ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Виды боевых искусств ► Грэпплинг. Джиу Джитсу — название серии японских боевых искусств

Дзю-дзюцу – боевое искусство, которое зародилось в Японии. Оно популярно в разных странах, существует несколько его стилей. Самое популярное – бразильское джиу-джитсу. О том, чем отличается школа BJJ от других, мы и поговорим в данной статье. Бразильское джиу-джитсу – это несколько измененный вариант японского вида боевого искусства. Эти изменения коснулись традиционных для Востока ритуалов, некоторых приемов. Считается, что на занятиях по BJJ преподается более современное единоборство. И отличается оно от других, прежде всего, методикой обучения. Уделяется внимание следующим аспектам: совершенствование техники, борьба с более сильным противником, ориентация на поединок в реальных условиях.

Работа над техникой BJJ

В Южной Америке ежегодно проводится до 4-х крупных соревнований. Кроме них, несколько менее масштабных. И каждый раз тренеры и борцы показывают более совершенную технику. BJJ прогрессирует, в отличие от других стилей. И на тренировках по бразильскому джиу-джитсу, и на состязаниях идет обмен информацией и опытом. На каждую новую атаку готовится контратака. Для каждого нового приема – способы освободиться. Техника BJJ – это во многом результат плодотворной научной работы, который достигается экспериментальным путем. Неравный бой Одна из отличительных особенностей данного вида боевых искусств заключается в следующем: тех, кто учат бороться с более сильным. Именно поэтому при проведении приемов советуют не использовать всю свою силу. Никогда не знаешь, какой противник попадется. Но это не значит, что силовые тренировки можно отменить. Техника и сила дополняют друг друга. Важно к этим составляющим добавить еще и сообразительность, что позволит добиться желаемого результата, не затратив много энергии.

Поединок в реальных условиях

В готовят к тому, что знания и навыки, полученные в спортзале, придется применить и в уличной драке. Они пригодятся, когда поединок перейдет в партер. Кроме того, борец будет психологически готов к тому, что его противник окажется крупнее и сильнее. В BJJ нет того, что сейчас можно увидеть, например, в самбо, здесь нет отказа от эффективности в угоду зрелищности. На соревнованиях используется система очков, но в реальном поединке противник правила не соблюдает, для него не существует запрещенных приемов. Борцу важно добиться того, чтобы его техника была на высшем уровне. Тем, кто записался, не дают строгих предписаний вести борьбу только в партере, но в таких условиях есть шанс одолеть противника. Реальный поединок, или, например, состязания по MMA могут вестись и в клинче, но в этом случае понадобится ударная техника. Над ней тоже придется поработать. Итак, главные отличия BJJ от других стилей заключается в том, что этот вид единоборств постоянно совершенствуется. Он ориентирован на ведение боя в реальных условиях и учит, не столько применять силу, сколько думать, как ее правильно применить.

Которые включают в себя технику работы с и без оружия. Джиу-джитсу – это искусство рукопашного боя, в основе которого лежит принцип «мягкой» и «податливой» техники движения.

Джиу-джитсу является одной из наиболее древних видов японской борьбы. Основное правило джиу-джитсу гласит «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», оно учит уступать натиску противника, не сопротивляться и направлять его действия в нужную сторону, пока он не окажется в ловушке и обратит собственную силу в действия против самого себя. Принцип этого правила возник в связи с преданием о враче Сиробэй Акаяма. Однажды он заметил, что ветки больших деревьев ломались в бурю, а ветки ивы, поддавались силе, но затем, поднялись и уцелели. Его вдохновило это наблюдение, и позже, врач основал первую школу дзю-дзюцу, назвав ее «Есин-рю», что в переводе означает «школа ивы».

Философские основы

За всю свою жизнь человек строит 4 основные стены – духовность, знания и работа, социальный аспект, то есть общение с окружающими, здоровье. Считается, что если крушится одна из этих стен, жизнь человека тоже может рухнуть как карточный домик. Именно поэтому важно начинать формирование этих четырех составляющих с самого детства, чтобы до того момента, как ребенок выйдет во взрослую жизнь с надежной опорой, крепостью с прочным фундаментом. Занятие таким видом единоборства формирует в человека стойкость, мужественность и совершенствует все лучшие человеческие качества.

Основные особенности

Техника борьбы джиу-джитсу развивалась среди самураев Японии, как один из методов поражения одоспешенного и вооруженного противника, не используя при этом оружие. Поскольку нанесение ударов человеку в доспехах было совсем не эффективным, то наиболее действенным способом оказалась нейтрализация атакующего с помощью заломов и бросков. Такая техника была разработана с помощью принципов использования энергии врага против его самого, что является более предпочтительным, нежели прямое противостояние.

Искусство борьбы джиу-джитсу редко практиковалось в тех слоях населения, которые не имели права на ношение оружия, поскольку такая техника достаточно сложна в изучении, и не выходила за рамки специальных школ (рю).

Джиу-джитсу юцу часто практиковалось в армии, где самураи изучали технику борьбы. Кроме того, такой вид борьбы входил в состав предметов тех школ, где обучались борьбе без оружия в доспехах, и без них. Здесь практиковалось фехтование, включая кэндзюцу, а в некоторых закрытых школах и верховая езда, стрельба из лука и плавание.

Наиболее широкую популярность такой вид борьбы получил в эпоху Токугава, когда после многих войн и смут, страна наконец-то достигла продолжительного мира. Тогда количество подобных школ возрастало и насчитывало более 700. Основными отличиями между всеми этими школами стала постановка дыхания, преобладание специальными приемами и базовые стойки.

Возникло множество разновидностей борьбы джиу-джитсу, что и приводит к такому многообразию подходов к его изучению. Кроме указанной отличающей техники борьбы, каждая школа обучала работе с оружием. Важно также отметить то, что в разных школах техника джиу-джитсу имела разные названия: «явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку», «тайдзюцу» и даже «дзюдо».

Техника джиу-джитсу объединяет как удары, удушения, заломы, броски, так и болевые приемы и воздействие на болевые точки. Но главная цель всех разновидностей этого единоборства было и остается — эффективное поражение атакующего, с помощью самозащиты.

Традиционные и современные школы

Несмотря на то, что в школах существовали значительные различия, общих черт в их программе обучения все же больше. Впоследствии, именно это и дало возможность создать такие универсальные системы единоборств как айкидо и дзюдо.

В основе лежит техника одной из школ джиу-джитсу, а именно айки- дзюдзюцу у мастера Такэда Сокаку. Программой такой школы предусматривается не только техника джиу-джитсу, но и айки-джитсу. В основу айкидо вошли именно принципы техники борьбы джиу-джитсу.

Важно отметить, что еще в IХ веке, Акаяма Сиробэй — японский придворный врач, посетив Китай и изучив там значительный опыт китайской техники ушу, смог систематизировать все известные в то время приемы борьбы и создать единую систему с собственными принципами и методами. После представления императору лучших базовых приемов, была сознана первая школа по изучению джиу-джитсу.

Так, традиционными школами считаются те, которые в течение многих поколений мастеров существенно не менялись и были признаны культурно-историческим наследием в Японии. Обучение техники джиу-джитсу базируется на формальных упражнениях, под названием ката, а также на различных формах реализации этих приемов, также известных как рандори. Изучая борьбу без применения оружия против вооруженного противника, борьбу в доспехах, а также фехтование с доспехами и без доспехов, ученики такой школы имели самый большой опыт в борьбе с любым соперником.

Новые, современные школы создались на основе классических. Целями их создания стали: создание спортивных направлений, приспособление для современных ситуаций самообороны, создание специализированных направлений, к примеру полицейских.

Джиу-джитсу славится своей разнообразностью техники, включая первобытную форму, которая изучалась сотни лет тому назад, а также новые формы спортивной практики. Такие приемы стоят на вооружении специальных подразделений многих стран мира, которые призваны защищать человечество от зла.

Ещё новости

Бразильское джиу-джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) - боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу.

Данное искусство основывается на принципе, по которому человек слабо развитого телосложения может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику (болевые приёмы и удушения), и победить его. Бразильскому джиу-джитсу (БЖЖ, БДД) можно обучаться для разных целей: самообороны, спорта, соревнований (как в ги, так и без) и смешанных единоборств (Mixed Martial Arts). Спарринг (в БЖЖ также именуемый роллингом) и полноконтактная тренировка играют главную роль в обучении и при подготовке к соревнованиям.

Возникновение

Бразильское джиу-джитсу берёт своё начало от Мицуё Маэды (яп. 前田光世) - мастера японского дзюдо, ученика Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎). Для Дзигоро Кано дзюдо было не просто боевым искусством - это был и спорт, и способ поддержания человека в хорошей физической форме, и метод развития силы воли, и, самое главное, путь к достижению душевного умиротворения. Искусство, которое со временем будет названо «бразильское джиу-джитсу», также впитало в себя эти принципы.
Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах, где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств - борцами, боксёрами, саватёрами, и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию.

Считается, что БЖЖ - это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо, но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане. Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году.

Название

Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу».

Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году, газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана.
Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу». В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грейси прибыли в Соединенные Штаты, чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грейси джиу-джитсу». Jiu-jitsu, более старое написание названия искусства на Западе, - более старая романизация, но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна — jujutsu. Другие правильные написания - jujitsu и ju-jitsu.

Это искусство иногда упоминается как Грейси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название - лишь торговая марка, зарегистрированная Хорионом Грейси (порт. Rorion Gracie), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грейси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грейси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грейси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грейси Хумаита (Gracie Humaita), Грейси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грейси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грейси.

Развитие

В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастао Грейси (порт. Gastão Gracie), местного аристократа. В 1916 14-летний сын Гастана - Карлос Грейси (Carlos Gracie) - наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Хелио Грейси (Hélio Gracie) заложил основу современного бразильского Грейси Джиу-Джитсу.

В 1921 году Гастао Грейси и его семья переехали в Рио-де-Жанейро. Карлос, которому было 17 лет, передал знания, полученные от Маэды, своим братьям - Освальду (Osvaldo), Гастао (Gastão) и Жоржи (Jorge). Элиу был тогда слишком молод и болен для того, чтобы заниматься этим искусством, он не мог участвовать в тренировках из-за медицинского запрета. Несмотря на это, Элиу учился, наблюдая за братьями. Свои недуги он всё же смог преодолеть. Он считается многими основателем бразильского джиу-джитсу (хотя другие, например Карлоса Грейси (порт. Carlson Gracie), называют Карлоса основателем этого искусства).

Хелио участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грейси позже назвали болевой приём на плечевой сустав, которым был побежден Хелио. Семья Грейси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику. Многие полагают, что Хелио Грейси имеет 6-й дан по дзюдо. Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Хелио Грейси имел какой-либо дан в дзюдо.

Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грейси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) - это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

Известность

Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х, когда бразильский мастер джиу-джитсу Ройс Грейси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) - единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств. Ройс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ, дзюдо, тхэквондо и борьбу. Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле.

Стиль

Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приёмы и удушения, с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле.

БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и контрманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард» (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы, в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача - эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма.

Хензо Грейси писал в своей книге «Mastering Jujitsu»:

«У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грейси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств.»

Книга разъясняет теорию Мицуё Маэды, и автор утверждает, что в схватке могут быть выделены различные фазы: фаза ударов, фаза захвата, фаза на земле и так далее. Таким образом, первостепенная задача умного борца - держать борьбу в той фазе боя, что лучше всего подходит для его возможностей. Хензо Грейси заявил, что этот фундаментальный принцип оказал влияние на стиль Грейси, совершенствуя бразильское джиу-джитсу. Позже эти положения в течение долгого времени совершенствовались семьей Грейси и другими, что стало прекрасным подспорьем в современном MMA.

Техника

Существуют две основные категории приёмов в бразильском джиу-джитсу: рычаги (узлы) и удушения. Создание рычага (узла) - это изоляция конечности противника к определённому положению тела, которое вынудит сустав двигаться по прямой (вращается по своей оси) вне его нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность-рычаг, противник, не сумевший избежать данного положения, сдаётся. Он может сдаться устно или похлопать по противнику несколько раз (хлопать по себе опасно, потому что противник может не услышать). Удушение используется, чтобы нарушить снабжение кислородом мозга противника, что может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно скоро. Менее популярный приём - ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

Особенности тренировки

Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций - также важная часть обучения во многих клубах.

Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

Правила\техника Дзюдо Самбо БДД
Захваты ног Запрещены Разрешены Разрешены
Удушающие приемы Запрещены Разрешены
Болевые приёмы на ноги Запрещены Разрешены Разрешены, но ограничены правилами
Прием «Ножницы» Запрещён Разрешён Разрешён
Бросковая техника Развита Развита
Техника борьбы в партере Слабо развита из-за ограничений в правилах Слабо развита из-за ограничений в правилах Развита
Система обозначения ранга Пояса и степени, разряды и звания (в России) Разряды и звания Пояса и степени

Аттестация

Стандарты и традиции

Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу:

  • владение техникой, которое они должны продемонстрировать;
  • владение техникой, которое они должны продемонстрировать.

Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий - способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие.

Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы.

Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены.

Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу.

Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса. Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса. Использование их - ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс.

Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) - до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Хелио, Карлос и их братья Грейси имели когда-либо 10-ю степень. Членами семьи Грейси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грейси, Рейлсон Грейси (Reylson Gracie), Релсон Грейси (Relson Gracie), Рейсон Грейси (Reyson Gracie) и Рорион Грейси.

БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката).

Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грейси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8-10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее. Синий пояс можно получить после 1-2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2-4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, - 5-8 лет, чёрный - от 8 лет.

Еще три десятка лет назад на территории тогдашнего СССР мало кто знал о существовании различных боевых искусств. Знали, что такое бокс, самбо, слышали о том, что есть какое-то каратэ, и на этом все. И если бы кто-то спросил у простого обывателя, к примеру, о джиу-джитсу, что это такое и т.д., в 99% случаях ответа никто бы не дал. Но к концу 80-х годов прошлого века начали появляться так называемые видеосалоны, где демонстрировались фильмы с участием Брюса Ли, Чака Нориса, Ванн Дама и прочих звезд восточных единоборств. Тогда же стали появляться сомнительного качества методички с описанием десятка-другого приемов. И на основании этой информации молодежь начала свое знакомство с восточными боевыми искусствами.

Сейчас же всем доступно огромное количество достоверной информации о любом единоборстве. Есть много секций и кружков, где идет подготовка спортсменов как на любительском уровне, так и на высшем профессиональном.

Краткий обзор популярных боевых искусств

К самым известным и популярным сейчас боевым искусствам можно отнести следующие единоборства:

  • кикбоксинг - смесь классического бокса и нескольких восточных единоборств, данный вид спорта располагает неплохим арсеналом ударов руками и ногами;
  • капоэйра - национальное бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатических трюков;
  • тайский бокс - довольно жесткий контактный вид боевого искусства, в котором сочетаются удары руками, ногами, коленями и локтями;
  • айкидо - боевое искусство, в котором практикуются захваты, освобождения из них и броски;
  • тхэквондо - здесь ударам руками уделено меньше внимания, а идет большее акцентирование на удары ногами и высокие прыжки с ударами;
  • каратэ - довольно жесткий вид боевого искусства, в нем равномерно уделяется внимание ударам руками и ногами.

Перечислять все виды единоборств можно очень долго, но есть еще одно боевое искусство. Называется оно джиу-джитсу или дзю-дзютсу. Кто-то спросит: "Джиу-джитсу - что это такое?" Об этом и пойдет дальше речь.

Что такое джиу-джитсу

Само название этого единоборства звучит в переводе как "мягкий стиль". В оригинале его название произносится дзю-дзютсу, так как в японском языке отсутствуют шипящие звуки. Весь принцип этого боевого искусства построен на том, чтобы в ответ на грубую силу противопоставить мягкость и податливость, но когда возникнет необходимость, нужно уметь проявить и жесткость. В результате чего сила будет направлена в нужное русло и просто уничтожит сама себя. Этот боевой стиль состоит из бросков, захватов, болевых приемов и воздействия на различные болевые точки на теле человека. Также в джиу-джитсу присутствуют и элементы ударной техники.

Экскурс в историю

Попробуем дать ответ на вопрос о джиу-джитсу, что это такое и как оно возникло в историческом аспекте. Существует много легенд о том, как возникло это боевое искусство. Одна из самых распространенных гласит, что жил в средние века японский доктор Акаяма Сиробей. Он посвятил свою жизнь изучению боевых приемов, много путешествовал по Китаю и вот, вернувшись в родную Японию, он разработал технику такудо, организовал школу и начал учить этому единоборству. Но далеко не все в этом стиле устраивало Акаяму, и вот однажды зимой он вышел в свой сад и обратил внимание, что после сильного снегопада у многих деревьев были сломаны ветви, только у ивы они были целыми, так как снег под своими весом просто соскальзывал с них вниз. И здесь Акаяма понял, чего не хватает в разработанной им технике. И он начал создавать новый стиль, в котором грубую силу побеждает мягкость.

Джиу-джитсу: приемы, школы и стили

Сейчас во всем мире насчитывается огромное количество школ джиу-джитсу. И у каждой есть свое отличие. Где-то упор делается на болевые приемы и удушение, где-то на захваты и бросковую технику или же на ударную технику с воздействием на болевые точки на теле человека. Именно по этой причине перед каждым соревнованием самым подробным образом оговаривается свод правил, по которым они будут проводиться.

Всемирная федерация джиу-джитсу условно выделяет три основных направления. Это классические японские школы, специализированные боевые стили, что разработаны для спецслужб, и бразильское джиу-джитсу, в котором акцент поставлен на борьбу в партере.

Что касается вопроса, какие в джиу-джитсу приемы, то их насчитывается более трех сотен, чтобы описать все, нужно создать отдельную книгу. Поэтому просто рассмотрим некоторые нюансы ударной и бросково-болевой техники с заломами и удушениями.

Удары в джиу-джитсу не настолько красивы, как у каратэ или тхэквондо, отсутствуют зрелищные удары ногами в прыжке и с разворота. В этом единоборстве эффективность на первом месте, и ударная техника наиболее близка к технике тайского бокса. Также разрешено наносить удары в партере, в том числе и локтями.

Что касается болевого воздействия, захватов и заломов, то тут джиу-джитсу имеет просто огромное количество приемов. Что говорить, если одних только способов захвата и болевого воздействия на кисть руки существует 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, воздействие на позвоночник и на различные болевые точки, а еще великое множество удушающих приемов. Вот уж действительно большой простор для действий.

Бросковая техника джиу-джитсу также изобилует множеством приемов. Она избрана как основа у таких видов единоборств, как самбо, айкидо, рукопашный бой и многие другие.

Джиу-джитсу: пояса и нормативы на них

Как и во всех боевых искусствах, в джиу-джитсу существуют степени мастерства. И как это принято в восточных единоборствах, выражаются они в цвете поясов. Итак, по порядку:

  • белый пояс - для его получения нужно знать основы этикета, специальную гимнастику, 10 раз отжиматься, 20 раз приседать и владеть несколькими элементарными приемами;
  • белый пояс с черной полосой - кроме тех же требований, что к белому поясу, нужно еще знать стойки, а также владеть простыми приемами из стойки и из положения на колене;
  • желтый пояс - для его получения уже нужны соревнования по джиу-джитсу, необходимо принять участие не менее чем в двух любого уровня, владеть техникой передвижения на коленях, защиты, подсечек и удержания;
  • оранжевый пояс - нужно одержать не менее четырех побед на любых соревнованиях, владеть техникой ударов и бросков;
  • зеленый пояс - требуется не менее четырех побед за последний год на любых соревнованиях, владеть дополнительными аспектами ударной техники, а также удушающими захватами и заломами;
  • синий пояс - для получения требуется не менее 4-х побед за последний год, плюс 1-2 место на соревнованиях не ниже уровня межклубных;
  • коричневый пояс - на официальных соревнованиях нужно занять с 1-го по 5-е место при этом, одержав не менее двух побед, а также выполнить целый ряд требований по технике и теории;
  • черный пояс - чтобы его получить, нужно занять с 1-го по 3-е место на официальных соревнованиях, одержав не менее 2-х побед, также уже нужно иметь инструкторскую подготовку и к этому времени вести обучающие занятия не менее двух лет;
  • красно-черный, красно-белый и красный пояс мастера - для того чтобы получить в джиу-джитсу пояса таких цветов, нужно проявить особые заслуги и внести существенный вклад в развитие единоборства.

Экипировка для занятий джиу-джитсу

Тем, кто заинтересовался данным боевым искусством, стоит обратить внимание на необходимость приобретения специальной экипировки и инвентаря для тренировок. Во-первых, это специальное кимоно для джиу-джитсу, называемое «ги» или «доги», состоящее из штанов, куртки и пояса. Кимоно, по сравнению с аналогичным для занятий тем же каратэ, отличается плотностью ткани, так как кроме того, что оно не должно сковывать движений, оно обязано выдерживать захваты, броски и сильные рывки. Кроме кимоно, понадобятся мягкий шлем, перчатки с открытыми пальцами, капа и ракушка для защиты паха. Еще может пригодиться защита на голень. О дополнительном инвентаре, если возникнет в нем необходимость, расскажет тренер. Если кимоно для джиу-джитсу еще не приобретено, на первых порах можно тренироваться в обычном спортивном костюме. Главное, чтобы он был свободным, прочным и не стеснял движений.

Заключение

Хотелось бы добавить напоследок, что для того, чтобы рассказать подробно о джиу-джитсу, что это такое и так далее, понадобится написать книгу не в одну сотню страниц. В данной статье были затронуты основные аспекты этого удивительного восточного единоборства, существующего и совершенствуемого не одну сотню лет. Возможно, читатель заинтересуется, захочет изучить данный вид подробнее или даже заняться им на профессиональном уровне. Стоит отметить, что это будет прекрасный выбор.

Грэпплинг - вид спортивного единоборства, совмещающего в себе технику всех борцовских дисциплин, с минимальными ограничениями по использованию болевых и удушающих приемов.

Данная борьба не включает в себя нанесение ударов и использование оружия. Стремление закончить поединок досрочно, с помощью болевого или удушающего приема, является отличительной особенностью грэпплинга, так как в некоторых видах борьбы основной целью является либо позиционное доминирование (вольная и греко-римская борьба), либо получение очков за определенное количество бросков и других технических действий (дзюдо и самбо), после чего спортсмену присуждается победа. Другой отличительной чертой грэпплинга является форма. Одежда спортсмена состоит из шорт и рашгарда (обтягивающей футболки с коротким и длинным рукавом). Важно, что одежда должна полностью прилегать к телу, чтобы во время схватки не давать никому преимуществ

Техника грэпплинга представлена широким спектром методов, таких как:клинч, бросок и сваливание, болевой приём и удушение, позиционная борьба, ускользание, перевороты (свипы).

Клинч. Клинчем является борьба спортсменов в положении стоя с участием верхней половины тела. Используется для того чтобы подготовить бросок, либо защиту от него.

Бросок и тэйкдаун. Бросок — это техника, с помощью которой один из борцов выводит из равновесия другого, поднимает его в воздух и ударяет о землю. Броски характерны своей амплитудностью и красотой. Цель броска — вывести оппонента из строя сильным ударом о землю или занять доминирующую позицию. Тэйкдаун отличается от броска тем, что он проводится без подъема противника в воздух и без характерной для броска амплитудности. По своей сути тэйкдаун представляет собой сваливание противника на землю, чтобы продолжить схватку там.

Болевой прием и удушение. Удушение используется, чтобы привести оппонента в бессознательное состояние. Различаются два типа удушений:

воздушное удушение, применяется для прекращения поступления воздуха в легкие противника;

кровяное удушение, применяется для прекращения поступления крови в мозг противника.

Болевые приемы применяются для повреждения суставов противника, либо других частей тела, что причиняет сильную боль сопернику и приводит к его сдаче. Болевые приемы подразделяются на:

рычаги, с помощью которых сустав оппонента двигается по прямой вне его нормального диапазона движения;

узлы, с помощью которых сустав оппонента вращается по своей оси вне его нормального диапазона движения;

ущемления, с помощью которых мускул противника сжимается между костями (обычно голени и предплечья), либо ущемления, которые расширяет, разделяет сустав.

Позиционная борьба. Используется для приведения противника в положение, в котором он не способен атаковать. Типы позиций:

полугард;

удержание сбоку(сайд маунт);

удержание со спины(бэк маунт);

удержание верхом(маунт);

удержание со стороны головы("север-юг");

"колено-на-животе";

"распятие"

Ускользание. Ускользание применяется для того, чтобы борец смог сменить невыгодную борцовскую позицию на выгодную. Например, когда лежащему спортсмену удается вернуться в положение стоя, либо когда спортсмену, к которому применяют болевой прием или удушение, удается выскользнуть из него, либо когда спортсмен будучи в невыгодной позиции возвращает себя в положение гарда.

Переворот (свип). Данная техника применяется для смены невыгодной позиции на выгодную с помощью переворота противника.