Биология. Раздел растения.
1.Ботаника - наука о растениях.
2.Значение растений в жизни человека и в природе.
3.строение растительного организма.
Ботаника - наука о растениях, их строении, жизни и жизненных процессах.
Современная ботаника - это многоотраслевая наука, включающая частные дисциплины:
Систематика - это наука, которая изучает классификацию растений на основе общности строения и происхождения.
Цитология - это наука о строении клетки.
Морфология - это наука о внешнем строении органов растения и их видоизменении.
Физиология - это наука о процессах, происходящих в растениях: закономерности роста, развития и жизненных процессов.
Флористическая география - это наука, изучающая закономерности распространения видов растений на земле.
Фитоценология - это наука исследующая растительный покров земли, его видовой состав, распределение и развитие растительных сообществ.
Анатомия растений - это наука изучающая внутреннее строение органов растений.
Генетика - это наука изучающая законы наследственности и изменчивости растительного организма.
Палеоботаника - это наука изучающая древние ископаемые растения.
Значение растений в природе.
1.Регулируют состав атмосферного воздуха, т.е. поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
2.Аккомулируют солнечную энергию и переводят ее в энергию химических связей - это происходит в результате фотосинтеза: высокомолекулярные органические вещества синтезируются, поэтому зеленые растения являются продуцентами биогеоценоза, т.е. являются начальным звеном в цепи питания.
3.Зеленые растения являются убежищем для животных. Из растений происходят полезные ископаемые (торф, уголь, нефть, алмазы).
4.Органические остатки обогащают почву перегноем - гумусом.
5.Являются составной частью органического, газового и т.д. круговоротов в природе.
Значение растений в жизни человека.
1.Это основной источник питания.
2.Это источник одежды и обуви.
3.Является сырьем целого ряда промышленностей: пищевой, химической, парфюмерной, фармацевтической, текстильной, строительной и т.д.
4.Источник здоровья, вдохновения и красоты.
5.Источник кислорода.
6.Растения вырабатывают фитонциды - летучие антибактериальные вещества.
Строение растительного организма.
(на примере цветковых растений)
Растение - это целостный организм состоящий из вегетативных и генеративных органов.
Вегетативные органы - это корень, стебель, листья. Они служат органами размножения. Корень - укрепляет растение в почве и поглощает из почвенного субстрата воду и минеральные вещества под действием сосущей силы. Корень служит для запаса питательных веществ (у многолетних растений). Стебель - связывающая функция между двумя полюсами (корень и лист), т.е. по стеблю по восходящему току продвигается вода и минеральные вещества, а по нисходящему току органические вещества, которые у многолетних растений откладываются в запас. Листья - выполняют три основные функции: транспирация, фотосинтез, газообмен.
Генеративные органы - это цветок, являющийся органом семенного размножения, из цветка образуется плод внутри которого развивается семя.
Виды тканей. Строение и функции.
1. Образовательная или меристема.
1.Первичноверхушечная меристема - образована клетками с крупными ядрами, тонкими стенками, с густой цитоплазмой без вакуолей. Клетки расположены плотно, не разделены межклетниками. Клетки этой ткани живые паренхиматические, постоянно делятся путем митоза. Находится в вегетативной почке побега, образуют конус нарастания, а также находятся на вершине корня, и образует зону деления и зону роста корня, в основании листовых пластинок. Функции: это рост побега в высоту, рост корня в длину, а также рост листовых пластинок.
2.Вторичнобоковая меристема или камбий - образована клетками с крупными ядрами, в благоприятное время находятся в постоянном делении путем митоза. Клетки расположены в один ряд, тонкостенные с густой цитоплазмой. Находится в стебле многолетнего дерева или кустарника между корой и древесиной, в корнях многолетнего растения, между первичной корой и цилиндром корня. Функции: рост корня и стебля в толщину.
3.Вставочная меристема - строение как у первичной. Находится у основания междоузлей.
4.Раневая или коллус - находится в листьях и других органах растения.
2. Проводящая
1.Ксилема - образована сосудами, трахеями, трахеидами, которые представлены полыми трубками, состоящими из нескольких клеток, расположенных в один ряд. Стенки клеток одревесневшие с отмершим содержимым внутри, длинна до 10 см. Стенки перфорированы. Находится в цилиндре корня, в древесине стебля, в жилках листьев. Функции: а) осуществляет восходящий ток воды и минеральных веществ от корня по стеблю до листа, б)придают опору растению, а также выполняют защитную функцию.
2.Флоэма - образована ситовидными трубками, которые образованны живыми вытянутыми клетками, разделенными перегородками. Клетки перфорированы, через отверстия происходит движение цитоплазмы. Рядом располагаются клетки спутницы - это клетки с ядрами и множеством митохондрий. Находится в первичной коре корня, в лубе стебля, в жилках листьев. Функции: осуществляет нисходящий ток органических веществ от листьев по стеблю к корню.
3.Сосудистоволокнистые пучки - это комплекс состоящий из ксилемы и флоэмы. Находится в лубе стебля древесных культур, в жилках листьев, в цилиндре корня, в жилках цветов. Функции: а) транспорт веществ по нисходящему и восходящему току, б) укрепление органов растения и связь их в единое целое.
3. Покровная
1.Кожица или эпидерма - представлена плотно сомкнутыми клетками. Клетки живые с ядрами, с мелкими лейкопластами и густой цитоплазмой, стенки утолщенные, иногда на стенках имеется кутикула - это пленка из жироподобного вещества кутина. Иногда на кожице можно видеть покров из ворсинок, где скапливаются эфирные масла или образуется восковой налет. В эпидерме имеются устьица состоящие из двух замыкающих клеток между которыми находится устичная щель. Находится во всех частях цветка и зеленого стебля, покров листьев, на всех молодых растениях. Функции: а)защита от неблагоприятных условий, б)где имеются устьица - транспирация и газообмен.
2.Пробка или перидерма - образована мертвыми клетками, стенки утолщены, пропитаны жироподобным веществом - суберином. Клетки плотно примыкают друг к другу, без межклетников. Покрывает многолетние стебли древесных культур, многолетние корни, корневища, клубни. Функции: надежно защищает от неблагоприятных условий окружающей среды, транспирация через чечевички, которые находятся в пробке. Чечевички -особые основания заполненные, гидроскопической тканью, которая состоит из живых тонкостенных клеток.
3.Корка - покровный комплекс, состоящий из нескольких слоев: пробка и другие мертвые ткани. Покрывает старые многолетние ветви, стволы, корни деревьев и кустарников. Функции: служит более надежной защитой растению, для газообмена в корке образуются трещины на дне которых формируются чечевички.
4. Механическая
1.Колленхима - представлена живыми слегка вытянутыми клетками. Находится в черешках и листовых пластинках. Функции: придает прочность листу, каркас и опору растению.
2.Склеренхима - образована вытянутыми клетками, которые образуют волокна. Оболочки клеток равномерно утолщены, часто одревесневшие. Находится в лубе и древесине стебля, в цилиндре и первичной коре корня. Функции: придают опору и прочность, создают каркас.
3.Склереиды - образованы клетками с сильно утолщенными оболочками, не образует волокон. Функции: опора и прочность.
5. Основная или паренхима.
1.Ассимиляционная столбчатая паренхима - образована живыми клетками имеющими цилиндрическую форму, клетки близко примыкают друг к другу, внутри имеют густую цитоплазму с большим количеством хлоропластов, клетки с тонкими стенками. Находится в мякоти листа под верхней кожицей. Функции: фотосинтез.
2.Губчатая ассимиляционная паренхима - образована живыми клетками, неправильной формы с большим количеством хлоропластов, стенки тонкие, клетки расположены беспорядочно - хаотично, образуя большое число межклетников. Находится в мякоти листа под нижней кожицей. Функции: фотосинтез, газообмен, транспирация.
3.Запасающая паренхима - образована тонкостенными клетками, которые заполнены зернами крахмала, белка, каплями жира или большими вакуолями с клеточным соком. Находится в корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах, семенах, в сердцевине древесных культур, в корнях, у некоторых растений в листьях. Функции: отложение в запас белка, жира, углеводов, важна для вегетативного размножения и для развития почек.
4.Всасывающая паренхима - образована корневыми волосками, клетки имеют вытянутую форму, заполненные цитоплазмой, имеются вакуоли и ядро. Находится в зоне всасывания молодых корней. Функции: всасывание воды и минеральных веществ под действием сосущей силы.
5.Воздухоносная паренхима - представлена рыхло расположенными клетками, с тонкими стенками, между клетками имеются воздухоносные полости, которые сообщаются с атмосферой через устьица или чечевички. Находится в корне, стебле, листе. Функции: дыхание (сильно развита у болотных растений в листьях).
6.Выделительная ткань - а) млечники - представлены живыми многоядерными клетками. Находится в флоэме. Функции: вырабатывает млечный сок - латакс; б) выделительная ткань - образована мертвыми клетками в которых накапливаются ядовитые вещества. Находится в листе, стебле, в цветках ядовитых растений; в) нектарники - образованы живыми клетками с тонкими стенками, с большими вакуолями. Находится в цветке, в пестике. Функции: выделяют нектар, сахарную жидкость; г) железистые волоски -образованы живыми клетками. Находится на корнях, листьях. Функции: выделяют различные вещества во внешнюю среду (эфирные масла).
Корень.
1.Понятие корня.
2.Виды корней.
3.Типы корневых систем.
4.Внутреннее строение корня.
5.Зоны корня.
6.Рост корня.
7.Поглощение корнем воды и минеральных веществ.
8.Дыхание корня.
9.Удобрения. Внесение удобрений в почву.
10.Значение обработки почвы.
11.Видоизмененные корни их значение.
Корень - это вегетативный орган, обладающий осевой радиальной симметрией и длительным верхушечным ростом. Эволюционно корень возник последним в связи с выходом растений на сушу.
Значение - 1) механическая функция, т.е. закрепление растения в почве.
выполняет функцию всасывания из почвы воды и минеральных веществ - трофическая функция.
синтетическая - принимает участие в первичном синтезе некоторых органических веществ.
служит вместилищем для запаса питательных веществ - запасающая функция.
у корнеотпрысковых растений корень выполняет функцию вегетативного размножения.
корни растений вступают в симбиоз с грибами или клубеньковыми бактериями (микориза или грибокорень).
перенос веществ в наземные органы - транспортная функция.
Виды корней : 1) главные - это такие корни, которые обладают положительным геотропизмом, т.е. под влиянием земного притяжения они растут вертикально вниз. Этот корень развивается из зародышевого корешка. 2) боковые - это корни образующиеся на главных или придаточных корнях, обладают боковым геотропизмом, т.е. под действием земного притяжения они растут горизонтально или под углом к поверхности. 3) придаточные - это корни возникающие на разных органах растения, т.е. на стеблях, на листьях.
Корневая система - это совокупность всех корней одного растения.
стержневая - имеет хорошо выраженный главный корень от которого отходят боковые. Такая корневая система характерна для двудольных растений. Длина главного корня зависит от условий окружающей среды.
мочковатая - состоит из придаточных корней, главный корень слабо выражен или отсутствует, а от придаточного отходят боковые корни. Такая корневая система характерна для однодольных растений.
Зоны корня -1.Верхушка корня покрыта клетками корневого чехлика - эти клетки выполняют защитную функцию и снижают трение корня о частицы почвы облегчают его передвижение. Это происходит за счет выделения обильной слизи на корневом чехлике. Клетки корневого чехлика живые, тонкостенные, непрерывно обновляются по мере продвижения корня (ткань покровная).
2.Зона деления - находится под чехликом и представлена клетками первично верхушечной меристемы. Клетки округлые, тонкостенные, с крупными ядрами и густой цитоплазмой без вакуолей. Клетки этой ткани постоянно делятся путем митоза, давая н7ачало всем тканям корня.
3.Зона роста - (ткань образовательная верхушечная меристема). Образовавшиеся клетки в зоне деления продвигаются в зону роста, где происходит интенсивный рост клеток за счет поступления питательных веществ. После достижения взрослых размеров клетки приступают к дифференцированию.
4.Зона всасывания - это зона образована корневыми волосками (ткань - всасывающая паренхима). Всасывание воды и минеральных веществ происходит за счет разности осмотического и тургурного давления, т.е. сосущей силы. Корневые волоски - вытянутые живые клетки с крупными ядрами, большим количеством митохондрий, имеются вакуоли. На единице площади корневых волосков бывает огромное количество (у гороха на 1мм. -230 волосков).
5.Зона проведения - выше зоны всасывания в цилиндре корня. Образована проводящей тканью: ксилемой или флоэмой. Сосуды ксилемы находятся в цилиндре корня (восходящий ток воды и минеральных веществ), а ситовидные трубки флоэмы находятся в первичной коре (отток органических веществ).
Рост корня - 1.Верхушечный, т.е. в длину за счет первичной верхушечной образовательной меристемы, которая формирует зону роста и зону деления. Ткань образована клетками с крупными ядрами, клетки имеют тонкие стенки, густую цитоплазму без вакуолей. Клетки живые, плотно прилегают друг к другу и не разделены межклетниками, постоянно делятся путем митоза. Верхушечный рост корня можно приостановить у культурных растений за счет прищипки (отделения зоны роста и зоны деления).
2.Рост корня в толщину за счет вторично боковой меристемы или камбия. Ткань образована клетками с крупными ядрами, клетки расположены в один ряд, имеют тонкие стенки и густую цитоплазму. В благоприятное время клетки находятся в постоянном делении путем митоза. Ткань находится между цилиндром и первичной корой, т.е. между ксилемой и флоэмой. За счет деления клеток камбия происходит годичный прирост (у многолетних древесных культур в корнях образуются годичные колца).
Ботаника - это область биологии, изучающая растения. В эту группу входят автотрофы, эукариоты и другие организмы, в том числе многоклеточные, которые производят свои собственные продукты питания. Царство растений - это огромное разнообразие видов. Наука о растениях занимается изучением видов, а также экологии, анатомии и физиологии растений.
Что изучает ботаника?
Ботаника - это раздел науки о растениях. Одна из древнейших естественных занимается изучением обмена веществ и функции организмов, так называемой физиологией растений, а также процессов роста, развития и размножения.
Наука о растениях отвечает за изучение наследственности (генетика растений), приспособления к окружающей среде, экологии, географического распространения. Среди разновидностей стоит упомянуть геоботанику, фитогеографию и палеонтологию (изучение окаменелостей).
История ботаники
Ботаника - это раздел науки о растениях. Как науку ботанику стали рассматривать, начиная с периода европейского колониализма, хотя человеческий интерес к растениям уходит своими корнями гораздо дальше. Область исследования охватывала растения и деревья на своей земле, а также экзотические образцы, привезенные во время многочисленных путешествий. А в древности волей-неволей приходилось изучать те или иные растения. Еще на заре времен люди пытались выявить лечебные свойства растений, их вегетационный период.
Фрукты и овощи были жизненно важны для социального развития всего человечества. Когда еще не было науки в современном понимании этого слова, человечество исследовало растения в рамках сельскохозяйственной революции.
Такие видные деятели Древней Греции и Рима, как Аристотель, Теофраст и Диоскорид, среди прочих важнейших наук продвинули на новый уровень и ботанику. Теофраста даже называют отцом ботаники, благодаря которому были написаны два основополагающих труда, которые использовались на протяжении 1500 лет и продолжают применяться по сей день.
Как и во многих науках, в эпоху Возрождения и Реформации и на заре Просвещения наметился значительный прорыв в изучении ботаники. Микроскоп изобрели в конце 16-го века, что позволило изучать растения как никогда раньше, включая мелкие детали, такие как фитолиты и пыльца. Стали расширяться знания не только о самих растениях, но также об их размножении, обменных процессах и других аспектах, которые до тех пор были закрыты для человечества.
Группы растений
1. Самыми простыми растениями считаются все мохообразные, они небольшие, не имеют стеблей, листьев и корней. Мхи предпочитают места с повышенной влажностью и постоянно нуждаются в воде для воспроизводства.
2. Все сосудистые споровые растения, в отличие от мхов, имеют сосуды, проводящие сок, а также листья, стебель и корень. Эти растения также находятся в сильной зависимости от воды. В качестве представителей можно назвать, например, папоротники и хвощи.
3. Все семенные являются более сложными растениями, обладающими таким важным эволюционным преимуществом, как семена. Это чрезвычайно важно, поскольку гарантирует защиту эмбриона и обеспечение его пищей. Различают голосеменные (сосна) и покрытосеменные (кокосовые пальмы).
Экология растений
Экология растений отличается от ботаники, ее предметом изучения является то, как растения взаимодействуют с окружающей средой и реагируют на экологические и климатические изменения. Человеческая популяция постоянно увеличивается, и требуется все больше земли, поэтому особо остро стоит вопрос об охране природных ресурсов и бережном к ним отношении.
Экология растений признает одиннадцать основных типов среды, в которой возможна жизнь растений:
- тропические леса,
- леса умеренного пояса,
- хвойные леса,
- тропические саванны,
- луга умеренной зоны (равнины),
- пустыни и засушливые экосистемы,
- средиземноморские регионы,
- наземные и водно-болотные угодья,
- экология пресноводных, прибрежных или морских участков и тундры.
У каждого типа есть свой экологический профиль и сбалансированный растительный и животный мир, и то, как они взаимодействуют, важно для понимания их эволюции.
Биология: раздел ботаника
Ботаника - наука о строении, жизнедеятельности, распространении и происхождении растений, она исследует, систематизирует и классифицирует все эти характеристики, а также географическое распространение, эволюцию и экологию флоры. Ботаника - это раздел науки о всем многообразии растительного мира, который включает в себя множество ответвлений. Например, палеоботаника изучает или окаменевшие экземпляры, извлеченные из геологических слоев. Предметом изучения являются также окаменелые водоросли, бактерии, грибы и лишайники. Понимание в прошлом имеет основополагающее значение для современности. Эта наука может даже пролить свет на характер и масштабность видов растений времен Ледникового периода.
Археоботаника является функциональной в плане изучения распространения земледелия, осушения болот и так далее. Ботаника (биология растений) проводит исследования на всех уровнях, в том числе экосистемы, сообщества, виды, особи, ткани, клетки и молекулы (генетика, биохимия). Биологи исследуют многие виды растений, включая водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и цветковые (семенные) растения, в том числе дикорастущие и культурные.
Ботаника - это раздел науки о растениях и растениеводстве. 20-й век считается золотым веком биологии, так как благодаря новым технологиям эту науку можно исследовать на совершенно новом уровне. Продвинутые предоставляют новейшие инструменты для исследования как растений, так и других живых организмов, населяющих планету Земля.
Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник. 6-7 классы. Корчагина В.А.
24-е изд. - М.: Просвещение,1993 - 256 с.
По этому учебнику вы будете учиться в 6 и 7 классах. По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы. Отыскать их в учебнике поможет также надпись в верхней части страницы. Вопросы к тексту параграфа обозначены красным вопросительным знаком. Красный треугольник после вопросов показывает на задание для самостоятельной работы. Номера рисунков в тексте и под соответствующим рисунком выделены цифрой в красном квадрате. Термины и видовые названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.
Фотографии перед каждой темой помогут вам лучше понять ее содержание. В начале и в конце учебника на обороте переплета (форзаце) представлены схемы четырех царств органического мира, происхождения и развития бактерий, грибов, растений.
В учебник включен лабораторный практикум. Работая с натуральными объектами, вы приобретете практические умения и навыки, необходимые для изучения растительного мира.
Формат: pdf
Размер: 36Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Формат: djvu
Размер: 13,9 Мб
Скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО
С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
§ 1. Биология - наука о живой природе. Значение растений в природе,
народном хозяйстве и жизни человека 7
§ 2. Органы растения 9
§ 3. Плоды и семена 12
§ 4. Распространение плодов и семян 15
§ 5. Разнообразие растений 17
§ 6. Осенние явления в жизни растений 20
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
§ 7. Устройство увеличительных приборов 23
§ 8. Строение растительной клетки 25
§ 9. Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку 26
§ 10. Деление и рост клеток 28
КОРЕНЬ
§11. Стержневые и мочковатые корневые системы 31
§ 12. Почва и ее охрана 33
§ 13. Рост корня 35
§ 14. Зоны (участки) корня 37
§ 15. Поглощение воды корнем 40
§ 16. Передвижение воды и минеральных веществ в растении 42
§ 17. Удобрения 43
§ 18. Дыхание корней 45
§ 19. Видоизменения корней 46
ПОБЕГ
§ 20. Побег и почки 49
§ 21. Развитие побега из почки. Рост побега в длину 53
§ 22. Внешнее строение листьев 55
§ 23. Клеточное строение листовой пластинки 58
§ 24. Растения и свет 60
§ 25. Образование крахмала в листьях на свету 61
§ 26. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение
кислорода 63
§ 27. Выращивание растений в парниках и теплицах 65
§ 28. Дыхание листа 67
§ 29. Испарение воды растениями 68
§ 30. Видоизменения листьев... 70
§ 31. Листопад 72
§ 32. Значение зеленых растений в природе и жизни человека 74
§ 33. Строение стебля 76
§ 34. Рост стебля в толщину. Годичные кольца 80
§ 35. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ. 82
§ 36. Передвижение по стеблю органических веществ 83
§ 37. Корневище, клубень, луковица 85
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
§ 38. Вегетативное размножение растений побегами 91
§ 39. Вегетативное размножение растений корнями и листьями 95
ЦВЕТОК И ПЛОД
§ 40. Цветок 99
§ 41. Соцветия 102
§ 42. Перекрестное опыление насекомыми 104
§ 43. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление 105
§ 44. Искусственное опыление... 107
§ 45. Оплодотворение у цветковых растений 108
§ 46. Образование семян и плодов 110
СЕМЯ
§ 47. Строение семян двудольных растений 115
§ 48. Строение семян однодольных растений 116
§49. Состав семян 118
§ 50. Прорастание семян 120
§ 51. Дыхание семян 123
§ 52. Питание и рост проростков 124
§ 53. Время посева и глубина заделки семян 126
РАСТЕНИЕ - ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
§ 54. Взаимосвязь в растительном организме 131
§ 55. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма 133
§ 56. Растения и окружающая среда 136
§ 57. Растительное сообщество 140
§ 58. Взаимосвязи растений в сообществе 143
§ 59. Влияние факторов природы на растительные сообщества 144
§ 60. Охрана растений 147
§ 61. Весенние явления в жизни растений
§ 62. Летние задания 155
ОТДЕЛ ЦВЕТКОВЫЕ (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ) РАСТЕНИЯ
§ 63. Деление цветковых растений на группы 157
§ 64. Семейство крестоцветных 160
§ 65. Дикорастущие растения семейства крестоцветных 162
§ 66. Семейство розоцветных
§ 67. Шиповник - растение семейства розоцветных 167
§ 68. Семейство бобовых 168
§ 69. Семейство пасленовых 170
§ 70. Семейство сложноцветных 172
§ 71. Семейство лилейных 176
§ 72. Семейство злаков 179
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
§ 73. Происхождение культурных растений 185
§ 74. Пшеница - важнейшая зерновая культура 187
§ 75. Капуста - ценная овощная культура 190
§ 76. Картофель - важнейшая продовольственная, техническая и кормовая
культура
§ 77. Масличные сельскохозяйственные растения
§ 78. Плодово-ягодные культуры 196
ОТДЕЛЫ PACTЕНИЙ
§ 79. Одноклеточные зеленые водоросли 201
§ 80. Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли 203
§ 81. Морские бурые и красные водоросли 205
§ 82. Зеленый мох кукушкин лен 207
§ 83. Торфяной мох и образование торфа 208
§ 84. Папоротники, хвощи, плауны 210
§ 85. Древние папоротникообразные и образование каменного угля 213
§ 86. Разнообразие голосеменных растений 215
§ 87. Размножение голосеменных. Значение голосеменных 217
§ 88. Покрытосеменные (Цветковые) растения 220
РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
§ 89. Многообразие растений. Доказательства их происхождения 223
§ 90. Основные этапы развития растительного мира 225
§ 91. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Охрана растений 229
БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ
§ 92. Бактерии, их строение и жизнедеятельность 233
§ 93. Роль бактерий в природе и жизни человека 235
§ 94. Болезнетворные бактерии 236
§ 95. Шляпочные грибы 237
§ 96. Плесневые грибы и дрожжи 241
§ 97. Грибы-паразиты 243
§ 98. Лишайники 245
Лабораторный практикум 248
Давайте сначала определим основные факторы, характеризующие организмы этого царства.
Особенности клеточного строения:
1. Наличие хлоропластов в клетке.
Эта органелла определяет в организме растения все: и физиологические процессы, и жизненные циклы, и экологическую роль.
2. Вакуоли.
3. Клеточная стенка (запасное питательное вещество - углеводы (чаще всего крахмал или целлюлоза)) - дополнительная оболочка, утолщение мембраны клетки. Основная роль - защитная и небольшой запас вещества.
Физиология растений
Дыхание:
кислородом, как у всех других живых организмов.
Питание:
как уже мы упомянули выше, растения - автотрофы - сами себе производят пищу.
Когда читаешь школьные учебники, то создается впечатление, что, кроме света, воды и углекислого газа растениям ничего больше не нужно.
Поговоришь с садоводами, волосы дыбом встают - одним растениям нужна почва более удобренная, другим - менее, щелочная, кислотная, песочная….
Получается, что растения ни одним воздухом и водой питаются…
Растениям нужны питательные компоненты, и они их получают из почвы.
Это и органические, и неорганические (минеральные) вещества.
Рост и развитие
Еще одна отличительная черта растений, общая с грибами, но отсутствующая у животных - рост в течение всей жизни.
Размножение:
1. половое - с помощью гамет (половых клеток);
2. бесполое, вегетативное - с помощью частей тела;
3. бесполое, с помощью спор (только у споровых растений).
Систематика растений
Отделы растений:
Отдел Водоросли
Не важно, одноклеточная водоросль или многоклеточная - ни тканей, ни органов!
Отдел споровые растения
Их уже относят к высшим, т.к. есть в наличии и ткани, и органы. По названию и развитие - размножение идет с чередованием поколений - бесполое (споровое) и половое (гаметофит).
Нет ни цветков, ни плодов, ни семян.
Отдел семенные растения
Сложное строение и размножение семенами.
Голосеменные
- орган размножения - шишка.
Покрытосеменные
- органы размножения - цветок и плод.
Эволюция растений шла именно таким образом - от простейших - к покрытосеменным:
Живые организмы
Неклеточные Клеточные
Вирусы Прокариоты Эукариоты
(доядерные) (ядерные)
Бактерии Грибы Растения Животные
Признаки живой природы:
Обмен веществ и энергии (дыхание, питание, выделение)
Наследственность и изменчивость
Самовоспроизведение (размножение)
Индивидуальное развитие (онтогенез), историческое развитие (филогенез)
Движение
Состав – органические (белки, жиры, углеводы, НК) и неорганические вещества (вода и минеральные соли).
БОТАНИКА И ЗООЛОГИЯ
Характеристика царств живой природы
1. Вирусы (открыл ученый Ивановский в 1892 году на вирусе табачной мозаики)
2. Не имеют клеточного строения, вне клетки – в виде кристалла.
3. Строение – ДНК или РНК – снаружи белковая оболочка – капсид, реже имеется углеводно-липидная оболочка (у вируса герпеса и гриппа).
4. Сходство с живыми организмами – размножаются (удвоение ДНК), характерна наследственность и изменчивость.
5
. Сходство вирусов с неживыми системами
- не делятся, не растут, не характерен обмен веществ, нет собственного механизма синтеза белка.
2. Бактерии (Левенгук в 1683 – бактерии зубного налета)
1. одноклеточные или колониальные организмы, не имеющие оформленного ядра
2. не имеют сложных органоидов – ЭПС, митохондрий, аппарата Гольджи, пластид.
3. по форме разнообразные – кокки (круглые), спириллы, бациллы (палочковидные), вирионы (в виде дуги).
4. имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу из полисахаридов, в цитоплазме расположен нуклеоид с кольцевой молекулой ДНК, имеются рибосомы.
5. размножаются делением пополам каждые 20-30 минут, при неблагоприятных условиях образуют споры (толстая оболочка)
6. питание – автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических): а)фототрофы (в процессе фотосинтеза) – цианеи, б)хемотрофы (в процессе химических реакций) – железобактерии;
гетеротрофы (используют готовые органические вещества): а)сапрофиты (питаются мертвыми органическими остатками) – бактерии гниения и брожения,
б)симбионты (органические вещества получают в результате симбиоза с другими организмами) – клубеньковые бактерии бобовых (они усваивают азот из воздуха и передают его бобовым растениям, те взамен обеспечивают их орг.веществами),
7. Значение бактерий – положительное – клубеньковые бактерии обогащают почву нитратами и нитритами, усваивая азот из воздуха; бактерии гниения утилизируют погибшие организмы; молочнокислые бактерии используют в промышленности для получения кефира, йогурта, силоса, кормовых белков, в обработке кожи.
Отрицательное
– вызывают порчу продуктов (гнилостные бактерии), возбудители опасных заболеваний - пневмония, чума, холера.
3. Грибы
1. Особенности строения – тело состоит из гиф, образующих мицелий (грибницу), размножаются почкованием (дрожжи), спорами, вегетативно (частями мицелия), половым путем.
2. Сходство с растениями – неподвижны, всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, неограниченный рост, имеется клеточная стенка (состоит их хитина), размножаются спорами.
3. Сходство с животными – нет хлорофилла, гетеротрофы (питаются органическими веществами), запасное питательное вещество – гликоген.
5. Виды грибов – см. пункт 6- «питание».
4. Растения
1.Неподвижны – имеют прочную клеточную стенку из целлюлозы, мало митохондрий.
2. Неограниченный рост – растут всю жизнь
3. Запасное питательное вещество – крахмал
4. Питание – автотрофы (питаются неорганическими веществами за счет фотосинтеза). Питание с помощью всасывания всей поверхностью тела.
5. Особенности растительной клетки – 1.наличие пластид (хлоропластов – функция фотосинтеза, лейкопластов – накопление веществ, хромопластов – обеспечивают окраску плодов, цветов); 2. крупных вакуолей (запасающая функция); 3. мало митохондрий; 4. имеется клеточная стенка из целлюлозы; 5. нет микротрубочек.
5. Животные
1. Подвижные в большей своей части – много митохондрий, тонкая оболочка.
2. Ограниченный рост – до половой зрелости
3. Запасное вещество – гликоген (в мышцах и печени)
5. Особенности животной клетки – нет пластид, вакуоли мелкие – выполняют выделительную функцию у водных животных, тонкая оболочка, микротрубочки – для построения веретена деления при митозе и мейозе.
6. характерна раздражимость, рефлекс.
Классификация растений и животных. Систематика.
Классификация – распределение организмов по группам.
Систематика
– наука, занимающаяся классификацией
Систем.категория | животные | растения |
надцарство | Ядерные (доядерные) | ядерные |
царство | Животные (растения, грибы) | растения |
подцарство | Многоклеточные (одноклеточн) | многоклеточные |
Тип (отдел) | Хордовые (простейшие, плоские черви, круглые, кольчатые черви,членистоногие, моллюски) | Цветковые (водоросли, мохообразые, папоротникообразые, голосеменные) |
класс | Млекопитающие (рыбы, земноводные, рептилии, птицы) | Однодольные (двудольные) |
отряд | Хищные (грызуны, рукокрылые, приматы, (не)парнокопытные, ластоногие, китообразные) | - |
семейство | лисьи | Лилейные (злаковые, розоцветные, пасленовые, бобовые) |
род | лиса | ландыш |
вид | Лиса обыкновенная | Ландыш майский |
Усложнение растений в ходе эволюции на Земле:
Водоросли→ мхи→ плауны→ хвощи→ папоротники→ голосеменные → покрытосеменные
Направления эволюции растений - ароморфозы
Появление многоклеточности (водоросли→цветковые)
Выход на сушу (мхи→цветковые)
Появление тканей (покровной, проводящей, механической, фотосинтезирующей) и органов (корней, стеблей, листьев): мхи→цветковые.
Сокращение зависимости оплодотворения от наличия воды (голосеменные, цветковые)
Появление цветка и плода (цветковые)
Характеристика отделов растений (500 000 видов)
1.Водоросли. Низшие споровые растения.
1. Одноклеточные (хлорелла, хламидомонада) и многоклеточные организмы (спирогира, ламинария, улотрикс), некоторые образуют колонии (вольвокс).
2. Тело – слоевище (нет деления на органы и ткани)
3. Имеется хроматофоры с хлорофиллом – обеспечивают фотосинтез.
4. Бурые и красные водоросли имеют вместо корней ризоиды – функция закрепления в почве.
5. Размножаются бесполым путем – спорами и половым путем – гаметами.
6. Значение: из красных водорослей получают вещество агар-агар; бурые водоросли – ламинария-морская капуста – в пищевой промышленности, корм скоту, хламидомонада вызывает цветение водоемов.
2. Лишайники.
1. низшие растения, состоят из симбиоза гриба и водоросли. Тело – слоевище.
2. питание – автогетеротрофы: водоросль – автотрофна, дает грибу в процессе фотосинтеза органические вещества, гриб – гетеротрофен, дает водоросли воду и минеральные вещества, защищает ее от высыхания.
3. Размножение – бесполым путем – вегетативно – участками слоевища, половым путем.
4. Лишайники – индикаторы чистоты (растут только в экологически чистых районах).
5. Лишайники – «пионеры жизни» - заселяют самые трудно доступные места, обогащают почву минеральными солями и органикой – удобряют, после лишайников могут произрастать и другие растения.
6. Виды – олений мох, ксантория, цетрария. (кустистые, накипные, листоватые).
Высшие споровые растения.
3.Моховидные.
1. Листостебельные споровые растения, не имеющие корней (или имеют ризоиды)
2. Ткани и органы мало дифференцированы – нет проводящей системы и плохо развита механическая ткань.
3. Характерна смена поколений: полового – гаметофита (гаплоидное) и бесполого – спорофита (диплоидное). Гаметофит преобладает – это само листостебельное растение, спорофит живет за счет гаметофита и представлен коробочкой на ножке (на женском растении).
4. Размножаются спорами и половым путем. Для оплодотворения необходима вода, как и у всех споровых растений.
5. Виды – кукушкин лен, сфагнум
4. Папоротникообразные (Хвощи, плауны, папоротники)
1. Тело дифференцировано на стебель, листья и корень или корневище.
2. Хорошо развита механическая и проводящая ткани – папоротники выше и кустистее, чем мхи.
3. Характерна смена поколений с преобладанием спорофита (само растение), гаметофит маленький - представлен заростком (самостоятельное растение сердцевидной формы, на нем созревают гаметы). Для оплодотворения необходима вода.
4. Размножение – половое и бесполое – спорами, корневищем – вегетативное.
Высшие семенные растения
1. Вечнозеленые (реже листопадные) деревья или кустарники с прямостоячими многолетними стеблями и стержневыми корневыми системами.
2. В древесине вместо сосудов расположены трахеиды, много смоляных ходов
3. Листья игольчатой формы
4. Редукция гаметофита, преобладает спорофит (диплоидный). Вода для оплодотворения не нужна.
5. Размножение – семенами (половое). Семена лежат голо на чешуйках шишек. Семя имеет кожуру, зародыш и питательную ткань – эндосперм (гаплоидный). На 1 ветке созревают шишки 2 видов: женские и мужские.
6. Виды – можжевельник, сосна, туя, ель, пихта, лиственница.
6. Цветковые. (Покрытосеменные)
Покрытосеменные растения – эволюционно самая молодая и самая многочисленная группа растений – 250 тыс видов, которые произрастают во всех климатических зонах. Широкое распространение и разнообразие строения цветковых связано с приобретением ими ряда прогрессивных черт:
1.Формирование цветка, совмещающего функции полового и бесполого размножения.
2.Образование в составе цветка завязи, заключающий в себя семяпочки и предохраняющий их от действия неблагоприятных условий.
3.Двойное оплодотворение, в результате которого образуется питательный триплоидный эндосперм.
4.Запасающая питательная ткань в составе плода.
5.Усложнение и высокая степень дифференциации вегетативных органов и тканей.
Семейства цветковых (покрытосеменных). Классы.
Класс двудольные
Признак | Розоцветные | пасленовые | бобовые |
цветок | Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 (чашелистиков-5, лепестков-5, тычинок – много, пестик -1 или мпного) | Ч(5) Л(5) Т(5) П 1 (5 сросшихся лепестков и 5сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся тычинок, 1 пестик). | Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 (5 сросшихся чашелистиков; 5 лепестков: два нижних срастаются, образуя «лодочку», верхний -самый большой - парус, боковые 2 – весла; тычинок -10, 9 из них срастаются, пестик-1) |
плод | Костянки, орешек | Ягода, коробочка | боб |
Соцветие | Кисть, простой зонтик, щиток | Завиток, кисть, метелка | Кисть, головка |
примеры | Яблоня, шиповник, роза, земляника | Картофель, табак, паслен черный, томат | Горох, соя, клевер, чина, бобы, люпин, вика |
Признак | Крестоцветные | сложноцветные | Злаковые - однодольные |
цветок | Ч 2+2 Л 2+2 Т 4+2 П 1 (чашелистиков 2+2, лепестков 4 тычинок 6 , пестик -1) | Цветки 4 типов: трубчатые, язычковые, ложно-язычковые, воронковидные. Л(5) Т (5) П 1 Вместо чашечки – пленки или хохолки. | О 2+(2) Т 3 П 1 Околоцветник – 2+2 |
плод | Стручок, стручочек | семянка | зерновка |
соцветие | кисть | корзинка | Сложный колос, метелка, початок |
примеры | Капуста, редька, репа, горчица, сурепка, ярутка | Подсолнух, ромашка, василек, пижма, георгин, астра, одуванчик, полынь | Рожь, просо, ячмень, мятлик, костер, кукуруза, сорго |