ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Двойной слепой метод. Двойной слепой

За последние 30 лет благодаря химиотерапии в лечении психических расстройств произошли глубокие изменения. В некоторых случаях, однако, правомерно задать вопрос, кому принадлежит главная роль в таком лечении: препарату, врачу или самому пациенту?

Вот что произошло в 1953 году с психиатром по имени У. Мендел (W. Mendel), работавшим в то время в больнице Сент-Элизабет в Вашингтоне - одной из самых крупных психиатрических лечебниц США. Мендел заведовал отделением, где лечились преимущественно выходцы из Пуэрто-Рико и с Виргинских островов. Большинство из них были госпитализированы из-за их враждебного или агрессивного поведения; некоторых считали столь опасными, что держали в смирительных рубашках, и Мендел посещал их в сопровождении двух телохранителей. Общение с больными еще больше затруднялось тем, что они почти не говорили по-английски, а Мендел не знал испанского.

В это время появился новый транквилизатор -резерпин, который, казалось, давал превосходные результаты. Руководители больницы Сент-Элизабет решили провести у себя испытания этого транквилизато­ра, используя двойной слепой метод.

Лица, проводившие испытания и раздававшие своим больным таб­летки, не знали, что одни из них содержали препарат, а другие -просто подслащенную массу. Иными словами, они не знали, относятся либольные к экспериментальной группе, действительно получавшей резер­пин, или же к контрольной группе для проверки эффекта плацебо.

Эксперимент продолжался несколько месяцев, но очень скоро Мендел пришел к убеждению, что препарат превосходно действует на его пациентов.

Чем занимаются психологи? 127

За несколько дней их агрессивность резко снизилась, и общение больных с психиатром становилось все более дружелюбным, так что решено было даже снять смирительные рубашки. У Мендела не оставалось никаких сомнений, что резерпин произведет революцию в лечении больных этого типа, и он с нетерпением ожидал результатов, полученных в других отделениях. Каково же было его удивление когда по окончании эксперимента он узнал, что его пациенты и среди тех, кто все время получал подслащенные таблетки совсем без резерпина.

Чем же можно было объяснить изменения в поведении его больных? Анализируя свое собственное поведение, Мендел вынужден был при­знать, что только оно и было причиной этих изменений. С самого начала эксперимента Мендел действительно вообразил, что его подопечные получают резерпин и поэтому не могут не стать более смирными; он стал относиться к ним соответственно, стараясь увидеть в их жестах, взглядах или улыбке признаки, возвещающие об улучшении их состоя­ния (тогда как раньше он обращал внимание только на проявления агрессивности). Больные в свою очередь отвечали на это тем, что становились более спокойными просто потому, что к ним стали отно­ситься как к полноценным людям. Таким образом, их поведение измени­лось не от воздействия лекарства, а от того, как с ними стали обращаться.

Выводы

1. Единственную гарантию серьезной работы психолога дает его научная подготовка в той или другой области психологии независимо от того, занимается ли он исследовательской или практической работой.

2. Клинический психолог и психолог-консультант оказывают психоло­гическую помощь нуждающимся в ней людям. Первый имеет дело прежде всего с людьми, страдающими психическими расстройствами, которые он пытается диагностировать и лечить, применяя соответст­вующую психотерапию. Второй помогает главным образом людям, проблемы которых связаны с семейными и супружескими отношениями.

Сексолог старается выявить психологические причины сексуальных проблем и найти необходимую терапию. Психолог-консультант помо­гает отдельным людям или целым общинам справляться с возникающими у них проблемами.

3. Школьные и промышленные психологи – это психологи-консультанты, оказывающие помощь учащимся и работающим людям в выборе специальности или места работы. Что касается педагогических психологов и психологов-эргономистов, то они занимаются совершенствованием видов обучения и труда, а также обстановки в учебных заведениях и на промышленных предприятиях в соответствии с потребностями человека.

128 Глава 3

4. Психолог вмешивается во все большее число областей человечес­кой деятельности. В настоящее время возникли и развиваются изда­тельская, юридическая, военная психология, психология религии, вза­имодействий с окружающей средой и даже творчества

5. Генетическая психология - одна из областей теоретической психо­логии, пытающаяся объяснить психологическое развитие индивидуума с момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти, а также механизмы, лежащие в основе этого развития.

6. Психология личности изучает становление у индивидуума свойст­венных ему особенностей. В отличие от этого социальная психология исследует взаимное влияние людей друг на друга.

7. Фундаментальные исследования в психологии направлены главным образом на выявление законов восприятия и научения, а также на изучение мотивации, решения задач и т. п. Психофизиолога особенно интересуют соотношения между нервной системой и поведением, тогда как психофармаколог пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных препаратов. Зоопсихолог изучает поведение животных, с тем чтобы лучше понять их родственные связи с человеком. Парапсихолог старается убедиться в существовании явлений, еще не получивших объяснения, и понять, как они соотносятся с «обычными» способностями человека. Что касается специалистов по искусственному интеллекту, то их усилия направлены на углубление наших представлений о процессах познания путем проведения аналогий с работой вычислительных машин.

8. В психологии используются методы двух категорий описательные и экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты, этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-след­ственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилуч­шим научным методом.

9. Создание экспериментальных и контрольных групп дает возмож­ность проверить действие независимой переменной, влияние которой хотят оценить, на зависимые переменные определяемые поведением испытуемых, после того как взяты под контроль все другие факторы и выявлены промежуточные переменные (присущие испытуемым), способ­ные повлиять на результаты.

10. Результаты эксперимента могут быть искажены под влиянием ряда субъективных факторов, зависящих от экспериментатора и испыту­емых. Этого можно избежать, используя двойной слепой метод.

11. Обработка результатов и подготовка сообщения – два последних акта, необходимые для доведения исследования до конца.

Чем занимаются психологи 129

Литература

Общие работы

Cohen D 1976 Psychologists on Psychology, New York, Taphnger

Fourastie J 1966 Les conditions de 1"espnt scientifique, Pans, Gallimard

Fraisse P Piaget J 1963 Traite de psychologie expenmentale, 1 Historic et Metho-

des. Pans, P U F Henneman P H 1975 La psychologie et son champ d"action, Momreal, Les Editions

Reuchhn M Huteau M 1973 Guide de 1"etudiant en psychologie. Pans, P U F Richeile M 1968 Pourquol des psychologues 9 Bruxelles, Dessart

Цитированная литература

Hunt M 1974 Sexual behavior in the 1970"s, Chicago, Playboy Press Kinse\ А С Pomeroy W В Martin С Е 1948 Sexual behavior in the human male,

Philadelphia, Saunders Rosenthal R Jacobwn L (1966) "Teachers expectancies Determinants of pupils

I Q gain". Psychological reports, n° 19, p 115 118 Searle L V (1949) "The organisation of hereditary maze-brightness and maze-dullness",

Genet Psychol Monogr, n° 39, p 279 325 Try on R С 1942 "Individual differences", in F A Moss, Comparative Psychology,

Englewood Cliffs, N J Prentice Hall Zajonc R В (1985) "Social facilitation". Science, n° 149, p 269 274

Материал для самопроверки

Заполнить пробелы

1 Только………подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства.

2 ……..психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет….., наиболее подходящую данному больному.

3 Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желаю­щим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со…между… или...

4 Роль …состоит в том, чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем.

5 Задача …психолога, так же как и….психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.

6 Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных мето­дов...

7 Одна из главных функций психолога-…..состоит в консультировании конст­рукторов машин и промышленного оборудования.

8 Генетический психолог пытается понять, как происходит … человека

9 Роль психофармаколога заключается в испытании новых …на животных

130 Глава 3

10. Парапсихолог занимается проверкой..... психических явлений, еще не получивших объяснения.

11. ..... используют психологические методы для того, чтобы дополнить те

объяснения поведения животных, которые дают..... .

12. При наблюдениях в естественных условиях самое трудное -это дать..... наблюдаемого поведения с учетом конкретных обстоятельств.

13. При..... наблюдениях используется опросник или карта наблюдений.

14. Результаты опроса тем...... чем лучше..... отражает реальную популяцию.

15. При..... анализе возникает проблема интерпретации зависимости, сущест­вующей между двумя..... .

16. Экспериментальный метод состоит во..... в ход событий, с тем чтобы установить, как изменение одного фактора влияет на изменение другого.

17. ..... переменной называют переменную, которую изменяет экспериментатор.

18. Группу испытуемых, которых подвергают воздействию независимой перемен­ной, называют..... группой.

19. Контролируемыми переменными называют все переменные, находящиеся под строгим...... чтобы они не были различными для разных испытуемых.

20. Эффектом Розенталя называют..... результатов, вызываемое тем, что..... экспериментатора может передаваться..... .

21. Эффект..... - это искажение результатов, вызываемое тем, что испытуемые, знающие о гипотезе экспериментатора, будут склонны вести себя в соответст­вии с его..... .

22. Оценка с использованием..... дает возможность свести к минимуму..... результатов.

23. При графическом представлении результатов изменения..... переменной всегда откладывают по оси абсцисс.

24. В науке не бывает..... фактов; бывают лишь плохие...... не контролируе­мые надлежащим образом.

Верно или неверно?

1. Только солидная подготовка психолога может гарантировать серьезный под­ход в терапии.

2. Психологи, не занимающиеся научными исследованиями или преподаванием, чаще всего выступают в роли консультантов разного профиля.

3. Клинический психолог занимается тем же, что и психиатр.

4. Психолог-консультант лишь в редких случаях занимается лечением тех, кого он консультирует.

5. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую под­держку некоторым учащимся.

6. Генетическая психология изучает действие генов.

7. Существует лишь одна теория личности, принимаемая большинством психо­логов.

8. Психофизиолог изучает связи, существующие между нервными структурами и поведением.

9. Зоопсихология отличается от этологии главным образом методами, которые она применяет.

10. Метод наблюдения в естественных условиях -один из самых нудных.

11. Использование тестов - испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнениям.

12. Корреляционный анализ позволяет установить причинно-следственную связь между двумя переменными.

13. Изменения зависимой переменной определяются экспериментатором.

14. Контрольная группа -это та группа, в которую вводят независимую перемен­ную.

15. Экспериментировать - значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

Выбрать правильный ответ

1. Звание психолога

а) защищено в большей части стран;

б) не может быть присвоено любым человеком;

в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;

г) может быть присвоено только клиническому психологу.

2. Клинический психолог

а) играет ту же роль, что и психиатр;

б) всегда работает в частном кабинете;

в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.

г) Все ответы неверны.

3. Психолог-консультант

а) работает с обращающимися к нему людьми;

б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;

в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касаю­щиеся людей.

г) Верны все ответы.

4. Педагогический психолог

а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;

б) проводит собеседования и тесты;

в) стремится вводить эффективные методы обучения.

г) Верны все ответы.

5. Генетическая психология

а) изучает психическое развитие личности;

б) уделяет главное внимание изучению детей;

в) связана с биологией;

г) мало занимается пренатальным развитием.

6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается глав­ным образом

а) зоопсихология;

б) парапсихология;

в) психофармакология;

г) психофизиология.

7. Метод опросов

а) использует специально разработанные анкеты;

б) должен применяться на репрезентативных выборках;

в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.

г) Верны все ответы.

8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью

а) установить причинную зависимость между двумя переменными;

б) выявить роль третьей переменной;

в) разъяснить используемые термины.

г) Неверны все ответы.

9. Гипотеза всегда формируется в форме

а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;

б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;

в) теории, основанной на предвзятых идеях.

г) Все ответы неверны.

10. Независимая переменная всегда вводится

а) в экспериментальную группу;

б) в контрольную группу;

в) в обе группы.

г) Все ответы неверны.

11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет:

а) лабиринт;

б) характер среды;

в) быстрота научения.

г) Все ответы неверны.

12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введен­ного им наркотика X», следует контролировать

а) дозу наркотика X;

б) число оборотов;

в) пол животных.

г) Верны все ответы.

13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой

а) независимую переменную;

б) зависимую переменную;

в) контролируемую переменную;

г) промежуточную переменную.

14. Двойной слепой метод позволяет избежать

а) эффекта Розенталя;

б) эффекта Хоторна;

г) субъективных интерпретаций.

г) Верны все ответы.

15. Публикация сообщения о результатах эксперимента

а) необходима только в случае получения убедительных результатов;

б) не должна содержать описания использованного метода;

в) не должна вызывать новых вопросов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1-солидная; 2 -Клинический, терапию; 3-взаимоотношениями, супругами, чле­нами семьи; 4-общинного психолога; 5-школьного, промышленного; 6-обуче­ния; 7 - эргономиста; 8-психическое развитие; 9-лекарственных препаратов;

10-существования; 11-Зоопсихологи, этологи; 12-интерпретацию; 13-система-тических; 14-достовернее, выборка; 15 - корреляционном, переменными; 16-вме-шательстве; 17-Независимой; 18-экспериментальной; 19 - контролем; 20-иска­

жение ожидания, испытуемым; 21 -Хоторна, ожиданиями; 22-двойного слепого метода, искажение; 23-независимой; 24-плохих, эксперименты.

Верно или неверно

1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н;

Выбрать правильный ответ

1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г;

Сознание и активация

Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов. Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти. Человеческое существо ежеминутно сталки­вается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей.

В связи с этим инициация тех или иных действий представляет собой лишь последний этап трехстадийной последовательности. Ее первый этап состоит в активации мозга, которая происходит в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй этап заключается в обработке мозгом инфор­мации, поступающей от организма и из внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом как текущих обстоятельств, так и прошлого опыта. Когда речь идет о рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении, эта обработка информации осуществляется более или менее автоматически, стереотип­ным образом (см. гл. 1). При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решения в этой обработке участвуют и такие высшие функции, как память и мышление. Об этом будет идти речь в третьей части книги.

Главы 4-6 будут посвящены изучению активации и тому, как организм «создает» окружающую среду в зависимости от своих потреб­ностей и ожиданий.

Введение к части 2 135

Прежде всего важно отличать понимание активации психофизиолога­ми от ее понимания в психологии.

Физиологическая активация связана с функцией центров, находящих­ся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; и именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие из внешнего мира и от самого организма, прежде чем они будут при участии ретикулярной формации направлены в кору большого мозга, если окажутся достаточно важными. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психического равновесия.

Психологическая активация представляет собой продолжение фи­зиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигна­лов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.

Блестящий камень, найденный на дороге, для геолога означает совсем иное, чем для просто гуляющего человека. Вид луга или леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, кото­рому предстоит проложить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущим в этом краю. Девятая симфония Бетховена вызывает совершенно различные чувства у обеспокоенного человека, у человека, находящегося под воздействием наркотика, или у дремлющего; и уже независимо от состояния сознания ценитель класси­ческой музыки будет реагировать не так, как любитель рока. Человек, который испытывает сильный голод, будет обращать внимание только на то, чем можно было бы заполнить пустоту в желудке. Сытый же человек, возможно, займется поиском хорошей книги, постарается попасть на футбольный матч или же послушает передачу концерта по радио.

Таким образом, уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов.

Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов.

Наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир; эти антен­ны -наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознатель­ном уровне.

Тем не менее поиск и выбор сигналов будут зависеть от другого источника активации, который постоянно направляет эти процессы. Это уровень врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов - эмоций и чувств.

Разумеется, на самом деле все это не так просто. Активация всегда частично включает предварительную обработку информации позволяющую понятным образом расшифровать сигналы из внешнего и внутреннего мира. К тому же, как мы увидим в последующих главах каждый из этих аспектов активации часто бывает связан с двумя другими. Поэтому раздельно они будут рассмотрены только для ясности изложения


Похожая информация.


При выборе и сравнительной оценке товаров или технологий большинство людей - так уж повелось - обычно ориентируется на мнение компетентных экспертов. А эксперты, в свою очередь, руководствуются наработанным опытом и собственными предпочтениями. Однако существуют и иные, куда более объективные критерии оценки, которые зачастую дают весьма неожиданные результаты. Наглядной иллюстрацией чему могут служить недавние тесты, сравнивавшие, в одном случае, качество по-разному сжатых аудиозаписей, а в другом случае - качество принтерной печати при разных чернилах и сортах бумаги.

Честный путь к истине

Так называемый двойной слепой метод тестирования пришел из науки, где является очень важной частью исследовательского инструментария ученых, поскольку позволяет получать наиболее объективные результаты экспериментов с участием людей. Цель двойного слепого метода - эффективно нейтрализовать первоначальные субъективные предубеждения и сдвиги во мнениях, которые всегда свойственны и тестируемым, и самим организаторам эксперимента, а потому явно или неявно влияют на анализ тестовых данных и оценку итоговых результатов. На сегодняшний день этот метод считается одним из самых важных во многих серьезных областях исследований от медицины и психологии до социологии и криминалистики.

Что представляет собой слепой метод тестирования в принципе, очень просто пояснить на примере с дегустацией, скажем, чая. При открытом способе дегустации приглашенные потребители пробуют чай разных марок и фирм в условиях, когда принадлежность содержимого каждой чашки к определенному бренду известна заранее, а потому дегустаторы обычно делают выбор в пользу тех названий, которыми пользуются регулярно или, по крайней мере, что-то о них знают. Из опытов хорошо известно, что если при дегустации тех же напитков скрыть все сведения о брендах, то те же самые испытуемые нередко выбирают совсем другую марку. Иначе говоря, слепой метод помогает убрать сознательные или подсознательные сдвиги в представлениях испытуемых, существенно влияющие на исход эксперимента.

В более серьезных научных испытаниях вроде медицинских, когда важно не то, нравится или не нравится лекарство, а насколько эффективно оно помогает при лечении, один из общепринятых методов проверки носит название single-blind, то есть одинарный слепой. При этом методе каждый из испытуемых не знает, входит ли он или она в тестовую группу, принимающую новое лекарство, или же в контрольную группу, которой дают нечто нейтральное для сравнения результатов с тестовой. Но, как показывает опыт, этот метод не очень хорош, потому что сами экспериментаторы тоже являются людьми и при организации опытов вольно или невольно пытаются повлиять на получение желаемого исхода. Поэтому, скажем, пациенты нередко могут догадываться, дают им пустышку или настоящее лекарство. Более яркий пример того же самого - это процедура опознания преступника свидетелем, когда организаторы опознания заранее знают, кого нужно разоблачить, и вроде бы обезличенный метод устраивается так, чтобы подтолкнуть испытуемого к нужному выбору.

Для ликвидации всех подобных перекосов разработан двойной слепой (double-blind) метод тестирования, в экспериментах с участием людей позволяющий эффективно нейтрализовать субъективные предубеждения как испытуемых, так и самих испытателей. В условиях двойного слепого уже ни испытуемые, ни экспериментаторы не знают, кто является членом тестируемой группы, а кто членом контрольной группы для сравнения (в условиях правоохранительной работы - когда организаторы опознания сами не знают, кто предполагаемый преступник). Лишь после того, как все данные тестов зафиксированы (а в некоторых случаях и после того, как проанализированы), исследователи, наконец, получают от независимой третьей стороны информацию о том, кто был кто. При аккуратной организации и случайном распределении испытуемых по группам тестирования и контроля двойной слепой метод позволяет полностью избавиться от человеческого субъективизма и проводится в тех случаях, когда хотят добиться наиболее высоких стандартов научной строгости.

Хотя двойные слепые методы получили наибольшее распространение в медицине, в принципе их можно применять в любых экспериментальных ситуациях, где существует возможность того, что результаты испытаний окажутся под влиянием сознательных и/или подсознательных сдвигов в представлениях участников эксперимента. Особенно удобно устраивать двойные слепые тесты с помощью компьютера, поскольку программу, организующую эксперимент, легко сделать так, чтобы она не имела никаких сдвигов в пользу того или иного выбора. По аналогии с приведенными выше примерами из медицины и криминалистики, та часть программы, которая обеспечивает взаимодействие с испытуемым человеком, - это работающий вслепую экспериментатор, а та часть, которая знает, что именно предложено для оценки, - это независимая третья сторона.

Классическим, можно сказать, примером такого подхода, часто реализуемым с помощью компьютера, является так называемый тест ABX, где испытуемому человеку предлагается на пробу неизвестный стимул X, который следует отнести к одному из двух возможных и уже известных выборов A или B. Помимо того, что этот тест очень просто организовать в различных модификациях, ABX давно знаменит тем, что легко и наглядно развенчивает устойчивые мифы, бытующие среди населения. За что его, мягко говоря, недолюбливают многие авторитетные эксперты, эти мифы создающие.

Уши в замешательстве

В 1990-е годы, когда публика начала массово осваивать сжатие музыки с Audio CD в файлы MP3, никому поначалу и в голову не приходила идея об эквивалентности звучания скомпрессированных аудиотреков и исходных дорожек с компакт-диска. Общепринятый стандарт сжатия с постоянным битрейтом 128 Кбит/с давал примерно 10-кратную экономию в размере файлов, благодаря чему стало возможно перекачивание музыки через узкий канал телефонного модема, и при этом сохранял достаточно приемлемое качество звучания для слушателей. Но не более того.

Однако скорость интернет-соединений с годами заметно увеличивалась, еще быстрее росла емкость жестких дисков компьютеров, а параллельно с ними увеличивался и битрейт сжатия аудиофайлов, давая ощутимые улучшения в качестве звука, но при этом наращивая и размер файлов. Поэтому на каком-то из этапов данного процесса возник неизбежный вопрос: а при каких значениях параметров сжатия увеличение битрейта перестает себя оправдывать с точки зрения качества звука, а влечет одно лишь разрастание дискового пространства для хранения? Быть может, в большинстве случаев разумно остановиться уже на 160 или 192 Кбит/с? А при битрейте 256 или 320 Кбит/с треки звучат настолько чисто, что, быть может, уже и матерые аудиофилы не способны их отличить от несжатого звука CD? Не говоря уже об обычных любителях музыки…

Подлинные аудиофилы обычно с презрением относящиеся ко все этим MP3, как правило, против компрессии решительно возражают и уверены, что всегда отличат сжатый с потерями звук от оригинала. Однако еще весной 2000 года германский компьютерный журнал c’t провел весьма качественное двойное слепое тестирование треков MP3 и CD с участием полутора десятка аудиофилов, отобранных профессиональной комиссией из нескольких сотен желающих. Результаты тестов сильно удивили всех - и участников, и организаторов. При прослушивании 1-минутных фрагментов из 17 произведений классики, джаза и поп-музыки, представленных в трех вариантах (128 Кбит/с, 256 Кбит/с и CD-качество) испытуемые достаточно уверенно выделяли лишь 128 Кбит/с, а вот при оценке треков 256 Кбит/с и несжатого формата результаты с выбором наилучшего качества оказались абсолютно идентичны. Иначе говоря, ровно в половине случаев слушатели отдали предпочтение CD, а в половине случаев трекам MP3 256 Кбит/с. Приглашенный в качестве эталонного слушателя звукоинженер фирмы Deutsche Gramophon Гернот фон Шульцендорф, занимающийся подготовкой к изданию мастер-копий записей классической музыки, в общих тестах не участвовал, но в предварительных испытаниях с выявлением CD-звука показал заметно лучшие результаты, чем остальные. После окончания тестов Шульцендорф раскрыл секрет своего успеха. Оказалось, что он по опыту работы заранее знал, что многие записи определенных жанров при качественном сжатии звучат более округло и приятнее для человеческого уха, чем оригинальный трек CD. Поэтому в целом ряде случаев он делал выбор аналитически, по сути дела в пику тому, что реально слышат уши.

Интересные результаты c’t в свое время много обсуждались в Интернете, но нельзя сказать, что поколебали точку зрения настоящих аудиофилов, продолжающих твердо верить в свою правоту. И ныне настаивающих на бесспорном превосходстве тех форматов, вроде FLAC, что для плеера и компьютера умеют паковать аудиозаписи со сжатием без потерь (то есть при воспроизведении восстанавливающие файл до полной копии CD-трека). Однако неоспоримый прогресс проделан и в алгоритмах сжатия с потерями, где все тот же MP3 с переменным битрейтом ныне одновременно может обеспечивать и наибольшее сжатие и наилучшее качество для заранее заданной битрейтовой базы. Другими словами, ничуть не утратил своей актуальности и давно уже задаваемый вопрос о том значении параметра, при котором любителям качества разумно остановиться с наращиванием битрейта, зная, что человеческому уху тончайшие различия все равно уже не уловить.

Совсем свежий двойной слепой тест на этот предмет в апреле 2007-го провел американский журнал Maximum PC. Здесь эксперимент устроили так. К компьютеру с качественной аудиоплатой Creative X-Fi и весьма приличными наушниками Sennheiser HD 580 пригласили четырех аудиофилов, каждый из которых принес свой CD с референсным треком, где нюансы звуковой картины по их мнению лучше всего подходят для анализа качества сжатия. Каждый такой трек представили для прослушивания в трех уровнях качества - 160 Кбит/с, 320 Кбит/с и несжатый WAV. Причем сжатие осуществлялось с переменным битрейтом (VBR), когда степень компрессии динамически уменьшается или возрастает в зависимости от сложности конкретного музыкального фрагмента. Таким образом, каждому тестеру предоставлялось в общей сложности 12 треков для сравнительного прослушивания в максимально доброжелательных условиях. То есть ранжирование записей по качеству осуществлялось не на основе минутного отрывка из каждого куска, а при прослушивании в течение любого интервала времени, любое количество раз и с возможностью попеременного (A/B) сравнения с другими треками.

Больше всего абсолютно все тестеры-аудиофилы были поражены, насколько сложной в реальности оказалась задача. Выяснилось, что при подъеме нижнего порога сжатия до качества 160 Кбит/с VBR аудиотрек уже становится очень и очень непросто отличить от CD-качества даже для опытного уха. Не говоря уже о битрейте 320 Кбит/с. Подводя же общий итог этого испытания, можно отметить, что в условиях, когда максимально возможное число правильных опознаний качества равнялось 12, самый лучший результат верных угадываний для одного аудиофила составил 6, то есть всего половину. Если же чуть изменить способ подсчета и принять во внимание, что каждый из 4 тестеров прослушал для анализа 4 трека в качестве CD (то есть в сумме 16), но при этом совокупно они правильно выявили несжатое качество лишь в 6 случаях, то получается, что в 10 из 16 прослушиваний наилучшее качество звучания было признано за MP3-файлами. Действительно, есть чему поразиться и аудиофилам, и обычным любителям MP3.

На букву Х и на букву Е

Впечатляющий прогресс, проделанный индустрией принтеров за последний десяток-полтора лет, принес в домашний быт сравнительно недорогие аппараты, дающие очень качественную цветную полиграфию, о которой в начале 1990-х потребители и не мечтали. Единственное, пожалуй, что вызывает ворчание и растущее недоумение - это цена на расходные материалы, особенно на быстро кончающиеся чернила для принтера. В то время как достоинства самих принтеров из года в год растут, а цена на них снижается, стоимость чернил и бумаги для этих аппаратов практически не меняется, из-за чего домашняя печать продолжает оставаться недешевым, вообще говоря, удовольствием.

То, что цены на фирменные чернила и бумагу, выпускаемые той же компанией, которая изготовила принтер, искусственно завышаются - это давно ни для кого не секрет. Именно по этой причине все большую популярность в народе обретают чернила и прочие расходные материалы от сторонних производителей. За существенно меньшие деньги у них можно купить примерно такие же расходники, которые по виду дают тот же самый результат, что и фирменные товары. Однако практически у каждого покупателя левого продукта в душе свербит сомнение - а не слишком ли сильно падает качество печати в сравнении с фирменными материалами? Тем более что на это обстоятельство регулярно напирают изготовители родных (дорогих) чернил-бумаги.

Дабы навести ясность в столь насущном вопросе, американское издание Trusted Reviews, специализирующееся на обзорах и тестах потребительских компьютерных технологий, провело большое (двойное слепое, естественно) сравнение расходных материалов для принтеров всех четырех главных изготовителей. Каждая из этих компаний прекрасно известна потребителям, однако установившиеся с некоторых пор в компьютерной прессе порядки таковы, что в явном виде указывать название фирмы стало экономически безопасно лишь в тех случаях, когда материал носит очевидно хвалебный характер. Данное исследование к подобным случаям явно не относится, поэтому знаменитые изготовители принтеров будут упомянуты лишь прозрачными намеками - на букву C, на букву E, на букву H и на букву L.

Итак, вопрос, поставленный исследователями, звучал очень просто: насколько качество печати на основе расходников от сторонних производителей сравнимо с печатью при фирменных чернилах и бумаге? Для тестирования были выбраны четыре популярных современных принтера, широко распространенных у домашних пользователей (точные названия моделей можно найти в итоговом отчете на сайте www.trustedreviews.com). В качестве сторонних поставщиков чернил были выбраны наиболее известные в США фирмы Cartridge World, InkTecShop, JetTec и StinkyInk, но эти названия существенной роли не играют, поскольку компании подобного рода обычно занимаются импортом, перезарядкой и перепродажей расходников от самых разных производителей. Важно лишь то, что это в изобилии предлагаемая дешевая альтернатива дорогим фирменным материалам.

Второй, не менее существенный аспект - это выбор бумаги. Все изготовители принтеров непременно подчеркивают, что для обеспечения качественной печати две главных составляющих, чернила и бумага, непременно должны разрабатываться вместе. Химия чернил должна соответствовать характеристикам бумаги, поэтому структура бумаги для принтеров имеет несколько слоев из разных материалов - один впитывает чернила, другой предотвращает их растекание, третий обеспечивает глянец фотографиям. Чтобы проверить истинность тезиса о важности соответствия фирменной бумаги своим чернилам, исследователи набрали комплекты глянцевой фотобумаги от четырех принтерных компаний, а для сравнения - пачки универсальной принтерной бумаги от сторонних поставщиков: Ilford, Kodak, PC World и Staples. Для распечатки не фотографий, а обычных документов взяли пачку обычной офисной бумаги для принтеров и ксероксов.

Тестирование сводилось к сравнению трех типов изображений: страница черного текста и графики на белом фоне и две фотографии. Одна - пейзаж с зелеными деревьями, синими небесами и скалистым берегом из красного гранита. Вторая - фото модели, дающее разнообразные оттенки цвета тела и фактуру тканей одежды на зеленом фоне листвы. Эти образцы были распечатаны на всех четырех принтерах, с пятью типами чернил и на шести типах бумаги.

Получившиеся в итоге две с половиной сотни распечаток были представлены для оценки группе типичных и достаточно опытных пользователей, которых попросили оценить каждое изображение по 10-балльной шкале. Ориентиры для оценки были такие. 10–9 баллов - если качество картинки таково, что ее хотелось бы оставить как память о свадьбе, юбилее или другом важном событии в жизни; 8-7 баллов - как воспоминание о проведенном отпуске; 6-5 баллов - достаточно хорошо, чтобы просто оставить снимок, хоть и с небольшими дефектами; меньшее количество баллов - для снимков, которые вряд ли захочется сохранить из-за убогого качества.

Перед выдачей для оценки все распечатки были пронумерованы и тщательно перемешаны, так что в соответствии с двойной слепой методикой ни оценщики, ни организаторы уже понятия не имели, что за принтер, чернила и бумага использованы в том или ином случае. Общий вывод всех оценщиков после испытаний - это чрезвычайная сложность задачи по отысканию различий, поскольку все распечатки одной картинки имели очень похожее качество. Тем не менее, когда все результаты тестов были аккуратно расписаны в таблицы, в которых по номерам восстановили параметры каждой распечатки, легко были выявлены и характеристики, набравшие наибольшее количество баллов.

Самый главный итог теста - это то, что члены оценочной комиссии в целом явно отдали предпочтение тем распечаткам, которые были сделаны с помощью расходников сторонних производителей. Для каждого принтера по отдельности левые чернила и комбинация бумаги от разных поставщиков набрали больше баллов, чем распечатки с помощью сочетания из фирменного картирджа и фирменной бумаги.

Таким образом, стало можно вполне компетентно и научно обоснованно утверждать, что чернила сторонних производителей по качеству печати ничем не уступают фирменным расходным материалам, а при особо удачном сочетании компонентов могут и заметно их превосходить. Но это, надо отметить, пока еще не вся картина в своей полноте. Потому что каждый из главных изготовителей принтеров также утверждает, что левые чернила значительно быстрее выцветают, чем их собственные. А отсюда естественным образом вытекает и продолжение теста Trusted Reviews. Теперь образцы, размноженные для первого исследования, частично расклеены на стекла окон, частично на стены и доски объявлений внутри здания, а остальные помещены в альбом на полке в шкафу. Примерно через полгода организаторы теста к ним вернутся и посмотрят, насколько соответствует действительности идея о стойкости фирменных чернил. Вполне возможно, что и этот результат не будет соответствовать устоявшемуся в народе мнению.

Следующее обязательное мероприятие – рандомизация. Начало эксперимента. Исследователь уже примерно (всегда – примерно и никогда – точно) знает, что он собирается делать. Экспериментальная установка готова. «Маша, принесите кролика!» Маша идет в виварий и приносит-таки кролика, но какого или, вернее, которого из тех, что там были? Если спросить об этом исследователя, он уверенно ответит, что животное было выбрано в случайном порядке. Неправильно! Выбор был сделан в произвольном порядке. Различие между этими двумя процедурами объясняется в начале любого хорошего руководства по биологической и медицинской статистике. Лаборантка взяла кролика из клетки, находящейся на полметра от пола вивария – это самые удобные клетки: к нижнему ряду труднее наклоняться, а кролик из верхней клетки, бывает, успевает царапнуть Вас задней лапой. Не все ли равно, где сидел кролик до эксперимента? Нет. Самых тяжелых или самых буйных животных лаборанты, не задумываясь, сажают в клетки нижних рядов – а это, согласитесь, нарушает принцип случайности выбора. Конечно, виварий может быть идеально организован: клетки на одном уровне, животные строго одного веса и т. п., но всегда найдется бесчисленное количество других факторов, препятствующих случайному выбору.

В тех же руководствах по статистике под названием рандомизация описаны элементарные процедуры, позволяющие обеспечить случайность выбора объекта. Если Вы собираетесь сравнить два способа лечения, Вы должны:

а) Определить и, насколько возможно, формализовать показания к применению этих методов, то есть заранее назвать нозологическую форму и, если необходимо, другие признаки будущих больных, которые подвергнутся лечению либо старым, либо новым способом: пол, возраст, и т. п. Любой больной, поступающий в клинику или отделение и соответствующий всем заранее определенным параметрам, автоматически попадает в круг Вашего исследования, и ему присваивается порядковый номер.

б) Заранее заказать в любом компьютерном центре таблицу случайных чисел от 1 до 1000 и разделить ее пополам: 500 чисел до черты и 500 – после. Сверху пишете название старого способа, снизу – нового. Поступает больной. Допустим, его номер 48. Смотрим в таблице: число 48 оказывается в нижней части массива. Этот больной должен получить лечение новым, и только новым способом. Никакие перестановки здесь недопустимы. Если позволить себе их, то невольно начнешь отбирать для применения нового способа лечения «наиболее перспективных» больных. В результате «койко-день» в опытной группе будет существенно меньше, чем в контрольной, и количество осложнений – тоже и т. п. После этого можно обрабатывать полученные данные скольугодно изощренными методами – результаты останутся недостоверными. Вспомним слова Гексли (Хаксли – Thomas Henry Huxley, 1825–1895) о том, что математика – это жернов, который перемалывает все, что бы под него ни положили. Мощь жернова не превратит сорняки в пшеницу. Именно поэтому предложенное Вами будет жить недолго. В случае неклинического, чисто экспериментального исследования метод рандомизации применяется точно так же: животные нумеруются заранее, и затем их делят на опытную и контрольную группы в соответствии с таблицей случайных чисел. Желательно, чтобы ни исследователь, ни его помощники не знали, к какой из двух групп относится данное животное и вводят они исследуемый препарат или плацебо (слепой контроль). Если же удастся организовать дело так, чтобы принадлежность объекта исследования к опытной или контрольной группе оставалась неизвестной и в течение всего эксперимента, и во время первичной обработки данных, это уже будет double blind control, близкий к мировым стандартам. В этом случае исследователь узнает, где – опыт, а где – контроль, только в момент просмотра сводных таблиц или рисунков. А теперь, положа руку на сердце, скажите, часто ли Вы и Ваши коллеги так делаете?

Защита не зря именуется публичной. Это означает, что Вы имеете полное право прийти на заседание Совета и задавать соискателю любые вопросы относительно его работы. Если Вы точно знаете, что сегодняшний соискатель завтра не придет на вашу собственную защиту, задайте ему один короткий вопрос: «Как Вы осуществляли рандомизацию?» Ответа не будет, точнее, будет игра словами с целью замять вопрос. Если же Вы благоразумны, задайте тот же вопрос не на защите, а после нее, при личной встрече. Результат будет тот же.

Тому, в ком развит элемент артистизма, можем посоветовать способ рандомизации одновременно простой, надежный и производящий неизгладимое впечатление на учеников и помощников. Произвольно (а не в случайном порядке) выбираем животное. Доводим эксперимент до момента инъекции, не зная заранее, будет ли это опыт или контроль, и таким образом исключая всякую возможность подсознательного подыгрывания самим себе, зовем любого постороннего человека и просим его подбросить монетку. Орел – вводим препарат, решка – плацебо. Если хотите, смейтесь, а, по-нашему, это и есть поиск истины. Один из нас до сих пор хранит пятак, много лет назад случайно застрявший в люстре во время проведения такой рандомизации.

Слепой метод — метод эксперимента, при котором испытуемые не в курсе, что конкретно исследуется. Когда испытуемый или экспериментатор могут осознанно или неосознанно повлиять на результат, слепой метод обязателен.

Например, при проведении экспертной оценки какого-либо проекта, эксперт не должен знать, от кого исходит предложение, в противном случае он может руководствоваться неэкспертными соображениями. Далее, организаторы тендера также могут повлиять на результат, выбрав определённого эксперта для оценки определённого проекта, поэтому важно, чтобы этот выбор также осуществлялся вслепую.

Слепой метод получил широкое распространение при проведении медицинских испытаний. Для получения объективных результатов, пациенты делятся на две группы; одна группа получает новое лекарство, а другая, контрольная, группа получает плацебо . При этом пациенты не знают, кто из них находится в контрольной группе. Таким образом исключается так называемый «эффект плацебо», который заключается в том, что состояние пациента может улучшиться просто из-за того, что он думает, что принимает эффективное лекарство. Хотя такой метод повышает объективность исследования, он не исключает субъективной оценки состояния пациента врачом, проводящим исследование. В случае применения двойного слепого метода, врачи, непосредственно участвующие в испытании, тоже не знают, кому из пациентов они дают лекарство, а кому плацебо.

Двойной слепой метод

Двойной слепой метод заключается в том, что не только испытуемые, но и экспериментаторы остаются в неведении о важных деталях эксперимента до его окончания. Двойной слепой метод исключает неосознанное влияние экспериментатора на испытуемого, а также субъективизм при оценке экспериментатором результатов эксперимента.

Двойной слепой метод используется также для научной проверки заявлений о паранормальных способностях, таких как способность читать мысли или определять цвет предметов без помощи зрения (кожно-оптическое восприятие ).

В качестве примера того, как субъективные факторы могут привести к ложной интерпретации эксперимента, можно привести историю с открытием т. н. "N-лучей", о котором в 1903 г. объявил французский физик Блондо. N-лучи, по его словам, усиливали способность глаз видеть слабоосвещённые предметы. Он заявил также, что сконструировал спектроскоп для N-лучей, в котором использовалась алюминиевая призма. Позже другой физик, Роберт Вуд, посетил лабораторию Блондо. Блондо продемонстрировал Вуду свои опыты и утверждал, что наблюдает на себе действие лучей, несмотря на то, что Вуд перед экспериментом незаметно вынул из спектроскопа алюминиевую призму.

Психологос psychologos

Психологос​​​​​​​ - образовательный проект, энциклопедия практической психологии , которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь: внятные определения основных психологических понятий, современные взгляды специалистов, видео-иллюстрации и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

Здесь всё, что нужно знать о психологии, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Всё коротко и по делу.

Над Психологосом работают преподаватели Университета практической психологии , возглавляемым доктором психологических наук, профессором Николаем Ивановичем Козловым . На портале представлен синтон-подход - психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход интегрирует лучшее из всех современных психологических подходов на базе самостоятельных, отечественных разработок. Психологос сотрудничает с крупнейшими вузами России: РГГУ , СПбГИПСР , КИПУ и др.

Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.

Двойной слепой метод исследования имеет как философский, так и практический смысл. К этому следует добавить, что весьма распространено мнение о магических свойствах этого метода как о самом совершенном методе оценки препаратов

Двойной слепой метод служит видом контроля для предупреждения влияния предвзятости на результаты исследования. С одной стороны, он позволяет исключить эффекты, вызванные надеждой и беспокойством больного при приеме исследуемого препарата или плацебо, имеющего внешний вид, идентичный активному лекарственному препарату, так как испытуемый (первый «слепой» человек) не знает о том, что он получает на самом деле (препарат или плацебо).

С другой стороны, этот метод исключает влияние заранее имеющихся надежд у исследователя или наблюдающего врача (второй «слепой» человек) на результаты лечения (это бывает бессознательное чувство) при принятии ими решения о выборе плацебо или активного препарата конкретному больному, так как сам врач не знает об этом. В то же время метод обеспечивает общий контроль, так как позволяет провести сравнение эффективности лекарственного препарата и плацебо.

Имеет как философский, так и практический смысл. К этому следует добавить, что весьма распространено мнение о магических свойствах этого метода как о самом совершенном методе оценки препаратов.

Многие специалисты верят в то, что двойное слепое исследование – это вообще все, что необходимо для адекватного клинического исследования, которое они намерены провести. А так как он относительно легко приобретает доверие к себе, то многие исследователи и относятся к нему надлежащим образом. Во многих публикациях специально подчеркивается в названии, что в исследовании был применен именно этот метод контроля, причем делают это не только в тех случаях, когда применение это требует специального упоминания, а просто для того, чтобы заранее предупредить читателя о гарантии в отношении безупречности представленных результатов исследования.

Двойной слепой метод исследования следует использовать тогда, когда эффект лечения нельзя оценить другими, строго объективными результатами. Иногда на первый взгляд кажется, что при данном заболевании критерии клинического состояния больного вполне объективны, тогда как на самом деле это совсем не так. Например, при ревматоидном артрите объем произвольных движений в суставе в большой степени зависит от психологических факторов, так как движения в нем ограничены из-за болевых ощущений, что в свою очередь зависит от психического состояния больного.

Другим примером может служить оценка динамики изменений на рентгенограммах грудной клетки. Она также может быть тенденциозной вследствие наличия или отсутствия у врача энтузиазма в отношении изучаемого метода лечения. В связи с этим в классических химиотерапевтических исследованиях Медицинского Исследовательского Совета Великобритании предусмотрено, что рентгенолог, оценивающий серии снимков, должен быть в неведении о том, какое лечение получал больной.

Двойной слепой метод неприемлем при изучении препаратов, впервые назначаемых больным, когда еще не определены их дозы для человека, однако возможно проведение однозначного слепого метода, т. е. когда только больной не знает, что он получает (плацебо или активный препарат). При изучении лекарственных средств одиночный слепой метод используется редко, так как важно, чтобы врач также не знал, какой применяется препарат. Офтальмологи двойной слепой метод исследования называют двойным маскированным методом.