ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Юрта как гармоничная модель мира. Традиционное жилище бурят

Традиционным жилищем бурят является юрта. Юрты бывают как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен, деревянные юрты - шести- или восьмиугольные. Юрты не имеют окон.

Описание

В крыше юрты находится большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба - тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны - сундуки, стол для гостей. На одной стене - полка с бурханами или Онгонами.

Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом.

В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.

Примечания

  1. Фазлуллах Рашид-ад-Дин. Сборник летописей (в четырех томах). - Том 1. Книга 1. - Пер. с персидского Л.А. Хетагурова, редакция и примечания проф. А.А. Семёнова. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. - Раздел первый, прим. 290.
  2. Краткая энциклопедия символов. Онгон. Вместилище духов ; Онгон
  3. Г.В. Вернадский. Монголы и Русь. Глава І. 1. Всемирно значимые моменты монгольской экспансии, прим. 37.
  4. Д. К. Зеленин . Культ онгонов в Сибири. - М.-Л., 1936.

Литература

  1. Булаев В. М., Дашидондоков Ш.-Н. С. Образ жизни населения как отражение национальной самобытности (на примере бурят Восточного Забайкалья). - Улан-Удэ, 2002.
  2. Буряты / Под ред. Л. Л. Абаевой и Н. Л. Жуковской. - М.: Наука, 2004.
  3. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. - Улан-Удэ, 2001. - 256 с.
  4. Залкинд Е. М. Общественный строй бурят в XVIII - первой половине XIX в. - М.: Наука, 1970.
  5. Историко-культурный атлас Бурятии. - М., 2001.
  6. Ханхараев В. С. Буряты в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ: Бурятский научный центр СО РАН, 2000.

Бурятская юрта - исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни. В юрте жили круглый год - достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух - эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет.

Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней спасительная прохлада, в холод живой огонь в очаге создаёт равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами.

Внутреннее пространство юрты делится на пять частей: центр - гал гуламта, место расположения главного сакрального объекта юрты; северная сторона - хоймор тала, почетная "высокая" часть юрты; западная, правая (баруун) сторона - гостевая или мужская; восточная, левая (яуун) сторона - хозяйственная или женская, юг - выход из юрты.

Кочевой дом состоит из девяти основных элементов:

уняа – струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят. Используются исключительно гибкие породы деревьев: это увеличивает срок службы элементов. Их число достигает шестидесяти;

тооно – специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем. Диаметр «окна» составляет около метра. Обод делают из березы. По периметру в нем высверлены отверстия, в которые устанавливаются жерди свода;

тээнги опорные столбы конструкции. Их всего два и своим верхним краем они упираются в тооно;

дааган – распорки верхнего обода, служащие для придания ему жесткости. С бурятского языка это слово переводится как «нести на себе»;

Урхэ – покрытие юрты. К каждому его углу привязывались длинные веревки, которые доходили до нижнего края решетчатого основания. При необходимости можно было приподнять урхэ, потянув за веревку. Тогда в юрту образовывалось дополнительное отверстие для поступления свежего воздуха и света;

туургэ – войлок, покрывающий боковые части жилища. Каждый рулон в длину достигает трех метров. Его поверхность обязательно обрабатывается специальным антисептическим раствором из табака, кислого молока и соли;

зээг – волосяные веревки, крепящиеся по верхнему краю покрытия. Войлоком сначала закрывают юго-западную часть юрты, затем – юго-восточную и только после этого закрывают остальные части жилища. Такой порядок продиктован необходимостью максимальной защиты от холодных северо-западных ветров;

дээбэри накидываются после туургэ. Они представляют собой два огромных куска войлочного покрытия, узкого вверху и широкого снизу. Наиболее толстый и плотный войлок всегда располагается на северо-западной части юрты;

хошлон – пояса из конского волоса, которыми юрта перетягивается сверху войлочного покрытия. Они удерживают верхние и средние части утепления. Внизу покрытие перетягивалось войлочными лентами, а при необходимости накрывались сухим навозом.

Инструкция по сборке-установке войлочной юрты бурят-монгольского типа

1. В начале на подготовленной поверхности желательно очертить круг диаметром 6 метров, чтобы было удобно ориентироваться при установке стен.

2. Перед тем как начать ставить дверь и стены необходимо занести тооно (деревянный круг) и обе стойки в центр круга, по которому будет стоять юрта, чтобы после установки стен не перетаскивать через них.


3. Устанавливаем дверь. Традиционно монгольские народы свой дом (юрту) ставили дверью на юг или на юго-восток.

Стены соединяют друг с другом в «замок» и туго увязывают веревками.


Стены, подходящие к двери нужно привязать к двери веревками. К одной из этих веревок подвязываем веревку, которой опоясывают стены вкруговую и натягивают ее так, чтобы перекрестие головок стен было вровень с верхним краем дверного блока. В дальнейшем при установке уний (потолочных жердей) этой веревкой можно регулировать – ослаблять или делать туже затяжку, тем самым увеличивать или уменьшать диаметр юрты, чтобы закрепить унии более жестко.


Тооно переворачиваем «вверх дном» и привязываем к нему стойки покрепче. Поднимаем и ставим тооно на стойках в центре круга, сориентировав его с севера на юг, отцентровав относительно двери.


5. Начинаем закреплять унии. Над дверью будет крепиться 6 унии, поэтому на деревянном круге со стороны двери от кольца влево и вправо оставляем по 3 отверстия и, начиная с четвертого отверстия и первого перекрестия стены, устанавливаем унии. От двери влево и вправо устанавливаем унии не часто, чтобы стены вывести вкруг и отцентровать стойки.

Унии при установке рукой подбиваем в отверстие тооно.


К стене унии крепятся веревками так, чтобы не было возможности ей «съехать» вниз и выпасть из отверстия в тооно и упасть на пол (ударившись о твердый пол конец унии может сломаться).


Унии удобнее вставлять снаружи юрты. Полностью устанавливаем унии. Где необходимо, там нужно обтесать кончики уний топором или стамеской, чтобы конец унии глубоко и плотно входил в отверстие тооно.

6. Когда все унии будут установлены, начинаем ставить унии над дверью (они без вязочек). Подогнать концы и вставить унии в отверстия. На нижнем конце унии, находящемся над дверью, аккуратно выпилить так, чтобы она плотно садилась сверху на дверной блок.


7. Если в комплектацию Вашей юрты входит внутренний чехол из бязи, то следующим этапом одеваем его на каркас. Можно местами крепить степлером, чтобы не сдувало ветром.

8. Крепим войлочные стены веревкой, продернутой через петли вокруг. Начинать нужно от двери и заканчивать с другой стороны - прочно связать оба конца веревки, чтобы стены не могли сползти вниз.


9. Войлочные полукруги - дэвэр укладываются на крышу в такой последовательности:

Сначала на переднюю часть крыши (со стороны двери) с вырезом под тооно (под круг),

Потом на заднюю часть крыши так, чтобы тооно на половину было закрытым.


10. В завершении одеваем чехол, туго обвязываем его веревками снаружи. Крепим урьхо – верхняя крышка. За все концы привязываем веревки - один конец над дверью будет открываться и закрываться, остальные будут стационарно закрепленными, поэтому их нужно завязать накрепко.


Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Традиционным жилищем бурят является юрта. Юрты бывают как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен, деревянные юрты - шести- или восьмиугольные. Юрты не имеют окон.

Описание

В крыше юрты находится большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба - тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны - сундуки, стол для гостей. На одной стене - полка с бурханами или Онгонами.

Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом.

В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.

Примечания

  1. Фазлуллах Рашид-ад-Дин. Сборник летописей (в четырех томах). - Том 1. Книга 1. - Пер. с персидского Л.А. Хетагурова, редакция и примечания проф. А.А. Семёнова. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. - Раздел первый, прим. 290.
  2. Краткая энциклопедия символов. Онгон. Вместилище духов ; Онгон
  3. Г.В. Вернадский. Монголы и Русь. Глава І. 1. Всемирно значимые моменты монгольской экспансии, прим. 37.
  4. Д. К. Зеленин . Культ онгонов в Сибири. - М.-Л., 1936.

Литература

  1. Булаев В. М., Дашидондоков Ш.-Н. С. Образ жизни населения как отражение национальной самобытности (на примере бурят Восточного Забайкалья). - Улан-Удэ, 2002.
  2. Буряты / Под ред. Л. Л. Абаевой и Н. Л. Жуковской. - М.: Наука, 2004.
  3. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. - Улан-Удэ, 2001. - 256 с.
  4. Залкинд Е. М. Общественный строй бурят в XVIII - первой половине XIX в. - М.: Наука, 1970.
  5. Историко-культурный атлас Бурятии. - М., 2001.
  6. Ханхараев В. С. Буряты в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ: Бурятский научный центр СО РАН, 2000.

Юрта - наверное наиболее известное русскому человеку жилище кочевников. Еще со школы мы все помним, что именно в таких жилищах обитали татаро-монголы, которые не давали спокойно спать русским князьям.

Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово "jurt" имеет общее значение у тюрков - "народ" и пастбище. На киргизском и казахском языках "Ата-Журт" переводится как "Отечество". Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово "дом". С тувинского языка, где слово юрта звучит как "ег", при добавлении к нему окончания "-буле" юрта будет означать "семья".

Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно настатуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживаетсяс 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.


Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, акиргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.


Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.


У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяинажилища.


На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, нопожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.


В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.


Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.

Переход к степному номадизму совершался не сразу и не во всех природно-географических зонах, поэтому всегда оставались возможности альтернативного развития.

Соответственно оседлой традиции развивались и типы стационарных построек. Так, например, жилище оседлых поселений эволюционировало от полуземлянок к более крупным зданиям с полом на уровне неглубокого котлована. Относительно неясным остается вопрос о стадиях развития срубных построек, таких как бурятские деревянные юрты двух типов.

Технология постройки срубных зданий была прекрасно известна еще хуннам, которых принято воспринимать степняками-кочевниками в чистом виде. Хотя хунны устраивали срубы только при устройстве погребений, сам факт говорит о том, что бревенчатые конструкции были ими давно освоены, и, возможно, считались ими наследием предков.

Письменные памятники упоминают срубы в связи с алагчинами Нижней Ангары раннего средневековья. Этот монголоязычный этнос граничил с енисейскими кыргызами, с культурой которых имел много общего. Бревенчатые юрты бурят, в конечном итоге вытеснившие прежде широко распространенные полуземлянки, вероятно, связаны происхождением с алагчинскими срубами. Терминология такого рода построек в бурятском языке свидетельствует о том, что они имеют давнюю историю. Уже в первых веках до нашей эры четырехугольные срубы с пирамидальной крышей и светодымоходным отверстием вверху, по всей видимости, были хорошо известны в Южной Сибири, на территориях современной Хакасии и Тувы. Боярская писаница из Минусинского района, датированная этим временем, изображает четыре таких жилища.

Вплоть до этнографической современности буряты возводили два основных типа деревянных юрт. Первый имел опорные столбы - тээни и в плане мог представлять собой квадрат, шести-, семи- или восьмиугольник. При этом, семиугольные юрты строились только на зимниках, но и там вышли из употребления не менее полутора-двух веков тому назад. Юрты с опорами были распространены на территориях западных и, частично, хоринских бурят.

Второй тип не имел столбов, крыша в нем поддерживалась специальными короткими кронштейнами, соединяющими разные скаты. Юрты без тээни сооружались преимущественно бурятами Закамны. Особым вариантом деревянной юрты была постройка с матицей, бревном, соединяющим поверху две противоположные стены и служащем опорой для бруса, поддерживающего кровлю. Такой тип отмечен в Осинском районе.

Вверху юрты располагалась квадратная рама хараса, к которой сводились скаты кровли. Та же рама образовывала светодымоходное отверстие, снаружи имеющее специальную крышку, которой можно было закрыть жилище в случае непогоды.

Настоящие окна типа сонхо в бурятских юртах появились относительно поздно и, как считается, их появление было связано с русским влиянием. В других типах зданий, например, в кирпичных и глинобитных окна устраивали издревле. Остается открытым вопрос о конструкции бревенчатых срубов дагуров, у которых русские в районе Еравнинских озер отметили деревянные юрты. В земляных и глиняных жилищах дагуры устраивали окна.

В более ранние времена в бурятских деревянных юртах делали щели шагаабари. В холода их закрывали специальными вставками. В современных западнобурятских диалектах шагаабари называют обычные окна, но этнографы предполагают, что изначально это были узкие смотровые щели или бойницы. Они устраивались не для освещения, а для обзора и, может быть, стрельбы через них. Во всяком случае, в эхиритских районах шагаабари, вероятно, действительно выполняли функции бойниц. Известен пример с внезапным нападением русского отряда на поселение эхиритского вождя Шептухэя (в русских документах – Чепчугуй), который со старшим сыном успешно отстреливался, засев в юртах. Источник отмечает, что Шептухэй простреливал панцири казаков, тяжело ранил одного из них, тогда русские подожгли юрты, в которых и сгорели Шептухэй с сыном.

Пол деревянной юрты устилался досками или плахами. Широко использовались напольные ковры ширдэг. Стены возводили в 10-15 бревен, обычно используя сосну, считавшуюся «теплым» деревом. Кровлю настилали из лиственницы, но в богатых домах закаменских бурят нижний слой покрытия делали из кедра. Из тех же деревьев старались сколачивать дверную колоду.

Внутри деревянных юрт зажиточные хозяева сооружали деревянную перегородку, отделяющую спальню от остального пространства. В такой стене устраивали две двери для мужской и женской половины. Еще одна перегородка хабшилга устанавливалась напротив входа, защищая очаг от порывов ветра при открытии двери. Кроме того, хабшилга дифференцировала вход для мужчин и женщин. Юрты с разделением внутренними перегородками строились в основном эхиритскими бурятами.

На протяжении XIX-XX веков деревянная юрта непрерывно эволюционировала, буряты стали строить навесы перед входом, развивавшиеся во входной тамбур или сени, с восточной (женской) половины пристраивали хозяйственные помещения. Постепенно появились соединенные переходами юрты, образуя нечто вроде многокомнатного дома. На рубеже XX-XXI начался очередной этап развития идеи бревенчатой или брусовой юрты. Такие ее свойства, как легкость постройки, потенциальная просторность, хорошая освещенность оказались востребованными в коммерческом строительстве. Деревянные юрты начали строить в качестве помещений под магазины, кафе, гостиницы. Размеры таких юрт в сравнении с традиционными намного увеличились.

В большинстве случаев современные деревянные юрты строятся без опор-тээни, что позволяет максимально расширить полезное пространство. Изменились некоторые конструктивные принципы. Хотя обычные окна в таких юртах преобладают, нередко обходятся без них, устраивая вместо верхнего отверстия современный фонарь с остеклением по каждой стороне, что дает достаточно света. Такие фонари иногда выглядят как уменьшенные копии самой юрты со стеклянными стенками. В отдельных случаях подобия деревянной юрты возводят из других материалов на верхних этажах обычных кирпичных зданий, привнося тем самым этнический колорит в архитектурный облик.