ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Возможные поломки сплит системы и их устранение. Основные поломки кондиционеров. Ремонтируем трубы и шланги

Неисправности домашних кондиционеров могут носить самый разный характер. Имея в своей структуре довольно сложные механизмы, такая аппаратура требует особого внимания со стороны пользователя. И, если оставить кондиционер без необходимого обслуживания, он очень скоро перестанет работать. Все поломки кондиционеров в общем виде можно классифицировать по следующим признакам:

  • механические – причины, связанные с поломкой внутренних механизмов устройства.
  • электрические – причины, связанные с отказом электроники.

Как уже было сказано выше, уход за техникой – залог ее нормального функционирования. Мы приведем наиболее распространенные ошибки пользователей, которые становятся причиной различных неисправностей кондиционеров.

Загрязнение фильтра

Загрязнение внутреннего фильтра не только нарушает нормальную циркуляцию воздуха внутри системы, но и провоцирует сбои в работе холодильной аппаратуры, что приводит к накоплению льда на медных трубопроводах. Как следствие – капающая вода из корпуса устройства.

Промывать фильтры необходимо приблизительно раз в три недели. Для очистки системы от грязи необходимо промыть фильтры под проточной водой, просушить их и вернуть в исходное положение.

Утечка фреона

Даже при идеальной работе кондиционера утечка фреона неизбежна. Нормальным показателем утечки является 2-3% в год, что эквивалентно 150 граммам. Чтобы не допустить поломку устройства, необходимо раз в 2-3 года проводить дозаправку, которая поднимет уровень фреона в системе до прежнего значения.

Однако существуют случаи, когда показатели утечки превышают установленные нормы. Основным признаком, характеризующим данную ситуацию, является образование льда и инея на специальных медных трубах, которые обеспечивают работу системы. Такая течь способна спровоцировать целый ряд механических неполадок.

Работа аппарата в зимнее время

Большинство моделей кондиционеров не адаптировано для работы в зимнее время. Температурный диапазон составляет от -7 до +40 градусов. Для работы в зимний период времени кондиционеру необходима специальная техническая подготовка.

Эксплуатация неподготовленного аппарата в зимнее время способна нарушить работу компрессора и дренажной системы. Вода, возникающая в ходе функционирования прибора, не сможет покидать систему вследствие замерзания дренажа. Следовательно, вся вода будет вытекать прямо в комнату, в которой установлен кондиционер.

Основные виды неисправностей

Рассмотрим основные неисправности кондиционеров и способы их устранения. Сразу оговоримся: если у вас сломался кондиционер, настоятельно не рекомендуется производить устранение неисправностей самостоятельно.

В случае повреждения внутренних механизмов покупателем, производитель снимает с себя обязанность гарантийного ремонта.

Плохое охлаждение помещения

Данная неисправность может возникнуть вследствие одной из следующих причин:

  • слишком слабая мощность;
  • внутренняя поломка.

Вполне возможна ситуация, когда мощности вашего кондиционера не хватает, чтобы обеспечить поддержание заданной температуры в квартире. Это может быть вызвано резкой сменой климата, в которой эксплуатируется устройство. Средним температурным диапазоном работы аппарата является показатель от -7 до +40 градусов.

Если поломка не связана со сменой температурного режима, значит, произошел внутренний сбой в работе устройства. Определить причину самостоятельно довольно проблематично, поэтому при первых признаках неисправности рекомендуется провести техническое обслуживание.

Своевременная диагностика оборудования по поводу очистки от грязи и пыли, позволяет избежать множества проблем.

Сбой в работе компрессора может стать основной причиной, по которой возникли такие неисправности сплит-систем. Исправление поломки – дело для квалифицированного специалиста.

Короткий цикл работы аппарата

Бывают ситуации, когда после включения устройства, оно перестает работать через 15-20 минут непрерывного функционирования. Причин возникновения данной ситуации может быть множество:

  • сбой в настройках;
  • сломалась плата управления;
  • выход из строя терморегулятора;
  • загрязнение радиатора.

Внешний радиатор, особенно в летнее время, часто подвергается воздействию пыли, пуха, грязи и т.д. Забиваясь, он провоцирует перегрев всей системы, что и приводит к остановке работы устройства. Решением данной проблемы является промывка радиатора сильным напором воды.

При заправке системы фреоном, может возникнуть ситуация, когда баланс хладагента нарушается. Измерив рабочее давление в компрессоре, можно определить, насколько сильно кондиционер перегружен фреоном. В случае перегрузки системы хладагентом необходимо произвести слив лишней жидкости.

Капает конденсат из внутреннего блока

Капающий конденсат из внутреннего блока может стать сигналом к тому, что ваше оборудование неисправно. Вероятной причиной могла послужить забитая сливная трубка . Для того, чтобы ее прочистить, необходимо выполнить следующие действия:

  • выключите кондиционер и подождите 10 мин;
  • отсоедините пластиковую сливную трубку;
  • прочистите и просушите ее;
  • верните в первоначальное положение.

Забивка сливной трубы является причиной 90% случаев, при которых конденсат капает из внутреннего блока. Вы вполне можете осуществить эту процедуру очистки без помощи квалифицированного мастера.

Как показывает практика, замена вышедшего из строя компрессора любой холодильной машины и, в частности, бытового кондиционера, требует выполнения определенных правил. Если ими пренебречь, выполненная работа окажется напрасной, и только что установленный компрессор придется менять вслед за вышедшим из строя.

Итак, каковы основные причины поломок компрессора? Это:

  • нарушение правил ;
  • нарушение правил эксплуатации кондиционера;
  • использование некачественных материалов ;
  • заводской брак.

Разберем каждый из этих случаев более подробно.

ПРИЧИНЫ ПОЛОМКИ КОМПРЕССОРА

1. Ошибки монтажа. Основная причина того, что компрессор вышел из строя в процессе монтажа, заключается в том, что систему «забыли» вакуумировать или сделали это небрежно, с использованием непредназначенного для этих целей инструмента. Вследствие воздух и вода остаются внутри системы.

В результате, в большинстве случаев, происходит пробой изоляции в обмотке двигателя компрессора.

Если же водяные пары попадают в магистраль кондиционера, работающего на R-410A или R-407C, последствия будут еще более тяжелыми. Дело в том, что с HCF фреонами используется полиэфирное масло, которое жадно впитывает влагу, при этом в значительной степени теряет свои рабочие характеристики. В нарушается смазка компрессора и его «клинит».

К выходу компрессора из строя может привести и нарушение правил прокладки фреоновых магистралей. Прежде всего, это несоблюдение уклонов, отсутствие маслоподъемных петель, слишком длинные магистрали, заломы труб и т.п. Следствием подобных вольностей также становится нарушение системы смазки компрессора.

Такие же тяжелые последствия может иметь некачественное соединение фреоновых трубопроводов. В результате образующихся утечек компрессор перегревается и выходит из строя.

Не менее опасно попадание в трубопроводы стружки, остатков припоя и флюса. Мусор, образовавшийся в результате неаккуратной обработки или пайки труб (как правило, из-за использования неподобающего инструмента и низкой квалификации монтажников), легко может вывести компрессор из строя.

2. Среди причин выхода кондиционеров из строя значительное место занимают нарушения правил эксплуатации. Прежде всего, это использование кондиционера с реверсивным циклом при низких температурах окружающего воздуха. При включении кондиционера в режиме обогрева, двигатель герметичного компрессора перегревается и выходит из строя. Это происходит из-за того, что при низких отрицательных температурах давление всасывания, а следовательно плотность и количество хладагента, поступающего в компрессор, уменьшается. В результате ухудшается охлаждение двигателя компрессора, он перегревается, возрастает риск электрического пробоя изоляции, ухудшается смазка.

Кроме того, опасность включения кондиционера на «тепло» зимой заключается в возможном повреждении клапанной системы компрессора из-за попадания в него жидкого, неиспарившегося при низкой температуре хладагента. В этом случае происходит гидроудар, который с высокой вероятностью выводит компрессор из строя.

Большая доля повреждений приходится и на вентилятор наружного блока. Крыльчатки ломаются о лед, намерзающий на теплообменнике наружного блока, электродвигатели горят в результате блокировки крыльчаток тем же льдом.

3. Использование некачественных комплектующих. Поломки по причине использования некачественных комплектующих случаются, в первую очередь, из-за низкосортных медных труб. Эти поломки неприятны тем, что найти дефект трубы порой бывает очень и очень непросто. Иногда вообще можно встретить трубы с мусором или стружкой внутри, но это — редкость. К поломке компрессора может привести и использование хладагента с повышенной влажностью. Для того, чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо придерживаться одного простого правила: если приобретать «расходку» не на рынке, а в специализированных фирмах — проблем не будет.

4. Заводской брак при изготовлении компрессоров, к счастью, явление достаточно редкое. С этим можно столкнуться при работе с дешевым оборудованием, в процессе изготовления которого нет должного контроля качества.

    Близкие по теме статьи:
  • Нет подходящих публикаций

Жаркое лето и жажда комфорта приводят многих из нас к решению установки кондиционера. Это настоящее чудо техники, которое дарит прохладу и бодрость даже тогда, когда на улице плавится асфальт. Но и кондиционеры иногда ломаются , и при этом важно понять причину неисправности и быстро принять решение по поводу ее устранения. Рассмотрим самые частые и типичные неисправности кондиционеров .

Распространенная проблема, с которой сталкиваются многие владельцы подобных устройств. Часто виной всему даже не неисправность кондиционера, а его недостаточная мощность, в результате чего при высокой внешней температуре он неспособен охладить помещение определенной площади. В этом случае стоит задуматься о более мощной и производительной модели.

Если же площадь и мощность соответствуют, а охлаждения нет, то тогда нужно произвести несложную проверку. Температура воздуха, который выходит из внутреннего блока кондиционера, должна быть около 12-16 0 С, и если она выше, то лучше провести техобслуживание. Кроме того, важно убедиться, работает ли компрессор во внешнем блоке, и проверить правильность выставленных настроек. Бывает, что пользователи включают режим осушения, а не охлаждения, с чем и связана проблема. Если такие простые действия не помогают, то лучше обратиться за помощью к специалистам и произвести квалифицированный ремонт.

№2. Выключение через 5-10 минут

Если кондиционер после нескольких минут работы отключается, то первым делом лучше проверить настройки , в т.ч. выставленную температуру и режим. Очевидно, что слишком высокая выстеленная температура будет быстро достигаться, да и работа в режиме осушения длительной не будет.

Другой более серьезной причиной стоит отметить возможный перегрев компрессора . Это может произойти ввиду воздействия ряда факторов:

  • неисправность вентилятора;
  • загрязнение пылью и грязью внешнего блока кондиционера, в результате чего отвод тепла снижается, а устройство выключается. В этом случае помогает очистка внешнего блока, которая производится с помощью моек высокого давления;
  • при дозаправке кондиционера хладагентом в большем количестве, чем это необходимо, возможен перегруз компрессора и нарушение баланса в контурах, результат чего налицо. Если подобное возможно, то нужно измерить давление и при его слишком высоких значениях стравить часть хладагента;
  • капиллярные трубки в кондиционере могут потерять проходимость при попадании в них грязи в процессе монтажа, ведь сечение их очень небольшое. Устранить подобный дефект можно только с помощью замены капиллярных трубок;
  • фильтр осушителя также может засориться в результате нарушения техники монтажа, а выход только один – его замена.

Из всего этого понятно, как важна правильная установка кондиционера, которая становится залогом надлежащего функционирования устройства. Обращаться с подобным лучше к зарекомендовавшим себя специалистам и компаниям, одной из которых является Акме Климат .

Справедливости ради стоит отметить, что есть еще одна причина, по которой кондиционер может отключаться после включения, но она не столь распространена. Это неполадки с платой кондиционера , которые диагностировать и исправить может лишь профессионал.

№3. Из внутреннего блока капает вода

Образование конденсата в процессе работы кондиционера – это нормальное явление, ведь из воздуха при охлаждение начинает конденсироваться влага. Выходит она должна по системе трубок на улицу, но часто что-то идет не так, и вода начинает капать прямо на пол в комнате. Самая распространенная причина – забилась сливная труба, по которой влага и вытекает из комнаты на улицу. Забиться она может в результате того, что туда попало насекомое, или начал расти мох. Другая, менее распространенная причина подобного явления, – забивается слив в поддоне, расположенным во внутреннем блоке кондиционера.

Исправить подобную проблему можно попробовать своими руками. В первом случае нужно найти место соединения внутреннего блока и сливной трубки, разъединить их и продуть трубку. Во втором случае достаточно достать поддон и прочистить его.

№4. Работает внутренний блок, но кондиционер не охлаждает

Причин подобному явлению может быть очень много, и самостоятельно выявить или устранить какую-то из них сложно – лучше обратиться к специалисту . Привести к подобному может отсутствие хладагента или неисправности компрессора внешнего блока. Часто к подобному приводит выход из строя вентилятора охлаждения, пусковых конденсаторов или платы управления. Вызов специалиста необходим в любом случае.

№5. Срабатывает защитный автомат при включении кондиционера

Причина – короткое замыкание, которое возникает в результате заклинивания компрессора или же замыкания пусковых конденсаторов. Исправить лучше с помощью профессионала.

Если вы не уверены в собственных силах, то за ремонт кондиционера своими руками лучше не браться! Именно от правильной работы устройства зависит не только длительная и бесперебойная работа, но и ваше здоровье.

Безусловно, компрессор кондиционера является незаменимым и в то же время самым уязвимым элементом в системе охлаждения. Для того чтобы данная деталь прослужила долго и безотказно, нужно внимательно придерживаться определённых правил эксплуатации, но к сожалению так случается не всегда. И в один прекрасный момент автолюбитель замечает, что его кондиционер плохо работает или не работает вообще. В таких случаях не нужно надеяться на то, что поломка сама собой устранится, нужно сразу же действовать.

Но прежде чем приступать к работе, нужно заранее знать, какая именно деталь в кондиционере повреждена. В данной статье мы узнаем, как определить поломку компрессора, и рассмотрим возможные варианты его ремонта.

Как узнать, что данная деталь пришла в неисправность?

Первым признаком неисправности компрессора является то, что кондиционер не выполняет свои функции. Как это определить? А определить это можно следующим образом: в то время как заданный режим охлаждения находится во включенном состоянии, вы заметите, что на наружном блоке не запускается компрессор кондиционера. BMW и многие другие немецкие марки авто также могут сломаться из-за отсутствия фреона в системе охлаждения. Ещё одной причиной поломки компрессора может послужить сгоревшая обмотка или же заклинивший поршень. Также поломку данной запчасти стоит поискать в питании (то есть определить, подсоединена ли эта деталь к аккумуляторной батарее). Во всех случаях, кроме поршня и отсутствия фреона, ремонт кондиционера можно осуществить самостоятельно с использованием минимального набора инструментов. В случае с отсутствием фреона нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам.

Отдельно стоит выделить такую причину поломки, как вода. Определить проникновение воды в компрессор кондиционера можно при виде зелёного оттенка масла. В таком случае нужно немедленно обратиться на СТО и произвести ремонт (лучше, конечно, замену детали). В противном случае вся влага, накопившаяся в системе охлаждения, превращается в лёд и после этого температура кондиционера существенно возрастает. Так продолжается до тех пор, пока не сгорит компрессор.

Что делать, если при включении системы охлаждения возникает посторонний шум?

Иногда бывают случаи, что компрессор кондиционера автомобильный при включенном состоянии издаёт какой-либо шум или даже свист, но при этом нормально выполняет свои функции. Причиной этому вовсе не является утечка хладагента или сгоревшая обмотка. И замена компрессора здесь точно не нужна.

Зачастую так происходит из-за плохой натяжки ремня ГРМ. В таком случае нужно проверить его на предмет сколов и прочих дефектов, после чего натянуть его таким образом, как это указано в руководстве по эксплуатации вашего авто. Ни в коем случае не перетягивайте ремень, так как это усилит свист компрессора и к тому же выведет из строя все подшипники и сальники, после чего и сам ремень порвётся через несколько сотен километров.

Обнаружение и устранение неисправностей кондиционера
Если кондиционер работает ненормально, посмотрите следующую таблицу из инструкции по эксплуатации кондиционера. Это может сэкономить вам время и избежать ненужных расходов.

Проблема Решение

Кондиционер не работает

Проверьте состояние питания, а затем снова включите кондиционер.
Вставьте вилку или включите автоматический выключатель, а затем снова включите кондиционер.
Проверьте установку времени на Таймере отключения. Снова включите кондиционер, нажав кнопку Power (Питание).

Регулировка температуры не работает

Проверьте, возможно, вы выбрали режим Fan (Вентилятор) / Turbo (Турбо). В этих режимах желаемая температура устанавливается автоматически, и вы не можете регулировать температуру.

Из кондиционера не поступает Холодный / Теплый воздух

Проверьте, возможно, заданная температура выше (в режиме Охлаждение)/ниже (в режиме Обогрев), чем существующая температура. Нажмите кнопку Temp (Температура) + или на пульте дистанционного управления, чтобы изменить заданную температуру.
Убедитесь, что воздушный фильтр защищен от грязи. Если на воздушном фильтре находится много пыли, эффективность охлаждения (обогрева) может снизиться. Очищайте его чаще.
Проверьте, не накрыт ли чем-либо наружный блок или не установлен ли он вблизи препятствия. Снимите крышку и удалите препятствие.
Если вы хотите, чтобы кондиционер функционировал на солнце, защитите наружный блок шторкой или чем-то другим.
Проверьте, работает ли кондиционер в режиме Удаление льда (De-ice). Если лед образуется в зимний период или при слишком низкой температуре наружного воздухе, то кондиционер включит режим Удаление льда (De-ice) автоматически. В режиме Удаление льда(De-ice) вентилятор внутреннего блока останавливается, и холодный воздух не поступает.
Если открыты двери или окна, это может привести к недостаточному охлаждению (обогреву). Закрывайте окна и двери.
Проверьте, включился ли кондиционер сразу после прекращения операции охлаждения (обогрева). В этом случае должен работать только вентилятор для защиты компрессора наружного блока.
Проверьте, не слишком ли велика длина трубки. Когда длина трубки превышает ее максимально допустимую длину, то эффективность охлаждения (обогрева) может снизиться.

Не работает регулировка воздушного потока

Убедитесь, что вы выбрали режим Auto(Авто) / Dry(Сушка) / . В этих режимах желаемая температура установливается автоматически, и вы не можете регулировать температуру.

Не работает регулировка скорости вращения вентилятора.

Убедитесь, что вы выбрали режим Auto(Авто) / Dry(Сушка)/Turbo(Турбо) / . В этих режимах скорость вентилятора устанавливается автоматически, и вы не можете регулировать скорость вентилятора.

Пульт дистанционного управления не работает.

Проверьте, не разрядились ли батарейки.
Убедитесь, что сенсор пульта дистанционного управления ничем не блокируется.
Проверьте, нет ли сильного осветительного прибора вблизи кондиционера. Сильный свет, который исходит от флуоресцентных ламп или неоновой рекламы, может прерывать электромагнитные волны.

Функция таймера не устанавливается

Проверьте, нажали ли вы кнопку Set (Установить) на пульте дистанционного управления после того, как установили время.

Индикатор мигает непрерывно.

Нажмите кнопку Power (Питание) или выньте вилку / выключите дополнительный выключатель питания. Если индикатор продолжает мигать, обратитесь в сервисный центр

Запахи проникают в комнату во время работы.

Проверьте, не работает ли прибор в задымленном месте. Проветрите комнату или включите кондиционер в режим Fan (Вентилятор) на 1 ~ 2 часа. (Мы не применяем в кондиционере компонентов, выделяющих неприятный запах.)

Появилась надпись Ошибка.

Если мигает индикатор внутреннего блока, обратитесь в ближайший сервисный центр

Появился шум.

В зависимости от режима, в котором используется кондиционер воздуха, шум можно услышать, если изменяется движение потока хладагента. Это нормально.

Из наружного блока идет дым.

Поскольку это не может быть возгорание, то это может быть пар, образующийся при размораживании теплообменника наружного блока в режиме Heat (Обогрев) в зимний период.

С соединительных трубок наружного блока капает вода.

Вода может образоваться из-за разницы температур. Это нормально.

Загрязнение фильтров внутреннего блока
Загрязнение фильтров ухудшает обдув тепло-обменника, что приводит к снижению производи-тельности кондиционера по холоду или теплу. Кроме того, нарушение режима работы системы может привести к обмерзанию медных трубопро-водов. При выключении кондиционера лед нач-нет таять, и из внутреннего блока будет капать вода.
Сильное загрязнение фильтров может приве-сти к засорению дренажной системы комками пыли и нарушению нормального отвода конден-сата.
Очистка фильтров должна производиться один раз в две - три недели, а при высокой за-пыленности воздуха в помещении - чаще. Для очистки фильтров их промывают в теплой воде и просушивают, либо чистят с помощью пыле-соса. Срок службы фильтров тонкой очистки воздуха, применяемых в некоторых моделях кондиционеров либо в качестве опции, либо в стандартной комплектации (эти фильтры не подлежат восстановлению), зависит от загряз-ненности воздуха, но в условиях города редко превышает 3...4 месяца. Чистка и смена филь-тров не входит в стандартное гарантийное об-служивание и, подобно чистке или смене меш-ков в пылесосе, должна выполняться пользова-телем.

Загрязнение теплообменника наружного блока
Одним из наиболее характерных типов за-грязнения теплообменника является засорение его тополиным пухом, что приводит к нарушению режима теплосъема, перегреву компрессора и выходу его из строя. По оценкам специалистов по этой причине происходит около трети отказов климатических систем.
Очистку теплообменника производят перед началом эксплуатации кондиционера после зим-него сезона, а в период эксплуатации - перио-дически, по мере загрязнения. Кроме тополиного пуха теплообменник могут засорять опавшие ли-стья, уличный мусор и т. п. При очистке теплооб-менника следует соблюдать осторожность, что-бы не повредить тонкие пластинки оребрения. Для очистки и правки ребер в случае их повреж-дения можно использовать специальный инстру-мент, представляющий собой набор из нескольких «расчесок» для ребер с различным шагом между пластинками. Тополиный пух, пыль и другие загрязнения выдувают струей сжатого воздуха.

Нормируемая утечка хладагента
Второй по распространенности причиной вы-хода кондиционера из строя является нормируе-мая утечка хладагента. Величина нормируемой утечки составляет 6...8% в год от массы заправ-ленного в контур хладагента. Эта утечка проис-ходит всегда, даже при самом качественном монтаже системы, и является неизбежным след-ствием наличия стыков соединительных трубок. Для компенсации нормируемой утечки необходи-мо каждые 1,5...2 года производить дозаправку кондиционера хладагентом. В противном случае количество хладагента в контуре может упасть ниже минимально допустимого уровня, что при-ведет к перегреву компрессора и его заклинива-нию.
Для минимизации утечки хладагента не сле-дует прилагать избыточных усилий при затяжке гаек стыковых соединений, так как перетяжка мо-жет привести к повреждению стыка. В таблице приведены рекомендуемые значе-ния крутящего момента при затяжке гаек на труб-ках различного диаметра.

Диаметр трубки, дюймы Крутящий момент, кг см
1/4 160 - 200
3/8 350 - 450
5/8 450 - 550
3/4 550 - 650

Первым признаком уменьшения количества хладагента в контуре является образование инея или льда на штуцерных соединениях на-ружного блока, а также недостаточное охлажде-ние или обгорев воздуха в помещении. В норме разность температур воздуха на входе и вы-ходе внутреннего блока после примерно 15 мин работы кондиционера должна составлять не менее 8...10 °С в режиме охлаждения и не менее 12...14 °С в режиме обогрева.
В кондиционерах обычно преду-смотрен как вывод сообщения об уменьшении количества хладагента в ряду прочих кодов неисправностей, так и срабатывание защитных ис-полнительных устройств. В кондиционерах, вы-пущенных в 1980-1990-х гг., для отключения изделия при недостатке хладагента использова-лось реле низкого давления, которое срабаты-вало при нештатном падении давления в конту-ре и отключало систему. Сейчас большинство производителей переходит на электронные сис-темы контроля, которые измеряют температуру в ключевых контрольных точках системы и/или рабочий ток компрессора. На основании этих данных вычисляются все рабочие параметры климатической системы, в том числе и давление хладагента.

Утечка хладагента опасна по следующим при-чинам:

  • компрессор наружного блока охлаждается потоком хладагента, поэтому из-за уменьшения плотности хладагента компрессор перегревается;
  • температура нагнетаемого газа повышает-ся, что может привести к повреждению горячим газом 4-ходового клапана;
  • нарушается система смазки компрессора, происходит унос масла в теплообменник.
  • Признаками утечки хладагента являются:
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • периодическое срабатывание теплозащит-ного реле компрессора;
  • обгорание изоляции на нагнетательной трубке компрессора;
  • потемнение масла, появление запаха гари;
  • положительный результат при проверке масла на кислотность.

Неправильная заправка контура хладагентом
Одной из основных причин аномальной рабо-ты кондиционеров и выхода из строя компрессо-ров является неправильная заправка контура хладагентом. При этом если нехватка хладаген-та в контуре может объясняться различного рода утечками, то избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий сер-висного персонала.
Для систем, в которых в качестве дросселиру-ющего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, ука-зывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является значение температуры переохлаждения.
Температура переохлаждения Т1 (или просто переохлаждение) определяется как разность Т1 = Тв – Тх1, где
Тв - температура конденсации, считывае-мая с манометра со стороны высокого давления (напомним, что манометры, установленные на манометрическом коллекторе, обычно имеют шкалу температур),
Tx1 - температура хладаген-та (жидкостной трубки) на выходе из конденса-тора.
Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддержи-вается в пределах 4...7 °С, при температуре воз духа на входе в испаритель, близкой к номиналь-ным условиям эксплуатации.

а) Симптомы нехватки хладагента
Недостаток хладагента проявляет себя в каж-дом элементе контура, но особенно этот недо-статок чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии контура. В результате недо-статочного количества жидкости испаритель сла-бо заполнен хладагентом, что приводит к сниже-нию холодопроизводительности системы. Поско-льку жидкости в испарителе недостаточно, коли-чество производимого там пара сильно падает. Так как объемная производительность компрес-сора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально пада-ет. Падение давления испарения приводит к сни-жению температуры испарения. Температура ис-парения может опуститься до минусовой отмет-ки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным. Температура перегрева пара Т2 (или просто перегрев пара) определяется как разность Т2=Тх2-Тн, где
Тх2 - температура хладагента (газовой труб-ки) на выходе из испарителя,
Тн - температура пара в испарителе, считываемая с манометра со стороны низкого давления.
Перегрев должен находится в пределах 5...8 °С. При значительном недостатке хладаген-та перегрев может достигать 12...14 °С и, соот-ветственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение элект-рических двигателей герметичных и полугерме-тичных компрессоров осуществляется при помо-щи всасываемых паров, то в этом случае комп-рессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в маги-страли нагнетания также будет повышенной. По-скольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.

Таким образом, основными признаками не-хватки хладагента являются:

  • низкая холодопроизводительность;
  • низкое давление испарения;
  • высокий перегрев;
  • недостаточное переохлаждение (менее 4 °С).

Необходимо отметить, что в установках с ка-пиллярными трубками в качестве дросселирую-щего устройства, переохлаждение не может рас сматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хлада-гентом.

б) Симптомы чрезмерной заправки хлада-гентом
В системах с ТРВ в качестве дросселирующе-го устройства жидкость не может попасть в испа-ритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повы-шению температуры насыщенных паров и росту давления конденсации. С другой стороны, жид-кость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и это при-водит к увеличению зоны переохлаждения. По-скольку давление конденсации увеличено, а по-кидающая конденсатор жидкость отлично охлаж-дается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким.
Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате давление испарения также бу-дет расти. Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода паров, охлаждение электрического двигателя компрес-сора будет ухудшаться. Более того, из-за повы-шенного давления конденсации растет ток элект-рического двигателя компрессора.
Ухудшение охлаждения и увеличение потреб-ляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге - выходу из строя компрессора.

Таким образом, основными признаками пере-заправки хладагентом являются:

  • падение холодопроизводительности;
  • рост давления испарения;
  • рост давления конденсации;
  • повышенное переохлаждение (более 7 °С).

В системах с капиллярными трубками в каче-стве дросселирующего устройства излишек хла-дагента может попасть в компрессор, что приве-дет к гидравлическим ударам и в конечном итоге к выходу компрессора из строя.

Небольшие (в пределах 10%) отклонения за-правки системы хладагентом от номинала не приводят к существенному изменению парамет-ров системы. Это подтверждается замерами тем-пературы воздуха, выходящего из внутреннего блока сплит-системы (работа в режиме охлажде-ния), рабочего тока компрессора и низкого давле-ния в контуре хладагента при неиз-менных параметрах среды (температурах наруж-ного воздуха и воздуха в помещении) и различ-ных заправках контура. При малых отклонени-ях заправки контура от номинала изменения ра-бочих параметров сплит-системы в обоих режи-мах невелики.

б) Избыточная длина соединительных тру-бок
Размещение блоков сплит-системы с разни-цей высот, превышающих установленное про-изводителем значение, также приводит к сни-жению производительности кондиционера.

Повышенный шум при работе кондиционера
Источником повышенного шума могут быть плохо закрепленные части и блоки кондиционе-ра. Для устранения шума необходимо плотно затянуть все крепления и соединения трубок и конструктивных элементов системы. Наружный блок должен быть выровнен по горизонтали. Незакрепленные петли соединительных тру-бок также могут служить источником шума. Такие петли не должны оставаться после монтажа кли-матической системы, но если по каким-либо при-чинам они оставлены, следует скрепить между собой витки трубок.

Местное сопротивление в системе
Возникновение местного сопротивления в схеме циркуляции хладагента снижает его подачу в испаритель, и давление всасывания становится ниже нормы.

Сопротивление может быть обусловлено:
деформацией трубопровода;
засорением фильтра;
закупоркой осушителя;
загрязнением капиллярной трубки;
ледяной пробкой в клапане ТРВ.

Для обеспечения устойчивой работы системы необходимо устранить неисправность.

Деформация трубопровода происходит в том случае, когда его сильно изгибают, в результате чего образуется сплющенный участок. Эту неисправность определяют визуально. Однако если сопротивление имеет место в жидкостном трубопроводе, то в месте смятия создается разность температур в результате дросселирования хладагента. Если трубопровод деформирован в значительной степени, то на участке после места смятия образуется конденсат или слой инея (рис. 59). При незначительной деформации трубопровода сплющенный участок можно выправить посредством труборасширителя. Если этого недостаточно, то этот участок трубопровода вырезают и меняют на новый.
До начала ремонта из трубопровода выпускают хладагент, чтобы избежать возможных травм обслуживающего персонала.

Фильтр предназначен для улавливания посторонних частиц, попадающих в холодильную систему и способных вызвать повреждение оборудования. Все ТРВ оснащены фильтрами, а всасывающие трубопроводы - фильтрами-осушителями. Засоренный фильтр уменьшает подачу хладагента, и его циркуляция в системе может полностью прекратиться. Засоренный фильтр является также причиной снижения давления (соответственно и температуры) на участке трубопровода, расположенном после него. Если фильтр засорен, то лучше его заменить. При отсутствии запасного тщательно очищают загрязненный фильтр. Не следует часто снимать фильтр, иначе посторонние частицы и неконденсирующиеся газы могут попасть в систему и быть причиной различных повреждений.

При монтаже все агрегаты оснащают осушителями для исключения возможности попадания влаги и посторонних частиц во внутренние полости агрегата. При закупорке осушителя уменьшается или полностью прекращается циркуляция хладагента в системе.
В этом случае в линии до осушителя и после него создается разность температур (рис. 60). Закупоренный осушитель заменяют. Перед осуществлением демонтажа осушителя выпускают хладагент из соответствующего трубопровода, чтобы избежать травмирования обслуживающего персонала. Осушитель нельзя удалять из системы на длительный срок.

В результате попадания в капиллярную трубку посторонних частиц происходит ее закупоривание, что может привести к уменьшению или полному прекращению подачи хладагента в испаритель.
Закупоривание капиллярной трубки проявляется в более продолжительном уравнивании давлений и сопровождается потерей холода.
Рекомендуется заменять, а не очищать капиллярную трубку.
При этом следует выбрать новую капиллярную трубку с теми же длиной и диаметром. Монтаж капиллярной трубки с другими параметрами приведет к несбалансированной работе холодильной машины и неудовлетворительному охлаждению. Одновременно с капиллярной трубкой заменяют фильтр. Предварительно из линии всасывания системы необходимо выпустить хладагент.

В отверстии регулятора питания испарителя хладагентом образуется ледяная пробка, если в системе имеется свободная влага. Это происходит в том случае, когда осушитель поглотил максимально возможное для него количество влаги, а оставшаяся ее часть замерзла в клапане ТРВ. Замерзание ТРВ приводит к изменению параметров работы машины, низким давлениям всасывания и нагнетания.
Чтобы убедиться в том, что причиной неисправности является влага, останавливают агрегат и прикладывают смоченную в горячей воде тряпку к корпусу ТРВ. Через несколько минут должен произойти шипящий звук и повыситься давление на стороне всасывания. Для устранения неисправности производят замену осушителя. Если это не помогает, то может возникнуть необходимость в полном выпуске хладагента из системы, трехкратном вакуумировании системы, монтаже осушителя большей емкости и зарядки в систему сухого хладагента.

Агрегат работает с повышенной нагрузкой в том случае, когда его производительность недостаточна или увеличился расход холода. Единственным решением этой проблемы является замена агрегата на другой более производительный. Значительная тепловая нагрузка на испаритель возникает при высокой частоте вращения вентилятора, в результате чего повышается давление всасывания. Можно уменьшить частоту вращения вентилятора, и одновременно изменить разность между температурой потока воздуха, проходящего через испаритель, и температурой кипения хладагента. Рекомендуемая разность температур обычно составляет 11°С при кондиционировании воздуха и 6 - 9°С при охлаждении.

Как проверить компрессор кондиционера и продлить срок службы?
Зачастую сервисная служба при обнаружении потемнений теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента устанавливает фильтр на жидкостную магистраль или устраняет течь и дозаправляет кондиционер, а в реальности необходимы радикальные меры по спасению компрессора, которые невозможно провести на месте установки кондиционера. Результат такого отношения будет один - отказ компрессора. Рассмотрим возможности ремонта кондиционера в тех случаях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.

Необходимость проведения ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре может возникнуть не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам диагностики кондиционера.

Случаи возникновения подобных ситуаций:
- результат экспресс анализа масла компрессора;
- потеря герметичности фреонового контура кондиционера;
- попадание влаги в фреоновый контур кондиционера.
В этих случаях, даже если компрессор кондиционера еще работает, дни его сочтены. Срочная «реанимация» может помочь продлить жизнь кондиционера.

Экспресс анализ масла
Необходимо взять пробу масла из фреонового контура.
Сравнить его цвет и запах с образцом хорошего масла.
При помощи кислотного теста провести анализ масла на наличие в нем кислоты.

I этап
Пробу масла на анализ можно взять через сервисный порт кондиционера со стенок трубопровода в момент остановки кондиционера.

Для этого понадобится:
- короткий шланг со штуцером и краном;
- емкость для сбора масла;
- чистая лабораторная пробирка.

Порядок действий:
- остановить кондиционер;
- 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода;
- подключить к сервисному порту шланг с краном;
- свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла;
- открыть кран; выходящий из шланга газ, вынесет масло;
- собрать масло в емкость;
- дать маслу отстояться (масло содержит в себе растворенный хладагент - оно пенится);
- слейте пробу в пробирку.

II этап
Сравнение пробы масла из фреонового контура кондиционера с образцом хорошего масла по цвету и запаху. Одинаковое количество масла из пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и сравнивают их между собой.

Темный цвет масла и запах гари - компрессор кондиционера перегревался.
Причиной перегрева могла быть утечка хладагента из фреонового контура кондиционера и эксплуатация без дозаправки.
Повышение давления в системе из-за загрязнения радиатора внешнего блока или ухудшения обдува вентилятором (неправильна работа платы управлением вентилятора; поломка самого вентилятора; не отрегулирован зимний комплект-адаптация кондиционера для работы до -25 гр.).
Эксплуатация кондиционера в режиме «тепло» при низких отрицательных температурах, без комплекта адаптации.
В результате масло теряет свои смазочные свойства, разлагается на различные смолистые вещества и заклинивает компрессор кондиционера.

Зеленоватый оттенок масла - наличие в масле солей меди. Причиной является влага во фреоновом контуре кондиционера. Тест на кислотность такого масла будет положительный.
Вода во внутренней системе кондиционера со временем скапливается у каппилярки во внешнем блоке, замерзает и закупоривает её. В результате компрессор не может прокачать систему, перегревается и сгорает рабочая или пусковая обмотка.

Прозрачное масло с легким запахом - реанимация кондиционеру не требуется.

III этап
Кислотный тест должен либо подтвердить опасения и тогда кондиционеру необходимо срочное сервисное вмешательство либо опровергнуть, и эксплуатировать кондиционер в штатном режиме. Взятое масло необходимо в том же количестве вернуть в систему

Порядок действий для возврата масла:
- взять подходящую посуду, например прозрачный высокий стакан диаметром 3-4 см;
- к сервисному порту подключить вентиль со шлангом, так же как при взятии пробы масла;
- опустить свободный конец шланга в стакан;
- налить в стакан масло так, чтобы оно покрыло штуцер шланга;
- отметить на стакане уровень масла;
- приоткрыть вентиль, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга;
- долить в стакан то же количество масла, какое было взято на пробу;
- включить кондиционер в режим «холод»;
- закрыть жидкостный порт кондиционера (большая труба);
- как только давление во всасывающей магистрали станет ниже атмосферного открыть вентиль, масло попадет через сервисный порт в кондиционер;
- закройте кран, когда уровень масла достигнет метки, тут же выключите кондиционер;
- откройте жидкостный порт кондиционера.

Потеря герметичности фреонового контура кондиционера - может быть вызвана различными причинами, но это не обязательно приводит к плачевным результатам.
Факторы, имеющие значение:
- место возникновения утечки;
- количество потерянного хладагента;
- промежуток времени между возникновением и обнаружением утечки;
- режим и длительность работы кондиционера.

Опасность утечки хладагента заключается в том, что компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом, в результате уменьшения плотности последнего перегревается. Температура компрессора повышается. Нарушается система смазки, увеличивается трение внутренних деталей компрессора, возрастает сила тока на обмотках. Вследствие чего, компрессор нагревается все сильнее и сильнее и заклинивает.

Признаки при утечке фреона:
- иней на кранах внешнего блока;
- потемнение теплоизоляции компрессора;
- жирные масленые пятна;
- срабатывание термозащиты компрессора;
- масло темного цвета с запахом гари;
- положительный тест масла на кислотность.

В случае, если утечка фреона обнаружена своевременно, хладагент ушел не полностью, кондиционер работал без хладагента короткий промежуток времени, сопутствующие признаки отсутствуют - ремонт кондиционера в стенах сервисного центра не обязателен.

Доля внезапных утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика. Утечки фреона чаще происходят через вальцовочные соединения и если тщательно осматривать и следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.

Следует обращать внимание:
Не более 10-ти минут после включения нужно кондиционеру, чтобы начать давать холодный или теплый воздух, в зависимости от выбранного режима. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер и вызвать сотрудника сервисной службы. Если при работе кондиционера трубки на внешнем блоке покрыты инеем - происходит утечка, нужен сотрудник сервисной службы. Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.

Попадание влаги во фреоновый контур - зачастую происходит при нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа - вакуумирование френовой магистрали. Это процесс удаления из смонтированной магистрали воздуха и водяных паров. Продувка смонтированной магистрали хладагентом не может удалить влагу, а лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает, превращается в воду и делает свое черное дело.
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Все процессы в кондиционере, работающем в режиме холод, происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь, когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Со временем давление всасывания кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает термозащита (таблетка). Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит компрессор. Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в сервисном центре.

Проведение ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре:
- эвакуация хладагента;
- демонтаж компрессора;
- освобождение компрессора от масла;
- промывка компрессора;
- вакуумирование компрессора;
- заправка компрессора маслом;
- испытание компрессора;
- промывка входного контура компрессорно-конденсаторного блока;
- демонтаж фильтра осушителя;
- монтаж технологического фильтра;
- монтаж компрессора в компрессорно-конденсаторный блок;
- установка компрессорно-конденсаторного блока на стенд;
- заправка хладагентом;
- промывка компресорно-конденсаторного блока на стенде;
- эвакуация фреона;
- замена технологического фильтра осушителя на рабочий фильтр;
- вакуумирование компрессорно-конденсаторного блока;
- заправка хладагентом;
- тестовый прогон отремонтированного блока.
В связи с тем, что загрязненное масло циркулирует по всей внутренней системе кондиционера, часть работ по очистке фреонового контура необходимо проводить на месте установки кондиционера. Цель этих мероприятий - не допустить попадания грязного масла в отремонтированный блок.

Работы по очистке включают в себя:
- продувка фреоновых магистралей и испарителя осушенным азотом;
- установка технологического фильтра в фреоновую магистраль;
- вакуумирование фреоновой магистрали и испарителя;
- запуск кондиционера в работу для сбора грязи на фильтр;
- конденсация хладагента в компрессорно-конденсаторный блок;
- удаление технологического фильтра;
- вакуумирование фреоновой магистрали;
- запуск кондиционера и отслеживание характеристик давления, силы тока компрессора.