ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Технология нанесения раствора на поверхность. Набрасывание раствора ковшом

Штукатурный раствор наносят двумя способами: набрасыванием и намазыванием в зависимости от навыков штукатуров, густоты и вида раствора, а также вида поверхности.

Существует несколько приемов набрасывания штукатурного раствора. Определяются они применяемым при этом инструментом. Наиболее часто раствор набрасывают на поверхность лопаткой с сокола и ковшом. Раствор можно забирать непосредственно из ящика лопаткой, совком, совком-лопаткой.

При набрасывании раствор ударяется о поверхность, заполняет все неровности и пустоты и хорошо уплотняется; образуется прочная штукатурная корка.

Набрасывание раствора лопаткой с сокола. Штукатурная лопатка (рис. 33, а). Наиболее удобна в работе лопатка с цельнотянутой ручкой 3. Лопатки с приклепанными или приваренными ручками неудобны тем, что около приклепанной части наслаивается раствор и утяжеляет лопатку.

Рис. 33. Ручной инструмент для нанесения раствора:
а - штукатурная лопатка, б, в - деревянный сокол, в - тарельчатый металлический сокол; 1 - полотно, 2 - колено, 3 - ручка, 4 -черенок, 5 - щит сокола, 6 - шпонки

Лопатка должна быть легкой, с тонким стальным полотном 1 толщиной до 1,5 мм. Длина и толщина черенка 4 должны соответствовать руке штукатура.

Лопатка служит для накладывания, размешивания, заглаживания, намазывания, набрасывания и срезания раствора. Штукатурные лопатки изготовляют большие, средние и малые.

Сокол (рис. 33, б) представляет собой деревянный щит 5 с ручкой 3. На нем укладывают порцию раствора, которую затем забирают лопаткой; соколом можно также намызывать, разравнивать и заглаживать раствор.

Щит изготовляют из трех-четырех сосновых досок толщиной 15 мм. Более толстые доски утяжеляют сокол. Доски собирают на шпонках 6, которые препятствуют короблению щита. Шпонки, кроме того, служат упором для лопатки во время намазывания раствора с сокола на поверхность. Шпонки должны выступать над плоскостью щита на 15-20 мм.

Ручку 3 крепят к щиту двойным шипом и дополнительно прибивают гвоздем. Шип ручки должен быть на 1-2 мм ниже уровня плоскости щита. Это исключает возможность зацепления во время работы полотном лопатки за шип ручки.

Сокол должен быть легким, с гладким, ровным полотном щита и хорошо остроганными ребрами.

Кроме деревянных, используются соколы из дюралюминия или других легких сплавов. Металлические соколы не имеют шпонок. Это является их недостатком, поскольку щит лишается упора для лопатки при поддержании ею сокола во время работы. Острое полотно лопатки может соскользнуть и поранить руку. Прижимать сокол во время работы руками без помощи лопатки не всегда удобно.

Кроме перечисленных плоских соколов, применяют тарельчатые, изготовленные из тонкой листовой стали с загнутыми краями (рис. 33, в). Эти соколы удобны тем, что на них можно набирать большое количество жидкого раствора (2-3 л вместо 0,5 л на обычном соколе). Для выполнения других операций они неудобны.

Для хранения и приготовления штукатурного раствора служат штукатурные ящики.

Наиболее удобны в работе ящики, оборудованные колесами или катками, которые пристраиваются к двум или четырем ножкам.

Рекомендуется применять инвентарные штукатурные ящики, изготовленные из тонкой листовой стали. Они очень удобны и долго служат, можно пользоваться также деревянными ящиками, изготовленными из тонких досок - 15-25 мм.

Набирание раствора на сокол и его нанесение на поверхность производится так (рис. 34). Штукатур берет левой рукой сокол, а правой - лопатку, подходит к ящику с раствором и становится так, чтобы правая нога была ближе к ящику, а левая отставлена назад (рис. 34, а). Одной стороной сокол кладут на борт ящика, а другую поднимают примерно на 10 см. Набирая раствор, штукатур должен держать щит сокола на руке. Это придаст соколу устойчивость и облегчит работу. Первые порции раствора он кладет на верхнюю, приподнятую сторону сокола, а затем последовательными рядами на нижнюю. Набрав на сокол нужное количество раствора, с краев снимают излишки.

Рис. 34. Набирание и набрасывание раствора штукатурной лопаткой на стены:
а - набирание на сокол раствора, б - забирание лопаткой порции раствора с сокола, в - набрасывание раствора слева направо на уровне головы, г ~ набрасывание раствора справа налево на уровне головы

При оштукатуривании стены сокол рекомендуется держать слегка наклонно к ней, чтобы рабочий не пачкал руки раствором. Забирать порцию раствора с сокола необходимо правым ребром или концом лопатки так, чтобы она двигалась от края сокола (от себя) к его середине (рис. 34, б).

При набрасывании лопаткой раствора на поверхность работают не всей рукой, а только кистью. Рабочий делает взмах лопаткой и резко останавливается - раствор быстро сбрасывается с лопатки. Взмах должен быть не очень сильным, так как от резкого толчка раствор разбрызгивается.

Наносят раствор лопаткой с сокола по-разному: слева направо (рис. 34, в) и с5права налево. Это зависит от места, куда наносят раствор. Удобнее наносить раствор движением руки слева направо. Однако такой прием не годится, когда приходится наносить раствор справа налево, например в угол (рис. 34, г).

При оштукатуривании потолков сокол необходимо держать на уровне плеча и обязательно под местом набрасывания раствора, чтобы падающий раствор попадал на сокол.

Набрасывать раствор на потолок можно через голову (рис. 35, а) или через плечо над собой (рис. 35, б) и от себя (рис. 35, в).

Рис. 35. Набрасывание раствора штукатурной лопаткой на потолок:
а - через голову, б - над собой, в - от себя

При набрасывании от себя взмах лопатки и броски раствора направляются вперед от штукатура. Когда броски производят над собой, то раствор ложится почти над головой, но взмах лопатки должен быть направлен немного вправо. Если раствор наносят через голову или через плечо, то броски раствора ложатся за спиной штукатура.

При нанесении раствора следует всегда выбирать такое положение, чтобы не бросать раствор в сторону работающего рядом штукатура и не обрызгивать его раствором.

Надо уметь набрасывать раствор различными бросками: широкими, узкими, толстыми и тонкими. При широких и тонких бросках взмах лопатки должен быть резким, а при узких и толстых - плавным.

При набрасывании раствора лопаткой с сокола ящики со штукатурным раствором следует устанавливать как можно ближе к оштукатуриваемой поверхности.

Набрасывание раствора лопаткой из ящика . Многие штукатуры набрасывают на стены раствор лопаткой непосредственно из ящика. При этом они применяют легкий передвижной ящик и лопатку увеличенного размера. Техника набрасывания раствора остается такой же, как и при набрасывании его лопаткой с сокола.

Работа организуется следующим образом. Если оштукатуриваемая поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на расстоянии 1 м от стены. Штукатур забирает из него лопаткой порцию раствора и набрасывает на стену. Если раствор набрасывают выше уровня ящика, то его ставят рядом со стеной. Это сокращает лишние движения, а отлетающий от стены раствор падает в ящик. Во время работы ящик периодически передвигают к месту набрасывания раствора.

Набрасывание раствора соколом . Набирают раствор на сокол штукатурной лопаткой, совком или ковшом. Сокол с порцией раствора берут правой рукой и сильным, резким взмахом снизу вверх сбрасывают на оштукатуриваемую поверхность стены. Раствор расстилается по поверхности широкой полосой. Положение корпуса рабочего при выполнении броска остается таким же, как и при нанесении раствора лопаткой с сокола.

Набрасывание раствора ковшом . Набрасывание штукатурного раствора на поверхности с помощью ковша значительно производительнее, чем лопаткой с сокола.

Применяются различные по конструкции и емкости ковши. Наиболее распространенным является ковш конструкции А. С. Шаульского. Ковш состоит из чашки и ручки. К чашке с помощью заклепок прикреплена ручка с насаженным деревянным черенком. Емкость ковша 0,75-1 л.

При работе ковшом любой конструкции большое значение имеет правильная его хватка, благодаря которой облегчается бросок и уменьшаются потери раствора.

Ковшами можно набрасывать раствор слева направо и справа налево на все виды поверхностей.

Быстросхватывающиеся известково-гипсовые растворы не рекомендуется набрасывать ковшом, так как они очень скоро пристают к металлу, «нарастают» на нем и утяжеляют вес ковша.

Предварительную тренировку в работе ковшом рекомендуется проводить на глиняных растворах средней густоты. После освоения техники работы с ковшом можно переходить к нанесению известковых, цементно-известковых и цементных растворов.

При оштукатуривании стен ковшом (рис. 36) лучше применять передвижной ящик, который устанавливают на расстоянии 1 м от стены. Ковш берут правой рукой, забирают им порцию раствора и сильным взмахом руки сбрасывают его на поверхность. Движению руки с ковшом следует придать такую силу, чтобы раствор выплеснулся из ковша, не задерживаясь в нем, и лег на оштукатуриваемую поверхность ровным слоем. Ковш при этом должен принять такое положение, чтобы край его как бы рассеивал раствор веерообразной струей.

Рис. 36. Набрасывание раствора ковшом на стены:
а - замахивание ковшом, б - движение ковша к стене, в - бросок раствора

Чтобы уменьшить усталость и повысить производительность труда, работать рекомендуется поочередно то правой, то левой рукой. Приемы нанесения раствора на потолок правой рукой по-казаны на рис. 37.

Рис. 37. Набрасывание раствора ковшом на потолок:
а - замахивание ковшом, б - бросок раствора

Набрасывание раствора совком. Совок с качающейся ручкой (рис. 38, а) применяют для набрасывания раствора на стены (в основном от уровня пола до уровня плеча работающего), а также для намазывания и разравнивания раствора. Совок изготовляют из 1-1,5-миллиметровой листовой стали.

Рис. 38. Набрасывание раствора совком с качающейся ручкой на стену:
а - совок, б - прием набрасывания; 1 - качающаяся ручка, 2 - черенок, 3 корпус совка, 4 - неподвижная ручка

При работе с совком ящик с раствором устанавливают на расстоянии 80-90 см от стены. Если раствор набрасывают справа налево, то совок берут правой рукой за неподвижную 4У а левой - за качающуюся 1 ручку, а при работе слева направо (рис. 38, б) наоборот. Взяв из ящика совком порцию раствора, штукатур плавным движением набрасывает его на стену.

Рис. 39. Нанесение раствора совком-лопаткой с сокола-ковша:
а - совок-лопатка, б - сокол-ковш, в - хватка совка-лопатки, г - намазывание раствора на стену

Набрасывание раствора совком-лопаткой с сокола-ковша . Для набрасывания раствора используют совок-лопатку (рис. 39, а) и сокол-ковш (рис. 39, б).

Совок-лопатку изготовляют из тонкой листовой стали и дерева. Сокол-ковш представляет собой деревянный сокол, к которому прибиты тонкие деревянные или металлические (из кровельной стали) бортики. Он может быть изготовлен также полностью из листовой стали.

Нанесение раствора совком-лопаткой ничем не отличается от работы обычной штукатурной лопаткой (рис. 39, в),

Совком-лопаткой не только наносят, но и намазывают (рис. 39, г), заглаживают, срезают лишний раствор и собирают упавший. Потери раствора при работе совком-лопаткой меньше, чем при работе обычной лопаткой.

Этим инструментом можно наносить все виды растворов как из сокола-ковша, так и непосредственно из передвижного ящика. На стены раствор из ящика набрасывают совком-лопаткой, а на потолки - с помощью сокола-ковша. Среднее количество раствора, забираемого совком-лопаткой, - 1-2 л, сокол-ковш вмещает 6 л.

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каргатское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»

Рассмотрено на заседании МО Утверждаю:

Протокол № Зам директора по УПР

От « «______2017 г «___»__________2017 г

Руководитель МО

С.А. Ядрова

А.Н. Томилов

Методическая разработка урока

по МДК 01.01 «Технология штукатурных работ»

Тема: «Способы нанесения растворов вручную».

Разработала: преподаватель технологии

первой квалификационной категории

Силаева В.И.

г. Каргат

Аннотация

Данная методическая разработка направлена на формирование профессиональности обучающихся , интереса к избранной профессии посредством изучения области применения и технологии способов нанесения растворов вручную на различные поверхности, а также освещение прогрессивных методов производства работ по оштукатуриванию.

Данная методическая разработка ставит своей задачей сформировать знания о способах нанесения растворов на оштукатуриваемую поверхность. Обоснование правил и закономерности принятых способов нанесения растворов через использование информационных технологий.

Материал данного урока является фундаментом для дальнейшего успешного освоения знаний по профессии.

Главная проблема, стоящая перед преподавателем, связана с поиском более эффективных и разнообразных способов организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации, активизации и включения механизмов личностного развития.

интегрированный, игра, предлагают решить задачи превращения

учебного процесса в средство умственного развития личности.

Сегодня совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий - это единственный путь выживания и развития в условиях рыночной экономики, потому что задачу подготовки специалистов немыслимо решить без использования новых технологий обучения.

Одним из направлений информационных технологий является использование аудио – видео средств, т.е. аудиовизуальных технологий обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью обучающихся осуществляется при помощи специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Информационно-компьютерные технологии создают новые возможности в деятельности педагога по передаче знаний и новые возможности в деятельности обучаемого по восприятию знаний, а также в оценке качества обучения и всестороннем развитии обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса, его творческой активности.

Использование компьютера и мультимедиа на уроках теоретического обучения позволяет не только увеличить объем информации, но и представить ее более последовательно, наглядно, интересно.

Проведение занятий теоретического обучения с применением информационных технологий показывают, что достаточно высокую педагогическую активность имеют те информационные технологии, которые обеспечивают диалоговый режим в процессе решения различных познавательных задач, тестирование, оценивают работу с учетом количества вопросов, ошибок. Подготовка к уроку с использованием информационных технологий , электронного материала в форме презентаций, видеоматериалов активизирует творческий потенциал педагога, мотивирует на внесение изменений в свою деятельность для достижения целей. Результат работы педагога на уроке: значительно повышает активность обучающихся, интерес к профессии, качество и уровень профессиональной подготовки молодых рабочих.

Данный урок - классический комбинированный. На комбинированном уроке преподаватель может достичь нескольких целей. Этапы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач.

Структура комбинированного урока состоит из следующих этапов:

Организационный момент.

Объяснение нового материала.

Обобщение урока.

Все этапы открытого урока сопровождает мультимедийное оборудование.

План урока.

ПМ.01. Выполнение штукатурных работ.

Тема раздела: Технологические процессы оштукатуривания

поверхностей.

Тема урока : Способы нанесения растворов вручную.

Тип урока : комбинированный.

Цель урока : К концу урока обучающиеся должны иметь представление о способах нанесения растворов на оштукатуриваемую поверхность.

Задачи:

- образовательные:

сформировать знания о способах нанесения растворов на оштукатуриваемую поверхность. Обосновать правила и закономерности принятых способов нанесения растворов,

- развивающие:

в ходе урока содействовать развитию рациональных приёмов технического мышления, развитию профессиональной речи, уверенности в своих умениях, воли и самостоятельности;

- воспитательные:

- сформировать у обучающихся убежденность в том, что умение правильно и быстро выполнять операции вручную – главный показатель профессионального мастерства штукатура, его квалификации, что ручные способы работы всегда предшествуют механизированным и облегчает освоение последних.

Методическое оснащение: плакат: «Подготовка поверхностей к оштукатуриванию», «Способы нанесения раствора на поверхности»; инструменты для производства штукатурных работ; мультимедийное оборудование, информационные листы, презентация урока.

Междисциплинарные связи:

Охрана труда, материаловедение, химия, черчение, электротехника, производственное обучение по профессии «Мастер отделочных работ»

Используемая литература:

Шепелев А.М. «Штукатурные работы», Москва 1970г.

Ивлиев. А.А. Кальгин А.А., О.М.Скок «Отделочные

строительные работы», Москва 2001г.

Мороз Л.Н. Лапшин П.А. Штукатур: мастер отделочных строительных работ.- Ростов/Д: Феникс

Белоусов Е.Д. Технология малярных работ: Учебник. - М.: Высщ. школа.

Облицовщик. Мастер отделочных строительных работ. Ростов-на/ Дону: Издательство «Феникс».

Материаловедение для отделочных строительных работ: учебник для нач.проф.образования М. Издательский центр «Академия».

Интернет источники:

Www.stroitelstvo-new.ru/shtukaturnye_raboty.shtml

Www.remont 63.ru/gost33.htm

План урока:

Организационный этап.

Повторение пройденного материала. (фронтальный опрос, карточки-задания).

Объяснение нового материала.

Закрепление нового материала.

Обобщение урока.

Ход урока:

Организационный этап.

Связь с предыдущим уроком.

Фронтальный опрос (с использованием слайд программы)

1 Как подготавливается кирпичная поверхность сложенная заподлицо, к оштукатуриванию. (слайд 4)

Ответ: нацарапывают швы на глубину 10-15 мм; очищают стальными щетками, смачивают.

2 Как подготавливают деревянные поверхности к оштукатуриванию?

Ответ: Набивают штукатурную дрань.

3 Назовите размеры штукатурной драни.

Ответ: Ширина - 25-40 мм; Толщина 5-7 мм; длина 1-2.5 м.

4 Под каким углом размещают дрань по отношению к полу?

Ответ: 45 0 .

5 Под каким углом размещают дрань по отношению к друг другу?

Ответ: 90 0 .

6 Как прибивается дрань на стенах и потолках? (слайд 5)

Ответ: через 2 пересечения - на стенах, через1 - на потолках.

7 Как подготавливают бетонные поверхности?

Ответ: делают насечки. (не менее 300 на 1 м 2 )

8 Какова толщина штукатурного намета при простой, улучшенной и высококачественной штукатурках.

Ответ: простая 12 мм, улучшенная 15 мм и высококачественная 20 мм.

9 Назовите штукатурные слои.

Ответ: обрызг, грунт, накрывка.

10 Из каких слоев состоит простая штукатурка?

Ответ: из 2-х: Обрызг, грунт.

11 Из каких слоев состоит улучшенная штукатурка? (слайд 6)

Ответ: из 3-х: обрызг, грунт, накрывка.

12 Из каких слоев состоит высококачественная штукатурка?

Ответ: из 4-х: обрызг, 2 слоя грунта, накрывка.

13 Что такое штукатурка?

Ответ: это отделочный слой наносимый на поверхность различных строительных конструкций и элементов здания.

14 Назовите основной слой штукатурного намета.

Ответ: грунт.

15 Назовите толщину накрывочного слоя.

Ответ: 2 мм.

3 Изучение нового материала. (с использованием слайд программы)

План:

3.1 Способы нанесения штукатурного раствора на поверхность. (слайд 7)

3.2 Техника безопасности при набрасывании раствора на поверхность. (слайд 8)

3.3 Способы набрасывания раствора на поверхность.

а) Кельмой с сокола; (слайд 9)

б) Кельмой на потолок; (слайд 10)

б) Кельмой из ящика; (слайд 11)

в) Соколом; (слайд 12)

г) Ковшом; (слайд 13)

д) Совком: (слайд 14)

Способы намазывания раствора на поверхность.

а) соколом; (слайд 15)

б) кельмой; (слайд 16)

в) полутерком; (слайд 17)

3.3 Правила техники безопасности при ручном нанесении раствора набрасыванием и намазыванием.

4 Закрепление нового материала.

4.1.Ознакомление с информационными листами.

4.2. Ответы на вопросы:

Какие инструменты применяют для набрасывания раствора на поверхность. (слайд 18).

Назовите способы набрасывания раствора на поверхность. (слайд 19)

Назовите инструменты для намазывания раствора на поверхность. (слайд 20)

Назовите основные требования к технике безопасности при выполнении штукатурных работ. (слайд 21)

5. Подведение итогов урока . (слайд 22)

Подведение итогов работы группы в достижении цели.

Оценки за ответы и поведение.

"5" - учащийся полностью усвоил учебный материал, может его изложить своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

"4" - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы;

"3" - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

"2" - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценки за ответы.

Рефлексия: (смайлики. Слайд 23)

Мне понравилось.

Остались вопросы.

Мне не понравилось.

Конспект урока.

Способы набрасывания раствора разными инструментами. Штукатурный раствор наносят двумя способами: набрасыванием и намазыванием в зависимости от навыков штукатуров, густоты и вида раствора, а также вида поверхности.
Существует несколько приемов набрасывания штукатурного раствора. Определяются они применяемым при этом инструментом. Наиболее часто раствор набрасывают на поверхность лопаткой с сокола и ковшом. Раствор можно забирать непосредственно из ящика лопаткой, совком, совком-лопаткой.
При набрасывании раствор ударяется о поверхность, заполняет все неровности и пустоты и хорошо уплотняется; образуется прочная штукатурная корка.
Набрасывание раствора лопаткой с сокола . Штукатурная лопатка (рис. 33, а). Наиболее удобна в работе лопатка с цельнотянутой ручкой 3 . Лопатки с приклепанными или приваренными ручками неудобны тем, что около приклепанной части наслаивается раствор и утяжеляет лопатку.


Лопатка должна быть легкой, с тонким стальным полотном 1 толщиной до 1,5 мм . Длина и толщина черенка 4 должны соответствовать руке штукатура.
Лопатка служит для накладывания, размешивания, заглаживания, намазывания, набрасывания и срезания раствора. Штукатурные лопатки изготовляют большие, средние и малые.
Сокол (рис. 33, б) представляет собой деревянный щит 5 с Ручкой 3 . На нем укладывают порцию раствора, которую затем забирают лопаткой; соколом можно также намызывать, разравнивать и заглаживать раствор.
Щит изготовляют из трех-четырех сосновых досок толщиной 15 мм . Более толстые доски утяжеляют сокол. Доски собирают на шпонках 6 , которые препятствуют короблению щита. Шпонки, кроме того, служат упором для лопатки во время намазывания раствора с сокола на поверхность. Шпонки должны выступать над плоскостью щита на 15-20 мм .
Ручку 3 крепят к щиту двойным шипом и дополнительно прибивают гвоздем. Шип ручки должен быть на 1-2 мм ниже уровня плоскости щита. Это исключает возможность зацепления во время работы полотном лопатки за шип ручки.
Сокол должен быть легким, с гладким, ровном полотном щита и хорошо остроганными ребрами.
Кроме деревянных, используются соколы из дюралюминия или других легких сплавов. Металлические соколы не имеют шпонок. Это является их недостатком, поскольку щит лишается упора для лопатки при поддержании ею сокола во время работы. Острое полотно лопатки может соскользнуть и поранить руку. Прижимать сокол во время работы руками без помощи лопатки не всегда удобно.
Кроме перечисленных плоских соколов, применяют тарельчатые, изготовленные из тонкой листовой стали с загнутыми краями (рис. 33, в). Эти соколы удобны тем, что на них можно набирать большое количество жидкого раствора (2-3 л вместо 0,5 л на обычном соколе). Для выполнения других операций они неудобны.
Для хранения и приготовления штукатурного раствора служат штукатурные ящики .
Наиболее удобны в работе ящики, оборудованные колесами или катками, которые пристраиваются к двум или четырем ножкам.
Рекомендуется применять инвентарные штукатурные ящики, изготовленные из тонкой листовой стали. Они очень удобны и долго служат, можно пользоваться также деревянными ящиками, изготовленными из тонких досок - 15-25 мм .
Набирание раствора на сокол и его нанесение на поверхность производится так (рис. 34). Штукатур берет левой рукой сокол, а правой - лопатку, подходит к ящику с раствором и становится так, чтобы правая нога была ближе к ящику, а левая отставлена назад (рис. 34, а). Одной стороной сокол кладут на борт ящика, а другую поднимают примерно на 10 см . Набирая раствор, штукатур должен держать щит сокола на руке. Это придаст соколу устойчивость и облегчит работу. Первые порции раствора он кладет на верхнюю, приподнятую сторону сокола, а затем последовательными рядами на нижнюю. Набрав на сокол нужное количество раствора, с краев снимают излишки.

При оштукатуривании стены сокол рекомендуется держать слегка наклонно к ней, чтобы рабочий не пачкал руки раствором. Забирать порцию раствора с сокола необходимо правым ребром или концом лопатки так, чтобы она двигалась от края сокола (от себя) к его середине (рис. 34, б).
При набрасывании лопаткой раствора на поверхность работают не всей рукой, а только кистью. Рабочий делает взмах лопаткой и резко останавливается - раствор быстро сбрасывается с лопатки. Взмах должен быть не очень сильным, так как от резкого толчка раствор разбрызгивается.
Наносят раствор лопаткой с сокола по-разному: слева направо (рис. 34, в) и справа налево. Это зависит от места, куда наносят Раствор. Удобнее наносить раствор движением руки слева направо. Однако такой прием не годится, когда приходится наносить раствор справа налево, например в угол (рис. 34, г).
При оштукатуривании потолков сокол необходимо держать на Уровне плеча и обязательно под местом набрасывания раствора, чтобы падающий раствор попадал на сокол.
Разбрасывать раствор на потолок можно через голову (рис. 35, а) или через плечо над собой (рис. 35,6) и от себя (рис. 35, в).

При набрасывании от себя взмах лопатки и броски раствора направляются вперед от штукатура. Когда броски производят над собой, то раствор ложится почти над головой, но взмах лопатки должен быть направлен немного вправо. Если раствор наносят через голову или через плечо, то броски раствора ложатся за спиной штукатура.
При нанесении раствора следует всегда выбирать такое положение, чтобы не бросать раствор в сторону работающего рядом штукатура и не обрызгивать его раствором.
Надо уметь набрасывать раствор различными бросками: широкими, узкими, толстыми и тонкими. При широких и тонких бросках взмах лопатки должен быть резким, а при узких и толстых - плавным.
При набрасывании раствора лопаткой с сокола ящики со штукатурным раствором следует устанавливать как можно ближе к оштукатуриваемой поверхности.
Набрасывание раствора лопаткой из ящика Многие штукатуры набрасывают на стены раствор лопаткой непосредственно из ящика. При этом они применяют легкий передвижной ящик и лопатку увеличенного размера. Техника набрасывания раствора остается такой же, как и при набрасывании его лопаткой с сокола.
Работа организуется следующим образом. Если оштукатуриваемая поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на расстоянии 1 м от стены. Штукатур забирает из него лопаткой порцию раствора и набрасывает на стену. Если раствор набрасывают выше уровня ящика, то его ставят рядом со стеной. Это сокращает лишние движения, а отлетающий от стены раствор падает в ящик. Во время работы ящик периодически передвигают к месту набрасывания раствора.
Набрасывание раствора соколом . Набирают раствор на сокол штукатурной лопаткой, совком или ковшом. Сокол с порцией раствора берут правой рукой и сильным, резким взмахом снизу вверх сбрасывают на оштукатуриваемую поверхность стены. Раствор расстилается по поверхности широкой полосой. Положение корпуса рабочего при выполнении броска остается таким же, как и при нанесении раствора лопаткой с сокола.
Набрасывание раствора ковшом . Набрасывание штукатурного раствора на поверхности с помощью ковша значительно производительнее, чем лопаткой с сокола.
Применяются различные по конструкции и емкости ковши. Наиболее распространенным является ковш конструкции А. С. Шаульского. Ковш состоит из чашки и ручки. К чашке с помощью заклепок прикреплена ручка с насаженным деревянным черенком. Емкость ковша 0,75 - 1 л .
При работе ковшом любой конструкции большое значение имеет правильная его хватка, благодаря которой облегчается бросок и уменьшаются потери раствора.
Ковшами можно набрасывать раствор слева направо и справа налево на все виды поверхностей.
Быстросхватывающиеся известково-гипсовые растворы не рекомендуется набрасывать ковшом, так как они очень скоро пристают к металлу, «нарастают» на нем и утяжеляют вес ковша.
Предварительную тренировку в работе ковшом рекомендуется проводить на глиняных растворах средней густоты. После освоения техники работы с ковшом можно переходить к нанесению известковых, цементно-известковых и цементных растворов.
При оштукатуривании стен ковшом (рис. 36) лучше применять передвижной ящик, который устанавливают на расстоянии 1 м от стены. Ковш берут правой рукой, забирают им порцию раствора и сильным взмахом руки сбрасывают его на поверхность. Движению руки с ковшом следует придать такую силу, чтобы раствор выплеснулся из ковша, не задерживаясь в нем, и лег на оштукатуриваемую поверхность ровным слоем. Ковш при этом должен принять такое положение, чтобы край его как бы рассеивал раствор веерообразной струей.

Чтобы уменьшить усталость и повысить производительность труда, работать рекомендуется поочередно то правой, то левой рукой. Приемы нанесения раствора на потолок правой рукой показаны на рис. 37.

Набрасывание раствора совком . Совок с качающейся ручкой (рис. 38, а) применяют для набрасывания раствора на стены (в основном от уровня пола до уровня плеча работающего), а также для намазывания и разравнивания раствора. Совок изготовляют из 1 - 1,5-миллиметровой листовой стали.

При работе с совком ящик с раствором устанавливают на расстоянии 80-90 см от стены. Если раствор набрасывают справа налево, то совок берут правой рукой за неподвижную 4 , а левой - за качающуюся 1 ручку, а при работе слева направо (рис. 38, б) наоборот. Взяв из ящика совком порцию раствора, штукатур плавным движением набрасывает его на стену.
Совком-лопаткой не только наносят, но и намазывают (рис. 39, г), заглаживают, срезают лишний раствор и собирают упавший. Потери раствора при работе совком-лопаткой меньше, чем при работе обычной лопаткой.
Этим инструментом можно наносить все виды растворов как из сокола-ковша, так и непосредственно из передвижного ящика. На стены раствор из ящика набрасывают совком-лопаткой, а на потолки - с помощью сокола-ковша. Среднее количество раствора, забираемого совком-лопаткой,- 1-2 л ; сокол-ковш вмещает 6 л .

Способы намазывания раствора разными инструментами. Раствор можно намазывать на поверхности тонкими и толстыми слоями.
При намазывании в правую руку берут лопатку, а в левую - сокол с раствором. Сокол приставляют к оштукатуриваемой поверхности так, чтобы одна сторона его отстояла от поверхности на 50-100 мм , что зависит от количества и густоты раствора, а другая - на величину, равную толщине наносимого слоя раствора.
Чтобы создать необходимый нажим на раствор, сокол прижимают к поверхности концом лопатки, упирая ее под шпонки. По мере движения сокола раствор намазывается на поверхность, а приподнятая сторона сокола постепенно прижимается к ней. Нажимать лопаткой на сокол надо равномерно, чтобы получить ровную поверхность, не требующую дополнительного разравнивания и разглаживания.
Намазывание раствора лопаткой
. Лопаткой раствор намазывают в основном по сетчатым поверхностям. На сокол-ковш или сокол набирают раствор, который затем намазывают на оштукатуриваемые поверхности лопаткой. Если раствор намазывают на стену (рис. 42, а), то сокол приставляют к стене и быстрым движением тыльной стороны лопатки сдвигают с сокола порцию раствора и намазывают его тонким слоем на поверхность. Мазки раствора делают вертикальные или горизонтальные.

На потолок раствор намазывают точно так же, как и на стены (рис. 42,6). Во время намазывания сокол продвигают вслед за лопаткой, чтобы подбирать падающий раствор.
Намазывая раствор лопаткой или другим металлическим инструментом, следует заботиться о том, чтобы придать намазываемому штукатурному слою шероховатость. Это необходимо для того, чтобы он имел хорошее сцепление с последующими слоями штукатурки.
При намазывании раствора на стены ящик с раствором устанавливают на расстоянии 1 м от стены; при намазывании на потолок ящик с раствором устанавливают под местом намазывания.
Намазывание раствора полутерками . Раствор намазывают узкими, широкими, длинными и короткими полутерками, которые изготовляют из сосновых досок, не имеющих сучков и засмолов. Ручки полутерков прочно прикрепляют к полотну нагелями, гвоздями или шурупами. Ребра полутерков иногда оковывают листовой сталью, которая предохраняет полотно от коробления и облегчает срезание затвердевшего раствора. Полотна полутерков в зависимости от их назначения имеют ширину от 50 до 200 мм . Большими полутерками намазывают и разравнивают раствор, натирают углы и фаски.
При работе один конец полутерка кладут на ящик, накладывают на него лопаткой грядку раствора, а затем берут обеими руками, подносят к поверхности и намазывают раствор, прижимая одну продольную сторону полутерка к стене и приподнимая вторую. Если раствор намазывают на стену, полутерок продвигают снизу вверх, а если на потолок - на себя, нанося на поверхность полосы раствора одинаковой толщины.

К атегория: Штукатурные работы

Нанесение и разравнивание раствора вручную

Для нанесения и разравнивания раствора применяют кельму (лопатку) штукатурную (рис. 1, а), дюралюминиевый или деревянный сокол (рис. 1, б). Жидкие и декоративные растворы наносят из более объемных соколов квадратной или круглой формы с бортиками (рис. 1, в). Для разравнивания раствора применяют полутерки, правила различной длины или шаблоны. Затирку выполняют терками или гладилками. Для приготовления раствора применяют деревянные или металлические ящики и ящики-тележки (рис. 1, г).

Раствор штукатурной кельмой с сокола наносят так. Штукатур подходит к ящику, кладет сокол на его борт, забирает кельмой раствор и накладывает его на сокол. Набрав нужное количество раствора, штукатур подходит к поверхности, например к стене, забирает кельмой с сокола порцию раствора и набрасывает его в нужное место. В зависимости от условий работы, т.е. места, куда приходится наносить раствор, броски наносят слева направо или справа налево (рис. 2, а). При оштукатуривании потолков раствор приходится наносить из разных положений: через голову, через плечо, над собой и от себя (рис. 3, б). Зто делают для того, чтобы не забрызгать раствором рядом или сзади работающего товарища. Кельмой можно наносить раствор на стены не только с сокола, но и прямо из ящика, который подвигают ближе к стене. Ковшами и совками наносят только пластичные растворы. Раствор можно наносить на поверхность не только набрасывая, но и намазывая. Для этого на сокол кладут порцию раствора, приставляют сокол к поверхности стены или держат под потолком, забирают тыльной стороной лопатки порцию раствора и намазывают ее. При намазывании с сокола на него кладут порцию раствора, приставляют к стене или потолку, прижимают сокол рукой или кельмой и ведут сокол по стене вверх (рис. 4, а), на потолке горизонтально (рис. 4, б). Чтобы полосы намазываемого раствора были одинаковой толщины, на сокол нажимают все время с одинаковой силой. Если сокол деревянный, то кельму концом упирают под шпонку, если дюралевый, то упор делают рукой или ручкой кельмы.

Рис. 1. Инструменты для нанесения растворю вручную; а - штукатурная кельма, б - деревянный сокол, в - тарельчатый сокол, г штукатурные ящики

Рис. 2. Нанесение раствора: а - на стены, б -на потолок; 1 - через голову, 2 - над собой, 3 - от себя

Рис. 3. Намазывание раствора с сокола на стены (а) и на потолок (б)

Нанесенный разными инструментами раствор разравнивают по-разному: раствор, набрасываемый штукатурной кельмой с сокола, разравнивают соколом или полутерком, нанесенный ковшами или совками - полутерками. Если раствор намазывают соколом или полутерками, то одновременно его и разравнивают этими же инструментами. Раствор по маякам разравнивают полутерками, правилами и малками. Чтобы раствор разравнивать с пола, без подмостей, применяют правило с ручкой или малку с держалом и веревками. Держалом прижимают малку к маякам, за веревку тянут ее вперед (рис. 4).

Рис. 4. Разравнивание раствора: а - правилом по растворным вертикальным маякам, б - правилом на ручке по металлическим маякам, в - малкой на потолке по деревянным маякам; 7 - маяки, 2 - веревки, 3 - малка, 4 - рукоятка

Рис. 5. Терки для затирки штукатурки деревянная (а), универсальная металлическая (б) и универсальная с деревянным полотном (в)

Затирку выполняют терками с деревянным или дюралюминиевым полотном. Ручку деревянной терки делают из древесины липы, а полотно - из древесины сосны или ели без сучков и засмолов (рис. 5, а). Ручку крепят деревянными нагелями или гвоздями. По мере истирания полотна нагели или гвозди начинают царапать штукатурку или их постепенно углубляют в полотно терки.

Недостаток деревянных терок в том, что их полотно коробится и неравномерно затирает поверхность.

Терки с деревянной ручкой и дюралюминиевым полотном не коробятся и более надежны в работе. Полотно имеет толщину 1-1,5 мм. С двух торцовых сторон его отогнуты бортики высотой 10 мм, в которых просверлены отверстия диаметром 1,5-2 мм на расстоянии 10-15 мм одно от другого.

Рис. 6. Затирка штукатурки терками вкруговую (э) и вразгонку (б)

Если дюралюминиевое полотно затягивают войлоком или фетром, то бортики располагают кверху, а по кромкам полотна дополнительно просверливают 3-4 отверстия. Через отверстия фетр или войлок пришивают нитками (рис. 5, б). Когда к дюралевому полотну крепят деревянное полотно, то бортики располагают внизу. Вместо цельного полотна можно крепить рейки шириной 25-30 мм - они не коробятся (рис. 5, в).

Затирку выполняют вкруговую и вразгонку. Затирку вкруговую (рис. 6, а) выполняют так. Терку берут рукой, прижимают полотно к поверхности на-крывки и делают теркой круговые движения против часовой стрелки. Там, где на поверхности есть бугорки, на терку нажимают сильнее, где впадины - сяабее. По мере затирки бугорки и неровности срезаются ребрами терки, раствор перемещается под полотном, заполняет все неровности (впадины) и заглаживает там самым нанесенную накрывку. При затирке вкруговую на поверхности остаются кругообразные следы. Чтобы их не было, затирку вкруговую вторично затирают вразгонку.

Затирку вразгонку (рис. 6, б) выполняют по свежезатертой затирке вкруговую. Терку очищают от раствора, полотно прижимают к поверхности и выполняют прямолинейные движения - взмахи, устраняя все следы от затирки вкруговую.

Заглаживание выполняют гладилками. Нанесенную накрывку разравнивают и, дав ей немного схватиться, приступают к заглаживанию.

Рис. 7. Фасонные полутерки (а) и натирка лузга (б), усенка (в)

Натирку лузгов выполняют так. Смачивают обрабатываемый участок угла водой, покрывают тонким слоем раствора, приставляют любой инструмент и двигают его вверх-вниз. Натирку производят сначала с одной, затем с другой стороны угла.

Фаски натирают полутерком только по ранее натертому усенку, закругляя его и придавая плоскость или закругление. Лучше применять фасонные полутерки, изготовленные в виде лузга, фаски или усенка. Техника натирки такая же, как и простым полутерком. На рис. 7, а - в показана натирка лузгов и усенков фасонными полутерками. Лузги, усенки или фаски вытягивают также шаблонами, лучше по маякам.



- Нанесение и разравнивание раствора вручную

Штукатурные слои на поверхность можно наносить как вручную, так и при помощи растворонасосов. Вручную раствор наносят способами набрасывания и намазывания.

Нанесение раствора способом набрасывания . Обрызг и первый слой грунта, а также накрывку наносят на поверхность способом набрасывания. Раствор набрасывают на поверхность штукатурной кельмой или ковшом. Для работы необходим также растворный ящик, который стараются установить как можно ближе к оштукатуриваемой поверхности, и сокол. Сокол позволяет удерживать несколько порций раствора сразу и переносить их от растворного ящика к поверхности. К тому же штукатуру не надо наклоняться за каждой очередной порцией раствора к растворному ящику, что экономит силы и снижает утомляемость.

На сокол накладывают раствор. Для удобства одну из сторон сокола кладут на борт ящика, а другую поднимают примерно на 10 см. Первые порции раствора кладут на верхнюю сторону сокола, а последующие - постепенно опускают ниже.

После того как нужная порция раствора набрана, ее оправляют, т.е. подбирают с краев к центру сокола, а излишки снимают и возвращают в растворный ящик. Это предотвращает потерю раствора при переносе его к месту работы.

Набрав нужное количество раствора, штукатур подходит к стене, берет кельмой порцию раствора и набрасывает его на оштукатуриваемую поверхность. Раствор с сокола забирают ребром или концом кельмы так, чтобы она двигалась от края сокола к его середине.

Хватка рукоятки кельмы должна быть правильной. Кисть руки должна охватывать только рукоятку кельмы, не задевая черенок. Это убережет ладонь от повреждений, а пальцы - от быстрой утомляемости (рис. 1).

При набрасывании раствора работает только кисть штукатура, а не вся рука. Кисть руки должна сделать взмах кельмой с резкой остановкой. Кельма остановится, а раствор под действием инерции продолжит движение, долетит до поверхности и закрепится на ней. Чтобы раствор не разбрызгивался, взмах надо делать не очень сильным.

В зависимости от места нанесения раствор приходится набрасывать из разных положений и разных уровней: на уровне головы и несколько выше, на уровне пояса раствор наносят слева направо или справа налево, а у пола или подмостей - снизу вверх.

При нанесении обрызга, когда раствор достаточно жидкий, его набрасывают кельмой непосредственно из ящика. При этом ящик с раствором устанавливают рядом со стеной. В таких случаях взмах кельмы должен быть очень резким, чтобы раствор разбрызгивателя по поверхности веером.

Рисунок 1. Правильная хватка кельмы


При больших объемах работ раствор набрасывают ковшом непосредственно из ящика. Технология набрасывания раствора с помощью ковша отличается от способов нанесения раствора кельмой хваткой ковша. Во время броска ковш вывертывают и раствор, выплескивается на стену. Объем нанесенного ковшом раствора одним броском значительно больше, чем кельмой. При этом раствор ложится в виде грушеобразного шлепка (рис. 2).

Рисунок 2. Набрасывание раствора ковшом

Нанесение раствора способом намазывания . Второй и последующие слои грунта, а также накрывку можно наносить способом намазывания. Этим способом наносят также первый слой штукатурки по стальным сеткам. Намазывать раствор на поверхность можно кельмой, соколом и полутерком.

Кельмой раствор в основном намазывают по сетчатым поверхностям. Предварительно сетку необходимо обрызгать раствором или цементным молоком (цемент разводят водой до состояния жидкой сметаны), чтобы она не вибрировала. Раствор намазывают на поверхность тыльной стороной кельмы. Если раствор намазывают на вертикальную поверхность (стены, колонны и т.д.), то сокол целесообразнее приставить к поверхности. Это предотвратит большую потерю раствора. Затем тыльной стороной кельмы сдвигают с сокола раствор и намазывают его тонким слоем на поверхность. При намазывании раствора на потолок сокол следует держать под двигающейся кельмой, чтобы подбирать падающий раствор.

Намазывание соколом производится следующим образом. На сокол набирают раствор, приставляют его к стене или потолку так, чтобы одна его сторона была приподнята от поверхности на 5... 10 см, а другая - прижата к поверхности, но не вплотную, а на толщину наносимого слоя. Для прижатия этой стороны применяют кельму, конец которой упирают в сокол. Следует следить, чтобы конец кельмы не соскользнул с полотна дюралевого сокола и не поранил руку. У дюралевых соколов, в отличие от деревянных, которые сейчас практически не используются, нет шпонок, скрепляющих деревянный щит. Шпонка у деревянного сокола служила упором для кельмы при намазывании раствора соколом. Одной рукой сокол ведут по поверхности, а другой - делают необходимый нажим. Меняя силу нажима, можно менять толщину намазываемого слоя раствора. По мере движения сокола раствор намазывается на поверхность, приподнятая сторона сокола постепенно прижимается к ней.

Если для намазывания раствора применяют полутерок, то ширина его полотна должна быть не менее 15 см, чтобы на него можно было положить достаточное количество раствора. Раствор накладывают на тыльную сторону полутерка грядкой. Затем берут полутерок обеими руками за ручку, подносят к поверхности, прижимая одну продольную сторону полутерка к поверхности и слегка приподнимая другую. Намазывают раствор полосами одинаковой толщины.

Для работы необходим растворный ящик, штукатур­ная лопатка и сокол. Ящик устанавливают как можно бли­же к оштукатуриваемой поверхности. Раствор из ящика накладывают штукатурной лопаткой на сокол. Для этого штукатур берет в левую руку сокол, а в правую - штука­турную лопатку, подходит к ящику и становится так, что­бы правая нога была ближе к ящику, а левая отставлена назад. Сокол одним концом кладут на борт ящика, а дру­гой поднимают вверх примерно на 10 см. Если раствор жидкий, то сокол держат почти горизонтально. Сторона сокола, поднятая вверх, опирается на руку, что придает ему устойчивость, и рука меньше устает. Лопаткой заби­рают из ящика порцию раствора и кладут сначала на под­нятую сторону сокола, а затем последовательными ряда­ми к нижней стороне. Набрав на сокол требуемое количе­ство раствора, с краев снимают его излишки. С раствором на соколе штукатур подходит к месту работы, берет ло­паткой порцию раствора и набрасывает его на оштукату­риваемую поверхность. Ударяясь о поверхность, раствор заполняет швы, раковины и шероховатости, образуя плот­ный слой.

Сокол держат слегка наклонно по отношению к стене, что не только удобно для работы, но и предохраняет руку от попадания на нее раствора. Порцию раствора забирают с сокола правым ребром или концом лопатки так, чтобы лопатка двигалась от края сокола (от себя) к его середине, при этом следят за тем, чтобы раствор не стекал с сокола и не падал на пол.

Надо следить, чтобы при выполнении броска лопат­кой работала не вся рука, а только кисть. Для этого следу­ет сделать взмах лопаткой и резко ее остановить. Взмах должен быть не очень сильным, так как от резкого толчка раствор сильно разбрызгивается. Резкость взмаха зависит от густоты раствора и необходимой толщины наносимого слоя: когда раствор наносят тонко, взмах лопатки должен быть резким, при этом раствор как бы развеивается; когда требуются толстый слой, взмах должен быть несильным.

В процессе оштукатуривания раствор приходится наносить в разных положениях: слева направо и справа на­лево, это зависит от места, куда наносят раствор. Самое удобное положение - нанесение раствора слева направо.

Оштукатуривая потолки, раствор приходится набрасы­вать через голову, через плечо, над собой, от себя. При набрасывании от себя взмах лопатки и броски раствора направляют вперед от штукатура. Когда броски произво­дят над собой, то раствор ложится почти над головой, но взмах лопатки должен быть направлен немного вправо. Если раствор наносят через голову или через плечо, то броски раствора ложатся за спиной штукатура.

При нанесении раствора следует всегда выбирать» та­кое положение, при котором брызги не летели бы в сторо­ну работающего рядом штукатура.



Лопаткой из ящика раствор набрасывают так же, как и с сокола. При этом применяют легкий передвижной ящик и лопатку увеличенного размера. Работу организуют следующим образом. Если оштукатуриваемая поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на расстоянии 1 м от стены. Штукатур забирает из него лопаткой порцию раствора и набрасывает на стену. Если раствор набрасывают выше уровня ящика, то его ставят рядом со стеной. Это позволяет избежать лишних движе­ний, а отлетающий от стены раствор падает в ящик и за­тем используется в дело. Во время работы ящик периоди­чески придвигают к месту набрасывания раствора.

Соколом раствор наносят так. Раствор набирают на сокол штукатурной лопаткой, совком или ковшом. Сокол с порцией раствора берут правой рукой и сильным резким взмахом снизу вверх сбрасывают на оштукатуриваемую поверхность. Раствор расстилается по поверхности широ­кой полосой. Положение корпуса рабочего при выполне­нии броска такое же, как и при нанесении раствора лопат­кой с сокола.

Ковшом раствор наносят на вертикальные и горизон­тальные поверхности, а также на карнизы, наличники, откосы и другие части зданий. Ковшом удобнее наносить известковые, известково-цементные и цементные раство­ры. Известково-гипсовые растворы быстро схватываются, налипают на ковш и утяжеляют его. Ящик для раствора лучше применять передвижной на колесах. Его ставят вблизи от места работы у стены и под местом нанесения раствора на потолках.

Раствор забирают из ящика ковшом и наносят различ­ными бросками в положении слева направо и справа нале­во. Хватка ковша при нанесении раствора отличается от хватки лопатки. Во время броска ковш вывертывают и рас­твор, выплескиваясь, рассеивается о край ковша, покры­вая большую площадь поверхности в виде грушеобразно­го мазка. Чем резче взмах ковша, тем шире и тоньше бро­сок раствора, и наоборот. Для намазывания раствор должен быть не очень гус­тым. При использовании густого раствора приходится сильно нажимать на инструмент, в противном случае шту­катурный слой получается менее плотным, чем при на­брасывании, и с большим количеством внутренних рако­вин. При нанесении раствора на стены ящик с раствором устанавливают на расстоянии 1 м от стены, при нанесе­нии раствора на потолок - под местом намазывания. Рас­твор намазывают соколом, лопаткой, полутерком.

Соколом раствор намазывают в такой последователь­ности. В правую руку берут лопатку, в левую - сокол с раствором. Сокол приставляют к оштукатуриваемой по­верхности так, чтобы одна сторона его отстояла от повер­хности на 50-100 мм, что зависит от количества и густо­ты раствора, а другая - на величину, равную толщине на­носимого слоя раствора. Чтобы создать необходимый на­жим на раствор, сокол прижимают к поверхности концом лопатки, упирая ее под шпонку. По мере движения соко­ла раствор намазывается на поверхность, а приподнятая сторона сокола постепенно прижимается к ней. Нажимать лопаткой на сокол надо равномерно, чтобы получить ров­ную поверхность.

Намазывая раствор на стену, сокол передвигают снизу вверх. При прямом передвижении сокола остаются пря­мые полосы, при криволинейном - криволинейные.

При намазывании раствора на потолок, в зависимости от густоты и количества раствора, находящегося на соко­ле, и толщины намазываемого слоя, штукатур либо стоит на одном месте, либо медленно продвигается вперед, на­нося ряд коротких прямолинейных полос, либо сдвигает­ся на шаг вправо, намазывая длинные полосы раствора.

Лопаткой раствор намазывают в основном по сетча­тым поверхностям. Предварительно сетку обрызгивают раствором, он схватывается, и сетка прекращает вибрирование. Только после этого приступают к намазыванию. На сокол-ковш или сокол набирают раствор с волокнис­тыми добавками, который затем намазывают на оштука­туриваемые поверхности тыльной стороной лопатки. Если раствор намазывают на стену, то сокол приставляют к сте­не, быстрым движением тыльной стороны лопатки сдви­гают с сокола порцию раствора и намазывают его тонким слоем на поверхность. Мазки раствора делают вертикаль­ные или горизонтальные. На потолок раствор намазыва­ют точно так же, как и на стены. Во время намазывания сокол продвигают вслед за лопаткой, чтобы подбирать падающий раствор. Намазывая раствор, следует заботить­ся о том, чтобы придать штукатурному слою шерохова­тость. Это необходимо для того, чтобы он имел хорошее сцепление с последующими слоями штукатурки.

Полутерками пользуются разными - узкими, широ­кими, длинными и короткими. При работе один конец по­лутерка кладут на ящик, накладывают на полутерок ло­паткой грядку раствора, затем берут полутерок обеими ру­ками, подносят к поверхности и намазывают раствор, при­жимая одну продольную сторону полутерка к стене и при­поднимая вторую. Если раствор намазывают на стену, полутерок продвигают снизу вверх, если на потолок - на себя, нанося на поверхность полосы раствор одинаковой толщины.

Процесс разравнивания. Соколом раствор разравнива­ют так же, как и намазывают. Разница заключается толь­ко в том, что при разравнивании на сокол не набирают раствор. Обычно при намазывании раствора с сокола он одновременно и разравнивается.

Полутерками работают так. Полутерок приставляют к поверхности с нанесенным раствором, поднимают верх­нее ребро и с нажимом ведут по стене снизу вверх, по потолку - на себя. Там, где раствора много, он срезается и собирается на полотне полутерка. Там, где его недоста­ет, снятый излишний раствор намазывается. Местами при­ходится наносить раствор дополнительно.

Чтобы точнее выровнять раствор, иногда поступают так. Сначала полутерок ведут на стенах в вертикальном направлении, затем в горизонтальном, а на потолках вна­чале вдоль потолка, затем поперек.

Ровность получаемой штукатурки зависит от того, с каким усилием нажимают на полутерок или другой инст­румент. Там, где сильнее нажим, тоньше слой раствора, и наоборот.

Правилом одновременно проверяют, ровная ли повер­хность, и в случае необходимости выравнивают ее. Пра­вило прикладывают к штукатурке во всех направлениях. В тех местах, где оказываются выемки, наносят раствор и ровняют его, а где выпуклости, - срезают.