ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Структура и функции управленческой деятельности. Функции и структура управленческой деятельности

Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Структура управления является формой, в рамках которой протекают изменения, появляются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.

Структуры управления постоянно дополняются все новыми разновидностями, позволяя любому предприятию выбрать для себя наиболее эффективную структуру или их совокупность.

Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними.

Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур и остаются пока основными и доминирующими формами. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты иерархических структур. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. При их формировании главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции. К иерархическим относятся линейные и функциональные организационные структуры управления.

Рассмотрим более подробно функциональные структуры.

Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.


В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея функциональных структур состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из рис. 1.1., вместо универсальных менеджеров (при линейной структуре управления), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Исполнители

Функциональная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Преимущества и недостатки функциональной структуры управления

В наиболее универсальной форме принцип функциональной специализации, не вступая в противоречие с принципом единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах. Их наиболее существенная характеристика состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.

Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям:

  • 1. горизонтальное разделение, которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на отдельные «порции», задания, выдаваемые индивидами или группам (отделам). Каждое задание соответствует количеству индивидов в группе, а каждая индивидуальная «порция» - их трудоспособности, трудовым навыкам, целям организации.
  • 2. вертикальное разделение труда возникает из необходимости координации работы индивидов и групп.

Социальное управление - это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

По мере разрастания и дифференциации общества деятельность по его управлению все труднее осуществлять непрофессионально. Отсюда необходимость выделения управленческой деятельности. Даже в отдельной организации для ее четкого функционирования управленческая деятельность должна быть отделена от других видов труда. Более того, создание крупных организаций только тогда стало возможным, когда управленческая деятельность, управленческие структуры были четко отделены от технических, коммерческих, других структур, производящих продукцию данной организации.

Американский социолог П. Друкер считает, что управление = это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Именно управление - характерный признак организации, т.е. наличие управления, а также структуры и цели превращает социальную группу в организацию. Чем крупнее организация, тем больший объем управленческой работы следует выполнить, чтобы добиться поставленных целей.

Появляется наука, которую стали называть менеджментом - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством организации.

Структура управления зависит от масштаба организации, наиболее разветвленная структура конечно у таких организаций, как церковь или армия. К примеру, в армии РБ - 9 уровней управления и 20 рангов. Структурирование управления может осуществляться как по горизонтали, так и по вертикали. Вертикальное выделение ступени управленческой деятельности называется уровнем управления.

Существует три уровня управления, на каждом из которых существуют свои управленческие особенности. Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для их работы важна информация о достижении поставленных целей, результаты анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на них, различные плановые показатели. На среднем уровне управления (это начальники конкретных отделов) формируется оперативная стратегия реализации долгосрочных целей развития организации, так как работники этого уровня управляют конкретными направлениями деятельности организации. На низшем уровне управления оказываются работники, непосредственно обеспечивающие выполнение планов, реализацию заданной стратегии. Это мастера цехов, смен и др. В их подчинение находятся первичные группы работников.

Т. Парсонс также выделяет три категории руководителей в зависимости от функций, выполняемых ими в организации:

  • 1.) на техническом уровне люди занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения эффективной работ без срывов;
  • 2.) на управленческом уровне руководители занимаются координацией и направлением деятельности отдельных звеньев внутри организации;
  • 3.) на институциональном уровне руководители разрабатывают перспективные планы, формулируют цели, т.е. адаптируют деятельность организации к внешней среде (природе и обществу).

Практика показывает, что трехзвенная схема управления наиболее эффективная.

Для понятия социального управления очень важно правильно определить его функции или роли. Так социолог Г. Минцберг выделил десять функций:

  • 1. главный руководитель, т.е. символический глава организации;
  • 2. лидер, т.е. ответственный за мотивацию, стимулирование активности подчиненных, набор и подготовку работников;
  • 3. связующее звено, которое обеспечивает работу сети внешних контактов, получение информации;
  • 4. «приемник информации» - своего рода «нервный центр». К нему поступает вся внешняя и внутренняя информация, которую он использует в интересах дела;
  • 5. распространитель информации - передает и интерпретирует внешнюю и внутреннюю информацию;
  • 6. представитель - передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики, действий, результатов работы организации;
  • 7. предприниматель - изыскивает возможности внутри организации и вне ее, разрабатывает проекты реформ, контролирует определенные проекты;
  • 8. устраняющий нарушения - корректирует действия отдельных подразделений, устраняя социальные конфликты, нарушения в деятельности организации;
  • 9. распределитель ресурсов;
  • 10. ведущий переговоры.

Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание, отмечает Г.Минцберг. все роли он дифференцирует по трем категориям:

  • 1. Межличностные роли вытекают из статуса и полномочий руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми (см. роли 1-3).
  • 2. Информационные роли вытекают из межличностных, из положения руководителя как центра информации (роли 4, 5, 6).
  • 3. Роли, связанные с принятием решения (роли 7-10).

Основателем классической или административной, школы управления был руководитель крупной французской компании по добыче угля Анри Файоль. Представители этой школы поставили своей целью создание универсальных принципов управления, которые должны были прояснить два аспекта:

  • 1.) разработка рациональной системы управления организацией;
  • 2.) построение структуры организации и управления работниками, т.е. практическая реализация рациональных схем и принципов.

А.Файоль в результате своей теоретической и практической деятельности сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; полномочия и ответственность4 дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (единый управленческий сигнал от высшего звена к низшему)4 порядок; справедливость; стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух.

Эти принципы и составляют основу классической школы управления.

Кроме совокупности взаимосвязанных ролей управленческую деятельность, социальное управление можно рассматривать как процесс, заключающийся не в одновременной, а в последовательной реализации управленческих функций - планирование, организация, мотивация и контроль. В таком случае под социальным управлением следует понимать процесс или динамическую систему с обратной связью.

  • 2.2.Типология государств
  • 2.3. Общественные функции государства
  • 2.4. Государственная политика в гражданском обществе
  • 3. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления
  • 3.1. Природа и структура объективных условий
  • 3.2. Объективная детерминация государственного управления
  • 3.3. Состав и развитость субъективного фактора
  • 3.4. Организованность субъективного фактора и государственное управление
  • 4. Общественные процессы как объекты государственного управления
  • 4.1. Сущность управляемых объектов
  • 4.2. Свойства и структура управляемых объектов
  • 4.3. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления
  • 5. Системные характеристики государственного управления
  • 5.1. Система государственного управления
  • 5.2. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
  • 5.3. Типичное и уникальное в государственном управлении
  • 5.4. Многообразие - условие устойчивости и динамизма системы государственного управления
  • Раздел II. Организация государственного управления
  • 6. "Древо" целей и функциональная структура государственного управления
  • 6.1. Формирование "древа" целей государственного управления
  • 6.2. Юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного управления
  • 6.3. Понятие и виды функций государственного управления
  • 6.4. Функциональная структура государственного управления и ее юридическое оформление
  • 7. Организационная структура государственного управления
  • 7.1. Сущностные черты организационной структуры государственного управления
  • 7.2. Построение организационной структуры государственного управления
  • 7.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления
  • 7.4. Организация государственного органа
  • 8. Формы государственного устройства и государственное управление
  • 8.1. Особенности федеративного устройства государства
  • 8.2. Государственный суверенитет
  • 8.3. Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества
  • 8.4. Гражданин государства
  • 9. Структура управленческой деятельности
  • 9.1. Общие черты управленческой деятельности
  • 9.2. Формы управленческой деятельности1
  • 9.3. Методы управленческой деятельности
  • 9.4. Стадии управленческой деятельности
  • 9.5. Понятие управленческой технологии
  • 10. Принципы государственного управления
  • 10.1. Понятие принципа государственного управления
  • 10.2. Основания систематизации принципов государственного управления
  • 10.3. Виды принципов государственного управления
  • 10.4. Применение принципов государственного управления
  • Раздел III.Обеспечение государственного управления
  • 11. Правовое регулирование государственного управления
  • 11.1. Сущность правового регулирования
  • 11.2. Предмет и метод правового регулирования государственного управления
  • 11.3. Формы правового регулирования государственного управления
  • 11.4. Структура правового регулирования государственного управления
  • 12. Законность в государственном управлении
  • 12.1. Смысл законности в государственном управлении
  • 1 Мамардашвили м. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 117 - 118.
  • 12.2. Обеспечение законности в государственном управлении
  • 12.3. Законность, рациональность и правопорядок в государственном управлении
  • 12.4. Дисциплина в государственном управлении
  • 13. Информационное обеспечение государственного управления
  • 13.1. Информация как основа государственного управления
  • 13.2. Информационные качества управленческих решений
  • 13.3. Организация информации в системе государственного управления
  • 13.4. Информационная система f государственного управления
  • 14. Человеческий потенциал государственного управления
  • 14.1. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств
  • 14.2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы
  • 14.3. Управленческая культура граждан
  • 14.4. Педагогические аспекты государственного управления
  • 15. Демократия и бюрократия в государственном управлении
  • 15.1. Понятие политического режима. Власть и народ
  • 15.3. Бюрократизм: сущность и формы проявления
  • 15.4. Демократизация политического режима
  • Раздел IV. Рационализация государственного управления
  • 16. Свобода и ответственность в государственном управлении
  • 16.1. Особенности свободы в управлении
  • 16.2. Свобода, самостоятельность и законность
  • 16.3. Ответственность как общественное отношение
  • 16.4. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении
  • 17. Совершенствование стиля государственного управления
  • 17.1. Элементы и свойства стиля государственного управления
  • 17.2. Распределение и регламентация управленческой деятельности
  • 17.3. Усиление организованности управленческих процессов
  • 17.4. Резервы рационализации стиля государственного управления
  • 18. Объективация государственного управление
  • 18.1. Смысл объективации государственного управления
  • 18.2. Комплексный характер результатов государственного управления
  • 18.3. Виды эффектов управления
  • 18.4. Актуальные аспекты объективации государственного управления
  • 19. Измерение эффективности государственного управления
  • 19.1. Общая социальная эффективность государственного управления
  • 19.2. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления
  • 19.3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
  • 20. Развитие и освоение возможностей государственного управления
  • 20.1. Государственное управление перед грядущим
  • 20.2. Новые знания, технологии и государственное управление
  • 20.3. Понятие "опережающее состояние" государственного управления
  • 20.4. Процесс совершенствования государственного управления
  • Послесловие
  • Список актуальных отечественных работ по теории государственного управления
  • Список основных публикаций зарубежных авторов по проблемам государственного управления, изданных на русском языке
  • Список некоторых публикаций автора по проблемам государственного управления
  • 6) Статьи в журналах, газетах, главы в книгах
  • Введение в теорию. 3
  • 9. Структура управленческой деятельности

    9.1. Общие черты управленческой деятельности. 9.2. Формы управленческой деятельности. 9.3. Методы управленческой деятельности. 9.4 Стадии управленческой деятельности. 9.5. Понятие управленческой технологии.

    9.1. Общие черты управленческой деятельности

    Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют цели и функции государственного управления посредством управленческой деятельности - специфического вида труда людей, требующего адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, фор-

    мах, методах и т.д. В государственном управлении управленческая деятельность несет на себе его свойства, в частности, связанность с государственной властью, системность, объектную универсальность и другие. Одновременно она тождественна деятельности, выполняемой и в иных видах управления, поскольку отражает и организует внутреннюю жизненную активность и внешние проявления любого субъекта управления. В отличие от формализованных целей, функций и структур управления, управленческая деятельность есть сама мысль, чувство и труд человека в управленческих процессах, главным образом со стороны управляющих компонентов. В данной теме поэтому раскрывается вообще структура управленческой деятельности, с поправкой, разумеется, на ее специфику в государственном управлении.

    Управленческая деятельность как объект исследования в последнее столетие привлекает самое пристальное внимание научной мысли. Основные суждения по управлению, высказанные в трудах Г.Форда, Ф.Тейлора, Г.Эмерсона, А.Файоля и всех их последователей вплоть до сегодняшнего дня, посвящены как раз управленческой деятельности - соединению в управлении научного знания, технических средств, трудовых и эвристических способностей человека. Именно здесь были открыты и введены в действие огромные резервы рационализации и повышения эффективности управления, а на его базе и с его помощью - всей общественной и частной жизнедеятельности людей. Управленческой деятельности посвящена обширная и разноплановая научная литература, которую надо изучать каждому управленцу. Здесь предлагаются лишь некоторые выводы из нее.

    Управленческая деятельность - явление прикладного характера, ибо она не имеет самоценности, а призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений и действий. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

    Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять в искомом смысле состояние и течение общественных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Она должна быть способной отражать социальную действительность и все происходящее в ней, вскрывать имеющиеся в ней ресурсы, средства и резервы, находить оптимальные способы ее

    совершенствования и перевода на новый уровень. Главный ее смысл - получение нового качества управляемого процесса, что невозможно без серьезных творческих усилий. Но это часто не понимается, и в управленческой деятельности обнаруживается много рутинного, однообразного, формального, отчего и объективные результаты ее весьма низки.

    По своему предмету, с которым она неразрывно связана, управленческая деятельность является информационной. Это получение, осмысление, систематизация, хранение, выдача социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для государственного управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективистском комментировании, вовсе не является информацией. На самом деле информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Иначе не выработать нужные управляющие воздействия. Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, закреплению (фиксации) и введению в общественные процессы, в сознание, поведение и деятельность людей управленческой информации. Соответственно она приспособлена к этому и должна совершенствоваться с изменением объема, содержания и структуры информации, необходимой для качественного государственного управления.

    Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с ярко выраженной доминантойволи. Каждый человек, занятый ею, практически постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. и т.п. Это создает в коллективах органов государственной власти и местного самоуправления особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирующий определенный тип поведения и деятельности. Не случайно даже внешний вид "человека власти" весьма разнится от того, кто никогда ею не владел. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного "я" исполнению государственной должности - вот естественные черты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном государственном органе. Если этого нет, то формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом среди людей и в какой-то мере влиять на их сознание, поведение и деятельность.

    Следует отметить, что управленческая деятельность всегда выступает коллективистской, ибо она осуществляется в коллективе какого-либо государственного органа и одновременно предполагает взаимодействие с коллективами людей в других государственных органах по вертикали и по горизонтали, в ней имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, которая требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции государственного органа и в целом функций государственного управления. Формальное построение орган? по подразделениям и должностям создает лишь логическую схему для коллективной управленческой деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть претворена на практике. Однако порой момент коллективности недооценивается, руководители делают упор на самих себя или близкое им окружение. Управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижает эффективность управления. Особо актуален момент коллективности в крупных коллективах государственных органов, где имеются сотни, а то и тысячи государственных должностей.

    Управленческая деятельность многогранна по своим проявлениям. Это и люди, и знания, и информация, и технические средства, которые образуют сложное комплексное явление. Можно получать много информации, но не уметь из-за отсутствия знаний или технических средств ее обрабатывать. Можно иметь (по штатному расписанию) значительный управленческий коллектив, но он по причине низкого профессионализма его состава не в состоянии обеспечивать реализацию компетенции государственного. органа. Только взвешенное, сбалансированное введение в действие всех элементов управленческой деятельности способно придавать ей рациональность и эффективность. Тем самым комплексность можно и нужно относить к важнейшей общей черте управленческой деятельности.

    Вместе с тем, несмотря на предопределенность управленческой деятельности свойствами и мотивами, профессиональной подготовкой и, жизненной активностью человеческой натуры, она в государственном управлении получает юридическую заданность, четкость и выразимость. Это - деятельность, которую соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны осуществлять, причем так и таким образом, как требуется для реализации компетенции каждого конкретного государственного органа, а в нем - каждой государственной должности. Поэтому многие элементы управленческой деятельности не только юридически описываются, но и "привязываются" к государственным органам, закрепляются в их правовом статусе в

    виде процессуальных норм. Отсюда и отождествление элементов управленческой деятельности с элементами управленческого процесса.

    Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям:

    1) горизонтальное разделение, которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на отдельные «порции», задания, выдаваемые индивидам или группам (отделам). Каждое задание соответствует количеству индивидов в группе, а каждая индивидуальная «порция» – их трудоспособности, трудовым навыкам и т. д.;

    2) вертикальное разделение труда возникает из необходимости координации работы индивидов и групп.

    Социальное управление – это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

    По мере разрастания и дифференциации общества деятельность по его управлению все труднее осуществлять непрофессионально, «походя». Отсюда необходимость выделения управленческой деятельности. Даже в отдельной организации для ее четкого функционирования управленческая деятельность должна быть отделена от других видов труда. Более того, создание крупных организаций только тогда стало возможно, когда управленческая деятельность, управленческие структуры были четко отделены от технических, коммерческих, других структур, производящих продукцию данной организации.

    Американский социолог П. Друкер считает, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

    Именно управление – характерный признак организации, т. е. наличие управления, а также структуры и цели превращает социальную группу в организацию.

    Чем крупнее организация, тем больший объем управленческой работы следует выполнить, чтобы добиться поставленных целей. Отсюда следует, что самих руководителей надо структурировать, причем такое структурирование будет носить как горизонтальный (т. е. расстановка руководителей родственных подразделений), так и вертикальный характер (расстановка руководителей) (рис. 6).

    Вертикальное выделение ступени управленческой деятельности называется уровнем управления.

    Сколько уровней управления необходимо для эффективной деятельности организации?

    Римская католическая церковь, которая насчитывает сотни миллионов человек, имеет только 4 уровня управления между папой и приходским священником.

    Армия США имеет 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генералов комитета начальников штабов от рядового. В армии РФ – 9 уровней управления и 20 рангов.

    Рис. 6. Уровни управления организацией

    Вне зависимости от уровней управления руководителей традиционно делят на три категории. Т. Парсонс рассмотрел эти категории руководителей с точки зрения функций, выполняемых ими в организации (рис. 7):

    на техническом уровне люди занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов;

    на управленческом уровне руководители занимаются координацией и направлением деятельности отдельных звеньев внутри организации;

    на институциональном уровне руководители разрабатывают перспективные планы, формулируют цели, т. е. адаптируют деятельность организации к внешней среде (природе и обществу).

    Кроме того, весь управленческий персонал подразделяется на:

    менеджеров низового звена. Это операционные, первичные начальники, непосредственные руководители работников, исполнителей (мастер, заведующий отделением, заведующий кафедрой, командир отделения). Это большая часть руководителей. Характерная особенность их труда – напряженность и частая смена действий. Период реализации решений – короткий, обычно около двух недель. Направленность их деятельности – на подчиненных, в меньшей степени – на общение с равными себе, еще менее – с вышестоящим начальником; менеджеров среднего звена. Они координируют и контролируют работу руководителей низового звена. За последнее время во всех организациях роль этого звена значительно возросла, выросло и количество управленцев среднего звена. В некоторых организациях менеджеров среднего звена подразделяют на:

    верхний уровень среднего звена;

    нижний уровень среднего звена.

    Таким образом, образуется четырехзвенная схема управления. Практика показывает, что для эффективной реализации решений следует иметь не более трех-четырех уровней управления. Поэтому в больших и сверхбольших организациях приходится составлять сложные схемы управления, ставить отдельные задачи самостоятельным звеньям.

    Типичными должностями руководителей среднего звена являются: заведующий отделом (в производственных организациях), декан факультета (в учебных организациях), в вооруженных силах – все офицерские должности от лейтенанта до полковника, в церкви – до епископа.

    Характер деятельности руководителей среднего звена сильно варьируется в зависимости от его ранга и типа организации. В одних случаях он схож с характером деятельности низовых руководителей, в других приближается к труду и ответственности руководителей высшего звена.

    Типичная роль такого руководителя – это роль передаточного звена, буфера между руководителями высшего и низовых звеньев. Большую часть своего рабочего времени руководители среднего звена проводят в общении с другими руководителями среднего и низового звеньев.

    Компьютеризация и вообще развитие оргтехники снижает количество руководителей среднего звена; компьютеры берут на себя такую функцию, как подготовка информации для принятия решений, передача решений в низовое звено. В конце 1980-х гг. корпорация

    «Крайслер» за счет внедрения оргтехники сократила число руководителей среднего звена на 40 %, не снизив эффективности производства. Вообще эта категория руководителей в первую очередь попадает под сокращение при проведении кампаний по дебюрократизации государственных организаций как в России, так и на Западе. Ее же чаще всего обвиняют в неэффективности работы организации, в неудачах при проведении реформ (например, Горбачев в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР).

    Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений, касающихся организации в целом или отдельных ее частей. Авторитетные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на деятельность любой социальной организации, будь то государство, политическая партия или промышленная корпорация. Их роль в эффективности работы организаций очень высока, фактически решающая. Их деятельность имеет очень напряженный характер. Ни дома, ни на отдыхе руководители высшего звена не могут отрешиться от проблем, они постоянно связаны с ней мысленно и при помощи средств связи. Рабочая неделя в 60–80 часов для них не редкость.

    Мы ознакомились со структурой социального управления, теперь рассмотрим функции, или роли, управленцев.

    Социолог Г. Минцберг выделил десять таких ролей:

    главный руководитель, т. е. символический глава организации;

    лидер, т. е. ответственный за мотивацию, стимулирование активности подчиненных, набор и подготовку новых работников;

    связующее звено, которое обеспечивает работу сети внешних контактов, получение информации;

    «приемник информации» – своего рода «нервный центр», к нему поступает вся внешняя и внутренняя информация, которую он использует в интересах дела;

    распространитель информации – передает и интерпретирует внешнюю и внутреннюю информацию;

    представитель – передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики, действий, результатов работы организации;

    предприниматель – изыскивает возможности внутри организации и вне ее, разрабатывает проекты реформ, контролирует определенные проекты;

    устраняющий нарушения – корректирует действия отдельных подразделений, устраняя социальные конфликты, нарушения в деятельности организации;

    распределитель ресурсов;

    ведущий переговоры.

    Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание, отмечает Г. Минцберг. Все роли он дифференцирует по трем категориям:

    Межличностные роли вытекают из статуса и полномочий руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми (см. роли 1–3).

    Информационные роли вытекают из межличностных, из положения руководителя как центра обработки информации (см. роли 4, 5, 6).

    3. Роли, связанные с принятием решений, являются следствием первых двух категорий ролей (см. роли 7-10).

    Основателем классической, или административной, школы управления был руководитель крупной французской компании по добыче угля Анри Файоль. Представители этой школы сами являлись администраторами-менеджерами и стремились добиться максимальной эффективности работы своих компаний, мало заботясь о социальных проблемах работников. Эта школа активно развивалась в 1920–1950 гг. Своей целью она поставила создание универсальных принципов управления, которые должны были прояснить два аспекта:

    разработка рациональной системы управления организацией, т. е. наилучшего способа дифференциации ее на подразделения, координации и контроля за эффективностью работы каждого из них;

    построение структуры организации и управления работниками, т. е. практическая реализация рациональных схем и принципов.

    А. Файоль в результате своей теоретической и практической деятельности сформулировал 14 принципов управления:

    разделение труда;

    полномочия и ответственность, т. е. где полномочия, там и ответственность;

    дисциплина. Послушание и уважение к соглашениям между руководством и работником. Справедливо применяемые санкции;

    единоначалие. Каждый работник получает приказы и подчиняется только одному начальнику;

    единство направления. Каждое подразделение должно иметь один план и одного руководителя;

    подчиненность личных интересов общим;

    вознаграждение персонала. Справедливая зарплата;

    централизация, понимаемая как пропорция с децентрализацией;

    скалярная цепь, т. е. единый управляющий сигнала от высшего руководителя до руководителя низового звена;

    порядок: все на своем месте;

    справедливость. Сочетание доброты и правосудия;

    стабильность рабочего места для персонала. Отсутствие текучести кадров, т. е. нужны те, кто держатся за свое место, пусть они менее талантливы;

    инициатива. Разработка плана и обеспечение его реализации;

    корпоративный дух. Союз управляющих и управляемых как результат гармоничной работы.

    Эти принципы и составляют основу классической (научной) школы управления.

    Кроме совокупности взаимосвязанных ролей управленческую деятельность, социальное управление можно рассматривать как процесс, заключающийся не в одновременной, а в последовательной реализации управленческих функций – планирования, организации, мотивации, контроля. В таком случае под социальным управлением следует понимать процесс или динамическую систему с обратной связью (рис. 8).

    Рис. 8. Процесс социального управления

    Рассмотрим, как реализуются отдельные функции в процессе управления.

    Планирование. Эта функция решает, какие цели стоят перед организацией и что должны делать подразделения и люди для достижения целей. План – это направление усилий всех членов организации на достижение поставленных целей. Планирование должно быть постоянным, так как цели меняются и будущее неопределенно.

    Организация. Организовать – значит создать некую структуру. Каждый структурный элемент должен получать задание, которое распределяется между конкретными людьми. Руководитель делегирует задания и полномочия, а также право использовать ресурсы и распределяет ответственность за выполнение задания. Делегирование – это способ руководства, осуществления работ с помощью других лиц.

    Мотивация. Задача этой функции состоит в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными заданиями, сообразуясь с планом, проявляя старание и ответственность.

    Руководители всегда выполняли функцию мотивации независимо от того, осознавали ли они это или нет. С конца XVIII по начало XX в., например, считалось, что чем больше есть возможностей заработать, тем люди будут работать больше. Этот подход к мотивации развивался школой научного управления (1885–1920). Основатели этой школы Фредерико Тейлор, Френк и Лилия Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими. Поэтому их методика научного управления основывалась на анализе трудовых операций и выявлении наиболее рациональных их типов. Ф. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые ек может поднять на лопатах различных размеров. Гилберты изобрели прибор микрохронометр для записи интервалов времени до 1/2000 с. Они использовали его в сочетании с кинокамерой, чтобы определить время, затраченное работником на каждое движение. Стимулирование труда заключалось в установлении вполне выполнимой научно-обоснованной нормы; при превышении нормы работники премировались.

    Американский социолог Элтон Мэйо (1880–1949) в ходе знаменитых хоторнских экспериментов (они проходили на заводе «Уэстерн Электрик» в пригороде Чикаго Хоторне в 1927–1932 гг.) обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия исполнителей, порой превосходили усилия руководителей, т. е. работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны членов бригады, чем на улучшение условий труда. Производительность не росла, когда окружающие считали, что работнику не следует «выкладываться» до конца, чтобы не пострадала зарплата остальных. Наоборот, производительность росла просто от того, что члены бригады знали, что участвуют в эксперименте. Вместе с тем на производительность труда почти не влияли такие стимулы научной школы управления, как изменение периодичности перерывов, освещенности рабочего места, премирование за перевыполнение нормы и др. С исследований Э. Мэйо берет начало другая парадигма в теории управления – школа «человеческих отношений».

    В дальнейшем исследования Абрахама Маслоу (1908–1970) помогли глубже понять и оценить значение «человеческого» фактора. А. Маслоу создал так называемую иерархию, т. е. вертикальное соответствие, человеческих потребностей, которая показывает последовательность возникновения следующих нужд при удовлетворении предыдущих (рис. 9).

    Рис. 9. Иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу)

    Потребности человека, особенно высокого уровня, не удовлетворяются только с помощью денег и улучшения условий труда. Каждому человеку необходимы признание его успехов и заслуг, определенная среда общения, способствующая реализации его творческих устремлений. Чем более удовлетворены первичные материальные запросы, тем более нуждаются люди в реализации более высоких потребностей.

    С точки зрения школы человеческих отношений, мотивация труда должна включать не только материальные, но и моральные стимулы: признание авторитета ведущих рабочих, консультации с ними, непосредственное общение начальников с исполнителями, демократизация стиля управления и вообще отношений в организациях и др.

    Контроль. Речь идет не о социальном, а о производственном контроле, под которым понимается процесс сравнения результатов труда и поставленных целей. Впрочем, производственный контроль так или иначе включен в систему производственных, т. е. социальных, отношений и в этом смысле может считаться частью системы социального контроля.

    Контроль включает в себя коррекцию первоначальных планов как ответ на изменение внешних (в окружающей среде, в обществе) или внутренних условий. Пересмотр планов, целей деятельности всегда осуществляется в сторону их реалистичности, адекватности, соответствия изменяющимся условиям.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Предмет, функции и методы социологии
    Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas,

    Место социологии в системе наук
    Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельн

    Функции социологии
    Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как нау

    Методы социологии
    Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др. Кроме того, социология выработала и со

    История социологии
    Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Уже в трудах философов Древнего мира были предприняты первые попытки решения таких проблем, как построение идеального

    Социология в России
    В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Расп

    Вопросы для самоконтроля
    Что представляет собой объект социологии? Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Сформулируйте понятие предмета социологии.

    Основные направления современной социологии
    Современная социология преодолела споры приверженцев позитивизма и антипозитивизма. Различия социологических направлений в наши дни носят не фундаментально-философский, а практическ

    Структурный анализ
    Термин «структура» имеет латинское происхождение и переводится на русский язык как «строение», «расположение», «порядок». Под структурой понимается совокупн

    Функциональный анализ
    Термин «функция» означает «исполнение». В социальной системе функция означает исполнение ролей определенную деятельность, выполняемую элементами в интересах системы.

    Структурно-функциональный анализ
    Мы намеренно представили Р. Мертона как сторонника и структурного, и функционального подходов. Действительно, в 1949 г. он опубликовал работу «Парадигмы для функционального анализа»

    Системный анализ
    Системный подход к анализу общества явился результатом применения к социальной жизни теории систем. Одним из первых это осуществил Т. Парсонс (1902–1979). В 1951 г. он опубликовал к

    Символический интеракционизм
    Это направление социологической мысли опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863–1931) и Чарльза Кули (1864–1929), творивших в первой трети XX в. Сам термин «симв

    Феноменология
    Основы феноменологического видения мира заложил немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938), который, с одной стороны, рассматривал мир как субъективный процесс, воздействующий на

    Психологическое направление
    В первой трети XX в. создал свою теорию психоанализа австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1839). Он частично перенес свои психологические представления и в социологию. По Фрейду

    Вопросы для самоконтроля
    Какие два основных подхода существуют в современной социологии? В чем сущность структурного анализа общества К. Леви-Стросса? Что такое динамическая структура обще

    Общество как социокультурная система
    Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько дес

    Культура как система ценностей, норм, образцов поведения
    Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальн

    Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества
    Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.

    Общество как система
    Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент – природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, р

    Вопросы для самоконтроля
    Что понимается под культурой в социологии? Каковы структурные элементы культуры? Что такое культурные универсалии? Каковы функции культуры в обществе?

    Социализация личности
    Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет

    Поведение личности
    Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальное поощрение (престиж, деньги, похвалу, успех у женщин и т. д.); если не соответствует – социа

    Вопросы для самоконтроля
    Чем отличается индивид от личности? Какие стороны включают в себя процесс формирования личности? Что означает гетерохронный и гомохронный подход к формированию лич

    Биологическое объяснение
    Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определ

    Психологическое объяснение
    Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отч

    Социологическое объяснение
    С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

    Преступность
    Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Преступниками считаются лица, осужденные судом. В этом случае судьи выполняют функцию стигматизации, т. е. наклады

    Преступность без жертв
    Другой формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, азартные игр

    Самоубийство
    Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении себя жизни. Это осознанное прекращение своей жизни, поэтому не признается суицидом лишение

    Психические отклонения
    Следующим видом девиации являются различные психические отклонения. Психические расстройства имеют различную природу. К эндогенным, т. е. обусловленным внутренними факторами конкрет

    Вопросы для самоконтроля
    Что понимается под девиантным поведением? В чем различие между положительной и отрицательной девиацией? Какие четыре типа преступников выделил Ч. Ломброзо?

    Социология семьи
    Социология семьи – одна из важнейших отраслей социального знания. Интерес к семье в современном обществе обусловлен многими причинами, в том числе и тем, что большинство общественны


    Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второ

    Понятие и категории семьи
    Семья – самый фундаментальный универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают свое определение понятия «семья». Например, Джордж Мердок, ис

    Особенности и основные проблемы современной семьи
    Современная семья характеризуется следующими особенностями. Во-первых, она является нуклеарной, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники

    Детоцентристская и супружеская семья
    В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее изучению. Об этом обычно судят на основании динамики де

    Альтернативные формы семьи
    За последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни. Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма

    Будущее семьи
    Одни социологи считают, что семья достигла состояния глубокого кризиса и этот процесс необратим. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке.

    Вопросы для самоконтроля
    Какие фазы прошла семья в своем историческом развитии? Назовите разновидности домовой общины. Дайте определение семьи. Какие стороны семьи изучает социоло

    Социальная структура и социальная стратификация общества
    Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества. Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальны

    Социальная мобильность общества
    В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения межд

    Вопросы для самоконтроля
    Что такое социальная структура общества? В чем заключается марксистский подход к социальной структуре? Дайте определение класса. Что такое страта? Каковы


    К определению организаций можно подойти с разных позиций. Психологический подход: изучение мотиваций работников исходя из их психики и на этой основе – принятие управленчес

    Вопросы для самоконтроля
    Перечислите основные теории (модели) организаций. В чем их различие? Какие характеристики бюрократических организаций вы знаете? Как проходит процесс образования о

    Социальный контроль
    Под социальным контролем понимается групповое и индивидуальное, организованное и неорганизованное отслеживание поведения с целью предотвращения, недопущения отклонений от социальных

    Стили управления
    Стили управления (лидерства) как социологическая проблема изучаются с начала XX в. Систематические исследования с применением эмпирических методов ведутся с 1930-х гг. В настоящее в

    Вопросы для самоконтроля
    Что понимается под социальным контролем. Какие типы неформального контроля вы знаете? Каковы типы формального социального контроля по Парсонсу? Из каких э

    Сущность и характеристики конфликтов
    В самом общем виде термин «конфликт» (от лат. conflictus – столкновение) означает столкновение мнений, убеждений, сил. Социальный конфликт – это высшая стад

    Разрешение социальных конфликтов
    Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

    Вопросы для самоконтроля
    Дайте определение социальному конфликту. Каковы взгляды на конфликт классиков конфликтологии Зимме-ля, Спенсера, Маркса, Вебера? Разъясните точку зрения представит


    Определение религии. Религия – один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные с

    Типы религиозных организаций
    По мнению большинства современных социологов, существует четыре основных типа религиозных организаций, которые различаются по источнику членства и вовлеченности прихожан в церковную

    Религиозное поведение
    Люди по-разному относятся к религии и церкви. Одни истово исполняют все обряды, регулярно посещают храм, соблюдают все посты. Другие полагают, что бог должен быть внутри человека, ч

    Функции религии
    Религия как социальный институт существует тысячи лет. Она играет важную роль в обществе и на деле доказала свою необходимость или функциональность. Социологи выделяют следующие фун

    Перспективы религии
    Мы рассмотрели историю и современное состояние религии как социального института и церкви как социальной организации. Теперь попробуем поразмышлять над будущим религии. Являясь атри

    Перспективы религии в России
    В XX в. Православная церковь, как и религия вообще в России, пережила тяжелое время. Из фактически государственного института императорской России церковь при большевиках – воинству

    Вопросы для самоконтроля
    Какие подходы используют социологи для определения религии? Из каких элементов и уровней состоит структура религии? Какие виды культовых действий она включает?

    Фазы научного исследования
    Процесс научного исследования состоит из определенных фаз, в рамках которых предпринимаются действия, в известной мере гарантирующие истинность и объективность как в сборе фактов, т

    Основные методы социологических исследований
    Социологи имеют в своем арсенале и используют все разнообразие методов научных исследований. Рассмотрим основные из них: 1. Метод наблюдения. Наблюдение – это прям

    Виды и техника опросов
    1. Интервью – это беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (ответчиком). Равновидностью такой беседы является так

    Анализ эмпирических данных
    На этом этапе используются специальные методы анализа. Такими методами анализа являются: группировка и типологизация информации; поиск взаимосвязей между переменны

    Вопросы для самоконтроля
    Назовите фазы научного исследования. Каким требованиям должна удовлетворять научная гипотеза? Что включает план исследования? В чем заключаются объективны

    Возможные пути развития общества
    Не надо быть особенно проницательным, чтобы заметить: человеческое общество – подвижная динамическая система, оно движется, развивается. В каком направлении развивается общество? Ка

    Теории прогресса
    Теории прогрессивного развития общества имеет смысл начать рассматривать с марксистского учения, так как авторы последующих теорий (особенно в XX в.) строили свои рассуждения на сра

    Циклические и волновые теории жизни общества
    Рассматривая циклические (т. е. подразумевающие движение по кругу) теории социальной жизни, о развитии говорить уже не корректно. Скорее следует вести речь о жизни общества, которая

    Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире
    Двадцатый век характеризовался значительным ускорением социокультурных изменений. Произошел гигантский сдвиг в системе «природа-общество-человек», где важную роль теперь играет куль

    Вопросы для самоконтроля
    Перечислите возможные пути развития общества. Назовите основные теории прогресса. Укажите главные, сущностные черты марксистского взгляда на развитие общества.

    Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому- либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими (рис. 7.6).

    Рис. 7.6.

    Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств обычно составляют компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации, устройства передачи данных и линий связи, оргтехника и устройства автоматического съема информации, эксплуатационные материалы и др.

    Документацией оформляются: предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

    • общесистемная, включающая государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
    • специализированная, содержащая комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
    • нормативно-справочная, используемая при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

    К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

    Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

    Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

    Математическое и программное обеспечение – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

    В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация. К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

    Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

    Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

    Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

    Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: статус информационной системы; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.

    Информационная система но структуре всегда одинакова и определяется тем, что при любых объектах производства, при любой технике управления будет происходить сбор, хранение, обновление, переработка и передача информации.

    Рост объема производства, усложнение структуры управления увеличивают объем информации, которую должен переработать руководитель, чтобы принять решение и выработать команду. Ускорение динамизма в производстве требует дальнейшего сокращения сроков переработки информации и выработки команд. Информационные связи руководителя предприятия можно представить в виде следующей схемы (рис. 7.7).

    Рис. 7.7.

    Определение потребности в информации является существенной предпосылкой для создания эффективной системы информации и руководства. При определении потребности в информации нужно установить необходимый минимум политических, экономических, естественнонаучных, технических, социальных и иных знаний, которыми должен располагать каждый член коллектива для оптимального выполнения возложенных на него задач, а также целесообразные формы, подходящие моменты времени, интервалы, через которые необходимо проводить информирование.

    Выходная информация передается исполнителям для принятия решений. Внутренняя информация предприятия характеризует различные стороны промышленно-хозяйственной деятельности. Она носит оперативный характер, отражает экономические результаты работы предприятия. Передача информации исполнителям осуществляется в виде приказов, распоряжений, инструкций, программ, методик и т.д. Важная роль при передаче информации отводится специальному аппарату при руководителе (секретарю, секретарю-референту и пр.), который призван осуществлять сбор, регистрацию, сортировку, анализ и подготовку информации для принятия решений.