ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы – наши друзья! Конспект занятия НОД «Зима. Зимующие птицы

Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

Задачи. Образовательные : закреплять знания о зимующих птицах ; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц ; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы » . Воспитательные : формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам . Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Для воспитателя : магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц ; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей : раскраски по теме , подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище) . На стене – плакаты : «Зимний лес» , «Зимняя избушка» , под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц ? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц .

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать . Как их можно назвать?

Дети. Зимующие .

Младший воспитатель (входит) . Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко» . Детям старшей группы ».

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы , из которых дети собирают птицу . Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили ?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые ? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки : «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах . Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц .

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет : «Кле -кле -кле!» .

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка» . Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки : «Отгадай и назови!» .

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

Вороны – всеядные птицы .

У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки : «Расставь птиц . На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка» , под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец : «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек» .

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки : «Найти предмет!» . Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц , и выполняют седьмое задание Сороки : «Наполни кормушку для зимующих птиц » . Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец : «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные» .

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки : «Назови правила подкормки птиц . Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках ; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки : «Не зевай – на вопросы отвечай!» . Итак, вопросы.

Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? (Зимующие .)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства» ? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки) . «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы , разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму . И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы » .

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах . Давайте сделаем альбом «Птицы » и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том , как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно . Постепенно создают альбом «Птицы » и дарят его детям средней группы .

Открытое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе.

Тема: Зимующие птицы.

Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи:

1) расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют).

2) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.

4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Предварительная работа : рассматривание альбома «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулок, на тему «Птицы» заучивали загадки, играли в игры.

Материал и оборудование:

Предметные картинки «Зимующие птицы», кормушка, нарисованные деревья (зимнее и летнее), посылка от Деда Природоведа.

1.Организационный момент.

Воспитатель: К нам сегодня на занятие пришли гости. Повернули все головку в сторону гостей, улыбнулись им, поздоровались, они посмотрят, как вы научились сидеть и работать на занятии.

2.Ход занятия:

Посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо. На конверте написано, ребятам дошкольникам, то есть вам. Давайте посмотрим, что там за письмо? Открываю конверт, достаю письмо, читаю.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)

Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

О зимующих птицах мы будем разгадывать загадки, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята.

Выходит ребёнок, загадывает загадку:

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика (Синица).

Кто это? -Что вы знаете о ней? (Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям. - Чем питается синица? (Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу).

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Выходит ребёнок, загадывает еще загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(Снегири)

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Дети отвечают на вопросы:

Слово «снегирь» связано со словом «снег»? (Нет, название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка).

Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца? (Самки отличаются от самцов те, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком).

Чем питаются снегири? (Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу яркие птицы почти не употребляют.

Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Выходит следующий ребёнок, загадывает загадку.

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.).

Голубь по размеру меньше или больше воробья?

Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).

Могут ли голуби передавать письма?

Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

Выходит ребёнок, загадывает загадку.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Детям предлагается ответить на вопросы:

Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков).

Чем питаются дятлы?

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её).

Ведущий читает стихотворение:

Наши ласточки-сестрички,

Но живут не вместе!

Гнездышки в особом месте

Строят эти птички.

Кто под крышей выбирает

Спальню для детишек,

Кто под берегом копает

Норки для малышек.

Ласточки-друзья,

Как люблю вас я!

Ведущий предлагает детям найти и показать изображение ласточки, рассмотреть и составить рассказ о птице.

Ведущий обобщает информацию о ласточке. (У ласточки продолговатое тело, приплюснутая голова с большими глазами, короткий, широкий и плоский клюв, маленькие ноги и длинные острые крылья. Длина крыльев ласточек намного превышает длину их тела. Большую часть жизни проводят в воздухе, но иногда они присаживаются куда-нибудь отдохнуть. На землю они опускаются только за материалом для гнезда, и двигаются при этом очень неловко, небольшими шагами.
Пьют и купаются ласточки также прямо на лету, прикасаясь телом к воде. Ласточки являются насекомоядными птицами и, ввиду того, что они обитают обычно рядом с жильём, огородами и посевами, они приносят пользу сельскому хозяйству.

Ведущий читает следующее стихотворение:

Что за радость! Наконец

Прилетел к нам в сад скворец.

Наш певец блестяще-черный,

По траве снует проворно.

Домик свой отвоевал:

Воробьев всех разогнал!

С видом деловым поспешно

Он влетает в свой скворечник.

На ступеньку без забот

Он садится и поет

Так, что за душу берет!

Детям предлагается найти и рассмотреть скворца, рассказать о нем.

Ведущий задает вопросы:

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? Ласточка и скворец, птицы зимующие или перелетные? Каких перелетных птиц еще вы знаете?

Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?

Хорошо, обе команды молодцы! Победила дружба.

Игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных».

Каждый ребенок озвучивает название своей птицы, а затем прикрепляет на нужное дерево.

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Воспитатель сообщает, что это посылка от Деда Природоведа. Открывает посылку и достает кормушку.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Это кормушка. А еще здесь есть письмо. «Здравствуйте, дорогие дети! Наступила зима, стало холодно и выпало много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Сделал им кормушку, но птиц очень много, а я один. Помогите мне, сделайте несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед». Нас просят сделать кормушки. Давайте подумаем, из чего могут быть сделаны кормушки?

Из дерева, какая она? Деревянная.

Из пластмассы, какая она? Пластмассовая.

Из плотной бумаги, какая? Картонная, бумажная.

Ребята, давайте вспомним, что птички любит кушать? (Птички любят крошки, зёрна, семечки).

Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку.

А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно. А сейчас будем наших друзей угощать.

Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

Игра «Какая птица улетела? »

Воспитатель : Посмотрите внимательно сколько птиц у нас на деревьях, а теперь раз, два, три – не смотри. (Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку).
Воспитатель:
Раз, два, три – смотри. Дети называют, какой птицы не стало. (Игра повторяется 4-5 раз.)

3.Итог.

Воспитатель: Ребята, посмотрите все птицы разлетелись, но они обязательно к нам вернуться, когда мы повесим им кормушки. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Надо сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

Конспект занятия в старшей группе

«Зимующие птицы»

Тема : «Зимующие птицы»

Цели:

Сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.

Формировать целостный взгляд на окружающий мир;

Развивать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к птицам, мотивацию интереса к их охране.

Оборудование:

проектор и экран, компьютер, карты миграции птиц, карточки с изображением птиц.

Методы:

Словесные – рассказ, беседа

Наглядные – демонстрация презентации

Ход занятия:

Рассказ-беседа с демонстрацией презентации, отгадывание загадок.

Планируемые результаты:

Умение узнавать и различать наиболее распространенных зимующих и перелетных птиц нашего края;

Умение подбирать соответствующий корм для птиц;

Бережное, заботливое отношение к птицам: изготовление кормушек, подкормка;

Познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц.

Слайд 1

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах. Какие виды птиц вы знаете?

Дети: перелетные и зимующие

Слайд 2

Воспитатель: Правильно! А вы, знаете, почему они так называются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу.

В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края. Такие птицы называются перелетные . Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат.

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования, достаточно корма и не совершают перелетов. Таких птиц называют зимующими оседлыми .

Некоторые птицы, соединяясь в небольшие стайки, постепенно откочевывают к югу. Так поступают, например, снегири, которые выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, не имея определенных постоянных мест зимовок. Такие птицы называются кочующие.

Слайд 3

Воспитатель: Почему же улетают перелетные птицы?

Дети: Потому что холодно?!

Воспитатель: Основная причина – недостаток корма в холодное время года. Насекомые исчезают, впадают в спячку или погибают, снежный покров не позволяет добывать корм на земле, находить семена травянистых растений. Водоплавающие птицы не могут зимовать в замерших водоемах.

Слайд 4

Воспитатель:

Перелет птиц называется миграцией. Куда же улетают птицы? Первыми покидают места гнездования насекомоядные птицы: стрижи, трясогузки, кукушки, ласточки и скворцы. (демонстрационные карточки с изображением птиц). Как только наступает осень, и ночи становятся прохладными, ласточки, стрижи и кукушки собираются в стаи и отправляются на Африканский континент. Скворцы улетают в район Средиземноморья. Трясогузки отправляются на зимовку в Африку, Азию, или Индию. На карте изображены еще некоторые виды перелетных птиц и пути их миграции.

Воспитатель: Чтобы определить, куда точно улетают птицы, некоторых птиц отлавливают и на лапку надевают кольцо с номером. Если птица будет снова поймана в другой стране, то по номеру можно будет определить, откуда она прилетела.

Воспитатель:

Рекордсмен по дальности перелета полярная крачка. Птица зимует в Южном океане и Антарктиде куда летит с северного полюса. Перелёты этих птиц длятся четыре месяца. В целом крачки пролетают от 20 000 до 30 000 км. Во время миграций птицы держатся вблизи воды, чтобы всегда можно было найти еду. Мигрируя, крачки ежегодно совершают кругосветное путешествие.

Слайд 5

Воспитатель: а сейчас я предлагая вам отгадать загадки про перелетных птиц.

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.

Дети: Ласточка

Воспитатель: Правильно.

Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.

Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Если ласточки кружатся высоко в небе – будет тепло и сухо. А вот они летают почти у самой земли – значит, скоро пойдет дождь.

Слайд 6

Воспитатель:

Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - …

Дети: Журавли

Воспитатель: И снова правильно! Два раза в год в небе можно увидеть журавлей. Выстроившись клином, они осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются к родным гнездам.

Журавли, прилетая с юга, извещали о своем возвращении курлыканьем. При пении журавлей крестьянки на Руси выходили в поле и семь раз кувыркались или катались с боку на бок, заговаривая спину, чтобы она не болела.

Журавли – большие птицы с широкими крыльями. Оперение у них серое, но есть и белые журавли – стерхи, которые живут в Сибири.

Свое гнездо журавли строят на болоте среди зарослей камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек. Щиплют молодые ростки осоки, а когда поспевают болотные ягоды: клюква, морошка и брусника – лакомятся ими.

Весной журавли устраивают танцы. Начинает танец одна пара журавлей, а затем к ней присоединяется вся стая.

Слайд 7

Воспитатель:

Это что, скажи, за птичка?
Серенькая невеличка.
Знает множество мелодий.
То свистит, то трель выводит.
Но скромна. Среди ветвей,
Незаметен …

Дети : Соловей

Воспитатель : Опять угадали. Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами. Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника.

Слайд 8

Воспитатель:

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…

Дети : Скворец

Воспитатель: Молодцы! С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла.

Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Бывает, что скворечник на зиму облюбовали нахальные воробьи. Приходится скворцам с боем отвоевывать свое жилище.

Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов часто содержат как домашних птиц. Их несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова. Часто скворцы могут воспроизводить и вовсе невероятные звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери, ржание лошади и т. д.

Слайд 9

Воспитатель: Как же помочь тем птицам, которые остались зимовать. В голодный и холодный зимний период очень важно подкармливать птиц. Дети а вы знаете чем кормить птиц?

Дети: Хлеб, крупа…

Воспитатель: Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи (люди, которые изучают жизнь птиц). Они рекомендуют составлять зерновую смесь из разных семян, большая часть в этой смеси должна состоять семян подсолнечника

С удовольствием пернатые будут лакомиться семенами арбуза, тыквы, дыни, конопли, чертополоха, крапивы, лебеды и репейника. Склюют они и зерна кукурузы.

Стоит иметь в виду, что семена арбуза предварительно следует подробить. Тогда их с удовольствием употребят в пищу поползни или синицы.

В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Надо иметь в виду, что мясо и сало должно быть несоленым. Каким образом подкормить пташек?

Сало или мясо следует разрезать на небольшие кусочки и нанизать их на бечевку. Затем продукты развешиваются на ветках деревьев или на кустарниках. Но для того, чтобы подкормка не досталась воронам, галкам, сорокам, собакам или кошкам, размещать кусочки следует подальше от земли.

Самых красивых посетителей кормушек – свиристелей и снегирей – привлекают ягоды боярышника и рябины. Плоды можно заготовить заранее, высушив осенний урожай. Что нельзя класть в кормушку для пернатых

При составлении птичьего меню стоит учесть некоторые ограничения. Для этого следует знать, чем нельзя кормить птиц зимой. В меню для пернатых категорически запрещено вводить любые острые, соленые, жареные, а также кислые продукты. Большую опасность для них представляет черный хлеб.

Слайд 10

Воспитатель: Важно ответственно подойти к изготовлению самой кормушки. Корм в ней не должен намокать и выдуваться ветром.

На рисунке можно увидеть разные виды кормушек

Главное, какая бы красивая и удобная не была ваша кормушка, она бесполезна, если в ней нет корма. Кормите птиц регулярно, и они будут часто посещать вашу кормушку. И это даст вам возможность понаблюдать за удивительной жизнью пернатых друзей.

Слайд 11

Воспитатель : А теперь пришло время проверить знаете ли вы зимующих птиц.

Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …

Дети: Воробей

Воспитатель: Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности.

Слайд 12

Воспитатель:

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ...

Дети: Синичка.

Воспитатель:

Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют: «сии-сии» да «ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая ^ спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.

Синички устраивают гнезда в дуплах деревьев, которые когда-то продолбил дятел, а потом бросил. Иногда, если дерево старое и трухлявое, синицы могут и сами проделать дупло. Внутри дупла птички выстилают гнезда пухом, перьями и шерстью животных.

Синиц можно назвать рекордсменами по количеству откладываемых яиц. В среднем самка откладывает 10, иногда 14–15 яиц. К тому же у синиц бывает две кладки. За сезон одна пара синиц выводит по 20–30 птенцов. Пока самка сидит на яйцах, самец заботится о ней и приносит еду.

Синицы не улетают на зиму в теплые страны, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека, где им перепадают зернышки или хлебные крошки.

Слайд 13

Воспитатель:

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка...

Дети: Дятел.

Воспитатель : Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Слайд 14

Воспитатель:

Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.

Дети: Голубь.

Воспитатель: Молодцы! Пожалуй, это самая известная горожанам птица. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и символом мира. Но те голуби, которых мы ежедневно видим в городе и которых называют «сизыми голубями» – лишь разновидность в голубином семействе. Есть у «сизарей» и вольные лесные собратья.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы, знаете какие бывают птицы. А также как помочь зимующим птицам пережить холода. Ребята, дома с родителями приготовьте кормушки для пернатых друзей, зимой птицы нуждаются в нашей заботе! И не забывайте, что кормушка не должна быть пустой.

Области: Социализация, коммуникация, познание, художественное чтение, художественное творчество, мир музыки.

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.

Задачи:

1. Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

2. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

3. Развивать зрительное внимание, закреплять знания о зимующих птицах.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки.

Оборудование: текст рассказа, схема рассказывания стихотворения, «снежный ком», снежинки на ниточках, карточки с зимующими птицами, картина о зиме, мелкие игрушки домашних и диких животных, фломастеры на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент «Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.

— На улице очень холодно (согласна)

— Много снега, скользко (хорошо)

— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

— Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй не робей, кто это? (воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

3. Черный жилет, красный берет,

Хвост как упор, нос как топор (дятел)

4. Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

5. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Везунья белобока, а зовут ее (сорока)

(Дети отгадывают загадки и показывают птиц на плакате)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Зимующие.

Воспитатель: Верно. А тогда скажите, как называется наш город, где мы с вами живем?

— Охотск.

— А как вы думаете, а у нас в Охотске эти птицы есть? (да)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.

Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю . Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.

— Вам понравился рассказ? (да)

— Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)

Кого они нашли? (воробья)

— как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)

— Что сделал Витя?(кормушку)

А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)

— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)

Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.

— А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)

Воспитатель: Хотите, я еще раз вам прочту рассказ? (да)

(Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на стол, а здесь была вода и некоторые слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ, может вы мне поможете,и мы вместе прочтем? (да)

(Воспитатель читает, а дети дополняют)

Воспитатель: Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)

— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.

(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю опять поиграть. Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»

Зимой на улице бывает разная погода, то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

— Мороз (что делает?)- морозит, щиплет, кусает

Метель (что делает?) – воет, бушует, метет

— Снег (что делает?) — идет, кружит, летит, падает

Дети (что делают?) — играют, катаются, радуются,веселятся

— Солнце (что делает?) – светит, но не греет

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь подойдите ко мне и посмотрите на нашу схему. Давайте почитаем знакомые уже нам стихотворения различными способами.

(Дети рассматривают схему и объясняют как надо читать – громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)

Дети играют и читают стихотворения в парах:

Мишка сильно заболел, мишка много меда ел

Мишка плачет и рычит. У меня живот болит.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы правильно по схеме прочли стихотворения. И ещё я приготовила для вас картину про зиму (ведь у нас сейчас – зима). Ваша задача, ребята, расселить животных правильно там, где они должны обитать.

Дети: — Это волк, он живет в лесу.

— Это медведь, он живет в лесу.

— Это кошка, она живет с человеком.

— Это собака, она живет с человеком и. т. д.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, наши снежинки, которые прилетели к нам растаяли, ведь у нас в группе тепло (а снег, вспомните наши опыты, в тепле тает), я предлагаю вам нарисовать снежинки самим, берите фломастеры и рисуйте.

Дети под музыку рисуют самостоятельно.

Приятного всем дня!!!

До скорых встреч!!!

Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы »

Цель :

Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах ;

Формировать понятия «зимующие птицы » ;

Познакомить с условиями жизни птиц ;

Воспитывать желание заботиться о птицах , подкармливать их зимой.

Демонстрационный материал.

Картинки с птицами (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, свиристель)

1. Организационный момент

Бывают птицы разными :

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной :

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

2. Основная часть

А) Беседа

Про каких птиц говорится в стихотворении :

«И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг….» (перелетных)

Почему они улетают (наступают холода, еды становится мало)

Что говорится в стихотворении о зимующих птицах ?

…«Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи….»

Каких птиц называют зимующими (которые не улетают с приходом зимы в теплые края, а остаются зимовать в своем краю.

Каких зимующих птиц вы знаете (ворона, воробей, голубь)

А какие птицы появляются с приходом зимы (синица, снегирь, свиристель)

Б)Игра «Угадай птицу »

Маленький, пестрый, шустрый, зимующая птица , городская (воробей)

Маленький, яркий, красногрудый, быстрый; зимующая птица , городская (снегирь)

Большая, серая, чернокрылая; зимующая птица , городская (ворона)

Маленькая, желтогрудая, быстрая; зимующая птица , городская (синица)

Тельце покрыто серовато-розоватым оперением, с хохолком на голове, не маленькая (свиристель)

Голубь –крупная птица с короткой шеей , маленькой головой, пестрый или однотонный с сероватым отливом, городская, зимующая (голубь)

Б) Строение птицы

Расскажите, что общего есть у всех птиц ?

У птиц есть …туловище , …. голова, ….крылья, ….клюв, …хвост, …оперение, …две лапки, …шея)

Г) Физминутка

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари (пощипывают щеки) .

Это красные фонарики («фонарики» )

Засветили снегири. (взмахи руками, как крыльями)

Чистят перышки пунцовые, («чистят перышки» )

Воду пьют из родника («пьют» ).

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши) .

3. Закрепление пройденного материала

А)Игра «Четвертый лишний»

Воробей, ворона, синица, ласточка

Почему ласточка лишняя в этом ряду (она улетает)

Синица, воробей, голубь, грач

Какая птица лишняя в этом ряду (грач, она тоже улетает в теплые края)

Снегирь, ворона, свиристель, трясогуска (улетает в теплые края)

Б)Игра «Каждой птице –свой корм »

Воробей питается- крошками

Синица питается –салом

Снегирь- ягодами рябины

Свиристель- насекомыми, ягодами рябины

Голубь- семенами растений, различными зернами

Ворона-(всеядна) хлебными крошками, ягодами, зернами….

В) Игра «Из чего сделаны кормушки»

Рассмотри кормушки и скажи, из чего они сделаны?

(предлагаются детям картинки с кормушками,сделанные из дерева, пластиковой бутылки,из пакета молока, картона, металла)

Г) Подведение итогов

В :-О каких птицах мы сегодня с вами говорили? (зимующих )

В :-как мы можем помочь зимой птицам (мы можем их подкармливать)

В :-Птиц зимой необходимо подкармливать, так как во время снегопадов и в сильные морозы им трудно находить корм. В такую погоду много птиц погибает от голода . Поэтому озябшие воробьи, синицы жмутся к жилью человека, словно знают, что мы не оставим их в беде в лютую зимнюю стужу. Хлебные крошки, зерно, семена дыни, тыквы, арбузов – спасут наших друзей!

Публикации по теме:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия №1538 Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным.

Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» в средней группе Цель:Расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах,их внешнем виде, образе жизни, строении тела, отличительных особенностях,.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР «Зоопарк» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР. Тема: «Зоопарк» Цель: Формировать у детей представление о разнообразии.

Задачи: 1. Расширение и закрепление представлений о транспорте; 2. совершенствовать диалогическую речь; 3. обогащение и уточнение, активизация.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Кругосветное путешествие» Занятие в старшей группе по ознакомлению детей окружающим миром Тема: «Кругосветное путешествие» Задачи: 1. Дать детям представления о том,.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Зимующие птицы». Программное содержание: - закрепить и уточнить представления.