ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Игра - путешествие "Все профессии нужны, все профессии важны! Картотека по окружающему миру на тему: Картотека дидактических игр "Все профессии нужны, все профессии важны!"

тема Профессии. игры

Из опыта работы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Профессии людей. Инструменты"

Алдошина Людмила Павловна, воспитатель

1/ Знать обобщающие понятия “Профессии”, “Инструменты”.
2/ Знать названия профессий: водитель (шофер), продавец, воспитатель, няня, учитель, врач (доктор), медсестра, повар, слесарь (сантехник), милиционер, парикмахер, швея (портниха), электрик (монтер), крановщик, маляр, штукатур, строитель, столяр, сапожник, доярка, садовник, тракторист, почтальон, библиотекарь, птичница, каменщик и т.д.
3/Знать названия инструментов и то, какими инструментами пользуются люди разных профессий: портниха – ножницы, иголки, наперсток…, столяр – пила, топор, рубанок, молоток…, садовник – грабли, лопата, тяпка… и т.д.
4/Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: воспитывать, водить, собирать, чинить (ремонтировать), учить, лечить, пахать, сеять, сажать, собирать урожай и т.п.
5/Знать место работы: кафе, ресторан, столовая, ателье, фабрика, школа, больница, аптека почта, библиотека, стройка, детский сад и т.д.
6/Называть действия, выполняемые инструментами: шить, пилить, строгать, писать, рубать и т.д.
7/Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.
8/Знать где и кем работают родители.

Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
Дидактические игры.

1. Игры по развитию речи.

1.1. “Оркестр”.

Цель. Развитие слухового внимания, музыкального слуха и упражнения в звуке “р” (закрепление).

Ход игры. Одна группа детей – трубачи, другая – барабанщики, третья – скрипачи. Воспитатель – дирижер. Дети выполняют имитационные движения игры на барабане, трубе, скрипке под знакомый мотив без слов ++: ру-ру-ру (для трубачей), ра-ра-ра (для барабанщиков), ри-ри-ри (для скрипачей). Поупражняв каждую группу отдельно, воспитатель начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую она указывает палочкой. Дети должны внимательно следить за ее указаниями. Когда воспитатель взмахивает обеими руками, играют все вместе, стараясь не сбиться (3-4 песенки). Можно использовать музыкальные загадки: 3-4 детей задумывают песенку, играют на своих “инструментах”, остальные угадывают ее.

1.2. “Чудесный сундучок” (чудесная коробочка или мешочек).

Цель. Запомнить, какими инструментами пользуются люди разных профессий в своей работе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что он чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок!”. Дети по очереди вынимают из сундучка картинки или настоящие предметы, показывают всем и четко называют их.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили слова достаточно громко и четко произносили звуки.

1.3. “Что для чего”.

Цель. Развивать логическое мышление, закрепить знания о предметах труда, упражнять в произношении фраз из 3-4 слов.

Ход игры. Детям даются игрушечные инструменты или картинки, их изображения и дошкольники отвечают на вопрос: “Для чего они нужны?”. Например: Иголка, чтобы шить одежду. Топор, чтобы рубить дрова и т.д.

1.4. “Кто чем занимается”.

Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

1.5. “Кому что нужно”. (“Что кому”).

Цель. Знать название предметов труда и их назначение. Упражнять детей в произношении фраз из 4-6 слов.

Ход игры. Воспитатель вывешивает предметные картинки с изображением инструментов и спрашивает: “Что это? Кому и для чего нужен этот предмет?”. Дети отвечают на эти вопросы.

1.6. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).

Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). ПоповС.А.

С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу

Бежит за иголкой торопливая нить
Я все что угодно могу себе… (сшить). Деляну Ливиу

Не трудно самой мне заштопать носок
Карман починить, обметать… (поясок). Деляну Ливиу

В нем пудов, наверно, тыща!
Тяжеленный… (молотище).
Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые –
Веселые и гладкие.
Значит я надежный друг,
Электрический… (утюг).

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут
Золотых, стальных. Алмазных
Нет священней слова … (труд). Брюсов В.

В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В.

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г.

Рубанок в руки – работа другая:
Сучки, закорючки рубанком… (строгаем). Маяковский В.

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С.

Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С.

Ходит кран подъемный – огромной высоты
Подает на крышу железные… (листы). Баруздин С.

Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С.

Надо хлеба нам купить иль подарок подарить –
Сумку мы с тобой берем и на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин и заходим в… (магазин).

Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,
С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется… (хлебный). Нищева Н.

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву... (косили).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Доски на гору везем, будем строить новый... (дом)
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Шигаев Ю.

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Ир-ир-ир-мой папа...(командир).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).
Не пила и не спала, грызла дерево... (пила).
Шьёт, зашивает и колется колко остроносая... (иголка).

1.7. “Меткое слово”.

Цель. Развиваем логическое мышление, учим детей понимать и объяснять смысл поговорок, пословиц, а также употреблять их в своей речи, проводим работу над дикцией.

Ход игры. Дети не только учат пословицы и поговорки о труде, но и отвечают на вопросы по их тексту, стараются объяснить, почему так говорят.

Скучен день до вечера, когда делать нечего. Судят не по словам, а по делам. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Сделал дело, гуляй смело. Делу время, а потехе час. Работа делает человека счастливым и красивым. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Кто в работе впереди, у того орден на груди. Жизнь дана на добрые дела. Мастера по работе видно. Терпение и труд всё перетрут. Терпенье даёт уменье. Любой труд почётен. Дело мастера боится. Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно. Хорошее начало полдела откачало. Коси, коса, пока роса, роса – долой и ты домой. Семь раз отмерь, один отрежь. Для доброго Федота не тягостна работа. Почёт и труд рядом живут. Труд человека кормит, а лень портит. Землю красит солнце, человека – труд. Пчела мала, а и та работает. Где хотенье да терпенье, там и уменье. В детстве не научишься, всю жизнь намучишься. Делано наспех – сделано на смех. Сделанное дело кажется самым легким. Лень хуже болезни. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Была бы охота – наладится всякая работа. Не спеши языком, торопись делом. Потрудишься, так и хлеба поешь. Работай до поту, так и поешь в охоту. Нет скуки, коль заняты руки. Сегодняшней работы на завтра не откладывай. Счастье в воздухе не вьётся, а трудом достаётся. Красна птица перьем, а человек уменьем. При работе и год бежит, при безделье и час ползёт. Уменье пить – есть не просит, а само кормит. Дерево смотрят в плодах, а человека – в делах. Первый враг лентяя – работа. Счастье человека в труде. Ленивые руки не родня умной голове. Труд людей объединяет. Хорошее дело два века живёт. Руку протянешь, так и ложку достанешь. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Счастье тому бывает, кто в труде да в уменье ума набирает. Не учи безделью, учи рукоделию. Гуляй, да дела не забывай. Меньше слов, да больше дела. Под лежачий камень вода не течёт. Было бы начало, а конец будет. Была бы охота, наладится всякая работа. Глаза страшат, а руки делают. Лёжа хлеба не добудешь. Кто за всё берётся, тому ничего не даётся. Конец делу венец. Не куёт железо молот, куёт кузнец. Цыплят по осени считают. Трудом Родину славим, трудом украшаем. Пашню пашут, руками не машут. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Всякое дело концом хорошо.

1.8. “Фонетическая зарядка”.

Ход игры. Дети произносят за воспитателем звукосочетания, изображающие действия предметов труда, звучание машин.

“Воет” зубоврачебная машина: в-в-в... Чикают ножницы: чик-чик-чик... Стучит молоток: тук-тук-тук... Жужжит сверло: з-з-з... Визжит пила: вжик-вжик-вжик... Колокольчик звенит: динь-динь-динь... Дудочка дудит: ду-ду-ду... Стучит барабан: бам-бам-бам... Стучат колёса: тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та... Гудит мотоцикл: др-др-др... Сигналит машина: би-би-би... Поют песенку: ля-ля-ля.

1.9. “Произнеси правильно”.

Цель. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, развитие памяти.

Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, загадки, проследить, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; короткие фразы говорить на одном выдохе. Обратить внимание, чтобы ребёнок не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчётливо называл слова, но и воспроизводил слоги.

Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит. Сеня вёз воз сена. Щипцы да клещи – вот наши вещи. У лентяя Федорки – всегда отговорки. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Топоры остры до поры. До поры остры топоры. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Сшит колпак не по-колпаковски, его нужно переколпаковать, перевыколпаковать... В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Сын Сени наносил стог сена. Водовоз вёз воду из водопровода. Косит косец, а зайчишка косит. Старый сторож Том сторожит дом. Ткёт ткач ткани на платье Тане. Сшила Саша Сашке шапку. Старичок, старичок, почини мне каблучок. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку. Мама нянчит Надю с Ниной. Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. Проконопать лодку паклей, не протечёт ни капли. В поле Поля-Полюшка. Полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет поле Поля. Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет. (Степанов В.) Петя-булочник, испеки ситничек, булку и ватрушку, саечку и плюшку. На дворе дрова топорами рубят, раз дрова, два дрова, три дрова. Тит, да ты тут? Ай да детина Тит, айда, Тит, удить. На дворе дрова топорами рубят два дровосека, два дроворуба, два дровокола на дворе дрова топорами рубили. Дитя у няни нюнит нюни, но оная няня юна – не унять няне дитяти. Трубач любил свою трубу, в неё трубил он: ду-ду-ду... С балки упали палки, палки упали с балки. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Рано, рано мы встаем, Пекли блины румяные,
Громко сторожа зовем: Румяные, горячие.
Сторож, сторож, поскорей Пекли блины румяные,
Выходи кормить зверей. Румяные, горячие.

Шила шубку, Я и мама, мы вдвоём
Шила юбку, Управляемся с бельём
Шила шапку,
Шила тапку! Юрий будет дельным
Хороша швея Наташа! Юнгой корабельным.

2. Игры на развитие мелкой моторики.

2.1. “Строим дом”.

Ход игры. Дети приседают и, постукивая одним кулачком о другой, проговаривают слова.

А ну-ка, веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём!

Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток!

2.2. “Барабанщики”.

Ход игры. Вытянуть указательные пальцы обеих рук вперед и стучать ими поочередно, как барабанными палочками, вверх вниз, остальные пальчики сжаты в кулачки.

Бум-бум, бам-бам, бам-бам, барабаним в барабан.

2.3. “Состязание барабанщиков”.

Ход игры. Игроки, постукивая пальцами правой руки под столом, выбивают по очереди определенный ритм, показанный воспитателем. Если они делают это правильно, то получают фишку. Выигрывает состязание тот, кто получил больше всех фишек. Начальный ритм могут выбирать и сами игроки, без показа воспитателем.

2.4. “Грабли”.

Ход игры. Руки вытянуты перед собой, ладони смотрят вниз, пальцы полусогнуты, изображают грабли. Дети как бы подгребают к себе мусор.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

2.5. “Строим домик для зверей”.

Ход игры. Воспитатель объясняет, что домик для зверей будем строить из досок. Доски надо распилить. Дети встают по двое, взявшись за руки, крест на крест. “Пилят”: с-с-с-с... (язычок надо крепко держать за нижними зубами). Если пила будет сильно пилить, то она звенит: з-з-з-з...

Пили пила, пили живей,
Мы строим домик для зверей.
С-с-с-с... (делают медленные движения)
З-з-з-з... (движения ускоряются).
В нём серый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.

2.6. “Балерины”.

Ход игры. Обе ладони на столе; подушечки пальцев сильно прижаты к столу, ладони подняты (как будто балерины встают на носочки). Сопровождающая речь: Раз! Два! Три!

2.7. “Маляр”.

Ход игры. Превращаем в кисть правую (левую) руку. Пальцы – волосы кисти, они мягкие и упругие. Макаем кисть в краску и плавными, широкими движениями красим сверху вниз, слева направо, по косой, стараясь не пропустить ни одного участка стены. Когда рука устанет, превращаем в кисть другую руку.

2.8. “Мы построим новый дом”.

Ход игры. На слова первой строчки стихотворения строим из пальцев дом: ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). На слова второй строчки делаем из двух рук топор, рубим деревья (брёвна). На слова третьей и четвертой строчки, сразу на двух руках, загибаем поочередно пальцы, начиная с большого и кончая мизинцем. На слово “замазку” сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук. На последней строчке ладонь кладем на ладонь снизу вверх, как бы накладывая кирпич на кирпич.

Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.

3. Игровые упражнения, направленные на развитие способности сочетать речь с движением.

3.1. “Пильщики (пила)”.

Ход игры. Дети строятся парами друг против друга. Каждые двое подают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова.

1). Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела:
Ж-ж-ж-ж...
Треснула и стала,
Начинай сначала!

2). Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала!

После слов “Треснула и стала” дети разрывают руки, изображая сломанную пилу. Можно ввести рабочего, который приходит чинить пилы; он соединяет руки каждой пары вместе, и игра продолжается.

3.2. “Музыканты”.

1. Мы музыканты,
Вот нас сколько!
(Дети шагают на месте)
Мы сыграем польку для друзей.

2. Бум-бум-бум
В барабаны бей!
(Дети прячут все пальцы, кроме указательных, в кулачки)
Бум-бум-бум,
(Вытягивают руки вперед и стучат указательными пальцами вверх вниз)
Ну-ка, кто сильней!

3. Ду-ду-ду-
(Дети поднимают голову вперед и вверх и изображают пальцами дудочку)
Гудки гудят,
Ду-ду-ду-
Зовут ребят!

4. Эй, вы, звоночки,
(Дети поднимают руки вверх, трясут кистями, изображая звоночки)
Зазвоните,
Весело звоните
Динь-ли-день!

Перед школой ребёнок должен иметь представления о профессиях, уметь составлять предложения и строить ассоциативные связи, которые сможет обосновать. Помимо этого, у дошкольника должны уже иметься представления о буквах, он может читать по слогам и понимать прочитанное.

Задания направлены на закрепление имеющихся знаний у дошкольников, а также отработку новых понятий и подготовку к занятиям в школе.

Задание 1. Назови профессию на букву

Цель : отработать знания букв в алфавите; расширить словарный запас.

Материалы : карточки с написанными на них буквами.

Задание желательно выполнять в группе детей. Дошкольник вытягивает карточку, называет букву и профессию, начинающую с неё. Гарантируется, что на каждую букву существует такое слово, однако если у него не получается вспомнить, можно использовать слово, в котором буква стоит второй, третьей и так далее.

Задание 2. Кого я загадал?

Цель : научить использовать словарный запас; развить образное мышление.

Задание имеет более сильный эффект при работе в группе. По очереди каждый человек загадывает про себя профессию и представляет себя в её роли. Задача остальных: по описаниям ведущего отгадать, что именно он загадал. Ведущий постоянно меняется.

Задание 3. Он, она.

Цель : познакомить с понятием рода; закрепить навыки словообразования.

Взрослый начинает фразу по типу «Он…» и называет профессию в мужском роде. Специальность должна быть подобрана таким образом, чтобы без смысловой ошибки можно было составить женский аналог. Иногда для проверки внимательности дошкольника можно включать слова, которые можно отнести к обоим родам: врач, фотограф, пекарь, композитор. Или те, которые можно употребить только в одном роде: художник, художница; медсестра, медбрат; официант, официантка; учитель, учительница.

Задание 4. Если бы не было…

Цель : воспитывать осознание важности каждого ремесла.

Разговор подводится к тому, что было бы, если бы не имелось определённом ремесле. Дошкольник должен наиболее полностью выразить собственные мысли, одновременно с этим задействовав оба полушария мозга. Предложение начинается с фразы «если бы не было строителей…».

Задание 5. Я хочу быть!..

Цель : развить представления у дошкольников о том, какие действия потребуются для получения ремесла.

Ребенок рассказывает о том, кем бы он хотел стать. Можно также выдавать карточки с нарисованными на них специальностями. Потом взрослый задаёт наводящие вопросы, на которые дошкольник должен дать развёрнутый ответ.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Апатиты

Квест - игра по профориентации
для обучающихся 5-6 классов

«Путешествие в мир профессий»

Гришина Валентина Иосифовна, учитель

русского языка и литературы,

классный руководитель 6в класса

МБОУ СОШ №3 г. Апатиты

Апатиты - 2015г.

Цели и задачи квеста - игры :

  • способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
  • систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
  • воспитывать уважение к труду и людям труда.
  • сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
  • организация активного отдыха обучающихся.

Участие в квесте даст возможность игрокам на практике отработать навыки профессий. В игре школьники получат новые знания о профессиях, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Перед игрой каждая команда представляет короткое приветствие, которое готовит заранее. Капитан команды получает маршрутный лист.

Каждая команда проходит ряд станций - этапов, где Помощники (обучающиеся 9-го класса) проводят с игру или дают творческое задание. Они же оценивают работу и ставят баллы в маршрутном листе. Игра начинается и заканчивается в рекреации на третьем этаже школы.

Состав команды: 6 человек. Всего команд-участников - 5 (5а, 5б, 6а,6б и 6в классы).

Максимальное количество баллов на каждом этапе - 10.

При подведении итогов Помощники могут определить самую дружную, организованную, сплочённую, творческую команду.

Команды будут награждены дипломами победителя, призёра и участника квеста - игры.

Место проведения - МБОУ СОШ №3

Оборудование:

раздаточный материал на каждую станцию, маршрутные листы для каждой команды, кроссворды, ребусы, проектор, музыкальные произведения.

Станции квеста - игры:

«Историческая» (III этаж, кабинет №302)

«Музыкальная» (II этаж, кабинет №210)

«Литературная» (III этаж, библиотека)

«Спортивная» (I этаж, спортзал)

«Профголоволомки» (II этаж, кабинет №215)

Время, которое отводится команде на выполнение задания, - 5 минут на каждой станции. Для каждой команды определена последовательность прохождения станций.

Маршрутный лист команды

________________________________________________
(название команды, класс)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, где познакомимся с миром профессий. Вы будете путешествовать по станциям и, участвуя в различных конкурсах, выполняя задания, узнавать много нового о мире профессий.

Методические материалы для работы на станциях

Станция «Историческая»

Знакомство с градообразующим предприятием АО «Апатит» (Слайды3- 11)

Помощник. АО «Апатит» - горно - обогатительный комбинат , предприятие химической промышленности , занимающееся производством фосфатного сырья. Расположено в городе Кировске Мурманской области , является градообразующим предприятием Кировска и Апатитов .

Сфера деятельности: добыча и обогащение апатит-нефелиновых руд хибинских месторождений, производство апатитового и нефелинового концентратов, а также других минеральных концентратов - сиенитового, сфенового, титаномагнетитового.

Продукция: высококачественный апатитовый концентрат марок «стандарт» и «супер» (содержание P2O5, соответственно, 39% и 40%);

нефелиновый, сиенитовый алюмощелочной, эгириновый, сфеновый и титаномагнетитовый концентраты.

обладатель почётного диплома ВДНХ СССР,

лауреат международной премии «Золотой Меркурий».

История предприятия

Трест «Апатит» был создан 13 ноября 1929 года на базе Хибинских месторождений апатито - нефелиновых руд. Предприятие было построено спецпереселенцами в 1929—1931 годах по постановлению ВСНХ РСФСР от 11 ноября 1929 года.

Первая тонна руды была добыта на Кировском руднике ещё до официального открытия предприятия — 7 октября 1929 года.

После перестройки спрос на продукцию предприятия резко сократился, что привело к значительному сокращению объёмов производства.

В 1996—1997 годах предприятие сначала было акционировано, а затем прошло процедуру приватизации, что в итоге позволило вывести «Апатит» из кризиса.

В настоящее время ОАО «Апатит» представляет собой крупный горнохимический комплекс, состоящий из четырёх рудников, двух апатит- нефелиновых обогатительных фабрик и различных вспомогательных подразделений.

(команда смотрит презентацию об АО «Апатит», после чего отвечает на вопросы викторины)

Викторина. (Слайды 12 - 21)

В каком году был создан горно-химический трест «Апатит»?

б) 1929

2. Кто стал первым управляющим трестом «Апатит» (памятник ему находится в центре города Кировск)?

а) Киров С.М.

б) Ленин В.И.

в) Кондриков В.И.

3. Что такое апатит?

а) Минерал

б) Камень

4. Сколько апатито - нефелиновых обогатительных фабрик на сегодняшний день входят в состав комбината «Апатит»?

а) 1 б) 2 в) 3

(АНОФII и АНОФ III)

5. Сколько рудников входит в состав комбината «Апатит»? Назовите действующие рудники.

а)2 б) 3 в) 4

(Расвумчоррский, Восточный, Центральный и Объединённый Кировский рудник)

6. Сколько орденов на здании комбината «Апатит»? Назовите их.

а) 2 б) 3 в) 4

(1965г - орден Ленина, 1972 год - орден Октябрьской революции)

7. Что такое «Тиэтта»?

а) название горы

б) продукт, выпускаемый АО «Апатит»

в) главная научная база Хибин, организованная Ферсманом А.Е..

8. Какой известный русский писатель провёл своё детство и юность в городе Кировске?

а) Визбор Юрий Иосифович

б) Ферсман Александр Евгеньевич

в) Ерофеев Венедикт Васильевич

9. Слово «апатит» произошло от греческого apathao, что означает:

а) обманщик

б) зелёный

в) камень плодородия

г) облако

10. Концентрат, производимый АО «Апатит» в большем количестве:

а) апатитовый

б) титаномагнетитовый

в) нефелиновый

(за один правильный ответ - 1 балл)

Станция «Литературная»

Задание1. Вспомните художественные произведения, в которых указаны профессии людей (укажите автора и название произведения).

НАПРИМЕР:

В.Маяковский «Кем быть?»;

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;

Э.Успенский «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, пес и кот»;

К.Чуковский «Айболит»;

С.Михалков «Дядя Степа - милиционер»;

А.Толстой «Приключения Буратино»; стихи о труде «Всё они на свете могут»;

Андерсен Х.-Г. Сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист» и другие);

(за каждый верный ответ команда получает 1 балл)

Задание 2. Прочитайте наизусть стихотворение о какой - либо профессии (домашнее задание)

(Критерии оценки задания:

знание текста наизусть - 5 баллов;

Выразительность - 5 баллов)

Станция «Спортивная». Игра «Рыбалка»

Команды должны продемонстрировать умение сконцентрироваться.

Команда строится по одному. Каждый участник по очереди подбегает к «озеру» и сачком собирает теннисные мячи в пластиковое ведро.

Задание. За пять минут необходимо забросить в пластиковое ведро как можно больше теннисных мячей.

Максимальное количество баллов - 10.

Станция «Музыкальная»

Задание. Играет музыка. Необходимо угадать песню.

Игра «Угадай мелодию». (См. папку «Музыкальная»

Стюардесса по имени Жанна.

Три танкиста.

Бухгалтер.

Зеленоглазое такси.

Мы бродячие артисты.

Идет солдат по городу.

Художник, что рисует дождь.

10. Дальнобойщик.

(За каждую угаданную песню - 1 балл)

Станция «Профголоволомки» (См. папку «Профголоволомки»

Задание 1. Игра «Ребусы». (Зашифрованы слова - профессии)

1. Ювелир

2. Сапожник

3. Кондитер

4. Почтальон

5.
Журналист

6. Воспитатель

7. Космонавт

8. Повар

9. Парикмахер

10.
Дворник

(за каждый разгаданный ребус команда получает - 1 балл)

Задание 2. Головоломка «Филфорд». Н айти профессии и разгадать филворд.

Правила разгадывания:

Слова не пересекаются и не образуют «крестов».

Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.

Каждая буква может входить в состав только одного слова.

делопроизводитель

биохимик

метролог

скульптор

(За каждое слово - 1 балл)

Конкурс капитанов

Капитаны команд получают карточку, на которой указана профессия. Задание: пантомимой изобразить профессию.

(один изображает, а другой угадывает)

Профессии: пожарник, продавец, художник, парикмахер, слесарь.

Количество баллов: 1балл за то, что изобразил, 1 балл за то, что угадал.

Подведение итогов и награждение команд.

Литература:

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако, 2005.

Сборник информационных и методических материалов по подготовке и проведению игры «Мультиквест «Наш ”Апаатит’’». - Кировск: 2014г.


Дидактические игры по теме «Строительные профессии»
Составила: воспитатель МБДОУ «ДСКАВ№110»
Шаманская Н.В.
г. Братск 2015 г.

Дидактическая игра
«Чтобы было, если не было профессии…»
Цель: Расширять представления детей о строительных профессиях.
Задачи: Подвести детей к пониманию значимости и необходимости труда людей различных профессий.
Развивать связную речь.
Ход: Детям предлагаются карточки с изображением представителей строительных профессий, и задаётся вопрос: «Чтобы было, если не было этой профессии…»
Фантазирование детей на тему: «Чтоб было, если не было профессии… электрика?»
-Если бы не было профессии электрика, то в наших домах не было электричества. В квартирах по вечерам было бы темно. И мы не могли бы смотреть телевизор, готовить еду, заниматься на компьютере, рисовать.
И на улицах города тоже было бы темно, было страшно выходить из дома.
Потому, что некому было протянуть провода, вкрутить лампочки в фонари.
И даже не было бы электростанции, которая нам давала электроэнергию.

Дидактическая игра
Дидактическая игра
«Кто, чем занимается»
Цель: Уточнить представления детей о профессиях.
Задачи: Закреплять умение называть трудовые действия выполняемые людьми различных профессий.
Стимулировать развитие игрового взаимодействия.
Ход: Дети объединяются в две компании. Посыльные получают карточки с изображением представителя какой-либо профессии.
Компании обсуждают, и вспоминают трудовые действия человека данной профессии. Затем выбирают ребёнка, который будет представлять выполненное задание.
-Это сантехник. Он проводит водопроводные и канализационные трубы. Устанавливает батареи, унитазы, раковины, ванны, и ремонтирует их. Подключает отопление, чистит засоры, устраняет течь…
Дидактическая игра
«Инструменты»
Цель: Уточнять представления детей о мире профессионального труда.
Задачи: Расширять у детей представления об инструментах, оборудовании материалах, спецодежде необходимых для труда людей различных профессий.
Ход: Воспитатель называет профессию, и перечисляет различные инструменты и прочие предметы, которые используют представители разных профессий. Если дети слышат, название предмета относящегося к данной профессии подают заранее условленный сигнал (хлопнуть, топнуть, присесть, поднять руки). Сигналы меняются в течение игры.
Воспитатель:
- Профессия сантехник - хлопните, если услышите относящиеся к этой профессии предметы: краска, раковина, разводной ключ, белый халат, обжимные клещи, кисть, трубы, лампочка, труборез…

Дидактическая игра
«Угадай профессию по описанию»
Цель: Уточнять представления детей о строительных профессиях.
Задачи: Упражнять в умении узнавать профессию по отличительным признакам.
Развивать логическое мышление, связную речь.
Ход: Ведущий описывает представителя какой-либо профессии, остальные называют данную профессию, или показывают соответствующую карточку.
-Человек этой профессии привозит строительные материалы на стройку (водитель).
-Этот мастер возводит стены дома из кирпича (каменщик).
-Этот человек красит стены нового дома краской (маляр).
-Этот мастер прокладывает в строящемся доме трубы, устанавливает раковины, ванны, батареи (сантехник)…

Дидактическая игра
«Кому без них не обойтись»
Цель: Уточнять представления детей о рабочих профессиях.
Задачи: Расширять у детей представления об инструментах, оборудовании и материалах необходимых для труда людей рабочих профессий.
Обогащать словарный запас по теме «Инструменты».
Ход: Воспитатель или ведущий называют различные инструменты или материалы. А дети называют профессию того человека, которому необходим данный инструмент для труда. Проговаривая трудовое действие, выполняемое с помощью данного инструмента.
-Кисть необходима маляру, чтобы красить стены.
-Раствор необходим маляру-штукатуру, чтобы штукатурить стены дома.
-Гаечный ключ необходим сантехнику, чтобы ремонтировать кран.

Дидактическая игра
«Кому, что нужно для работы»
Цель: Расширять представления детей о мире
профессионального труда.
Задачи: Упражнять детей в умении подбирать инструменты и материалы, необходимые для труда людей различных
профессий. Называть трудовые действия с данными предметами. Уточнить знания детей о строительных профессиях (каменщик, маляр, электрик, сантехник).
Способствовать развитию связной речи, внимания, логического мышления. Формировать интерес и уважение к людям
различных профессий.
Ход: По предложенной картинке ребёнок определяет профессию данного человека. И выбирает инструменты и материалы, необходимые для труда представителя этой профессии
Электрик Каменщик

Маляр Сантехник

Картинки: Инструменты и материалы к игре

Сюжетно-ролевая игра «Стройка»
Сюжетные линии игры:
1. постройка дома;
2. подключение света;
3. установка сантехники;
4. отделка дома
Игровые роли:
Прораб, строители (крановщик, шофер, каменщик, плотник, маляр, кровельщик), сантехник, электрик.
Атрибуты, игровой материал:
Игрушки – строительные машины (грузовик, подъемный кран, цементовоз). Образцы строительного материала (кирпич, арка, доска, плиты перекрытия – игровой строительный материал, предметы – заместители, образцы отделочных материалов (каталоги обоев, колеров краски). Мастерки, шпатели, кисти, валики, ведра и лотки для краски. Инструменты (игровые наборы) для электрика и сантехника. Розетки, выключатели. Спец. одежда – фартуки, каски, перчатки, косынки.
Ролевые действия:
Прораб: руководит всем строительным процессом, планирует и дает задания строительным бригадам, определяет объем и срок работы, проверяет ее качество. Следит за своевременным обновлением инструментов. Отвечает за окончание строительных работ и сдачу объектов в указанные сроки. Следит за соблюдением техники безопасности на стройке.
Шофер: привозит строительные материалы (бетон, песок, кирпич, трубы, плиты перекрытия), разгружает их.
Крановщик: поднимает и перекладывает грузы, когда готовы стены – укладывает плиты перекрытия.
Каменщик: возводит стены из кирпича.
Маляр: красит и белит стены, потолки, лестничные пролеты, клеит обои.
Сантехник: прокладывает в домах трубы, устанавливает батареи отопления, раковины, краны, унитазы, ванны.
Электрик: проводит провода, устанавливает розетки, выключатели, подключает электроэнергию.


Приложенные файлы

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями

в средней группе.

№ 1. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий.

Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?».

2. Обсуждение темы: «Какие профессии называют женскими? Мужскими?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».

3. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное – любить и хорошо знать свое дело.

№ 2. «Поймай – скажи».

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает.

№ 3. «Про Олю и Колю».

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».

Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.

Образец: Коля уступил место Оле, потому что … он мальчик.

Оля любит шить, потому что … она девочка.

№ 4. «Помощники».

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.

Материал: цветок из картона со съемными лепестками.

Ход: дети поочередно отрывают лепестки цветка, называя обязанности, которые они выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за домашними животными, убирают игрушки и др.).

Вариант игры: дети перечисляют домашние обязанности, которые выполняют их мамы и папы.

№ 5. «Отгадай профессию».

Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход: воспитатель поочередно перечисляют действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию, один ребенок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии.

№ 6. «Назови одним словом».

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры : сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

№ 7. "Кто кем хочет стать?".

Цель : употребление трудных форм глагола

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

№ 8. «Назови слова – действия».

Называю профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии

Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.

Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

№ 9. «Кому нужны эти предметы».

Весы, товар, прилавок (для продавца).

Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).

Половник, кастрюля, продукты (для повара).

Шины, автобус, руль (для шофера).

Шприц, вата, бинт (для врача).

Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).

Краска, кисть, ведро (для маляра).

№ 10. «Кому нужен этот предмет?».

(На ковре лежат каска, жезл, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ, дуршлаг, расческа, газета, молярная кисть, тетрадь, рубанок).

Дети под музыку движутся по кругу, музыка останавливается – дети берут предметы и говорят:

Как называется этот предмет?

Людям какой профессии он нужен?

Что делает человек данной профессии?

№ 11. «Для чего нужны предметы?».

Дети встают в круг, бросаю мяч и называю предмет. Ребенок, у которого мяч, должен быстро сказать, что делают с этим предметом.

Ножом –режут

Метлой –метут

Пилой – пилят

Топором –рубят

Поварешкой – наливают

Лопатой - копают

Иглой – шьют

Ножницами – стригут

Градусником – измеряют температуру

Расческой – причесывают

Кистью – рисуют

В кастрюле – варят

В сковородке – жарят

На весах – взвешиваются

№ 12. «Сварим вкусный суп из овощей».

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; продолжать формировать представление о профессии повара; развивать воображение; актизвизировать речь. Воспитывать уважение к работникам детского сада.

Ход игры:

Перед детьми - плита. На ней - кастрюля, сковорода (игрушки, достаточно крупные, или настоящая посуда); рядом - набор овощей (натуральные), миска с водой, нож, ложка.

Воспитатель: - Я научу вас варить из овощей вкусный суп! На плите стоит(показ)...?

Большая кастрюля.

В этой кастрюле - вода. Посмотрите (зачерпывает воду ложкой и выливает обратно). Скоро вода закипит, поэтому пора чистить картошку.

Воспитатель просит кого - нибудь из детей найти и передать ему картофель, моет его в миске, чистит. Дети называют действия, повторяют названия.

Воспитатель интересуется, как теперь выглядит картошка.

Она белая, чистая без шкурки (кожицы).

Бросить ее в кастрюлю целиком или...?

Надо порезать.

Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю. Затем дети приносят капусту, морковь, наблюдают, как воспитатель моет и шинкует овощи. Отдельно на сковороде он жарит лук (дети называют овощ и действие с ним).

Воспитатель: «Послушайте, - говорит воспитатель, - как шипит на горячей сковороде масло: ш-ш-ш. Как оно шипит?»

Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю, помешивает суп.

Говорит: «Очень жаль, что «не горит» наша плита. Но мы сейчас сварим из овощей, овощной суп, на настоящей плите».

Когда приходит повар, воспитатель передают ему кастрюлю. Тот интересуется, что в ней, выслушивает детей, одобряет и уточняет их ответы. Обещает сварить суп.

Примечание . Желательно, чтобы в этот день на обед был приготовлен овощ ной суп. Это доставит детям радость.

№ 13. «Кто что делает?».

Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.

Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».

№ 14. «Кому что надо?».

Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.

Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого - шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты».

В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.

№ 15. «Петрушка идет трудиться».

Цели: Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, необходимых для игры и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета (огород, кухня, комната)

Ход игры: Приходит письмо от Петрушки, в котором он рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Однако, Петрушка, запутался в орудиях труда и просит ребят помочь.
Воспитатель предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет, что нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен для чистки паласа, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.

В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать Петрушке в письме, какие предметы ему нужны для выполнения заданий бабушки.

№ 16. «Профессии».

Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.

Инвентарь: Не требуется.

Ход игры:

Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию.

Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?

Повар!

Водит машину...

Водитель! и т.п.

№ 17. «Магазин посуды».

Цель: образовывать названия посуды, продолжать формировать знания о профессии продавца, воспитывать уважение к труду людей всех профессий, развивать мышление, речь, память, восприятие, внимание.

Материал: Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетницы, блюдо для печенья, сухарница, солонка. (предметы можно менять).

Организация: Воспитатель:

У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что вы хотите купить. Знать какой это предмет, для чего он нужен. У вас должны быть деньги на покупку. Если назвать неправильно, продавец не поймет вас и не продаст нужную вещь. Сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам...(хлебница, сахарница, салфетница). Воспитатель указывает на предметы, давая понять детям, что их нужно назвать. - Вот специальное блюдо для сухарей, это...(сухарница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. Не ошибайтесь, когда будете покупателями, называя их. Пожалуйста, кто какую посуду хочет купить, подходите, магазин открыт. «Купленную» посуду воспитатель откладывает на стол, объясняя, что специальная машина доставит покупку на дом.

№ 18. «Магазин ткани».

Цель: формировать умение определять ткань в зависимости от ее происхождения, закреплять навыки определения вида ткани, представление о профессии продавца.

Оборудование: полка с различными видами ткани, метр, ножницы.

Ход игры: Воспитатель создает следующую ситуацию: -Ребята, представьте, что мы с вами находимся в магазине «Ткани» и нам нужно подобрать ткань для куклы Тани. Воспитатель открывает витрину с полосками ткани. - Кто из вас приобретает ткань для летнего платья? Дети выбирают ткань, объясняя при этом: -для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это - хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка. При подборе тканей для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная. Пушистая, теплая. Она изготовлена из шерсти, состриженной с овечки.

№ 19. «Магазин».

Цель: продолжать закреплять знания о профессии продавца, с различными видами магазинов и продуктов; воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд.

Ход игры: Перед детьми - магазин с отделами «Обувь» и «Одежда».
«Дорогие дети! - говорит воспитатель. В нашем магазине вы можете купить одежду и обувь для своих кукол. Что вы можете купить? Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами; красивые клетчатые брюки с черным ремнем; меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 3-4 вещи. В магазине их вдвое больше). Воспитатель - продавец вызывает ребенка, спрашивает: «Что Вы хотите посмотреть?» («Что вам показать?»). Тот отвечает: «Пожалуйста, покажите мне синий сарафанчик с цветочками». Или: «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком». Купленную ребенком вещь (их продается 5-6) воспитатель кладет в пакет, а пакет - в кузов грузовика. В конце занятия воспитатель доставляет покупки адресатам. Вручая пакет, он спрашивает имя, фамилию ребенка, уточняет, в каком отделе магазина сделана покупка.

№ 20. «Где это можно купить?».

Цель: игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи - фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает желание помогать родителям, делать несложные покупки; общаться в совместной деятельности.

Дидактический материал: предметы, изображенные на маленьких картинах, на больших карточках.

Ход игры: Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки и ни разу не ошибется. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от дома. Помогают ли они своим родителям в покупке молока, хлеба и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карточки. Где изображены магазины. Дети по витринам узнают, какие это магазины.

Воспитатель: А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны будете сказать, где на большой карте положить маленькую карточку, принесите карточку и положите на большую карту, на тот магазин, где это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку! Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!». Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Туда, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин. Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какие действия и слова нужно произнести, чтобы быстро купить нужные товары.

№ 21. «Магазин игрушек».

Цель: Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах. Закреплять знания о профессии продавца.

Дидактический материал: Игрушки.

Ход игры: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: - У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры: - Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети. Продавец подает покупателю мяч. -Спасибо, какой красивый мяч! - говорит воспитатель и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: -А мне продайте. Пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки.
Продавец подает игрушку - лису. Покупатель благодарит и садится на место.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки, играют с ними в комнате или на прогулке. Воспитатель приносит в магазин и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.

№ 22. «Кто больше расскажет о профессии».

Цель: соотносить действия людей с их профессией.

Организация: Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

Воспитатель: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Оксаны Александровны, которая готовит нам обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей). Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие – то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи…) - А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции).
- А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет). Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.

№ 23. “Писатель”.

Ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о какой -либо профессии, атрибуте этой профессии - в зависимости от изучаемого материала. Затем кто - либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает свою «придумку».

№ 24. «Экскурсия».

Дети садятся на стульчики, поставленные в два ряда, как сиденья в автобусе. На одном стульчике, впереди, сидит «Шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
(Дети ритмично покачиваются. Шофер «крутит руль»)

Светофор: (показывает крупную фотографию)
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмортите - ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание пред вами?
Отвечайте быстро, сами.
(Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами? и т.п.)
Дети : Это Зимний дворец.
Светофор: Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети «путешествуют» по городу и возвращаются на улицу.

№ 25. «Самый главный».

Педагог раздает детям предметные картинки и рассказывает сказку, как спорили представители разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

№ 26. «Угадай по результату профессию».
Воспитатель предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.).

№ 27. «Определи по предмету профессию».
Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т.п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

№ 28. «Что лишнее?».
Воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприц, вата, йод и бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

№ 29. «Доскажи словечко»
Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит,вырастет.... (пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет... (художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет... (певица)

Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет... (поэт)

У поэта брат - Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лева - будущий... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать... (ветеренаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой.... (актрисой)

Для актрис - аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава - кино-... (режиссер)

Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он... (эколог)

№ 30. «Найди ошибку».

Врач варит суп.

Повар водит машину.

Учитель подстригает волосы.

Портниха лечит людей.

Полицейский взвешивает продукты.

Парикмахер лечит людей.