ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Сколько основных функций управления. Общие функции управления организацией

Функции менеджмента

Функции менеджмента - это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента .

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль,
  • регулирование.

В Советском Союзе выделяли такие функции менеджмента:

  • планирование,
  • организация,
  • координация,
  • стимулирование,
  • регулирование,
  • контроль.

Американские ученные Мескона, Альберта и Хедоури выделяют четыре функции менеджмента:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль.

Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.

Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

  1. Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.
  2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.
  3. Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование - это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.

Функция организации - это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.

Функция мотивации - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация - это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие. Руководители узнали, что мотивация - это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются.

Функция контроля - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект - установление стандартов - это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект - стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Функция координация - это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.

Источники

  • Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. / За редакторшу Москалюка В Есть. - К.: КНЕУ, 2002. - 252с.
  • Портер М. Стратегия конкуренции. - К.: Основы, 1997. - 336с.
  • Ру Д., Сулье. Управление / Тэр. из франц. - К.: Основы, 1995. - 442с
  • Ермошенко М. Менеджмент: Учебное пособие/ Николай Ермошенко, Сергей Ерохин, Олег Стороженко; Национальная академия управления. -К.: Национальная академия управления, 2006. −655 с.
  • Любимова Н. Менеджмент - путь к успеху/ Наталия Любимова. -М.: Агропромиздат, 2002. −59 с.
  • Менеджмент: теоретические основы и практикум: Учебное пособие для студентов высших заведений образования/ Олег Гирняк, Петр Лазановский. -К.: Магнолия плюс; Львов: Новый Мир-2000, 2003. −334 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Функции менеджмента" в других словарях:

    Осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка (потребителей) и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентом. К перечисленным функциям… … Словарь бизнес-терминов

    Функции экологического управления - основные направления управленческой деятельности в сфере охраны окружающей природной среды для достижения поставленных целей и задач; различают следующие Ф.э.у.: аудит систем экологического менеджмента (экологический аудит) , обеспечение… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии … Википедия

    ГОСТ Р ИСО 24511-2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента коммунальных предприятий и оценке услуг удаления сточных вод - Терминология ГОСТ Р ИСО 24511 2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента коммунальных предприятий и оценке услуг удаления сточных вод оригинал документа: 2.4… …

    ГОСТ Р ИСО 24512-2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента систем питьевого водоснабжения и оценке услуг питьевого водоснабжения - Терминология ГОСТ Р ИСО 24512 2009: Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента систем питьевого водоснабжения и оценке услуг питьевого водоснабжения оригинал документа:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    ГОСТ Р 54337-2011: Системы менеджмента охраны труда в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования - Терминология ГОСТ Р 54337 2011: Системы менеджмента охраны труда в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования оригинал документа: 3.2 аудит (проверка) (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 53661-2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Руководство по внедрению - Терминология ГОСТ Р 53661 2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Руководство по внедрению оригинал документа: 3.2 безопасность (security): Сопротивление преднамеренному акту незаконного вмешательства, рассчитанному на нанесение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 53662-2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы - Терминология ГОСТ Р 53662 2009: Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы оригинал документа: 3.21 акт незаконного вмешательства (security incident): Любое действие или … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (ОГИМ) Международное название Orenburg Stat … Википедия

К общим или основным функциям управления относятся:

планирование;

организация;

регулирование;

координирование;

мотивация и стимулирование;

гуманизация и обеспечение корпоративность трудовых отношений;

контроль и оценка.

Каждая из указанных функций имеет самостоятельное значе­ние в общей системе управления, но в то же время взаимосвязана и взаимодействует с другими функциями, обеспечивая целостность и действенность системы управления.

Планирование - общая функция управления, осуществ­ление которой направлено на определение перспектив развития и будущего состояния объекта управления.

По отношению к управлению строительством объекта или ис­полнению подрядного контракта планирование направлено на определение мер, ресурсов и сроков их выполнения для дости­жения конечной цели - возведению объекта или исполнению подрядного контракта. По отношению к управлению строитель­но-монтажной организацией планирование направлено на опре­деление мер, ресурсов и сроков их выполнения для достижения поставленных целей по техническому и организационному раз­витию строительно-монтажной организации и по выполнению обязательств, принимаемых при заключении хозяйственных до­говоров.

Планирование является активной составляющей всей системы управления производством. Именно посредством и в процессе пла­нирования определяются цели по темпам развития производства, по эффективности использования имеющихся производственных мощностей и ресурсов и т.д.

Планирование осуществляется на всех уровнях хозяйственного управления и участках производства. Оно представляет собой про­цесс подготовки, обоснования и принятия решений, оформленных в виде документов, определяющих совокупность мероприятий, дей­ствий и потребных ресурсов для достижения планируемых произ­водственных, экономических и социальных результатов деятельно­сти. Планы определяют не только цели и показатели производства и хозяйствования, но и весь комплекс действий по их достижению.

Планирование охватывает различные временные периоды, а потому бывает:

оперативным (на месяц, декаду, неделю);

текущим (на квартал, год);

среднесрочным (на срок до 2 - 3 лет);

перспективным (от 3 - 5 лет и более).

С планированием непосредственно связано прогнозирование. Объектами и предметами прогнозирования в строительно-монтажных организациях при разработке ими своих среднесрочных явля­ются: цены на строительную продукцию и услуги, цены на строи­тельные материалы, цены на строительные машины, изменения в характере возводимых зданий и сооружений и применяемых строительных конструкций. В долгосрочном плане прогнозируются состояние рынка строительных подрядов, динамика объемов инвестирования, изменения кредитной и налоговой политики государства и др.


Качество планирования обеспечивается строгим соблюдением следующих основных его принципов:

обоснованность планирования, которая выражается в необходи­мости использования и учета при составлении планов реальных данных об условиях осуществления производства и хозяйствования;

оптимальность планирования, которая означает требование достижения наилучших производственно-экономических результатов с наименьшими затратами производственных ресурсов и финан­совых средств;

непрерывность планирования, означающая полное соответствие и взаимную увязку планов во времени (оперативных, текущих и перспективных планов) и всех плановых показателей по уровням управления, подразделениям и участкам производства;

комплексность планирования, предполагающая обеспечение комплексного и системного подхода к организации и содержанию планирования. В практическом плане это выражается в наиболее полном охвате планированием всех направлений и участков про­изводственно-хозяйственной деятельности и системном рассмо­трении факторов и условий, определяющих и влияющих на ре­зультаты производства и хозяйствования.

Организация как основная функция управления обеспечи­вает кооперацию деятельности людей, участвующих в производ­стве и хозяйствовании. Практически это обеспечение осуществля­ется посредством построения рациональной производственной и организационной структуры строительно-монтажной организации и эффективного функционирования их, применения соответству­ющих методов организации возведения зданий и сооружений, ме­тодов производства строительно-монтажных работ, методов мате­риально-технического и кадрового обеспечения строительных объектов и участков производства и т.д.

Эффективность организации определяется строгим соблюдени­ем следующих ее основных принципов:

рациональность построения системы и структуры управления строительно-монтажной организацией и строительным производ­ством, предполагающая целесообразный уровень разделения и специализации труда работников сферы управления;

надежность системы и структуры управления, предполагающая четкое разделение обязанностей и прав подразделений и работни­ков управления, качественное исполнение ими своих функций и обязанностей, построение простой и надежной системы передачи информации, связанной с управлением;

соответствие производственной и организационной структуры управления строительно-монтажной организации виду и характеру осуществляемого строительства, выполняемых строительно-монтаж­ных работ и ее месту на рынке строительных подрядов и услуг;

гибкость, универсальность и самоорганизация системы и структу­ры управления, предполагающих быструю адаптацию к изменяю­щимся производственным условиям и условиям хозяйствования;

научность управления, требующего применения современных методов и кадров управления.

Регулирование как основная функция управления тесно связана с организацией. В процессе управления строительной орга­низацией и строительным производством возникают отклонения от намеченных оперативных и других планов производства работ, материального обеспечения и т.д. Возможны изменения в сформи­рованной программе работ по разным причинам (срыв контрактов со стороны заказчиков, заключение новых контрактов и др.). Воз­можны другие изменения, требующие учета при организации про­изводства. Поэтому необходимо принятие соответствующих кор­ректирующих управляющих воздействий.

Регулирование строительного производства - сложный про­цесс, базирующийся на сборе и обработке информации о ходе производства с производственных участков, о возникших произ­водственных «возмущениях», в том числе в связи со сбоями в про­изводственном обслуживании (транспортом, строительной техни­кой, материалами), на обработке этой информации и принятии решений оперативного характера по нормализации производства. Вопросы регулирования производства решаются на всех уровнях управления мастерами, производителями работ, руководителями строительных и производственных участков, начальниками (ме­неджерами) объектов, руководителями обслуживающих участков и др. Центральное место в этом плане занимает диспетчерская и производственно-распорядительная службы строительно-монтаж­ной организации.

Координирование как основная функция управления ре­шает проблемы и неувязки при руководстве деятельностью строи­тельно-монтажной организации, возникающие вследствие разде­ления труда управленческих работников. Оно направлено на обес­печение согласованной работы и целенаправленного единства дей­ствий всех звеньев и участков производства, всех управленческих служб и их отдельных работников. Координация деятельности со­ответствующих служб и отдельных работников управления осуще­ствляется сверху вниз. Руководитель организации координирует работу своих заместителей и участков по их подчиненности ему согласно организационной структуре управления. Заместители ко­ординируют деятельность соответствующих отделов и участков производства или обслуживания по подчиненности. Руководители отделов и участков производства и обслуживания координируют работу групп, бригад, отдельных работников и исполнителей. В ре­зультате обеспечивается слаженная целенаправленная работа управленческой команды в целом.

Эффективность управления во многом зависит от мотивации и стимулирования работников. Направлений и возможностей повышения мотивации работников к более эффективному их труду и высоким результатам производственно-хозяйственной деятельности организации в целом много. Это прежде всего: материальное и моральное стимулирование труда, организация оплаты труда и материального поощрения в зависимости от количества и качества труда работников. Важно также моральное поощрение за добросовестный и качественный труд. Эффективными мерами мотивации к производительному труду являются также современный стиль и методы управления, профессиональный должностной рост работников в организации, поощрение иници­ативы работников и т.д.

Гуманизация труда и корпоративность трудовых отношений в строительно-монтажных организациях тесно связана с мотивацией их работников к более эффективному и производительному труду.

В системе управления производственными коллективами важ­ное место занимают понятия культуры управления и качества тру­довой жизни, которое включает в себя многие аспекты и направ­ления социальной стороны менеджмента. Культура управления вклю­чает в себя прежде всего этику и нормы поведения менеджеров и специалистов, их деловитость и четкость в работе, а также общий стиль и уровень управления, применение новейших средств и тех­ники управления, уровень отношений между работниками и т.д. Качество трудовой жизни отражает степень эффективности мероп­риятий, проводимых организацией для обеспечения удовлетворен­ности трудом ее работников. К таким мероприятиям относятся со­здание нормальных санитарно-бытовых условий на производстве, облегчение труда работников и т.д.

Корпоративность трудовых отношений состоит в единстве по­нимания целей и задач управления, осознанном и построенном на взаимопомощи и взаимовыручке осуществлении их.

Контроль и оценка как основная функция управления обеспечивают знание действительного положения дел по испол­нению намеченных планов, достижению поставленных целей по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажной организации, по ее состоянию и разви­тию и т.д.

Главная задача контроля состоит не только в определении и оценке фактического положения дел на различных участках про­изводства и хозяйствования, но и в установлении причин и фак­торов, оказавших влияние на возникновение отклонений при вы­полнении намеченных планов и задач, в выявлении имеющихся резервов производства.

Осуществление контроля и оценки производственной и хозяй­ственной деятельности начинается с учета и получения информа­ции о состоянии объектов управления. При этом контроль охваты­вает все составляющие и элементы управляемой системы. На осно­вании данных учета и информации подготавливаются соответству­ющие управленческие решения по корректировке оперативных планов, заданий и т.д.

Построение системы учета и контроля деятельности должно удовлетворять следующим основным принципам:

объективность и достоверность учитываемых и анализируемых данных. От этого напрямую зависит обоснованность принимаемых управленческих решений по корректировке планов производства, других действий производственного и экономического характера;

комплексность и системность наблюдения за состоянием управ­ляемой системы, предполагающих достаточный охват путем учета параметров состояния строительно-монтажной организации для полной оценки всех сторон ее производственно-хозяйственной деятельности.

ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рассматриваемые вопросы:

Выделение в управлении отдельных функций - объективный процесс, порождаемый сложностью производства и управления им. Возникновение функций управления - результат дифференциации целенаправленных воздействий, разделения и специализации труда в сфере управления.

В общем виде под функцией управления понимается совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся, действий, объединенных одинаковостью содержания и целевой направленностью.

В настоящее время существует множество квалификаций функций управления. Однако управление - это всегда множество циклов, взаимосвязанных, во многих случаях повторяющихся, которые можно выделить в качестве общих функций управления. К ним относятся: планирование, организация, мотивация (в т.ч. подбор и расстановка кадров), контроль и координация . Причем работы, относимые к функции координации присущи работам по другим функциям в той или иной степени, как бы вплетены в них. Поэтому графически целесообразно перечисленные функции изобразить так, как это приведено на рис. 6.1.

В какой-то мере, обособляя эти функции, следует помнить о том, что:

В процессе выполнения одной из них обязательно выполняются другие;

Без выполнения любой из них процесс управления оказывается нарушенным.

Рассмотрим подробно эти функции и работы, составляющие их .

Планирование - проектирование достижения целей организации в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано). Планирование обычно предполагает выполнение следующих работ:

1) прогнозирование - оценка перспектив развития ситуации, в которой находится управляемая организация и возможностей осуществления её деятельности в данной ситуации;

2) определение целей означает определение желаемых результатов деятельности управляемой организации, как определенной её реакции на воздействия внешней среды (вышестоящих, взаимодействующих и общественных организаций, а также социальных групп и отдельных членов общества), обусловленные действующими экономическими, политическими, научно-техническими, социальными и другими условиями развития общества. Определение характера и спектра работ на перспективу;

3) конкретизация целей - формулирование конкретных целей деятельности управляемой организации с уточнением необходимых для этого ресурсов;


4) разработка плана работ (программирование) - формирование плана действий по достижению целей, осуществляемое, как правило, на основании разработанной ранее стратегии . Оценка ресурсных и временных затрат на отдельные этапы работ. Определение временной последовательности работ по достижению цели. Расчет объема затрат и распределение ресурсов по этапам этих работ с увязкой по всем другим действующим планам.

Организация - определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды. Организовывание обычно предполагает выполнение следующих работ (действий):

1) структуризация - разбивка (дифференциация) работ по достижению цели на элементы и соответствующая разбивка имеющихся ресурсов. Уточнение функций, выполняемых ими. Технологическая группировка этих ресурсов относительно подцелей и в соответствии с выполняемыми функциями;

2) формирование процедур - отработка целесообразных и систематизированных методов выполнения работ;

3) установление организационной политики - окончательное формирование структуры управления (проверка соответствия действующей структуры управления организацией, намеченному плану деятельности), установление общих правил действий, составление руководящих документов (формализация структуры управления).

Мотивация - создание условий для выполнения коллективами и отдельными работниками действий, необходимых для достижения целей организации, что обычно предполагает выполнение следующих работ (действий):

1) подбор и расстановка кадров . Анализ работ и определение требований к их исполнителям. Выявление и назначение на должности лиц, обладающих необходимой квалификацией;

2) подготовка кадров - обучение методам и приемам работы. Создание условий для повышения квалификации работников;

3) направленное воздействие на кадры заключается в организации рабочих мест и труда отдельных исполнителей с целью обеспечения требуемой эффективности их деятельности. Воздействие на людей с целью выполнения ими желаемых для организации действий;

4) формирование благоприятной внутренней культуры коллектива связано с развитием межличностных отношений, стереотипов поведения работников и их благоприятных неформальных взаимоотношений, единения относительно производственно-экономических и социальных целей.

Контроль - сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения. Обычно реализация функции контроля предполагает выполнение следующих работ (действий):

1) создание критериев оценки направлено на определение регистрируемых и оцениваемых параметров (показателей) деятельности организации и выполнения работ по достижению целей, на установление методов оценки и формирования шкалы измерения результатов этих работ;

2) измерение параметров работ - оценка соответствия фактических результатов работ тому, что установлено в плановых заданиях и иных регламентирующих документах;

3) корректирующие действия - выявление причин возникающих отклонений и разработка предложений по улучшению параметров работ по достижению целей.

Координация - установление гармонии между участниками выполнения работ, что обычно предполагает выполнение следующих работ (действий):

1) обеспечение коммуникаций - создание социально-психологического климата и условий обмена информацией для эффективной совместной работы взаимосвязанных организованных единиц;

2) распределение заданий - возложение на конкретных исполнителей ответственности за порученные им работы;

3) с огласование - предупреждение диспропорций в работах, направленных на достижение групповых целей.

Функцию координации выделяют не все авторы (например, присутствует её понятие в учебнике В.Р. Веснина «Менеджмент »). Действительно, функция «координация» является как бы вспомогательной и, видимо, её роль и место правильнее отражать так, как приведено на рис. 4.1. Более того, в широко известном учебнике М. Мескона, М. Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента» речь идет только о четырех основных функциях управления, а один из самых популярных в США учебников С. Робинса и П. Коултера «Менеджмент» разбит на 6 частей, из которых 4 части посвящены функциям: планирования, организации, руководства («координация» в ней), контроля.

Управление - это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач предприятия. Эти действия получили название управленческих функций , или функций менеджмента (от латинского - выполнение, деятельность, обязанность).

Функции управления - это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления.

Функции менеджмента определяют сущность и содержание организаци­онно-управленческой деятельности на всех уровнях управления. Выделение в управлении отдельных функций - объективный процесс, вызванный сложно­стью производства и управления им. Это результат разделения и специализа­ции труда в сфере управления.

В своей последовательности функции менеджмента представляют собой технологию управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления . Сущность управления всегда остается постоянной, а содержание меняется и зависит от специфики объекта управления. Экономические преобразования в республике вносят свои коррективы в развитие функций менеджмента. Идет не только дифференциация целенаправленных воздействий, но и интеграция, и новая специализация труда в сфере управления.

Все функции управления разделяют на общие (основные) и конкретные (специальные). Основные функции менеджмента являются общими для процесса управления любым предприятием. Специальные функции менеджмента определяются спецификой и особенностями производства.

Функции управления определяют:

Целенаправленность воздействия;

Сущность и содержание управления;

Стратегию и тактику управления;

Методы и процессы управления;

Структуру кадров управления;

Потоки и объемы информации;

Возможность механизации и автоматизации управления;

Сложность и трудоемкость управленческой деятельности.

Функции управления учитываются:

При разработке положений, уставов организационных формирований всех форм собственности;

При разработке должностных инструкций;

При оценке, подборе, расстановке кадров управления;

При формировании рациональных структур аппарата управления;

При определении структуры рабочего времени руководителей и специалистов.

5. Общие (основные) функции управления

Обычно выделяют пять общих функций управления:

Планирование (прогнозирование);

Организация;

Координация (регулирование);

Стимулирование (активизация, мотивация);

Контроль (анализ, учет).

Рассмотрим общие функции управления подробно:

1. Планирование - это выработка и постановка целей и задач по управлению производством, а также определение путей и средств для достижения поставленных целей.

Различают три типа планирования: стратегическое, тактическое и оперативное. Применительно к сельскохозяйственной организации вопросами стратегического планирования занимается председатель СПК. Оперативное планирование осуществляют руководители на местах (бригадиры, начальники цехов, руководители служб).

При составлении планов руководствуются следующими принципами:

Полнота (должны учитываться все факторы);

Точность (необходимо использовать современные средства прогнозирования);

Ясность (поставленные цели должны быть простыми и понятными);

Непрерывность (планирование идет постоянно);

Экономичность (расходы на планирование должны быть соизмеримы с получаемым выигрышем);

2. Организация - это создание новой или усовершенствование существующей структуры управления для реализации целей и задач предприятия.

Вне зависимости от вида и масштабов своей деятельности каждое предприятие должно быть определенным образом организовано. Существуют обязательные действия, которые необходимо выполнить при реализации функции организации:

Определение и детализация целей, выявленных в ходе планирования;

Определение видов деятельности для достижения этих целей;

Поручение различных задач исполнителям (т. е. разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие подразделения;

Координация различных видов деятельности посредством установления взаимоотношений, заданий и сроков;

Обеспечение единства цели;

Установление размаха менеджмента (или нормы управляемости), т. е. оптимального числа подчиненных у одного руководителя.

Функция организации рассматривается как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура предприятия;

3. Координация - это обеспечение согласованности действий коллективов людей для достижения цели предприятия.

Координация в управлении предприятием осуществляется путем налаживания взаимодействия различных подразделений. Она включает в себя также регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами. Но, говоря о регулировании, не следует считать его синонимом координации. Регулирование - это часть текущего координирования.

Функцию координации обычно выполняет руководитель организации. Для этого он должен иметь весь объем информации как о стратегических задачах, так и по текущим вопросам;

4. Стимулирование - это побуждение коллектива людей к повышению эффективности их деятельности.

Поведение людей всегда мотивировано. Они могут трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а могут уклоняться от работы. Поведение человека может иметь и другие проявления. Во всех случаях следует искать мотивы поведения. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия;

5. Контроль - это систематическое наблюдение за деятельностью коллективов людей для выявления отклонений от установленных планов, норм, правил и требований.

Функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать предприятие на верном пути, сравнивая показатели его деятельности с установленными стандартами и планами. В практике менеджмента существует определенная технология контроля, которая включает следующие элементы:

Концепция контроля, (т. е. систематический контроль или частные проверки, предмет контроля, контролирующий орган);

Цели контроля (целесообразность, правильность, эффективность действий);

Нормы контроля (этические, правовые, производственные);

Виды контроля (предварительный, текущий, заключительный);

Объем контроля (полный, эпизодический, выборочный);

Область контроля (финансовый, контроль качества, производительности).

В основу создания системы контроля должны быть положены следующие принципы:

Эффективность (насколько контроль полезен);

Эффект влияния на людей (не вызывает ли контроль негативную реакцию);

Выполнение задач (контроль должен способствовать выявлению отклонений, устранению недостатков);

Определение границ (контроль не может проводиться без ограничений. Необходимо соблюдать нормы, определяемые действующим законодательством).

Сама процедура контроля имеет четко различимые этапы:

Установление стандартов. Стандарты - это конкретные цели. Они выявляются в процессе планирования. При этом необходимо выработать показатели результативности деятельности предприятия;

Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Необходимо выяснить, насколько достигнутые результаты соответствуют ожидаемым, а если отличаются, то не опасно ли это;

Принятие необходимых корректирующих действий. Можно скорректировать деятельность предприятия, изменить планы или пересмотреть стандарты, если контроль оказался слишком жестким.

Следует подчеркнуть, что функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления предприятием. Каждая функция менеджмента движима другой, в результате чего возникает своего рода круговое движение, точнее, движение по спирали.

Общие функции управления – это работа в области управления или виды управленческой деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему для достижения определенного результата. Функции управления отражают содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления. Функции управления обеспечивают управление организацией, определяют структуру, закрепляют вертикальное и горизонтальное распределение прав и ответственности. Функции управления помогают совершенствовать управленческий процесс (рис. 3.1).

Рассмотрим общие функции менеджмента, к которым относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Рис. 3.1.

Общие функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая общая функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Общие функции отражают основные стадии процесса управления деятельностью организации.

Можно выделить следующие особенности общих функций управления.

  • 1. Общие функции управления всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого действия. В связи с этим нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных общих функций управления, так как в разных ситуациях различные общие функции могут приобретать доминирующий характер.
  • 2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как:
    • во-первых, они применимы к любым социально-экономическим процессам или системам;
    • во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятельности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т.д. В этом случае первое понятие характеризует целеполагание, системообразование, второе – содержательный характер деятельности. Организация контроля предполагает прежде всего, что контроль должен иметь определенные организационные формы, характеризоваться конкретными структурными формами;
    • в-третьих , функции управления применимы и к самому процессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реализации управленческого решения), и к системе управления.
  • 3. Между общими функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких общих функций управления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание общих функций управления как некоторых "технологических переделов" управленческой деятельности чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из общих функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение общей функцией контроля требует несколько иных качеств от руководителя, чем организаторская деятельность.
  • 4. В структуре деятельности руководителей различных уровней общие функции управления имеют различный удельный вес (определяется экспертным путем).

Планирование – это целенаправленный процесс, состоящий из трех этапов: формирования миссии, комплектизации целей; на этой основе составление планов (стратегических, среднесрочных и текущих). Планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы.

По сути, любой план должен ответить на три вопроса: что делать? как делать? кто будет делать?

Для увязки стратегических, среднесрочных и текущих планов необходима выработка политики фирмы, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей.

Политика предполагает разработку и соблюдение правил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации.

Организация – это работа или вид деятельности для реализации намеченных планов. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность делегирования полномочий.

Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.

Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение.

Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку. Однако на практике некоторые руководители неохотно делегируют свои полномочия, считая, что они сделают работу лучше, либо, не доверяя подчиненным, либо боясь рисковать.

Построение организации – важный аспект организационной деятельности, который предполагает создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего ее эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей.

Построение организации предусматривает разделение труда в управлении на общее, частное и единичное.

Общее разделение управленческого труда предполагает его распределение между сферами, подразделениями и крупными отраслями общественного производства.

В организации работу выполняют люди, поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование – это средство, позволяющее руководству осуществлять выполнение работы с помощью других лиц.

Координация – процесс согласования воздействия внутренней и внешней среды с порядком выполнения стоящих задач. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля).

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации. Осуществление мотивации требует четкого представления потребностей и вознаграждений.

Потребность – ощущение человеком физиологически и психологически недостатка чего-либо.

Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.

Мотивация работников должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных.

Контроль – процесс обеспечения сбора информации, измерение полученных результатов, определение качества выполняемой работы. Контроль выполнения заданий начинается с момента постановки цели и доведения задачи до исполнителя. Контроль предполагает сопоставление намеченных целей и достигнутых результатов, а также проведение необходимых корректировок, если намеченные результаты не достигнуты.

Сами по себе планы и программы отражают желаемую ситуацию, но в ходе ее достижения в самой системе управления и в окружающей среде происходят изменения, которых могло не быть в момент формирования планов или программ. Меняются законы, трансформируются системы ценностей, создаются новые технологии и т.д. Для того чтобы адекватно отреагировать на эти изменения, организации необходим механизм оценки воздействия этих перемен на объект управления. Такой механизм и является контролем.