ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Рассказ о растениях в детском саду. Интересное о растениях для детей


О целебных свойствах многих растений знали еще задолго до появления медицины. С их помощью наши предки лечили всевозможные хвори и недуги, при этом, не забывали копить свои знания и передавать из поколения в поколение рецепты чудодейственных средств, составляя «травники», «цветники», «зельники». Благодаря им появились многие лекарственные препараты, ведь почти половину всех лекарств готовят на травяной основе. И сейчас, не смотря на то, что фарм индустрия развита настолько, что в любой аптеке можно купить средство практически от всех недомоганий, многие семьи занимаются сбором и заготовкой лекарственных растений.

Сейчас, когда цветение трав в самом разгаре, расскажите детям о лекарственных растениях, которые произрастают в вашей местности, а так же об их полезных свойствах. А в ближайший уикенд отправляйтесь всей семьей на сбор целебных трав и цветов. И чтобы вы ничего не забыли и распознали нужное растение, мы подготовили небольшую шпаргалку.

Подорожник

Помните как в детстве, сорвешь у дороги листок подорожника, приложишь к разбитой коленке и не нужно никаких пластырей и бинтов. Еще подорожник прекрасно справляется с укусами ос и пчел. А в народной медицине его применяют при лечении кашля.

Интересен тот факт, что листья подорожника накапливают меньше всего токсинов в сравнении с другими растениями, которые растут у оживленных трасс.

Ромашка

Ромашка, как лекарственное средство, очень популярна у многих народов. Отвар из ромашки применяют при простудах и заболеваниях желудка, а так же как полоскание полости рта. А если таким отваром помыть светлые волосы, то они приобретут золотистый оттенок.

Шалфей


Шалфей в народе еще называют «чабан-чай». Еще пастухи на лугах заваривали чай из этой травы, чтобы не уснуть, быть бодрыми и внимательно следить за отарой. Так же отвар из шалфея применяют для полоскания ротовой полости при стоматитах или после удаления зуба и для лечения больного горла.

Крапива

Наверное многие знают о жалящей «натуре» крапивы, поэтому аккуратно обходят ее стороной. Но, как оказалось, в этой колючей и неприветливой на первый взгляд траве содержится огромное количество витамина C - в 2,5 раза больше чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках. Поэтому из свежих молодых листьев крапивы варят витаминный суп. А еще ее применяют как кровоостанавливающее средство.

Липа


Теплым летним вечером очень трудно пройти мимо цветущего дерева липы и не услышать его неповторимый аромат. Чаем из липового цвета лечат простуду, ангину и бронхит, а так же он прекрасно успокаивает детскую нервную систему.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Заниматься заготовкой лекарственных растений должны взрослые, дети им могут только помогать.

2. Необходимо хорошо знать лекарственные растения и уметь отличить их от ядовитых.

3. Сбор лучше начинать утром в сухую погоду, после того, как сойдет роса.

4.Нельзя собирать травы вблизи оживленных трасс.

5. Сорванные растения нужно складывать в большую корзину, чтобы не помять их.

7.При сборе нельзя топтать соседние растения, а так же вырывать растения с корнем или все до последнего.

Очень важно самим бережно относиться к растениям, а так же научить этому детей. Ведь все свои сокровища природа отдает человеку и взамен просит только одного: беречь ее!

К сожалению, о многих лекарственных растениях мы мало что знаем и проходим мимо них, хотя они несут огромную ценность для здоровья человеческого организма. Поэтому всегда нужно расширять свои знания и представления о разнообразии растительного мира.

Если Вы занимаетесь заготовкой и сбором лекарственных растений, тогда поделитесь с нами и нашими читателями информацией об этом. Какие виды трав и цветов Вы собираете и как правильно их применять? Пишите нам и присылайте фото на info @ childbrand . com . ua .

Наталья Цейслер
Конспект занятия «Интересные факты о растениях»

Конспект открытого занятия на тему «Интересные факты о растениях».

Возраст детей 8-9 лет. Два академических часа по 45 минут, одна перемена 5 минут.

Педагог дополнительного образования Цейслер Н. Н.

Вид занятия: комбинированный.

Развитие мотивации воспитанников к обучению;

Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о интересных фактах некоторых растений (или создать условия для восприятия и осмысления интересных фактов о растениях).

Обучающие:

Обучить овладению основных приёмов объёмной аппликации;

Научить последовательности этапов выполнения работы;

Научить пользоваться работать с шаблонами;

Ознакомить и изучить особенности растений.

Развивающие:

Развить навыки работы с шаблонами;

Развить воображение, внимание, мышление;

Развить умение обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

Воспитать любовь к природе;

Привить интерес к творческому труду.

УУД (универсальные учебные действия):

Мыслительные - способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

Регулятивные - элементарные навыки самоорганизации; соблюдение правильной последовательности действий; проверка результата работы;

Личностные – формирование личных качеств: внимание, трудолюбие, аккуратность;

Развитие мотивации к творчеству и познанию нового.

Образовательные технологии.

Применение ИКТ: видео и фото.

Технология дифференцированного подхода в обучении.

Методы обучения.

Объяснительно - иллюстративный, словесный на этапе объяснения темы и постановки задачи, беседа, диалог;

Наглядный метод – рисунки, иллюстрации, фотографии, демонстрационные материалы;

Частично – поисковый метод – выполнение творческого практического задания.

Материалы и оборудование.

Для педагога: компьютер, наглядные пособия, учебная литература, фото и видео материал по теме занятия, ножницы, графитный карандаш, цветная бумага, электронная презентация «Интересные факты о растениях».

Для обучающихся: цветная бумага, ножницы, графитный карандаш, клей – карандаш, рабочие тетради, ручка.

Ход занятия:

1. Организационная часть (2 минуты).

2. Вводная беседа с проверкой качества усвоения ранее изученного материала (8 минут).

3. Изучение нового материала, постановка задач (18 минут).

4. Физминутка (3 минуты).

5. Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике (9 минут).

6. Подготовка к практической работе, инструктаж (5 минут).

7. Перемена (5 минут).

8. Практическая работа (40 минут)

Объяснение, рассказ,

Выполнение практического задания.

9. Подведение итогов, рефлексия (5 минут).

Дети поделены на малые группы (4-5 человек).

Организационная часть. (2 минуты)

Здравствуйте! Очень приятно видеть вас у себя на занятии.

Сегодня у на не обычное занятие, к нам пришли гости. Мы с вами будем работать в группах. А для того, чтобы занятие прошло на должном уровне, мне понадобится ваше внимание и старание.

Вводная беседа. (8 минут)

Педагог читает загадки, а дети отгадывают и находят подходящую иллюстрацию, затем вывешивают ее на доску.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков - иголки.

Назови деревья! (Елки)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой. (осинки)

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это. (дуб)

Был он желтеньким цветком -

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик -

Облетает. (одуванчик)

Пьёт бензин, ка молоко,

Может бегать далеко,

Носит обувь из резины,

А зовут её … (машина)

Какая иллюстрация здесь лишняя? (ответы детей)

Знаете ли вы, что такое ботаника? Как с греческого переводится слово «ботане»? (Ответы детей)

«Ботане» в переводе с греческого означает трава, растение. А ботаника – это наука о растениях. Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие.

Что отличает человека от растений? Найдите общие и отличительные признаки. Дети рассматривают карточки: «дышит, растет, питается, двигается».(карточки лежат на столах у каждой группы, при ответах поднимают вверх правильную карточку)

Изучение нового материала. (18 минут)

Сегодня ребята, мы познакомимся с интересными и необычными растениями. А в чем их особенность определять будете вы.

Рассмотрите фотографию. Кто знает как называется это дерево? (ответы детей). В чем необычность этого дерева на ваш взгляд? (ответы детей). Команды поднимают карточку.

Это секвойя.

СЕКВОЙЯ – САМОЕ БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО В МИРЕ.

Секвойя – одно из самых больших и самых древних деревьев на Земле. Эти древесные растения семейства Кипарисовые могут вырастать до 76 метров (25-этажное здание, а отдельные экземпляры секвойя достигают высоты более 110 м. Максимальный возраст - более трёх с половиной тысяч лет. Их диаметр на уровне человеческой груди составляет 9 метров. (просмотр презентации)

Средняя высота деревьев составляет около 60 метров, но встречаются и целые рощи высотой более 90 метров. На сегодняшний день известно около полусотни секвой, чья высота превышает 105-метровую отметку.

Древесина этих деревьев несъедобна для лесных вредителей, а очень толстая кора (местами до 30 см) представляет собой тепловой щит и во время пожаров защищает дерево от огня. Этим и объясняется столь долгая жизнь секвои.

Существует туннель через поваленную секвойю в одноимённом калифорнийском национальном парке Секвойя.

По фотографии обычно сложно представить себе реальные масштабы, поэтому несколько снимков, на которых присутствуют люди - чтобы легче было сравнить размеры.

Самое быстро растущее растение - Бамбук.

Это самая высокая трава в мире – бамбук. Об этом растении на Востоке сложены легенды. Оно было спасителем и покровителем во все времена. Из него делалось оружие и мирные орудия труда. Это удивительное растение, достигающее высоты десяти метров и не являющееся деревом.

С виду не очень прочное, но способное выдерживать сильные порывы ветра. Считается самой высокой травой, произрастающей на планете. Вторым достижением бамбука является скорость роста - в самом начале он растет очень быстро, затем немного сбавляет обороты. Бамбук цветет 4 раза в столетие, а иногда и один раз в столетие.

Родственниками бамбука являются кукуруза, пшеница, рожь и другие злаковые растения.

После цветения бамбук дает плода, после чего он отмирает либо полностью, либо частично, а именно, надземная часть. Корень в этом случае остается живой.

Используется бамбук в строительстве, нашел применение в кулинарии.

И, действительно, бамбуковый лес – великолепное зрелище. А если учесть, что растут такие заросли очень быстро – красота буквально восстает стеной перед вами.

А как называется это растение, и в чем оно самое- самое? (ответы детей, просмотр презентации, команды поднимают нужную карточку)

САМОЕ ТОЛСТОЕ ДЕРЕВО - БАОБАБ.

Баобаб - уникальное дерево, оно не только самое толстое дерево на планете, но и самое долго живущее. Ученые постоянно спорят о продолжительности жизни этого дерева, т. к. у него отсутствуют годичные кольца. Путём радиоуглеродного анализа была установлена отметка в 5 500 лет. Баобаб - бесстрашное дерево. Его не напугать ни бурями, ни засухой. В сезон дождей он впитывает воду, словно огромная губка (до 120 тонн, а в жаркое время будто съеживается, порой даже становится меньше. Если со ствола содрали кору – она снова нарастает, а если по каким-то причинам дерево упало, то продолжает расти, пока хоть один корень контактирует с почвой. Еще одной интересной особенностью является то, что цветы баобаба, распускающиеся под вечер, опыляют… летучие мыши!

Жители тех мест, где растёт баобаб, нашли применение практически любой его части: из коры и корней изготовляют ткань и веревки, из золы коры - лекарство, повышающие иммунитет, листья используются в приготовлении различных блюд (салатов и супов, плоды употребляют в сыром или высушенном виде, из семян варят кофе. А ещё в дуплах баобаба можно просто жить. В общем, дерево на все случаи жизни.

Пористая кора и древесина хороши для изготовления бумаги, ткани, бечевки. Настойка из листьев баобаба лечит лихорадку, болезни почек, астму, диарею, укусы насекомых, а паста, содержащая растертые в порошок зерна, помогает при зубной боли. Из листьев варят суп, а первые ростки малыша-баобаба по вкусу напоминают спаржу. Цветочная пыльца годится для изготовления клея, дым от сожженной начинки плода отгоняет назойливых насекомых. По ночам принц вполне мог бы спокойно почивать в пустотелом баобабе.

Мякоть плодов красноватая, мучнистая, приятная на вкус, кисловатая, освежающая. Ее охотно употребляет в пищу и местное население.

Считая столь полезное дерево священным, жители саванн строго придерживаются обычая - каждый должен посеять семена баобаба возле своего жилища.

Кроме Экваториальной Африки, баобаб растет на Мадагаскаре, в Индии и в саваннах Австралии.

Не знающие старости великаны баобабы доживают до 6000 лет, а за это время сменяются многие поколения людей.

В ЮАР внутри баобаба обустроен полноценный бар. Посмотреть на него приезжают более семи тысяч человек в год. При чем дерево это продолжает благополучно расти, несмотря на интенсивно работающее внутри его ствола заведение.

А как называется это растение, и в чем оно самое- самое? (ответы детей, просмотр презентации, команды поднимают нужную карточку)

Магический цветок – пион. Неудивительно, что этот дивный цветок почитался еще в Древней Греции, где его ценили не только за красоту. Как известно древние греки страшно боялись злобных духов и, веря в магическую силу цветов, выбрали себе в защитники величественные пионы. Описание бус из кусочков корней пиона, которые носили на шее с младенчества – наглядный пример того, что этот цветок наделяли чудодейственными свойствами. богов, так и людей.

Именно внешний вид значительно повлиял на значение цветка: пион у древних римлян, например, олицетворял напыщенность, самодовольство и гордость, а в Древней Греции считался символов долголетия.

Пионы символизируют знатность и богатство и их принято преподносить друзьям и даже послам в качестве пожеланий благополучия. Согласно другой версии пион является носителем чистой энергии Ян и символизирует Любовь и Красоту, вследствие чего может свидетельствовать о более нежных чувствах к адресату.

Физминутка. (3 минуты)

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – сесть тихо на места.

Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике. (9 минут)

Беседа с детьми. Ответы на вопросы. Педагог поднимает карточку «большое, толстое, быстрорастущее, магическое», а дети находят правильный ответ среди названий растений и поднимают карточку «бамбук, секвойя, баобаб, пион». Ответ обосновывают словами.

Перемена. (5 минут)

Подготовка к практической работе, инструктаж. (5 минут).

Проговариваем безопасное использование ножниц и других подручных материалов.

Дети делятся на малые группы, для выполнения практической работы.

Практическая работа. (40 минут)

Педагог рассказывает, демонстрирует готовый образец цветка.

Как вы думаете этот цветок похож на пион? Из чего он сделан? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете почему мы сегодня делаем этот цветок? Что о нем вы знаете? Какой праздник приближается? (ответы детей)

Педагог объясняет этапы выполнения практической работы.

В процессе выполнения практической работы, педагог подходит к детям и подсказывает порядок выполнения. Обучающиеся работают самостоятельно, руководствуясь представленными на доске этапами выполнения работы, проявляя полученные навыки и закрепляя результат.

Подведение итогов, рефлексия. (5 минут)

Все дети принимают участие в оценивании работ, выбирают лучшие пионы.

С какими словами можно будет подарить этот магический цветок своей маме? (ответы детей)

Сейчас вам необходимо выбрать цветок нужного цвета и подарить его мне. (на столах конверты, в которых цветы трех цветов, необходимо выбрать)

Красный цветок - очень понравилось,

Жёлтый цветок – много узнал нового и очень понравилось,

Синий цветок – не очень понравилось.

Уборка рабочих мест.

Список литературы.

http://eco.m5.by/это-интересно/интересные-факты-о-растениях/Интересные факты о растениях

http://www.ecoterica.com/20-interesnyh-faktov-o-rasteniyah.html

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbigslide.ru%2Fimages%2F15%2F14258%2F960%2Fimg22.jpg&text=ботаника%20это&noreask=1&pos=22&lr=50&rpt=simage

http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-derevja-i-kustarniki.html

До чего же любознательны наши дети! В этом огромном мире так много странного, непонятного и интересного. Все хочется потрогать, понюхать, а лучше всего – попробовать на вкус.

Вот здесь-то их могут подстерегать неприятности. Причем не только в городском дворе или на улице, но и на прогулке по лесопарку, в саду, на даче, где ребенка окружает неповторимый мир растений – удивительных, прекрасных, но порой, увы, и очень опасных, ядовитых. Внимание детей чаще всего привлекают плоды, напоминающие съедобные ягоды, а также сочные корни. И хотя ядовитые растения часто являются лекарственными, тем не менее, одни и те же биологически активные вещества при разных условиях (разной дозе, а также различном состоянии организма, температуре и т.д.) могут нанести сильнейший вред.

Буквально повсюду в нашей области – в тени около заборов, в садах и огородах, на мусорных местах, залежах, в лесных оврагах растет чистотел большой . Его стебли достигают высоты 30-100 см. Листья у чистотела сверху светло-зеленые, снизу сизоватые, слегка опушенные. Ярко-желтые цветки диаметром до 1 см, с четырьмя лепестками, собраны в соцветия. Все части растения содержат ядовитый оранжевый млечный сок, который при попадании на кожу оставляет бурые пятна и вызывает сильное жжение. Трава и млечный сок чистотела оказывают угнетающее действие на центральную нервную систему. Основными признаками отравления являются сильная жажда, тошнота, рвота, понос, тяжесть в области желудка и головы, головокружение, обморок, в тяжелых случаях - паралич дыхательного центра.

Довольно широко распространена у нас и белена черная , встретить которую можно на мусорных местах, в огородах, у дорог, на полях, залежах. Это растение высотой 20-80 см покрыто мягкими липкими волосками. Цветки у белены довольно крупные, грязновато-желтые, с фиолетовыми жилками. Ядовиты все части этого растения, но особенно листья и семена. К сожалению, дети очень часто принимают плоды-коробочки с семенами за мак и с удовольствием начинают их жевать. Все мы знаем выражение «белены объелся». Действительно, отравление этим растением вызывает симптомы, сходные с умопомешательством. При отравлении возникают сухость и жжение во рту и глотке, жажда, расстройство речи и глотания, светобоязнь, нарушение ближнего видения, сердцебиение, одышка, головная боль, покраснение и сухость кожи, учащение пульса, расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет, сильное возбуждение и зрительные галлюцинации. В тяжелых случаях появляются бред и судороги, происходит потеря сознания, развивается коматозное состояние, паралич дыхательного центра. Ребенка необходимо срочно госпитализировать.

Распространен в наших сосновых лесах, особенно на болотистых местах, вечнозеленый сильно пахучий кустарник высотой до метра, с белыми (реже красноватыми) цветками, собранными в кисти на концах веток – багульник болотный . Это ядовитое растение обладает сильным одурманивающим запахом, вызывающим тошноту, головокружение и головную боль. Будьте осторожны, если случайно набредете во время прогулки на заросли этого растения; не задерживайтесь около них.

Гораздо более опасна встреча с цикутой, или ядовитым вехом . Растет он на болотах, сырых лугах, по берегам водоемов. Стебли у него прямые, дудчатые, высотой 50-100 см, ветвистые вверху; мелкие белые цветки собраны в зонтики. Ядовиты все части растения, но особенно корни и корневища – полые внутри, разделенные поперечными перегородками на крупные, хорошо заметные воздушные камеры. По запаху растение немного напоминает петрушку, а корневища его сладковатые на вкус. При надрезе из них выступает светло-желтый, темнеющий на воздухе смолистый сок, вызывающий сильнейшие отравления, смертельные в 50 процентах случаев. По внешнему виду корневища сходны с безобидной репкой, поэтому дети вполне могут попытаться попробовать их на вкус. Через 15-20 минут после приема внутрь любых частей цикуты развивается общее недомогание, боли в животе, жажда, тошнота, рвота, понос, головокружение, расширение зрачков, судороги, конвульсии. Интоксикация быстро развивается, от остановки дыхания и угнетения сердечной деятельности может наступить летальный исход.

В лесах, на вырубках довольно часто можно увидеть небольшой кустарник высотой до 1-1,5 метров со стеблями, покрытыми морщинистой желтовато-серой корой, и кожистыми листьями длиной 3-8 см. Цветки с четырьмя лепестками, темно-розовые или белые, душистые, расположены пучками, распускаются еще до появления листьев. Плоды овальные ярко-красные, вполне способны привлечь внимание ребенка. Это волчеягодник, или волчье лыко . Очень ядовиты кора и косточки у его плодов. При отравлении ими наблюдаются жжение и гиперемия слизистой оболочки рта и глотки, сильная слабость, слюнотечение, тошнота, кровяно-слизистая рвота, появление крови в моче, судороги. Прикосновение влажной коры или сока растения к коже человека может вызвать ее воспаление, появление пузырей, изъязвление.

Привлекательны для маленьких детей и яйцевидные ярко-красные ягоды паслена сладко-горького. Это ветвистый от самого основания полукустарник с лазающим стеблем, деревянистым внизу. Цветки у него, с пятью сине-фиолетовыми лепестками, собраны в соцветие. Растет паслен по берегам рек, травяным болотам, на пойменных лугах, в сырых лесах, на полях, в огородах. Его плоды ядовиты; на вкус они сначала сладковатые, а при дальнейшем разжевывании становятся горькими. Сильных отравлений при поедании они не вызовут, но неприятности все же могут причинить – тошноту, рвоту, боли в животе, понос, слабость, головокружение, аритмию.

Помните, что при любых отравлениях растениями надо немедленно вызвать врача, а до его прихода дать выпить ребенку большое количество воды, чтобы вызвать рвоту (но не используйте для этого рвотные препараты и механическое раздражение задней стенки глотки). Можно дать активированный уголь, препараты, усиливающие диурез, солевые слабительные. Если есть возможность, промойте желудок. А лучше всего не оставляйте своих малышей один на один с еще непознанным ими и далеко не всегда безопасным окружающим миром.

Чистотел большой

Белена чёрная

Багульник болотный

Цикута (или ядовитый вех)

Волчеягодник (или волчье лыко)

Паслен

Журнал «Мои дети» № 2, 2005 г.

Ура! Каникулы!

Разгар лета. Прогулки на свежем воздухе! Воздух, солнце, природа! Самое время побеседовать с детьми об опасности, подстерегающей их на природе: в лесу, в парке, на лугу. Речь пойдет о ядовитых растениях. То, что очевидно для нас, взрослых, не всегда известно нашим детям. Замечательно, если в детском саду или в школе им рассказывали о том, что растения бывают опасными, ядовитыми. А если нет?

*Поговорите о растениях, которые могут быть опасными для детей при неправильном обращении с ними.

*Познакомьте детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научите узнавать их, различать и называть.

*Расскажитедетям про съедобные и ядовитые растения, растущие в лесу, на поляне, на лугу. Полезные растения - это земляника, малина, черника, брусника. Эти ягоды съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.

*Вспомните, как вместе собирали лесную землянику, малину, чернику, бруснику. Попросите рассказать, где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды? Покажите соответствующие цветные изображения и обсудите, по каким признакам можно отличить каждое из растений (высота растения, цвет и форма).

*Покажите изображения ядовитых растений и назовите их: это - вороний глаз, волчье лыко, ландыш, белена, бузина, борщевик.

*Вороний глаз - очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся затем в черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны. Это растение потому так и называется «вороний глаз». Все части растения ядовиты, но отравление чаще всего возникает от плодов (ягод), которые дети принимают за чернику, голубику.

*Волчье лыко - кустарник, который цветет мелкими душистыми розово-красными цветками, прикрепленными прямо к коре. Поэтому его еще называют «лесная сирень».


Позже на месте цветков появляются ярко- красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.

*Ландыш - очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды - красно-оранжевые горошины - очень ядовиты.



Дети должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать незнакомые цветы и кустарники. У некоторых детей есть привычка - покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

* Одно из таких растений – борщевик. Встречается на пустырях, около дорог, на лугах и лесных опушках. Удивительно красивое растение. Белые, зеленовато-желтые небольшие цветочки собраны во множество зонтиков. Крупные ярко-зеленые листья куполом обрамляют зонтики, состоящие из белых и желто-зеленых мелких цветочков. Борщевик особенно ядовит во время цветения и в начале созревания плодов. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.


*Бузина черная . Кустарник или небольшое деревце. Цветки белые, собраны в щитковидные соцветия, плоды черно-фиолетового цвета, ягоды, мякоть плода темно-красная с морщинистыми косточками. Кустарник встречается как дикорастущий и как декоративный. Отравление вызывают съеденные ягоды.


*Белена черная. Это растение очень ядовито, особенно во время цветения. Дети часто принимают плоды за маковое семя, а мясистый стеблевой корень – за корни овощных растений.


Мы назвали лишь некоторые растения, опасные для человека. Во время беседы важно рассказать детям, что эти растения могут быть полезными как для животных и птиц, так и для человека при изготовлении лекарственных препаратов.

Акцентируйте внимание детей на обязательных правилах поведения:

1. Увидев красивое незнакомое растение, не спешите срывать его, расспросите о нем взрослого.

2. Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды!

3. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку!

4. Придя с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!

Поиграйте в игру «Собери букет»: из заранее приготовленных картинок предложите выбрать ядовитое растение и назвать его, а из остальных составить букет.

Можно предложить детям нарисовать съедобные и ядовитые ягоды, ориентируясь на красочный образец. Попросите еще раз назвать эти растения и указать, какие из них вредные, ядовитые, а какие полезные, съедобные.

Игра «Съедобные - несъедобные ягоды» поможет закрепить полученные знания. Предлагаем несколько вариантов игры: можно использовать мячик, можно, при назывании водящим (которым может быть и педагог) полезной ягоды, поднимать вверх руку или хлопать в ладоши.

Главное - чтобы дети хорошо запомнили названия и внешний вид съедобных и ядовитых ягод и растений, тогда прогулки на природе принесут заряд бодрости и позитивные эмоции.

Литература: Авдеева Н. Н., Князева Н. JI., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 144 с.

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным растениям?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву? (Крапива )

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка )

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противовоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттенок.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют « эликсиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Истолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхних дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать- и - мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк.. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

Воспитатель: Фёдорова Л.А.