ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что такое общедомовые нужды по электроэнергии. Порядок расчета электроэнергии на общедомовые нужды. Почему за воду теперь приходится платить больше, чем показывают счетчики

Электроэнергия дляОДН - это электроэнергия, которая расходуется дляработы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, а именно, потребление электроэнергии приборами освещения мест общего пользования и придомовой территории, автоматическими запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, системами противопожарной автоматики и дымоудаления. В соответствии с п.25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждены Постановлением Правительства РФ №306 от 23 мая 2006 года, рекомендуемый норматив потребления на эти цели с учетом технологических потерь составляет:

7 кВт на 1 человека в месяц в домах без лифта;

На лифтовое оборудование 7 кВт на 1 человека в месяц, то есть-14 кВт на 1 человека в месяцв домах, где имеется лифт;

Для жилых зданий, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю.

Однако, оплатаисходя из норматива, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 №307), предусмотрена только тем потребителям, которые не имеют приборовучета.

Вместе с тем,указанные нормативы для любого потребителямогут служить ориентиромвеличины необходимого потребления электроэнергии на те же цели. И если величины, предъявляемые Вамдля оплаты ОДН, значительно превышают установленные нормативы необходимоискать причину такого большого потребления электроэнергии на общедомовые нужды в Вашем доме.

Искать эту самую причину большого потребления вместе с собственниками обязаны исполнители услуг. Бремя возмездного содержания общего имущества (в том числеи вопросы электроснабжения мест общего пользования), изначально связано с долей в праве на это имущество и, соответственно, относится к отношениям собственности.

В соответствии со ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 мая 2006 №307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). Утвержденные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с п.7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество)электрической энергии исходя из показаний приборов учета , установленных на границе сетей , входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном Правилами.

В соответствии с п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 у любого потребителяесть право познакомиться с журналом учетапотребления домом коммунального ресурса по общедомовому прибору учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, управляющая компания, либо другой исполнитель услуг обязаны предоставить потребителю указанный журнал, а так же по требованию потребителя произвести сверку начисления платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдать документы, подтверждающие правильность начисления. Желательно, чтобы собственники свои требования, предложения в адрес Исполнителя услуг оформляли письменно, как предусмотрено Законом РФ «О защите прав потребителей. Информация об исполнителе услуг в обязательном порядке размещается в предъявляемой к оплате квитанции.

У правляющая компания (исполнитель услуг) обязана принять меры, направленныена недопустимость нецелевого расходования приобретенных ресурсов. Зачастую к ОДН приравнивают потери ресурсов в результате аварий, хищения, неучтенное потребление третьими лицами (организации, занимающие первые этажи, подвалы и т.д.).Если после Вашего обращения управляющая компания не приняла вышеназванные меры, жильцам необходимо активнее решать такие вопросы:

Потребовать на общем собрании от Управляющей компании, провести полный учет (или предоставить отчет за прошедший год) всех нужд общедомового потребления с расчетами (количество и мощность лампочек, энергопотребление лифтового оборудования).
- проводить общественный контроль над обоснованностью "перерасчетов, связанных с общедомовым потреблением».

Вести самостоятельный учет всех аварийных ситуаций, влекущих за собой убытки (потери коммунальных ресурсов), а также требовать от управляющей компании предоставлять информацию о принятых мерах и компенсации таких убытков за свой счет.
- инициировать полную "профилактику" всех инженерных сетей (их осмотр и актирование, извещение милиции о хищениях должно производиться и без просьбы или требования со стороны собственников).

Если у собственников дома не получается самостоятельно решить эти вопросы,обратиться за помощью в Администрацию района, Администрацию города. Распоряжением Губернатора Томской области от 26.03.2010 №80-р «О мерах по улучшению ситуации в сфере расчетов населения за электроснабжение» устранение недостатков в вопросах расчета платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды,возложены на Мэра г. Томска. РешениемДумы г. Томска от 06.04.2010 №1467 рекомендовано Администрации г. Томска совместно с управляющими компаниями, поставщиками электрической энергии разработать план мероприятий по защите прав и законных интересов населения г. Томска при начислении платы за электроснабжение на ОДН и ее перерасчете.

И последнее, в случае,если финансовая претензия к ООО «Энергокомфорт «Сибирь» или Исполнителю услуг при начислении оплаты за электроэнергию ОДН, сохранится,у потребителей остается право отстаивать свои интересы в судебном порядке. По общим нормам гражданского законодательствав силу положений ст.11 ГК РФ все претензии и требования имущественного (денежного) характера, предъявляемые потребителями, при их не разрешении в добровольном порядке подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями.

В квитанциях платежей за квартиру встречается строка под названием ОДН. Что это такое? Аббревиатура расшифровывается как "общие домовые нужды". А вот что в них входит и как производится расчет - узнаем из данной статьи.

ОДН: что это такое?

Каждый дом, который подключен к электросетям, получает энергию, учитываемую на входе в здание. Она используется для потребления внутри квартиры и в Общедомовой счетчик подсчитывает всю электрическую энергию, которая поступает в многоквартирный дом.

Не все понимают определение ОДН: что это такое и как данный показатель отражен в квитанции. Плата взимается не только за освещение подъездов. К ней относится потребление электроэнергии в подвальных помещениях и на чердаке, работа противопожарных приборов, домофонов, насосов — то есть всего электрического оборудования, которое обеспечивает комфортное проживание для всех жильцов. Учитывается также отопление общедомовой площади и прочее.

В каждом доме имеется свой комплект электрического оборудования. Помимо этого, все технологические потери в сети внутри здания также оплачиваются как общедомовые нужды.

ОДН и ОДПУ

Есть дома, в которых не предусмотрен общедомовой (ОДПУ). Тогда ОДН начисляются отдельно. Даже при наличии прибора внутри квартиры собственник должен оплатить ОДН по нормативам. Поэтому, если счетчик в квартире не установлен, то коммунальные услуги оплачиваются по нормативам с добавлением ОДН.

Если же ОДПУ установлен, то, например, тариф на горячую воду должен быть оплачен с учетом разницы между общим, поступившим в здание объемом, и потребленной водой от квартир. Разница распределяется между собственниками, учитывая площадь их жилья или количество проживающих человек.

Какие помещения причисляются к ОДН?

Исходя из статьи 36 пункта 1 Жилищного кодекса РФ к имуществу общедомового значения относятся помещения, которые не являются частями квартир. Это:

  • лестницы;
  • площадки между ними;
  • коридоры;
  • этажи технического назначения;
  • чердаки;
  • подвальные помещения с инженерными коммуникациями;
  • другие помещения, которые не принадлежат отдельным собственникам, но нужны для удовлетворения потребностей социально-бытового характера, такие как крыши и надкровельные сооружения, оборудование для жизнеобеспечения более одной квартиры, придомовые земельные участки и объекты, расположенные на них.

Как рассчитать ОДН (общая информация)

Расчет ОДН зависит от способа учета расхода электроэнергии, тепла и воды, то есть наличия или отсутствия общедомовых счетчиков. Если домовой счетчик установлен, то расчеты производятся на основании постановления Правительства № 354 от 6 мая 2011 года, а если нет — согласно постановлению Правительства № 258 от 28 марта 2012 года.

Если такие счетчики имеются, то должны быть суммированы показания приборов в квартире, а затем вычтена сумма из показаний общедомового счетчика.

Если же такового нет, то затраты рассчитываются, основываясь на площади помещений общего пользования и жильцах, проживающих в квартире по схеме, которая установлена коммунальной организацией. Сумму распределяют по квартирам в зависимости от их площади или проживающих в домах людей по установленным нормативам. Обычно плата в домах без общедомовых счетчиков намного выше той, где они установлены.

Формулы при расчетах

Если счетчика в доме нет, то общедомовые нужды рассчитываются по введенным нормативам. При этом вышеназванное постановление утверждает формулы, а сами нормативы вносятся непосредственно администрациями или организациями, поставляющими ресурсы.

Общая формула следующая: V ОДН = Норматив* S ОДН. Где V - объем ОДН, а S - площадь помещений, состоящих в общем имуществе.

Нормативами ОДН являются следующие услуги:

  1. Единица норматива газа всегда равна нулю, если счетчика в доме нет. При его наличии общедомовые нужды могут иметь положительное или отрицательное значение.
  2. Единица норматива отопления рассчитывается в Гкал/м² и равна нормативу по квартирному отоплению.

Электричество ОДН рассчитывается в кВт*ч/м².

Единица норматива по водоснабжению рассчитывается в кубах на квадратный метр и состоит из двух частей:

  1. Одна составляющая равна 0,0903 куба на одного человека в месяц за квадратный метр площади ОДН.
  2. Другая часть рассчитывается согласно технологическим потерям по отношению к общему расходу, который состоит из норматива потребления кубов на человека, проживающего в квартире. Потери рассчитываются в зависимости от количества этажей в доме. Формула здесь следующая: (0,2+0,07*L)/4,3.

К примеру, в десятиэтажном доме потери составят около двадцати одного процента. Конечно, такая большая доля выглядит явно завышенной. А, может быть, она введена, чтобы стимулировать установку счетчиков. Если же домовой счетчик установлен, то в ОДН расчет состоит из следующих объемов газа, отопления, электро- и газоснабжения.

  1. Реальные объемы нужд за пределами квартир (например, отопление и освещение подъездов).
  2. Израсходованный объем при аварии.
  3. Потери в инженерных сетях.
  4. Перерасход или недобор внутри квартир, в которых нет индивидуальных счетчиков.
  5. Формула здесь выглядит следующим образом: V ОДН (1) = V дом (2) - V счет (3) - V норм (4) - V вычет (5). Здесь: 1 — объем ОДН; 2 — расход по счетчику дома; 3 — сумма по счетчикам во всех квартирах; 4 — сумма нормативов в квартирах, где отсутствуют счетчики; 5 — вычет с другой услуги.

В итоге получается объем ОДН, учет которого включает вышеназванные части. Каждую из них по отдельности вычислить уже не получится. Но общая сумма есть.

Примеры расчета ОДН

Рассмотрим несколько конкретных случаев.


Если рядом с домом расположен магазин, который подключен к домовым сетям, его расходы обязательно учитываются. Если потребляемые услуги оплачивают по индивидуально установленному счетчику, то при расчете его данные входят в вычет и исключаются из ОДН.

При отключении стояка по просьбе одной из квартир (к примеру, при замене батареи), объем слитой воды должен быть включен в качестве платной услуги в этой квартиры. Его также исключают из ОДН.

Если центральное водоснабжение не предоставляет объем холодной воды для подогрева вычитается из ОДН. Холодная вода в этом случае должна оплачиваться как горячее водоснабжение.

Общедомовой счетчик на теплоэнергию можно использовать и для услуги «отопление», высчитывая объем, который тратится на подачу горячей воды.

Если индивидуальных счетчиков нет, но используется общедомовой, тогда применяется следующая формула: V ОДН (1) = (V дом (2) - V вычет(3)) * S ОДН (4) /S дом (5). Здесь: 1 - объем ОДН; 2 — расход по счетчику в доме; 3 — вычет от другой услуги; 4 — площадь общего имущества; 5 — объем лицевых счетов и площадь общего имущества.

Для лицевых счетов используется следующая формула: V инд. (1) = (V дом (2) - V выч. (3)) * S инд. (4)/ S дом (5). Здесь: 1 означает объем лицевого счета, а 5 — сумму площадей всех лицевых счетов вместе с площадями общедомового значения.

По лицевым счетам общедомовой объем нужд распределяется в зависимости от положительного или отрицательного значения.

При положительном объеме полученные данные распределяются среди всех потребителей услуг, в число которых входят квартиры, а также офисы и магазины. Оплата ОДН осуществляется пропорционально площади лицевых счетов.

При отрицательном объеме распределение происходит только на жилые лицевые счета. При этом все услуги рассчитываются пропорционально количеству человек, прикрепленных к каждому лицевому счету, а услуга отопления — пропорционально занимаемой площади.

Почему общий объем бывает значительным?

Нормальным считается объем платежа по ОДН, равный десяти процентам от всей стоимости оплаты за квитанцию. В случае если сумма этой категории превышает тридцать процентов, возникает повод для беспокойства. Сначала необходимо проанализировать общую информацию, разбив всю оплату по частям: сколько денег уходит на работу лифтов, освещения, насосов и так далее. На основе полученных данных стоит подумать об энергоэффективности и, возможно, провести ряд мероприятий, направленных на энергосбережение. В этом случае к работе привлекают специалистов соответствующей направленности, а те, в свою очередь, рекомендуют и внедряют необходимые технологии и оборудование.


В частности, если электроэнергия ОДН по общедомовому счетчику получается очень большой, жильцы должны совместно выявлять причину.

Значительные суммы на общедомовые нужды часто говорят о том, что электрические провода находятся далеко не в лучшем состоянии. Таким образом, счетчик фиксирует много киловатт-часов. Ответственность за поступающую электрическую энергию несет та организация, которая обслуживает соответствующие сети. Если же организации нет, то эта обязанность лежит на самих жильцах дома.

Кроме того, из-за незаконного потребления показатель, называемый "электроэнергия ОДН", может тоже увеличиваться. К примеру, если жильцов определенной квартиры отключили от электричества за неуплату, но они несанкционированно подсоединились к сети, следует немедленно обратиться в обслуживающую организацию, чтобы их доступ к внутридомовым коммуникациям ограничили, так как потребляемая ими энергия идет в счет общедомовых нужд. Ранее начисление ОДН зависело также от наличия у жильцов счетчиков. Если такового не имелось, то они должны были платить за электричество согласно действующим нормативам, а также за долю энергии, идущую от потреблений нужд всего дома. Естественно, нормативы показывали лишь приблизительное значение. В настоящее время в соответствии с федеральным законом №261 «Об энергосбережении», во всех квартирах должны быть установлены индивидуальные счетчики. Таким образом, проблема была решена.

На показания ОДН также может влиять своевременная передача счетчиков в организацию, их обслуживающую.

Как уменьшить сумму начислений по ОДН?


Если суммы на общедомовые нужды приходят слишком большие, то чаще всего следует предпринять следующие шаги.

По электричеству:

  • провести проверку на предмет несанкционированного подключения электроэнергии со стороны жильцов;
  • заменить электрическую проводку — она может быть сильно изношена в старых домах, а также иметь повреждения и множество скруток, а это приводит к сопротивлению системы и в результате к потере электрической энергии (с этой целью собственники дома вправе обратиться в УК, чтобы организация провела энергетический аудит на предмет необходимости замены электропроводки);
  • установить светодиоды вместо ламп накаливания.

По вопросу водоснабжения:

  • установить индивидуальные счетчики для оплаты по потреблению, а не по нормативам;
  • предоставлять показания счетчиков своевременно.

По вопросу отопления — при наличии общедомового счетчика стоит провести заменить старые окна и провести теплоизоляцию труб в подвальных помещениях.

При хорошем утеплении потери тепла будут минимальными. Многие открывают окна в зимнее время и выпускают тепло. Но целесообразнее устанавливать регулирующий вентиль на радиаторы в квартирах. Обычно это делают до начала холодного сезона, чтобы не нужно было сливать воду из стояка.

Кроме вышеуказанных показателей, плата за ОДН может зависеть от:

  • достоверности сведений о площади общедомового имущества;
  • фактического числа проживающих людей.

Так, при одном прописанном человеке по нормативам электроэнергии и воды уйдет намного меньше, чем при пяти жильцах. Поэтому если в квартире проживают люди более пяти дней подряд, то нормативы должны быть оплачены согласно фактическому количеству проживающих людей. Собственник жилого помещения обязан уведомить об этом УК.

Если ОПУ или ИПУ неисправны

При выходе из строя приборов индивидуального или общего пользования, а также непредоставления показаний собственником, плату будут рассчитывать с даты, когда прибор стал неисправным или с начала расчетного периода в случае, если дату вычислить не представляется возможным.

В расчет принимается средний объем потребления ресурса, который высчитывается из последних двенадцати месяцев, а для отопления — из отопительного периода. При функционировании ОПУ или ИПУ менее года, учитывается фактическое время работы, но не меньше трех месяцев.

При невозможности снятия показаний с ИПУ в течение трех месяцев, а ОПУ — двух, начислять будут данные по действующим нормативам.

Проверка приборов

ОПУ и ИПУ должны проверяться не менее раза в год, а если они находятся в помещении потребителя, то не более одного раза в три месяца.


При этом все собственники жилья должны быть оповещены о намечающейся проверке письменным извещением, в котором они должны расписаться или отправить сообщение с точной датой. После извещения собственник обязан в течение семи дней сообщить о сроках проверки, удобных для него.

Еще некоторые вопросы об ОДН

Со средины 2012 года места общего пользования (МОП) не учитываются при начислении в квитанциях.

Вне зависимости от того, прописан ли кто-то в квартире или нет, ОДН будет начисляться и распределяться в зависимости от площади квартиры. Таким образом, ни количество прописанных, ни количество фактически проживающих людей не повлияет на данный показатель.

При отсутствии в квартире собственника расходы на общедомовые нужды он все равно должен оплачивать в общем порядке.


Заключение

Из статьи мы узнали об ОДН: что это такое, какие моменты учитываются при расчетах и как они осуществляются. В действующем законодательстве видны недочеты и пробелы, связанные, например, с общедомовыми счетчиками (самостоятельным решением об установке или оплате по нормативам). В некоторых домах, где управление осуществляется организованно, проблем не возникнет, а вот, к примеру, в ТСЖ могут появляться как различные злоупотребления, так и просто нерешенные вопросы, в результате чего страдают непосредственно жильцы.

1 сентября вступило в силу постановление правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг гражданам».
Новый документ аннулирует действие постановления правительства № 307, регламентировавшего деятельность предприятий сектора ЖКХ ранее.

Оплата за ЖКУ возросла. Но рост платы не гарантирует качества услуг. Платите только за услуги надлежащего качества или добейтесь, чтобы они стали таковыми! Фото: газета «Глобус».

Новый нормативный акт внес существенные изменения в порядок взаимодействия клиентов с ресурсоснабжающими организациями, ввел новые понятия и новые условия работы исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Каковы основные положения новых Правил предоставления коммунальных услуг? Будем разбираться. Также в планах — рассказах о правах потребителей услуг, об ответственности тех, кто их предоставляет и о требованиях, которые устанавливают к качеству услуг новые Правила их оказания.

Сегодня публикуем разъяснения по одному из самых острых вопросов – о начислении платы за общедомовое потребление электроэнергии. По нашей просьбе их подготовила пресс-служба ОАО «Свердловэнергосбыт».

Предлагаем их вашему вниманию.

Ресурсоснабжающая организация – исполнитель коммунальных услуг

Постановление Правительства № 354 устанавливает новое уточненное понятие «исполнитель коммунальных услуг». Оно прямо указывает на возможность ресурсоснабжающей организации быть исполнителем коммунальных услуг до тех пор, пока управляющие компании, ТСЖ и др. не обратятся к ней за заключением договора на энергоснабжение того или иного многоквартирного дома.
До этого момента поставщик коммунальных услуг будет находиться в договорных отношениях непосредственно с жильцами дома.

Такой договор может и не иметь письменной формы. Фактически заключением договора будет считаться присоединение потребителя к инженерным системам в установленном порядке, пользование коммунальным ресурсом, а также оплата этого ресурса по полученной квитанции.

Новые правила распространяют свое действие не только на собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, но еще и на собственников нежилых помещений, то есть на организации, которые расположены в жилых домах. Это налагает на них те же обязанности и предоставляет им те же права, что и собственникам квартир.

Плата за энергоснабжение мест общего пользования

Уточнено понятие «внутридомовые инженерные системы». Теперь к ним относятся все инженерные коммуникации, расположенные на земельном участке, на котором находится дом. В частности, это может быть освещение двора.
Соответственно, жители многоквартирных домов обязаны оплачивать поставку энергоресурса для работы этих систем в числе услуги по энергоснабжению мест общего пользования.

Плата за ресурсоснабжение квартир и мест общего пользования вносится отдельно. Причем, в случае временного отсутствия потребителя по месту жительства, он продолжает нести бремя содержания общедомового имущества.
Устанавливается новый порядок расчета платы за энергоснабжение мест общего пользования в многоквартирном доме.

Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю или находящегося в его пользовании жилого или нежилого помещения.

Плата за ресурсоснабжение частных домов

Правила также вводят понятие «домовладение», которое включает в себя не только сам частный дом, но и все постройки, гаражи, теплицы, бани и другие объекты, находящиеся на участке. То есть хозяин домовладения будет отдельно оплачивать ресурсоснабжение жилого помещения и всех нежилых построек, находящихся на территории его земельного участка.

Передача показаний приборов учета

За потребителем закрепляется обязанность с 23 по 25 число каждого месяца снимать и передавать показания индивидуальных приборов учета.

В случае, если потребитель своевременно не предоставил исполнителю коммунальных услуг показания приборов учета, либо не обеспечил доступ исполнителя в жилое помещения для проверки достоверности показаний, а также в случае выхода из строя или утраты счетчика, расчет платы делается исходя из среднемесячного объема потребления.

Несанкционированные подключения и повреждения приборов учета

Исполнитель коммунальных услуг имеет право осуществлять проверку установленных в домах граждан приборов учета раз в три месяца. Если при проведении проверки будет обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора (отсутствие пломбы, подключение к прибору другого оборудования и т.д.), а также несанкционированное подключение квартиры потребителя к внутридомовым сетям, расчет платы этому гражданину будет сделан исходя из мощности, потребляемой всем находящимся в квартире или доме оборудованием в условиях его круглосуточной работы с того момента, как было произведено несанкционированное подключение или вмешательство.

Ограничение ресурсоснабжения

При выявлении несанкционированного подключения исполнитель коммунальных услуг может ограничить ресурсоснабжение потребителя. Сделать это он также вправе при неоплате гражданином счета за поставленные коммунальные услуги в течение 3 месяцев. При этом предварительно уведомлять такого абонента об ограничении исполнитель не обязан.

Жители Серова получили квитанции с начислениями «по-новому»

Постановление № 354 определило, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме должна включать в себя также плату за коммунальные ресурсы, использованные на общедомовые нужды.

Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме, независимо от наличия или отсутствия индивидуальных и/или общедомовых приборов учета. Эта сумма рассчитывается пропорционально площади занимаемых каждым из жильцов помещений.

Кроме этого, данным документом определен новый порядок расчета платы за энергоресурсы, потребленные в местах общего пользования. С 1 сентября все поставщики, исполнители коммунальных услуг и расчетные центры должны перейти на него.

В ноябре жители Серова, чьи дома обслуживают ООО «Энергоучет», ТСЖ «Каляева, 2», ТСЖ «Луначарского, 119», УК «ЖКО», получили квитанции, где отдельно указаны суммы платы за индивидуальное и за общедомовое потребление электроэнергии.

Расчет был проведен по показаниям общедомовых приборов учета – за сентябрь и октябрь сразу.
В связи с этим ОАО «Свердловэнергосбыт» приносит гражданам свои извинения за доставленные неудобства. С ноября они будут получать квитанции с платой за общедомовое потребление электроэнергии только за один период.

Разъясняем методику расчета начисления платы

При отсутствии в многоквартирном доме общедомовых приборов учета расчет производится по формуле № 17 (здесь и далее – Постановления № 354).
Норматив потребления умножается на общую площадь помещений в многоквартирном доме и на частное между общей площадью одной квартиры и общей площадью помещений в многоквартирном доме.

При этом используются нормативы, установленные Региональной энергетической комиссией Свердловской области (Постановление от 27.08.2012 № 130 – ПК (электроэнергия).

При предоставлении управляющими компаниями данных о наличии в домах общедомовых приборов учета, гражданам будет сделан перерасчет платы за коммунальные услуги.

При наличии общедомового прибора учета расчет стоимости электроснабжения производится в соответствии с формулами № 11 и № 13. Объем коммунальной услуги, затраченной на общедомовые нужды, рассчитывается как разница между объемом, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом индивидуального потребления во всех жилых и не жилых помещениях многоквартирного дома.

Эта разница распределяется между всеми потребителями пропорционально общей площади занимаемого помещения.

А теперь попробуем провести расчет самостоятельно. Для этого вам потребуется узнать общую площадь всех помещений дома – и жилых, и нежилых. Также нужно узнать, сколько ваш дом потребляет коммунального ресурса. В данном случае – электроэнергии. Эти цифры знают в управляющих компаниях.

Итак, если дом оборудован общедомовым прибором учета, то используется следующая формула:

∑ вашей платы = V инд ОДН * Тариф,

где ∑ – размер вашей платы

V – объем

ОДН - ОбщеДомовые Нужды

V инд ОДН – это объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, приходящийся на ваше жилое помещение. Он рассчитывается следующим образом:

V инд ОДН = (V потребления дома – V в жилых и нежилых помещений) x S вашей квартиры: на S всех помещений дома.

V дома – V в жилых и нежилых помещений – объем коммунального ресурса, израсходованного на общедомовые нужды.

V жилых и нежилых помещений – это объем коммунального ресурса, потребленного в квартирах, в офисах, магазинах, расположенных в доме, то есть это сложение индивидуальных объемов потребления.

S вашей квартиры: на S всех помещений дома – коэффициент вашей доли расчета стоимости коммунальных ресурсов, использованных на общедомовые нужды.

Приведем несколько примеров

Пример 1.
Потребитель живет в квартире общей площадью 33 м2. Квартира расположена в доме, общая жилых и нежилых помещений которого составляет 1250 м2.
Общедомовой прибор учета зафиксировал, что за месяц весь дом потребил 1500 кВт электроэнергии. При этом 800 кВт было израсходовано в квартирах и нежилых помещениях – магазине, офисе и т. д., которые есть в доме.
При этом потребитель в своей квартире, где установлен однотарифный счетчик, потребил 50кВт электроэнергии.


S квартиры = 33 м2
V дома = 1500 кВт
V квартиры = 50 кВт

Прежде всего, мы должны установить, сколько было израсходовано на общедомовые нужды. Для этого вычитаем из объема потребления всего дома объем потребления всех индивидуальных потребителей.

V общедомовые нужды = V дома – V квартир = 1500 кВт – 800 кВт = 700 кВт

Для этого мы площадь квартиры потребителя делим на общую площадь жилых и нежилых помещений дома и умножаем на получившийся объем.

V инд ОДН = 33: 1250 = 0,0264 х 700 = 18,48

Для того, чтобы вычислить сумму платы, необходимо этот объем умножить на установленный региональной энергетической комиссией Свердловской области тариф. Для многоквартирных домов с газовыми плитами он составляет 2,57 р.

∑ инд ОДН =18,48 х 2,57=47,49 р.

Таким образом, распределенная на этого потребителя плата за общедомовое потребление электроэнергии составляет 47,49 р.

∑ инд =50 кВт*2,57 р = 129 р.

∑ общая = 129 + 47,49 = 176,49 р.

Пример 2.

Потребитель живет в квартире общей площадью 33 м2. Квартира расположена в доме, общая площадь которого составляет 1250 м2. И в квартире и в доме установлены двухтарифные приборы учета электроэнергии.
За месяц абонент израсходовал в своей квартире 50 кВт днем и 30 кВт ночью. Общедомовой счетчик зафиксировал месячный расход по всему дому – 1500 кВт днем и 1300 кВт ночью.
При этом в квартирах, а также в офисах и магазинах и прочих нежилых помещениях было израсходовано 800 кВт днем и 900 кВт ночью.
Итак, исходные данные:
S жилых и нежилых помещений дома = 1250 м2
S квартиры = 33 м2
V дома днем = 1500 кВт
V дома ночью = 1300 кВт
V в жилых и нежилых помещениях днем = 800 кВт
V в жилых и нежилых помещениях ночью = 900 кВт
V потребителя днем = 50 кВт
V потребителя ночью = 30 кВт

Нам необходимо определить, какая часть электроэнергии в общем потреблении дома была израсходована на общедомовые нужды. Для этого нужно вычесть из всего объема электроэнергии, потребленной домом, электроэнергию, которую потребили в квартирах и нежилых помещениях. А поскольку в доме установлен двухтарифный счетчик, то делается это в два этапа.

V общедомовые нужды день = 1500 кВт – 800 кВт = 700 кВт
V общедомовые нужды ночью = 1300 кВт – 900 кВт = 400 кВт

Теперь выясняем, какая часть из общего потребления на общедомовые нужды должна быть распределена на этого конкретного жильца, который живет в квартире площадью 33 м2.

V инд ОДН днем =

V инд ОДН ночью =

Для того, чтобы вычислить плату, умножаем распределенный на потребителя объем общедомового потребления на тариф.

∑ ОДН инд день=18,48 х 2,58=47,68 р.

∑ ОДН инд ночь = 10,56 х 1,21 = 12,78 р.

Вычисляем плату за потребление электроэнергии в квартире этого гражданина.

∑ инд день=50 кВт х 2,58= 129 р.

∑ инд ночь = 30 кВт х 1,21 = 36,30 р.

∑общая = 47,68 + 12,78 + 129 + 36,3 = 225,76 р.

Таким образом каждый потребитель может проверить распределенную на него плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды.

Формулы, приведенные здесь, утверждены нормативным актом – Постановлением № 354.

По всем интересующим вопросам жители могут обратиться на участок компании. Адрес и телефон указаны в квитанциях.

В «Свердловэнергосбыте» готовы ответить на ваши вопросы. Мы ждем также ваш рассказ о том, удалось ли вам самостоятельно рассчитать сумму платы за индивидуальное и общедомовое энергопотребление.

Соответствует ли она той, что указана в квитанции «Свердловсэнергосбыта»? Что думаете об очередных переменах в начислениях платы за ресурсы и новых Правилах в целом? Пишите.

Тема следующей публикации (она пока для Серова неактуальна, но это – до поры, до времени) – начисление платы за общедомовое потребление тепла и воды.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

ПО ВОПРОСАМ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции по вопросу оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды сообщает следующее.

В соответствии со статьями 30, 39, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Доля таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (далее - МКД), в котором проживает собственник.

Расход электроэнергии в местах общего пользования МКД включает в себя не только освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (хоккейные площадки, гаражи, сараи, если они относится к общему имуществу), но и технологические потери во внутридомовых электрических сетях.

Таким образом, возникает необходимость оплачивать электроэнергию, потраченную на освещение мест общего пользования и работу оборудования для жизнеобеспечения систем МКД.

С 1 сентября 2012 года в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), жильцы МКД оплачивают коммунальные услуги в соответствии с фактическим потреблением. При этом плата начисляется отдельно - за потребление внутри своего жилого помещения (квартиры) и за расходы на общедомовые нужды. Это позволяет понять, сколько Вы реально платите за потребление коммунальных услуг внутри квартиры, а сколько на содержание общего имущества. А также определить, насколько эффективно используются коммунальные ресурсы, и спланировать меры по их экономии.

Размер платы за коммунальную услугу в МКД, представленный на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Если, проверив расчет в квитанции, Вы не нашли ошибки, но полагаете, что расход электроэнергии на общедомовые нужды неадекватно высокий, то необходимо реализовать свои полномочия (права и обязанности) собственника.

Так, в соответствии с разделом IV Правил № 354 исполнитель (которым, как правило, является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребительский кооператив) обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, исполнитель обязан предоставить потребителю указанный журнал. Таким образом, Вы сможете проверить правильность приведенных в квитанции данных расхода электроэнергии по общедомовому прибору учета.

Кроме того, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов, в том числе о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (пп. "р" пункт 31 Правил № 354).

Для более подробного разъяснения уплачиваемых Вами расходов на общедомовые нужны Вам необходимо обратиться к исполнителю, который осуществляет предоставление коммунальных услуг по Вашему МКД, в том числе для выяснения правильности определения показаний общедомового прибора учета коммунального ресурса.

В случае, если, на Ваш взгляд, исполнитель нарушает Ваши права и обязанности, Вы в соответствии со ст. 20 ЖК РФ вправе обратиться в орган государственного жилищного надзора Вашего региона (государственная жилищная инспекция) с требованием о проведении проверки в отношении исполнителя на предмет соблюдения им действующего законодательства.

Дополнительно сообщаем, что если Ваши расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают максимально допустимую норму расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, Вы имеете право на получение субсидии на оплату ЖКУ от государства.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (жилищная субсидия) - это компенсация, которая предоставляется гражданам в качестве помощи для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление субсидии осуществляется по месту постоянного проживания.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставлений субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Правила).

Но хотелось бы отметить, что согласно пункту 5 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Для получения дополнительных разъяснений и порядке предоставления субсидии именно в Вашем регионе, рекомендуется обратиться в орган социальной защиты по месту жительства.

В случае, если Вы считаете, что Ваши права и законные интересы нарушены принятыми актами или решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностными лицами, Вы в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" праве обратиться в органы прокуратуры по месту жительства с заявлением, жалобой и иным обращением, содержащим сведения о нарушении законов, либо обратиться в суд с жалобой на действия, решения органов власти или должностных лиц, которые, на Ваш взгляд, нарушили Ваши права и свободы на основании Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", а также главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

________________________________________

Есть основания полагать, что счетчики в многоквартирных домах, по которым взимается тариф за ОДН, установлены незаконно

Оплата за свет и одн - головная боль, как жителей Томской области, так и всей России.

Соблюдения законодательства «Горсетям» в установлении счетчиков не понадобилось.

Плата за «общедомовые нужды» - постоянная тема для горячих дискуссий. Как мы все помним, с 1 января 2013 года вступили в силу новые нормативы по электроснабжению. Нормативы в течение года в среднем выросли на 15 % . Изменения коснулись и схемы начисления за ОДН. Вот что заявлял год назад и. о. начальника областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Юрий Баев.

Ранее данное начисление производилось пропорционально потреблению в квартире, сегодня ОДН будет распределяться пропорционально занимаемой площади, - заявлял он. - Законом теперь установлено, что показания нужно сдавать с определенное время. Мы обязаны снимать показания с 23-го по 25-е число каждого месяца и передавать до 26-го числа в ресурсоснабжающую организацию.

Если потребитель своевременно не предоставит информацию, то плата за коммунальные услуги за 3 месяца будет рассчитываться по среднемесячной , которая зависит от показаний индивидуального прибора учета за год. После 3 месяцев - по нормативам потребления. Томичи могут снизить платежи за коммунальные услуги, если поставят в жилых помещениях счетчики. Именно под этим «соусом» в домах в свое время начали устанавливать общедомовые счетчики. Но сделали это, как всегда, «через одно место». И вот почему.

Без согласия и договоров

В пылу обсуждений и дискуссий по поводу введения оплаты за ОДН в Томске, чиновники забыли (или забыли в кавычках?) о немаловажной детали. Дело в том, что, согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, приборы учета электрической энергии, поступающей в многоквартирные жилые дома, должны были быть установлены только с согласия общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Однако в Томске все случилось с точностью до наоборот. Уже известная нашим читателям фирма ООО «Горсети», занимающая доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии на территории Томска, в рамках проводимой программы модернизации электроучетов установила приборы учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах без проведения всяких собраний собственников. В частности, такие факты были выявлены и доказаны в Томке по ул. Советской, 46 (ООО «Стройсоюз»), ул. Войкова, 84 (ООО «Жилсервис»), ул. Ванцетти, 25 и пр. Ленина, 108 (ООО «Ремстройбыт»). Предполагаем, что данные факты в Томске носят повсеместный и очень распространенный характер.

Установка приборов коммерческого учета электрической энергии, поступающей в данные жилые дома, была оформлена актами, подписанными представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями. Согласно ответу УФАС по Томской области от 12.04.2013 г. № НХ/1842, «установка приборов учета производилась за счет средств ООО «Горсети» и не оплачивалась ни управляющими компаниями, ни собственниками помещений в многоквартирных жилых домах. Предоставленные управляющими компаниями отчеты о затратах на содержание и текущий ремонт жилых домов за 2010-2012 гг. подтверждают, что собственники жилых домов не оплачивали установку ООО «Горсети». Согласно актам, подписанным представителями ООО «Горсети» и управляющими компаниями, приборы (коммерческого) учета электрической энергии, поступающей на многоквартирные жилые дома находятся на балансе ООО «Горсети». Хотя, например, согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, все электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения в границах многоквартирных жилых домов, должно находиться в собственности собственников жилых помещений данных многоквартирных домов.

Более того, несмотря на то, что приборы (коммерческого) учета находятся на балансе ООО «Горсети», согласно отчету ООО «УК Стройсоюз» умудрилось выставить жителям оплату за установку прибора коммерческого учета электроэнергии. Между прочим, данные неправомерные действия управляющей компании, попахивают мошенничеством и правоохранительным органам есть чем заняться.

Счета за ОДН незаконны?

К чему мы так подробно осветили данный вопрос с законностью установления счетчиков в многоквартирных домах? К тому, что если эта позиция верна и корректна, то выставлять счета за расход электроэнергии на ОДН по данным приборам коммерческого учета, установленным и находящимся на балансе у ООО «Горсети», организация ОАО «Томскэнергосбыт» не имеет никакого права. Во-первых, счетчики должны были быть установлены только с согласия общего собрания собственников жилых помещений и находиться в их собственности. Во-вторых, у ОАО «Томскэнергосбыт» и ООО «Горсети» должен быть заключен договор использования коммерческих приборов учета электроэнергии, поступающей на многоквартирные жилые дома, для осуществления начислений за ОДН по электроэнергии. ООО «Горсети» обязано обратиться к собственникам жилых помещений многоквартирных жилых домов о проведении общих собраний собственников в многоквартирных домах, принять решение об установке счетчика, выбрать организацию, которая установит счетчик. Соответственно, взимать плату за услуги ОДН по электроэнергии в «Томскэнергосбыт» могли только в соответствии с законодательством. Без этого выставление счетов на оплату ОДН самовольно и незаконно. Чтобы по этому поводу ни говорили в «Томскэнергосбыте»

«Закон не запрещает»

Справедливости ради мы попросили прокомментировать ситуацию пресс-службу ОАО «Томскэнергосбыт». Мы спросили - на каком основании приборы коммерческого учета электрической энергии поступающей на многоквартирные жилые дома в Томске, установленные ООО «Горсети», принадлежащие другому юридическому лицу, используются вами для осуществления расчетов и начисления по ОДН за электроэнергию?

И вот что они ответили.

«Законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием.

В связи с вступлением в силу с 12.06.2012 г. Постановления Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» обязанность по установке приборов учета возложена на сетевую организацию (п. п. 43, 150).

Согласно пункту 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила № 442), под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. У ОАО «Томскэнергосбыт» нет оснований для отказа к приемке в расчеты надлежащим образом допущенных приборов учета электроэнергии». (Конец цитаты.)

Вот так, закон якобы «не запрещает» снимать показания с приборов учета, неизвестно как и кем установленных. Получается, независимо от того, кто установил прибор учета, ОАО «Томскэнергосбыт» может производить по нему расчеты и начисление. Про наличие договора на обслуживание счетчиков с ООО «Горсети» представители от ОАО «Томскэнергосбыт» даже не заикнулись. Хотя Жилищный кодекс обязывает провести данную процедуру жестко в соответствии с законом и только с согласия общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов.

Однако именно по закону в ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыте» действовать и не хотят. Зачем нам проводить собрания собственников, давать им право на установку и выбор организации по установке счетчиков, да еще отдавать им потом эти счетчики в собственность? Сделаем это сами, сами поставим счетчики, сами назначим цены на их установку и закупку, впоследствии выставим счета ОАО «Томскэнергосбыту», а там выставят жильцам уже свои счета, отбивая деньги для себя и ничего и никому не объясняя. Жильцы же у нас все оплатят, хотя все эта электроэнергия, затраченная на «общедомовые нужды» давно и не единожды включена в тариф.

Что же делать жителям?

Обращаться в суд. Ведь получается, что в настоящий момент томичи вовсе не обязаны платить по счетам, выставленным за потребление электроэнергии по общедомовым нуждам. Кем бы и как они бы не были рассчитаны. И даже могут все уплаченные деньги назад. Может быть,хватит уже все сваливать на «неплательщиков», выставлять липовые и ничем не обоснованные счета, выезжать за счет добросовестных потребителей?

Кроме того, мы рекомендуем подавать заявления в прокуратуру Томской области о незаконности выставления тарифов по потреблению электроэнергии за ОДН от ОАО «Томскэнергосбыт». Основание - установка приборов коммерческого учета электроэнергии (ОДН) в многоквартирных домах проведена с грубейшими нарушениями Жилищного кодекса РФ и без ведома самих собственников. Пусть ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» проводят процедуру по закону и заново.

Кто куда смотрит?

Между тем в городе достаточно контролирующих органов, чтобы понудить ООО «Горсети» и ОАО «Томскэнергосбыт» работать в соответствии с законодательством. Почему же до сих пор они этого не сделали? Бездействие таких контролирующих и надзирающих органов, как департамент ЖКХ и Государственный жилищный надзор по Томской области, УФАС по Томской области просто поражает. Ведь, по сути, это с их молчаливого согласия происходит невероятное нарушение прав потребителей. Особенно контрастно это выглядит на фоне практически ежедневных сюжетов по телевидению и печатным средствам массовой информации с возмущением граждан. Так кто заинтересован в накаливании социальной ситуации? Кто провоцирует негативную оценку в отношении власти всех уровней? Спасибо, правда, прокуратуре Кировского района, вставшей на защиту граждан и внесшей представление об устранении нарушений закона ОАО«Томскэнергосбыту» и даже отстоявшей свою позицию в суде. Но одна она в поле не воин...