ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Полы (история возникновения, виды, характеристики). История возникновения паркета

Почему паркет?

С древнейших времен излюбленным, а зачастую и единственным строительным материалом на обширной территории Руси являлось дерево - наиболее доступный и легкий в обработке материал. Поначалу пол в жилищах представлял собой расколотые по длине бревна, уложенные плоской стороной вверх прямо на землю. Но уже в Киевской Руси изготовлялись полы из широких деревянных досок, уложенных вдоль помещения на поперечные балки.

Причем для особо значимых общественных или княжеских зданий деревянный настил укладывался в несколько слоев. При этом длина досок могла достигать 2 - 2.5 метров, а толщина превышала 20 - 30 мм. Подобные дощатые полы изготавливались преимущественно из мягких хвойных пород. В XVI веке в России распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который и по сию пору носит название "в елочку". Клепки, как правило, крепили основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы. Основным способом обработки поверхности деревянных полов в древности была пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, а способом ухода - мытье и скобление с применением раствора щелочи и песка. И вплоть до конца XVI века единственным видом декорирования пола в России оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок. Традиция художественного оформления пола в Европе восходит к классическим интерьерным решениям микено-критской и древне-греческой культур, которые украшали интерьеры мозаичными полами из камня и смальты. В средние века строители отдавали предпочтение полам из древесины, так как дерево лучше сохраняет тепло, легче, более упруго, да и лесные ресурсы в то время кажутся неисчерпаемыми. А начиная с XVI века вряд ли можно найти в Европе дворец, в котором хотя бы одна зала или один кабинет не были бы украшены щитовым мозаичным паркетом. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художественного пространства.
Пальму первенства в негласном соревновании в роскоши и красоте убранства монарших резиденций и дворцов выиграла Франция - Версаль и Лувр, Сан-Суси и Фонтенбло… Каждый из ансамблей может похвастаться уникальными мозаичными паркетами, недаром даже само слово "паркет" произошло от французского "le parquet".

В России эпоху художественного паркета открыл Петр I, познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия. Задумывая строительство Петергофа, Петр I собственноручно копировал из альбомов голландских архитекторов рисунки художественного паркета.

Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты. В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельной верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)

С началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. В начале XVIII века в России доминировал стиль раннего барокко и мода на геометрические рисунки паркета - кубы, ромбы, квадраты, кресты, многолучевые звезды, составляющие основное поле пространства пола, что определялось помимо художественных предпочтений простотой изготовления - требовались только прямые резы планок. Поначалу русские мастера использовали местные породы древесины - дуб, ясень, бук, грушу, березe, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню, но впоследствии этот список значительно расширился.

Художественные паркеты изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Почти весь XVIII век в русской архитектуре, живописи, скульптуре, дизайне интерьера господствовал стиль рококо. Характерными особенностями стиля стали многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии.

Паркеты набирались из большого количества разнообразных по форме, цвету, текстуре деревянных деталей, часто криволинейных. В Россию привозили множество экзотических цветных пород древесины: черное эбеновое дерево, фиолетовое - палисандр, розовое - амарант, желтое и красное - сандаловое дерево, атласное - карагач, а также оливу, чинару, кипарис, тую, самшит, шелковицу и другие.

С приходом в интерьерное искусство классицизма (конец XVIII - начало XIX вв.) внутреннее убранство залов, гостиных, приемных и будуаров пополнилось колоннами, пилястрами, нишами в стенах, богатым стенным и дверным декором. Рисунки орнаментов, используемых в оформлении пола, наоборот, стали более простыми, даже аскетичными, с преобладанием орнаментальных мотивов по древнегреческим образцам. От многоцветных композиций из нескольких десятков пород мастера перешли к комбинациям двух-пяти цветов. Стиль ампир (начало XIX в.) привнес в интерьеры элементы орнамента, связанного с триумфальными почестями победителей в битвах, однако в паркете этот стиль не получил выраженного отражения.

Такими были полы дворцов еще двести лет назад. Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, но … после "золотого" для художественного паркета XVIII века, и особенно с развитием в XIХ веке массового фабричного производства, его развитие практически замирает на столетие. Устройство паркетных полов из искусства превращается в ремесло. После революции в России краснодеревщиками практически стало нечего делать. Только в 60-х годах, при строительстве высотных зданий, а затем здания для СЭВ (ныне занимаемое Московской мэрией) и некоторых других объектов, начали "вспоминать" эти работы.

Возрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд, но … устройство художественных полов и сегодня большое искусство, кропотливая, ювелирная работа настоящих Мастеров.

К атегория: Паркетные работы

Немного об истории паркета

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы.

В средние века паркету стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из «дубовых кирпичей» достигает к началу XVII в. в различных странах Европы. Следует отметить, что художественная форма развития паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из «деревянных кирпичей».

Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, -который носил название «в елочку», а сам пол называли «косящатым». Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по некоторым общественным зданиям, по боярским хоромам, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.

Паркет начала XVIII в. связан с русской резьбой. Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты.

В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что «из столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и 10 столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да из охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакин-ского для устройства штучных полов для Зимнего дворца»

Для дворцовых паркетов в 1749 г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилевого карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827 г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета, значительно увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных «заморских» деревьев, среди которых были якаранда, жикитиба, чефраз.

Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетом. В зависимости от материалов паркеты носили различные названия: цветные (набранные из привозных деревьев), полуцветные, штучные (набранные из местных пород) и дубовые.

Паркеты изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из основания, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивали фанеру того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состоявшую из сухих прочных брусьев. Щит собирали с таким расчетом, чтобы он не подвергался деформации, для чего его скрепляли накрест. Щитовой паркет составляли не только из квадратов, но и из щитов, имеющих форму круга или сегмента.

При наклеивании цветного дерева на щигы применяли два способа: наборная работа - так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его можно сделать любой ширины. Вот почему фризы, как правило, изготовляли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах Останкинского дворца-музея в Москве.

В паркетах всегда большую ценность имела природная окраска древесины, однако применяли ее подкраску и подкуривание, а также своеобразную гравировку дерева.

Чрезвычайно важным и большим искусством в паркетных работах является правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом соседних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета - изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины были широко использованы для паркета. В зависимости от освещенности срезов и от перемещения источника освещения отдельные части паркета то зажигались светлыми пятнами, то угасали. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород - сосны, дуба и березы.

Замечательный щитовой сосновый паркет имеется в усадьбе Мураново (ныне музей Тютчева), в проходных галереях Останкинского дворца-музея (рис. 1 и 2) и в Кусковском дворце. Здесь паркет набран исключительно из сосны, обложенной узкими дубовыми рейками. Когда смотришь на игру света и тени сосновых паркетов, выложенных слоями перпендикулярно друг другу, то видна вся прелесть этих пород.

Рис. 1. Центральная часть паркета концертного зала Останкинского дворца. Конец XVIII в

Умение использовать направление волокон древесины является одним из важных навыков в мастерстве паркетчика, особенно при изготовлении художественного паркета.

Над паркетами работали в прежнее время краснодеревщики из крепостных или вольнонаемных людей. Они передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так, например, большинство полов в петербургских дворцах набирали охтинские плотники. В конце 50-х годов XVIII в. в Царском селе над паркетами работали цеховые мастера - столяры Гаврила Рыжий с товарищами Григорием Курицыным и Михайлой Сухим. Они же в 1753 г. настилали паркеты в Эрмитаже.

Рис. 2. Паркет Итальянского павильона Останкинского дворца. Конец XVIII в.

В 60-70 годах XVIII в. полы в Екатерининском дворце изготовляли охтинский столяр Дмитрий Андреев с семью мастерами.

В XVIII и XIX вв. охтинских краснодеревщиков как самых квалифицированных мастеров паркетного дела приглашали на работу во дворцы и в богатые особняки Петербурга. Так, в 1823 г. архитектор Росси поручил делать полы в Михайловском дворце охтинскому поселянину Степану Тарасову с товарищами. Другие русские архитекторы использовали тех же мастеров во главе со Степаном Тарасовым на строительстве в Екатерининском и Зимнем дворцах.

Даже в начале XX в. над паркетами в Петербурге работали представители нового поколения семьи Тарасовых.

Всю работу над паркетами выполняли тогда исключительно ручным способом. Массовое производство в условиях фабрики паркетных щитов стали применять только со времени изобретения в 70-х годах XIX в. специальной машины. Вот почему фабричный паркет получил свое наибольшее распространение только к началу 80-х годов прошлого столетия. К этому времени в Петербурге было уже три фабрики, изготовлявших паркеты, а в Москве к концу века было восемь паркетных фабрик. В первые годы XX в. число таких фабрик заметно увеличилось не только в больших городах, но и в губернских. По данным справочника, в 1914 г. паркет в России изготовляли уже на 85 предприятиях. Однако развитие этого механизированного производства паркета в условиях капитализма не означало улучшения его качества и дальнейшего расцвета как прикладного’ искусства. Наоборот, с начала возникновения фабрик качество художественного паркета падает, а к началу нашего века почти исчезает, все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород отечественной древесины.

Таким образом, лучшим в техническом отношении и по художественным качествам был щитовой паркет, распространенный в России. Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Китайском дворце в г. Ломоносове под Ленинградом (рис. 3) и в Останкинском дворце-музее в Москве. Лучшие образцы паркета XIX в. сохранились в Государственном Русском музее и в Зимнем дворце в Ленинграде (рис. 4).

Русский паркет насчитывает несколько сот лет своего существования в истории русского декоративного искусства.

Русские щитовые паркеты XVIII-XIX вв. были и остаются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было столь разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и качество паркета достигали непревзойденного совершенства. Жаль, однако, что все эти работы вел лишь узкий круг потомственных мастеров, которые скрывали секреты своего мастерства.

В наши дни, когда создаются колоссальные общественные здания для трудящихся, потребность в паркете высокого качества, а также в художественном оригинальном паркете чрезвычайно возросла.

За годы Советской власти в нашей стране создано немало красивейших зданий с паркетами, которые по своим художественным достоинствам ничуть не хуже прежних.

Рис. 3. Центральная часть па-ркета в кабинете Ротари Китайского дворца XVIII в.

Рис. 4. Паркет центральной части Малахитового зала Начало XIX в.

Так, в 30-х годах академик А. В. Щусев разработал эскизы паркетов для гостиницы «Москва».



- Немного об истории паркета

При отделке помещений, а именно полов, когда важны эстетика, тепло, уют и благоприятная экология, большинство людей отдает предпочтение дереву, а не каким-то другим материалам . При этом внешний вид, цвет, текстура древесины зачатую играют для человека большую роль, чем ее объективные физические показатели. К тому же современный рынок предлагает огромное количество разновидностей паркета: штучный и массивную доску, паркетную доску и ламинированный паркет.

История паркета

История деревянных полов насчитывает приблизительно 3000 лет. И не мудрено, ведь деревянный пол обладает большими преимуществами: он теплый, упруг, легок в обработке, относительно дешев (а леса в те времена было значительно больше) и, как теперь принято говорить, "экологически чистый". С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, настилавшихся прямо по земле.

В России деревянные полы стали элементом оформления помещений сравнительно недавно. В XV веке для настилки полов использовались преимущественно строганные толстые половицы из мягких пород дерева, таких как ель, сосна, пихта. Начиная с XVI века полы стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил (и до сих пор носит) название " в елочку". Эти первые декоративные полы, встречавшиеся только в очень богатых домах, и явились прародителями паркета.

Само слово паркет происходит от французского "Parquet". Из Франции же пришла мода на щитовой и мозаичный паркет, широко использовавшийся для оформления дворцовых интерьеров, начиная, пожалуй, со времен Петра I.

Существовал даже собственный стиль укладки - русское барокко. Широко использовались прежде всего местные (и, следовательно, более дешевые) породы дерева, такие как береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач и кизил. В качестве экзотики применялись дорогостоящие привозные породы, как, например, черное (эбеновое) дерево, фиолетовый палисандр, желтое сандаловое или лимонное дерево, красное дерево, оливковое - желтоватое атласное, железное, чинара, белый и красный кипарис, туя, самшит, шелковица и другие. Такое разнообразие расцветки древесины давало возможность набирать самые нарядные узоры. До сих пор паркетные полы дворцов Санкт-Петербурга и его пригородов считаются наивысшим творческим достижением в этой области.

Фабричный паркет получил распространение во второй половине XIX века. Так, в Петербурге было целых три фабрики, изготовлявшие паркет. В Москве - восемь. Постепенно количество фабрик увеличивалось и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве.

Основные материалы

Для изготовления паркетных полов традиционно используется древесина лиственных пород, отличающаяся большой твердостью и износостойкостью в отличие от мягких хвойных пород. В свою очередь эту древесину можно разделить на местную и экзотическую (поставщики Африка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия). К первым относятся дуб, ясень, бук, клен, граб и другие, ко вторым - махагон, мербау, тик, венге. Сейчас стали появляться в продаже и весьма редкие для российского рынка породы: сукупира, кумачу, лапачо, дусия, мутения. Каждой породе присущи свой естественный цвет, особенности микроструктуры, степень устойчивости к внешним воздействиям.

Мы попробуем коротко перечислить названия используемых для изготовления паркета пород деревьев (их русские и иностранные названия), чтобы потенциальный покупатель смог заранее представить то изобилие, которое он сможет увидеть, посетив какую-нибудь из крупных фирм, торгующих паркетом.

Начнем с местных и наиболее распространенных пород древесины.

Бук (нем. - Rolbuche, англ. - Beech, итал. - Faggio). Широко распространен в Европе, традиционно применяется для изготовления паркета. Древесина светлая с красновато-желтым или сероватым оттенком. Твердая и прочная, не уступает дубу.

Вишня (нем. - Kirschbaum, англ. - Cherry, итал. - Ciliegio.) Произрастает по всей Европе, в Малой Азии, США и некоторых зонах Центральной Америки. Древесина розово-коричневатая, иногда розово-сероватая. Очень декоративна.

Граб (нем. - Weissbuche, англ - Hornbeam, итал. - Carpino). Распространен в Европе, Малой Азии. Древесина светлая, серовато-белая, блестящая.

Груша (нем. - Birnbaum, англ. - Pear, итал. - Pero). Распространена в Европе. Древесина имеет розоватый оттенок.

Дуб (нем. - Eiche, англ. - Oak, итал. - Quercia Rovere). Распространен в Европе, Азии и Америке, является традиционной породой для изготовления паркетных и досчаных полов. Насчитывает около 200 разновидностей. Древесина имеет оттенки от светло-коричневатого до желтовато-коричневого с красивой текстурой. Прочна, долговечна, устойчива к внешним воздействиям. Очень ценится мореный (пролежавший много лет в воде) дуб темно-серого цвета.

Каштан (нем. - Edeikastane, англ. - Sweet chestnut, итал. - Castango). В настоящее время он культивируется по всей Европе. Древесина - светло-коричневая. Текстура каштана почти такая же, как и у дуба.

Клен (нем. - Ahorn, англ. - Maple, итал. - Acero). Произрастает по всей Европе, в Америке, на Дальнем Востоке. Древесина имеет почти белый цвет, иногда со слегка желтоватым оттенком. Считается изысканным материалом для внутренней отделки помещений - создает контрастный фон для темной мебели.

Ольха (нем. - Erie, англ. - Alder, итал. - Onlano). Произрастает в Европе, Малой Азии и Северной Африке. Древесина светлая с красновато-оранжевым оттенком.

Орех (нем. - Nussbaum, англ. - Walnut, итал. - Noce). Произрастает повсеместно. Древесина - коричнево-серая с более темными вкраплениями. Очень декоративна, давно и широко применяется для отделки интерьеров и изготовления мебели. Устойчив к деформации.

Тик (нем., англ. и итал. - Teak). Растет в Индии, Индонезии, Бирме и окружающем регионе, а также в Восточной Африке. Древисина золотисто-коричневая, текстура хорошо выражена. Имеет высокое содержание маслянистых веществ и поэтому практически не гниет, может сохраняться при благоприятных условиях сотни лет.

Ясень (нем. - Esche, англ. - Ash, итал. - Frassino). Произрастает в Центральной Европе. Древесина светлая, слегка желтоватая, с хорошо выраженной текстурой. По твердости превосходит дуб, но при этом очень эластичен.

Ну а теперь о более экзотических сортах:

Афрорморзия (нем., англ., итал. - Afrormorsia). Коричнево-золотистая древесина с темными прожилками из экваториальной Африки. Используется как заменитель тика. Применяется в качестве декоративных элементов мозаичных полов.

Бамбук (нем. - Bambus, англ. - Bamboo). Формально не является деревом. Паркетные планки из бамбука склеиваются в заводских условиях из отдельных полос. Устойчив к механическим и климатическим воздействиям. Естественный цвет бамбука - золотисто-соломенный.

Венге (нем., англ. и итал. - Wenge). Произрастает в тропических джунглях Западной Африки. Зрелая древесина очень декоративна. Цвет - от золотисто-коричневого до очень темного коричневого.

Дуссия (нем. и итал. - Doussie, англ. - Alzelia). Дерево тропиков (Западная Африка). Древесина декоративна, имеет красно-коричневою окраску. Она очень устойчива к внешним воздействиям.

Камбала (Ироко) (нем. - Kambala, англ. и итал. - Iroko). Дерево тропиков (Западная Африка). Древесина желтовато-коричневая. Устойчива к изменениям микроклимата, к различным вредителям древесины.

Кемпас - дерево Юго-Восточной Азии. Цвет яркий: от золотисто-красноватого до темно-оранжевого.

Кумару (нем., англ., итал. - Cymaru). Растет в Южной Америке (Амазонка). Древесина золотисто-коричневая с темными продольными прожилками.

Лапачо (Ипе) (нем., итал. - Ipe, англ. - Guaycan). Дерево Центральной и Южной Америки. Древесина оливково-серая.

Махагони (истинный махагони) (нем. - Echtes Mahagon, англ. - American Mahagony, итал. - Mogano). Древесина красновато-коричневая.

Мербау - дерево Юго-Восточной Азии. Цвет древесины - от светлого до темно-коричневого. Древесина очень твердая, устойчива к воздействию влаги, мало рассыхается, благодаря чему используется при строительстве палуб морских судов и яхт.

Мутения (нем., англ. и итал. - Mutenye). Дерево тропической Западной Африки. Древесина очень декоративна, имеет окраску от светло-коричневой до оливково-коричневой.

Оливковое дерево (нем. - Olivenholz, англ. - Olive tree, итал. - Olivo). Дерево Южной Европы и близких к ней зон Азии. Древесина желто-белая, иногда с красноватым оттенком.

Падук (Африканский падук) (нем. - Afrikanisch Padouk, англ. - African Padouk, итал. - Padouk africano). Дерево Заира, Нигерии, Анголы. Древесина кораллово-красная. Очень устойчив к механическим нагрузкам (давлению) и внешним воздействиям.

Сукупира (нем., англ., итал. - Sucupira). Дерево Южной Америки. Древесина красновато-коричневого тона с вкраплением светлых и желтоватых прожилок. Не повреждается вредителями.

Эвкалипт (Ярра) (нем., англ. - Eucalyptus, итал. - Eucalitto). Растет преимущественно в Австралии. Отличается яркой красной окраской (от клубничного до темно-красного). Древесина устойчива против всех видов вредителей.

Ягоба (Курбарил) (нем., итал. - Courbaril, англ. - West Indian locust). Дерево Центральной и Южной Америки. Древесина имеет очень красивые декоративные тона от оранжево-коричневого до фиолетового и темно-коричневого.

Цвет и интерьер

Деревянный пол - достойный фундамент для создания дизайна интерьера вашего дома. Красивый пол существенно улучшает общий вид квартиры. Перед тем как выбрать нужный образец, посмотрите еще раз на свою комнату. Какое впечатление вы хотите произвести? Как вы обставите свою комнату? Подумайте. Не торопитесь! Прочувствуйте! Благодаря определенному цвету вы можете визуально изменить размеры вашей комнаты. Светлое дерево добавит света и видимого пространства. В то же время темное дерево может сделать комнату более интимной. Ваш выбор будет зависеть от вашего вкуса и от того, какую атмосферу вы хотите создать. Ведь дерево дает возможность уникально работать с цветом. Цвет интерьера и мебели заметно выигрывает на фоне четких волокон и заметной свилеватости паркета.

Чтобы не создать дисгармонию с полом и понять, каков будет дальнейший эффект, вы можете вначале окрасить своим любимым цветом небольшую часть стены. Затем положить рядом лист ватмана, окрашенный (хотя бы приблизительно) в выбранный цвет паркета. Ну, а обладатели домашнего компьютера имеют возможность вволю поэкспериментировать, используя это чудо техники. Благо дизайнерских программ продается множество.

Несколько слов о том, на что необходимо обратить внимание при выборе напольного покрытия.

Внешний вид. Он должен соответствовать выбранному вами интерьеру. Цвета и текстуры современных напольных покрытий открывают новые возможности для создания неповторимых дизайнерских решений.

Качество. От качества выбранного вами материала зависит не только внешний вид, но и срок эксплуатации.

Деньги. Определите затраты на время всего срока службы. В сумму, затраченную на пол, входит и само напольное покрытие, и расходные материалы, и затраты на укладку. Не всегда кажущееся дешевым напольное покрытие дает желаемую экономию.

Долговечность. Сразу после завершения ремонта ваши новые полы в квартире или офисе выглядят превосходно. А как они будут выглядеть через год или два? Правильно подобранный материал должен обеспечить вашим полам превосходный вид в течение всего срока службы.

Экология. От экологической чистоты выбранных вами материалов будет в дальнейшем зависеть ваше здоровье и здоровье ваших детей.

Покрытию пола в современном жилище уделяется все больше и больше внимания. Красивый паркетный пол является визитной карточкой любого помещения. По сравнению с другими напольными покрытиями: дощатыми, линолеумными, покрытиями из ковролина и т.д., - полы из паркета имеют ряд преимуществ как в плане их надежности и долговечности, так и в эстетическом отношении.

Натуральный паркетный пол представляет собой аккуратно и точно подогнанные друг к другу небольшие дощечки, покрытые лаком. Свое право на существование паркет подтверждает уже три столетия. Главным преимуществом паркетного пола является тот факт, что паркет изготавливается из натуральной древесины - экологически чистого и безвредного материала.

Паркетный пол можно увидеть в самых разных помещениях. Паркет в жилой комнате должен по стилю соответствовать обстановке, паркет на кухне и в холле не должен портиться от грязи и воды, паркет в детской должен быть достаточно прочен. Паркетная доска с сучками и ярким узором волокон, сделанная из разных слоёв древесины, выглядит живой и интересной, в то время как ничто не может быть элегантнее аккуратно подобранной паркетной доски с ровным рисунком.

Толщина верхнего слоя паркета должна соответствовать типу помещения. Надо учесть, что паркет с толщиной верхнего слоя менее миллиметра нельзя восстановить циклёвкой, в то время как паркет с верхним слоем более четырёх миллиметров можно циклевать два-три раза, что делает его идеально подходящим для общественных заведений - магазинов, ресторанов, танцполов.

Паркет впитывает влагу, если влажность в помещении повышена, паркет разбухает. Относительная влажность 50-65% и температура 18-25 градусов более всего подходят для паркета. Если у вас установлена система подогрева пола, то общая толщина паркетного покрытия не должна превышать максимальную величину для вашей системы обогрева.

Современная качественная паркетная доска состоит по крайней мере из трёх слоёв. Толщина верхнего слоя из ценных пород дерева обычно не превышает 4-6 миллиметров, а в ряде случаев может быть и меньше миллиметра. Средний слой обычно делается из ели или другого мягкого дерева и для прочности кладётся поперёк верхнего слоя. Пазы и гребни для соединения паркетных досок вырезаны в среднем слое. В самом низу паркетной доски подкладывается слой фанеры.

Паркет даже из самых твёрдых пород дерева несложно испортить. Не допускайте попадания песка и грязи на паркет -- они способны оставить глубокие царапины. Приклеивайте мягкие защитные прокладки на ножки столов и стульев, под столиками и креслами на колёсиках положите коврик. Регулярная обработка паркета специальным воском один-два раза в год надолго продлит жизнь вашего паркета.

Рекомендации производителей по удалению различных пятен и загрязнений с вашего паркета в общем одинаковы. Пятна от вина, сока, молока, пива, кофе, чая, безалкогольных напитков хорошо выводятся бытовыми моющими средствами. Отпечатки каблуков, шоколад, жир, масло, смола легко удаляются при помощи небольшого количества бензина. Чернильные пятна, губная помада, тушь удаляются спиртом. Пятна крови следует стереть холодной водой.

Виды покрытия пола из дерева

Штучный паркет

Штучный паркет является традиционным видом русского паркета и представляет собой планки ("клепки") с габаритными размерами: длина от 200 до 450 мм, ширина от 40 до 70 мм, толщина от 14 до 22 мм (наиболее распространенные - 15 и 22 мм).

Штучный паркет изготавливается из массива ценных пород древесины; на боковых и торцевых гранях, как правило, имеются шипы и пазы для лучшей связки паркетных планок между собой при их сборке. Долговечность штучного паркета определяется толщиной "рабочего" слоя (расстояние от лицевой поверхности паркетной планки до шипов). Например, у паркета толщиной 15 мм "рабочий" слой составляет 8 мм, и соответственно, срок его эксплуатации составляет около 50 лет.

К преимуществам штучного паркета, кроме его массивности (однородности строения) и долговечности, относится также широкий выбор вариантов его укладки: простых ("палуба", "ёлочки", "разбежки", "квадраты" и т.д.) и художественных ("розетки", "звезды", "бордюры", "ромбы", "плетенки" и т.д.).

Штучный паркет обладает хорошими теплоизолирующими свойствами, которые обеспечиваются слоем самого паркетного покрытия и многослойной подосновой. Благодаря этому пол будет теплым в любое время года. Помимо этого, паркет обладает высокими техническими характеристиками и художественными достоинствами.

Характеристика паркетных полов из натуральной древесины определяется качеством и сортом древесины. Очень важно, как высушен паркет. Вакуумная сушка является наиболее щадящей, она не создает внутренних напряжений в древесине.

На продолжительность эксплуатации паркета и особенности укладки влияет выбор породы дерева, из которого изготовлен паркет. Все породы дерева, кроме дуба, можно назвать "нервными". Бук и ясень имеют повышенную гигроскопичность и увеличенный коэффициент объемного расширения при увлажнении, хвойные породы очень мягкие, некоторые экзотические породы смолисты и непредсказуемы.

Половая доска

Половая доска аналогична по своей конструкции штучному паркету (массивная доска с шипами и пазами на боковых и торцевых гранях) с габаритными размерами: длина от 500 до 2000 мм, ширина от 18 до 25 мм. Благодаря таким размерам половая доска все чаще находит применение в оформлении современных интерьеров.

Щитовой паркет

Щитовой паркет представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из хвойной подложки и лицевого ("рабочего") слоя из ценных пород древесины. Щиты, как правило, имеют в плане квадратную форму, с габаритами по боковой стороне от 400 до 800 мм, по толщине от 20 до 40 мм ("рабочий" слой - от 5 до 15 мм).

В щитах по боковым сторонам выполнен четырехсторонний паз, для сборки их между собой с помощью соединительных шпонок. Основной рисунок на лицевой стороне щитов - "квадраты", в отдельных случаях могут быть изготовлены щиты с художественным рисунком.

Паркетная доска клееная

Паркетная доска клееная представляет собой напольное покрытие в виде многослойной конструкции (как правило трехслойной). Средний и нижний слои изготавливаются из древесины хвойных пород (сосна, ель), а верхний слой - из дерева ценных пород, наиболее часто толщиной около 4 мм. Благодаря тому, что волокна древесины среднего слоя ориентированы под прямым углом к волокнам верхнего и нижнего слоев паркетной доски, естественная деформация древесины существенно сокращается. Доски имеют габаритные размеры: длина от 2000 до 2500 мм, ширина от 180 до 200 мм, толщина от 14 до 20 мм. На боковых и торцевых гранях имеются шипы и пазы для сборки их между собой, при этом за счет точности изготовления достигается жесткое (без люфта) соединение между досками, а также отсутствие ступенек ("провесов") по лицевой стороне.

Поскольку рабочий слой из ценных пород древесины не превышает, как правило, 4 миллиметров, то некоторая нестабильность различных пород к изменениям температуро-влажностного режима не оказывает существенного влияния (в отличие от штучного паркета) на эксплуатационные свойства паркетной доски.

Паркетная доска массивная

Это напольное покрытие состоит из массивных планок из ценных пород древесины, которые соединены между собой по боковым и торцевым граням (рисунок, образуемый планками, - "разбежка"). Габаритные размеры: длина от 2000 до 2500 мм, ширина от 120 до 200 мм, толщина от 18 до 22 мм. На боковых и торцевых гранях досок имеются шипы и пазы для сборки их между собой.

Мозаичный паркет

Для официальных и торжественных помещений применяют наиболее ценные породы дерева - ореха, карельской березы, красного дерева, граба, клена.

Пластины такого паркета имеют разную форму и за счет подбора цвета, фактуры древесины, а также вкраплений узких пластин-прожилок разного цвета выкладывается художественный орнамент или рисунок. В последнее время выполнение художественной кладки паркета в виде картин известных классиков, батальных, любовных или сказочных сцен стало серьезным увлечением состоятельных людей. Стоимость таких полов, иногда действительно художественных произведений, достигает нескольких десятков тысяч долларов. Художественная кладка постепенно вытеснила предыдущее увлечение любителей украшения паркета - на монотонном светлом паркете с помощью нескольких десятков матриц различной формы выжигался орнамент и покрывался толстым слоем лака.

Наборный паркет

Наборный паркет состоит из паркетных пластин толщиной 8-12 мм, набранных с определенным рисунком и наклееных лицевой стороной на бумажный лист. Наклейка на бумажный лист помогает избежать подбор пластин на месте укладки. После укладки наборного паркета бумажный лист удаляется.

Размер наборного паркета: 400х400, 480х480, 520х520, 600х600 и 650х650 мм.

Паркетные щиты

Паркетные щиты представляет собой деревянные квадратные щиты, состоящие из двух слоев. Основание щита изготовлено из низкосортной древесины, а верхний слой - паркетные пластины из ценных пород дерева.

В массиве нижнего слоя паркетного щита делаются только пазы.

Верхний слой из пластин имеет толщину 6-8 мм. Пластины имеют хорошо подогнанные кромки и не имеют пазов и гребней. Они аккуратно подбираются, укладываются плотно друг к другу и в таком положении приклеиваются на щиты.

Укладка паркетных щитов ведется на лаги или бетонное основание. Скрепление щитов между собой производится с помощью специальных деревянных вставок, помещаемых в пазы соседних щитов. Щиты изготавливаются разного качества и размера.

Стандартными размерами отечественных производителей являются размеры: 400х400, 480х480, 520х520, 600х600 и 650х650 мм.

Ламинат

Полы из ламината -- одна из новых технологий, предлагающая альтернативу паркетным полам на основе массива из ценных пород дерева.

Ламинат - плоскости толщиной 6-10 мм, лицевая поверхность которых изготовлена из тонкого слоя естественного или синтетического материала. Покрытия, наносимые на лицевую поверхность ламината, выполняются с нормальной и повышенной устойчивостью к износу.

Ламинатные плоскости бывают двух видов - с пазом и гребнем только по двум длинным кромкам плоскости или, как у штучного паркета, с пазами и гребнями на всех кромках.

Размеры ламинатных плоскостей зависят от фирмы-производителя. Так, ламинат фирмы "Pergo" имеет размер 1200х200 мм.

Пол из ламината можно укладывать на старые паркетные, деревянные, бетонные, линолеумные или кафельные полы. Укладка ламината ведется по принципу "плавающих полов".

Лучший способ ухода за паркетом - это профилактика.

Паркет рекомендуется убирать только с применением пылесоса. Допускается протирать паркет хорошо отжатой тряпкой с применением специальных нейтральных моющих средств. Паркет не рекомендуется мыть с применением большого количества воды, мыла. Не допускается заливание паркета водой. Уход за матовым и шелковисто-матовым лаком гораздо проще, т. к. при попадании солнечного света на поверхность пленки не видны следы жира и мелкие царапины.

Чтобы удалить пятна от обуви, чернил, грязи, жира с полуматовых, полуглянцевых и глянцевых покрытий, используют специальные растворы и полироли.

Лаковое покрытие на изношенных участках пола восстанавливать нужно своевременно. Нельзя приписывать лакам гидроизоляционные свойства - они являются лишь пароизоляторами.

Отлакированный паркетный пол необходимо защищать от прямого попадания солнечных лучей, низкой влажности воздуха и отсутствия вентиляции. В противном случае с течением времени пленка лака потеряет свою твердость, станет мягкой, податливой, на ней могут появиться разрывы. Влажность воздуха в помещении должна быть не ниже 50% и не выше 70%, температура - не менее 15 °С, интенсивность воздухообмена - не менее 50 л/мин. В помещениях с большим перепадом температур и влажности желательно использовать масляные или восковые мастики.

На ножки мебели желательно наклеивать войлочные "набойки", чтобы снизить точечную нагрузку на пленку лака и его деформацию, трещины.

По лакированным полам нельзя ходить в уличной обуви, тем более в туфлях на "шпильках" - на паркете могут появиться трещины, вмятины, сколы. Дефекты, возникающие на натуральном паркете (следы от каблуков-шпилек, потертость ножками мебели, нарушение лакового покрытия на проходах и т.д.), устраняются обычно при смене лака и шлифовке.

В случае существенного превышения в помещении влажности стен (более 5%) и воздуха (более 80%) или серьезной протечки влага все равно рано или поздно пройдет в паркет, каким бы лаком он не был покрыт. Если влага случайно попала на лаковую планку, то поверхность пола необходимо как можно быстрее протереть тряпкой, чтобы вода не успела проникнуть в паркет. При появлении щелей не торопитесь циклевать пол и не пытайтесь немедленно устранить щели с помощью шпатлевки. Примите меры к обеспечению нормальной влажности в помещении, т.к. излишняя сухость воздуха так же может нанести вред паркету. Хорошее состояние паркетного пола и комфорт людей, живущих в помещении, зависят от правильного климатического режима (температура около 20 градусов, относительная влажность - около 55%). Здесь могут помочь аквариум, постоянно поливаемые комнатные цветы, специальные увлажнители. Деревянный пол - это естественный кондиционер: дерево сохнет, увлажняя воздух зимой при включенном отоплении и пониженной относительной влажности (порядка 50% и ниже), и набирает влагу летом, когда относительная влажность может достигать 90% и более. Тогда клепки, слегка увеличиваясь в размере, сходятся, и щели пропадают. Однако постоянное наличие щелей большого размера (иногда более 5 мм) свидетельствует об усыхании паркета.

При появлении щелей не торопитесь циклевать пол и не пытайтесь немедленно устранить щели с помощью шпатлевки. Примите меры к обеспечению нормальной влажности в помещении.

Нужно стараться не допускать полного истирания слоя лака на паркете, и наличие протоптанных дорожек на поверхности лака - сигнал о том, что нужно заново шлифовать и покрывать лаком пол.

Виды загрязнений и способы их удаления

Факторы, влияющие на очистку покрытия.

1. Время воздействия очищающего средства. Чем дольше время воздействие, тем лучше эффект. Однако если очищающее средство содержит воду необходимо строго соблюдать рекомендуемое время воздействия на паркет.

2. Химический состав очищающего вещества – именно от него зависит результат очистки, для каждого типа пятен существуют определенные очистители.

3. Температура – при более высокой температуре очистка происходит легче и быстрее, поэтому при необходимости чистящее средство добавляют в теплую воду.

Немного истории

История покрытия пола жилых помещений началась практически с развитием цивилизации. Пол в пирамидах египетских фараонов был вымощен камнем. С развитием гончаргого ремесла в Египте появились полы из керамической плитки. Древние египтяне создали даже систему обогрева полов в виде керамических труб, в которую подавался теплый воздух от горящего во дворе костра.

Виллы вельмож Древнего Рима украшались мраморными полами и мозаикой из разноцветного камня в виде сложного орнамента и целых картин на мифологические сюжеты. В домах же ремесленников и бедноты пол покрывался циновками. Соломой утепляли земляные полы и в замках феодалов средневековой Европы, только самые богатые из них могли позволить себе ходить по коврам восточной работы. В Готический период в Европе появляется деревянная отделка пола, для красоты ее делают из разных пород дерева - так был создан мозаичный паркет.

С развитием искусства декорирования жилых помещений, совершенствуются и полы в них. Паркет и каменная мозаика во дворцах Европы становятся все более живописными. С возникновением мореплавания и открытием новых территорий в сложном орнаменте европейского паркета появляются дорогие экзотические породы дерева и камня.

Но принципиально новые конструкции полов становятся возможными с развитием химии и созданием синтетических материалов и новых технологий. Современные возможности строительных и отделочных материалов дают неограниченное количество вариантов конструктивного и цветового решения покрытия пола.

Напольные покрытия

Полы современного дома должны отвечать ряду требований.Во -первых, они должны быть достаточно прочными и жесткими, без прогибов и деформаций, иметь достаточную сопротивляемость износу. Во -вторых, полы должны быть теплами обладать хорошими акустическими свойствами (особенно в спальнях и детских комнатах). В - третьих, будучи частью украшения интерьера, пол должен отвечать определенным эстетическим требования. В - четвертых, конструкция полов обязана соответствовать функциональному назначению помещений. Например, полы кухни, ванны и санузлов должны быть влагостойкими, отвечать повышенным гигиеническим требованиям, иметь высокую прочность и высокий коэффициент трения даже во влажном состоянии.

Покрытие - это верхний элемент пола. Существует несколько видов современных покрытий. Деревянные, они могут быть дощатыми, паркетными или из паркетных досок или щитов. Ламинированные полы из панелей со специально обработанной лицевой поверхностью. Плиточные из напольной плитки. Пробковые полы из натуральной пробки. Полы из полимерных материалов - это линолеум и ковровые покрытия.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки перечисленных видов покрытий. Древесина относится к традиционным материалам при устройстве полов и, пожалуй, еще долгое время не уступит своих позиций даже на фоне современных материалов и новейших технологий. Преимущетво древесины - высокая экологичность, т.к. в состав полов из искусственных материалов в той или иной степени входят химические вещества, иногда токсичные.

Дощатые полы - это надежный и удобный в эксплуатации вид полов, довольно распространенный в индивидуальном строительстве. Из недостатков можно назвать их невысокие декоративные характеристики и, как довольно распространенное явление, скрип дощатых полов.

Паркет является одним из основных видов полов из натуральной древесины. Практичность, экологическая чистота, долговечность, а самое главное - неповторимое ощущение тепла, которое дает текстура и цвет натурального дерева от янтарного до всех оттенков коричневого ставит это покрытие вне конкуренции. Штучный паркет остается лидером в море разнообразных покрытий, он очень прочен и декоративен: есть возможность из различных по цвету паркетных дощечек выложить пол с различным рисунком. Материал для паркета - это обычно твердые породы дерева: дуб, бук, клен, ясень. Сравнительно недавно появившийся паркет из бамбука совершенно не требует отделки после настила. Из недостатков паркета, кроме дороговизны, является необходимость соблюдения температурного и влажностного режима, иначе паркет, особенно художественный быстро разрушается.

Полы из паркетных досок и паркетных щитов - это дешевая имитация паркета, именно поэтому они получили широкое распространение. Конструктивно этот вид покрытия состоит из основания (доска или древесностружечная плита), на которое приклеиваются тонкие планки из паркетных пород дерева. По сравнению с паркетом, срок службы таких полов меньше в 8-10 раз. Низкая звукоизоляция - тоже недостаток таких полов.

Ламинированные полы являются одним из перспективных видов покрытий. Такое покрытие, при относительной дешевизне, выглядит очень декоративно. Кроме того, к поверхности ламинатных панелей не прилипает пыль и грязь, пол несложно содержать в чистоте. Основной недостаток ламинированных полов - их недолговечность.

Для покрытия пола производится специальная напольная плитка, она достаточно прочная, очень декоративная - выпускается в разнообразных цветовых решениях, имитируя мрамор, камень, кирпич и старую кладку. Используется в помещениях с повышенной влажностью и там, где требуется высокая износостойкость пола.

Пробковые полы из натуральной пробки обладают рядом достоинств: высокими звукоизоляционными и теплоизоляционными свойствами, которые превосходят аналогичные параметры других покрытий пола. Кроме того эти полы красивы и экологичны. Износоустойчивость их повышена тем, что на лицевую сторону пробковых плит наклеена виниловая пленка, но тем не менее, и это их основной недостаток, защитная пленка может быть повреждена ножками тяжелой мебели.

Полы из полимерных материалов прочно вошли в наш быт. Это полы из линолеума и ковровых покрытий. Большую популярность они заслужили простотой укладки, легкостью замены и удобством в уборке.

Полы из линолеума гигиеничны, влагостойки, достаточно прочны. Такие полы поражают разнообразием цветовых решений и высоким качеством рисунков, имитирующих паркет, мрамор, ковры, мозаику. К недостаткам можно отнести относительную недолговечность линолеума.

Ковровые покрытия из синтетических материалов нашли широкое применение в жилых помещениях. Они теплы, эластичны, допускают влажную уборку. Разнообразие цветов и фактуры таких покрытий (с высоким и коротким ворсом, трикотажные, петлевые, нетканые), их высокая декоративность, износостойкость - основные преимущества синтетических ковровых покрытий.

Такое разнообразие материалов и технологий покрытия пола дает возможность практически безграничного выбора при оформлении различных жилых помещений с учетом их функционального назначения.

Полы - основная часть декоративного оформления интерьера. И выбрать единственно правильный вариант покрытия невероятно важно, т.к. именно от пола будет зависить общая атмосфера в помещении.

Паркетная доска

Паркетная доска - это трехслойная (реже - двухслойная) конструкция из натуральной древесины. Появилась она в 40-е годы XX века. С одной стороны, своими размерами она напоминает массивную. С другой стороны, благодаря рисунку верхнего слоя, пол, выложенный паркетной доской, может имитировать штучный паркет. Сравнительно новый материал так же экологически чист и полностью натурален, так же красив, не менее прочен и износостоек, а при должном уходе - еще и очень долговечен. При этом он существенно проще в укладке, легче, тоньше и, наконец, дешевле. В сегодняшней Европе 60% деревянных полов - это полы именно из паркетной доски.

Конструкция
Тело современной паркетной доски состоит из трех слоев.

Верхний слой (его еще называют отделочным, лицевым или рабочим) имеет толщину от 0,5 до 4-6 мм. Он представляет собой тонкий срез древесины ценных пород, которые применяются в производстве штучного паркета: от традиционного дуба, бука, клена, ореха, березы и вишни до экзотических пород - венге, ятоба, тик, ироко мербау, акации, дуссии. Именно этот слой отвечает за внешний вид и, главное, за долговечность паркетной доски: чем он толще, тем большее количество шлифовок она может выдержать.

Средний слой - это короткие и плоские бруски (ламели, пластины) из смолистых хвойных пород, склеенные между собой. Но бывает, что средний слой делают из прочного HDF (тонкая плита, спрессованная из мелко перемолотой древесины), еще менее склонного к деформации. На уровне среднего слоя вдоль двух сторон устраиваются гребни, а вдоль двух других - пазы. Так же располагают и элементы замкового (бесклеевого) соединения. Доски скрепляют по четырем сторонам.

Нижний слой, как правило, представляет собой еловую или сосновую фанеру толщиной 2 мм.

Волокна среднего слоя идут поперек волокон верхнего, а волокна нижнего слоя вновь поперек волокон предшествующего. Взаимно перпендикулярные слои сдерживают линейное расширение друг друга и доска получает устойчивость к деформациям под влиянием колебаний температурно-влажностного режима.

Толщина трехслойной паркетной доски колеблется от 7 до 22 мм, длина, как правило, 2-2,5 м, ширина - 13-20 см.

В зависимости от количества рядов плашек, уложенных рядом друг с другом в верхнем слое паркетной доски, она бывает трехрядной (состоит из трех параллельных полос древесины ценных пород, как правило, все планки на такой доске поделены на модули, то есть уложены не сплошными длинными полосками, а разделены на короткие отрезки), двухрядной (состоит из широких полос шпона, уложенных сплошными полосами или поделенных на модули) и однополосной (сделанной “под массив”, она создает полный эффект пола из массивной доски). Это наиболее распространенные варианты.

Паркетная доска покрывается лаком (до 7 слоев), причем не так, как паркет на объекте, в условиях “комнатного климата”, а еще на производстве. Это более износоустойчивый слой лака. Возможен другой вариант - когда дерево не покрывают лаком, а пропитывают смесью масла, воска и природных смол. Тогда цвет и фактура древесины получаются особенно интересными - проявляется насыщенный тон и четкий рисунок волокон.

Укладка
Это деревянное напольное покрытие максимально готово для монтажа, его не надо ни сушить, ни подравнивать, ни шлифовать после укладки. Укладывать ее можно несколькими способами. В помещении, где устраивают деревянные полы, в период проведения работ должно быть не жарко, не холодно (+20 ± 2°C) и не слишком сухо (относительная влажность - от 30 до 60%).

“Плавающий” способ
Это технология так называемого “быстрого” пола - когда доски не прикрепляют к основанию, а просто кладут на специальные тонкие подложки и соединяют только друг с дружкой: с клеем (вклеивая гребень в паз) или без клея (на специальном “замковом” соединении и с помощью “клик-системы”). “Плавающий” пол можно уложить самостоятельно, не приглашая мастеров, и немало на этом сэкономить (работы по укладке паркетной доски стоят $ 8-10/м2). Достаточно прочитать инструкцию в техпаспорте материала и точно соблюсти все несложные правила. Например, передвинув всю мебель к одной стене комнаты, можно начать укладку от другой стены, а дойдя до середины помещения, переставить мебель на новое покрытие и довести монтаж до конца.

Между досками и стяжкой кладут полиэтиленовую пленку, а чтобы усилить звукоизоляцию, поверх пленки расстилают листовой пенополиэтилен (или прессованную пробку). Если стыки положено склеивать, то это делают двумя способами: наносят клей либо на одну (нижнюю) сторону паза, либо на обе и никогда - на дно паза или гребень. Между стенами и краями досок нужно обязательно оставлять расширительные зазоры - как правило, не менее 10 мм. В результате ничто не препятствует пласту из собранных досок “плавать” во всех четырех направлениях, подчиняясь изменению температурно-влажностного режима. Если какие-либо половицы со временем слишком стерлись или повредились, проще заменить эти доски, ведь разобрать “плавающий” на замковом соединении пол, вставить новые доски и собрать заново - дело нескольких часов. Его даже можно унести с собой, переезжая на новую квартиру, или переложить из одного помещения в другое. Прочность бесклеевого “плавающего” соединения выше клеевого - замки с течением времени не образуют даже малозаметных щелей.

Клеевый способ
Когда в 40-х годах XX века была изобретена паркетная доска, ее планки соединяли исключительно клеевым способом, бесклеевой же способ появился относительно недавно. Традиционный же способ крепления - приклеивание к основанию - полностью аналогичен технологии крепления штучного паркета. Для приклеивания нужно более ровное основание, чем для “плавающей” укладки, и имеющее стабильную влажность. Поэтому стяжку, уже сделанную строителями, следует “подлечить” смесями-ровнителями, пропитать проникающей грунтовкой или, в крайнем случае, заменить новой. Если есть вероятность, что бетон под паркетной доской станет более влажным, тогда под доски нужно обязательно стелить паро- и гидроизоляцию (пленку толщиной 0,2 мм). К пленке, естественно, доски не приклеить, так что между нею и паркетной доской располагают промежуточный слой - это либо фанера толщиной 12 мм, либо древесно- стружечная плита толщиной 19 мм. Снабдить деревянный пол дополнительной звукоизоляцией можно, положив слой либо вспененного полиэтилена, либо прессованной пробки, либо листовой резины.

На лаги и балки

Паркетную доску можно укладывать на лаги и на балки. Это особенно актуально для загородных домов. Балки и лаги должны быть сухими и не провисшими, иначе пол начнет скрипеть. Пространство под ними должно хорошо проветриваться, чтобы не накапливались водяные пары. Балки и лаги должны лежать с шагом не менее 60 см, а паркетную доску нужно покупать толстую - 22 или 25 мм. На лаги можно предварительно настелить фанеру, если позволяет высота потолков и порогов, и тогда уже укладывать доски “плавающим” способом. Крепить доски допустимо и прямо к лагам - гвоздями или пристреливать скобами (их забивают в шпунт по диагонали).

Дизайн
Можно очень точно подобрать напольное покрытие к оформлению практически любого интерьера. Рисунок поверхности зависит от распила и может меняться от однородного до затейливого, с сучками и прожилками. Современные способы обработки древесины также вносят разнообразие в декоративный ряд. Отпаривание (применяется к буку) делает цвет натурального дерева более насыщенным и “сочным”, при этом повышая стабильность материала. После отбеливания (дуба, клена, бука) доска приобретает светлый, холодноватый тон. “Антик” - это искусственное состаривание. Так обрабатывают изделия из дуба, чтобы придать им благородный глубокий оттенок “дворцового” паркета в колониальном стиле. “Щетка” - это вычесывание слабых волокон с помощью жесткой металлической щетки. В результате поверхность становится фактурной, ребристой и хорошо подходит к стилю кантри. Износостойкость такой доски повышается, ее можно укладывать в общественных помещениях с высокой нагрузкой на пол.

Большие, готовые к укладке паркетные доски можно укладывать в любом из существующих порядков - “квадратом” или “елочкой”. Однако в сегодняшней практике мы преимущественно видим все ту же “палубную” укладку, либо параллельную стенам, либо диагональную.

Производители и цены
Поставляют нашу героиню TARKETT, HOHNS, FORBO, STEIRER PARKETT, HAMBERGER, PAR-KY, OSMO OSTERMANN & SCHEIWE, VITO, OLAVI RASANEN, SCHEULER HOLZINDUSTRIE GEZELLSCHAFT, “БАМО”, “ДОК-13”, UPOFLOOR, MAFI, MAISTER BODEN, KARELIA BALTIC, GRABO, SIBERIAN FOREST, BERRY WOOD, GREEN WOOD.

Каждая фирма - производитель паркетной доски заявляет определенный срок эксплуатации своего продукта (этот срок может составлять от 20 лет и более). Это касается в первую очередь истираемости лакового покрытия и количества шлифовок, которые может выдержать данная паркетная доска. Например, паркетную доску с рабочим слоем 4 мм можно перешлифовать до 5 раз. Если проводить эту процедуру раз в 5 лет, снимая по 0,5 мм древесины за одну шлифовку, то паркетная доска может прослужить не менее 20-25 лет.

Для досок с тонким рабочим слоем шлифовка не предусмотрена, но вполне возможна многократная лакировка поверхности. Не нужно ждать, пока слой лака протрется и будет затронута древесина. Старый лак просто слегка подшлифовывают, пол чистят пылесосом, после чего накатывают валиком новый слой.

Стоит 1 м2 паркетной доски, в зависимости от модели, древесины верхнего слоя и сорта, от $ 20-60 до $ 95-110. Более дорога та, в которой присутствует дерево экзотических пород. Рабочий слой, которой изготовлен из цельного пласта шпона (как массивная доска), в 1,5 раза дороже, чем доска из того же дерева, но с наборным рабочим слоем (склеенным из нескольких рядов планок). Модные тенденции склоняются к однородности пола, предпочитая крупные фактуры мелкому рисунку.

Любуясь цветом и рисунком понравившейся паркетной доски, все же поинтересуйтесь степенью твердости верхнего слоя, а значит, и его износостойкости, узнайте, будет ли покрытие соответствовать условиям эксплуатации, особенно если предполагается укладывать его в зоне с повышенной нагрузкой. Доставить и уложить ее лучшим способом берутся профессионалы.

Всеми нами любимый паркетный пол имеет очень длинную историю. Но все же конкретной даты его зарождения нет. Только представьте, еще в 11 веке люди обустраивали свои дома деревянными полами. Уже тогда было очевидно, что лучшим материалом для пола является дерево, из него делали не только стены и потолки, но и качественное напольное покрытие. Конечно, пол из грубой, однообразной доски еще не имел такой эстетики и красоты, как это наблюдается сегодня, но, тем не менее, жилищу придавался больший комфорт практичность на многие годы. Чаще всего доски для пола изготавливались из таких пород деревьев, как пихта, сосна или ель.

В европейских странах 11 столетия к подходили более ответственно и с эстетическим вкусом. Так, впервые начали расщеплять длинные деревянные доски на небольшие, геометрически ровные планки, которые потом и служили так называемым паркетным покрытием. Также использовались многие другие породы дерева. Благодаря технологии разделения монолитной доски стало возможным выполнять разные орнаменты на паркете, оформляя его в художественном, эстетическом стиле. Европа всегда славилась мастерами по деревообработке, а в сфере благоустройства жилья, мастера могли проявить все свои таланты и творческие способности. Так, со временем появился термин «художественный паркет», это было действительно большим достижением, ведь красивый, паркетный пол свидетельствовал о высоком достатке человека, и соответственно спрос на паркетный пол начал стремительно расти.

Мода на декоративный пол

Благодаря художественному паркету средневековые замки европейской знати из скучных, серых сооружений превращались в роскошные особняки с уникальным убранством. Так, постепенно элементы из дерева начали вытеснять мрачный камень, холодный мрамор и непрактичный металл. Все чаще в обустройстве напольного покрытия выбор делался в пользу расщепленных дощечек - паркета. Даже сегодня во многих европейских музеях можно увидеть первые образцы старинного художественного паркета. Тот факт, что он сохранился до наших дней, говорит о том, что качество паркета было на самом высоком уровне.

Принято считать, что страной-основательницей моды на паркетный пол является Франция. Согласно этимологии слова «паркет», появилось оно именно во Франции. В России напольные покрытия подобного типа стали применять только в 16-м веке. В отличие от европейских стран, российская знать с помощью «дубовых кирпичей» создавала пол с еще большим изяществом и оригинальностью. Ведь, как известно, в ту эпоху на Руси была очень популярна резьба по дереву, и мастера вкладывали всю душу именно в орнамент паркетного пола. Результат всегда был просто потрясающим. Помимо дуба, для изготовления паркетной доски часто использовалась и сосна.

На Руси в то время существовала метрическая система, определяющая длину объектов в аршинах. Так, самым оптимальным вариантом паркетной доски считалась доска длиной в 2 аршина, что по нашим меркам составляет почти полтора метра. Что касается способов укладки художественного паркета, то их существовало два:

  • интарсия – когда в качестве декора применялась инкрустация;
  • маркетри – отличительной особенностью данного способа являлось применение наборных работ.
Все мы знаем, что для качественной, ровной укладки паркета требуется хорошее основание. В 17 веке таким основанием служила известь с добавлением смолы. Таким образом, удавалось еще и устранить швы между паркетными досками. Известно, что в средневековье очень ценились позолоченные предметы в интерьере, поэтому к украшениям художественного пола выдвигалось требование гармоничного сочетания с окружающей позолотой дворцов российской знати. С этой задачей резчики по дереву успешно справлялись.

Искусство паркета развивалось постоянно, и мы четко это видим даже в 21 веке, когда, казалось бы, пик развития уже достигнут. Мы видим, что с паркетной доски удается выполнять истинные шедевры. Вряд ли сегодня найдется такой человек, который бы не смог подобрать паркетный пол по своему вкусу и предпочтениям. Сейчас в мире прогрессирует тенденция натуральности и экологичности, и как раз натуральная окраска паркета считается самой популярной и востребованной. Большое разнообразие материалов позволяет без проблем создавать оригинальные рисунки на паркете. Паркетный пол можно считать не только достоянием роскошной жизни, но и признаком рациональности и практичности. Современные технологии позволяют сохранять первозданный вид паркетной доски даже по прошествии десятилетий.

Мастера по укладке паркетного пола постоянно совершенствуют свои умения и навыки, чтобы в итоге максимально соответствовать требованиям потребителей. Отсюда можно сделать вывод, что паркетный пол всегда был, есть и будет ценным дополнением интерьера дома. Его преимущества неоспоримы, а применение всегда оправданно. С этим трудно не согласиться.