ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Монтажник электрооборудования летательных аппаратов

Характеристика работ . Монтаж и демонтаж несложногоэлектрооборудования летательных аппаратов. Выполнение подготовительных работпри изготовлении высокочастотных кабелей и силовых проводов: заготовкаэлектрожгутов, маркировка, установка заглушек, зачистка, изоляция, промывка,заделка концов в наконечники и т.п. Измерение и определение сеченияэлектропроводов всех марок, подсоединение штепсельных разъемов кэлектроагрегатам, их контровка и пломбирование. Прокладывание и креплениеэлектрожгутов из термостойких электропроводов, установка и креплениеаккумуляторов в легкодоступных для монтажа местах. Участие под руководствоммонтажника электрооборудования летательных аппаратов более высокой квалификациив прозвонке фидерных схем и проверке сопротивления изоляции.

Должен знать: технологию монтажных и демонтажных работ итехнические требования, предъявляемые к монтажу и демонтажу несложногоэлектрооборудования; марки и сечения проводов, их номенклатуру, механические ифизические свойства; способы раскладки и вязки жгутов с выводами по монтажнымсхемам; назначение и правила пользования стандартными электроизмерительнымиприборами; основы электротехники, материаловедения; простые монтажные иполумонтажные электросхемы и правила работы по ним.

Примеры работ

1. Электрожгуты и кабели - прокладывание и крепление, резкаи зачистка концов.

2. Колодки клеммные - замена.

3. Контакторы, кнопки сигнальных ламп, осветительныепатроны, реостаты - установка и крепление.

4. Коробки автоматики, заслонки масляных радиаторов,триммеры, рули управления - демонтаж электроагрегатов и электрожгутов.

5. Огни БАНО, АНО, подставки крепления электрооборудования,щитки индивидуального и общего освещения - установка и крепление.

6. Разъемы типа ШР - сборка и разборка, рассоединение иглушение.

7. Электропроводка - демонтаж на открытых участках кабины итехнических отсеках самолета.

§ 89. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 3-го разряда

Характеристика работ . Монтаж электрооборудования среднейсложности. Изготовление электрожгутов средней сложности с заделкой наконечникови пайкой штепсельных разъемов. Изготовление по электромонтажным схемамэлектрожгутов, имеющих 5 - 6 разъемов. Разделка и включение электрожгутов вэлектроразъемы, щитки и фидеры согласно нормалям и электромонтажным схемам.Прокладывание кабелей и жгутов к центральным распределительным устройствам, кприборам и электроагрегатам. Заготовка электрических жгутов средней сложности.Маркировка, контровка электропроводов, электрожгутов, соединителей. Пайкаэлектрожгутов в разъемы для наземного оборудования. Пайка проводов к разъемам,контакторам, к сигнальной и осветительной аппаратуре. Демонтаж электрожгутовсредней сложности. Определение состояния электропроводов систем запуска ипротивообледенения летательных аппаратов при помощи электроизмерительныхприборов.

Должен знать: технологию монтажа и демонтажаэлектрооборудования в герметизированных отсеках, технические условия навыполнение данной работы; правила проверки сопротивления изоляцииэлектропроводов; устройство и принцип действия простых измерительных имонтажных приборов; процесс коррозии металлов, причины ее появления и способыпредохранения; правила эксплуатации аэродромных источников питания; действующиенормативные документы по доработке монтируемого электрооборудования; правилачтения чертежей и электросхем; основы электротехники и материаловедения.

Примеры работ

1. Автоматы защиты электросети - стыковка.

2. Коробки автоматики - монтаж.

3. Реле силовые и управляющие - монтаж и включение.

4. Фары внутреннего освещения кабин - монтаж и включение.

5. Электрожгуты силовых установок - демонтаж.

6. Электрожгуты - укладка, отбортовка, крепление наэтажерках.

7. Электрооборудование обогрева кабины и стекол - монтаж ипрокладывание проводки.

§ 90. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 4-го разряда

Характеристика работ . Монтаж по полумонтажным схемамэлектроприборов и электроагрегатов на приборные доски, пульты, разъемныекоробки и щитки. Изготовление электрожгутов средней сложности из большогоколичества электропроводов различных диаметров и марок с количеством разъемовсвыше восьми по эталонам, электромонтажным схемам и чертежам. Изготовлениемаркировки по сложным электромонтажным схемам. Пайка электропроводовспециальными и серебряными припоями, наконечников силовых электропроводов.Пайка и заделка штепсельных разъемов. Разделка и подготовка к пайкеэкранированных и витых электропроводов. Измерение жгутов на электропрочность.Заделка электропроводов в малогабаритные штепсельные разъемы и их пайка внеудобных местах на летательных аппаратах. Прокладывание магистральных трассчерез силовые конструкции изделия. Проверка правильности монтажа электрическихсистем с помощью монтажных схем и электрических приборов, а также проверкасопротивления изоляции электропроводов; прозвонка смонтированных системсогласно полумонтажной и фидерной схемам.

Должен знать: конструкцию, назначение и правила проверкидействия монтируемого электрооборудования, технические условия на его монтаж иподключение к источникам питания и системе управления; способы устранениядефектов агрегатов электрооборудования; систему защиты электроизоляции;принципиальные, полумонтажные и монтажные схемы электрооборудования; устройство,принцип действия аэродромных источников постоянного и переменного токов,имитаторов для регулировки фар; основы электротехники, материаловедения;систему допусков и посадок.

Примеры работ

1. Генераторы летательных аппаратов - монтаж.

2. Гермовводы, гермопроводники - пайка.

3. Диаграммы направленности антенн - проверка.

4. Кабели топливомеров - монтаж по принципиальным иполумонтажным схемам.

5. Коробки автоматического запуска двигателя от наземного ибортового источников питания - демонтаж.

6. Системы противопожарных устройств, сигнализации иобогрева - электромонтаж и подключение к источникам питания.

7. Системы сбрасывания грузов - электромонтаж и подключениек источникам питания.

8. Устройство энергетики центральное, распределительное,постоянного и переменного токов - демонтаж.

9. Электроагрегаты подъема и торможения шасси,электроагрегаты систем вооружения - электромонтаж, подключение к источникампитания.

10. Электрощитки - монтаж.

§ 91. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 5-го разряда

Характеристика работ . Монтаж по сложным монтажным ипринципиальным схемам и чертежам сложного электрооборудования летательныхаппаратов. Прокладывание электрожгутов, электропроводов и шлангов по сложнойтрассе между движущимися механизмами. Монтаж серийного электрооборудованияспециального назначения по чертежам и электромонтажным схемам для проведенияаэрофотосъемочных, геологоразведочных и сельскохозяйственных работ.Регулирование и проверка на работоспособность смонтированных систем среднейсложности (системы освещения, противообледенения и т.д.). Замер переходныхсопротивлений. Проверка сопротивления изоляции электропроводов относительнокорпуса летательного аппарата. Включение мощных потребителей электроэнергии иотработка электроуправления стабилизатором, закрылками, рулями.

Должен знать: принцип работы электрических машин иполупроводниковых приборов; технические требования и условия монтажа сложногоэлектрооборудования, его устройство и принцип работы; нормы основныхтехнических параметров и методику проверки и доводки под током монтируемогоэлектрооборудования; устройство, назначение, принцип действия и правилаприменения имитаторов для проверки электрических цепей; отличиеэлектрооборудования по сериям летательных аппаратов; причины появлениянеисправностей в электрооборудовании, правила их определения и методикуустранения; принцип действия и устройство аэродромных источников постоянного ипеременного токов; правила проверки сопротивления изоляции проводов;нормативные документы по доработке монтируемого электрооборудования; устройствои принцип действия применяемых электрических машин; основы электротехники,материаловедения в объеме выполняемой работы.

Примеры работ

1. Автоматика топливной системы - монтаж электрическойчасти и подключение к источникам питания.

2. Автопилоты серийных изделий - монтаж электрической частии подключение к источникам питания.

3. Коллекторы электродвигателей, электрожгутыаккумуляторных отсеков - ремонт.

5. Навигационные огни, строевые огни, проблесковые маяки -проверка под током.

6. Оборудование системы запуска - монтаж.

7. Системы освещения и сигнализации - доводка под током.

8. Системы питания бортовой сети от аэродромных источников- монтаж электрических схем.

9. Системы: противопожарная и противообледенительнаясерийных типов летательных аппаратов - отладка работы, проверка, регулировка.

10. Системы сбрасывания грузов - отладка и проверка наработоспособность.

11. Схемы уборки и выпуска шасси тяжелых летательныхаппаратов - проверка на работоспособность и участие в отладке.

12. Фары внутреннего освещения кабин - монтаж и включение.

13. Электрооборудование обогрева кабин и стекол - монтаж ипрокладывание электропроводки.

14. Электрожгуты топливной системы - монтаж.

§ 92. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 6-го разряда

Характеристика работ . Монтаж кабелей и электрожгутов кцентральному распределительному устройству, приборам, электроагрегатам,расположенным в труднодоступных местах. Выполнение демонтажных работ сложногоэлектрооборудования. Регулирование, отработка под током и проверка наработоспособность сложных систем электрооборудования летательных аппаратов,устранение выявленных дефектов. Выполнение сложных монтажных работ побюллетеням промышленности. Монтаж электрооборудования в зонах повышенныхтемператур и агрессивных сред. Отработка фидеров распределения электроэнергиипеременного и постоянного токов, регулирование софазности переменного тока от двухгенераторов, указателя шага ротора и других. Выполнение расчетов, связанных сдоводкой и регулированием электрооборудования. Проверка смонтированныхэлектрических систем на летательных аппаратах с помощью специальных имитаторови установок.

Должен знать: технические условия на окончательнуюотработку и регулирование сложных систем электрооборудования летательныхаппаратов; правила чтения чертежей и электромонтажных схем; принцип работы,инструкции и правила эксплуатации электрооборудования и имитаторов, применяемыхпри доводке и проверке электрооборудования; способы определения техническогосостояния электрооборудования, применяемых деталей, материалов и степени ихпригодности для монтажа; конструкцию и правила эксплуатации специальныхустановок и стендов для проверки и испытания электрооборудования; основыэлектротехники; устройство и принцип действия применяемых полупроводниковыхприборов и электрических машин.

Примеры работ

1. Автоматика топливных систем - окончательная отработка,регулирование под током и проверка на работоспособность.

2. Автопилоты и автоштурманы серийных летательных аппаратов- окончательная отработка, регулирование и проверка на работоспособность.

3. Пульты дистанционного управления - окончательнаяотработка, регулирование под током и проверка на работоспособность.

4. Регуляторы напряжения - проверка работы и регулирование.

5. Системы запуска двигателей от наземных источников -доводка.

6. Системы уборки и выпуска шасси тяжелых летательныхаппаратов - отладка, регулирование и проверка на работоспособность.

§ 93. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 7-го разряда

Характеристика работ . Регулирование, отработка под током ипроверка на работоспособность всего электрооборудования летательных аппаратов,устранение выявленных дефектов. Монтаж и регулирование сложного и уникальногоэлектрооборудования на опытные, экспериментальные и аэродинамическиелетательные аппараты. Наладка, регулирование и использование при монтаже всейконтрольно-измерительной аппаратуры, имитаторов и электроустановок.

Должен знать: технические условия на окончательнуюотработку и регулирование и сдачу заказчику в состоянии работоспособности всегоэлектрооборудования летательных аппаратов; конструктивные особенностимонтируемого и регулируемого электрооборудования; особенности эксплуатации иремонта электрооборудования летательных аппаратов различных типов; методырегулирования и наладки электрооборудования различных типов; способыобнаружения и устранения дефектов монтажа электрооборудования; влияниеконструкции летательного аппарата на условия работы и монтажаэлектрооборудования; устройство и принцип действия применяемыхполупроводниковых приборов, монтируемых электрических машин, вычислительнойтехники и автоматики; основы электротехники.

Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ

1. Автоматика топливных систем опытных конструкций -окончательная отработка, регулирование под током.

2. Автопилоты и автоштурманы опытных и уникальныхлетательных аппаратов - проверка, окончательная отработка и регулирование.

3. Системы флюгирования, системы сбрасывания грузов -регулирование под током, доводка.

Надёжность системы электроснабжения ЛА является одним из основополагающих факторов безопасности полёта.

Поэтому предусматривается комплекс мер для надёжности функционирования и повышения живучести бортовой СЭС ЛА. Как правило, применяют основные, резервные и аварийные источники электроэнергии. Основные источники обеспечивают потребности в электроэнергии в нормальных условиях полёта. Резервные источники питают потребители при нехватке мощности основных источников, вызванной отказами в СЭС. Аварийные источники питают только жизненно важные системы ЛА (потребители первой категории), без которых невозможно безопасное завершение полёта.

На электрооборудование летательных аппаратов действует ряд неблагоприятных факторов - вибрации, ускорения, большие перепады температуры и давления, ударные нагрузки, агрессивные среды паров топлива, масел и спецжидкостей, иногда очень едких и токсичных. Конструктивными особенностями агрегатов электрооборудования летательных аппаратов является очень высокое качество изготовления, высокая механическая и электрическая прочность при минимальном весе и габаритах, пожаровзрывобезопасность, относительная простота в эксплуатации, полная взаимозаменяемость однотипных изделий и т. д.

Генераторы

Генератор постоянного тока ГС-18М, демонтированный

По принципу действия авиационные генераторы не отличаются от аналогичных наземных генераторов, но обладают рядом особенностей: малый вес и габариты, большая плотность тока якоря, принудительное воздушное, испарительное или жидкостное охлаждение, высокая частота вращения ротора, применение высококачественных конструкционных материалов. В качестве источников постоянного тока обычно применяют бесконтактные синхронные генераторы и бесколлекторные генераторы различных типов и синхронные генераторы переменного тока. Генераторы устанавливаются на двигателях и вспомогательных силовых установках (ВСУ), при этом частота вращения турбовинтовых двигателей самолётов и вертолётов стабилизирована изменением шага винта, а вот на турбореактивных двигателях частота вращения ротора может меняться в широких пределах и при жёстком механическом приводе на генератор переменного тока частота также существенно изменяется, что часто недопустимо по ТУ потребителей.

Поэтому электрические сети строят по разным принципиальным схемам. Построение сети зависит от назначения ЛА , его конструктивных особенностей и применяемого оборудования. Например, на самолёте Ту-134 в качестве основных источников электроэнергии применяются генераторы постоянного тока на двигателях, а для питания переменным током стабильной частоты 208/115 вольт 400 гц применяются электромашинные преобразователи.

Преобразователи тока

Электромашинный преобразователь на три киловатта

На летательных аппаратах в качестве вторичных источников тока применяются электромашинные преобразователи и статические полупроводниковые преобразователи (инверторы). Электромашинный преобразователь представляет собой агрегат, состоящий из электродвигателя постоянного тока и генератора переменного тока (иногда - двух), механически закреплёнными на одном валу. Принцип действия такого преобразователя основан на двукратном преобразовании электрической энергии в электрических машинах - двигателе и генераторе. Схема стабилизации оборотов (частоты вращения) обычно расположена в коробке управления. Наиболее широко распространены преобразователи серии ПО (однофазные на 115 вольт), ПТ (трёхфазные на 200/115 вольт или 36 вольт) и ПТО (комбинированные). При КПД в пределах 50-60% мощность преобразователя может быть от 125 вА (ПТ-125Ц) до 6 КвА (ПО-6000). Статические преобразователи преобразуют постоянных ток в переменный с помощью управляемых полупроводниковых приборов - транзисторов или тиристоров . Такой преобразователь представляет электронный блок в унифицированной легкосъёмной кассете. Их КПД может достигать 85%.

Привод постоянных оборотов

В качестве основных источников электроэнергии могут применяться и генераторы переменного тока, в этом случае сеть 200/115 в является первичной. Генераторы подключаются к редуктору через привод постоянных оборотов. Различают разные схемы подключения - гидравлические, пневматические, механические. Применение нашла гидростатическая схема дифференциального типа (гидронасос-гидромотор), в которой механическая энергия вращения, отбираемая от вала авиадвигателя, преобразуется в энергию давления рабочего тела - масла. Регулирование частоты вращения осуществляется гидравлическим центробежным автоматом, управляющим производительностью гидронасоса. В случае с турбовинтовыми авиадвигателями и ВСУ генераторы переменного тока работают на постоянной частоте вращения, обусловленной стабильностью оборотов двигателя. Первичная (основная) система переменного тока стабильной частоты применяется, например, на лайнере Ту-154 или вертолёте Ка-27 . На этих машинах для получения постоянного тока используются полупроводниковые выпрямительные устройства (ВУ).

Выпрямительные устройства

Выпрямительное устройство представляет собой агрегат, состоящий из трёхфазного понижающего трансформатора , полупроводникового трёхфазного выпрямителя и тиристорной схемы стабилизации при изменении нагрузки. Мощность различных типов ВУ может быть в пределах от 3 до 12 кВт. Для принудительного охлаждения схемы выпрямительное устройство имеет встроенный вентилятор .

Авиационная бортовая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея 20НКБН-25-У3. Краской от руки написан номер борта - "45"

Турбогенератор

На летательных аппаратах может применяться смешанная схема электроснабжения, из сетей постоянного тока и сетей переменного тока стабильной или нестабильной частоты, а также дополнительные сети для питания различной сложной аппаратуры (автономные системы электроснабжения). К примеру, генератор переменного тока может работать от пневматической турбины , которая, в свою очередь, работает на отбираемом от компрессора авиадвигателя сжатом воздухе. Такой агрегат называется турбогенератором и применяется, в частности, на самолёте Ан-22 .

Бортовые аккумуляторные батареи

Распределительные сети

Одна из распредпанелей самолёта со снятой крышкой.

Дифференциально-минимальное реле ДМР-600Т

Бортовая электрическая сеть (БЭС) представляет собой сложную систему каналов передачи электроэнергии от источников к приёмникам и состоит из шин, электропроводки, распределительных устройств, коммутационной и защитной аппаратуры. Сети условно делятся на централизованные, децентрализованные и смешанные. В централизованной сети электроэнергия подводится вначале к шинам центральных распределительных устройств (ЦРУ), а затем к периферийным распределительным устройствам (РУ) - распределительным панелям (РП), распределительным коробкам (РК) и распределительным щиткам (РЩ), для питания всего бортового оборудования ЛА. В децентрализованной БЭС ЦРУ отсутствуют в принципе и распределение электроэнергии производится сразу по РК и РП потребителей. Также существует БЭС смешанного типа, имеющая признаки централизованной и децентрализованной сети. Для повышения надёжности применяется деление бортсети на, например, сеть постоянного тока левая и правая, или сеть первого, второго или третьего генераторов.

Сети могут питаться от параллельно (на общую нагрузку) работающих генераторов, при этом отказ одного, к примеру, генератора не приводит к обесточиванию сети. Применяется также перекрёстное питание - сеть №1 питается от генератора №1 (левый двигатель) и №3 (правый двигатель). В свою очередь, сеть №2 питается от генератора №2 (левый двигатель) и №4 (правый двигатель). Если принять, что мощности одного генератора достаточно для питания всех потребителей этой сети, тогда получается, что в случае отказа одного двигателя (любого) и, соответственно, остановки двух генераторов - это никак не отразится на электроснабжении самолётных систем.

В случае отказа генератора (генераторов) сеть автоматически (или вручную) подключится к соседней исправной сети. В случае неисправности в самой сети, например, коротком замыкании, сеть остаётся обесточенной, но часть потребителей этой сети (при условии их исправности) могут быть переключены на питание от другой сети (переключаемые шины). Небольшая часть БЭС, к которой подключены потребители первой категории, питается от аккумуляторной шины напрямую в течение всего полёта. Часть оборудования подключается к шинам двойного питания, которые в нормальном режиме работают от генераторов, но в случае аварии автоматически подключаются к аккумуляторной шине. Такая сложная система коммутации сетей преследует только одну цель - максимальное повышение живучести электропитания ЛА при разнообразных отказах и повреждениях. На более современных летательных аппаратах применяется автоматический контроль параметров работы генераторов и элементов бортсети цифровыми устройствами.

На больших самолётах количество РК, РП и РУ может достигать нескольких десятков (более сотни), а общая длина проводки - сотен (и даже тысяч) километров. При этом все без исключения потребители имеют защиту от токовых перегрузок и КЗ - автоматы защиты сети (АЗС, АЗР), плавкие предохранители различных типов и силы тока - от 0,5 до 900 ампер. Как правило, вся коммутационная и защитная аппаратура компактно сосредотачивается в распределительных устройствах, для удобства обслуживания и монтажа.

Развернуть ▼


Рассмотрены принципы действия, конструкции и схемы систем авиационного и космического электрооборудования и их отдельных элементов, входящих в состав других систем летательных аппаратов и являющихся приемниками электрической энергии: электроприводов служебных и функциональных систем, аппаратуры зажигания и запуска авиационных двигателей, светотехнического, противообледенительного и противопожарного оборудования.
Представлены технические характеристики этих систем, отражена история и перспективы их развития.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», студентов и курсантов авиационных университетов, а также инженерно-технических работников и преподавателей, специализирующихся в области разработки, проектирования и эксплуатации электрооборудования летательных аппаратов и других автономных объектов.
Содержание
Предисловие
Список сокращений
Введение
Часть 1. ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Глава 1. Электропривод летательных аппаратов.
1.1. Назначение и состав электропривода летательных аппаратов
1.2. Классификация электроприводов летательных аппаратов
1.3. Требования, предъявляемые к электроприводу летательных аппаратов
Вопросы для самоконтроля
Глава 2. Электромеханические преобразователи электромагнитного типа и привод на их основе
2.1. Общие понятия и классификация, статические и динамические характеристики
2.2. Электромагнитный привод на основе втяжных и поляризованных электромагнитов
2.2.1. Привод на основе втяжных электромагнитов
2.2.2. Привод на основе поляризованных электромагнитов
2.3. Притяжные электромагнитные механизмы
Вопросы для самоконтроля
Глава 3. Электромеханические преобразователи электродвигательного типа
3.1. Основные способы взаимодействия магнитных полей якоря и индуктора в электромеханических преобразователях электродвигательного типа
3.2. Электродвигатели постоянного тока
3.2.1. Коллекторные электродвигатели
3.2.2. Вентильные электродвигатели
3.3. Электродвигатели переменного тока
3.3.1. Асинхронные электродвигатели
3.3.2. Синхронные электродвигатели
Вопросы для самоконтроля
Глава 4. Электронные преобразователи в электроприводе летательных аппаратов
4.1. Принципы построения электронных преобразователей электропривода летательных аппаратов
4.2. Элементная база электронных преобразователей электропривода летательных аппаратов
4.2.1. Требования, предъявляемые к элементной базе электронных преобразователей
4.2.2. Полупроводниковые приборы, применяемые в силовой части электронных преобразователей
4.2.3. Особенности частотных свойств полупроводниковых приборов, применяемых в силовой части электронных преобразователей
4.3. Анализ работы транзисторно-диодных ключевых схем
4.4. Принципы построения схем управления транзисторными ключами
4.5. Типовые узлы информационно-управляющих подсистем
4.6. Пример реализации электронного преобразователя для следящего электропривода летательных аппаратов
Вопросы для самоконтроля
Глава 5. Информационно-управляющий канал в электроприводе летательных аппаратов
5.1. Электропривод как объект управления и задачи, возлагаемые на его систему управления
5.2. Аналоговые регуляторы и функциональные преобразователи в электроприводах летательных аппаратов
5.3. Датчики, их классификация и предъявляемые к ним требования
5.3.1. Измерительные элементы и устройства первичной информации
5.4. Особенности применения цифровых методов и средств управления электроприводом летательных аппаратов
5.4.1. Датчики в цифровых системах автоматического управления и регулирования электропривода
5.4.2. Особенности управляющих микропроцессорных систем
5.4.3. Типовые задачи цифровой обработки информации
5.4.4. Специальные цифровые средства реализации задач управления электроприводом летательных аппаратов
5.5. Примеры реализации задач цифрового управления электроприводом летательных аппаратов
5.5.1. Цифровая система реализации режима импульсного перевозбуждения синхронного гистерезисного двигателя
5.5.2. Цифровое управление двухфазным вентильным электродвигателем
Вопросы для самоконтроля
Глава 6. Элементы передачи механической энергии
6.1. Преобразователи движения
6.2. Муфты
6.3. Устройства для передачи движения на расстояние
Вопросы для самоконтроля
Глава 7. Управление авиационными электроприводами
7.1. Статические характеристики авиационных электродвигателей
7.2. Способы управления авиационными электроприводами
7.2.1. Принципиальные способы управления электроприводом
7.2.2. Управление коллекторным двигателем постоянного тока
7.2.3. Управление асинхронным двигателем
7.2.4. Управление вентильным двигателем
7.2.5. Управление электроприводом в переходных режимах
Вопросы для самоконтроля
Глава 8. Электродвигательные приводы авиационного оборудования
8.1. Виды электродвигательных приводов
8.2. Электропривод гидрогазовых и топливных систем
8.3. Электропривод в системе управления авиационных двигателей и вспомогательных силовых установок
8.3.1. Общие сведения о системах запуска авиационных двигателей, их классификация и предъявляемые к ним требования
8.3.2. Способы управления электроприводом системы запуска
8.3.3. Электропривод топливной системы авиационного двигателя
8.3.4. Электропривод управления режимами работы силовых установок
8.4. Электропривод органов управления и механизации
8.5. Электропривод навигационного оборудования
8.6. Электропривод артиллерийских установок
8.7. Электропривод подъемно-транспортных устройств
8.8. Электропривод стеклоочистителей
8.9. Электропривод фар
Вопросы для самоконтроля
Глава 9. Электродвигательные приводы бортового оборудования космических аппаратов
9.1. Электропривод систем ориентации и стабилизации движения
9.2. Электропривод чувствительных элементов систем ориентации и управления космическими аппаратами
9.3. Электропривод систем ориентации солнечных батарей
9.4. Электропривод систем терморегулирования и жизнеобеспечения
9.5. Электропривод систем управления элементами конструкции планера космического корабля многоразового использования
9.6. Электропривод механических аккумуляторов энергии
9.7. Электропривод в ядерных и солнечных динамических энергетических установках
9.8. Электропривод систем функционального оборудования
Вопросы для самоконтроля
Часть 2. СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ, СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ, ПРОТИВОПОЖАРНОЕ И ПРОТИВОВЗРЫВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Глава 10. Системы зажигания авиационных двигателей
10.1. Общая характеристика систем зажигания и их классификация
10.2. Свечи, используемые в системах воспламенения авиационных газотурбинных двигателей
10.2.1. Особенности пробоя межэлектродного промежутка искровой свечи и ее конструкция
10.2.2. Особенности электрического разряда по поверхности полупроводниковой свечи и ее конструкция
10.2.3. Особенности электрического разряда по поверхности эрозионной свечи и ее конструкция
10.3. Преобразователи в системах зажигания авиационных двигателей
10.4. Высоковольтные индуктивные системы зажигания с искровыми свечами
10.5. Низковольтные индуктивные системы зажигания с эрозионными свечами
10.6. Емкостные системы зажигания с полупроводниковыми свечами
10.6.1. Низковольтные емкостные системы зажигания
10.6.2. Высоковольтные емкостные системы зажигания
10.7. Особенности систем зажигания химических ракетных двигателей
Вопросы для самоконтроля
Глава II. Противообледенительные системы и нагревательное оборудование летательных аппаратов
11.1. Проблемы защиты летательных аппаратов от обледенения, назначение и классификация противообледенительных систем
11.2. Датчики и сигнализаторы обледенения
11.3. Противообледенительные системы
11.3.1. Тепловые противообледенительные системы
11.3.2. Механические противообледенительные системы
11.3.3. Противообледенительные системы на основе использования специальных покрытий и жидкостей
11.3.4. Факторы, влияющие на выбор противообледенительной системы
11.3.5. Противообледенительные системы вертолетов
11.4. Нагревательное оборудование
11.4.1. Назначение и требования, предъявляемые к нагревательному оборудованию
11.4.2. Элементы электрообогревательных устройств
11.4.3. Обогрев помещений и агрегатов оборудования
11.4.4. Бытовые нагревательные устройства
Вопросы для самоконтроля
Глава 12. Светотехническое оборудование летательных аппаратов
12.1. Общие понятия о светотехническом оборудовании
12.2. Источники оптического излучения и их основные параметры
12.3. Осветительное оборудование
12.3.1. Внешнее осветительное оборудование
12.3.2. Внутреннее осветительное оборудование
12.4. Светосигнальное оборудование
12.4.1. Внешнее светосигнальное оборудование
12.4.2. Внутреннее светосигнальное оборудование
Вопросы для самоконтроля
Глава 13. Системы противопожарной и противовзрывной защиты летательных аппаратов
13.1. Общие сведения
13.2. Бортовые системы пожаротушения
13.2.1. Классификация бортовых систем пожаротушения
13.2.2. Элементы бортовых систем пожаротушения
13.3. Бортовые системы пожарной сигнализации...
13.3.1. Назначение, состав и классификация систем пожарной сигнализации
13.3.2. Датчики и функциональные схемы систем пожарной сигнализации летательных аппаратов
13.3.3. Автоматические системы противопожарной защиты
13.4. Бортовые средства защиты от взрыва
Вопросы для самоконтроля
Заключение
Библиографический список
Предметный указатель

Характеристика работ . Монтаж и демонтаж несложного электрооборудования летательных аппаратов. Выполнение подготовительных работ при изготовлении высокочастотных кабелей и силовых проводов: заготовка электрожгутов, маркировка, установка заглушек, зачистка, изоляция, промывка, заделка концов в наконечники и т.п. Измерение и определение сечения электропроводов всех марок, подсоединение штепсельных разъемов к электроагрегатам, их контровка и пломбирование. Прокладывание и крепление электрожгутов из термостойких электропроводов, установка и крепление аккумуляторов в легкодоступных для монтажа местах. Участие под руководством монтажника электрооборудования летательных аппаратов более высокой квалификации в прозвонке фидерных схем и проверке сопротивления изоляции.

Должен знать: технологию монтажных и демонтажных работ и технические требования, предъявляемые к монтажу и демонтажу несложного электрооборудования; марки и сечения проводов, их номенклатуру, механические и физические свойства; способы раскладки и вязки жгутов с выводами по монтажным схемам; назначение и правила пользования стандартными электроизмерительными приборами; основы электротехники, материаловедения; простые монтажные и полумонтажные электросхемы и правила работы по ним. Примеры работ 1. Электрожгуты и кабели — прокладывание и крепление, резка и зачистка концов. 2. Колодки клеммные — замена. 3. Контакторы, кнопки сигнальных ламп, осветительные патроны, реостаты — установка и крепление.

4. Коробки автоматики, заслонки масляных радиаторов, триммеры, рули управления — демонтаж электроагрегатов и электрожгутов. 5. Огни БАНО, АНО, подставки крепления электрооборудования, щитки индивидуального и общего освещения — установка и крепление. 6. Разъемы типа ШР — сборка и разборка, рассоединение и глушение.

7. Электропроводка — демонтаж на открытых участках кабины и технических отсеках самолета.

89. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 3-го разряда

Характеристика работ . Монтаж электрооборудования средней сложности.

Изготовление электрожгутов средней сложности с заделкой наконечников и пайкой штепсельных разъемов. Изготовление по электромонтажным схемам электрожгутов, имеющих 5 — 6 разъемов.

Разделка и включение электрожгутов в электроразъемы, щитки и фидеры согласно нормалям и электромонтажным схемам. Прокладывание кабелей и жгутов к центральным распределительным устройствам, к приборам и электроагрегатам. Заготовка электрических жгутов средней сложности. Маркировка, контровка электропроводов, электрожгутов, соединителей. Пайка электрожгутов в разъемы для наземного оборудования. Пайка проводов к разъемам, контакторам, к сигнальной и осветительной аппаратуре. Демонтаж электрожгутов средней сложности.

Определение состояния электропроводов систем запуска и противообледенения летательных аппаратов при помощи электроизмерительных приборов. Должен знать: технологию монтажа и демонтажа электрооборудования в герметизированных отсеках, технические условия на выполнение данной работы; правила проверки сопротивления изоляции электропроводов; устройство и принцип действия простых измерительных и монтажных приборов; процесс коррозии металлов, причины ее появления и способы предохранения; правила эксплуатации аэродромных источников питания; действующие нормативные документы по доработке монтируемого электрооборудования; правила чтения чертежей и электросхем; основы электротехники и материаловедения. Примеры работ 1. Автоматы защиты электросети — стыковка. 2. Коробки автоматики — монтаж.

3. Реле силовые и управляющие — монтаж и включение. 4. Фары внутреннего освещения кабин — монтаж и включение. 5. Электрожгуты силовых установок — демонтаж. 6. Электрожгуты — укладка, отбортовка, крепление на этажерках. 7. Электрооборудование обогрева кабины и стекол — монтаж и прокладывание проводки.

90. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 4-го разряда

Характеристика работ . Монтаж по полумонтажным схемам электроприборов и электроагрегатов на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки. Изготовление электрожгутов средней сложности из большого количества электропроводов различных диаметров и марок с количеством разъемов свыше восьми по эталонам, электромонтажным схемам и чертежам.

Изготовление маркировки по сложным электромонтажным схемам. Пайка электропроводов специальными и серебряными припоями, наконечников силовых электропроводов. Пайка и заделка штепсельных разъемов. Разделка и подготовка к пайке экранированных и витых электропроводов.

Измерение жгутов на электропрочность. Заделка электропроводов в малогабаритные штепсельные разъемы и их пайка в неудобных местах на летательных аппаратах. Прокладывание магистральных трасс через силовые конструкции изделия.

Проверка правильности монтажа электрических систем с помощью монтажных схем и электрических приборов, а также проверка сопротивления изоляции электропроводов; прозвонка смонтированных систем согласно полумонтажной и фидерной схемам. Должен знать: конструкцию, назначение и правила проверки действия монтируемого электрооборудования, технические условия на его монтаж и подключение к источникам питания и системе управления; способы устранения дефектов агрегатов электрооборудования; систему защиты электроизоляции; принципиальные, полумонтажные и монтажные схемы электрооборудования; устройство, принцип действия аэродромных источников постоянного и переменного токов, имитаторов для регулировки фар; основы электротехники, материаловедения; систему допусков и посадок. Примеры работ 1. Генераторы летательных аппаратов — монтаж.

2. Гермовводы, гермопроводники — пайка. 3. Диаграммы направленности антенн — проверка.

4. Кабели топливомеров — монтаж по принципиальным и полумонтажным схемам. 5. Коробки автоматического запуска двигателя от наземного и бортового источников питания — демонтаж. 6. Системы противопожарных устройств, сигнализации и обогрева — электромонтаж и подключение к источникам питания. 7. Системы сбрасывания грузов — электромонтаж и подключение к источникам питания.

8. Устройство энергетики центральное, распределительное, постоянного и переменного токов — демонтаж. 9. Электроагрегаты подъема и торможения шасси, электроагрегаты систем вооружения — электромонтаж, подключение к источникам питания.

10. Электрощитки — монтаж.

91. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 5-го разряда

Характеристика работ . Монтаж по сложным монтажным и принципиальным схемам и чертежам сложного электрооборудования летательных аппаратов. Прокладывание электрожгутов, электропроводов и шлангов по сложной трассе между движущимися механизмами. Монтаж серийного электрооборудования специального назначения по чертежам и электромонтажным схемам для проведения аэрофотосъемочных, геологоразведочных и сельскохозяйственных работ. Регулирование и проверка на работоспособность смонтированных систем средней сложности (системы освещения, противообледенения и т.д.). Замер переходных сопротивлений. Проверка сопротивления изоляции электропроводов относительно корпуса летательного аппарата.

Включение мощных потребителей электроэнергии и отработка электроуправления стабилизатором, закрылками, рулями. Должен знать: принцип работы электрических машин и полупроводниковых приборов; технические требования и условия монтажа сложного электрооборудования, его устройство и принцип работы; нормы основных технических параметров и методику проверки и доводки под током монтируемого электрооборудования; устройство, назначение, принцип действия и правила применения имитаторов для проверки электрических цепей; отличие электрооборудования по сериям летательных аппаратов; причины появления неисправностей в электрооборудовании, правила их определения и методику устранения; принцип действия и устройство аэродромных источников постоянного и переменного токов; правила проверки сопротивления изоляции проводов; нормативные документы по доработке монтируемого электрооборудования; устройство и принцип действия применяемых электрических машин; основы электротехники, материаловедения в объеме выполняемой работы. Примеры работ 1. Автоматика топливной системы — монтаж электрической части и подключение к источникам питания.

2. Автопилоты серийных изделий — монтаж электрической части и подключение к источникам питания. 3. Коллекторы электродвигателей, электрожгуты аккумуляторных отсеков — ремонт.

4. Маяки импульсные — доводка, проверка и регулировка блоков. 5. Навигационные огни, строевые огни, проблесковые маяки — проверка под током. 6. Оборудование системы запуска — монтаж. 7. Системы освещения и сигнализации — доводка под током.

8. Системы питания бортовой сети от аэродромных источников — монтаж электрических схем. 9. Системы: противопожарная и противообледенительная серийных типов летательных аппаратов — отладка работы, проверка, регулировка. 10. Системы сбрасывания грузов — отладка и проверка на работоспособность. 11. Схемы уборки и выпуска шасси тяжелых летательных аппаратов — проверка на работоспособность и участие в отладке.

12. Фары внутреннего освещения кабин — монтаж и включение. 13. Электрооборудование обогрева кабин и стекол — монтаж и прокладывание электропроводки. 14. Электрожгуты топливной системы — монтаж.

92. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 6-го разряда

Характеристика работ . Монтаж кабелей и электрожгутов к центральному распределительному устройству, приборам, электроагрегатам, расположенным в труднодоступных местах. Выполнение демонтажных работ сложного электрооборудования.

Регулирование, отработка под током и проверка на работоспособность сложных систем электрооборудования летательных аппаратов, устранение выявленных дефектов. Выполнение сложных монтажных работ по бюллетеням промышленности.

Монтаж электрооборудования в зонах повышенных температур и агрессивных сред. Отработка фидеров распределения электроэнергии переменного и постоянного токов, регулирование софазности переменного тока от двух генераторов, указателя шага ротора и других. Выполнение расчетов, связанных с доводкой и регулированием электрооборудования. Проверка смонтированных электрических систем на летательных аппаратах с помощью специальных имитаторов и установок.

Должен знать: технические условия на окончательную отработку и регулирование сложных систем электрооборудования летательных аппаратов; правила чтения чертежей и электромонтажных схем; принцип работы, инструкции и правила эксплуатации электрооборудования и имитаторов, применяемых при доводке и проверке электрооборудования; способы определения технического состояния электрооборудования, применяемых деталей, материалов и степени их пригодности для монтажа; конструкцию и правила эксплуатации специальных установок и стендов для проверки и испытания электрооборудования; основы электротехники; устройство и принцип действия применяемых полупроводниковых приборов и электрических машин. Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ 1. Автоматика топливных систем — окончательная отработка, регулирование под током и проверка на работоспособность. 2. Автопилоты и автоштурманы серийных летательных аппаратов — окончательная отработка, регулирование и проверка на работоспособность. 3. Пульты дистанционного управления — окончательная отработка, регулирование под током и проверка на работоспособность. 4. Регуляторы напряжения — проверка работы и регулирование. 5. Системы запуска двигателей от наземных источников — доводка.

6. Системы уборки и выпуска шасси тяжелых летательных аппаратов — отладка, регулирование и проверка на работоспособность.

93. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 7-го разряда

Характеристика работ . Регулирование, отработка под током и проверка на работоспособность всего электрооборудования летательных аппаратов, устранение выявленных дефектов. Монтаж и регулирование сложного и уникального электрооборудования на опытные, экспериментальные и аэродинамические летательные аппараты. Наладка, регулирование и использование при монтаже всей контрольно-измерительной аппаратуры, имитаторов и электроустановок. Должен знать: технические условия на окончательную отработку и регулирование и сдачу заказчику в состоянии работоспособности всего электрооборудования летательных аппаратов; конструктивные особенности монтируемого и регулируемого электрооборудования; особенности эксплуатации и ремонта электрооборудования летательных аппаратов различных типов; методы регулирования и наладки электрооборудования различных типов; способы обнаружения и устранения дефектов монтажа электрооборудования; влияние конструкции летательного аппарата на условия работы и монтажа электрооборудования; устройство и принцип действия применяемых полупроводниковых приборов, монтируемых электрических машин, вычислительной техники и автоматики; основы электротехники.

Требуется среднее профессиональное образование. Примеры работ 1. Автоматика топливных систем опытных конструкций — окончательная отработка, регулирование под током. 2. Автопилоты и автоштурманы опытных и уникальных летательных аппаратов — проверка, окончательная отработка и регулирование. 3. Системы флюгирования, системы сбрасывания грузов — регулирование под током, доводка.