ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Лепестки цветка бобовых растений. Растения семейства бобовых и их характеристика. Какие бывают бобовые растения

Бобовые - крупное семейство класса двудольных. Оно включает более 20 тыс. видов. Среди бобовых есть травы, кустарники и деревья. Ряд представителей травянистых бобовых растений являются ценными продуктами питания человека (соя, бобы, фасоль, горох, чечевица, нут и др.). Другие представители семейства бобовые: душистый горошек, акации, клевер, донник, чина.

Главными признаками, по которым разных представителей бобовых объединяют в одно семейство, являются строение их цветка и плода.

Цветок бобовых у большинства видов состоит из 5-ти чашелистиков, 5-ти лепестков, одного пестика и десяти тычинок. При этом строение цветка уникально, он обладает двусторонней, а не радиальной симметрией, как цветки других семейств. Самый крупный лепесток цветка называется парусом , два лепестка по бокам от паруса - это весла , два нижних лепестка срастаются, образуя лодочку . Пестик находится как-бы внутри лодочки и окружен тычинками. У многих видов бобовых 9 тычинок срастаются, а одна остается свободной.

Название бобовых происходит от названия плода, который формируется у растений этого семейства. Это плод боб . Он представляет собой сухой, обычно многосемянный плод. У боба есть две створки, которые раскрываются после созревания. Семена растут на этих створках. Следует отличать плод боб и плод стручок. У стручка есть перегородка между створками, и семена растут именно на перегородке. Хотя часто плоды бобовых называют стручками, на самом деле они являются бобами.

Являющиеся травами представители семейства бобовых часто образуют клубеньки на корнях. В таких клубеньках живут бактерии, способные усваивать атмосферный азот. Они обогащают растение азотсодержащими органическими веществами. Бобовое растение, в свою очередь, дает им питательные вещества. Таким образом, между растением и бактериями возникает симбиоз. Клубеньки на корнях - это не скопление бактерий, так как бактерии очень маленькие. Это вызванное бактериями деление клеток корня, а также увеличение их размеров. Когда бобовое растение отмирает, то обогащает почву азотом. Поэтому часто бобовые используют при рекультивации почв.

В бобовых растения (и их семенах) содержится много белка.

По строению стеблей и листьев представители семейства бобовые отличаются между собой. Соцветиями часто являются кисти (люпин) или головки (клевер).

Культурные бобовые растения

К семейству бобовые относятся многие растения, имеющие пищевое значение для человека. Ниже перечислены наиболее известные.

Горох широко распространен, используется человеком в пищу с древних времен. Его семена прорастают при температуре чуть выше нуля, однако требуют много влаги (также как и само растение). Горох ценен большим количеством содержащегося в нем белка. Корневая система стержневая, на боковых корнях образуются клубеньки с азотфиксирующими бактериями. Верхние части сложных листьев гороха преобразуются в усики, которыми он цепляется за опору. Строение цветка характерное для бобовых. До цветения происходит самоопыление.

Фасоль пришла к нам из Южной Америки, где она возделывалась с древних времен. Съедобными у разных сортов фасоли могут быть как семена, так и сами плоды-бобы.

Сою выращивают во многих странах для получения соевых белка, масла и крахмала. Из сои получают множество различных пищевых продуктов (является заменителем мяса, молочных продуктов, из нее изготавливают также сладости и др.).

Бобы (не путать с названием плода) чаще являются кормовыми растениями. Обычно их стебель имеет длину больше метра. Бобы отличаются неприхотливостью.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о много-образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства бобовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематиче-скую характеристику; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с опре-делителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство бобовые», гер-барии растений семейства бобовые, модель цветка гороха, коллек-ции и муляжи плодов, бобы арахиса (целые), влажный препарат «Симбиоз на корнях бобовых».

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву-дольные, семейство бобовые (гороховые); цветок мотылькового типа, неправильный цветок; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и способы распространения семян; подсемей-ства мимозовые, цезальпиниевые, бобовые; азотфиксирующие бактерии, симбиоз.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие растения относятся к семейству розоцветные?

Каково основное направление использования этих растений в жизни и хозяйственной деятельности человека?

Какие признаки являются ключевыми при объединении этих растений в одно семейство?

Какие плоды встречаются у растений этого семейства?

Какие соцветия встречаются у растений этого семейства?

Какова формула цветка растений семейства розоцветные?

Какие лекарственные растения этого семейства вы знаете?

При каких заболеваниях используются эти растения?

Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, какие семейства растений класса двудольные мы уже изучили. (Семейства крестоцветные и розоцветные.)

Сегодня мы познакомимся еще с одним семейством растений класса двудольные, с семейством бобовые , которое имеет также и второе название — мотыльковые. (Учитель демонстрирует табли-цу «Семейство бобовые», а также разборную модель цветка гороха.)

Как вы думаете, за что оно получило такое название? (От-веты учащихся.)

Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком. Бобовые — одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К нему относится около 17 000 ви-дов растений (по некоторым данным, 13 000) из почти 700 родов (по некоторым данным, из 500). На территории России произ-растает около 65 родов и более 1800 видов растений семейства бобовых. При этом 23 вида из них занесены в Красную книгу.

Вспомните, сколько видов относится к семействам розо-цветные и крестоцветные. (Число видов растений этих се-мейств — около 3000.)

Скажите, во сколько раз количество видов крестоцветных и розоцветных меньше бобовых. (Примерно в 5,5 раза.)

Растения этого семейства распространены на всех континен-тах земного шара, от тропиков с сухим климатом до территорий с умеренным и даже холодным климатом.

Среди растений этого семейства встречаются самые разнооб-разные жизненные формы, такие, как деревья, кустарники, полуку-старники, лианы, однолетние и многолетние травы. Характерно, что большинство травянистых растений этого семейства сосредо-точено в умеренном и холодном климате, а значительная часть де-ревьев и кустарников — в тропических и субтропических областях.

Вспомните, какой признак строения растений являлся важ-нейшим при объединении розоцветных и крестоцветных в одно семейство. (Строение цветка.)

При объединении растений семейства бобовые строение цвет-ка также играет наиболее важную роль. Цветок у растений данно-го семейства мотылькового типа, неправильный.

Каковы особенности неправильных цветков? (Неправильны-ми называют цветки, имеющие только одну ось симметрии.)

Если провести ось симметрии и вращать цветок вокруг своей оси, его контуры совпадут с первоначальными только при про-хождении полного круга (360°). Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков. Венчик состоит из 5 неод-нородных лепестков. Цветок бобовых часто сравнивают с корабли-ком. Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют па-русом, или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют веслами (иногда — крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид лодочки.

Для некоторых родов характерно срастание между собой не только лепестков лодочки, но и весел, а иногда и паруса (на-пример, клевер). Тычинок обычно 10, 9 из которых срастаются ты-чиночными нитями, образуя тычиночную трубку, а одна остается свободной. У некоторых видов растений семейства происходит срастание всех тычинок (например, люпин) или же тычинки могут оставаться свободными. Пестик у растений семейства бобовые всегда один.

Рассмотрите изображение цветка бобовых на таблицах, а также в учебнике и попробуйте написать формулу этого цветка. (Один из учеников пишет формулу цветка бобовых на доске, класс проверяет и исправляет ошибки. Учитель помогает и дополняет.)

Формула цветка большинства видов растений семейства бобо-вые (цветка мотылькового типа) выглядит так: ЛЧ(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

Цветки могут быть как одиночными , так и собранными в соцве-тия . Среди соцветий наиболее часто встречаются кисть (донник, люпин), головка (клевер), простой колос.

Как вы думаете, каковы причины такого непростого уст-ройства цветка? (Ответы учащихся.)

Назначение такого сложноустроенного цветка состоит в том, чтобы принудить насекомое по пути к нектару испачкаться в пыльце и, соответственно, перенести ее на пестик. Поскольку цветки собраны в соцветия или расположены недалеко друг от друга, вероятность перекрестного опыления резко возрастает.

Для бобовых характерно разнообразие опылителей и, соответ-ственно, множество приемов опыления. Они опыляются в ос-новном пчелами и бабочками, реже — птицами, иногда — руко-крылыми (летучими мышами). Но встречаются ветроопыляемые растения или самоопыляемые. В общем, опыление достигается всеми возможными способами.

Для многих растений семейства характерно появление особых приспособлений цветков для опыления конкретным способом или определенными видами опылителей. Например, цветки клевера имеют такое строение, что достать нектар могут насекомые только с длинным хоботком, например шмели.

Как вы считаете, каким должен быть плод растений семей-ства бобовые? (Ответы учащихся.)

Плод растений этого семейства называется бобом. Он чаще всего бывает одногнездный, многосеменной, раскрывающийся двумя створками или распадающийся на отдельные членики. Но у не-которых растений образуется нераскрывающийся односеменной плод (клевер).

Вспомните, каково строение плода боб.

Нарисуйте строение плода боб. (Один из учеников рисует на доске, другие при необходимости исправляют ошибки и неточности.)

Нарисуйте строение плода стручок. (Один из учеников ри-сует на доске, другие при необходимости исправляют ошиб-ки и неточности.)

В чем состоит отличие в строении плода боб от плода стру-чок? (Ответы учащихся.)

Плод боб одногнездный, семена у него прикрепляются к стен-кам плода. А плод стручок двугнездный, семена у него прикреп-лены к перегородке посередине плода.

Для растений какого семейства характерен плод стручок? (Для растений семейства крестоцветные .)

Семена бобовых растений почти всегда без эндосперма , с мяси-стыми семядолями. Зародыш в семенах очень крупный.

Какое количество семядолей у этих семян? (У семян бобо-вых две семядоли, так как эти растения относятся к классу двудольных.)

Какова функция мясистых семядолей? (В них запасаются питательные вещества, необходимые зародышу в первое время после его прорастания, пока у него не сформируется собствен-ная корневая система.)

Способы распространения семян у бобовых разнообразны. Некоторые виды не нуждаются в дополнительных посредниках, и семена разбрасываются или просто опадают сами. У других ви-дов бобовых семена разносятся птицами, грызунами, муравьями или ветром. Листья у подавляющего большинства видов сложные с крупными прилистниками. Чаще всего встречаются тройчатые листья (клевер), перистые (горох, акация, вика), пальчатые (лю-пин). У многих видов листья видоизменены в усики.

У каких видов растений семейства бобовые листья превра-тились в усики? (Например, у гороха.)

Листорасположение чаще всего очередное. Корневая система у большинства видов стержневая. Для всех представителей бо-бовых характерно наличие на корнях особых клубеньков, в кото-рых селятся азотфиксирующие бактерии. Эти бактерии способ-ны усваивать газообразный азот из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений.

Как образуются клубеньки на корнях бобовых? (Бакте-рии из почвы проникают в клетки корней бобовых растений через корневые волоски. Они вызывают деление и увеличение размеров клеток, в результате чего и образуются подобные видоизменения корней в виде клубеньков.)

Правильно. Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других про-дуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами.

Вспомните, как называется такое взаимовыгодное сущест-вование. (Симбиоз, от греч. «сим» — совместный и «биос» — жизнь.)

Все органы бобовых богаты веществами, содержащими азот. В частности, в семенах содержится большое количество белка. По количеству этого вещества бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое. В зернах пшеницы содержится до 12%, а в фасоли — до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка, а в семенах сои — до 45%. Именно поэтому растения этого се-мейства так ценны для людей, придерживающихся диетического питания.

После уборки урожая бобовых в земле остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом. Семейство бобовых принято подразделять на три подсемейства: мимозовые, цезальпиниевые и собственно бобовые, или мотыльковые. Самым многочисленным является подсемейство бобовых. Из 700 родов семейства бобовых к нему относится около 500, а из 17 000 ви-дов - 12 000.

Семейство Бобовые

Биология 6 .Семейство Мотыльковые Бобовые

Семейство Мотыльковые Бобовые

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Семейство Бобовые

Денисова Диана 7 «В» класс.


  • Бобо́вые , или Мотыльковые - семейство двудольных растений порядка Бобовоцветные .

  • обычно сложные (пальчатые, перистые, тройчатые) с прилистниками , реже простые.

  • У типичных бобовых верхний крупный лепесток принято называть парусом (флагом), боковые лепестки - вёслами (крыльями), а два сросшихся или слипшихся нижних - лодочкой .


  • В семейство Бобовые включают 24 505 видов, объединённых в 946 родов. Обширное семейство принято делить на три подсемейства


  • Семена бобовых: горох , нут , фасоль (белая, красная и чёрная), чечевица (красная и коричневая)





  • 1. Декоративный кустарник с желтыми цветками семейства бобовые.
  • 2. Второе название семейства бобовые.
  • 3. Органическое вещество, за высокое содержание которого в семенах ценятся сельскохозяйственные растения семейства.
  • 4. Бактерии, живущие в симбиозе с бобовыми растениями.
  • 5. Название верхнего, обычно самого крупного лепестка у цветка семейства.
  • 6. Плод растений семейства.
  • 7. Важное сельскохозяйственное растение семейства.
  • 8. Растение, плоды которого,после цветения, созревают под землей, предварительно в нее «зарывшись».
  • 9. Число тычинок у цветка семейства.
  • 10. Важнейшее кормовое и медоносное растение семейства.

2. мотыльковые

4. клубеньковые


  • Фасоль уже в древности разводили в Южной Америке. В России – с XVII века. Съедобны и питательны не только семена, но и бобы. Соя , модная нынче благодаря тому, что ею можно заменить чуть ли не всё – от мяса и молока до резины и мыла, родом с Востока. Её семя содержит до 45% белка и до 27% жирного масла.

  • Действительно, бобы оправдывают статус “волшебной пищи”: обладают чистящим эффектом для крови и всего организма, а так же богаты витамином В, который понижает вероятность заболеваний сердца, помогают организму вывести избыточную воду, способствуют нормализации пищеварения, так как, богаты марганцем. Благодаря ему, волосы имеют пышную и крепкую структуру.

  • Бобы играют важную роль в рационе вегетарианцев, так как, в отличие от мяса, содержащего помимо белков ещё и избыточное количество жира.

  • Средиземноморские страны считаются родиной всех бобовых. Именно оттуда они распространились по всей планете. Стоит обратить внимание, что о бобах древним египтянам было известно свыше 2400 лет до нашей эры. А виды крупносеменных бобов гораздо моложе своих “родоначальников”. Люди знали о их существовании приблизительно со второй половины первого тысячелетия нашей эры.

Бобовые - это одно из самых больших семейств двудольных. Они распространены на всей доступной цветочным растениям суше земного шара и представлены самыми разнообразными формами, начиная с огромных деревьев и заканчивая лианами и крохотными видами, растущими в пустыне. Представители бобовых могут жить как на высоте 5 тысяч метров, так и на Крайнем Севере или в жарких безводных песках.

Общая характеристика

Бобовые культуры, список которых насчитывает около 18 тысяч видов, широко используются в пищу животными и людьми.

Их корневая система состоит из маленьких клубней, которые образованы из ткани, появляющейся при попадании в корень азотофиксирующих бактерий. Они способны фиксировать азот, благодаря которому питание получает не только само растение, но и почва.

Плоды бобовых растений, как и сами они, очень разнообразны. Они могут достигать порядка полутора метров в длину. Эти растения являются важным пластом флоры, представляя порядка 10% цветковых видов. Самыми популярными и распространенными бобовыми являются соя, вика, фасоль, чечевица, эспарцет, нут, кормовой люпин, кормовые бобы и арахис обыкновенный.

Соя

Этот продукт следует включить в список бобовых в первую очередь, поскольку он один из самых распространенных и выращивается в большинстве регионов мира. Соевые бобы - популярный продовольственный продукт, который ценится за высокое содержание белка растительного происхождения и жира. Благодаря этому соя является также ценной составляющей кормов для животных.

Вика

Это одна из основных бобовых культур. Вика используется как в рационе людей, так и на корм животным. В качестве корма ее применяют в виде сена, силоса, или дробленых зерен.

Фасоль

Плоды бобовых растений, в особенности фасоль, содержат множество аминокислот, углеводов, витамины, минералы, белок и каротин. Уже это является весомой причиной для регулярного потребления этого растения. Фасоль используется как отдельный продукт и для изготовления Исследования свойств бобовых показали, что этот их вид - это чудесное природное лекарство, стимулирующее избавление от многих заболеваний.

Чечевица

Этот подвид объединяет в себе все преимущества семьи бобовых, в первую очередь благодаря большому количеству белка, минералов и жизненно важных аминокислот. Кроме этого, чечевица - чемпион в своем классе по количеству фолиевой кислоты. Используется для переработки в крупу и в качестве корма для животных.

Эспарцет

Это трава семейства бобовых. Используется в качестве корма для животных как в виде семян, так и зеленой массы, которая по питательности не уступает люцерне. Эспарцет отличается высокой ценностью как медоносная культура.

Нут

Нут является одним из самых распространённых во всем мире представителей рода бобовые. Список продуктов питания, которые производят на его основе, достаточно обширен. Издревле этот вид распространен в странах западной и средней Азии, Африки, Северной Америки и Средиземноморья.

В частности, этот продукт используется для продовольственных и кормовых целей.

Бобы нута используют в пищу в жареном или вареном виде, а также применяют их для приготовления консервов, супов, гарниров, пирожков, десертов и многих национальных блюд. Здесь можно составить обширный список. Бобовые растения, благодаря высокому содержанию протеина и клетчатки, но низкому уровню жира, часто используются в вегетарианском и диетическом рационе.

Кормовой горох

Уже из названия культуры понятно, как используется этот подвид. Он применяется в качестве или для приготовления силоса. Бобы кормового гороха - очень ценный продукт для кормления животных.

Горох

Это зерновая бобовая культура, известная во всей Европе с незапамятных времен. Среди овощных культур бобы гороха - это самый богатый природный подобного мясному, благодаря содержанию большого количества аминокислот, сахара, витаминов, крахмала и клетчатки. Зеленый и желтый горох используется для непосредственного употребления в пищу, консервирования и приготовления круп.

Люпин

Это растение занимает почетное место среди кормовых культур и также входит в список бобовых. Люпин называют северной соей, учитывая высокое содержание белка, которое равно порядка 30-48%, и жира с долей до 14%. Бобы люпина издавна используют в еду и для прикормки животных. Применение этого продукта в качестве зеленого удобрения помогает не ухудшать состояние окружающей среды и выращивать экологически чистую продукцию. Люпин также используется для нужд фармакологии и лесничества.

Кормовые бобы

Это одна из самых мирового земледелия. В Европе она выращивается в основном как кормовая культура. Для корма используют зерно, зеленую массу, силос и солому. Белок бобов отлично усваивается, поэтому они являются высокопитательной едой и ценным компонентом при производстве комбикорма.

Арахис обыкновенный

Составляя список бобовых, которые пользуются особой популярностью, нельзя не упомянуть арахис.

Очень полезными считаются семена этого растения, которые содержат жирное масло, используемое в самых различных отраслях промышленности. Именно благодаря ему арахис находится на втором месте среди бобовых по питательности. В его плодах содержится порядка 42% масла, 22% белка, 13% углеводов. Чаще всего они употребляются в поджаренном виде, а вегетативная масса идет на корм животным.

Вывод

Эти овощные культуры являются очень ценными и питательными. Многие считают, что употребление бобовых в пищу может привести к быстрому увеличению веса, но это не совсем верно. Несмотря на то, что они достаточно калорийны, все элементы, которые содержатся в этих продуктах, - растительного происхождения, поэтому они не несут никакого вреда, если не совмещать их с потреблением другой калорийной еды. Выше представлен далеко не весь список бобовых, пригодных к употреблению в пищу, на самом деле их намного больше. А это значит, что даже самый изысканный гурман найдет тот вид, который придется ему по вкусу.

Общие сведения о бобовых

Бобовые (лат. Fabaceae & Leguminosae, по плодам), или Мотыльковые (Papillionaceae, по цветам) – название весьма обширного семейства растений из класса двудольных. Цветы у всех представителей неправильные, состоят из пяти неодинаковых лепестков, с 10 тычинками, а плоды имеют характерное устройство, заслужившее особый ботанический термин "боб". Общий признак всего семейства состоит в том, что в цветах всегда одночленная завязь – цельная, не разделяющаяся на доли, одногнездная, а плод у всех двустворчатый, одногнездный, многосемянный (односемянный у клевера Trifolium), лопающийся по двум швам створок, к которым и прикреплены семена, четные в промежутках нечетных.

Это громадное семейство, насчитывающее до 6600 видов и более 200 родов, распространено по всему земному шару и имеет своих представителей во всех широтах, от Крайнего Севера и альпийских лугов до экватора. Формы травянистые и деревянистые почти одинаково обильны в этом семействе, которое, в самых крупных чертах, подразделяется на три следующие подсемейства: мимозовые, цезальпиниевые и бобовые, собственно, составляющие огромное большинство всего семейства. Мимозовые и цезальпиниевые – обитатели исключительно теплого климата, тогда как на долю бобовых собственно остаются все остальные климатические пояса земного шара.

Ботаническое описание. Бобовые имеют неправильные двусимметричные цветы из 5-дольной неопадающей чашечки, 5-лепестного венчика, 10 тычинок и пестика; лепестки вполне распустившегося цветка сходны с фигурой летящего мотылька, откуда и произошло само название цветов и всего семейства (лучшие примеры – горох и душистый горошек). С другой стороны, тот же цветок уподобляется лодке; самый крупный непарный лепесток получил название паруса (vexillum), за ним следует пара одинаковых и более узких лепестков, симметрично расположенных, это – крылышки (alae), или весла; наконец, еще два равных лепестка срослись вдоль своего нижнего края, образовав весьма явственную лодочку (саrina); в этой-то лодочке и лежат пестик и тычинки, из которых у большинства видов одна вполне свободна, а 9 срослись своими нитями (до различной высоты у разных родов и видов) в одну общую пластинку, облегающую пестик. Листья у бобовых по преимуществу сложные и чаще всего перистые или лапчатые (клевер, люпин), от одной до 20 и более пар листочков; весьма характерны для этого семейства прилистники, свойственные большинству видов и иногда превосходящие размерами самые листочки (у гороха и мн. др.); весьма часты тоже и усики, как простые, так и ветвистые, заканчивающие собою черешки сложных листьев. Из огромного числа родов, относящихся к этому подсемейству достаточно указать на всем известные по своим применениям: Арахис (Arachis), Астрагал (Astragalus), Бобы (Faba), Вика (Vicia), Горох (Pisum), Донник (Melilotus), Карагана (Caragana), Клевер (Trifolium), Люпин (Lupinus), Люцерна (Medicago), Соя (Glycine), Фасоль (Phaseolus), Чечевица (Lens) и множество других. Бобовые – одно из богатейших семейств по обилию полезных для человека представителей.
Цезальпиниевые (Caesalpinicae) с немногочисленными родами отличаются значительно меньшей неправильностью цветов; два лепестка "лодочки" уже не срастаются, так что и самая лодочка не существует; тычинки тоже все свободны; плод – боб, раскрывающийся лишь по одному шву, а не по двум, как у предыдущего подсемейства, или вовсе не раскрывающийся; есть тут и формы без лепестков, как, например, известные "сладкие рожки", Ceratonia Siliqua, y которых тычинок только 5; кроме этого рода, в России дико не растущего, хорошим представителем цезальпиниевых является наш крымский кустарник, даже дерево – "Иудино дерево", или "Багрянник иудейский" (Cercis siliquastrum), по-татарски "Муза-агач", цветущий раннею весной, до листьев, крупными ярко-розовыми цветами; листья у него совершенно цельные, круглые. Из других более известных родов можно назвать Цезальпинию (Caesalpinia), Гледичию (Gleditschia), Кассию (Cassia), Богинию (Bauhinia), Тамаринд (Таmarindus) и Рожковое дерево (Ceratonis).
Мимозовые (Mimoseae), с еще меньшим числом родов, уроженцев, как уже сказано, теплого пояса. Цветы вообще мелки, собраны в плотные соцветия – головки, реже кисти, и почти правильны; это подсемейство может назваться бобовыми с правильными цветами; число частей цветка колеблется от 4 до 6, хотя пятерное чаще; тычинок от 4 до неопределенного числа; листья у большинства двояко-перистые с мелкими долями. В устройстве плодов особых отличий нет. Хорошими примерами служат мимоза стыдливая (Mimosa pudica), складывающая свои листочки и опускающая черешки листьев при малейшем раздражении, акация настоящая (Acacia Julibrissin), акация Катеху (Acacia Catehu), Птерокарпус сандаловый (Santali Lignum), и растущий на Кавказе кустарник – "Тюль-эбришим", то есть Шелковое дерево.

Целебные свойства и применение. Галега лекарственная или Козлятник. В народной медицине используется для усиления секреции молока у кормящих матерей и как средство от диабета. Считается также мочегонным средством.
Диптерикс душистый . Действующие вещества: кумарин и его производные, жирное масло, крахмал, камеди, эфирное масло, ситостерин и ряд других веществ. Применяется для улучшения запаха курительного, а также медицинского и нюхательного табака.
Дрок красильный . Это целебное растение используется в народной медицине как тонизирующее после тяжелой болезни, как кровоочистительное средство и для удаления камней и песка из мочевого пузыря. Кроме того, дрок красильный рекомендуется и при запорах, ревматических и подагрических болях, против задержек менструаций и при небольших жалобах со стороны сердца.
Жарновец метельчатый . Прежде всего жарновец действует на проводящую систему сердца; патологически ускоренное формирование импульсов, повышенная возбудимость проводящей системы снижаются. Улучшается состояние больного при трепетании предсердий и желудочков, а также при экстрасистолии. Им можно лечить сердечную аритмию различного происхождения. Большим преимуществом этого лекарственного растения является его хорошая переносимость даже при длительном применении, когда необходим продолжительный курс лечения. Но назначать жарновец может только врач, и принимать его следует лишь под контролем врача.
Капустное дерево . Хризаробин, выделяемый из смолы капустного дерева – средство, очищающее кожу; его и теперь используют в виде растворов и мазей при заболеваниях кожи (например, при псориазе).
Кино малабарский . Сырье кино содержит дубильные вещества, его используют как закрепляющее желудочное средство. Входит в состав зубных эликсиров, снимающих воспаление слизистой оболочки полости рта.
Копайское дерево . Копайский бальзам используется для дезинфекции бронхов.
Муира-пуама . Аптекарское сырье Муира-пуама – Muira-Puama lignum находит применение как сексуально возбуждающее средство для мужчин и женщин.
Писцидиевое дерево . Иногда используется как составная часть успокаивающих и снотворных чаев. В Америке употребляется как снотворное.
Солодка голая . В народной медицине при кашле и других простудных заболеваниях часто применяют порошок из корня солодки, смешанный с медом: 1/2 чайной ложки порошка перемешивают с 1 чайной ложкой меда, принимают 3 раза в день. При язве желудка и других желудочных заболеваниях рекомендуется жевать небольшие куски корня. Это помогает также при снятии похмельного синдрома. Области применения: для облегчения отхаркивания при катарах верхних дыхательных путей (бронхиты), для лечения спастических явлений при воспалениях слизистой оболочки желудка (хронические гастриты).
Стальник колючий . Современная народная медицина использует это целебное растение для борьбы с задержкой жидкости, для стимуляции обмена веществ при камнях в мочевом пузыре и почках, при суставном ревматизме и подагре, при кожных сыпях и мокнущей экземе.
Фасоль. Чай из створок фасолевых бобов применяют в домашней медицине с давних времен как мочегонное при задержках мочи и отеках, при мочекаменной болезни, а также при воспалении почек, болезнях мочевого пузыря, ревматизме, ишиасе и подагре. Естественно, народная медицина пытается применять фасоль вместе с листьями черники от сахарной болезни.
Физостигма ядовитая или Калабарский куст. Как лекарственное средство применяется только в ветеринарии от колик. В виде соли салициловой кислоты используется для понижения внутриглазного давления при глаукоме. Служит сырьем для получения ядовитого алкалоида физостигмина.
Язвенник целебный . Язвенник во многих местностях остался одним из любимых домашних средств. Вместе с подорожником его используют для приготовления чая, который используют для обработки ран и против кашля. Подорожник содержит вещества с антибактериальным действием и эта смесь дает хороший результат при лечении ран.
Также створки бобов употребляют при очищении кожи и как средство от экземы. Также в народной медицине используют и другое бобовое растение – клевер. Он применяется против многих болезней, но преимущественно в сельской местности, скорее всего потому, что там его неограниченное количество. Из него готовят вкусный чай. Чай из клевера, подслащенный медом (диабетикам не сластить), хорошо помогает от кашля и при заболеваниях печени. Его считают также превосходным кровоочистительным средством.