный вопрос сознания – вопрос борьбы людей, кооперации, связи с другими людьми. Сознание переходит в область бытия людей, в форму взаимодействия между людьми. Вопрос о сознании становится онтологическим, то есть вопросом СФ.

Сознание всегда субъективно; всегда входит в состав определенных структур, по-разному распределено между разными субъектами.

Сознание общества возникает надиндивидуально, в процессе взаимодействия людей. Есть представления, которые существуют независимо от сознания отдельного человека, но содержатся в нем. То есть в нашем сознании есть формы, которые нам не принадлежат (язык, правила, законы, стереотипы, нормы, мораль) – коллективные представления, которые не изобретаются каждым человеком в отдельности.

Разные индивиды могут образовывать разные группы, вопрос в том, какие же идеи эти группы вносят в общественное сознание.

Вывод: сознание всегда субъективно, оно включено во взаимодействие различных социальных субъектов, групп. В сознании общества идет борьба за коллективные представления. Фуко: сознание – поле борьбы за власть, то так сознание подчиняет разум, волю человека. Сознание оказывается продуктом определенной деятельности, производства. Сознание – продукт человеческой деятельности, некий инструмент коммуникации, связывающий людей.



Проблемы типологии сознания: 2 модели – классическая и постклассическая.

Классическая: классическая философия и наука оперируют понятие абстрактного сознания (непонятно, кому оно принадлежит) и общества вообще. Выделяется несколько уровней сознания:

Низший уровень

Высший уровень

Научное сознание ближе к истине, чем обыденное. С точки зрения философа-классика сознание может рассматриваться как в плане отношения к истине, так и в плане отношения к ценности. Поэтому сознание делится на 2 плана: гносеологический и аксеологический (сознание – форма отношения между людьми). Обыденное и психологическое сознание аппелирует к непосредственному опыту человека, в то время как научное и идеологическое сознание системно, опосредованно.

Научное сознание с точки зрения классики ближе к реальности, более систематично, точно. Формы научной деятельности – эксперимент, теория. Обыденное сознание существует в качестве наблюдения, повседневного опыта, слухов, сплетней, не требует эксперимента. Психология выражается в стереотипах, привычках, нормах, правилах, потребностях, ценностях. Идеология отличается от всего вышеперечисленного тем, что лежит не в обыденном опыте, а создается специально людьми; носит всеобщий характер; часто маскируется под научную теорию со своими обоснованиями.

Неклассическая: На рубеже 19-20 веков классические представления о сознании начинают меняться. В конце 19 века рациональность, научность получает все больше критики. Причины: наступление массовой жизни, развитие индустриального общества. Жизнь идет под влиянием масс, а не идеологов. Происходит осознание того, что повседневная практика сознания играет огромную роль. Повседневная жизнь оказалась разнообразной и сложной. Наука не справляется с трактовкой обыденного сознания.



Происходит возвышение обыденного сознания, познания. В каком-то смысле исчезает научное познание (аргументация, логическое доказательство). Но опускание науки в повседневную область приводит к изучению наукой повседневности. Оказывается, что повседневность неоднородна, богата, ее нельзя трактовать абстрактно, общо. У каждой культуры своя повседневность, которая требует особого, конкретного подхода.

Оказалось, что повседневное сознание людей сложно структурировано, а не просто, как считалось в классике. Человек вырабатывает свои нормы, стандарты, представления и позиции. Миры повседневности воспроизводятся и конструируются самими людьми.

Классика предлагала еще один взгляд на общество: разделить все сознание на ряд форм по критерию разного отображения мира ими ввиду разного предмета изображения, разных средств отображения, функций. (Пр: искусство и наука- формы общественного сознания) .

В архаическом обществе классическая модель неприменима, так как не существовало форм общественного сознания, они еще не сформировались. Существовала мифологическая форма сознания, синкретичная.

В традиционном обществе появилась политическая форма сознания, религиозная, так как мифы не могли уже обслуживать все общество. Но научного сознания еще не было.

В индустриальном обществе религия больше не господствует. Начинается классическая схема + взаимопроникновение различных форм общественного сознания.

Как видно из вышеизложенного, человеческое общество – сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Какие из них являются определяющими? Субъективные – из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные – из сферы материальной стороны жизни общества. Другими словами, «общественное бытие» или «общественное сознание» определяют исторический процесс.

Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, те отношения, которые складываются в обществе в процессе общественного производства. Это экономическая, материальная сторона жизни общества.

Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие.

Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

К основным формам общественного сознания относятся:

- политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом;

- правовое сознание – это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон;

- нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.

Обыденное нравственное сознание или нравственность включает в себя

чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и

счастья. Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое

выражение нравственных интересов, как учение о нравственностии нормах

поведения в обществе, то есть морали.

Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг;

- эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления,

идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства,

обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика – это

действительности. Ключевая ценность – красота;

- религиозное сознание – это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхестественного мира.

В его основе лежит вера в сверхестественные силы и поклонение им.

Обыденный уровень – религия. Каждая из них включает в себя три элемента:

Мифологический, то есть веру в реальное существование сверхестественных

Эмоциональный, то есть религиозные чувства;

Нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов.

Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность

- святое.

С конца XIX века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности – уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.

Общественное сознание и его структура: уровни и формы.

Общественное сознание является совокупностью идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воспроизводят общественное бытие, они выработаны человечеством в процессе освоения природы и социальной истории. Опережающая роль общественного сознания связана с научно-теоретическим уровнем отражения действительности, глубоким осознанием субъектом своей ответственности за прогресс общества.

Общественное сознание может существовать только тогда, когда есть конкретные носители - человек, социальные группы, общности, конкретные личности и другие субъекты. Общественное сознание является чрезвычайно сложным явлением, имеет динамическую, сложную структуру, которая предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов структуры общественного сознания является его разные уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

Обыденное сознание как совокупность конкретных условий жизнедеятельности людей развивается на основе их повседневного опыта. Она охватывает объект отражения, как правило, с нескрываемой, очевидной стороны. Буденный уровень общественного сознания включает в себя эмпирические знания об объективных процессах, взгляды, настроения, традиции, чувства, волю. Теоретический уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов, стремится проникнуть в самую суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования.

Она направлена на выявление наиболее существенных черт названных процессов. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, настроений, привычек, традиций, обычаев, возникающие у людей под влиянием непосредственных условий их жизнедеятельности через призму их повседневных интересов. Она - важное условие становления духовной культуры человека, а идеология превращается в движущую силу, лишь проникая в сферу психологии. Диалектика развития общественного сознания заключается в противоречивом переходе общественной психологии в идеологию. Идеология представляет собой совокупность идей, взглядов, в систематизированной, логически стройной форме отражает социально-экономические условия жизни людей. Идеология выступает как высший научно-теоретический уровень духовных ценностей. Формы общественного сознания политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная сознания.

Политическое сознание является отражением политических отношений, политической деятельности, что происходит в обществе. Она является совокупностью идей, взглядов, учений, политических установок, тех или иных политических методов, с помощью которых обосновываются и воплощаются в жизнь политические интересы субъектов политических процессов. Политическое сознание включает в себя идеологический и психологический аспекты. Правовое сознание представляет собой совокупность знаний, представлений юридические права и нормы, регулирующие поведение людей в обществе. Правовое сознание тесно взаимосвязана с правовыми нормами и законами в соответствии с господствующими в обществе представлениями о законности. порядок, справедливость. Мораль представляет собой совокупность, систему норм, правил поведения людей в обществе. В отличие от правовых норм, нормы морали не закреплены в юридических законах, а регулируются в обществе силой общественного мнения. Эстетическое сознание - отражает объективную действительность путем определенных художественных образов.

Эстетическое сознание отражает познания в конкретной наглядно-чувственной форме, художественных образах, которые оказывают влияние на наши органы чувств и вызывают тем самым определенную эмоциональную реакцию, оценку. Религия как форма общественного сознания охватывает религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее стройную систему религиозных идей, взглядов на мир. Религиозная психология включает в себя несистематизированных религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные главным образом с верой в сверхъестественное. Общественное сознание выполняет три основные функции:

1) отражение общественного бытия,

2) управление деятельностью,

3) создание программ, способных управлять деятельностью на основе верного отражения бытия. Таким образом, общественное сознание выступает, во-первых, как следствие естественно-исторического процесса развития способа производства, во-вторых, как программа, управляющая деятельностью человека, в-третьих, как основа духовного производства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ

План:

Введение

1. Обыденное и теоретическое сознание

2. Общественная психология и идеология

3. Формы общественного сознания

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы -- рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путем выделения общественного сознания как знания об обществе -- в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание -- духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.

Задача философии -- дать методологический ключ к познанию тех процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к его научному анализу. Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.

Сознание и бытие -- наиболее общие философские категории, трактовка которых зависит от решения основного вопроса философии. Общественное бытие и общественное сознание -- две взаимосвязанные стороны жизни общества. Общественное бытие -- это экономическая, материальная жизнь людей -- производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства, а общественное сознание -- отражение общественного бытия.

Вопрос об отношениях этих двух категорий -- это вопрос о том, что является главным, первичным, определяющим в общественной жизни и что является производным, зависимым. Домарксистская трактовка этой проблемы сводилась к тому, что развитие общества определяется именно духовной жизнью. Маркс же считал, что характер идей, взглядов, представлений людей зависит в конечном счете от уровня производства материальных благ, определяется тем положением, которое люди занимают в системе общественного производства.

Таким образом, сознание -- функция социальной системы, ее необходимый момент. Общество воспроизводит сознание в качестве элемента, очень важного для его существования. В результате сознание одновременно и условие существования общества, и обусловлено им.

Для того чтобы иметь представление о структуре общественного сознания, необходимо выделить элементы его структуры. Обычно выделяют следующие уровни -- обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическое сознание, правосознание, мораль (нравственность), религия, искусство (эстетическое сознание), наука и философия. Сравнительно четкое разграничение форм общественного сознания можно проследить на его теоретико-идеологическом уровне, а на его обыденно-психологическом уровне такой четкости уже нет.

1 . ОБЫДЕННОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Обыденное сознание -- это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни. Индивиды «повторяют» на уровне обыденного сознания содержание своего общественного бытия, не используя при этом средств и методов специальной познавательной деятельности. Поэтому говорить о полной свободе сознания от общества, об абсолютной уникальности и неповторимости каждого индивида, по-видимому, нельзя. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

Обыденное сознание пронизывает сферу классовых, национальных, религиозных, профессиональных и т. д. отношений. Люди, принадлежащие к той или иной социальной группе, вынуждены как бы автоматически принимать и «правила ее игры». Стихийно сформированное содержание обыденного сознания выполняет роль своеобразной «смазки», которая облегчает движение механизма общественного бытия. Содержание этого сознания соответствует содержанию бытия, поэтому люди воспринимают последнее как норму.

Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей общественного бытия и находит свое выражение в науке и других своих формах, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредованного теоретического познания.

В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание плотно связаны между собой, взаимно воздействуют друг на друга, но для философского анализа их следует выделить и обособить. «Научное понятие в житейской ситуации окажется так же несостоятельно, как житейское понятие в научной ситуации»1. Теоретическое сознание видоизменяет, модифицирует, окультуривает обыденное сознание, но и без последнего обойтись невозможно. Но в то же время его выводы не всегда будут справедливыми, потому что его возможности ограничены эмпирическими обобщениями.

Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но это вовсе не уменьшает его значения и важности для повседневной жизни. Однако если рассматривать с позиции обыденного сознания вопросы, которые могут быть правильно решены только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. В любом случае общественная наука должна оставаться на теоретическом уровне, чтобы не потерять свой научный статус.

Разделение на обыденный и теоретический уровни основано на противопоставлении жизненно-практического, несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и в то же время целостного жизнепонимания, а с другой стороны -- того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации. Есть мнение, что обыденное сознание -- это нечто «неполноценное», «варварски» стихийное, не имеющее никаких других объективных причин для своего существования и развития, кроме низкой культуры масс. Однако на деле подавляющее большинство населения любого государства больше интересует то, что может быть полезным и надежным именно в обыденной жизни.

Цельность сознания -- это один из главных показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не быть знакомым с философскими построениями и не испытывать тем не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично. Обыденное сознание ближе к повседневной реальности, чем его теоретические формы, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации. Опыт обыденного сознания -- это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия и искусство.

2 . ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

Общественная психология -- это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме соответствующих чувств и эмоций. Как и обыденное сознание, общественная психология формируется стихийно в процессе повседневной практической жизни. Реальное положение людей в обществе в значительной мере определяет их душевное состояние. Нужда, лишения и тяготы борьбы за выживание порождают стихийную страстную ненависть, озлобливают людей по отношению друг к другу, нивелируют нравственные ценности. Обществом можно манипулировать путем психологического воздействия на массы. В этом и состоит одна из функций массовых митингов и выступлений, суггестивно действующих на людей ораторов. На современном этапе огромная роль психологической обработки общественного сознания принадлежит телевидению и другим средствам массовой информации.

Общественная психология играет значительную роль в сфере национальных отношений. Национально-этнические особенности (традиции быта и культуры, язык, цвет кожи, красота своих женщин и т. д.), историческое прошлое своего народа представители той или иной нации воспринимают слишком эмоционально -- это одна из причин национальной вражды. «Свое*- здесь воспринимается как хорошее, а «чужое», соответственно, как плохое. «Чужие» не принимают подобную установку, и становятся жертвами агрессивного национализма.

«Исключительность» той или иной нации, народа, либо какой-то его части, выглядит нелепо в глазах подавляющего большинства людей, удаленных от эпицентра событий и наблюдающих на происходящее со стороны, тем более спустя некоторое время.

Без учета общечеловеческих ценностей эмоциональное восприятие своей национальной принадлежности ведет к этноцентризму, оппозиции «мы -- они», в рамках которой всем «инородцам» приписываются отрицательные качества. Общественная психология, эмоционально-психологический настрой масс -- главнейший фактор успеха или неуспеха реализации экономических, политических и других преобразований и реформ. На уровне общественной психологии социальная действительность отражается непосредственно, стихийно.

Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла. В общественной психологии как уровне общественного сознания доминирует не само по себе знание, а оценка действительности, отношение к этому знанию. Общественная психология выражает интересы различных социальных групп, включая в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к тем или иным явлениям общественной жизни, чувства и настроения людей, социальных групп, сопровождающие любую общественную идею. Обыденное сознание и общественная психология, находясь на одном уровне общественного сознания, плотно переплетаются и взаимодействуют друг с другом.

Роль общественной психологии в общественных движениях чрезвычайно велика, поэтому при выработке какой-либо политической стратегии очень важно учитывать общественную психологию -- изучать настроения людей, уметь просчитывать их реакцию на те или иные политические акции.

Идеология -- совокупность политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и теорий. Будучи частью общественного сознания, идеология определяется условиями материальной жизни общества, отражает общественные отношения. Идеология -- сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

Если общественная психология возникает из повседневной деятельности людей, то идеология создается идеологами, социальными мыслителями, политиками. Идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, однако их создатели-идеологи не всегда это осознают и не всегда принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Мыслитель, идеолог теоретически выражает то, к чему класс приходит практическим путем. В идеологии социальные группы осознают себя, свое место в обществе, свое отношение к другим группам.

В политике под «идеологией» понимается система политических верований и убеждений, направленных на завоевание и укрепление власти. В этом контексте для достижения какой-либо цели, в том числе и инспирированной ложной идеей, подходят все мыслимые средства. Здесь можно отметить, что на современном этапе своего развития Россия оказалась и без идеи, и без идеологии. Являясь следствием ломки общественного сознания, сопутствующего радикальным изменениям общественного строя, подобная «идеологическая пустота» затрудняет развитие не только общественного строя, но и экономики.

В любом своем проявлении общественная идеология по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с отражением потребностей всего общества, его целей, ценностей, идеалов, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология необходима, обязательна для любого общества -- классового и неклассового, -«открытого»- или «закрытого». Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и их специфики, перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (как на Западе, так и у нас) выступили с идеей конца идеологии («идеологизация»). Это связывается ими либо с «природной» ложностью идеологии, либо с окончанием противостояния капитализма и социализма. Однако идеология всегда была, есть и будет -- пока существует общество как «совокупность людей», потребности и интересы которых она выражает.

3 . ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Формы общественного сознания включают в себя политическую идеологию, правовое сознание (право), мораль (нравственность), религию, науку, искусство (эстетическое сознание), философию и представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношение к власти, отношения между классами, нациями, государствами. В религиозном сознании отражается зависимость человека от сверхъестественных, божественных сил.

2. По средствам отражения. Например, наука отражает действительность в понятиях, гипотезах, теориях и др., искусство -- в художественных образах, религия -- в церковных догматах, и т. д.

3. По особенностям своего развития. Например, для науки характерным является прогресс познания, однако в искусстве прогресс не может служить основным показателем его развития.

4. По выполняемым ими социальным функциям. Например, наука имеет функции познавательную и практическую -- как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет эстетическую, познавательную и воспитательную функции.

Приведенные выше основные признаки в совокупности предоставляют возможность отделять одну форму общественного сознания от другой. При этом каждый последующий признак не стоит особняком, а как бы включает в себя предыдущие, поэтому из них и формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания.

Тесно переплетаясь, формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. К подобному взаимодействию, и к собственно формам необходим исторический подход, потому что для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Если, к примеру, в эпоху феодализма доминирующей формой общественного сознания являлась религия, а все иные формы сознания либо подчинялись религии, либо в той или иной степени тяготели к ней (мораль, искусство), то в современном обществе на первый план выступают политическое, юридическое сознание, наука.

В итоге мы видим, что каждая из форм общественного сознания отражает определенную сторону действительности: в политической идеологии отражаются межклассовые отношения, отношения между нациями и государствами, в морали -- отношения людей друг к другу, отношение человека к коллективу и т. п. Помимо этого, каждая форма общественного сознания обладает и своими особенными средствами или способами отражения. Искусство отражает окружающую действительность в художественных образах, наука -- в понятиях и законах и т. д. Формы общественного сознания порождаются материальной жиз­нью общества- Например, наука возникает из практических потребностей материального производства: для решения задач, связанных с ориентацией на суше и море, для измерения земельных участков, строительства сооружений необходимы были сведения по астрономии, геометрии, механике. Политические и правовые взгляды возникают только с образованием государства.

Анализ форм общественного сознания и попытки их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ, поскольку в реальной жизни все эти формы и уровни имеют тесную связь друг с другом.

При их исследовании следует исходить из конкретно-исторического характера общественного сознания: будучи выражением интересов вполне определенных социальных групп, оно меняет свое содержание от эпохи к эпохе, сохраняя при этом свои властные функции по отношению к сознанию индивида.

Общественное сознание, его формы имеют известную самостоятельность относительно общественного бытия, свои особые закономерности развития. Последние проявляются:

а) в преемственности, сохранении позитивного содержания исторических ранних своих форм в «снятом», преобразованном виде;

б) во взаимном влиянии, взаимодействии всех форм общественного сознания;

в) в отставаний последнего от общественного бытия или в его опережении;

г) в идеологическом (в разной степени) характере форм общественного сознания, не исключающем, однако, общечеловеческих элементов;

д) в активном обратном влиянии общественного сознания на общественное бытие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер, а обратное воздействие общественного сознания на бытие становится, напротив, все более непосредственным.

Из изложенного в реферате можно заключить, что общественное сознание -- это воззрение людей в их совокупности на объективный мир, на социальную реальность, выраженные в естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах.

В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни -- обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. То, что общественное сознание выступает в различных формах, придает ему многообразие, многокрасочность, многомерность, свидетельствует о его богатстве. К этому следует добавить, что уров­ни и формы сознания взаимно пересекаются. Например, идеологический аспект присутствует во всех формах сознания, а в политическом сознании он является определяющим. То же можно сказать и об общественной психологии, которая так или иначе присутствует в различных формах общественного сознания, придавая им соответствующую эмоциональную окраску.

Подобные документы

    Понятие общественного сознания и его соотношение с индивидуальным сознанием. Отдельные формы общественного сознания и их характеристика. Сущность и взаимосвязь обыденного и научного сознания. Взаимоотношение между общественной психологией и идеологией.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2010

    Возникновение сознания. Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия. Структура общественного сознания: уровни, формы и функции.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Проблема структуры сознания. Обыденное сознание и факторы его формирования. Общественная психология и идеология как уровни сознания. Диалектика общественного и индивидуального сознания. Проблема идеологии в контексте современного белорусского общества.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Нравственное сознание как одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Понятие морали, ее этологическое определение, основные функции. Взаимодействие нравственного сознания и правового.

    реферат , добавлен 22.05.2010

    Предусловия сознания. Отражение и его основные формы. Социальная сущность сознания, общественно–исторические основы её возникновения. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. Структура сознания и закономерности развития.

    реферат , добавлен 22.01.2009

    Изучение понятия сознания как общественного феномена. Анализ основных познавательных действий. Определение элементов общественной психологии. Рассмотрение форм и методов социального познания: мыслей и представлений, чувств к другим группам, традиций.

    реферат , добавлен 05.09.2010

    Анализ эволюции концепции познания, понятие сознания. Основные положения концепции отражения. Творческая природа сознания, сознание как функция мозга. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Свойства человеческого сознания.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Проблема сознания в истории философии. Сознание и отражение. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и язык. Способы духовного освоения природной и социальной действительности. Господство общественного сознания.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Структура и динамика духовной жизни общества. Понятие нравственного, эстетического, общественного, индивидуального сознания и морали. Духовная жизнь как система. Обыденно-практический и теоретический уровни сознания. Общественная психология и идеология.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Понятие общественного сознания, его структура и функции. Марксистская парадигма общественного развития. Формирование целостного представления и общественного сознания в контексте развития философии. История философии и методология познания, его ценность.