ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Практический опыт. Вредные и полезные насекомые

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Полезные и вредные насекомые Выполнила воспитатель старшей коррекционной группы ГБДОУ№ 21 Митрофанова Светлана Григорьевна

Задачи: 1. Дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания; 2. Уточнить и активизировать словарный запас по теме насекомые; 3. Уметь отличать полезных и вредных насекомых; 4. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых 5. Воспитывать в детях экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира (в данном случае – жизнь насекомых). Актуальность проекта: Познакомить с полезными и вредными насекомыми. Показать связь насекомых с окружающей средой, их влияния на эту среду, а также их приспособленность.

*** Истребляет тлю жучок, Что портит листочки, Носит красный пиджачок, В черненькую точку. И зовется очень громко, Может кто не знает? Это - Божья коровка, Листьям помогает! / Светлана Антонюк/ Божья коровка *** Хоть молока и не даёт, Но польза в ней другая, Вам урожай весь сбережёт, Всю тлю в саду съедая! Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства. Это красивое насекомое на самом деле опасный хищник. Божья коровка в день съедает сотню, а то и больше тли. Тля-это маленькие жучки, которые наносят вред растениям. Погибающие листья, заселенные тлями: обычно скручиваются и задерживаются в росте. Божья коровка выделяет молочко - ядовитую жидкость с резким запахом, который предупреждает птиц и хищников о том, что она ядовитое насекомое. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные и поэтому их не едят. Кроме того, божья коровка может притворяться мертвой, таким образом обманывая хищников. Загадка Не мычит коровка та, Нет рогов, копыт, хвоста, Молока нам не дает, Под листочками живет. В чёрных точках красный плащ носит жук. Растеньям - страж. С вредной тлёй воюет ловко эта... (божия коровка.)

Тли – это крошечные насекомые, сосущие сок из растений. *** Тля – напасть для огородов И беда для садоводов. Неуёмная она! Соки листьев пьёт до дна. Чахнут целые сады От непрошеной беды. А сама-то – мелюзга! Миллиметр, или два, Но их численность - большая! Там, где тля – нет урожая … / Елена Инкона / *** Тля без лупы неприметна, Рассмотреть её -проблемно, Тля мала и незаметна, Но от тли растеньям скверно. Тля умеет пить их соки, Присосавшись хоботком, Тля несёт с собой мороки И забот ненужных ком. Тля вредит растеньям разным- Портит стебли и листву, Может вирусом опасным Заразить цветы в саду. Тля

Жужелица Жужелица – хищник, но очень полезное насекомое. Она всю ночь охотиться на гусениц, слизней и улиток. За свою жизнь жужелица уничтожает огромное количество вредителей садов, огородов и лесов, за это её любят садоводы и огородники и лесники. Чтобы добыть себе еду, жужелице приходится много побегать. Она быстроходна и увертлива. Ноги у нее крепкие, длинные, сильные. Всю ночь жужелицы охотятся на гусениц, жуков, яйца насекомых. Челюсти у жужелиц тоже сильные и мощные. Они ими легко пережевывают жуков и разрывают пищу на части. Особенно любят жужелицы слизней и улиток. Гоняться за ними не надо, вгрызайся в мягкое тельце и ешь. Днем жужелицы отдыхают, прячутся под поваленными деревьями, камнями или где-нибудь под отставшей корой. Очень быстрый чёрный жук – Лапки вместо ног и рук. На головке – клещи, жуть: Червяку не увильнуть. Жук – охотник, молодец, Он с вредителем борец. Как зовут? Я подскажу: Есть в названии " Жу-жу ". / Натали Самоний / Загадка

Муха, это назойливое, вредное насекомое, пачками переносящее всякую заразу, инфекции. Многие виды мух переносят на своих лапках и хоботках возбудителей болезней – микробов. Они садятся на продукты, оставляют следы на стенах, на стеклах окон, загрязняют пищу, занося в нее заразу. Дети знают, что с мухами надо бороться. Обычная комнатная муха способна переносить бактерий на расстояния до 24 километров от источника загрязнения. Муха Загадка. Кто над нами вверх ногами, Ходит- не страшится, Упасть не боится, Целый день летает Всем надоедает? Ночь настает, Тогда перестаёт.? *** Надоедливее мухи Нету никого в округе: То на локоть примоститься, Сгонишь, на плечо садиться. Хоботком своим щекочет, Улетать совсем не хочет. /Светлана Антонюк/

Бабочка Бабочка Белыми крыльями Машет капустница. Только поднимется – Тут же опустится. Носиком водит По краю ромашки: Мёд или чай В этой беленькой чашке? Г. Глушнев На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Эти насекомые питаются сладким нектаром цветов и тем самым способствуют опылению растений, перенося на своем мохнатом тельце пыльцу с одних цветов на другие. Кроме того, бабочки служат пищей многим насекомоядным животным, особенно птицам. Загадка. В ярком платье модница - Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится - отдыхает. (Бабочка)

*** С колорадскими жуками Трудно бой вести на грядке, Собирают их руками, Урожай, чтоб был в порядке. Колорадский жук – вреднючий, Есть картошку обожает, Налетит он если тучей- Все листочки вмиг съедает. Урожаи они губят, Хлопот много доставляют, И таких жуков -не любят, Их скорей уничтожают. *** В зелёной траве на лугах Колорадо Жучку полосатому много ли надо? Однажды картошку в наш край привезли, И мы её вкус бесподобным нашли. Картофель сажают, а мы тут как тут! За что нас обжорами люди зовут? / Андрей Шабельников / Жуки и личинки колорадского жука питаются листьями паслёновых культур: картофеля, томата, баклажана, реже - табака, что делает их опасными вредителями сельского хозяйства. Колорадского жука легко узнать по грязновато-желтым продольным полосам. Зимует он глубоко в земле и ждет своего часа. Он наступит, когда начнет зеленеть картофельная ботва. Тогда жук нападает на нее и пожирает листья. В результате не образуются клубни, куст погибает. Колорадский жук

*** Стрекоза – стрекоза, Большекрылая краса. Глазки голубые, Крылья кружевные, Над водой летаешь, Комаров пугаешь. Загадка. То – самолёт, то – вертолёт. И так красив её полёт, Что завораживает взор. Её крыло – сплошной узор, Большие, в сеточку глаза. Летает в небе... (Стрекоза) Сильные челюсти стрекозы указывают на то, что насекомое – хищник. Стрекозы прожорливы. Они летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей. Если насекомые малых размеров (например, комары), стрекоза поедает их на лету, более крупных пожирает, усевшись на куст или камыш (возле воды). Стрекозы истребляют вредных насекомых, уничтожая в значительном количестве личинок комаров, мошек, мух, жуков. Стрекоза

Люди все его боятся – Очень любит он кусаться, Хоть и маленький бандит. А когда летит – пищит. (Комар) Пищит над ухом он всю ночь И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький … (Комар) Загадки Комары пьют нашу кровь, они мешают отдыхать на природе и наслаждаться теплыми летними вечерами, а так же спасть ночью становится совсем невмоготу, когда над ухом пищит комар и то и дело пытается приземлиться и подкрепиться нашей кровью. Когда комар пролетает мимо нашего уха, мы слышим высокое звенящее жужжание, это звук от работы крошечных комариных крылышек. Укусы комаров способны вызывать и аллергические реакции, для таких людей вред комаров может стать настоящей проблемой, ведь скрыться от комара очень сложно, они способны чувствовать запах крови или пота за несколько километров. Как комаров не ругай, они необходимы для природного равновесия. Комар

Шмели - одни из лучших опылителей для растений. Шмели начинают лёт в утренние часы раньше пчел, а, следовательно, и рабочий день их длиннее; они часто работают в прохладную и ненастную погоду и посещают цветки даже при небольшом дожде. Для многих видов растений, например для клевера, шмели являются единственными опылителями. Шмель полезное насекомое, они помогают опылять цветы и повышать урожайность наших садов и огородов. Шмель *** Клевер красный расцветает, Зацветает хмель, На работу вылетает Работяга шмель. Невзирая на погоду, Пока пчелка спит, Вылетает он за медом, На поля летит. Надо много потрудиться, Пыльца и нектар: Все зимою пригодится, Лета щедрый дар.

Пчела *** Села пчелка на цветок, Опустила хоботок, Подлетает к ней комар: -Что ты ищешь там? -Нектар. -А тебе не надоело? Не наскучило искать? -Нет! Тому кто занят делом, Просто некогда скучать. Пчела - это “великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. Она живёт в семье. Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчёл, основную часть которой составляют рабочие пчёлы. В семье обязательно есть одна самка матка, способная откладывать яйца, и несколько сотен самцов - трутней. Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок. Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека.

Я шагаю по лужайке – Великан в трусах и майке, Сверху ясно мне видна Вся зеленая страна. Вот улитка – добрый гномик, На себе таскает домик. Вот квартирка для жука – Дырка старого пенька. Вот стоит высотный дом – Муравьи хлопочут в нем. Вот цветок ромашка, В нем живут букашки. Эта малая страна Вся кругом заселена! Если я, великан, захочу, Как лихой ураган, налечу, Все дома я могу разломать, Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу… Только я не хочу! Я – добрый Великан. /Елена Серова/

Насекомые- важное звено в природе. Если не будет насекомых, некому будет опылять цветы. Нет пчел- нет мёда. Муравьи помогают перегнить опавшим листьям. Многие насекомые становятся пищей для животных и птиц. В природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения. Давайте беречь и охранять насекомых!


Садоводы и огородники постоянно прилагают усилия для того, чтобы вырастить высокий урожай. Но их стараниям могут помешать несколько факторов. Один из них – насекомые-вредители. Как избавиться от них или свести до минимума результаты их деятельности?

, . На вид это небольшие незаметные бабочки с крыльями серо-коричневой окраски. Самка откладывает яйца на листья и в плоды растений. Личинка, развиваясь, выедает середину плода, оставляя там продукты своей жизнедеятельности. Плод падает на землю вместе с личинкой, которая оставляет его и лезет по стволу на другой. За свой жизненный цикл личинка может испортить около 5 плодов. Так как личинок бывает много, иногда опадает весь урожай.

Похожий механизм действия и способы борьбы с пильщиками. Они отличаются для каждого вида (сливовые, смородиновые, виноградные), но имеют одну характерную особенность – длинный хоботок.

Тли – небольшие, около 1 мм в длину, насекомые. Только в Европе насчитывается около 1 тысячи видов этого вредителя. Часть взрослых особей имеют крылья, при помощи которых они перелетают на другие растения. Яйца начинают откладывать с осени. Затем молодые личинки, проходя все стадии развития, превращаются во взрослых насекомых с крыльями и летят на другие ветки или деревья.

Тли – опасные насекомое, которые поражают молодые побеги кустарников, деревьев, огородных культур.

Особенно любят они калину , . Опасность представляют личинки, которые в больших количествах скапливаются на концах молодых побегов и молодых листьев. Высасывая из них сок, они приводят к тому, что листья скручиваются. Они не могут обеспечить питания стебля, и он засыхает. Кроме этого тли переносят заболевание, которое вызывает образование на листьях галловых наростов. Они ослабляют растение.

Способствуют разведению на растениях обычные муравьи. Они могут даже переносить ее на новые территории, заселяя ее там для того, чтобы затем питаться выделяемой тлями сладкой падью. Уничтожать тлей могут мелкие птицы (воробьи, синицы, малиновки, коноплянки). Они кормят ими своих птенцов. Уничтожают тлей и другие насекомые: златоглазки, божьи коровки, некоторые виды ос. Но обычно их бывает недостаточно для борьбы с тлями.

Личинок златоглазки можно купить в специализированных учреждения. Их выпускают в сад, и они сами находят тлей и уничтожают их. Но применять химическую обработку любым видом инсектицида после этого нельзя. Ведь вместе с вредителями яд уничтожит и подселенных насекомых. Можно бороться с тлями, смывая их водой под напором, обрабатывая раствором никотиновой кислоты (таблетки покупают в аптеке). 50 таблеток разводят в 10 л воды, затем литр раствора вливают в ведро воды. Поливают раствором корни растений. Профилактика поражения тлей – удаление сорняков, прореживание ветвей растений. Концы молодых веток черешни, пораженные тлей, можно срезать летом, после созревания урожая, и сжечь вместе с вредителями.

Колорадский жук – один из самых опасных вредителей пасленовых. Больше всего страдают картофель , душистый табак, дикий паслен. Есть информация, что иногда колорадский жук может питаться листьями , и дерезы. Его родина – север Мексики, откуда он проник в Северную Америку, а в конце XIX века – в Европу. Сначала очаги поражении быстро ликвидировались, но во время Первой мировой войны расселился по Франции, откуда начал расселяться по всей Евразии. С 2000 год достиг Приморского края.

Взрослый колорадский жук – насекомое длиной до 12 мм и шириной до 8 мм. Его отличительной чертой служат по 5 черных продольных полосок на каждом крыле. Передспинка оранжевая с черными пятнами.

В своем развитии проходит, как и все насекомые, 4 стадии.

Первая, яйца желтого цвета, ничем не грозит растению. Их откладывают на нижней стороне листка самки насекомых сразу после того, как ботва картофеля взойдет или рассада томатов, баклажаны высажены в грунт. Через пару недель из яиц появляются личинки. Они начинают быстро питаться листьями пасленовых, приобретая ярко-оранжевый или розовый цвет и набирая массу. Цвет зависит от каротина, который накапливается в теле личинки, не перевариваясь. Голова личинки черная, такие же точки расположены продольно по спине в два ряда.

В своем развитии личинка проходит 4 стадии, линяя после каждой из них. В первой стадии они питаются частью листка снизу, во второй съедают весь листок, оставляя жилки. Затем они перелазят на другие стебли или кусты в поисках пищи. Через 2 недели личинки зарываются в землю на глубину до 10 см. Там они превращаются в куколку и через пару недель могут вылезти оттуда уже взрослыми особями. Начинается новый цикл размножения и развития. В зависимости от климата таких циклов может быть до трех. Чем севернее регион, тем меньше поколений появится за год. Зимует взрослый колорадский жук или куколка в земле. Не боится морозов. Может впадать в диапаузу, не погибая, если условия для него неблагоприятные.


Орда личинок практически не оставляет шансов пасленовым выжить. Поэтому бороться с ним нужно регулярно:

  • Самыми надежными являются обработки растений инсектицидами. Бороться с ними, раскладывая ловушки и каждый день собирая взрослых жуков, а затем и личинок можно, если картошки на участке пара соток. Но непредвиденные обстоятельства могут помешать это сделать несколько дней подряд. Этого времени будет достаточно, чтобы жуки и личинки съели всю ботву. Жуков собирают в глубокую посуду с крепким раствором соли или керосина. Это крайне неприятное занятие.
  • За неделю до уборки картофеля советуют срезать ботву. Молодые личинки могут погибнуть без питания. Но это произойдет только тогда, когда рядом не окажется пищи – томатов, баклажан. В таком случае все они перекочуют на них, уничтожая листья, плоды, стебли. Особенно плохо то, что обрабатывать химикатами участок томатов намного сложнее, чем ботву картофеля. Ведь плоды попадут непосредственно под воздействие яда.
  • Вместо химических препаратов лучше использовать «Фитоверм». Это биологический препарат кишечно-контактного действия. Оно относится к третьему классу опасности. Плоды после обработки препаратом можно собирать уже через 2 дня. А жуки погибнут через неделю. Если за это время пройдет дождь, то эффект от применения «Фитоверма» значительно снизится.
  • Для предпосадочной обработки клубней используют инсектицид пролонгированной формы действия, например, «Престиж». В его состав входит также стимулятор роста. Но сам препарат очень опасен для здоровья, работа с ним требует соблюдения всех правил работы с ядохимикатами. Последующие стадии ухода после обработки выполняются механизировано, не вручную.
  • Спасти на максимально длительный период томаты и баклажаны можно, опустив корни рассады на 2 часа в раствор «Актары». Упаковку препарата (2 г) растворяют в 2 литрах воды. Жуки, полакомившись листьями таких растений, быстро погибают. Об эффективности метода могут свидетельствовать трупики насекомых, покрывающих поверхность земли вокруг растений. Листья успевают отрастать, поэтому особого вреда растению жуки не принесут. Серьезная атака может начаться уже под осень, если количество поколений достигает трех.

Меры профилактики – не высаживать пасленовые по нескольку лет подряд на одном участке. Тогда взрослым жукам весной нужно будет некоторое время для того, чтобы перелететь на новый участок. Но от поражения это не спасет, так как колорадский жук может перелетать на длительные расстояния со скоростью 8 км в час. Кстати, жуки, с которыми не борются ваши соседи, могут быстро стать вашими жуками.

– это личинка жука-щелкуна. На вид они похожи на куски медной проволоки длиной около 2 см. Чаще всего живет на кислых почвах, которые можно узнать по наличию на участке пырея. Проволочник не приносит такого вреда, как колорадский жук. Он может прогрызть картофель и другие выросшие корнеплоды, оставляя в них ход. После этого они становятся непригодными для хранения. Подгрызает корни молодого , и других растений, выращенных из семян. Это может привести к их гибели.

Хорошо отпугивают проволочника бобовые - высевание на участке сои, гороха, фасоли, чечевицы поможет значительно уменьшить их количество на данном участке.

Меры профилактики – известкование почвы. Вносят доломитовую муку или гашеную известь. Из участка уйдет пырей, а с ним и проволочник. Известкование нужно проводить раз в 3-7 лет. Если проволочников на участке много, можно ловить их на приманки – кусочки старых корнеплодов. Закапывают их в землю и помечают эти места.

Можно привязывать куски к леске. Раз в несколько дней вытягивают приманки и удаляют вредителей. Повторяют процедуру до сбора урожая. Перед высеванием семян в лунки можно высыпать или проливать их марганцовкой. На ведро воды достаточно 5 г перманганата калия.

Личинки бабочки белянки капустной могут уничтожить грядки капусты или других крестоцветных. Бабочки отличаются крыльями белого цвета с черными жилками. Края крыльев черные. На передних крыльях расположено по 2 черных точки. Размах крыльев до 6 см.

Вскоре после того, как они начали водить хороводы на огороде или на лугу, нужно ожидать появления личинок. Кладку яиц заметить сложно, они небольшие и по цвету особенно не выделяются на листе капусты. Длина одного яйца немногим больше 1 мм.

Гусеницы с 16 ножками желто-зеленого цвета, вырастают до 3,5 см, проходя 5 стадий.

Их тело покрыто мелкими волосками. У особей пятой стадии вдоль спины чередуются полосы желтого и зеленого цвета с большим количеством черных бородавок разного размера. Гусеницы плохо переносят повышенную температуру (выше 26°С) и сухой воздух.

Для отпугивания бабочек советуют:

  1. Развешивать по участку половинки яичной скорлупы. Бабочки, думая, что это «конкурент», летят дальше.
  2. Используя химические и биологические инсектициды, нужно добавлять к ним прилипатель. Ведь листья капусты очень скользкие, и капли вещества часто не могут уцепиться за них, скатываясь на землю.
  3. Действенным есть метод борьбы с беланом при помощи трихограммы.
  4. Для борьбы с гусеницами используют отвары пижмы, тысячелистника , .

– это тоже насекомое, но крупное. В длину оно достигает 8 см. Внешне медведка немного похожа на рака, но передние конечности у нее намного меньше. Есть крылья, но очень слабые. Цвет коричневый. Живет в земле, образуя в почве разветвленные коммуникации. Подгрызает корни растений, чтобы обеспечить максимальную температуру для потомства, которое появляется из светло-коричневых яиц, похожих на икринки.

Медведки зимуют в местах скопления навоза или перегноя поэтому, внося его в почву весной, нужно следить, чтобы туда не попали вредители.

Бороться с медведкой можно, разбрасывая перед вспашкой специальную приманку. После того, как на огороде появились ходы, и растения над ними начали погибать, можно разрывать землю вокруг, уничтожать гнезда с яйцами, а в ходы (их возле гнезда два) заливать воду с добавлением вещества с неприятным запахом.

Подежурив минут 15-20, можно дождаться появления медведки, которую нужно уничтожить острой лопатой. Замечено, что медведки не живут на участках, где водятся кроты. Но и сами кроты приносят немало забот. Поэтому привлекать их на участок для борьбы с медведкой вряд ли стоит.

Больше информации можно узнать из видео:

В борьбе за урожай на огородном участке кроме вас незримо, но ежедневно участвуют многочисленные мелкие, но очень важные существа – полезные и вредные жуки, клещи, бабочки, пауки, клопы, тли и прочие. Одним словом – разнообразные членистоногие.

Одних следует выгонять с огорода и всячески бороться с ними, если хотим, чтобы наши растения чувствовали себя хорошо, а вот другим стоило бы создать все условия для благоприятного существования – они могут принести немало пользы.

Как же разобраться – кто есть кто и что с ними делать? Мы поможем.

Вредители огорода

Мы уже писали подробно о вредителях каждой конкретной огородной культуры: о "врагах" картофеля, капусты, свеклы, петрушки. А также о действенных методах борьбы с ними.

Но есть и многоядные вредители огорода – насекомые, способные повреждать и уничтожать растения из разных семейств. Такие жуки-вредители наиболее опасны (договоримся, что для краткости изложения под условным названием полезных и вредных "жуков" далее в статье мы будем иметь в виду всех членистоногих обитателей огорода, при необходимости уточняя их видовую принадлежность).

Это, например, тли – хлопковая и картофельная. Они питаются растительным соком, при этом выделяя густую падь (медвяную росу), мешая нормальной жизнедеятельности растений. Кроме этого, многие их виды способны распространять заболевания в форме вирусов и способствовать образованию у растений различных патологических аномалий (вроде галлов).

Это разнообразные жуки. Например, всем известный картофельный, тыквенный и баклажанный вредители, жук колорадский. Или жук-щелкун, который опасен не сам по себе – вредны его личинки-проволочники, пожирающие клубни, корни и основания стеблей многих растений. Или кравчик (головач), который "обрезает" листья и молодые побеги кукурузы, подсолнечника и других овощей.

Это паутинный клещ, который покрывает листву многих овощных культур тонкой пленкой-паутиной, что не дает растению нормально расти и функционировать.

Это различные совки, дырявящие листья, а иногда и стебли томатов, лука, огурцов, клубни картофеля, корнеплоды моркови и свеклы.

Это цикадки (слюнявые пенницы), которые уничтожают листья и завязи практически всех огородных растений.

Это трипсы, чья деятельность ведет к увяданию растений и деформированию их плодов.

Это минеры, роющие продолговатые ходы в листьях бобовых, огурцов и томатов.

Это белокрылки – тепличная, табачная и др. – чья работа видна на грядках в виде пожелтевших, пятнистых, пожухлых, а после и опавших листьев.

Это страшная медведка, от которой стонут все дачники, наблюдая, как огромное насекомое роет ходы в почве на огороде, попутно подгрызая все подземные части встречающихся на пути растений.

Правда, вышеописанного уже достаточно, чтобы всерьез озаботиться здоровьем и сохранностью своего огорода?

Одни из этих мелких существ участвуют в опылении растений. Это всевозможные пчелы, бабочки, шмели, мухи, жуки. Мы же сегодня поговорим о "биологическом оружии" – жуках, помогающих нам сражаться с их вредными собратьями. Эти миниатюрные помощники, защищающие огородные культуры, при должном количестве вполне могут стать альтернативой дорогим и опасным химикатам, которые зачастую используются для борьбы с вредителями. Опытным путем доказано, что при сбалансированном видовом составе членистоногих на участке полезные для огорода жуки способны уничтожить до 40% жуков вредных. Давайте поближе познакомимся со "спасателями", научимся узнавать внешне и привлекать в свой огород.

Жесткокрылые

Именно этот отряд насекомых является настоящими жуками. Их нижние перепончатые крылья, предназначенные для полета, прикрыты верхними кожистыми или жесткими надкрыльями.

Божья коровка

Эти пятнистые хищные "круглые" жучки с желтыми и красными спинками знакомы каждому, даже малышу, благодаря своему нарядному виду. Они распространены по всему свету, только в наших широтах их существует 50-60 видов.

И взрослые насекомые, и их личинки на огородном участке активно уничтожают тлей, медяниц, щитовок. Жуки съедают за день несколько десятков, а личинки – несколько сотен тлей! С окончанием теплого сезона божьи коровки прячутся на зимовку под кору или опавшие листья, а весной выбираются наружу и снова принимаются за свою полезную деятельность.

Жужелица

Не все представители этого многочисленного семейства жуков полезны для огорода. Например, жужелица хлебная – хозяйственно значимый вредитель.

Но в подавляющем большинстве эти крупные, элегантные, блестящие и быстрые жуки являются именно защитниками огородных растений, активно поедая мелких слизней, а также яйца, личинок, куколок и взрослых особей многих вредных насекомых. Так, жужелица за сутки способна уничтожить около 100 личинок или 5-10 гусениц, в зависимости от их размера.

Жук-"пожарник", или мягкотелка

Этот удлиненный красно-черный жук с мощными челюстями также представитель огородной фауны, знакомый многим. Взрослые особи уничтожают многих мелких насекомых-вредителей, а личинки жука-"пожарника" поедают соответственно их личинок и яйца, причем необычным способом – сперва обрабатывая жертву снаружи своим пищеварительным ферментом, а затем высасывая ее содержимое.

При недостатке животной пищи или переизбытке этих жуков на участке они могут перейти на питание растительной пищей и начать повреждать бутоны и листья.

Двукрылые

Личинки мух-тахин или ежемух отличаются богатым "меню" – в их рационе огромное количество видов-вредителей огорода (листовертки, пилильщики, моли, шелкопряды, огневки, клопы, колорадские жуки и др.). Попадают в тело хозяина личинки по-разному. Некоторые виды тахин откладывают яйца на листья, которые затем съедают гусеницы вредителей, другие – непосредственно в тело насекомого, третьи личинки самостоятельно находят хозяина и буквально вгрызаются в него.

Эффективность этого грозного помощника в огороде повышается благодаря тому, что ежемухи откладывают большое количество яиц.

Паукообразные

В первую очередь это хищные клещи семейства Phytoseiidae : фитосейулюс, амблисейус, неосейолюс и другие.

Такие хищники в день съедают до 20 взрослых вредителей-фитофагов (в основном это другие виды клещей, например, паутинный). В связи с большой эффективностью многие виды фитосейид интенсивно используются человеком в процессе биологической защиты овощных и цветочных культур как в открытом грунте, так и в парниках и теплицах.

Сетчатокрылые


Златоглазки – очень изящные желто-зеленые насекомые с крупными ажурными крыльями и выпуклыми фасеточными глазами. Опасны для вредителей не они сами, а их личинки, грозно прозывающиеся "тлиными львами" за то, что активно охотятся на мелких насекомых – тлей, червецов и проч. За день такая обжора может уничтожить до 150 тлей или до 50 мелких клещей. В год появляется 1-2 поколения златоглазок, в каждом личинки развиваются около 2-3 недель, все это время занимаясь борьбой с насекомыми-вредителями на вашем участке.

Личинки некоторых видов златоглазок во время охоты специально маскируются от муравьев, которые зачастую сторожат колонии тлей. Они накидывают себе на спину различные растительные остатки, пустые шкурки тлей и ощипанные с них восковые нити.

Перепончатокрылые


Насекомых этих можно использовать для борьбы с десятками видов огородных вредителей. Массовое размножение трихограмм даже поставлено на промышленную основу, и вы можете купить этих маленьких помощников в специализированных лабораториях. А то, что помощь будет ценной, не сомневайтесь – одна выпущенная на участок самка трихограммы может повредить до 1000 яиц насекомого-вредителя.

Полужесткокрылые

В этом отряде в плане пользы для огорода нас интересуют активные и "длинноногие" клопы-хищники (антокорис, ориус, набис, периллюс), которые способны успешно бороться с трипсами, минерами, паутинным клещом, колорадским жуком и жуком-пилильщиком, мелкими гусеницами, а также другими вредителями.

Так, клоп-антокорис за сутки может уничтожить до 100 яблонных клещей или крупную кладку (более 100 яиц) паутинного клеща или жука-пилильщика. Личинки этих клопов, хотя и чуть уступают им в прожорливости, также активно помогают "ухаживать" за огородом.

Кожистокрылые


Уховертки. Эти необычного вида насекомые с мощными "клещами" на конце тела насчитывают достаточно много видов, часть из которых – хищные. Охотятся они в темное время суток и предпочитают малоподвижных беспозвоночных вроде тлей и мелких паутинных клещей на всех стадиях развития. В то же время уховертка может с легкостью вредить пчелам, забираясь в ульи и поедая мед, а также повреждать нежные части молодых растений. Обычно это насекомое выбирает опавшие, подгнившие плоды и стебли, однако при ненормированном размножении может наносить существенный ущерб огородному хозяйству, превращаясь во вредителя.

Конечно, мы упомянули далеко не всех полезных жуков, помогающих нам спасать урожай. Есть еще разнообразные пауки – гроза луговых мотыльков, многих видов моли, колорадского жука, черепашки. Есть муравьи – если их количество на участке не чрезмерно, обитатели одного муравейника в год могут уничтожить до 20 млн вредителей огорода. Есть осы, многие из которых охотятся на гусениц других вредных насекомых. Есть журчалки, чьи хищные личинки питаются листоблошками и тлями. Есть лесные клопики, поглощающие тлю, яйца паутинных клещей и личинки галлицы. Есть мощные ктыри, способные истребить самых крупных насекомых и гусениц-вредителей.

Как привлечь на огород полезных жуков

К сожалению, на огородном участке общая совокупность полезных членистоногих обычно меньше, чем количество жуков вредных. Поэтому неплохо бы заняться привлечением первых к себе в "гости", создав им благоприятные для проживания и питания условия.

Для начала стоит высадить по периметру грядок цветы-нектароносы – это позволит хищным насекомым осуществлять дополнительное питание на разных стадиях размножения. При этом подобранные растения следует сажать так, чтобы они цвели долго, сменяя друг друга.

Из нектароносов, эффективно справляющихся со своей задачей, можно порекомендовать:

  • пижму,
  • зверобой,
  • донник,
  • бархатцы,
  • календулу,
  • клевер,
  • кориандр,
  • душицу,
  • люпин,
  • мяту,
  • укроп,
  • тысячелистник,
  • клевер,
  • маргаритки,
  • одуванчики.

Обратите внимание – многие из перечисленных растений, кроме основной функции (привлекать полезных насекомых), могут быть полезны еще и другими своими свойствами (сидерация и обогащение почвы, ускорение созревания овощных культур, сырье для приготовления лекарственных или просто вкусных напитков), не говоря уж о том, что они будут радовать глаз своими цветками.

Также помогает привлечению насекомых-помощников на участок создание для них "домиков" – укрытий, помогающих пережить непогоду или холодные месяцы. Это могут быть как крупные пустотелые стебли, связанные вместе и размещенные под навесом (для пчел, златоглазок, шмелей), так и обрезки веток большого диаметра с просверленными дырками, а то и просто положенные на землю доски, присыпанные корой и листьями (для уховерток, жужелиц, многоножек).

"Обрадуются" ваши добровольные помощники и в случае вашего отказа от ядохимикатов на участке – ведь страдают они от них не меньше жуков, вредных для огорода.

Надеемся, мы вас убедили, что привлекая и оберегая полезных насекомых на своем огородном участке, вы сможете эффективно бороться с вредителями и получать лучшие урожаи. Удачи!

Вредные и полезные насекомые

Даже в самых образцовых и ухоженных садах много насекомых вредителей. Но, к счастью, много и полезных обитателей, которые готовы прийти нам на помощь, если мы научимся их узнавать и создадим для них идеальные условия. Поручив борьбу с вредителями их естественным врагам, мы избавим себя от многих проблем. Чтобы случайно не уничтожить наших крошечных союзников, давайте познакомимся с ними поближе. Какие бывают вредные и полезные насекомые, обитающие на дачах рядом с нами?

В наших садах живет очень много вредных и полезных насекомых, которые питаются вредителями растений. Давайте перечислим полезных:

Божьи коровки

Оказывается это очень полезные насекомые для садов и огородов. В России обитает множество видов божьих коровок, и все они являются полезными для растений. Взрослые особи и их личинки питаются в основном тлей (съедают их по несколько десятков в день), но не брезгуют и другими насекомыми-вредителями: червецами, клещами, хрущами, диптерами и даже молодыми гусеницами. Божьих коровок можно привлечь в сад, опрыскивая растения раз в неделю слегка подслащенной водой (1/2 ложки на 1 л воды).

Жужелицы

Как взрослые жужелицы, так и их личинки по своей природе являются хищниками, питающимися различными насекомыми, дождевыми червями, улитками и падалью. Когда добычи много, жужелицы входят в охотничий азарт, в результате чего убивают больше жертв, чем могут съесть.


Садовые клопы

В садах обитает множество различных видов садовых клопов. Оказывается они тоже полезные насекомые в саду и для огорода. Взрослые клопы и личинки, которые похожи на своих родителей, но меньше по размеру, охотятся на различных вредных насекомых, имеющих мягкий, легко прокусываемый покров. Клопы уничтожают хрущей, гусениц, тлю, паутинных клещей.

Журчалки

Журчалки относятся к разряду двукрылых. Взрослые насекомые питаются пыльцой и нектаром цветов, а их личинки предпочитают тлю, хрущей, медяниц, яйца колорадских жуков. Увеличить количество журчалок в огороде можно путем посева медоносных растений (фацелии, гречихи, клевера, ноготков, подсолнечника).

Златоглазки

Среди полезных насекомых следует упомянуть и златоглазок. Они обычно питаются нектаром и пыльцой, но не отказываются и от насекомых-вредителей, особенно тли. Златоглазкам можно помочь перезимовать, так как они весьма чувствительны к холоду. Для этого осенью в саду необходимо разместить деревянный ящик красного или коричневого цвета, заполненный сухой листвой. Между досками ящика следует оставить небольшие щели, куда смогли бы проникнуть златоглазки. Через некоторые время ящик надо перенести в теплое сухое помещение, а весной снова выставить в сад. Более хищными являются личинки златоглазок. Одна личинка в течение двух недель может съесть до 450 тлей. Помимо тлей они также уничтожают хрущей, медяниц и листоверток.

Среди вредных насекомых для наших садов и огородов надо указать черных садовых муравьев . Это очень стойкие вредители. Более того, они заботятся о тле, отгоняют от нее врагов типа божьих коровок и даже переносят колонии тлей на другие, не зараженные ею деревья и кусты. Дело в том, что садовый муравей летом питается преимущественно углеводным питанием, которое выделяют тли. Черные садовые муравьи живут в земле, и вытеснить их с грядок или из теплиц очень трудно. Заливайте муравьиные норы кипятком, посыпайте негашеной известью, используйте отравленные приманки. Победите муравьев, тогда и прожорливой тли станет меньше.

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Урок

развитие устной речи

«Насекомые вредные и полезные»

Подготовила: Сазонова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Шербакуль

Май, 2016

Класс: 4

Тема: Вредные и полезные насекомые

Цель: познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку

Задачи:

Обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;

Познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые,научить их классифицировать по данному признаку;

Расширить словарный запас учащихся;

Воспитывать бережное отношение к насекомым;

Коррекция устной речи.

Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.

Ход урока.

    Организационный момент.

(слайд №1)

Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.

2. Психологический настой.

(слайд №2)

Сотвори в сердце солнце.

Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своём сердце солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Вы направляете к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка стала большой как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца!

Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся на лесную полянку.

    Речевая гимнастика.

(слайд №3)

Предлагаю начать наш урок с речевой гимнастики.

(хором)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – паучок

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Покружились, полетали….

От усталости упали….

4. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на рисунок и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении?

(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик)

Как можно назвать их одним словом?

Это насекомые.

Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

(ответы детей)

А пользу или вред они приносят окружающему миру?

(ответы детей)

(слайд №4)

Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?

Тема: Насекомые вредные и полезные.

Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.

Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. Одни – полезные, другие – вредные.

Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.

(слайд №5)

- На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5

задание

Количество баллов

Оценка

Всё понятно, ошибок нет (5 баллов)

Понятно, но не всё, возникли затруднения (1-2 ошибки) (4 балла)

Ничего не понял (3-4 ошибки) (3 балла)

5. Изучение нового материала.

а) знакомство с внешним видом насекомых

Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?

(ответы детей)

Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей фауны?

По внешнему виду.

Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей фауны можно по внешнему виду.

Цель: Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.

(слайд №6)

(ответы детей)

У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног .

(слайд №7)

Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».

А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

(ответы детей)

Слово « насе комые» переводится с латинского как «имеющий насе чки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?

Вывод: Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Насекомых так назвали, потому что их тело имеет насечки.

(слайд №8)

б) Игра «Проверь себя»

(работа в парах)

Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

(выполняют работу)

Проверяем.

(ответы детей)

Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.

(оценивают)

(слайд №9)

Физминутка

Чок–чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.(Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться)

Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)

б) вредные и полезные насекомые

(работа в парах)

Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?

(ответы детей)

Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.

Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.

Вредные насекомые

Полезные насекомые

Колорадский жук

Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.

Муравей

Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!

Тля

Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.

Пчела

Я - пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.

Божья коровка

Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.

(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)

Комар (читает учитель)

Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.

Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?

(предположения детей)

Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.

Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?

(ответы детей)

Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.

Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?

(ответы детей)

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

(оценивают)

в) Игра «Потопаем – похлопаем»

Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:

Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)

Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)

Переносят заразные заболевания; (топают ногами)

Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)

Поедают молодую зелень; (топают ногами)

Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)

Опыляют растения;(хлопают в ладоши)

Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)

Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

(оценивают)

6. Закрепление изученного материала.

(слайд №10)

а) классификация вредных и полезных насекомых

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это – (божья коровка)

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветов собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

(гусеница)

Очень мелкие они,

Для листов они враги.

Сок из листьев выпивают,

Листья вянут, засыхают.

(тля)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

Этот жук их Колорадо,

Есть картошку обожает.

Налетит он если тучей,

Все листочки вмиг съедает.

(колорадский жук)

Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.

(оценивают)

(слайд №11)

б) дополни предложения

Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом - иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.

Строит муравейник

.

Стрекочет в траве

.

Собирает нектар с цветов

.

Плетёт паутину

.

(слайд №12)

Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)

1.

на уничтожает . опыляют .

Выполним проверку.

(дети зачитывают предложения вслух)

(оценивают)

Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.

7. Домашнее задание.

Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.

8. Рефлексия.

Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя - по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.

Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;

Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;

Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.

Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.

23 – 25 баллов – оценка «5»

18 – 23 баллов – оценка «4»

13 – 17 баллов – оценка «3»

< 13 баллов – оценка «2»

(оцениваю)

Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».

Молодцы!

А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.

Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.

(слайд №13)

Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

А. Барто

(слайд №14)

Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.

(слайд №15)

Картинки ,